Великолепный перелом

Великолепный перелом thumbnail

Великий перелом

Каталог фильмов

Госфильмофонд России

Страна производитель:

СССР

В ролях:

Михаил Державин

,

Петр Андриевский

,

Юрий Толубеев

,

Андрей Абрикосов

,

Александр Зражевский

,

Николай Корн

, Марк Бернес

Фильм «Великий перелом» снял режиссер Фридрих Эрмлер в 1945 году. Кинолента рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно.

В 1946 году на первом Международном кинофестивале в Каннах фильм получил главный приз — Гран-при.

В подборках

Фильмы о Великой Отечественной войне из архивов Госфильмофонда

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Великолепный перелом

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — .

    Источник

    Решение, окончательно переломившее ход войны

    Хороший фильм. В основе фильма, как я могу понять, лежат реальные герои и события происходившие во время Сталинградской битвы. Имена главнокомандующих изменены. Под генерал-полковником Муравьёвым, вероятно, подразумевается Ерёменко, а под генералом Виноградовым, изображён генерал Гордов. Изменение имён связано, наверное, с преследованием Гордова после войны.

    Очень хорошо передано напряжение, возникающее в ожидании главного удара. Это напряжение видно и внутри, и между героями фильма. Оно нарастает по мере нарастания сложности ситуации в обороне Сталинграда.

    И конечно, кульминацией фильма были кадры о принятии решения начать артиллерийскую подготовку за полчаса до наступления. Фактически генерал Муравьёв (Ерёменко) взял на себя ответственность за судьбу сражения и страны в целом, как минимум сохранив многие жизни тех кто оборонял Сталинград. У него не было времени согласовывать это со ставкой. По сути показан пример того, каким должен быть настоящий полководец.

    Несколько уточнений

    В фильме, разумеется, нет конкретных прототипов полководцев и операций. Да, в самом общем виде она напоминает оборону Сталинграда – но эпизод с контрартподготовкой взят из Курской битвы. Эрмлер просто хотел показать, как работает высшее командование на абстрактном сражении. Именно поэтому обороняемый Город именно так и называется, без уточнений.

    И показал отлично! Виден тяжкий груз ответственности за решение, которое может стоить жизни тысячам бойцов. Видно, как важна информация и разведка – когда за восстановление связи жизни не жаль.

    Отражены и зачастую весьма острые отношения между военачальниками. Когда у каждого командира своё понимание того, как надо – заставить их следовать плану бывает весьма непросто.

    Личная драма Виноградова – один из самых сильных эпизодов фильма. Видно, как человек в момент трагедии собирает себя в кулак чудовищным усилием воли…

    При этом фильм очень лаконичен, воды в диалогах абсолютно нет. Практически весь его можно растащить на цитаты, но не буду спойлить.

    В общем, кто хочет иметь представление о внутренней кухне советских штабов в Великую отечественную – очень советую именно этот фильм.

    В бой идут одни генералы

    Есть три основные категории военных фильмов: 1) герои оказываются в гуще военных действий и становятся вершителями или свидетелями подвига 2) герои не участвуют в боевых действиях, но принимают непосредственное участие в войне тем или иным способом и, конечно, тоже совершают свой подвиг 3) фильмы, где война является фоном, но каким-то образом влияет на героев. ‘Великий перелом’ Эрмлера относится ко второй категории и представляет собой, на первый взгляд, настолько безэмоциональную и камерную картину, что зрителям, привыкшим к разрывам снарядов и демонстрации тягот жизни простого солдата, она может показаться напрочь лишенной патриотизма и героизма. На самом деле режиссер Эрмлер и сценарист Чирсков совершили в своем роде подвиг, сняв редкий фильм, который показывает войну в диалогах высшего военного руководства, раскрывая характеры полководцев, их трудную интеллектуальную работу, ужасную ответственность и тяжелые решения, от которых ни много ни мало зависела судьба всего мира.

    В ‘Великом переломе’, где речь идет о Сталинградской битве, одной из тяжелейших и кровопролитнейших битв в истории, практически нет смертей и крови. Вся война – на картах военачальников, на суровых лицах людей, получивших приказ не отступать и не сдаваться, каждый день отправляющих, не моргнув глазом, на смерть тысячи, десятки тысяч людей во имя великой цели, война гремит канонадой, которой мы можем и не увидеть, но ее слышат измученные бессонницей и ожиданием генералы, и в их глазах – и боль за солдат, и уверенность в победе, и важность принятых решений, и груз ответственности, и опыт, и военная смекалка… Разыгрывается смертельная шахматная партия: один из самых известных немецких военных стратегов с огромной армией движется на Сталинград, падение которого может стать началом конца Советского Союза, и несколько человек пытаются обыграть его всеми возможными способами.

    Читайте также:  Причина опухали после перелома

    Все имена изменены, мы не услышим здесь привычных имен (хотя, конечно, более-менее сведущий зритель будет узнавать, о ком идет речь), просто потому, что у Эрмлера не стояла задаче возвеличить конкретных людей. Его задачей было – создать прижизненный памятник мудрости и правильности действий советского военного руководства, тем людям, которые привели к победе солдат, о подвиге которых говорили, говорят и будут говорить еще очень долго. Со своей задачей он справился блестяще! Какой разительный контраст с нынешними отечественными фильмами, где подвиг простого солдата пытаются чтить (в меру таланта и способностей), но высших офицеров почему-то неизменно выставляют сволочами, карьеристами, садистами и алкашами. Думаю, если б они действительно были такими, как в фильмах Михалкова или, прости господи, в какой-нибудь шляпе, вроде ‘На Париж!’, не видали б мы победы, как своих ушей!

    Офицеры из фильма Эрмлера, одного из главных советских киноагитаторов, каким-то немыслимым образом стали напоминать высшее руководство царской белой армии из романа Булгакова. Они благородны, умны и готовы на любые жертвы. Это, возможно, оттолкнуло от ‘Великого перелома’, прекрасно принятого в первые годы после выхода и даже получившего гран-при в Каннах, внимание последующих поколений. ‘Великий перелом’ как будто обесценивает подвиг простого солдата (на самом деле нет – например, одна из самых впечатляющих сцен – подвиг военного шофера Минутки в исполнении Марка Бернеса), не моргнув глазом генералы отправляют в пекло войны тысячи людей, для них это просто пешки, просто числа на картах и в телеграммах с фронта. Это шло вразрез с агитационной советской политикой начиная с ‘оттепели’, и идет вразрез сейчас.

    В кадре очень мало военных действий, но мы прекрасно понимаем, о чем идет речь и как развивались события. Советские генералы представлены обычными людьми, хоть и наделенными большой властью и нагруженными грандиозной ответственностью. Они любят, дружат, ссорятся, дают слабину, не верят и верят в победу и друг в друга. В их диалогах – вся война: личные драмы и потери, которые они не имеют права переживать как обычные люди, конфликт с союзниками, определенное уважение к врагу, о котором говорят без ненависти, усталость от войны, трудное положение на острие бритвы между ставкой верховного главнокомандующего, требующего одно и живыми силами, могущими другое, почти фантастическое понимание врага, его стратегии, разгадывание его планов – никакой удачи, бога, молитв и прочей ‘михалковщины’. Война по Эрмлеру – прежде всего ежедневный, тяжелый, интеллектуальный труд, требующий постоянной победы над самим собой.

    Очень хорошие актеры с чувством исполняют роли советских военачальников, не посрамив честь их мундиров. Эти люди видели войну своими глазами, некоторые были ее непосредственными участниками, они не врут ни в одном кадре, и, хоть это вполне объяснимо, таких лиц и такой актерской правды в фильмах о войне уже больше никогда не будет. Михаил Державин очень убедителен в образе исполина советского военного искусства Муравьева (‘срисованного’ с Жукова), умеющего не поддаваться эмоциям, идти на риск и брать на себя самую большую ответственность. Это харизматичный лидер и профессионал высшей пробы, за которым всегда пойдут люди. В карьере Державина это была одна из самых заметных ролей: к несчастью, он умер всего через несколько лет после выхода картины еще совсем не старым человеком, успев сыграть всего в десятке картин.

    Очень необычным было то, что немцев в фильме играли немецкие военнопленные! Как этого добился Эрмлер, ума не приложу, зато, в отличие от многих других фильмов о войне той поры, немцы здесь не карикатурны и аутентичны.

    Единственное, что мне не совсем понравилось – все-таки фильм получился достаточно одномерным, на экране идет борьба хорошего с еще лучшим. Генералы ошибаются в мелочах, но тут же исправляют положение. Несомненно, с точки зрения политики и агитации это верный ход, но это лишает картину интереснейших конфликтов – мы знаем, что далеко не все и не всегда было гладко, сколько было сделано роковых ошибок, сколько было кадровых перестановок, сколько генералов справедливо и не справедливо были расстреляны. В этом смысле ленте не хватает остроты. Но в остальном – это хорошая, честная, глубокая и оригинальная лента, требующая к себе пристального внимания.

    Фильм снимался во время войны, был закончен еще до победы, но неугасимая вера авторов в нее горит в каждом кадре! ‘Великий перелом’ представляет вид на битву под Сталинградом ‘за кадром’, из кажущимися уютными кабинетов, в которых совсем не изможденные и не терпящие окопных лишений умудренные мужи тоже творят победу. Тоже каждый день совершают свой подвиг, без которого все солдатские смерти были бы бессмысленными. Это лишь один из пазлов общей картины о войне, которую создавало советское кино, но пазл также важный, нужный, талантливый и совершенно безосновательно сегодня потерянный. А без него картина в любом случае не выглядит полной.

    8 из 10

    Источник

    26-28 сентября в Ельцин Центре впервые прошла Международная научная конференция из цикла «История сталинизма». Она стала двенадцатой по счету.

    В этом году конференция была посвящена анализу событий «Великого перелома» в СССР, которые оказали значительное влияние на историю Советского Союза, России и имели долгосрочные международные последствия. Принудительная коллективизация и индустриальный скачок первой пятилетки, культурная революция, нацеленные на быстрое превращение аграрной страны в индустриальную державу, разрушили традиционные социально-экономические структуры и уклад жизни большинства советского населения.

    Конференция прошла при содействии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. При непосредственном участии Государственного архива РФ, Российского государственного архива социально-политической истории, Президентского центра Б.Н. Ельцина, Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал», издательства «Политическая энциклопедия».

    Читайте также:  Почему после перелома носа появляется горбинка на носу

    Куратор конференции директор Российского государственного архива социально-политической истории, главный редактор издательства «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН) Андрей Сорокин рассказал, какие вопросы составили повестку дня.

    – Почему именно 1929 год стал предметом исследования?

    – Эта конференция, как и все предшествующие, посвящена не только актуальным проблемам советской истории, но и прямо связана с «юбилейным» в кавычках 1929 годом, который и самим Сталиным был назван годом «Великого перелома». Под таким названием 7 ноября 1929 года в газете «Правда» появилась статья за его подписью. Действительно, в этом году произошло несколько символических событий, которые не только изменили политический ландшафт страны и начали целый ряд существенных преобразований, но и особым образом запечатлелись в памяти людей, живших в то время. Значимость этих событий трудно переоценить.

    – Назовите их, пожалуйста.

    – К числу таких событий относится целый ряд репрессивных актов, среди которых самым известным является постановление Политбюро от 27 июня 1927 года, узаконившее использование труда заключенных. Это постановление положило начало созданию ГУЛАГов в том виде, в котором он запомнился историкам и общественности. На этот год приходится утверждение показателей Первой пятилетки, хотя сама она стартовала полутора годами раньше. На этот год приходится ноябрьский пленум ЦК ВКП (б), на котором были подведены итоги и поставлены новые задачи в сфере коллективизации крестьянских хозяйств. Таким образом, можно говорить о том, что именно в этом году происходят значимые, переломные события в промышленной политике советского государства. Разворачивается полномасштабная индустриализация. В пространстве этого года принимаются ключевые решения в области аграрной политики. Начинаются коллективизация и раскулачивание, которые в свою очередь повлекли за собой голод начала 30-х годов. Формируется новая политика принуждения – новая репрессивная политика, которая очень скоро приведёт к тому, чем запомнятся 30-е годы советскому, и не только советскому человеку – большому террору 1937–1938 годов. Трудно переоценить все значения событий этого года для советской истории. Именно поэтому мы решили темой нынешнего года сделать анализ событий этого переломного периода, анализ всего последующего десятилетия. Рассмотреть последствия принимавшихся решений, как в близкой исторической перспективе, так и в перспективе более продолжительной. Посмотреть на эти последствия максимально широко.

    – Как выстраивалась программа конференции?

    – Если вы взглянете на программу, то увидите, что два дня плотно работают десять секций. Каждая из них посвящена значимым тематическим блокам, которые включают в себя практически все сферы жизни советского общества. Здесь не только индустриализация, коллективизация и новая культурная политика. Но и политика в области национального строительства, взаимоотношения с конфессиями, повседневность и много других вопросов, анализ которых позволяет нарисовать панорамное представление о жизни советского общества в эти годы. Важно подчеркнуть, что мы стремимся именно к такому широкому взгляду на жизнь. Потому, что она включала в себя не только трагические страницы. Мы помним о том, что пафос первых пятилеток – это не только фигура речи, но и реальный эмоциональный подъём. Его испытывали миллионы советских людей. Иллюзии, которым была подвержена значительная часть советского населения, что можно в течение короткого срока полностью перестроить свою жизнь через довольно короткое по историческим меркам время, оказались развеяны. Вслед за этим пришло разочарование, пришла делегитимация советской власти и коммунистического режима. И сам этот режим, в значительной степени по причинам утраты оснований в душах и сознании людей, ушел в небытие.

    – Будут ли опубликованы материалы по итогам конференции?

    – Все материалы конференции обязательно будут опубликованы. Это часть нашей работы изначально закладывалась в алгоритм реализации проекта. Мы проводим XII по счёту конференцию, и все предшествующие одиннадцать конференций не только прошли успешно, но и материалы этих конференций были изданы в специальных сборниках в рамках научно-издательского проекта «История сталинизма». В рамках этой серии опубликовано более 200 монографических исследований. Для этих материалов мы учредили специальную серию под заголовком «Дебаты». В ней публикуются материалы конференций. И материалы нынешней конференции, проходящей в Екатеринбурге, точно также будут опубликованы к началу следующей.

    Завершился первый день работы XII Международной научной конференции из цикла «История сталинизма» в Круглом зале Ельцин Центра открытием выставки «Великий перелом» 1929–1939 гг. в истории СССР», сделанной в содружестве с Федеральным архивным агентством и Российским государственным архивом социально-политической истории. Её открыл руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. Он передал слово исполнительному директору Президентского центра Б.Н. Ельцина Александру Дроздову, который в свою очередь отметил, что совсем недавно мы и мечтать не могли о том, чтобы увидеть документы из личного архива Сталина, а теперь, благодаря этой выставке, можем читать и изучать их.

    Автор проекта Андрей Сорокин поблагодарил Ельцин Центр за предоставленную возможность ознакомить широкую публику с уникальными документами того периода, которому посвящена конференция. Директор Российского государственного архива социально-политической истории выразил надежду, что это лишь первые шаги в дальнейшем сотрудничестве с Ельцин Центром.

    – Сегодня бывший Центральный партийный архив уникален не только собраниями партийных документов, но и музейными коллекциями 200 000 единиц хранения предметов. Думаю, что ни один другой архив в мире не может сказать о себе ничего подобного. Говорю всё это не для рекламы своего архива. Очень надеюсь, что мы продолжим работу по репрезентации историко-культурного наследия. И тут самое время сказать о миссии современного архива. Он перестает быть складом резаной бумаги, как часто это воспринимается общественным сознанием и так позиционируется в органах государственного управления. Абсолютно убеждён, что это совершенно не так. Современный архив и его миссия не только в обеспечении сохранности исторического и культурного наследия, учете материальных ценностей, но и в работе по репрезентации этого наследия в публичное пространство. А также в разговоре о наиболее острых моментах исторического прошлого, который должен и может быть организован с документами в руках. Именно документы могут решить огромное количество самых разных и очень болезненных проблем в сфере общественной психологии массового сознания. Что и пытаемся делать мы сегодня при поддержке Ельцин Центра, – подчеркнул он.

    Читайте также:  Открытый перелом со смещением первая помощь

    Несколько слов сказала уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова:

    – На выставке представлены официальные документы высших органов государственной и партийной власти с пометками и резолюциями Сталина. Они отражают механизм принятия решений и его персональную роль в событиях 30-х годов. То, что мы сегодня получили, это огромная ценность. Заверяю вас, что в Екатеринбурге это будет востребовано. Нас интересует всё, что связано с историей страны, и её острые моменты тоже.

    Первую экскурсию по выставке провела участница конференции, руководитель секции, заместитель начальника отдела использования документов РГАСПИ, кандидат исторических наук Анна Кочетова.

    Она рассказала, что представленная экспозиция состоит из тематических блоков, которые освещают такие вопросы как: внутрипартийная борьба, коллективизация, политические процессы, индустриализация, культура, международные отношения и других. Каждый документ сопровождается аннотацией и научным комментарием.

    Особый интерес представляют постановления Политбюро ЦК ВКП(б) с рукописной правкой И.В. Сталина, документы с его пометками на полях. Архивные документы о чистках в партии, убийстве С.М. Кирова, политических судебных процессах, необходимости силового принуждения при хлебозаготовках, ликвидации кулацких хозяйств, снижении цен на продукты, использовании труда заключенных и критике литературных произведений раскрывают весь трагизм периода индустриализации и коллективизации страны. Тем более, что в послевоенном искусстве он был окрашен исключительно в пафосно-романтические и духоподъёмные тона.

    Оригиналы представленных документов, подчеркнула Анна Кочетова, хранятся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории: Политбюро ЦК ВКП(б), Пленумов ЦК ВКП(б), исходящих документов ЦК ВКП(б), личных фондов И.В. Сталина и Л.М. Кагановича.

    Конференция завершилась подведением итогов. С краткими сообщениями выступили руководители секций, темами которых стали: «Потенциал форсированной индустриализации», «Национальное измерение перелома», «Государственный террор в политике перелома», «Коллективизация. Результаты и последствия», «Перелом как антирелигиозное движение», «Перелом в международном контексте», «Перелом и память», «Политические механизмы сталинской революции», «Идеология перелома», «Повседневность в условиях перелома».

    Статистика и география участников конференции весьма разнообразна. В ней приняли участие 26 докторов и 36 кандидатов исторических наук из 35 городов России и 12 стран ближнего и дальнего зарубежья. Она носит поистине международный характер. В ее работе приняли участие сотрудники российских и зарубежных музеев, сделавшие доклады по материалам музейных экспозиций: Мемориального музея-заповедника истории политических репрессий «Пермь-36», Национального музея Республики Тува, Музея Второй мировой войны в Гданьске, Музея Homo sovieticus в Вильнюсе, Государственного музея-заповедника «Петергоф».

    Общий итог подвел Александр Дроздов – исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина.

    – XII конференция для нас особенная, потому что она проходит на территории Ельцин Центра, – сказал он. – Из моих личных впечатлений и наблюдений могу сказать, что очередной раз мы доказали сами себе, что наша конференция является заметным событием в общественно-политической и научной жизни страны. Мы остались верны принципам, заложенным на старте: это и вольное критическое осмысление отечественной истории в духе свободомыслия, доверия друг к другу и уважения к различным точкам зрения. Мы сохранили последовательность. На конференции, не только в кулуарах, мы видели готовность и способность реализовать задачу новизны и научного прорыва. Мы абсолютно свободны от навязывания своего мнения обществу, свободны от упрощений. И, тем не менее, не располагая специальными средствами, не ставя себе каких-либо продуманных задач, мы привлекли к себе общественное внимание. Наши коллеги были приглашены на радио и телевидение, где участвовали в телевизионных дискуссиях. Мы интересны. Мы заметны. Мы содержательны. Надеюсь, что вы, как профессионалы-историки, получили удовольствие от работы конференции. Вижу в ваших предложениях, которые мы обязательно учтем, большой потенциал. Естественно, все материалы конференции будут опубликованы в специальном сборнике. Вы получите их, не дожидаясь его выхода, в любом удобном для вас формате. Из похвалы самим себе, а скромность это, как известно прямой путь к неизвестности, могу сказать, что имиджевая составляющая была очень яркой, умной и привлекательной. Собрание – представительным. Тем более что конференция прошла в сопровождении мероприятий, которые украсили её дополнительно. Это и планшетная выставка «Великий перелом» 1929–1939 гг. в истории СССР», и презентация книги, которую провели коллеги из Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал». Хочу поблагодарить оргкомитет и рабочую группу за четкую и слаженную работу и предварить 2020 год. Тема XIII конференции неизбежно будет посвящена юбилею Победы. Тема острая, но мы к этому готовы. Предварительно прозвучало такое, я бы сказал, обманчиво-нейтральное название «В штабах Победы». Имея опыт работы со сложными темами, мы справимся и с этой. Учитывая ваши предложения относительно регламента работы, тема следующего года – отличный повод уйти в формат круглых столов и панельных дискуссий. Соответственно, это потребует более строгого экспертного отбора. Руководители секций должны выходить на секции с ясным пониманием того, с какими авторами они имеют дела, о чём идёт речь в докладах, чтобы быть настоящими модераторами дискуссионного формата. Необходимы новые инструменты информационного обеспечения. Оснащение площадки это позволяет. В нашей работе присутствует некоторая архаичность и позиционность. Мы уважаем академические позиции, мы от них не отказываемся, мы лишь модернизируем процесс и привлекаем новые формы. Что касается места проведения конференции, то она будет проходить в Екатеринбурге в конце июня. Хочу всех вас, к сожалению, уже не в полном, но самом стойком составе, поблагодарить за плодотворную научную и исследовательскую работу. Надеюсь всех увидеть в следующем году.

    “История сталинизма”. Часть 1

    “История сталинизма”. Часть 2

    Напоследок участники XII Международной научной конференции «История сталинизма» сделали общую памятную фотографию.

    В оргкомитет XII Конференции по «Истории сталинизма» вошли: Александр Дроздов – исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина, Владимир Лукин – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Сергей Мироненко – научный руководитель Государственного архива РФ, Ян Рачинский – председатель Правления общества «Мемориал», Андрей Сорокин – директор Российского государственного архива социально-политической истории, главный редактор издательства «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН), Михаил Федотов – председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

    Источник