Великий перелом фридриха эрмлера

Каталог фильмов
Госфильмофонд России
Страна производитель:
СССР
В ролях:
Михаил Державин
,
Петр Андриевский
,
Юрий Толубеев
,
Андрей Абрикосов
,
Александр Зражевский
,
Николай Корн
, Марк Бернес
Фильм «Великий перелом» снял режиссер Фридрих Эрмлер в 1945 году. Кинолента рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно.
В 1946 году на первом Международном кинофестивале в Каннах фильм получил главный приз — Гран-при.
В подборках
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — .
Источник
Каннский фестиваль на сегодняшний день является одним из самых престижных кинофестивалей мирового масштаба, а также и самым возрастным. Он берёт своё начало в 1939 году. Но для того, чтобы рассказать о нём, нужно переместиться на год раньше в Венецию. Именно там проходил главный общеевропейский кинофестиваль 1938 года. Присуждение победы фильмам «Олимпия» Лени Рифеншталь и «Пилот Лучано Серра» Витторио Муссолини (сын Бенито Муссолини, по инициативе которого и был создан Венецианский кинофестиваль) вызвало большой скандал в среде европейской элиты.
Впоследствии было принято решение об учреждении нового свободного от политики кинофестиваля, который должен был проходить во Франции. Председателем жюри назначили Луи Люмьера, а сам фестиваль должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года в Каннах, однако из-за начала Второй мировой войны его пришлось отложить на неопределённый срок. В итоге первый международный Каннский кинофестиваль провели только спустя семь лет.
Помимо даты проведения первого фестиваля в Каннах, 1946 год примечателен тем, что является годом начала Холодной войны и первым раундом идеологического противостояния СССР и США. По условиям каждая из стран, имеющих большое кинопроизводство, могла представлять до семи полнометражных кинокартин. Советский Союз был представлен следующими фильмами: продемонстрированный на открытии «Берлин» Юлия Райзмана, «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Здравствуй, Москва!» Сергея Юткевича и «Человек №217» Михаила Ромма.
Каннский кинофестиваль 1946 года. Постер
По итогам первого Каннского фестиваля главный приз «Гран-при» (начиная с 1955 года, высшая награда получит название «Золотая пальмовая ветвь») был присуждён 11 фильмам, среди которых был «Великий перелом» Эрмлера. Также нельзя не отметить знаковую победу отечественной картины «Каменный цветок» в номинации, утверждённой по ходу фестиваля — «Лучшее использование цвета». Руководитель советской делегации Михаил Калатозов впоследствии в официальном письме Андрею Жданову писал по этому поводу следующее:
«Победа советских картин была прежде всего победой советских идей. Подводя итоги фестиваля в Канне, можно сказать, что фестиваль явился своеобразным плацдармом борьбы двух противоположных идеологий — прогрессивно-демократической и буржуазно-реакционной. Эта последняя стремилась увести человечество в область мистики, клинического психоанализа, наркомании и зубоскальства, приправленного порнографией. Это была так называемая развлекательная тенденция, но по существу сугубо пессимистическая по своим настроениям».
Главной особенностью отечественных картин, представленных во Франции в 1946 году, было стремление показать возможность светлого будущего и место человека в нём. Герои и темы, выведенные советскими режиссёрами на экран, были наполнены жизнеутверждающими смыслами, чего не скажешь о всепоглощающем отчаянии и безысходности, ставшими в западном искусстве второй половины ХХ века на передний план.
Для режиссёра Фридриха Эрмлера гран-при Каннского фестиваля не было и не могло быть главной наградой, хоть он и понимал всю важность этого приза для страны. В какой-то степени это событие ознаменовало конец его творческого пути. Конечно, после «Великого перелома» будут ещё фильмы, однако будет видно, что лучшее своё кино режиссёр уже снял.
Постер фильма «Великий перелом»
Родился наш герой 1(13) мая 1898 года в одном из местечек Витебской губернии в бедной многодетной еврейской семье, рано лишившейся кормильца. С 12 лет был вынужден работать в аптеке. Владимир Маркович Бреслав (настоящие имя и фамилия режиссёра) не получил никакого образования, даже начального, у него просто не было возможности сделать это. С детства он мечтал стать актёром и, если бы не начавшаяся революция, то, скорей всего, мечты бы не были воплощены. Революция дала Эрмлеру всё, начиная от псевдонима и заканчивая жизнью, которую ему было суждено прожить.
В 1923 году, после военной службы, Эрмлер поступает на актёра в Петроградский институт экранного искусства, где учится в течение двух лет, но не заканчивает институт. Как оказалось, быть творцом экранного мира куда интересней, чем его героем. Поэтому в 1925 году Эрмлер организовывает киноэксперементальную мастерскую (КЭМ), где начинает делать собственные фильмы.
Фридрих Эрмлер в молодости
Первым фильмом Эрмлера была короткометражка по заказу Ленинградского горздравотдела «Скарлатина» (1924), в которой нельзя не найти влияние Козинцева и Трауберга, которыми восхищался в начале своего пути молодой режиссёр и шёл как бы по пятам. Но уже на съёмках следующей кинокартины «Катька – бумажный Ранет» (1926) Эрмлер становится на свой путь, изобретая вместе с актёрами Эдуардом Иогансоном и Фёдором Никитиним новый жанр комедийной мелодрамы. После этого выходят фильмы «Парижский сапожник» (1927) и «Дом в сугробах» (1927), которые служат своеобразным переходом к новому этапу творчества Фридриха Эрмлера.
Затем следует «Обломок империи» (1929), где впервые в творчестве режиссёра возникает человеческий характер – сложный, а главное живой. Это первый политический фильм Эрмлера, рассказанный глазами бывшего унтер-офицера, потерявшего память в результате контузии в Первой мировой войне и оказавшегося посреди нового времени. Таким образом, Эрмлер показывает обновление страны и достижения советской власти. Исследователи отмечают также в этом фильме влияние Фрейда, идеями которого был увлечён режиссёр, хоть они и шли вразрез коммунистической идеологии.
Стоит выделить картину «Встречный» (1932) о рабочих ленинградского турбинного завода, снятую совместно с Сергеем Юткевичем. Здесь Эрмлер осваивает приёмы музыкального монтажа. Теперь, когда в кино появляется звук, у режиссёра появляется возможность реализовать идею фильма о Бетховене, но судьба и партия распоряжаются так, что приходится снимать другой фильм.
В 1935 году на советские экран выходит фильм «Крестьяне», в котором идёт речь о новой советской деревне и о классовой борьбе внутри неё, продолжающейся после революции. В центре повествования находится кулак Герасим. Он стремится увеличить свиное поголовье, дабы подорвать деятельность колхоза. Жена Герасима, Варвара, искренне верит в коммунистические идеи и мечтает родить героя советской власти. Но, узнав о планах супруга, становится жертвой. После этого разворачивается борьба Герасима против начальника политотдела, которая завершается для Герасима поражением, а для членов колхоза – победой и подтверждением верности выбранного пути. Тем не менее фильм этот не так однозначен, как кажется на первый взгляд, в нём можно увидеть человеческую трагедию, социальное одиночество, на которое обречены некоторые люди эпохи коллективизма. «Крестьяне» пришлись по душе Иосифу Сталину, и на первом Международном московском фестивале 1935 года лента получила главный приз.
После «Крестьян» Эрмлер снимает, наверное, свою главную картину, двухсерийную киноэпопею об убийстве Кирова «Великий гражданин» (1937). В этом фильме режиссёр занимается исследованием природы революции, которая рано или поздно приводит к термидору. Фридрих Эрмлер изучает феномен бесовского в человеке, который приводит к вырождению людской общности. Примечательно, что одним из связующих этого фильма послужил роман Фёдора Достоевского «Бесы». Если же говорить о форме, то «Великий гражданин» является вершиной творчества художника, где можно найти общие точки с фильмами Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Пересматривая этот фильм сегодня — а сделать это определённо стоит — всякий зритель сможет открыть для себя собственный смысл, так как картина этими смыслами переполнена. И если мы заглянем вперёд, то увидим, что после «Великого гражданина» остальные работы Эрмлера выглядят второстепенными и откровенно слабыми.
В 1941 году начинается Великая Отечественная война, которая заставляет режиссёра открыть для себя новый жанр военного кино. Таким образом, в 1943 году выходит один из первых отечественных фильмов о войне «Она защищает Родину». На самом деле на протяжении всего своего творческого пути Эрмлер вынашивал идею фильма об армии и даже неоднократно заявлял об этом, однако политическая обстановка складывалась иначе.
Следующим, вышедшим уже на исходе войны, становится фильм «Великий перелом» (1945). Он, как и предыдущий фильм режиссёра, не только военный, но и политический, сделанный на заказ. Но главная особенность фильма заключается в другом. «Великий перелом» представляет собой масштабную картину, в центре которой – роль полководца-победителя, способного принимать верные решения в самых, на первый взгляд, безнадёжных ситуациях. Сюжет фильма рассказывает о Сталинградской битве, при том, что название города не употребляется. До минимума сведены и все батальные сцены, а враги представлены в лице нескольких пленных офицеров. Эрмлер показывает, как судьба войны решается генералами в штабе, а не на поле боя, которое представлено пространством стратегических карт. Перечисленное лишь подтверждает талант режиссёра, сумевшего с помощью ограниченных средств изобразить решимость и величие той силы, что смогла одолеть фашизм.
Далее в творчестве Фридриха Эрмлера начинается спад. История, которая до этого столь любезно предоставляла сюжеты, после войны утратит свою динамичность. Молчание продлится пять лет, и в 1950 году режиссёр экранизирует пьесу Бориса Ромашова «Великая сила» про опровержение западной теории наследственности в биологии и опыты над выведением новой породы кур. Затем опять пауза длиной в пять лет, в течение которой Эрмлер будет тщетно пытаться воплотить идею фильма о Бетховене.
В 1955 году выйдет «Неоконченная повесть» – фильм о силе любви, способной вернуть человека к жизни. Это будет и попытка самого Эрмлера вернуться к жизни, так как кинематограф для него с наступлением новой эпохи умер. Он не сможет найти себя в наступившей оттепели. Как вспоминали современники, доклад Хрущёва на ХХ съезде станет для него настоящей трагедией. В 1958 году Эрмлер снимет «День первый» о событиях осени 1917 года и уйдёт в документальное кино.
Последним фильмом режиссёра станет «Перед судом истории» (1965) – интервью противника советской власти и монархиста Василия Шульгина, в котором он должен признать ошибочность своих реакционных идей. После этого, казалось бы, можно будет реализовать идею всей своей жизни и снять «Бетховена». Но 12 июля 1967 года, не пережив четвёртый инфаркт, Фридрих Эрмлер умрёт, оставив после себя несколько несомненных шедевров.
Интересное:
Михаил Калатозов. Предвестник “новой волны”
Главные фильмы и сериалы о НЭПе
Источник
Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 августа 2020; проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эрмлер.
Фри́дрих Ма́ркович Э́рмлер (настоящие имя и фамилия — Владимир Маркович Бреслав; 1 (13) мая 1898 — 12 июля 1967) — советский, российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1951).
Биография[править | править код]
Могила Эрмлера на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Родился 1 (13) мая 1898 года в Режице (ныне Резекне, Латвия) в семье рабочего.
В годы Гражданской войны служил в РККА, работал в ЧК.
В 1923—1924 учился на актёрском отделении Ленинградского техникума экранного искусства[1] (ныне Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения[2]), но не окончил.
С 1924 года работал на кинофабрике «Севзапкино» (ныне киностудия «Ленфильм»).
В 1925 году организовал творческое объединение «КЭМ» (Кино-экспериментальная мастерская, совместно с Э. Ю. Иогансоном), где поставил первый свой фильм «Скарлатина».
В 1929—1931 годах учился в Коммунистической академии[3].
В 1932 году участвовал в создании одного из первых советских звуковых фильмов «Встречный».
С 1940 года — художественный руководитель киностудии «Ленфильм». В 1941—1944 годах — кинорежиссёр Центральной объединенной киностудии художественных фильмов (ЦОКС) в Алма-Ате (ныне киностудия «Казахфильм»).
Вёл курс в Техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств)[4]
Член Союза кинематографистов СССР.
Член РКП(б) с 1919 года.
Умер 12 июля 1967 года в посёлке Комарово, под Ленинградом. Похоронен на Богословском кладбище.
Семья[править | править код]
- Жена — Вера Александровна Бакун (1909—1989), актриса, художница
- Сын — Марк Фридрихович Эрмлер (1932—2002), дирижёр, педагог. Народный артист РСФСР (1980). Ведущий дирижёр Большого театра в 1980—1990-е годы.
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
- Народный артист СССР (1948)
- Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Великий гражданин» (1937, 1939)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «Она защищает Родину» (1943)
- Сталинская премия первой степени (1946) — за фильм «Великий перелом» (1945)
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за фильм «Великая сила» (1949)
- Орден Ленина (1935)
- Орден Трудового Красного Знамени (1950)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- МКФ в Москве (1935, Главный приз («Большой серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильмы «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне»)
- Каннский кинофестиваль (1946, Гран-при (в числе 11 фильмов, представляющих национальные кинематографии), фильм «Великий перелом».
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
- 1924 — Чай (короткометражный)
- 1924 — Скарлатина
- 1924 — Красные партизаны — политрук
- 1932 — Встречный
Режиссёр[править | править код]
- 1924 — Скарлатина
- 1926 — Катька — бумажный ранет (совместно с Э. Иогансоном)
- 1926 — Дети бури (совместно с Э. Иогансоном)
- 1927 — Парижский сапожник
- 1928 — Дом в сугробах
- 1929 — Обломок империи
- 1932 — Встречный (совместно с С. Юткевичем и Л. Арнштамом)
- 1934 — Крестьяне
- 1939 — Великий гражданин
- 1940 — Бальзак в России (не был завершён)
- 1940 — Осень (короткометражный) (совместно с И. Менакером)
- 1943 — Она защищает Родину
- 1945 — Великий перелом
- 1949 — Великая сила
- 1952 — Победители (картина на экран не вышла)
- 1953 — Званый ужин (короткометражный)
- 1955 — Неоконченная повесть
- 1958 — День первый
- 1962 — Из Нью-Йорка в Ясную Поляну (короткометражный)
- 1965 — Перед судом истории — (документально-постановочный, исторический, с участием В. Шульгина)
Сценарист[править | править код]
- 1929 — Обломок империи (совместно с Е. Виноградской)
- 1932 — Встречный (совместно с С. Юткевичем, Л. Арнштамом, Л. Любашевским, А. Пантелеевым, Л. Чуковской)
- 1934 — Крестьяне (совместно с М. Большинцовым, В. Портновым)
- 1939 — Великий гражданин (совместно с М. Блейманом, М. Большинцовым)
- 1949 — Великая сила
Архивные кадры[править | править код]
- 1988 — Фридрих Эрмлер (документальный)
- 2002 — Кинорежиссёр: профессия и судьба (документальный, телевизионный, видео, сериал) — в серии «Фридрих Эрмлер»
Память[править | править код]
- В Санкт-Петербурге, на доме по адресу: Каменноостровский проспект, дом 55, в 1969 году была установлена мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович) с текстом: «В этом доме с 1930 по 1962 год жил кинорежиссер, народный артист СССР Фридрих Маркович Эрмлер»[5].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Фридрих Эрмлер (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Эрмлер Фридрих Маркович на сайте «Хронос»
- (недоступная ссылка) Эрмлер Фридрих Маркович (недоступная ссылка) в Энциклопедии отечественного кино
- Фридрих Эрмлер на сайте журнала «Сеанс»
- Мастер и певец режима
- Фильмы Фридриха Эрмлера (видео) Часть 1 (недоступная ссылка)
- Фильмы Фридриха Эрмлера (видео) Часть 2 (недоступная ссылка)
- Режиссёр Столяров, А. Н. Красное и белое. Эрмлер и Шульгин (Россия, 2010 г.). документальный фильм. «Яндекс видео». Запись с телеканала «Культура» 2 ноября 2010 года. Дата обращения 18 марта 2012. Архивировано 19 мая 2012 года.
Источник