Великий перелом в литературе

Великий перелом в литературе thumbnail

«Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации»; она захватила 1929—1930 годы. В литературе это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит свое многоаспектное освещение. В 30-е годы вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А.

Твардовского, были написаны повести А. Платонова «Котлован», «Впрок».

В 60—80-е годы были опубликованы такие книги, как «На Иртыше» С. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В. Белова, «Овраги» С. Антонова, «Касьян Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В.

Тендрякова. Свое слово о коллективизации сказали В.

Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А. Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф. Абрамов В повести «Поездка в прошлое». Эти произведения составят основу обзорных занятий на тему «Год великого перелома» в литературе 60—80-х годов». Наличие такого количества произведений на одну тему делает желательной классную выставку книг.

Ее оформление, знакомство с представленной на выставке литературой поможет включить в подготовку к уроку значительную часть класса. Начало обзорного занятия может пройти в форме защиты читательского формуляра. Она предполагает ответы на такие вопросы: какие произведения, названные здесь, вы читали? Чем был определен ваш выбор? Чем вы объясняете такой повышенный интерес писателей к теме коллективизации? Какие аспекты этой темы они отразили в своих произведениях? Почему эти книги приобрели остросовременное звучание?

Постановка подобных вопросов предполагает обзорно-концептуальный подход к занятиям по данной теме. Он позволит сочетать общие характеристики с достаточно подробным рассмотрением отдельных произведений, например романов Б.

Можаева «Мужики и бабы», «Кануны» В. Белова.

Некоторые имена, названные здесь, мало знакомы школьникам, поэтому одна из забот учителя — представить писателей, привести их высказывания, сослаться на важные факты их биографии и т. п. При этом необходимо подчеркнуть: слово современного писателя продиктовано потребностью понять истоки наших бед. Слово их звучит публицистически остро и требовательно: «Возродить в крестьянстве крестьянское!

» — так названа одна из статей В. Белова.

В очерке Б. Можаева «Мужик» говорится: «Пора уже понять простую истину — все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем — ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую прочную отдачу — богатство Не бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой народ Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством. Мужик-кормилец. Не беспорточник, а работящий, преуспевающий — и работник и предприниматель. Хозяин А для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам надо изменить всю систему землепользования, разобраться в том, что же произошло в 1929—1930 годах? Что же надо сделать для этого?

Для начала самую малость: признать сталинскую коллективизацию преступлением против народа». Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой — кулакоманией», «кромешным адом», «жестокой порой головотяпства», «вселенским геноцидом», который, уничтожив мужика, осиротил деревню и оставил землю беспризорной. С перегибов коллективизации и началось размывание нравственного чувства хозяина на земле, что постепенно обернулось разрушением духовного начала. Именно об этом писал Ф. Абрамов в открытом письме землякам «Чем живем-кормимся». Боль и тревога, с какой говорят современные писатели о нравственных потерях народа, о том, что произошло с российской деревней, рождали у них желание «разобраться, как испокон веков крестьянская вселенная устроена была».

Это намерение В. Белов осуществил в своей книге о народной эстетике «Лад» и в первой книге «Канунов», а Б. Можаев — в романе «Мужики и бабы». Как считали В. Белов и Б.

Можаев, деревня жила до 1929 года в одних ритмах, после 1929 — в других. Этого не почувствуешь, если торопливо перелистаешь страницы первых книг романов «Кануны» и «Мужики и бабы» и сразу обратишься к событиям, связанным С коллективизацией. Сам Б. Можаев настаивал: «Первый и второй тома надо рассматривать как единую книгу.

Первый рассказывает о крестьянстве в предгрозье, второй обращен к переломной поре в крестьянском мире». Вот почему мы считаем целесообразным начинать разговор о романе «Мужики и бабы» с постижения внутреннего мира первой книги, общая тональность которой подчеркнута эпиграфом: С отрадой, многим незнакомой, Избу, покрытую соломой, Я вижу полное гумно, С резными ставнями окно Ощущаешь глубокую сопричастность автора этому миру, погружение в его атмосферу. Большое село Тиханово, добротные дома мужиков, привычные ритмы крестьянских работ, семейные заботы и тревоги, труд и праздники Обо всем этом ведет свое неторопливое повествование автор. Внимание к нему направлялось такими вопросами, которые давались для домашнего обдумывания: Задание — 1. На примере первой книги романа покажите, насколько справедливо утверждение: «Роман Б. Можаева силен не своими мыслями, а своими картинами».

Какие картины деревенской жизни отличаются особой выразительностью? Как с ними соотносится эпиграф к роману? Подготовьте выразительное чтение или художественный пересказ отдельных фрагментов и эпизодов. Задание — 2. Чем близок автору главный герой романа Андрей Иванович Бородин? В каких ситуациях он показан? Расскажите о нем.

Выполняя эти задания, ученики почувствуют, какое богатство зарисовок, красок, образов возникает на страницах романа, насколько они художественно убедительны и оправданны. Выразительное чтение отрывков из романа, внимание к слову писателя откроют ученикам разные грани таланта Можаева-прозаика. Он предстанет перед ними и как бытописатель, и как психолог, и как пейзажист. Задание —3. Покажите, как реализована в романе В. Белова мысль писателя: «Не хлебом единым жив человек». Рассмотрите серию эпизодов, в которых В. Белов развивает важную художественную идею: в союзе с природой, в гармонии с ней человек «создавал себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда».

Читайте также:  Перелом со смещением руки операция у детей

От учеников требовалось не только воспроизвести серию эпизодов, описаний (мечта Павла Пачина построить чудо-мельницу, которая будет «махать крыльями над всей Шибанихой, над всем белым светом», описание сосны-великанши, что стояла, «будто заколдованная»; одна из традиций русской деревни — люди «пришли на помочи». И вот она, выстраданная радость Павла, — его мельница «там, на угоре», словно храм стоит). Задание — 4. Почему такие эпизоды заняли важное место в романах о коллективизации? Как они перекликаются с требованием В. Белова: «Возродить в крестьянстве крестьянское»? Какой смысл писатель вкладывает в эти слова? На основе прочитанного учитель помогал старшеклассникам сделать такое заключение: крестьянин — это не только профессия и принадлежность к определенному сословию, это особое состояние души.

Оно определялось способностью откликнуться на «зов земли», пережить радость общения с миром природы, потребностью в человеческой открытости перед окружающим миром. Серия картин и эпизодов, О которых речь шла на уроке, раскрывает это состояние души; его можно обозначить одним словом «лад».

Это естественное состояние души «сеятеля и хранителя» земли, оно было разрушено во время сплошной коллективизации. В сосредоточенном раздумье писателей о ее последствиях, о глубине трагедии, мере духовных и нравственных потерь все зарисовки, которые раскрывают жизнь крестьянского мира в предгрозье, занимают важное место. Произведения о коллективизации сильны не только своими картинами, но и своими мыслями. Писатели любят умных, думающих мужиков, к их мнению прислушиваются, дают им возможность высказаться на собраниях, в разговоре с близкими, на мужицких посиделках.

Ключевой, проходящей через весь роман «Мужики и бабы» является мысль, высказанная Андреем Ивановичем Бородиным: «Не то беда, что колхозы создают, беда, что их делают не по-людски». В этих словах — весь узел проблем, рассматриваемых Б. Можаевым. На их раскрытие были направлены такие вопросы и задания учащимся: Задание — 5. Что имеет в виду Андрей Иванович Бородин, говоря, что колхозы «делают не по-людски»? Расскажите об этом подробно.

Задание — 6. «Мужики и бабы» — роман-хроника. В нем много дат. В чем значимость этой детали? Как она помогает нам понять события и само время?

С какой целью автор приводит документы? Какие? Задание — 7. Воспроизведите сцены раскулачивания. Прокомментируйте их. Задание — 8. Как по мере развития событий нарастает ощущение трагедии?

Как идет ее осмысление? Полемичность, дискуссионность романа. Задание —9. «Активисты от властей». Их нравственная характеристика.

»crosslinked«

Источник

Агитационный плакат о выполнении пятилетнего плана

«Великий перелом» — выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Новая экономическая политика, проводившаяся после окончания Гражданской войны и будучи по своей сути компромиссным решением острого кризиса, не могла обеспечить в условиях ожидавшейся войны должные темпы перехода экономики СССР от отсталой аграрной к развитой индустриальной. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против «кулаков».

История[править | править код]

В своей статье «Год великого перелома: к XII годовщине Октября» И. В. Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»[1][2][3]. Именно в этот год произошёл окончательный отказ от политики НЭПа и обозначен мобилизационный курс развития, благодаря которому была решена стоявшая перед страной задача индустриальной модернизации.

Лидер СССР И. В. Сталин в 1929 году

По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома:

  1. в области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».
  2. в области разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».
  3. в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

Реальная ситуация в стране, однако, была далеко не такая оптимистичная. Как указывает исследователь О. В. Хлевнюк, курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию «фактически вверг страну в состояние гражданской войны».

Особенно остро отреагировало сельское население — насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями[источник не указан 644 дня]. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы.

На сопротивление деревни государство ответило силой. Провозгласив курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулаков, опираясь на направленные в деревню из города специальные рабочие отряды при поддержке ОГПУ и армии, местные власти насильно сгоняли крестьян в колхозы, отнимая у них имущество.

Читайте также:  Ушиб перелома шейки бедра

Это привело лишь к ещё большему обострению обстановки. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 года. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых приняли участие 125 000 человек, в феврале — 736 (220 000), за первые две недели марта — 595 (около 230 000), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 года в целом в Белоруссии, Центрально-Чернозёмной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зарегистрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в которых приняли участие не менее 750 000—800 000 человек. На Украине в это время волнениями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов.

Партийному и государственному руководству пришлось несколько отступить, и 2 марта 1930 в советской печати было опубликовано письмо Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей. Ещё через месяц на места была направлена правительственная директива о смягчении курса в связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников», а также уточнения о порядке реализации коллективизации[4]. Сопротивление крестьянства, однако, привело лишь к некоторому сдерживанию темпов коллективизации, которая была завершена в последующие несколько лет, после того, как силами ОГПУ удалось подавить антисоветские выступления, нейтрализовать и ликвидировать их организаторов и наиболее активных участников. Усмирению крестьянства способствовала и массовая высылка кулаков и членов их семей в лагеря и трудовые поселения в Сибири и на Севере.

В период мирового экономического кризиса, демографическая статистика свидетельствовала о взрывном приросте населения СССР (+15,7 млн чел. с 1926 по 1939 гг.)[5] по сравнению с погрузившимися в Великую Депрессию США(прирост 13,5 млн чел)[6]. Двукратный рост доходов населения с 1932-го по 1937-й[7] обусловил не только улучшение благосостояния[источник не указан 959 дней][цитата не приведена 959 дней], но и увеличение объема внутреннего рынка, что в условиях удешевления импорта и экспорта вследствие кризиса явилось дополнительным импульсом к дальнейшей модернизации.[источник не указан 959 дней][цитата не приведена 959 дней]

В третью пятилетку удалось наконец приступить к реализации главной цели реформ — развертыванию военной промышленности в условиях нарастающей военной угрозы.[цитата не приведена 959 дней]

Итоги[править | править код]

В историографии годами «Великого перелома» принято называть период первых двух сталинских пятилеток.

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР в годы 1-й и 2-й пятилеток (1928—1937 гг.)[8][9]

Продукция1932 г.19371932 к 1928 (%)
1-я пятилетка
1937 к 1933 (%)
1 и 2-я пятилетки
Чугун, млн. т.6,214,5188 %439 %
Сталь, млн. т.5,917,7137 %412 %
Прокат чёрных металлов, млн. т.4,413129 %382 %
Уголь, млн. т.64,4128181 %361 %
Нефть, млн. т.21,428,5184 %246 %
Электроэнергия, млрд кВт·ч13,536,2270 %724 %
Бумага, тыс. т.471832166 %293 %
Цемент, млн. т.3,55,5194 %306 %
Сахарный песок, тыс. т.18282421142 %189 %
Станки металлорежущие, тыс. шт.19,748,5985 %2425 %
Автомобили, тыс. шт.23,92002988 %25000 %
Обувь кожаная, млн. пар86,9183150 %316 %

Первая пятилетка (1928-32) была разработана на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б), как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Часть продукции промышленности в общем объёме хозяйства повысилась с 70,2 % в 1932 до 77,4 % в 1937. 80 % всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток.

Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня и освоения новой техники.

По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии.[10] Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн человек. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937—1941) темпы роста промышленного производства по категориям А и Б(производство средств производства и производство товаров народного потребления)значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно выросла доля военной промышленности, которая к тому моменту стала обеспечена необходимой материально-сырьевой и кадровой базой.

Читайте также:  Первая помощь переломы таза

В результате за 14 предвоенных лет были созданы целые отрасли промышленности буквально с нуля[цитата не приведена 959 дней], а также в достаточно быстрой ликвидации её последствий в виде карточной системы и т. д.

См. также[править | править код]

  • Головокружение от успехов
  • Сталинские репрессии
  • Коллективизация
  • Индустриализация
  • Голод в СССР (1932—1933)

Примечания[править | править код]

Источник

“Великий перелом в деревне” (По произведениям современной литературы)

Память для меня – это, прежде всего, чувство ответственности за то, что происходило до меня. Если человек не знает своей истории, он не может иметь будущего. Твардовский в поэме «По праву памяти» писал: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…». Глядя на сегодняшнее поколение, мы видим полное незнание истории своей родины. Молодёжь, которая пополняет ряды различных националистических группировок, должно быть, забыла ужасы фашизма, горе и несчастье, принесённое Великой Отечественной войной нашему народу. Также не правы те, кто говорит, что при Сталине была хорошая жизнь. Ведь эта жизнь была построена на крови таких людей, как Хвёдор Ровба и Антон Коробов. Количество жертв от сталинских репрессий не уступает числу погибших от фашизма. Сталин уничтожал не только своих явных противников, но также их родных и близких: жён, детей, друзей. Клеймо сына врага народа закрывало человеку путь в будущее. И эта жизнь, построенная на крови отцов и дедов, была хороша? Твардовский писал по этому поводу:

«Иль все, чем в мире мы сильны,

Со всей взращенной нами новью,

И п`отом политой и кровью,

Уже не стоит той цены?»

Многие авторы, такие как Шолохов, Твардовский, Тендряков и Быков, рассказали нам правду о сталинских методах построения социализма: индустриализации, основанной на труде репрессированных заключённых, и коллективизации, окончательно разорившей крестьян.

В своём рассказе «Пара гнедых» В. Ф. Тендряков ярко показал процесс коллективизации на ранней стадии её развития и привёл интересные цифры, подводящие её итоги. Из рассказа мы узнаём, что у таких трудолюбивых людей, как Антон Коробов, отбирали всё имущество, нажитое честным трудом, и отдавали таким, как Ваня Акуля, которые не работали и не будут работать ни при какой власти. Они получали хозяйства выселенных кулаков и на следующий день начинали пропивать всё по частям. Или, как в рассказе В. Быкова «Облава», Хвёдор Ровба,

поверивший, что крестьянин – новый истинный хозяин земли, начал усердно работать на земле, полученной от советской власти. Благодаря хорошим урожаям, хозяйство стало давало прибыль, и он приобрел молотилку. Все в округе пользовались этой машиной и платили, кто чем может. Федор не наживался за счет своих односельчан, а скорее помогал им. При этом он жил в достатке, что его и погубило. По доносу завистника районные власти решили принять меры к “новому богачу”. Один непосильный налог за другим разорили Хвёдора. Позже местные руководители объявили его врагом народа и выслали его вместе с женой и дочерью на север. Как назвать изъятие у человека того, что он нажил годами трудовой жизни? Раскулачивание? А может грабёж? Кто дал право людям в кожаных куртках и с красными мандатами разворовывать Россию-матушку? Зачем надо было душить набирающее силу крестьянство? Властями всего за два года было выселено около двадцати пяти тысяч кулацких семей, но, вероятно, число жертв было гораздо больше.

А кого собственно раскулачили? Тех, кто работал больше других и не хотел отдавать нажитое поколениями добро? Моих родных тоже безжалостно раскулачили и подвергли репрессиям. У моего прапрадеда Лаврентия был каменный дом в Рязани и большое хозяйство с лошадьми и коровами. Ему пришлось продать всё за бесценок и перебраться под Москву. А за что его хотели раскулачить? За то, что его отец, будучи садовником у помещика, заработал деньги и на них стал заниматься хозяйством, развил его, передал его сыну, и тот, продолжая дело отца, позволил себе построить каменный дом.

А в Белоруссии моего прапрадеда Сафрона раскулачили и хотели выслать в Сибирь. Его сын Фёдор был репрессирован за то, что якобы он выступал против колхозов и скончался в концлагере. Его семье ничего не оставили и его дети были вынуждены побираться.

Так, в результате коллективизации, Россия была доведена до голода. ТружА такие как Акуля прочно засели в советском обществе и висели на нём обузой. Ведь всем давали одинаковую зарплату и тем кто работал, и тем кто не работал. Бригадирами становились люди, плохо ведущие своё хозяйство (что здесь говорить о народном). Такие, как Акуля, думали, что если бык колхозный, то им можно в дождь пахать. Людей пичкали лживыми данными по перевыполнению плана на 30-50%. Кто мог перевыполнить план, такие, как Акуля? План перевыполняли заключённые, строившие железные дороги в Сибири и возводившие мосты через реки.

Мы не должны повторять ошибки наших дедов: допускать к власти таких, как «Пахан*» и «Володька*». И не позволять радикальным партиям (националистическим, фашистским и лево-комунистическим) приходить к власти.

Название: “Великий перелом в деревне” (По произведениям современной литературы)
Раздел: Отечественная литература
Дата публикации: 2007-01-25 19:27:26
Прочтено: 320 раз

 скачать реферат

Источник