Великая отечественная война коренной перелом карта

Великая отечественная война коренной перелом карта thumbnail

Мужеством и упорным трудом советского народа был достигнут коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Уверенный натиск Красной Армии по всем направлениям – общая победа фронта и тыла.

СССР получил поддержку по всему миру, ведь теперь именно он задавал ход боевых действий. В рядах советского общества зацвела надежда на скорое завершение войны.

10 причин коренного перелома во Второй мировой войне

Перед сокрушительным разгромом немецких войск свершилось немало событий, имеющих непосредственное отношение к решительной смене характера боевых действий:

  1. Трагичное начало ВОВ стоило СССР огромных потерь в людях и территориях. Сгорая в пламени войны, солдаты выигрывали для своей родины драгоценное время. Каждая кровавая битва, каждый день сопротивления срывал сроки немецкого натиска. Бойцы разгромленных полков и дивизий, отдавшие на алтарь победы свои жизни, дали стране шанс подготовить и совершить решающий удар.

  2. У Вермахта на захваченных землях не было безопасного тыла: на лето 1942 года пришелся пик партизанского движения. Сопротивление создавало целые партизанские края и республики, сковывавшие противника, разрушающие его линии снабжения.

  3. План молниеносного удара не оправдался даже год спустя после начала войны: распылив силы по «Синему плану» в два направления (на Кавказ и Сталинград), немцы в конечном итоге оказались истощены. Ни технического, ни человеческого ресурса для повторного натиска не осталось.

  4. Союзники фашистской Германии не оправдали ожиданий: с переменным успехом сражались только венгры. Румыны и итальянцы со слабой моральной и технической подготовкой не сдержали натиска советских солдат, что привело к катастрофе.

  5. Предприятия, вывезенные в тыл силами советского общества, развернули полноценное производство техники, вооружения и обмундирования. Снабжение улучшилось, поставки боеприпасов налаживались – армия получила все необходимое для наступления.

  6. Как и в 1941 году, наступление зимы под Сталинградом тяжело отразилось на силах Вермахта: активно действовать в такое время года 6-я полевая и 4-я танковые армии оказались не в состоянии.

  7. Советское командование усвоило свои ошибки в летних кампаниях 1941-1942 годов. Генералы продумывали свои действия, изучали тактику своих противников. Менялся порядок наступления. Красная Армия тщательно готовила план действий и методично его реализовывала.

  8. Для решающего удара в январе 1943 г. (операция «Уран») и на «Курском выступе» летом того же года ГКО СССР втайне от Вермахта скопило крупные силы, сокрушившие войска противника. Для Германии ударный кулак РККА стал полной неожиданностью: техника и солдаты двигались из тыла на фронт ночью, в строжайшей секретности.

  9. С поражением под Сталинградом Германию ждали тяжелые потери. Уничтожена крупная группа войск. Остатки сил на Кубани спешно отступают на запад, спасаясь от окружения. Стратегия блицкрига потерпела крах. Вермахт надолго потерял атакующую инициативу и мог лишь сохранять агрессивную оборону, что помогло СССР отвоевывать территории.

  10. Советские силы могли вести действия на одном фронте: Япония не вела активных действий на восточных границах Союза, Турция не вмешивалась в войну. Третьему Рейху же приходилось сражаться еще и в Северной Африке и Атлантике, подавлять восстания в Югославии и Словакии. Случался момент, когда готовые к отправке в пустыню или в тыл подкрепления в последний момент разворачивали и слали на Восточный фронт.

Начало периода коренного перелома

К ноябрю 1942 г. Сталинград стал «фабрикой смерти» для воюющих сторон. Одни погибали ради того, чтобы прорваться к Волге, другие – чтобы остановить этот прорыв. Линия действий растянулась, у немцев не хватало сил, чтобы поддерживать наступление.

Подтянув резервы и проведя тщательную подготовку, с 19 ноября два фронта – Юго-Западный и Донской – начали масштабное контрнаступление и соединились в тылу окруженной 6-й армии Вермахта. Её командующему Паулюсу запретили бросать город, приказав стоять до конца. Попытки прорвать блокаду группами Гота и Манштейна потерпели провал.

С победой на Волге произошел перелом: Рейх должен был перегруппировать свои силы. Нацистам пришлось оставить Кубань под угрозой разгрома.

Отчаянные и решительные действия РККА под Ленинградом позволили прорвать блокаду города, пошатнув оборону группы армий «Север».

С успехами на юге завершалась и Ржевская битва. Истекая кровью, советские танки и пехота оттесняли противника на запад. В ходе последних попыток наступления Красная Армия отбила Курск, но потеряла недавно освобожденный Харьков. К концу марта 1943 г. на советско-германском фронте наступило затишье.

Конец периода коренного перелома

В июле 1943 г. враждующие стороны снова начали действия. Все понимали, что после Сталинградского и Ржевского сражений наступил переворот. Теперь же новая битва должна была стать или гибелью ударной мощи Красной Армии, или крахом надежд Вермахта на продвижение на Восток.

Советский Союз сделал всё возможное, чтобы в «момент истины» одержать победу. «Рельсовая война» партизан нарушала коммуникации немцев. Планы операции «Цитадель» были прекрасно известны ГКО – секретные службы и войска связи успешно перехватывали данные по радиосвязи.

В ночь наступления 5 июля на головы готовящихся к атаке противников советская артиллерия обрушила град снарядов. Натиск фашистской армии захлебнулся на 1 и 2 линиях обороны Красной Армии.

Тяжелые бои под Прохоровкой и наступление советских сил по всем фронтам позволили освободить Белгород, Орел, Харьков. Почти все контратаки немцев были отражены.

Коренной перелом завершился битвой за Днепр – форсированием могучей реки осенью 1943 г. Говоря кратко: силами пяти фронтов (Южного, Юго-Восточного, Степного, Воронежского и Центрального) советская армия прорвала сеть укреплений по правому берегу Днепра, отвоевала 6 ноября Киев и защитила его от ударов врага.

Последние попытки Вермахта закрепиться и создать мощный рубеж обороны были сорваны.

Итоги и значение коренного перелома в Великой Отечественной войне

Успехи РККА летом 1943 г. запустили процесс разгрома нацисткой Германии. Организовать стратегическое наступление для Вермахта стало практически невозможным.

Перехват инициативы на фронте Советским Союзом имеет прямое отношение и к Тегеранской конференции: лидеры западных стран уверенно заговорили о разгроме Третьего Рейха и готовились оказать посильную помощь СССР.

Именно коренной перелом дал впоследствии рождение такому понятию, как «десять сталинских ударов»: тотальное наступление советской армии по всем фронтам, выход на государственную границу и начало освобождения Европы.

Источник

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Во второй половине 1942 г. с завершением перевода экономики на военные рельсы появилась возможность создать определенные резервы командования. Осенью 1942 г. Ставка разработала план контрнаступления, которое мыслилось провести силами Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов при поддержке авиации, танков и артиллерии. Его результатом должно было явиться окружение и уничтожение всей группы фашистских войск, укрепившихся в районе Сталинграда.

19-20 ноября после сильной артподготовки началось контрнаступление советских войск, которое к 23 ноября завершилось окружением 22 фашистских дивизий численностью в 330 тыс. человек. Попытка немецкого командования в декабре разорвать кольцо окружения совместным ударом группы войск под командованием Манштейна и окруженной армии генерал-фельдмаршала Паулюса закончилась разгромом манштейновских войск. Армии Паулюса не приняли советских предложений о капитуляции. В конце января 1943 г. операция по ликвидации окруженных войск была закончена, а их остатки (91 тыс. солдат, офицеров, генералов) и сам Паулюс сдались в плен. 2 февраля 1943 г. победоносно закончилась историческая битва на Волге.

Читайте также:  Реабилитация при переломе стопы

Это было невиданное поражение фашистов, потерявших огромную армию и мощную боевую технику. Битва за Сталинград показала возросшую боевую мощь Красной Армии и ее боевой техники, талант советских полководцев Н. Н. Воронова, Н. Ф. Ватутина, А. И. Еременко, Р. Я. Малиновского, К. К. Рокоссовского, В. И. Чуйкова и др.

Победа оказалась возможной в результате героического, самоотверженного труда советского тыла, сумевшего перестроить свою работу и обеспечить фронт всем необходимым для победы.

Историческое значение Сталинградской битвы заключается в том, что она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны. Поражение немецких армий на Волге заставило их ближайших союзников – Турцию и Японию – отказаться вступить в войну против СССР.

Одновременно со Сталинградской операцией советские войска развернули наступление на Ленинградском, Волховском, Центральном и Западном фронтах, в районе Северного Кавказа, Дона, Воронежа. Зимой 1942/43 г. на отдельных участках фронта враг был отброшен на расстояние до 700 км, освобождены многие города и населенные пункты Подмосковья, Курской, Воронежской, Ростовской и других областей, восстановлена хозяйственная связь между центральными и южными промышленными районами, прорвана блокада Ленинграда.

Пытаясь взять реванш за поражение на Волге и поднять резко пошатнувшийся престиж Германии, фашистское командование разрабатывало план летнего наступления 1943 г. Его целью являлось выравнивание линии фронта путем разгрома частей Воронежского и Центрального фронта и дальнейшее наступление в глубь страны и захват Москвы. Основным плацдармом боевых действий немцы избрали Курский выступ, вклинившийся в расположение фашистских войск между Белгородом – Курском – Орлом по линии Прохоровка – Сумы – Рыльск – Севск – Попыри. Удар предполагалось нанести между Белгородом и Орлом в направлении Курска.

Отсутствие второго фронта, который союзники не открыли и в 1943 г., дало фашистам возможность за счет армий, переброшенных с Запада, сконцентрировать на Восточном направлении 232 дивизии, т. е. больше, чем перед началом войны. В районе Курска было сосредоточено более 50 дивизий, поддержанных мощными танками типа «тигр», «пантера» и бронированными самоходными установками «фердинанд», которые должны были силой брони и огня осуществить прорыв. Советское командование приняло решение организовать глубоко эшелонированную оборону, измотать основные силы врага и после этого перейти в контрнаступление. 5 июля 1943 г. началось летнее наступление противника, которое было успешно отражено. 12 июля войска Западного и Брянского фронтов перешли в контрнаступление. О масштабах этой битвы свидетельствует то, что на отдельных участках сражалось до 1500 танков, не считая другой техники. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, 23 августа – Харьков. 30 августа – Таганрог. В августе – сентябре были разбиты фашистские группировки под Смоленском, Новороссийском, в Донбассе. В боях под Новороссийском, особенно на «Малой земле», а затем и за освобождение Керчи сражалась 18-я десантная армия, начальником политотдела которой был Л. И. Брежнев, прошедший всю войну в рядах действующей армии. В конце сентября началось форсирование Днепра, где немцы создали «неприступный великий восточный вал», включавший в себя ряд мощных инженерных сооружений, который, однако, не выдержал стремительного прорыва наших войск. Войска Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Восточного и Южного фронтов успешно вели наступательные операции, очищая левобережную Украину. 6 ноября 1943 г. был освобожден Киев. Большую роль в успехе летне-осеннего наступления наших войск сыграли партизанские отряды и помощь населения временно оккупированных районов.

Битва под Курском – один из важнейших этапов на пути к победе СССР над фашистской Германией. В результате победы советских войск под Курском произошел коренной перелом в ходе по только Отечественной, по и всей мировой войны, который проявился в изменении соотношения сил в пользу СССР, в результате героической деятельности Советской Армии, трудовых достижений тыла, подвига всего советского народа. Коренной перелом произошел как в работе советского тыла, так и в ходе военных действий. Промышленность страны обеспечила полный перевес Советской Армии в боевой технике, вооружении, снаряжении, боеприпасах. Битва на Курской дуге продемонстрировала полное преимущество Советской Армии и ее техники, показав, что в войне наступил коренной перелом, в результате которого немецкая армия была лишена возможности наступать. После Курской битвы Советская Армия продолжала стратегическое наступление по всему фронту, освободив две трети ранее захваченной врагом территории. Началось изгнание оккупантов из пределов нашей Родины. Значение этого периода связано с ростом международного авторитета Советского государства, с изменением позиции союзников Германии, дальнейшим распадом фашистского блока.

В конце октября 1943 г. в Москве была созвана конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, обсудившая вопросы, связанные с дальнейшим усилением антигитлеровской коалиции и послевоенными действиями по обеспечению безопасности. Союзники согласились в необходимости создания международного органа для поддержания мира после войны – Организации Объединенных Наций. С 28 ноября по 4 декабря 1943 г. состоялась конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в Тегеране, где была достигнута договоренность об окончательном разгроме гитлеровской Германии. 1 мая 1944 г. было решено открыть второй фронт высадкой войск во Франции через Ла-Манш. Главы правительств подписали декларацию о наказании военных преступников за совершенные ими злодеяния.

Начало Великой Отечественной войны Великая Отечественная война Наступление Красной Армии (1944-1945)

Похожие статьи:

Источник

У р о к 1

Тема урока

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Тип урока

урок изучения нового материала

Цель урока

сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом; добиться более глубокого и прочного освоения темы.

Образовательные

ресурсы

учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта, мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочие листы.

План урока

  1. Определение коренного перелома
  2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.
  3. Битва у Эль-Аламейна.
  4. Последствия коренного перелома в войне.

Ценностно-смысловые

ориентиры

осознание величайшего значения коренного перелома в истории Второй мировой войны.

Образовательная технология

технология проблемного обучения

Форма урока

урок-исследование

Основные понятия

коренной перелом, Сталинградская битва, антигитлеровская коалиция, второй фронт, план «Уран».

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны; характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией; высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества; выполнять контрольные задания по истории СССР 1941-1945 гг.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности, учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Проявляют доброже-лательность и эмоционально- нрав-ственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Читайте также:  Чем можно снять опухоль при переломе

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2 мин

Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

Фронтальная работа

Быстрое включение в деловой ритм.

II.

Актуализация

знаний

5 мин

Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного на предыдущих уроках:

– Как складывалась ситуация на первом этапе войны? В чём причины?

Постановка проблемы:

В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

-Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока? («Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»).

– А какие цели мы поставим перед собой в связи с данной темой?

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная работа

Проблем-ный метод

Р.: Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Устный опрос

III.

Изучение

нового

материала

15-16 мин

Дает определение коренного перелома в войне:

Коренной перелом – радикальное изменение в ходе войны, вызванное поражением одной из сторон, показывающее резкое возрастание военно-экономического и морального потенциала другой стороны.

– Какие признаки коренного перелома можно выделить, исходя из этого определения?

Организует заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах «Сталинградская битва и сражение у Эль-Аламейна».

Организует анализ статистических таблиц «Соотношение сил перед Сталинградской битвой».

Предоставляет для анализа диаграммы в учебнике (стр.229-230), содержащие информацию о численности вооружения перед битвой.

Организует работу учащихся с документами (см. приложения):

1. Как меняется настроение немецких солдат по мере продвижения к Сталинграду?

2. Какие качества советских воинов отмечают немцы?

3. На основе анализа данных писем, что можно сказать про моральный дух советской армии?

Организует работу с извлечением из статьи s:

– как автор статьи характеризует причины поражения немецких армий?

Работа с учебником на стр. 231:

– Каковы потери немцев под Сталинградом?

– Каковы последствия победы советских войск в Сталинградской битве?

23 октября по 4 ноября 1942 года произошло сражение около египетского селения Эль-Аламейн в ста километрах западнее Александрии, в ходе которого превосходящим британским силам удалось разгромить германо-итальянский Африканский корпус.

Организует работу с документами «Взгляды историков на битву при Эль-Аламейне ».

1. Как историки оценивают битву в Северной Африке и её значение в ходе Второй мировой войны? Какие аргументы они приводят для доказательства своей позиции?

2. Исходя из анализа данных документов, можно ли считать, что сражение при Эль-Аламейне действительно стало коренным переломом в войне?

Коллективное обсуждение признаков коренного перелома в войне.

Начинают заполнять сравнительную таблицу в рабочих листах «Сталинградская битва и сражение у Эль-Аламейна».

Анализируют статистические таблицы и диаграммы, содержащие информацию про соотношение сил на Восточном и Североафриканском фронтах.

Анализируют предоставленные документы, отвечают на вопросы, продолжают заполнение сравнительной таблицы.

Анализируют содержание данной статьи, делают выводы.

Работают с учебником, продолжают заполнение таблицы.

Анализируют документы, продолжают заполнение таблицы.

Фронтальная работа

Работа в парах

Работа в парах

Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; корректируют деятельность , вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок.

П.: используют знаково-символические средства, осуществляют анализ; устанавливают причинно-следственные связи; высказывают предположения, структурируют знания.

К.: готовят сообщения, используя информацию из разных источников; принимают участие в парной работе, допускают возможность существования различных точек зрения; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; применяют правила делового сотрудничества.

Л.: выражают положительное отношение к процессу познания;

проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; проявляют интерес к учебному материалу; приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников.

Записи в рабочих листах

Записи в рабочих листах

Устный опрос.

Записи в рабочих листах

Устный опрос

Записи в рабочих листах

Записи в рабочих листах

Устный опрос

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5 мин

Предлагает обсудить вопросы и познавательные задания:

– Каковы признаки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

– Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

– Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?

– Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Отвечают на вопросы, обсуждают познавательные задания. Делают выводы по гипотезе.

Фронтальная работа

Р.: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием.

К.: формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства.

Устный опрос

V. Итоги урока. Рефлексия

2 мин

Подводит итоги урока. Предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Обсуждают итоги урока, высказывают свое мнение по поводу урока.

Фронтальная работа

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Устный опрос

Домашнее задание

1 мин

Параграф 32, задание №2 (Учимся быть историками)

Воспринимают и уточняют задание

Фронтальная работа

Р.: принимают учебную задачу, планирует её решение.

Читайте также:  Пальцы плохо слушаются после перелома

Приложение № 1

Из писем немецких солдат из-под Сталинграда

23 августа 1942 г.: “Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле… Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие”.

Ноябрь 1942 г.: “Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Сталинград – это ад! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов.… Каждый день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад.… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения”.

30 декабря 1942 г.: “Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!”

4 января 1943 г.: “Русские снайперы и бронебойщики, несомненно, – ученики Бога. Они подстерегают нас и днем и ночью, и не промахиваются. Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо… Время перешло на сторону русских”.

Февраль 1943 г.: « Это письмо мне очень тяжело писать, каким же тяжелым оно будет для тебя! К сожалению, в нем нерадостные вести. Я ждал десять дней, но ситуация не улучшилась. А теперь наше положение стало настолько хуже, что громко говорят о том, что мы очень скоро будем совершенно отрезаны от внешнего мира. Нас заверили, что эта почта наверняка будет отправлена. Если бы я был уверен, что представится другая возможность, я бы еще подождал, но я в этом не уверен и потому, плохо ли, хорошо ли, но должен сказать все. Для меня война окончена…»

Вопросы:

  1. Как меняется настроение немецких солдат по мере продвижения к Сталинграду?
  2. Какие качества советских воинов отмечают немцы?
  3. На основе анализа данных писем, что можно сказать про моральный дух советской армии?

Приложение №2

Из статьи американской газеты s от 28 января 1943 г.

«Теперь конец уже близок. Гигантское наступление Гитлера провалилось. Его генералы столкнулись с противником, превосходящим их в военном искусстве. Но дело не только в этом. Другой причиной поражения немецких армий стало потрясающее мужество русских солдат и русского народа, становившихся только сильнее после каждой неудачи, защищающих свою родину, свои города и свои надежды на будущее с тем же упорством, что и их предки, обратившие в бегство куда более великого полководца, чем Гитлер».

Вопрос: как автор статьи характеризует причины поражения немецких армий?

Приложение №3

Сражение при Эль-Аламейне (Северная Африка)

Операция

Личный состав (тыс.чел.)

Орудия и миномёты (тыс.шт.)

Танки и САУ (тыс.шт.)

Боевые самолёты (тыс.шт.)

Англо-амер. войска

Фашистские войска

Англо-американские войска

Фашистские войска

Англо-американские войска

Фашистские войска

Англо-американские войска

Фашистские войска

Сражение под Эль-Аламейном (1942)

230

80

2,31

1,22

1,44

0,54

1,50

0,35

23 октября по 4 ноября 1942 года произошло сражение около египетского селения Эль-Аламейн в ста километрах западнее Александрии, в ходе которого превосходящим британским силам удалось разгромить германо-итальянский Африканский корпус. А через две недели, 19 ноября 1942 года, начался разгром германской армии под Сталинградом, завершившийся 2 февраля.

Из работы В. Кожинова «Великая война России»

«В западной литературе, а подчас под ее влиянием в нынешней «российской», эти два события истолковываются чуть ли не как равноценные, хотя такая постановка вопроса попросту смехотворна. В сражении при Эль-Аламейне итало-германские войска насчитывали всего 80 тысяч человек (в большинстве – итальянцев), оборонявших фронт протяженностью 60 км, а под Сталинградом – более чем миллионное войско Германии и ее союзников действовало на фронте длиной около 400 км. Но наиболее показательно, что в Сталинградской битве потерпела полный разгром 1/6 часть – 16,3 % – всех тогдашних вооруженных сил противника, а при Эль-Аламейне – всего лишь около 1,3 % (!) этих сил.

Нельзя умолчать еще и о том, что британцы имели при Эль-Аламейне почти троекратное превосходство в людях – 230 тысяч против 80 тысяч. Многозначительно, что Гитлер, который обычно сурово наказывал своих генералов за поражения, не только не сделал этого в отношении командовавшего Африканским корпусом Роммеля, но, наградив его 17 марта 1943 года «бриллиантами к Рыцарскому кресту», вскоре же – после того, как американо-английские войска 10 июля 1943 года высадились на Сицилии, – поручил ему командование группой армий в Италии».

Из работы В.Г. Кикнадзе, В.В. Изонова «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Мифы и реальность»

«Многие западные политики, военные деятели и историки победу под Эль-Аламейном пытаются квалифицировать как «поворот судьбы во Второй мировой войне». Но ни по составу противоборствующих сил, ни по размаху, ни по своей значимости для хода всей войны в целом сражение под Эль-Аламейном не может идти ни в какое сравнение с битвой под Сталинградом… Примечательна оценка действий войск союзников в Северной Африке, в том числе и планировавшихся, сделанная одним из лидеров Большой тройки. «… Масштабы этих операций, – писал о них У. Черчилль И.В. Сталину 11 марта 1943 г., – невелики по сравнению с громадными операциями, которыми Вы руководите». Реального влияния на военно-политическую обстановку в мире события в Северной Африке не оказали, да и не могли оказать. Они привели лишь к распылению сил союзников. При этом стало ясно, что и в 1943 г. их основные усилия будут сосредоточены на Средиземноморском театре военных действий.

Вопросы:

1. Как историки оценивают битву в Северной Африке и её значение в ходе Второй мировой войны? Какие аргументы они приводят для доказательства своей позиции?

2. Исходя из анализа данных документов, можно ли считать, что сражение при Эль-Аламейне действительно стало коренным переломом в войне?

Приложение №4

Рабочий лист

Фамилия, имя ученика____________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите признаки коренного перелома:

Коренной перелом

  1. Заполните таблицу

«Сталинград и Эль-Аламейн»

Вопросы для сравнения

Сталинградская битва

Битва при Эль-Аламейн

Участники битвы

Соотношение сил в сражении

Причины победы

Итоги и последствия сражений

Источник