Великий эволюционный перелом

В двадцатом веке начался великий перелом в социальной эволюции человечества, может быть самый грандиозный за всю историю человечества. Отдельные проявления и последствия этого перелома замечают и ощущают на самих себе многие миллионы людей. И было бы странно, если бы этого не было, – ведь этот перелом есть перелом во всех аспектах их жизни. Однако научно адекватное осмысление этого перелома, распространенное и признанное хотя бы в узких научных кругах (не говоря уже о более широких общественных кругах), отсутствует.
Более того, все те, от кого зависит выработка и распространение научного понимания новой социальной реальности, прилагают достаточно эффективные усилия к тому, чтобы такое понимание не появилось и не стало хотя бы мало-мальски заметным явлением в интеллектуальной жизни человечества. Этих людей можно понять: они опасаются, что в свете научной истины о творимой и охраняемой ими реальности они будут выглядеть как безмозглые и аморальные существа, а то и вообще как преступники. И их опасения имеют достаточно серьезные основания.
Но дело не только в субъективном отношении сильных мира сего к наступающей социальной реальности. Сами перемены в этой реальности настолько глубоки и значительны, что веками складывавшееся интеллектуальное состояние человечества и общепринятые интеллектуальные средства познания реальности (также как и общепринятые результаты познания) оказались недостаточными и даже вообще непригодными для осмысления происходящего социального перелома и его результатов и последствий. А сам этот перелом по своей сущности не только не способствует преодолению этой неадекватности самосознания человечества его социальному бытию, но, наоборот, усиливает ее и порождает тенденцию к тотальному помутнению умов, к деградации человечества в этом аспекте его эволюции.
Конечно, человечество может жить и без научного понимания своей жизнедеятельности, как это происходило до сих пор в течение тысячелетий. Жизнь, в конце концов, как-то идет. И на каждом ее этапе интеллектуальная элита изображает всю прошлую историю как путь именно к нему. Так будет и в дальнейшем. Если через много веков на земле останется горстка людей в жалком состоянии, их духовные вожди будут вбивать им в голову мысль, будто миллиарды их предшественников прожили именно для того, чтобы обеспечить их выживание и это жалкое существование. И вряд ли они догадаются о том, что именно отсутствие научного понимания социальной реальности в далеком прошлом (в двадцатом и двадцать первом веках) стало одной из важнейших причин исторической деградации человечества.
Последняя фраза высказана не для красного словца. Для нее имеются достаточно серьезные основания. Именно отсутствие признанного властью и практически действенного научного понимания советской социальной организации стало одной из причин краха Советского Союза и антикоммунистического переворота, в результате которого начался процесс всесторонней деградации России. Не последнюю роль отсутствие научного понимания социального перелома, о котором идет речь, сыграло в том, что в западном мире возник физически могучий и интеллектуально примитивный мировой насильник в лице США, который стал метрополией мировой империи, уже отбросившей человечество в социальном отношении по крайней мере на сто дет назад и несущей в перспективе угрозу существованию человечества вообще.
В чем заключается эволюционный перелом, о котором здесь идет речь? Чтобы ответить на этот вопрос на научном уровне, необходима новая социологическая теория, которая в качестве более или менее широко известной и признанной теории еще не существует. А чтобы разработать такую теорию, необходимо создать качественно новое учение о тех объектах, которые рассматриваются в сфере логики, онтологии и методологии науки, ибо существующие учения для этой цели непригодны. Задача сама по себе (как чисто интеллектуальная) такова, что требуются усилия многих выдающихся умов, чтобы решить ее хотя бы в основных чертах. А в случае успеха исследователей-новаторов на этом пути ожидает яростное противодействие со стороны профессиональных ученых в этих сферах. Это – десятки и даже сотни тысяч людей, которых существующее положение вполне устраивает и среди которых беззаветные борцы за новые истины встречаются не чаще, чем беззаветные борцы за справедливость в безбрежном мире социальной несправедливости. И на защиту со стороны власть имущих новаторам, как уже замечено выше, рассчитывать не приходится. Так что научное понимание происходящего социального перелома может появиться и занять какое-то место в общественном сознании лишь случайно и по недосмотру тех, для кого это понимание так или иначе неприемлемо. Вероятность этого невелика, но больше нуля. В истории такого рода явления случались неоднократно. Например, как возникновение русского коммунизма, так и его гибель явились результатом случайного стечения исторических обстоятельств, а не проявлением некой мистической неизбежности.
В девятнадцатом веке Маркс высказал мысль, ставшую своего рода формулой революционного процесса: мыслители до сих пор (до времени Маркса) объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы изменить его. После тех лет в мире начался буквально ураган изменений, включая величайшую социальную революцию 1917 года, породившую реальный (русский) коммунизм, и антикоммунистический переворот 1991- 1993 годов, убивший его. На планете начался великий эволюционный перелом. Он начался на основе грандиозного прогресса во всех аспектах человеческого бытия. Ядро его образовал переход человеческих объединений на более высокий уровень социальной организации – на уровень сверхобщества. Но в силу объективных социальных законов, за всякий прогресс людям приходится расплачиваться, прогресс в одних аспектах бытия сопровождается и имеет следствием регресс в других. После разгрома Советского Союза и коммунистической социальной организации (реального коммунизма) в странах этого региона наступила эпоха тотальной и глобальной реакции. Человечество стало вовлекаться в процесс эволюционного спада. Обнаружилась сильнейшая тенденция к глобальному помутнению умов. И теперь приведенной выше формуле Маркса будет уместным противопоставить другую, а именно – такую: изменение мира зашло слишком далеко и вышло за рамки разумного, задача возникла – найти научное объяснение происходящему. Думаю, что если такое понимание не будет выработано и не станет руководством к действию для творцов истории, человечество погибнет вследствие своих собственных достижений.
06.02.2005
Источник
ВЕЛИКИЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕЛОМ.
В двадцатом веке начался великий перелом в социальной эволюции человечества, может быть самый грандиозный за всю историю человечества. Отдельные проявления и последствия этого перелома замечают и ощущают на самих себе многие миллионы людей. И было бы странно, если бы этого не было, – ведь этот перелом есть перелом во всех аспектах их жизни. Однако научно адекватное осмысление этого перелома, распространенное и признанное хотя бы в узких научных кругах (не говоря уже о более широких общественных кругах), отсутствует. Более того, все те, от кого зависит выработка и распространение научного понимания новой социальной реальности, прилагают достаточно эффективные усилия к тому, чтобы такое понимание не появилось и не стало хотя бы мало-мальски заметным явлением в интеллектуальной жизни человечества. Этих людей можно понять: они опасаются, что в свете научной истины о творимой и охраняемой ими реальности они будут выглядеть как безмозглые и аморальные существа, а то и вообще как преступники. И их опасения имеют достаточно серьезные основания.
Но дело не только в субъективном отношении сильных мира сего к наступающей социальной реальности. Сами перемены в этой реальности настолько глубоки и значительны, что веками складывавшееся интеллектуальное состояние человечества и общепринятые интеллектуальные средства познания реальности (также как и общепринятые результаты познания) оказались недостаточными и даже вообще непригодными для осмысления происходящего социального перелома и его результатов и последствий. А сам этот перелом по своей сущности не только не способствует преодолению этой неадекватности самосознания человечества его социальному бытию, но, наоборот, усиливает ее и порождает тенденцию к тотальному помутнению умов, к деградации человечества в этом аспекте его эволюции.
Конечно, человечество может жить и без научного понимания своей жизнедеятельности, как это происходило до сих пор в течение тысячелетий. Жизнь, в конце концов, как-то идет. И на каждом ее этапе интеллектуальная элита изображает всю прошлую историю как путь именно к нему. Так будет и в дальнейшем. Если через много веков на земле останется горстка людей в жалком состоянии, их духовные вожди будут вбивать им в голову мысль, будто миллиарды их предшественников прожили именно для того, чтобы обеспечить их выживание и это жалкое существование. И вряд ли они догадаются о том, что именно отсутствие научного понимания социальной реальности в далеком прошлом (в двадцатом и двадцать первом веках) стало одной из важнейших причин исторической деградации человечества.
Последняя фраза высказана не для красного словца. Для нее имеются достаточно серьезные основания. Именно отсутствие признанного властью и практически действенного научного понимания советской социальной организации стало одной из причин краха Советского Союза и антикоммунистического переворота, в результате которого начался процесс всесторонней деградации России. Не последнюю роль отсутствие научного понимания социального перелома, о котором идет речь, сыграло в том, что в западном мире возник физически могучий и интеллектуально примитивный мировой насильник в лице США, который стал метрополией мировой империи, уже отбросившей человечество в социальном отношении по крайней мере на сто дет назад и несущей в перспективе угрозу существованию человечества вообще.
В чем заключается эволюционный перелом, о котором здесь идет речь? Чтобы ответить на этот вопрос на научном уровне, необходима новая социологическая теория, которая в качестве более или менее широко известной и признанной теории еще не существует. А чтобы разработать такую теорию, необходимо создать качественно новое учение о тех объектах, которые рассматриваются в сфере логики, онтологии и методологии науки, ибо существующие учения для этой цели непригодны. Задача сама по себе (как чисто интеллектуальная) такова, что требуются усилия многих выдающихся умов, чтобы решить ее хотя бы в основных чертах. А в случае успеха исследователей-новаторов на этом пути ожидает яростное противодействие со стороны профессиональных ученых в этих сферах. Это – десятки и даже сотни тысяч людей, которых существующее положение вполне устраивает и среди которых беззаветные борцы за новые истины встречаются не чаще, чем беззаветные борцы за справедливость в безбрежном мире социальной несправедливости. И на защиту со стороны власть имущих новаторам, как уже замечено выше, рассчитывать не приходится. Так что научное понимание происходящего социального перелома может появиться и занять какое-то место в общественном сознании лишь случайно и по недосмотру тех, для кого это понимание так или иначе неприемлемо. Вероятность этого невелика, но больше нуля. В истории такого рода явления случались неоднократно. Например, как возникновение русского коммунизма, так и его гибель явились результатом случайного стечения исторических обстоятельств, а не проявлением некой мистической неизбежности.
В девятнадцатом веке Маркс высказал мысль, ставшую своего рода формулой революционного процесса: мыслители до сих пор (до времени Маркса) объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы изменить его. После тех лет в мире начался буквально ураган изменений, включая величайшую социальную революцию 1917 года, породившую реальный (русский) коммунизм, и антикоммунистический переворот 1991- 1993 годов, убивший его. На планете начался великий эволюционный перелом. Он начался на основе грандиозного прогресса во всех аспектах человеческого бытия. Ядро его образовал переход человеческих объединений на более высокий уровень социальной организации – на уровень сверхобщества. Но в силу объективных социальных законов, за всякий прогресс людям приходится расплачиваться, прогресс в одних аспектах бытия сопровождается и имеет следствием регресс в других. После разгрома Советского Союза и коммунистической социальной организации (реального коммунизма) в странах этого региона наступила эпоха тотальной и глобальной реакции. Человечество стало вовлекаться в процесс эволюционного спада. Обнаружилась сильнейшая тенденция к глобальному помутнению умов. И теперь приведенной выше формуле Маркса будет уместным противопоставить другую, а именно – такую: изменение мира зашло слишком далеко и вышло за рамки разумного, задача возникла – найти научное объяснение происходящему. Думаю, что если такое понимание не будет выработано и не станет руководством к действию для творцов истории, человечество погибнет вследствие своих собственных достижений.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ 06.02.2005
Александр Зиновьев .
https://cont.ws/@anddan01/7298… https://cont.ws/@anddan01/7307… https://cont.ws/@anddan01/7308… https://cont.ws/@anddan01/7308… https://cont.ws/@anddan01/7309… https://cont.ws/@anddan01/7312… https://cont.ws/@anddan01/7313… https://cont.ws/@anddan01/7313… https://cont.ws/@anddan01/7317… https://cont.ws/@anddan01/7237… https://cont.ws/@anddan01/7237…
Источник
Жена Жена пришла домой поздно и сказала, что выходит из православной церкви, что насмотрелась там всяких дел, несовместимых с подлинной религией, что там лишь видимость религиозности сохраняется, а по сути дела там творится то же самое, что и вне церкви. Я подумал, что это результат чтения книги Критика. Оказалось, что это не так: жена заявила, что вступает в секту сайентологов. – Час от часу не легче! Избавиться от российского мракобесия, чтобы отдаться во власть мракобесия американского! – Православие – мракобесие из прошлого, а сайентология – из будущего. Может быть, оно несет спасение?! – Какое?! От чего?! Кому?! Ты послушай, что люди говорят и что в газетах пишут! Это же преступная организация! – Люди и другое говорят. Газеты и другое пишут. Теперь никому и ничему верить нельзя на слово. Надо все лично проверять. – На это и десяти жизней не хватит. – Теперь и одна ни к чему. Я напомнил ей о книге Критика. Она сказала, что книга мрачная, что после нее не остается никакой надежды. Такие книги лучше не читать. А лучше вообще не издавать – зачем зря бумагу переводить?! – Сколько бумаги уходило и уходит на всяческую макулатуру, – говорю я, – и ты ни слова не говорила по этому поводу. А тут бумагу пожалела на единственную работу, проливающую свет истины на нашу реальность! Жена ничего не ответила и ушла к себе, отказавшись от ужина. Великий соблазн – Когда все-таки это началось? – задаю я вопрос, заранее зная, что он бессмысленный; задаю с целью спровоцировать Критика на разговор в интересующем меня направлении. – Что вы имеете в виду, говоря «это»? – отвечает он. – Крах нашего (советского, русского) коммунизма и страны в целом. – Сам крах начался именно… с краха. Произошел антикоммунистический переворот, власть захватили реформаторы, они сознательно разрушили наш коммунизм. И как следствие – всю страну. – А когда это началось, что привело к перевороту? – Опять-таки проблема неопределенна. Если иметь в виду установку сил Запада на разрушение советской социальной организации путем сознательных действий этих сил, то началось «это» с началом холодной войны. Если иметь в виду конкретную форму переворота, то «это» началось с приходом к власти Горбачева и «перестройки». Если иметь в виду не преднамеренные действия вполне конкретных людей, а исторические причины и условия, то надо рассматривать сложный комплекс факторов, имеющих различные временные характеристики и действовавших в различных аспектах бытия. С этой точки зрения, «это» началось вместе с рождением коммунизма. Сама марксистская идея изобилия, принцип «по потребности», всеобщее и всестороннее благоденствие и т. п. несли в себе зародыш гибели коммунизма в условиях послевоенного процветания Запада. На Западе правильно угадали, что русских (советских) людей можно победить путем великого соблазна – соблазна властью, славой, богатством, свободой и прочими земными благами. Как только советские люди увидели реализацию марксистской идеи на Западе, они перестали быть оплотом коммунизма. К благам, какие им принес коммунизм, они привыкли и считали чем-то само собой разумеющимся, данным от природы. Они захотели присоединить к ним блага, какие увидели на Западе. При этом они не понимали, что блага Запада исключают (убивают) блага коммунизма и что эти блага достаются не всем, а лишь избранным. Одержимость После одной из бесед с Критиком я записал некоторые из его высказываний, понравившихся мне. Это повторилось и вошло в привычку. Появилась одержимость мыслями Критика. Через несколько месяцев накопилась целая тетрадь. Я стал подумывать о том, чтобы систематизировать записи и подготовить связный текст. И, чем черт не шутит, попробовать опубликовать его. Критику я пока о моем намерении говорить не стал. А он, видя мое внимание к его словам, щедро снабжал меня материалом для записок. Скоро я заметил определенную устремленность в его мыслях на глобальные и эпохальные перемены. Эволюционный перелом По мысли Критика, в двадцатом веке произошел великий эволюционный перелом в истории человечества. Не принимая его во внимание и не понимая его сущность, невозможно понять на научном уровне все более или менее значительные события современности, включая те, которые произошли в нашей стране и с нашей страной. Люди еще не осознают его. Даже самые прозорливые замечают лишь его отдельные аспекты и проявления, не охватывают его в целом и не докапываются до его сущности. Критик сейчас работает над ним. Но он одиночка, а тут нужен целый исследовательский центр и современная интеллектуальная техника. Он думает, что этот перелом сопоставим по масштабам и по последствиям с тем переломом в эволюции животного мира, который произошел в связи и с возникновением людей как социальных разумных существ – люди выделились из животного мира и возвысились над ним. Теперь же происходит выделение из людей существ, которых можно назвать сверхлюдьми, и образование сверхобществ, возвышающихся над людьми и над человеческими обществами. Это процесс сложный, многосторонний, противоречивый. Нужен очень высокий уровень интеллекта, чтобы разобраться в нем. И терпение. И интеллектуальное мужество. Быт Все, что нужно для жизни, теперь имеется в изобилии («как при полном коммунизме»), кроме одного – денег. Конечно, у многих денег достаточно. У многих – сверхдостаточно. Денег нет у большинства. Мы свели свои траты к минимуму. Донашиваем старые вещи. Но так или иначе вынуждаемся на чрезвычайные траты, которые нам не по карману. Стали стремительно портиться зубы. Раньше зубная техника была плохой сравнительно с Западом, но дешевая или вообще бесплатная. И этого было достаточно по нашим меркам. Теперь реклама надрывается, пропагандируя достижения мировой зубной медицины и техники, якобы общедоступные в Москве. Но сколько это стоит! Я было сунулся в частную клинику. Оказалось, чтобы привести в порядок один зуб, нужно заплатить в два раза больше, чем моя месячная пенсия. А в «старорежимной» клинике очередь. И все равно теперь надо приплачивать и давать взятки. А для женщин вообще теперь нужно иметь состояние, чтобы держать себя хотя бы на минимальном уровне современных бытовых требований. Жена раньше тщательно следила за собой, выглядела элегантно с точки зрения критериев тех лет и моложе своего возраста. Теперь она махнула на все рукой и стала стремительно стареть. Я от этого не стал любить ее меньше, наоборот. Но мне мучительно жаль ее. Видеть, что происходит с ней, и чувствовать свое бессилие помочь ей – это для меня тяжелее, чем видеть деградацию всей страны. И я решил искать работу в частном секторе. Любую, лишь бы мне по силам и лишь бы платили. Случайно коснулся этой темы в разговоре с Защитником. Он обещал помочь устроиться в частное учебное заведение или хотя бы давать частные уроки детям «новых русских». Пережитки коммунизма Включил телевизор. Показывали фильм советских времен. Я помню его. Тогда он казался посредственным, идеологически тенденциозным. Над ним, как и над большинством других фильмов, мы тогда издевались как над «соцреализмом». Теперь эти советские «агитки» смотрятся как шедевры. Теперь мы не замечаем или игнорируем то в них, что раньше воспринималось как вранье и приукрашивание. Сейчас стали эти фильмы показывать регулярно. Включил другую программу. Какой-то концерт. Исполняют песни советского прошлого. Эффект от них еще сильнее, чем от фильмов. Прекрасное исполнение. В сравнении с современными модными воплями старые песни звучат как божественные гимны. Колоссальным успехом пользуются фильмы и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Конечно, события в Чечне тут способствуют этому интересу. Но все-таки дело не только и не столько в них. Тут проявляется тоска по прошлому. Именно тоска, не более того. Сейчас русские готовы принять романтику советского периода, но лишь на уровне созерцания, в кино, в песнях и книгах, а не в практической жизни. В виртуальном, а не в реальном мире. Как нечто такое, что не обязывает их к поступкам такого рода, какие они видят в кино и о каких поется в песнях. Это проявление негативной реакции на постсоветскую реальность, причем реакции пассивной. Это отдушина для душевных состояний. Нечто подобное антисоветской фронде советских времен. Только та фронда способствовала краху советской системы, а нынешняя фактически примиряет с постсоветским режимом. |
Источник