Все виды ран и переломов

Все виды ран и переломов thumbnail

Перелом кости – это частичное или полное нарушение структуры костной ткани. Основная причина переломов – физическая нагрузка, создаваемая на скелет человека, которая превышает прочность костей. Но переломы также возникают при различных болезнях, из-за которых костные ткани истончаются и теряют прочность.

Рассмотрим подробнее понятие перелома и его отличия от вывиха по симптомам, также расскажем об основных причинах травм и правилах оказания первой медицинской помощи.

Перелом кости – определение и значимость проблемы

Перелом является распространенной природной травмой. Механизм возникновения этого вида травмы у человека такой же, как и у всех позвоночных. Около 80% всех переломанных костей приходится на трубчатые: бедренную, лучевую, тазовую. Повреждаются не только кости, но и рядом расположенные мягкие ткани – мышцы и сосуды. Реже происходит сдавливание или полный разрыв нервных окончаний.

Переломы в реальной жизни сочетаются с повреждением разных органов и систем организма. Такие заболевания в медицине называют сочетанными травмами. Например, при переломах ребер развивается плеврит, а при повреждении костей черепа – внутримозговые гематомы.

Какие бывают переломы: общепринятые медицинские классификации

Переломы классифицируют по нескольким критериям: по расположению отломков, локализации травмы и формы переломанного участка.

В зависимости от расположения отломков переломы кости бывают открытыми и закрытыми. В первом случае травма сопровождается повреждением мягких тканей, вплоть до того, что кость оказывается видимой. При закрытом переломе такого не случается: мягкие ткани остаются целыми, кровоизлияний нет.

Открытые переломы подразделяют на первичные и вторичные. В первом случае мягкие ткани травмируются из-за внешнего провоцирующего фактора, а во втором – из-за того, что осколок кости ранит ткани, образуя в них сквозную рану.

Есть отдельные типы, какие бывают закрытые переломы:

  • Комбинированные. Характеризуются множественными повреждениями внутренних органов.
  • Сочетанные. Появляются из-за внешнего воздействия, например, травм или радиации.
  • Множественные. Повреждается несколько костей сразу.
  • Единичные. Травмируется только одна кость.
  • Полные. Концы кости отделяются друг от друга.
  • Неполные – кость не разделяется, но на ее поверхности образуются трещины и краевые обломки.

Самый тяжелый вид травмы – перелом кости со смещением. Из-за перелома со смещением возникают осложнения: как паралич конечностей или потеря их чувствительности, потеря трудоспособности, а иногда и летальный исход.

По местоположению перелом классифицируют на следующие виды:

  • Эпифизиолизный – с поражение зоны роста костной ткани у детей.
  • Эпифизиарный – с травмированием полости сустава.
  • Диафизарным – повреждение трубчатых костей.
  • Вклоченным – связан с повреждением губчатых костных элементов.

Самой трудно излечимой считается эпифизиарный вид переломов. Он зачастую сочетается с вывихами, что не позволяет сразу определить тип травмы и назначить точное лечение.

Еще одну классификацию видов переломов дают по форме повреждения кости:

  • Поперечные – линия разлома находится перпендикулярно относительно самой кости.
  • Продольные – линия перелома расположена параллельно поврежденным кожным тканям.
  • Косые – линия разлома располагается под углом к самой трубчатой кости
  • Винтообразные – вид перелома, при котором костные отломки смещаются относительно первоначального положения.
  • Оскольчатые – при травме не образуется ни одной линии перелома, но на участке кости появляются отдельные осколки.
  • Клиновидные – это вид перелома характерен для травм позвоночника, когда одна кость вдавливается в другую и образует трещины и клиновидные дефекты на её поверхности.
  • Компрессионный – вид перелома, при котором на поврежденном участке костной ткани образуется множество мелких обломков.

5 самых частых видов переломов костей

Статистика по переломам ошеломляет. Согласно данным практически каждый человек в развитых или развивающихся странах 1-2 раза в жизни ломает кости и суставы. Ежегодно в России регистрируется 9 млн. случаев подобных травм, в США – 7 млн. Эта травма суставов и костей является самый частой, из-за чего людям приходится экстренно обращаться к врачам-травматологам.

Разные виды переломов встречаются с неодинаковой частотой. Это обусловлено разной толщиной костной ткани на разных участках тела и тем, что на каждый из отделов приходится неравномерная нагрузка. Рассмотрим самые частые виды переломов и их особенности:

1 – Перелом лучевой кости на руке

На долю этого заболевания приходится до 22% от всех переломов. На рисунке можно увидеть, где располагается лучевая кость на руке.

По МКБ 10 перелом лучевой кости руки имеет код S52. 5. Код S 52 по МКБ 10 присвоен еще одной часто встречаемой травме – перелому плечевой кости.

Основная причина лучевой и плечевой кости рук – это падения, в результате которых человек инстинктивно подставляет под себя конечности.

2 – Перелом шейки бедра

По МКБ 10 такому виду перелома присвоен код S72. Причина травмирования сустава – падения с высоты или дегенеративные процессы в организме.

На фото смотрите, где располагается шейка бедра

По статистике после перелома шейки бедра после 65 лет больные в 88% случаев остаются инвалидами и погибают через 1-2 года после травмы.

3 – Перелом лодыжки

По МКБ 10 заболеванию присвоен код S82.5. Эту травму классифицируют на латеральный и дистальный вид (внутренний и внешний).

На фото смотрите, где располагается лодыжка.

Основная причина травмы – это подскальзывание на улице в холодное время года или неосторожный спуск по лестнице. Возникает он при падении на ногу, согнутую в коленном суставе.

4 – Перелом лицевого отдела черепа (носа и нижней челюсти)

Травмы в подавляющем случае встречаются у тех, кто часто вступает в драки или занимается профессиональным спортом. Классификация перелома костей носа и нижней челюсти по МКБ 10:

  • перелом костей носа – код S02. 2;
  • перелом костей нижней челюсти – код S02. 61.

Такие повреждения очень опасны.

5 – Перелом грудного и поясничного отдела позвоночника

Травма возникает в результате падения на прямые ноги с большой высоты. После перелома грудного отдела позвоночника возникает большее количество неврологических осложнений, особенно если речь идет о детях.

Поясничный и грудной отдел позвоночника смотрите на картинке.

Мо МКБ10 этим эти травмам дают следующую классификацию:

  • компрессионный перелом поясничного отдела позвоночника – код S 32.0;
  • перелом грудного отдела позвоночника – код S22. 0.

К группе переломов грудного отдела позвоночника относится и травма ребер: код по МКБ 10 – S 22. 3. Основная причина травмирования ребер и грудной клетки – это ДТП.

3 признака перелома: абсолютные и относительные

Практически все виды переломов имеют общую симптоматику. Есть признаки, по которым можно лишь заподозрить травму (их называют относительными). По другим признакам (абсолютным), можно со 100% вероятностью выявить сломленную кость.

Как отличить ушиб от перелома! Верный признак, по которому отличают ушиб – это возможность двигать поврежденным суставом или конечностью (хотя это будет больно). Очень важной отличительной характеристикой переломов выступает аннулированная возможность нормального движения и шевеления. Например, если переломана лодыжка, то человек не сможет пошевелить стопой, в том чисте и большим пальцем на ноге.

К первой группе признаков перелома относят:

  • Боль и дискомфорт в области травмирования. Боль усиливается при попытке сдвинуться с места. Этот признак также характерен и для сильного ушиба.
  • Отечность мягких тканей возле болезненного сустава. Эти симптомы также характерны и для вывиха. Но есть правило, как отличить перелом от вывиха.

Как отличить перелом от вывиха! При вывихе нет патологической подвижности сустава, и не слышно хруста в месте повреждения кости, как это бывает, если сломать кость.

  • Кровоподтеки на пораженном участке. Признак характерен и для переломов, и для растяжений. Поэтому Вы должны ознакомиться с еще одной памяткой, как отличать травмы.
Читайте также:  Перелом первой фаланги мизинца ноги

Как отличить растяжение от перелома! При растяжении не меняется длина поврежденных конечностей и не происходит деформации суставов.

По относительным признакам, нельзя точно сказать, есть перелом или нет: нужно обращать внимание на абсолютные. Если наблюдается хруст в ноге или руке, деформация сустава или его патологическая подвижность (абсолютные признаки), то можно говорить о более серьезной травме, чем растяжение, ушиб и вывих.

Диагностика переломов

Диагностикой травмы занимается врач-хирург или травматолог. Самостоятельно можно отличить переломы от других травм (вывиха, ушиба), но определить степень его тяжести под силу только врачу.

Основной метод диагностики – рентгенография в двух проекциях. Смотрите, как выглядит перелом на снимке:

Если имеются признаки открытого перелома конечности, то врач дополнительно назначит больному МРТ или УЗИ, чтобы выявить насколько осколки повредили мягкие ткани и задеты ли нервные окончания.

Оказание первой помощи при переломах – 3 очень важных этапа

При переломах очень важно правильно и своевременно оказать доврачебную помощь. Последовательные грамотные действия позволят предупредить последствия травмы и болевой шок у пострадавшего.

Правила и порядок оказания первой помощи:

  1. Вызвать скорую помощь. Вправлять сустав самостоятельно – это то, чего нельзя делать при переломах. До выезда неотложки пострадавшему оказывают последовательную первую помощь.
  2. Дать пострадавшему обезболивающие средства – Кетанов или Найз. Лучше, если обезболивающие будут введены внутримышечно, так они подействуют быстрее. Если под рукой нет ампулы с лекарством, то используют препараты в таблетированной форме. Обезболивание – это то, что обязательно нужно делать при переломах. В противном случае человек будет ощущать интенсивные боли в суставе при попытке зафиксировать пострадавшую конечность, возможен даже болевой шок.
  3. Зафиксировать сустав шиной. На место перелома накладывают шину, чтобы обломки кости не повредили мягкие ткани. При оказании первой помощи можно использовать подручные средства: деревянную доску, лыжные палки. Если предметы, подходящие для шинирования отсутствуют, то в качестве шины используют тело самого пострадавшего. Например, сломанную ногу фиксируют к здоровой с помощью бинта или одежды. Верхнюю сломанную конечность фиксируют шиной к шее или туловищу.

Последующие правила оказания первой помощи будут зависеть от вида перелома. Если он открытый, то помощь будет включать в себя обеззараживание раны и остановку кровотечения до наложения шины. Бактерии через рану могут быстро попасть внутрь и вызвать гангрену конечностей. Перед тем как зафиксировать сустав в одном положении. необходимо положить на травмированный участок антисептическую салфетку, смоченную перекисью водорода.

При открытом переломе из раны нередко сочится кровь, поэтому нужно знать, как правильно остановить ее. Помощники должны правильно определить вид открывшегося кровотечения:

  • Венозное. Кровь идет медленно и имеет темно-красный оттенок (бурого цвета). В этом случае жгут накладывают ниже места перелома.
  • Артериальное. Кровь вытекает пульсирующей струей и имеет алый окрас – жгут фиксируют выше раны побыстрее, чтобы крови вылилось как можно меньше.

Вместо жгута можно использовать бинты, повязки или лоскуты одежды; если нужно срежьте одежду ножом. Под повязку обязательно следует положить листок с запиской. В нем люди, оказывающие первую помощь, обязательно должны указать время наложения сдавливающей повязки. Если скорая задерживается, то каждые 30 минут ослабляют жгут!

Если человек сломал грудной или поясничный отдел позвоночника, то ему шину не накладывают. В этом случае первая помощь включает в себя только вызов неотложной помощи, обезболивание и остановку крови. Если нужно перенести пострадавшего с места происшествия, например с проезжей части, то для этого используют только жесткие носилки. Человека фиксируют на носилках, для того, чтобы он не слетел. При переломе шейного отдела позвоночника используют иммобилизирующий воротник.

Методы лечения перелома: что делают в стационаре

Основные принципы лечения в стационаре – это сохранение жизни больного, устранение анатомических нарушений (мышечных зажимов), восстановление работы внутренних органов и поврежденных конечностей.

Оперативные методы

Основной метод лечения закрытых переломов – фиксация сустава с помощью гипса, лонгета или жестких ортезов. Если костные отломки сместились, то в план лечения дополнительно включают вытяжение – длительное сопоставление отломков с помощью системы грузов.

Существуют и хирургические методы лечения. Переломы лечат с помощью остеосинтеза – соединения костных отломков при помощи штифтов, винтов.

Современные методы лечения переломов подразумевают полное протезирование. Это когда сустав меняется полностью или частично. Это «золотой стандарт лечения» перелома шейки бедра у пациентов пожилого возраста.

Консервативные методы

После травмы люди испытывают болевые ощущения, поэтому им нужно знать, что принимать при переломах. Обычно в стационаре пациентам, особенно с переломанным позвоночникам, дают наркотические обезболивающие препараты – Кодеин. После этого переходят на нестероидные лекарства – Анальгин, Кетарол.

После переломов увеличивается риск образования тромбов, поэтому дополнительно нужно пить препараты, препятствующие свертываемости крови, по-другому их называют антикоагулянтами – Гепарин, Эноксапарин.

Если перелом открытый, то нужно предупредить бактериальную инфекцию, которая попадает внутрь раны. Для этого используют антибиотики (Цефтриаксон или Цефотаксим) или антибактериальные препараты (Метронидазол, Пефлоксацин).

От того, как успешно пройдет лечение, зависит, сколько времени придется ходить в гипсе при переломе. В среднем период лечения составляет от 1 до 2 месяцев.

Физиотерапевтический метод

Физиотерапия при лечении переломов используется для того. чтобы снять отек с мягких тканей и облегчить болевой синдром. Процедуры способствуют скорейшей регенерации костей, так как улучшают кровоснабжение на травмированном участке.

В остром периоде больным назначают такие методы лечения, как магнитотерапию (ее делают даже через гипсовую повязку). Магнитотерапия не только уменьшает боли, но и устраняет сдавливание мягких тканей.

В дополнение к магнитотерапии применяется еще один эффективный метод лечения – криотерапия. Но процедура возможно только на те области, которые свободны от гипсовой повязки. Основная цель назначения криотерапии – снятие отека с мягких тканей благодаря сужению кровеносных сосудов.

После стихания стадии обострения к перечисленным физиотерапевтическим методам лечения добавляют ультразвуковую терапию с гидрокортизоном и электростимуляцию. Эти методики помогают восстановить утраченный мышечный объем после переломов.

Немаловажное значение в лечении играет и лечебно-оздоровительная физкультура. После снятия гипса нужно постепенно разрабатывать конечности и суставы, чтобы они приобрели первоначальную подвижность. Узнавайте, как разработать лучевую и плечевую кости после перелома руки из видео и по советам врачей.

Источник

Êëàññè÷åñêèå ïðèçíàêè, íà îñíîâàíèè êîòîðûõ ìîæíî ñðàçó óñòàíîâèòü íàëè÷èå ðàíû. Êëàññèôèêàöèÿ ðàí, òðàâì è ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò âèäà ðàññìàòðèâàåìîãî ïðèçíàêà. Ïðàâèëà òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ãîëîâû, ïðåäïëå÷üÿ, áåäðà è ïð.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàíû, òðàâìû, ïåðåëîìû – îïðåäåëåíèå, êëàññèôèêàöèÿ, ïðàâèëà òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè

Ðàíà – ýòî ìåõàíè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé, õàðàêòåðèçóþùååñÿ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ èëè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ñîïðîâîæäàþùååñÿ áîëüþ, êðîâîòå÷åíèåì è çèÿíèåì.

Ðàíó òàêæå åùå íàçûâàþò îòêðûòûì ïîâðåæäåíèåì, ïîä÷åðêèâàÿ òåì ñàìûì, ÷òî îñíîâíûì êðèòåðèåì ðàíû ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè ïîêðîâîâ òåëà. Êëàññè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè, íà îñíîâàíèè êîòîðûõ ìîæíî ñðàçó óñòàíîâèòü íàëè÷èå ðàíû, ÿâëÿþòñÿ: áîëü, çèÿíèå, êðîâîòå÷åíèå.

Ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä êëàññèôèêàöèé ðàí â çàâèñèìîñòè îò âèäà ðàññìàòðèâàåìîãî ïðèçíàêà.

Ïî ïðîèñõîæäåíèþ:

– îïåðàöèîííàÿ (õèðóðãè÷åñêàÿ) ðàíà – ýòî ðàíà, íàíåñ¸ííàÿ âðà÷îì â ïðîöåññå õèðóðãè÷åñêîé îïåðàöèè.

– ñëó÷àéíûå ðàíû, íàíîñèìûå â ðàçëè÷íûõ óñëîâèÿõ áûòîâîé, ïðîèçâîäñòâåííîé îáñòàíîâêè, óëè÷íàÿ òðàâìà.

– Â çàâèñèìîñòè îò âèäà òðàâìèðóþùåãî àãåíòà:

– ðåçàíûå – íàíîñèòñÿ îñòðûì ïðåäìåòîì, õàðàêòåðèçóåòñÿ ðîâíûìè êðàÿìè, ìèíèìàëüíûì îáúåìîì ïîâðåæäåííûõ òêàíåé, íåçíà÷èòåëüíûì âîñïàëåíèåì â êðàÿõ ðàíû, è íåâûðàæåííûìè ðàññòðîéñòâàìè òðîôèêè. Ïðè ýòîì äëèíà ðàíû ïðåîáëàäàåò íàä åå ãëóáèíîé;

Читайте также:  Оказание доврачебной помощи при переломах и травмах

– êîëîòûå – îòëè÷àåòñÿ îò ðåçàíîé çíà÷èòåëüíûì ïðåîáëàäàíèåì ãëóáèíû íàä äëèíîé, ò.å. ãëóáîêèì, óçêèì ðàíåâûì êàíàëîì, êîòîðûé íåðåäêî ìîæåò ïðîíèêàòü â ðàçëè÷íûå ïîëîñòè îðãàíèçìà è ïîâðåæäàòü æèçíåííî âàæíûå îðãàíû. Ýòî îáóñëàâëèâàåò âûñîêóþ îïàñíîñòü òàêèõ ðàí;

– ðóáëåíûå – âîçíèêàåò îò óäàðà òÿæåëûì îñòðûì ïðåäìåòîì, èìååò áîëüøóþ ãëóáèíó è áîëüøèå ðàçìåðû, ÷åì ðàíû ðåçàíûå;

– óêóøåííûå – îáðàçóåòñÿ âñëåäñòâèå óêóñà æèâîòíûìè èëè ÷åëîâåêîì, îòëè÷àåòñÿ îáèëüíûì ìèêðîáíûì çàãðÿçíåíèåì. Íåðåäêî ÷åðåç ðàíåâîé äåôåêò çàíîñèòñÿ ÿä è âèðóñ áåøåíñòâà, è äðóãèå îïàñíûå èíãðåäèåíòû, â òîì ÷èñëå è àíàýðîáû;

– óøèáëåííûå – âîçíèêàåò îò óäàðà òóïûì ïðåäìåòîì èëè ïðè óäàðå î òóïîé ïðåäìåò. Ïðèâîäèò ê íåáîëüøèì íàðóøåíèÿì öåëîñòíîñòè ïîêðîâíûõ òêàíåé, íî âûçûâàåò çíà÷èòåëüíûå ðàññòðîéñòâà òðîôèêè â êðàÿõ ïîâðåæäåííûõ òêàíåé â ðåçóëüòàòå èõ óøèáà, ÷òî ïðèâîäèò ê èõ íåêðîçó;

– ðàçìîçæåííûå – âîçíèêàþò ïîä äåéñòâèåì áîëüøîé ñèëû, âûçûâàþùåé ðàçðûâ è ðàçìîçæåíèå òêàíåé, ïðè êîòîðûõ ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ íàêîïëåíèÿ è âñàñûâàíèÿ îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà òîêñèíîâ â îðãàíèçì ÷åëîâåêà, ÷òî îáóñëîâëèâàåò òÿæåëûé ýíäîòîêñèêîç;

– ðâàíûå – ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàçðûâàìè êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé, â òîì ÷èñëå ñîñóäîâ è íåðâîâ, ÷òî îáóñëàâëèâàåò îáøèðíûå ðåãèîíàðíûå ðàññòðîéñòâà êðîâîòîêà è èííåðâàöèè;

– îãíåñòðåëüíûå – âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ îãíåñòðåëüíûõ ðàíåíèé ïóëÿìè, îñêîëêàìè ñíàðÿäîâ è äð. ïðåäìåòàìè, èìåþùèìè âûñîêóþ êèíåòè÷åñêóþ ýíåðãèþ ðàíÿùåãî ñíàðÿäà, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ñëîæíóþ ôîðìó ðàíåâîãî êàíàëà, îáøèðíîñòü çîíû ïîðàæåíèÿ, âûñîêóþ ñòåïåíü ìèêðîáíîãî çàãðÿçíåíèÿ;

– îòðàâëåííûå – âîçíèêàþò îò âîçäåéñòâèÿ áîåâûõ îòðàâëÿþùèõ âåùåñòâ (èïðèò è äð.) è ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ;

– ñìåøàííûå – îáúåäèíÿåò ñâîéñòâà ðàçíûõ ðàí.

 çàâèñèìîñòè îò èíôèöèðîâàíèÿ:

– àñåïòè÷åñêàÿ ðàíà – ýòî ïîíÿòèå íå ñòîëüêî ìèêðîáèîëîãè÷åñêîå, ñêîëüêî êëèíè÷åñêîå. Îíî îáîçíà÷àåò, ÷òî â äàííûõ óñëîâèÿõ îïàñíîñòü ðàçâèòèÿ õèðóðãè÷åñêîé èíôåêöèè ìèíèìàëüíà;

– ìèêðîáíî-çàãðÿçíåííàÿ èëè êîíòàìèíèðîâàííàÿ ðàíà – ýòî ñîñòîÿíèå, êîãäà â ðàíó ïîïàëè ìèêðîîðãàíèçìû, íî îáùèå è ëîêàëüíûå ìåõàíèçìû çàùèòû ñïîñîáíû ñäåðæèâàòü èõ íà ñòàäèè èíêóáàöèîííîãî ïðîöåññà è â ðàíå íèêàêèõ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà íåò;

– èíôèöèðîâàííàÿ ðàíà – ýòî ðàíà, â êîòîðîé ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà, îáóñëîâëåííîãî íàðóøåíèåì ðàâíîâåñèÿ ìåæäó ìèêðîáàìè, ïîïàâøèìè â ðàíó è çàùèòíûìè ñèëàìè îðãàíèçìà, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè âîñïàëåíèÿ.

 çàâèñèìîñòè îò îòíîøåíèÿ ðàíåâîãî äåôåêòà ê ïîëîñòÿì òåëà.

Ïî îòíîøåíèþ ê ïîëîñòÿì îðãàíèçìà ðàíû ìîãóò áûòü ïðîíèêàþùèìè è íåïðîíèêàþùèìè.

Ïðîíèêàþùåé ÿâëÿåòñÿ ðàíà, âûçûâàþùàÿ ñîîáùåíèå ìåæäó êàêîé – ëèáî ïîëîñòüþ (÷åðåïà, ïëåâðû, áðþøèíû, ñóñòàâà) è âíåøíåé ñðåäîé. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè ñîîòâåòñòâóþùåé îáîëî÷êè (òâ¸ðäîé ìîçãîâîé îáîëî÷êè, ïàðèåòàëüíîé ïëåâðû, ïàðèåòàëüíîé áðþøèíû, êàïñóëû ñóñòàâà). Åñëè óêàçàííûå îáîëî÷êè ïîâðåæäåíû – ðàíà ïðîíèêàþùàÿ, åñëè íåò – íåïðîíèêàþùàÿ.

Òðàâìà – ôèçè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå îðãàíèçìà ïîä âîçäåéñòâèåì âíåøíèõ ôàêòîðîâ. Ê òðàâìàì îòíîñÿò ñëåäóþùèå ïîâðåæäåíèÿ òåëà è îðãàíîâ: ðàíû, îæîãè, îáìîðîæåíèÿ, óøèáû, âûâèõè, ñîòðÿñåíèÿ, ðàñòÿæåíèÿ, ðàçðûâû, ïåðåëîìû. Êðîìå òîãî, âûäåëÿþò ïñèõè÷åñêèå òðàâìû è îòðàâëåíèÿ. Ìåñòíàÿ ðåàêöèÿ íà òðàâìó çàâèñèò îò õàðàêòåðà òðàâìèðóþùåãî àãåíòà. Íàèáîëåå îáùèìè ìåñòíûìè ñèìïòîìàìè òðàâìû ÿâëÿþòñÿ áîëü, îòåê è ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ.

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî êëàññèôèêàöèé âèäîâ òðàâì.

Òðàâìû áûâàþò îòêðûòûìè ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ (ðàíû, îæîãè) è çàêðûòûìè, ïðè êîòîðûõ êîæíûé ïîêðîâ íå íàðóøåí.

Ïî âèäó àãåíòà, âûçâàâøåãî ïîâðåæäåíèå, òðàâìû áûâàþò ìåõàíè÷åñêèå, òåðìè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ýëåêòðè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ïñèõè÷åñêèå, îïåðàöèîííûå, ðîäîâûå è äð. Ìåõàíè÷åñêèå òðàâìû îáóñëîâëåíû äåéñòâèåì òóïîãî èëè îñòðîãî ïðåäìåòà (èíñòðóìåíòà). Òåðìè÷åñêèå âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ õîëîäà è òåïëà. Õèìè÷åñêèå òðàâìû îáóñëîâëåíû äåéñòâèåì ùåëî÷åé è êèñëîò. Áèîëîãè÷åñêèå âûçâàíû áàêòåðèÿìè è èõ ÿäîâèòûìè âûäåëåíèÿìè. Ïñèõè÷åñêèå âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå ðàçäðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû è ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïîñòîÿííûì îùóùåíèåì ñòðàõà, óãðîçàìè è ïð.

 çàâèñèìîñòè îò êîëè÷åñòâà ïîâðåæäàþùèõ ôàêòîðîâ òðàâìû äåëÿò íà ïðîñòûå è êîìáèíèðîâàííûå. Ïðîñòàÿ òðàâìà âîçíèêàåò ïðè äåéñòâèè îäíîãî ïîâðåæäàþùåãî ôàêòîðà. Êîìáèíèðîâàííàÿ òðàâìà îáðàçóåòñÿ ïðè ñî÷åòàíèè íåñêîëüêèõ ïîâðåæäàþùèõ ôàêòîðîâ.

Ïî õàðàêòåðó ïîâðåæäåíèé òðàâìû äåëÿò íà îäèíî÷íûå (èçîëèðîâàííûå), ìíîæåñòâåííûå è ñî÷åòàííûå. Ïðè èçîëèðîâàííîé òðàâìå ïîâðåæäåí îäèí îðãàí. Ïðè ìíîæåñòâåííîé òðàâìå ïîâðåæäåíî äâà è áîëåå îðãàíà. Ïðè ñî÷åòàííîé òðàâìå ïîâðåæäåíû îðãàíû íåñêîëüêèõ ñèñòåì îðãàíèçìà.

 çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè òÿæåñòè, òðàâìû äåëÿòñÿ íà ëåãêèå (óøèáû, ðàñòÿæåíèÿ), ñðåäíåé òÿæåñòè (âûâèõè, ïåðåëîìû ïàëüöåâ), òÿæåëûå (ñîòðÿñåíèå ìîçãà, ïåðåëîì áåäðà).

Ïî ìåñòó ïðè÷èíåíèÿ ïîâðåæäåíèÿ, òðàâìû äåëÿò íà ïðîèçâîäñòâåííûå, íåïðîèçâîäñòâåííûå è óìûøëåííûå. Ïðîèçâîäñòâåííûå äåëÿòñÿ íà ïðîìûøëåííûå è ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå. Ê íåïðîèçâîäñòâåííûì òðàâìàì îòíîñÿò òðàíñïîðòíûå, ïîëó÷åííûå ïðè ïåøåõîäíîì äâèæåíèè, áûòîâûå, ñïîðòèâíûå, âîåííûå è ïðî÷èå.  çàâèñèìîñòè îò âèäà äåÿòåëüíîñòè ïîñòðàäàâøåãî òðàâìû äåëÿòñÿ íà ïðîôåññèîíàëüíûå è íåïðîôåññèîíàëüíûå.

Ïåðåëîì êîñòè – ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ïðè íàãðóçêå, ïðåâûøàþùåé ïðî÷íîñòü òðàâìèðóåìîãî ó÷àñòêà ñêåëåòà. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè.

Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.

 ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:

Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ:

– òðàâìàòè÷åñêèå – âûçâàííûå âíåøíèì âîçäåéñòâèåì;

– ïàòîëîãè÷åñêèå – âîçíèêàþùèå ïðè ìèíèìàëüíîì âíåøíåì âîçäåéñòâèè âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ êîñòè êàêèì-íèáóäü ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì (íàïðèìåð, òóáåðêóë¸çíûì, îïóõîëåâûì èëè äðóãèì).

Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ:

– ïîëíûå (áåç ñìåùåíèÿ è ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ);

– íåïîëíûå – òðåùèíû è íàäëîìû.

Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà:

– ïîïåðå÷íûå – ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïåðïåíäèêóëÿðíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè;

– ïðîäîëüíûå – ëèíèÿ ïåðåëîìà óñëîâíî ïàðàëëåëüíà îñè òðóá÷àòîé êîñòè;

– êîñûå – ëèíèÿ ïåðåëîìà ïðîõîäèò ïîä îñòðûì óãëîì ê îñè òðóá÷àòîé êîñòè;

– âèíòîîáðàçíûå – ïðîèñõîäèò âðàùåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ, êîñòíûå îòëîìêè «ïîâ¸ðíóòû» îòíîñèòåëüíî ñâîåãî íîðìàëüíîãî ïîëîæåíèÿ;

– îñêîëü÷àòûå – íåò åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà, êîñòü â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ðàçäðîáëåíà íà îòäåëüíûå îòëîìêè;

– êëèíîâèäíûå – êàê ïðàâèëî, âîçíèêàåò ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà, êîãäà îäíà êîñòü âäàâëèâàåòñÿ â äðóãóþ, îáðàçóÿ êëèíîâèäíóþ äåôîðìàöèþ;

– âêîëî÷åííûå – êîñòíûå îòëîìêè ñìåùàþòñÿ ïðîêñèìàëüíåé ïî îñè òðóá÷àòîé êîñòè èëè ðàñïîëàãàþòñÿ âíå îñíîâíîé ïëîñêîñòè ãóá÷àòîé êîñòè;

– êîìïðåññèîííûå – êîñòíûå îòëîìêè ìåëêèå, ÷¸òêîé, åäèíîé ëèíèè ïåðåëîìà íåò.

Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ:

– çàêðûòûå – íå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàíåíèÿìè òêàíåé, ïðîíèêàþùèõ ê ìåñòó ïåðåëîìà, è íå ñîîáùàþòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Åäèíè÷íûå – åñëè îäèí ïåðåëîì îäíîãî ñåãìåíòà îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ìíîæåñòâåííûå – åñëè ïåðåëîì â ïðåäåëàõ îäíîãî ñåãìåíòà èëè ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòîâ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà;

– îòêðûòûå – (îãíåñòðåëüíûå è íåîãíåñòðåëüíûå), ïåðåëîìû êîñòåé ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ðàíåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé è ñîîáùàþùèåñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñî÷åòàííûå, åñëè ïåðåëîì ñî÷åòàåòñÿ ñ òðàâìîé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ÷åðåïà. Êîìáèíèðîâàííûå, åñëè ïîðàæåíèå â îäíîé àíàòîìè÷åñêîé îáëàñòè èëè â ðàçíûõ àíàòîìè÷åñêèõ îáëàñòÿõ.

Ïî îñëîæíåíèÿì:

– îñëîæí¸ííûå – ñ òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì, ñ ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ñ êðîâîòå÷åíèåì, ñ æèðîâîé ýìáîëèåé, ñ ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì;

– íåîñëîæí¸ííûå.

Ïðàâèëà òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè

Òðàíñïîðòíàÿ èììîáèëèçàöèÿ – ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè è ïîêîÿ äëÿ îðãàíà, ÷àñòè èëè âñåãî òåëà íà ïåðèîä òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøåãî ñ ìåñòà òðàâìû â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Öåëü òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè — ïðåäóïðåäèòü äîïîëíèòåëüíûå ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé è îðãàíîâ, ðàçâèòèå øîêà ïðè ïåðåêëàäûâàíèè è òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøåãî.

Ïîêàçàíèÿìè ê òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè:

1. Ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé è ñóñòàâîâ;

2. Îáøèðíûå ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé êîíå÷íîñòè;

Читайте также:  Травмы человека ушибы переломы растяжение связок

3. Ïîâðåæäåíèÿ êðóïíûõ ñîñóäîâ è íåðâîâ êîíå÷íîñòè;

4. Âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ êîíå÷íîñòè (îñòðûé îñòåîìèåëèò, îñòðûé òðîìáîôëåáèò).

Ïðàâèëà òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè:

1. Èììîáèëèçàöèþ ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ; ïåðåêëàäûâàíèå, ïåðåíîñ ïîñòðàäàâøåãî áåç èììîáèëèçàöèè íåäîïóñòèìû;

2. Ïåðåä èììîáèëèçàöèåé íåîáõîäèìî ââåäåíèå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ (ìîðôèí, ïðîìåäîë);

3. Ïðè íàëè÷èè êðîâîòå÷åíèÿ îíî äîëæíî áûòü îñòàíîâëåíî íàëîæåíèåì æãóòà èëè äàâÿùåé ïîâÿçêè; ïîâÿçêà íà ðàíó äîëæíà áûòü àñåïòè÷åñêîé;

4. Øèíó íàêëàäûâàþò íåïîñðåäñòâåííî íà îäåæäó, åñëè æå åå ïðèõîäèòñÿ íàêëàäûâàòü íà ãîëîå òåëî, òî ïîä íåå ïîäêëàäûâàþò âàòó, ïîëîòåíöå, îäåæäó ïîñòðàäàâøåãî;

5. Íà êîíå÷íîñòÿõ íåîáõîäèìî èììîáèëèçîâàòü äâà áëèçëåæàùèõ ê ïîâðåæäåíèþ ñóñòàâà, à ïðè òðàâìå áåäðà — âñå òðè ñóñòàâà êîíå÷íîñòè;

6. Ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ âî âðåìÿ íàëîæåíèÿ øèíû íåîáõîäèìî ïðîèçâåñòè ëåãêîå âûòÿæåíèå ïî îñè êîíå÷íîñòè çà äèñòàëüíóþ ÷àñòü ðóêè èëè íîãè è â òàêîì ïîëîæåíèè çàôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü;

7. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ âûòÿæåíèå íåäîïóñòèìî; êîíå÷íîñòü ôèêñèðóþò â òîì ïîëîæåíèè, â êîòîðîì îíà îêàçàëàñü â ìîìåíò òðàâìû;

8. Íàëîæåííûé íà êîíå÷íîñòü æãóò íåëüçÿ çàêðûâàòü ïîâÿçêîé, ôèêñèðóþùåé øèíó;

9. Ïðè ïåðåêëàäûâàíèè ïîñòðàäàâøåãî ñ íàëîæåííîé òðàíñïîðòíîé øèíîé íåîáõîäèìî, ÷òîáû ïîìîùíèê äåðæàë ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü.

Ïðè íåïðàâèëüíîé èììîáèëèçàöèè ñìåùåíèå îòëîìêîâ âî âðåìÿ ïåðåêëàäûâàíèÿ è òðàíñïîðòèðîâêè ìîæåò ïðåâðàòèòü çàêðûòûé ïåðåëîì â îòêðûòûé. Ïîäâèæíûìè îòëîìêàìè ìîãóò áûòü ïîâðåæäåíû æèçíåííî âàæíûå îðãàíû – êðóïíûå ñîñóäû, íåðâû, ãîëîâíîé è ñïèííîé ìîçã, âíóòðåííèå îðãàíû ãðóäè, æèâîòà, òàçà. Äîïîëíèòåëüíàÿ òðàâìà îêðóæàþùèõ òêàíåé ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ øîêà.

Äëÿ ïðîâåäåíèÿ òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè ïðèìåíÿþò ñòàíäàðòíûå øèíû Êðàìåðà, Äèòåðèõñà, ïíåâìàòè÷åñêèå øèíû, íîñèëêè èììîáèëèçàöèîííûå âàêóóìíûå, ïëàñòìàññîâûå øèíû.

Óíèâåðñàëüíîé ÿâëÿåòñÿ ëåñòíè÷íàÿ øèíà Êðàìåðà. Ýòèì øèíàì ìîæåò áûòü ïðèäàíà ëþáàÿ ôîðìà, à ñîåäèíÿÿ èõ ìåæäó ñîáîé, ìîæíî ñîçäàòü ðàçëè÷íûå êîíñòðóêöèè. Èõ ïðèìåíÿþò äëÿ èììîáèëèçàöèè âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ãîëîâû.

Øèíà Äèòåðèõñà ñîñòîèò èç ðàçäâèæíîé íàðóæíîé è âíóòðåííåé ïëàñòèí, ôàíåðíîé ïîäîøâû ñ ìåòàëëè÷åñêèìè ñêîáàìè è çàêðóòêè. Øèíà ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà, êîñòåé, îáðàçóþùèõ òàçîáåäðåííûé è êîëåííûé ñóñòàâû. Ïðåèìóùåñòâîì øèíû ÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü ñîçäàòü ñ åå ïîìîùüþ âûòÿæåíèå.

Ïíåâìàòè÷åñêè øèíû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé äâóõñëîéíûé ãåðìåòè÷íûé ÷åõîë ñ çàñòåæêîé-ìîëíèåé. ×åõîë íàäåâàþò íà êîíå÷íîñòü, çàñòåãèâàþò ìîëíèþ, ÷åðåç òðóáêó íàãíåòàþò âîçäóõ äëÿ ïðèäàíèÿ øèíå æåñòêîñòè. Äëÿ ñíÿòèÿ øèíû èç íåå âûïóñêàþò âîçäóõ è ðàññòåãèâàþò çàñòåæêó-ìîëíèþ. Øèíà ïðîñòà è óäîáíà â îáðàùåíèè, ïðîíèöàåìà äëÿ ðåíòãåíîâñêèõ ëó÷åé. Ïðèìåíÿþò øèíû äëÿ èììîáèëèçàöèè êèñòè, ïðåäïëå÷üÿ, ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ñòîïû, ãîëåíè, êîëåííîãî ñóñòàâà.

Ïðè îòñóòñòâèè ñòàíäàðòíûõ øèí èñïîëüçóþò ïîäðó÷íûå ñðåäñòâà (èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû): äîùå÷êè, ëûæè, ïàëêè, äâåðè (äëÿ òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà).

Ñòàíäàðòíóþ ôàíåðíóþ øèíó Åëàíñêîãî ïðèìåíÿþò ïðè òðàâìå ãîëîâû è øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Ñòâîðêè øèíû ðàçâåðòûâàþò, íàêëàäûâàþò ñëîé âàòû ñî ñòîðîíû, ãäå èìåþòñÿ ïîëóêðóæíûå âàëèêè èç êëååíêè äëÿ óïîðà ãîëîâû, ïîäêëàäûâàþò øèíó ïîä ãîëîâó è âåðõíþþ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè è ôèêñèðóþò ðåìíÿìè ê âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà. Ãîëîâó óêëàäûâàþò â ñïåöèàëüíîå óãëóáëåíèå äëÿ çàòûëî÷íîé ÷àñòè è ïðèáèíòîâûâàþò ê øèíå.

Äëÿ èììîáèëèçàöèè ãîëîâû ìîæíî èñïîëüçîâàòü âàòíî-ìàðëåâûé êðóã. Ïîñòðàäàâøåãî óêëàäûâàþò íà íîñèëêè, ãîëîâó ïîìåùàþò íà âàòíî-ìàðëåâûé êðóã òàê, ÷òîáû çàòûëîê íàõîäèëñÿ â óãëóáëåíèè, ïîñëå ÷åãî ïðèâÿçûâàþò ïîñòðàäàâøåãî ê íîñèëêàì, ÷òîáû èçáåæàòü äâèæåíèé âî âðåìÿ òðàíñïîðòèðîâêè.

Èììîáèëèçàöèþ ïðè ïîâðåæäåíèè øåè ìîæíî îñóùåñòâèòü ñ ïîìîùüþ âàòíî-ìàðëåâîãî, åñëè ó áîëüíîãî íåò ðâîòû è çàòðóäíåííîãî äûõàíèÿ. Âîêðóã øåè ïðèáèíòîâûâàþò 3-4 ñëîÿ âàòû, ÷òîáû îáðàçîâàâøèéñÿ âîðîòíèê âåðõíèì êîíöîì óïèðàëñÿ â çàòûëîê è ñîñöåâèäíûå îòðîñòêè, à íèæíèì – â ãðóäíóþ êëåòêó.

Èììîáèëèçàöèþ ãîëîâû è øåè ìîæíî îáåñïå÷èòü íàëîæåíèåì øèí Êðàìåðà, ïðåäâàðèòåëüíî èçîãíóòûõ ïî êîíòóðó ãîëîâû. Îäíó øèíó ïîäêëàäûâàþò ïîä çàòûëîê è øåþ, à äðóãóþ èçãèáàþò â âèäå ïîëóîâàëà, êîíöû êîòîðîãî óïèðàþòñÿ â ïëå÷è. Øèíó ôèêñèðóþò áèíòàìè.

Ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû äëÿ èììîáèëèçàöèè îòëîìêîâ ïîëüçóþòñÿ ïîâÿçêîé Äåçî èëè êîñûíî÷íîé ïîâÿçêîé ñ âàëèêîì, óëîæåííûì â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó, èëè âîñüìèîáðàçíîé ïîâÿçêîé.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè è ïîâðåæäåíèè ïëå÷åâîãî èëè ëîêòåâîãî ñóñòàâà èììîáèëèçàöèþ ïðîâîäÿò áîëüøîé ëåñòíè÷íîé øèíîé Êðàìåðà, êîòîðóþ ïðåäâàðèòåëüíî ìîäåëèðóåò íà ñåáå âðà÷. Êîíå÷íîñòè ïðèäàþò ïîëîæåíèå, óêàçàííîå íà ðèñóíêå, ñ âàëèêîì ïîä ìûøêîé. Øèíà ôèêñèðóåò âñå òðè ñóñòàâà âåðõíåé êîíå÷íîñòè. Âåðõíèé è íèæíèé êîíöû øèíû ñêðåïëÿþò òåñüìîé èç áèíòà, îäèí êîíåö êîòîðîé ïðîâåäåí ñïåðåäè, à äðóãîé – ÷åðåç ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó ñî çäîðîâîé ñòîðîíû. Íèæíèé êîíåö øèíû ïîäâåøèâàþò íà øåþ ñ ïîìîùüþ êîñûíêè èëè ðåìíÿ.

Ïðè îòñóòñòâèè ñòàíäàðòíûõ ñðåäñòâ, òðàíñïîðòíóþ èììîáèëèçàöèþ ïðè ïåðåëîìå ïëå÷à â âåðõíåé òðåòè ïðîèçâîäÿò ñ ïîìîùüþ êîñûíî÷íîé ïîâÿçêè.  ïîäìûøå÷íóþ ÿìêó ïîìåùàþò íåáîëüøîé âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê è ïðèáèíòîâûâàþò åãî ê ãðóäíîé êëåòêå ÷åðåç çäîðîâîå ïëå÷î. Ðóêó, ñîãíóòóþ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 60°, ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå, ïëå÷î ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó.

Äëÿ èììîáèëèçàöèè ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè ïðèìåíÿþò ìàëóþ ëåñòíè÷íóþ øèíó, ê êîòîðîé ïðèáèíòîâûâàþò êèñòü è ïðåäïëå÷üå ñ ôèêñàöèåé ëó÷åçàïÿñòíîãî è ëîêòåâîãî ñóñòàâîâ. Ðóêà ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå, êèñòü ïîñëå íàëîæåíèÿ øèíû ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå. Ïðè îòñóòñòâèè ñïåöèàëüíûõ øèí ïðåäïëå÷üå ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå èëè èììîáèëèçóþò ñ ïîìîùüþ äîñêè, êàðòîíà, ôàíåðû ñ îáÿçàòåëüíîé ôèêñàöèåé äâóõ ñóñòàâîâ. ðàíà òðàâìà ïåðåëîì èììîáèëèçàöèÿ

Ïðè ïåðåëîìå áåäðà, ïîâðåæäåíèè òàçîáåäðåííîãî è êîëåííîãî ñóñòàâîâ ïðèìåíÿþò øèíû Äèòåðèõñà. Ïîäîøâåííóþ ïëàñòèíó øèíû ïðèáèíòîâûâàþò âîñüìèîáðàçíîé ïîâÿçêîé ê ïîäîøâå îáóâè ïîñòðàäàâøåãî. Íàðóæíóþ è âíóòðåííþþ ïëàñòèíû øèíû ïîäãîíÿþò ïîä ðîñò áîëüíîãî ïóòåì ïåðåìåùåíèÿ â ñêîáêàõ è ôèêñèðóþò øòèôòîì. Íàðóæíàÿ ïëàíêà äîëæíà óïèðàòüñÿ â ïîäìûøå÷íóþ ÿìêó, âíóòðåííÿÿ — â ïàõîâóþ îáëàñòü, íèæíèå êîíöû èõ äîëæíû âûñòóïàòü çà ïîäîøâó íà 10–12 ñì. Ïëàñòèíû ïðîïóñêàþò ÷åðåç ñêîáû ïîäîøâåííîé ïëàñòèíû è ñêðåïëÿþò õîìóòîì. ×åðåç îòâåðñòèå â ïîäîøâå ïðîâîäÿò øíóð è çàâÿçûâàþò åãî íà ïàëî÷êå-çàêðóòêå.  îáëàñòè ëîäûæåê è íà ïëàñòèíêè êîñòûëåé íàêëàäûâàþò âàòíî-ìàðëåâûå ïðîêëàäêè. Øèíó ôèêñèðóþò ðåìíÿìè ê òóëîâèùó, à ïëàíêè ìåæäó ñîáîé. Íîãó âûòÿãèâàþò çà ñêîáû íà ïîäîøâåííîé ïëàñòèíå è çàêðó÷èâàþò ïàëî÷êó-çàêðóòêó. Øèíó ïðèáèíòîâûâàþò ê íîãå è òóëîâèùó. Ïîä çàäíþþ ïîâåðõíîñòü íîãè ïîäêëàäûâàþò è ïðèáèíòîâûâàþò øèíó Êðàìåðà, ÷òîáû ïðåäóïðåäèòü ñìåùåíèå íîãè â øèíå êçàäè.

Äëÿ èììîáèëèçàöèè áåäðà ìîæíî èñïîëüçîâàòü øèíû Êðàìåðà, ñîåäèíåííûå ìåæäó ñîáîé. Íàêëàäûâàþò èõ ñ íàðóæíîé, âíóòðåííåé è çàäíåé ñòîðîíû. Èììîáèëèçàöèÿ òðåõ ñóñòàâîâ ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíîé.

Ïðè ïåðåëîìå ãîëåíè ïðèìåíÿþò øèíû Êðàìåðà. Ôèêñèðóþò êîíå÷íîñòè òðåìÿ øèíàìè, ñîçäàâàÿ íåïîäâèæíîñòü â êîëåííîì è ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâàõ. Äëÿ èììîáèëèçàöèè ãîëåíè è êîëåííîãî ñóñòàâà èñïîëüçóþò ïíåâìàòè÷åñêèå øèíû.

Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðóþò íà íîñèëêàõ ëó÷øå ñ ïîäëîæåííûì ôàíåðíûì èëè äîùàòûì ùèòîì. Íîãè ïîëóñîãíóòû â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, ïîä êîëåíè ïîäêëàäûâàþò âàëèê èç îäåæäû, îäåÿëà, âåùåâîãî ìåøêà. Ïîñòðàäàâøåãî ïðèâÿçûâàþò ê íîñèëêàì.

Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà â ãðóäíîì è ïîÿñíè÷íîì îòäåëàõ, òðàíñïîðòèðîâêó îñóùåñòâëÿþò íà íîñèëêàõ ñî ùèòîì, â ïîëîæåíèè ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíå ñ íåáîëüøèì âàëèêîì ïîä êîëåíÿìè. Ïîñòðàäàâøåãî ïðèâÿçûâàþò ê íîñèëêàì. Ïðè íåîáõîäèìîñòè òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøåãî íà ìÿãêèõ íîñèëêàõ åãî óêëàäûâàþò íà æèâîò ñ âàëèêîì ïîä ãðóäüþ. Ïðè ïåðåëîìå øåéíîãî è âåðõíåãðóäíîãî îòäåëîâ ïîçâîíî÷íèêà òðàíñïîðòèðîâêó îñóùåñòâëÿþò íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíå, ïîä øåþ ïîäêëàäûâàþò âàëèê.

Ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà, òàçà, òÿæåëûõ ìíîæåñòâåííûõ òðàâìàõ ïðèìåíÿþò òðàíñïîðòíóþ èììîáèëèçàöèþ ñ ïîìîùüþ íîñèëîê èììîáèëèçàöèîííûõ âàêóóìíûõ (ÍÈÂ). Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ãåðìåòè÷íûé äâîéíîé ÷åõîë, íà êîòîðûé óêëàäûâàþò ïîñòðàäàâøåãî. Ìàòðàö çàøíóðîâûâàþò. Èç ÷åõëà îòñàñûâàþò âîçäóõ âàêóóìíûì îòñîñîì ñ ðàçðåæåíèåì 500 ìì. ðò. ñò., âûäåðæèâàþò 8 ìèí, ÷òîáû íîñèëêàìè áûëà ïðèîáðåòåíà æåñòêîñòü çà ñ÷åò ñáëèæåíèÿ è ñöåïëåíèÿ ãðàíóë ïåíîïîëèñòèðîëà, êîòîðûì çàïîëíåí ìàòðàö. ×òîáû ïîñòðàäàâøèé çàíèìàë ïðè òðàíñïîðòèðîâêå îïðåäåëåííîå ïîëîæåíèå (íàïðèìåð, ïîëóñèäÿ), åìó ïðèäàþò òàêîå ïîëîæåíèå â ïåðèîä óäàëåíèÿ âîçäóõà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник