Выставка на переломе

Выставка на переломе thumbnail

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня,

Мы четвёртый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Н.С. Гумилёв

В ЦВЗ «Манеж» откроется масштабная городская выставка «На переломе… Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.», посвящённая 100-летнему юбилею с начала Первой мировой войны. Выставка продлится до конца августа.

Для России война стала важнейшим историческим переломом, переосмыслением своей миссии и сменой вех, концом Империи и началом нового этапа истории.

В основе экспозиции – уникальная коллекция кинокомпании «Талан», которую составляют военно-агитационные плакаты. Изучая их, сегодня можно проследить как смещаются акценты, как трансформируются образы, как меняются цели и приоритеты. 450 плакатов 1914–1918 годов позволят увидеть историю войны как череду актуальных художественных образов. Также в экспозиции будет представлена исключительно ценная подборка знаменитого журнала «Летопись Великой войны».

В состав экспозиции войдут важнейшие архивные документы из Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военно-исторического архива и Государственного архива кинофотодокументов: письма, дневники, карты, фотоснимки, кинохроника. Московские литературные и исторические музеи, музеи Министерства обороны РФ (Центральный музей Вооружённых сил РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи) и другие музеи представят на выставке образцы вооружения, обмундирования и вещевого довольствия армии, предметы быта гражданского населения тыла. Центральное место в экспозиции займут самолёты времён Первой мировой войны, модели паровозов. Всего предметы из своих фондов представят более 25 российских музеев.

Предметы и символы эпохи будут показаны в контексте связанных с ними поэтических образов, созданных во время этой первой Великой войны, воспринятой поэтами – непосредственными участниками военных действий и тылового обеспечения – как «Вторая Отечественная». Настоящая выставка – это не большое историческое повествование, но своего рода мемориальная инсталляция, призванная передать чувство скорби о человеческих жертвах первого глобального конфликта XX столетия.

Архивный документ и художественный образ, слово и предмет, агитационный плакат и  фотохроника – вот те категории, на которых будет построен рассказ о трагических событиях тех лет. Кроме того, в рамках выставки будет реализован проект «Герои Великой войны», оформленный в отдельный раздел экспозиции. Проект позволит приблизить далёкую войну к нашему времени, проявить размытый образ неизвестных героев, показать, как война повлияла на судьбы реальных людей, свидетелей тех событий. Для публикации на выставке достаточно направить на почту geroi_velikoy@mail.ru отсканированную копию фотографии, указать ФИО родственника, изображённого на фото, а также добавить несколько фраз о его судьбе.

В рамках  выставки будет организован лекторий, в котором пройдёт цикл лекций о Первой мировой войне, в том числе состоится показ видео-лекций «Великая война. История и судьбы» – проект реализован при участии московских литературных музеев и Российского государственного гуманитарного университета, техническая поддержка проекта – компания Dream Industries.

Выставка «На переломе… Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.» станет знаковым событием не только в череде памятных мероприятий, но и масштабным проектом в рамках проведения Года культуры в России.

Организатор выставки: Департамент культуры города Москвы,
МВО «Манеж».

Участники проекта: Музей  М.А.  Булгакова,  Дом  русского  зарубежья,  Московский государственный музей  С.А. Есенина, Государственный музей  В.В. Маяковского, Музей Москвы, Музей–центр  «Преодоление» им. Н.А. Островского, Музей  К.Г. Паустовского, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино», Музей А.Н. Скрябина, Музейный комплекс «История  Танка Т-34», Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой,  Государственный музей обороны Москвы

Партнёры проекта: Министерство обороны РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Центральный музей Вооружённых Сил, Музей Военно-воздушных сил РФ (Монино), Музей военной формы одежды (Бахчиванджи), Государственный литературный музей, Музей истории  Московского педагогического  государственного университета, Кинокомпания ТАЛАН, ЦНТИБ  ОАО  «РЖД»,  ООО «Ратоборцы», Российский  государственный  архив социально–политической истории (РГАСПИ), Российский государственный  военно-исторический архив (РГВИА), Государственный  архив РФ  (ГАРФ), Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный гуманитарный университет.

 Партнёр проекта:       

Выставка на переломе   

Информационная поддержка:   

Выставка на переломе                                           

Источник

Выставка “Человек на переломе”, посвященная трагическим событиям 1917-1918 годов, открылась 7 августа в Музее Достоевского. Организаторы – Преображенское содружество малых православных братств, культурно-просветительский фонд “Преображение”, Свято-Филаретовский православно-христианский институт.

“Главная наша задача – показать ту эпоху через видение самих людей, через их переживания, – рассказала корреспонденту ИА “Вода живая” руководитель авторского коллектива выставки Светлана Чукавина. – Мы брали свидетельства тех, кто может рассказать о событиях. Здесь приведены воспоминания представителей и “правых”, и “левых”. Интересно, что наблюдается некоторая общность. Знакомство с экспозицией будет способствовать ломке стереотипных оценок многих явлений. Например, становится понятным, что невозможно говорить о какой-то “революционной романтике”, скорее – о трагедии”.

Представлены оригинальные документы, фотографии, вещи, книги, периодические издания 1910-1920-х годов. Выставка рассчитана не столько на зрителя, сколько на читателя, в ней много текстов. Интересны свидетельства участников событий, последовавших за октябрьским переворотом.

“Можно составить обширный мартиролог погибших во цвете лет, сил и дарований от руки большевиков, – пишет баронесса Мария Врангель (1856-1944), мать генерала Петра Врангеля, эмигрировавшая из Советской России. – Профессора и студенчество живут, как и другие лица интеллигентных профессий, в таком же подозрении, как и былая аристократия, вечно в ожидании ареста и обыска; они, как и остальные, стоят в “хвостах” у лавок за селедками и ужасным хлебом, несут трудовые повинности. Ради заработка служат одновременно в нескольких учреждениях и, конечно, наука отходит на второй план. Ни учебников, ни учебных пособий нет, научные журналы не издаются, заграничные не получаются, школы значатся более на бумаге; в действительности же сокращены до минимума, так как нет помещений…”

Российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968), бывший членом партии эсеров, вспоминает о первых послереволюционных годах: “Себя мы называли “троглодитами”. Не то чтобы мы жили в пещерах, но уверен: настоящие пещерные люди имели больше удобств, чем было у девяноста пяти процентов населения Петрограда в 1919 году… Строителям нового общества мало того, что люди мрут, как мухи, по естественным, так сказать, причинам. Машина красного террора работает безостановочно. Каждый день и каждую ночь в Петрограде, Москве и по всей стране растут горы трупов…”

Читайте также:  Повязка через плечо при переломе

На церемонии открытия кандидат филологических наук Юлия Балакшина отметила, что идея экспозиции родилась в Москве, но важно, что путь ее начался в Санкт-Петербурге, “городе трех революций”. Кроме того, промыслительно, что она открылась в Музее Достоевского: великий писатель разгадывал тайну человека, а выставка – это попытка заглянуть в человеческое сердце.

“После 1917 года Церковь переживет, наверное, самый тяжелый период своей истории, – сказал церковный историк, профессор СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов. – Но сам по себе 1917-й год может считаться годом, когда Российская Православная Церковь, как она называлась тогда, пережила редкий для нее период испытания свободой, который она выдержала. Страна в целом не выдержала, для нее свобода стала искушением, а Церковь выдержала. В условиях, когда на короткий промежуток, менее года, во главе России оказались те, кто почему-то традиционно считался оппонентами Церкви, – представители русского либерализма, Церковь получила возможность делать то, чего не давали ей целые поколения православных государей. При Временном правительстве Церковь могла провести подготовленный уже к 1907 году, но так и не созванный последним государем Поместный Собор, причем получила возможность созвать его в условиях абсолютной свободы и невмешательства со стороны власти. Подготовка началась в апреле 1917 года, а сам Собор был созван в августе. Со своей стороны, Православная Церковь проявила удивительную способность творчески работать со Временным правительством”.

Отец Георгий отметил, что Церковь положительно отнеслась к принятым новым правительством законам об отмене вероисповедных ограничений, о свободе совести. Отрадно, что на этой выставке тема Церкви звучит, поскольку обычно ее при рассказе об этом времени опускают.

Историк Кирилл Александров подчеркнул, что со времен октябрьского переворота до 1953 года тысячи и тысячи людей безвинно погибли или вынуждены были покинуть Родину, но большевизм обрекал людей на духовное уничтожение, и это было еще страшнее. Чтобы понять, что произошло со страной, достаточно сравнить лица на фотографиях до и после переворота. На выставке во многих аспектах рассматривается тема “Русский человек и большевизм”, и важно, чтобы экспозицию увидели школьники и студенты.

Был показан созданный к выставке документальный фильм о восстании юнкеров в Москве.

Выставка продлится до 8 сентября. Часы работы музея: вт., чт., пт., сб., вс. – 11:00-18:00 (касса до 17:30); ср. – 13:00-20:00 (касса до 19:30); пн. – выходной.

ИА “Вода живая”,

07.08.19

Источник

Выставка, посвященная трагическим событиям 1917-1918 годов, открылась в Российском православном университете. Экспозиция рассказывает о том периоде истории российского государства, общества, Церкви, после которого в стране началась совсем иная жизнь.

Здесь представлены документы, фотографии, вещи, книги, периодические издания 1910-1920-х годов. Но стоит отметить, что выставка рассчитана не столько на зрителя, сколько на читателя: интересны свидетельства участников событий, последовавших за октябрьским переворотом.

Открыл выставку с приветственным словом к собравшимся президент Культурно-просветительского фонда “Преображение” Алексей Андреевич Наумов.

Среди гостей были первый проректор СФИ, председатель Преображенского братства Дмитрий Сергеевич Гасак, епископ Моравичский Антоний (Пантелич), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, декан философско-богословского факультета РПУ, декан исторического факультета СФИ Константин Петрович Обозный, потомок князей Мещерских и дворян Самыгиных Сергей Михайлович Самыгин, декан факультета психологии РПУ Борис Сергеевич Братусь.

Епископ Моравичский Антоний, декан философско-богословского факультета, поприветствовал гостей от лица ректора РПУ игумена Петра (Еремеева) и профессорско-преподавательской корпорации вуза. «Выставка «Человек на переломе» раскрывает трагические страницы истории российского народа 1917-18 гг., собрание картин напоминает ту трагедию, ту печаль, ту боль, которую вызвали люди своими собственными руками. Это не были внешние враги: то, что люди сами строили и созидали веками, разрушили и уничтожили за несколько лет», – отметил своей речи владыка Антоний и напомнил, что рядом в верхнем храме комплекса находится экспозиция «Разрушенные и восстановленные храмы Москвы», которая отражает события, последовавшие после 1917 года.

Центром открытия выставки стала первая экскурсия, которую провела Светлана Чукавина – руководитель авторского коллектива выставки.

В завершении был показан созданный к выставке документальный фильм о восстании юнкеров в Москве.

Мероприятие посетили студенты первого и второго курсов РПУ очной формы обучения.

Выставка организована Преображенским содружеством малых православных братств, культурно-просветительским фондом “Преображение”, Свято-Филаретовским православно-христианским институтом при поддержке РПУ.

Выставка продлится до 20 ноября. Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме дней, когда проходят мероприятия университета. Запись на экскурсию: +7 (963) 975-17-25; +7 (968) 764 52 12. Экскурсионные группы с 8:00 до 20:00.

Фотогалерея

Источник: Российский Православный Университет

Ещё новости о событии:

Главное о человеке в это время – его убивали

Выставка «Человек на переломе», посвященная событиям 1917-1918 годов, будет работать в Российском православном университете с 21 сентября по 20 ноября

Нарастающая социальная и политическая напряженность в российском обществе,
21:52 21.09.2019 СФИ – Москва

Выставка «Человек на переломе» открылась в РПУ (фото)

Выставка, посвященная трагическим событиям 1917-1918 годов, открылась в Российском православном университете.
18:32 21.09.2019 Подворье Сербской Православной Церкви – Москва

Столичные парламентарии призвали горожан отметить православное Рождество в семейном кругу, напомнили о первостепенной важности в любые времена духовно-нравственных ценностей, а также пожелали каждому радости и благодати.
Единая Россия

Около 800 сотрудников столичного пожарно-спасательного гарнизона и добровольцев обеспечивали пожарную безопасность мероприятий в честь Рождества Христова.
Гагаринский район ЮЗАО Москвы

Читайте также:  Перелом правой плечевой кости со смещением мкб 10

В Соборной мечети села Средняя Елюзань руководитель Городищенского мухтасибата Рифать-хазрат Абузяров провел проповедь на тему: «Наркотики и их пагубные последствия».
Совет муфтиев России

Кухня – самое популярное место в любом доме. Как правило, на кухне мы не только готовим пищу и едим ее, но и собираемся всей семьей для общения.
Район Восточное Измайлово ВАО

ДТП произошло на юго-западе столицы.

Фото: molnet.ru / Агата Карасёва

В районе Ясенево на автостоянке в Соловьином проезде, д. 1 водитель врезался в стоящия ряд автомобилей,
Molnet.Ru

Загорелись стройматериалы загорелись в шестиэтажном строящемся здании на Грузинском Валу.
Molnet.Ru

Источник фото: MOSCOW.ER.RU «Единая Россия» поздравила с Новым годом 200 юных пациентов «НМИЦ онкологии имени Н.Н.
Единая Россия

Прививку от коронавирусной инфекции можно сделать в 70 пунктах на базе городских поликлиник.
MosDay.Ru

Музей Победы провел 70 онлайн Уроков Мужества в ушедшем году. Новый формат работы со школьниками был впервые использован после введения ограничений из-за коронавируса.
Информационный Центр

Как музеи, театры и библиотеки работали в онлайн-режиме в период пандемии.
Звездный бульвар

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Состояние актёров, госпитализированных с COVID-19, улучшилось.
Говорит Москва

Редкая орхидея имеет аромат корицы и фруктов и будет цвести около двух недель, говорится в сообщении пресс-службы сада.
Molnet.Ru

Источник

В России проходит передвижная выставка «Сирийский перелом». Поезд-музей колесит по городам и весям и знакомит посетителей с трофеями, изъятыми в Сирии у боевиков. Колоритная экспозиция способна удивить даже завзятых милитаристов, в чём WARHEAD.SU успел убедиться, застав передвижку в Перми.

Передвижная экспозиция

Выставка «Сирийский перелом» проводится какими-то полупартизанскими методами. Поезд с техникой и оружием, отбитым у разнообразных запрещённых ближневосточных террористических организаций, приезжает, пару часов стоит на вокзале в окружении вежливых (во всех смыслах вежливых) экскурсоводов — после чего сворачивается и трогается к следующему пункту назначения.

Поначалу хотелось побранить родное министерство обороны за такой передвижной цирк. Выставка посреди буднего дня, реклама в основном через сарафанное радио.

«Ну кто пойдёт», — подумал я. И, когда пришёл за полчаса до начала, обнаружил на небольшом перроне толпу в несколько тысяч человек.

Около четверти из них — силовики от курсантов до суворовцев, но остальные — обычные зрители.

Сама по себе передвижка оформлена довольно оригинально. Десяток железнодорожных платформ, на которых красуется разнообразная техника. Ещё несколько вагонов — это мини-музеи с оружием, оборудованием и прочими не такими габаритными артефактами. Снаружи всё это оформлено граффити, посвящёнными российским военным в Сирии, и в целом здорово напоминает агитпоезда времён раннего СССР.

Бронемонстры бородатых Кулибиных

Посмотреть есть на что. Бо́льшая часть техники была брошена при капитуляциях разнообразных анклавов. Мятежников вывозили знаменитыми караванами зелёных автобусов, а тяжёлое оружие доставалось трофейным командам.

Некоторые экземпляры, правда, захватили с боя. Например, броневичок MSPV «Пантера» весной 2018 года где-то в восточном Идлибе пал жертвой подкалиберного снаряда — очень характерные отверстия с «лепестками», входное и выходное. Прилетел в него явно не только БОПС: с левого борта одинокая аккуратная дырочка, но правый бок машины близкие разрывы просто в сито превратили.

«Пантера»

«Пантера», поражённая в борт подкалиберным снарядом

Изрешечённый осколками правый борт «Пантеры»

Не менее примечателен чудный шахидмобиль на базе «джипа широкого».

Снаружи кажется, что вроде бы ничего особенного — добавили только щитки на радиатор и покрышки. На самом же деле террористические Кулибины отличились умом и сообразительностью. Внутри колесницы смертника — специальная бронированная капсула, нужная, чтобы водитель не свиделся с гуриями преждевременно. Обычно по таким машинам бьют из гранатомётов, ПТРК, танковых орудий или просто чего-то крупнокалиберного.

Правда, судя по обилию трофейных машин смертников, красиво взорваться удаётся далеко не всем.

Этот конкретный экземпляр, по словам экскурсовода, у «муджахидов» отбили где-то под Пальмирой.

Шахидмобиль с бронекапсулой в кабине

Орлиная голова, советский танк и тачанки

Украшение выставки — «Орлиная голова» — шушпанцер курдского ополчения. Машина, скорее всего, была брошена владельцами где-то между Алеппо и Манбиджем, где на небольшом пространстве пересеклись протурецкие отряды, курды, джихадисты из ИГ (террористическая организация, запрещена в России. — Прим.ред.) и правительственные войска.

«Орлиная голова»

Это шедевр гантракостроения, он весит как средний танк старых времён — 28 тонн. Колёсная формула 6×6, броня 60 мм (правда, вообще-то это обычная сталь), десять человек десанта и двое в экипаже. Наконец, высокохудожественная орлиная голова, нарисованная на борту. «Курд» без сомнений берёт приз зрительских симпатий.

Это тот случай, когда фотографии не передают первобытной мощи. Вживую он способен растрогать десептикона.

Этот крокодил на базе грузовика умеет всё. Он несёт автоматический гранатомёт и пулемёт (по крайней мере нёс), может перевозить пехоту, а бронированным носом, по замыслу создателей, должен таранить стены и баррикады. Наконец, он просто стильный. Бронетехника не должна нести хаос. Она сама должна быть хаосом.

«Орлиная голова»

Настоящий танк всего один, но тоже не совсем обычный. Старый Т-55 щедро дооборудовали «очумелыми ручками».

Противокумулятивные решётки модели «ни от чего не защищает, зато не так страшно» приделаны к башне в два ряда, а чтобы смотрелось ещё лучше, сверху прямо на решётки навесили блоков динамической защиты. Наконец, чтобы враги не поняли совсем ничего, к лобовой броне приварены обрезки рельсов. Зачем так обошлись с простым советским танком, история умалчивает. Что ещё досаднее — неясно, где его затрофеили.

Тачанки интересны, пожалуй, как раз не уникальностью, а именно тем, что схема «пикап плюс пушка» для этой войны совершенно стандартна.

Техничка со станковым гранатомётом СГ-82

На «Тойоте» смонтировали винтажный советский станковый гранатомёт СГ-82, заставший ещё Хрущёва, если не Сталина. Другой джипчик оригинальнее — его оснастили французской авиационной пусковой для неуправляемых ракет. Откуда её притащили, толком не ясно, но в сети высказывались предположения, что это контрабанда с пыльных фронтов ливийщины. Ничего похожего на прицельные приспособления не просматривается.

Техничка с установкой для запуска авиационных ракет

Скорее всего, французский «Град на минималках» наводился с помощью зорких глаз моджахеда и восемнадцать раз повторённого зычного «Аллах акбар!».

Обе машины принадлежали «умеренным террористам», воевавшим на юго-западе Сирии, под Деръа. Там «муджахидов» летом 2018 года разогнали без эпических баталий, как в Алеппо или под Пальмирой, — надломленные серией предшествующих поражений боевики быстро согласились на капитуляцию. Однако вот эти конкретные машины успели пострадать в бою — стёкла и борта прострелены. Одну, как любезно указано на стенде, расковыряли из 12,7-мм тяжёлого пулемёта, повреждения другой комментариев не удостоились.

Борт технички со следами пуль

Читайте также:  При переломе мизинца на ноге можно ли обойтись без гипса при

Автопарк батьки аль-Махни

Среди машин выделяется интригующий экспонат — машина с надписью UN. Судя по всему, это агрегат с юго-запада Сирии. Когда из района Голанских высот эвакуировался персонал ООН, побросали всё, что не могли унести. Так у очередного чернознамённого отряда местных батек аль-Махни появился броневик. Закрашивать надпись UN не стали, поэтому по фронтам гражданской войны с причудливыми коалициями и грызнёй всех против всех носился броневик с надписью «Объединённые нации».

Броневик ООН

Даже интересно, чувствовали ли новые владельцы броневичка иронию момента.

Броневик ООН

«Хамви» представлены двумя машинами — светлой и тёмной. История у них похожая. Игиловцы забрали их в Ираке во время своего генерального наступления и перебросили в Сирию. Запчастей у террористов было мало, поэтому после первых серьёзных повреждений или поломки технику бросали.

«Хамви»

«Блондин» — насколько удалось понять — попал в руки победителей во время наступления сирийцев в мае 2017 года в пустыне под Пальмирой.

Светлый «Хамви»

История «брюнета» известна чуть подробнее. Дело в том, что на борту сохранились остатки эмблемы ICTS — иракского контртеррористического спецподразделения. После захвата игиловцами, чёрный «Хамви» перевезли под Ракку и переоборудовали в шахидмобиль. Однако в июне 2017 года машина попала в объективы в качестве трофея сирийских отрядов, наступавших вдоль Евфрата. Выступить в качестве камикадзе обеим машинам не удалось.

Чёрный «Хамви»

Инженерные трофеи

Наконец, никто не мог пройти мимо двух апокалиптических машин в голове эшелона. Приметой места в сирийской войне стали туннели, которые боевики рыли в занятых городах в неимоверном количестве и чрезвычайно старательно. Понятно, что феллахи с лопатами не смогли бы осилить необходимый объём работ. Землеройку, по словам экскурсовода, военные захватили в 2018 году под Сувейдой.

Землеройка джихада

Вообще, на юге Сирии техники оказалось много (благо граница с Иорданией рядом), а бои перед капитуляцией не были слишком упорными, поэтому оттуда много целых, хорошо сохранившихся трофеев.

Машина китайского производства работает от электродвигателя, копает со скоростью примерно метр туннеля в час, туннель получается трёхметрового диаметра. Штука практичная и надёжная, после захвата вовсю использовалась уже сирийскими военными.

Среди всего этого пиршества духа бородатых самоделкиных неожиданно выглядит полноценная, серьёзная современная инженерная машина. Британский минный трал «Аардварк JSFU» — это, упрощая, бронированный трактор с барабаном, на котором закреплены цепи. Барабан вращается, цепи бьют по земле, вызывая подрыв всего, что способно взрываться. Экипаж прикрыт бронёй и находится на достаточной дистанции от барабана, чтобы не познать геройской смерти от первого же фугаса. По заверению экскурсовода, машина держит все более-менее стандартные взрывные устройства.

Самоходный минный трал

Минный трал захватили в Алеппо в 2016 году. Перед сдачей боевики пытались его поджечь, но без особого энтузиазма — коктейль Молотова разве что краску пожёг.

Такие машины поставлялись в Иорданию, Саудовскую Аравию и даже Пакистан. Так что предположения о том, где взяли, делать можно разные. Как и о конкретных путях доставки — Алеппо, прямо скажем, не ближний свет от любой границы, а к стандартному оснащению боевиков в Сирии такая техника, конечно, не относится. В общем, необычный трофей.

Колоритная стрелковка…

Показывают не только бронетехнику. Экспозиция стрелкового оружия небольшая, но безумно разнообразная.

Калаши всех мыслимых производителей, М16 вьетнамских времён и FN — это, конечно, стандарт. Немецкие «штурмгеверы» времён Второй мировой, говорят, растащили с каких-то складов в районе Алеппо. Но кроме этого полно необычных и совсем уж экзотических стволов.

Скажем, есть французский пулемёт АА-52. Их поставляли в Африку, но какими путями они попали в Сирию — бог весть. Хотя ходят смутные слухи, что такими штуками торгуют на чёрном рынке в Ираке и Ливане.

Рядом на стенке висит послевоенный «Стерлинг» Л2 — оружие солдат, террористов, повстанцев и клонов из «Звёздных войн». Вот тут вопросов нет — на Ближний Восток они поставлялись, и немало.

У джихадистов нашлись даже французские винтовки Бертье образца 1915 года. Можно только навскидку предположить, что раритет взялся откуда-то из частей «Сражающейся Франции» во времена Второй мировой.

Есть и сделанное с нуля полностью кустарное оружие постапокалипсиса — однозарядные самопалы длиной с удава под полудюймовые патроны. Не то что не снайперские, а вообще счастливо обходящиеся без прицельных приспособлений. Для любителей ещё более тяжёлых снов разума имеется турецкое ружьё с кустарной мортиркой под винтовочные гранаты — и декоративным орнаментом.

Судя по этой маленькой выставке, какой бы оружейной экзотики ни возжелала душа алчущего, достаточно как следует поспрашивать на базаре где-нибудь в Акербате. Вернее, было достаточно, пока отряды вежливых археологов не изъяли экспонаты.

…и не только

Отдельно прекрасны трофейные знамёна. Их, правда, выставили немного, зато в ленинской комнате такую священную хоругвь не встретишь.

Взять хотя бы найденный в Алеппо флаг шариатской полиции нравственности. Надписи на флагах отличаются чёткостью посыла: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед Его пророк». Знамёна принадлежали «Ан-Нусре» и более мелким отрядам террористов.

Флаг шариатской полиции нравственности

Для людей, не соответствовавших представлениям шариатской полиции о нравственности, предназначается целый арсенал сабель. Палаческий инструментарий богато украшен надписями, которые — как изящно выразился экскурсовод — «возвеличивают Аллаха и его последователей, совершающих противоправные действия». Написанное на саблях отличается куда бо́льшим разнообразием. К примеру: «Меч — это суть славы и величия. В мечах основа обороны арабов и Отечества».

На мече с раздвоенным клинком без ложной скромности написано: «Нет меча кроме меча Зульфикар» (Зульфикар — это, собственно, легендарный меч с раздвоенным клинком).

Трудно сказать, в каком состоянии нравственность в Алеппо после того, как шариатскую полицию выгнали, а мечи отобрали, но вот головы в городе резать перестали.

А ещё в экспозицию вошли дроны, с которых террористы пытались бомбить российскую базу в Хмеймиме. Есть здесь и противотанковый комплекс. И сапёрный уголок с разнообразными минами и ловушками, а заодно — экипировкой российских сапёров. И отдельный уголок с живописью российских художников на тему конфликта.

В общем, выставка удалась. Можно смело утверждать: вживую вы такое собрание больше нигде не увидите. Самые заметные образцы даже не мелкосерийные — они уникальные. Среди стрелковки тоже много таких вещей, которых в обычном музее не встретишь.

Поругать, правда, тоже есть за что. Пояснялки у каждой машины очень скупые, ничего не говорится о том, где и когда тот или иной экспонат затрофеили. Надписи, которыми богато расписаны сабли и знамёна, тоже не перевели.

Всё-таки у большинства посетителей не сидит в подвале по пленному «муджахиду», чтобы давать комментарии.

Многие вещи пришлось потом выяснять отдельно, мучая гугл и способных читать по-арабски друзей и знакомых. К тому же формат «два часа на каждый город», да ещё и почти всегда в будние дни, — это мало. Видимо, сами организаторы не ждали, что экспозиция заинтересует кого-то, кроме суворовцев, которых организованно приведут. А ведь сама по себе выставка отличная и очень атмосферная. Если подобная тематика интересна, идти нужно обязательно.

Источник