Век перелома это

Предвидение европейскими мыслителями грядущих в XX веке перемен
В начале XX в. А. Блок в поэме «Возмездие» писал:
«И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть
И ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь Сулит, нам раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи».
Именно в XX в. перед мыслителями Европы остро встали вопросы: что представляет собой культура? Но рассмотрение судьбы и особенностей этого, ставшего в XX в. непонятным феномена, следует начать, возвращаясь в XIX век. Ибо не только в метаморфозах искусства второй половины и конца XIX в. все явственнее проступали черты грядущих перемен. Как везде, несколько опережая время, отдельные, прежде всего европейские мыслители, видели их приближение. В сознании мыслителей мир, все еще казавшийся обывателям в целом устойчивым, в общем надежным, предстал неравномерно, неровно и быстро движущимся, готовым катастрофически обрушиться, обнажающим в своем развитии бездны, провалы. В реальности все это стало подтверждаться лишь с начала XX в., с Первой мировой войны и революции в России, а в науке — с открытий ученых-физиков, проникавших в микро- и макромиры. Но то, о чем в 1907 г. в книге «Творческая эволюция» писал французский философ А. Бергсон — о многовариантности и сложности мира и его движения, его фундаментальной неустойчивости, нестабильности, — все это раньше, по-иному, выразили и Ницше, и Фрейд, и отчасти немецкие философы-неокантианцы. Впрочем, о последних мало кто слышал, кроме специалистов. Но Ницше и Фрейд были услышаны широкой аудиторией, поначалу эпатированной, почти оскорбленной небывалой откровенностью и, мягко говоря, странностью их размышлений и утверждений. Они оба, каждый на свой манер, опрокидывали представление о разумности существующей цивилизации и культуры, о разумности как главной ценности бытия и о разумности других ценностей этого самого бытия.
Чем ближе к XX в., тем более нарастал интерес мыслителей к осмыслению не просто бытия, а именно человеческого бытия, его значимости, смысла жизни, ее ценностей, которые, как ни странно, оказались весьма сомнительными. Ницше прямо-таки обрушился на благополучное развитие христианской цивилизации, утверждая, что вся система ее ценностей умирает. В христианской Европе с ее наружной благопристойностью, кажущейся устойчивостью религиозных верований, Ницше заявил, что «Бог умер», и вера не является действительной движущей силой и принципом поведения людей. «Смерть Бога» знаменовала собой не только умирание традиционной религии, но главное — гибель безусловных ценностей традиционных жизни и культуры. Ведь Бог воплощал в себе абсолютные Истину, Добро и Красоту, вообще ценности духа. Ницше, констатировав это, не призывал к спасению, сохранению ценностей, ибо умирающее должно умереть. По мнению Ницше, ценности в том их виде и значении, которые они приняли в ходе развития христианской культуры, нужно отвергнуть, низринуть. Ницше выступил с острой критикой фальшивой, лицемерной христианско-буржуазной морали, против пошлости жизни европейского общества (с расчетом, корыстью, вещными мелочными интересами). В качестве новых идеалов и ценностей немецкий мыслитель выдвигал воля к власти, идею сверхчеловека, настоящее серьезное искусство; это выглядело очень поэтичным, было слишком многозначным и не могло стать реализуемым. Сама форма, в которую обрекал свои идеи Ницше (по сути художественная) допускала разнообразие трактовок смыслов высказанного. Оценки Ницше поэтому колебались от признания его то бунтарем-революционером, то чуть ли не религиозным пророком, и вплоть до третирования философа, как идеолога фашизма. Ницше конечно не ответственен ни за революцию, ни за фашизм, который пытался использовать его наследие. Этот поэт-философ раньше других разглядел признаки грозящих человечеству духовных тупиков и катастроф и сумел привлечь внимание к болезненным проблемам бытия цивилизации и культуры. По-другому о том же «кричали» теоретики марксизма и некоторые другие мыслители. Все они пытались вновь и вновь осмыслить будущее, перспективы человеческой свободы, человечества. Еще в конце XVIII в. Шиллер в стихотворении «Вселенские мудрецы» иронизировал над попытками философов до конца понять законы, управляющие миром. Стихотворение заканчивалось тем, что до тех пор, пока философия не сможет управлять миром, им будут управлять голод и любовь. Марксизм, очевидно, исходил из того, что миром правит голод, и стремился показать, как преодолеть эту роковую зависимость людей, изначально извратившую всю их историю. Предлагалось идти путем дальнейшего развития производства на основе радикальных социальных и экономических преобразований. Революция в России позже стала грандиозным (и провалившимся) «экспериментом» по воплощению этой идеи. Но уже в конце XIX в. идея эта выглядела не только и не столько утопичной, сколько в принципе неверной, ибо на первое место среди ценностей жизни выдвигалась сытость. В 1883 г. русский поэт С. Я. Надсон писал:
«Нет, я больше не верую в ваш идеал И вперед я гляжу равнодушно.
Если б мир ваших грез наконец и настал, —
Мне б в нем было мучительно душно:
Сколько праведной крови погибших бойцов,
Сколько светлых созданий искусства,
Сколько подвигов мысли, и мук, и трудов,
И итог этих трудных рабочих веков —
Пир животного сытого чувства!
Жалкий, пошлый итог! Каждый честный боец Не отдаст за него свой терновый венец…»[1]
Ницше в этом же году закончил книгу «Так говорил Заратустра». И в этом же году русский революционер Г. В. Плеханов создал марксистскую группу «Освобождение труда», начавшую пропаганду идей марксизма в России. Марксизм в его российском варианте оказался вполне рациональным и трезвым опровержением буржуазного рационализма. Человек рассматривался как социальное существо, находящее свое счастье в борьбе за лучшее будущее всего человечества, обеспечиваемое полным удовлетворением потребностей каждого члена общества (прежде всего — материальных!). Преодолевая при этом угрозу голода, разобщающую их, люди должны были обрести и свободное время, и условия для своего духовного развития. Вопрос, однако, в действительности состоял в том, — каким образом духовно неразвитые в массе своей люди смогут прийти к этому «царству божьему» на земле без массового насилия, уничтожения друг друга. Российский эксперимент показал, что насилия в ходе достижения целей революции более, чем достаточно, а достижение благородных целей — все время отодвигается на потом. Кроме того, выяснилось, хотя и не сразу, что сама по себе сытость, даже всеобщая, достигается быстрее на буржуазном, капиталистическом пути развития. (Уровень жизни в Швеции, например, во второй половине XX в. позволяет говорить о всеобщей сытости. Да и США, после преодоления кризиса 1929 г., не сразу, но достигли положения, при котором население сыто, даже безработные.)
Человек оказывался гораздо более сложным существом, чем это представлялось веками. В конце XIX в. недаром начали интересоваться не только внешними условиями бытия человека, внешними его действиями, но и их мотивами, внутренними основаниями. Начала развиваться психология: с одной стороны, в стремлении к новому развитию — в качестве рационально, экспериментально обоснованной науки о психике человека (например, И. М. Сеченов, И. П. Павлов в России); с другой — в попытке прорыва к глубинам психики, в связи с открытием сферы бессознательного и ее значения, прорыва, начатого Фрейдом. Любопытно, что если вспомнить шиллеровскую мысль о голоде и любви, правящих миром, то Фрейд, в отличие от Маркса, сделал акцент на последнем, обратив особое внимание на роль в жизни человека и общества сексуальных влечений. И хотя роль именно этих влечений была им явно преувеличена, важным стало то, что Фрейд привлек внимание к тому, откровенные размышления о чем считались, по меньшей мере, неприличными. Это произвело на европейскую общественность действие не менее ошеломляющее, чем идея переоценки ценностей Ницше, — действие, повлиявшее на характер культуры XX в. в целом ряде отношений.
Искусство конца XIX в., идеи Маркса, Ницше, Фрейда и ряда других мыслителей, — все это, вместе и порознь, выражало, что культура, по крайней мере европейская, входила в XX в. с явным ощущением своего предгрозового или предкризисного состояния. Культура в конце XIX и начале XX в. стала осознаваться в ее противопоставленности движению цивилизации, катящейся к пропасти.
Источник
ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА
«Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни», — так писал «отец народов» о 1929 г. За этим годом и закрепилось название, данное ему Сталиным, — Год великого перелома. Перелом начался еще в 1928 г., а потом продолжился и после 1929-го.
Проведение в жизнь принципов новой экономической политики было сопряжено с серьезными проблемами. В первую очередь, они были связаны с тем, что экономические реформы не подкреплялись политическими. Старая революционная гвардия не готова была идти на уступки в ряде принципиальных для себя вопросов — диктатура пролетариата, командные методы управления, в конце концов, они просто с некоторым презрением относились к частным собственникам и торговцам. В результате постоянного вмешательства государства в ход экономических процессов нэпманы не могли работать так эффективно, как им того хотелось бы. В незавидном положении оказались и крестьяне. Значительную часть продуктов им приходилось сдавать по достаточно низким ценам, в то время как промышленные товары стоили очень дорого. Это было связано и с политикой государства, поддерживавшего в первую очередь городских рабочих, и с объективным промышленным отставанием Советского Союза.
Советский плакат 1930-х годов
При рассмотрении вопроса о необходимости индустриализации среди партийного руководства не было единого мнения. Так, Лев Троцкий выступал с крайних левых позиций. Он предлагал начать масштабную сверхиндустриализацию, средства на которую взять, нещадно эксплуатируя деревню. Против него выступали более умеренные руководители — Сталин, Бухарин и др. Впрочем, дальнейшая история показала, что Иосиф Сталин оказался в лагере правых лишь временно. Более всего секретаря партии, которого долгое время видные соратники Ленина не считали достойным противником, интересовала победа над политическими соперниками и претензии на первую роль в ВКП(б). Что ему в конце концов и удалось сделать. В середине 1920-х годов Троцкий потерял ряд важнейших постов. Затем Сталин расправился с другими влиятельными коммунистами — Зиновьевым и Каменевым, которые до того были его союзниками в борьбе с Троцким. Следующим на очереди был Бухарин, активно выступавший за дальнейшее развитие НЭПа. Так что, даже с тактической точки зрения, исходя из задач внутрипартийной борьбы, Сталин должен был переметнуться в лагерь левых, в ряды противников НЭПа.
Впрочем, были и объективные причины изменения политики. В 1927 г. разразился очередной кризис НЭПа. Недовольные новым увеличением ножниц цен между промышленными и сельхозтоварами, крестьяне начали придерживать хлеб до лучших времен, планы по хлебозаготовкам не выполнялись. Чтобы исправить положение, в январе 1928 г. уже игравший главенствующую и исключительную роль в руководстве страной Сталин совершил свою первую и последнюю поездку в сельские районы страны. Он отправился в Сибирь и, широко применяя репрессии, добился выполнения плана. Пример с первого лица стали брать другие руководители. Хлебные «излишки» изымались принудительно, появились заградительные отряды, которые преграждали крестьянам путь к местам свободной продажи зерна. Государство стремилось к полному контролю над всем произведенным хлебом, а затем и к монополии на его производство. В ряде выступлений Сталин выдвинул предложения, которые четко обозначили начало свертывания НЭПа.
Против такой политики выступили Бухарин, Рыков, Томский. Они предлагали искать выход из кризиса в рамках НЭПа путем регулирования цен, временных закупок хлеба за границей, некоторого сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность. Но это, с точки зрения Сталина, было невозможно. Уже разрабатывался план первой пятилетки, за время которой страна должна была совершить индустриальный рывок. Покрывать же расходы должно было село. Позиция бухаринской группы была названа «правым уклоном в ВКП(б)», ее представители были сняты со своих постов. Рыночные отношения фактически свертывались, вместо них опять пошли директивы и приказы, торговля полностью переходила под контроль государства, частники облагались сверхналогом, продовольственная разверстка вытесняла продналог, была введена карточная система. Все это вполне отвечало задачам установления в стране тоталитарного режима, к которому и стремился Сталин.
Индустриализация, которая действительно продвинула СССР далеко вперед по пути промышленного развития, проводилась ускоренными темпами. В результате село нищало, на стройках экономические методы стимулирования заменялись идеологическими и административными. Широкий размах получило движение соцсоревнований, ударнический труд. Из центра сыпались команды категорического характера, республики потеряли всяческую самостоятельность.
7 ноября 1929 г. в статье «Год великого перелома», опубликованной в «Правде», Сталин обнародовал ожидаемый темп прироста второго года пятилетки — 32 %, позднее на 1931–1932 гг. было предложено 45 % прироста промышленной продукции. Цифры эти мало соответствовали каким-либо серьезным расчетам, и даже меньшие показатели давались стране с большим трудом. Однако Кремль требовал беспрекословного выполнения своих директив, разворачивался террор против «саботажников» и «вредителей» всех мастей. В начале 1930-х годов была установлена система мер государственного принуждения к труду (в виде уголовного наказания за прогулы и опоздания, уголовного преследования неработающих трудоспособного возраста и т. д.). В 1932 г. были введены обязательные внутренние паспорта (трудовые книжки), где фиксировалось каждое предыдущее место работы. В том же году, с целью предотвратить текучесть кадров, была введена система прописки.
Параллельно с индустриальной гонкой разворачивалась настоящая война против крестьянства. В упомянутой выше статье в «Правде» Сталин говорил о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения (хотя к тому моменту лишь 6,9 % крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). Вскоре на ноябрьском Пленуме ЦК была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год. Так советское руководство рассчитывало предотвратить дальнейшие проблемы с заготовками. Крестьян начали насильственно сгонять в колхозы.
Составной частью процесса коллективизации, его социальной основой и фактором ускорения стало раскулачивание. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие хотя бы две коровы и две лошади. Репрессиям (от арестов до высылки) подверглись и так называемые «подкулачники» из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию.
На самом деле, все эти меры привели к снижению производительности труда на селе, насильственные методы вызвали недовольство крестьян. В статье «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.) Сталин был вынужден признать перегибы на местах. В результате крестьянам был разрешен выход из колхозов. В итоге к августу 1930 г. обобществленными осталась лишь пятая часть хозяйств. Впрочем, вскоре партия продолжила линию на проведение коллективизации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
7 ноября 1929 – Выход статьи Сталина «Год великого перелома»
О намерении резко изменить жизнь 130 млн крестьян страна узнала 7 ноября 1929 г. из статьи Сталина «Год великого перелома» в «Правде». Там было заявлено, что страна как один человек переходит «от мелкого и отсталого
1942 год — год перелома
В середине февраля 1942 года наступательные операции русских войск на Северо-Западном фронте привели к окружению шести немецких дивизий 16-й армии — около 100 тысяч человек — в районе Демянска, южнее озера Ильмень. Собрав все имевшиеся транспортные
Год великого перелома
С подавлением мятежа на повестку дня встал вопрос обустройства края применительно к новым условиям. Если Кириллов полагал и настаивал, что «сей озорной народец пользы ради не худо было бы извести вовсе», то Татищев, подобным экстремизмом не страдая,
Глава XX
1908 ГОД — ГОД ПЕРЕЛОМА
Прибытие русского царя в Париж, обращение МакКинли к народу, морское сражение у Кубы, осада Мафекинга, дело Дрейфуса, нападение «боксеров» на миссию в Китае, русская революция 1905 года — таковы были темы, избранные кино, для того чтобы
§ 5. «Год великого перелома»
Зимой 1927/28 г. разразился очередной кризис нэпа, приведший к корректировке всех направлений внутреннего и внешнего курса руководства страны. «Социалистическая индустриализация» приобретала все более зримые черты, переходя из плоскости
Глава пятая
Год Великого перелома
«Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни. Характерная
1. Год коренного перелома в ходе войны
Истекший год – от 25?й до 26?й годовщины Октября – является переломным годом Отечественной войны.Этот год был переломным прежде всего потому, что в этом году Красной Армии впервые за время войны удалось осуществить большое летнее
ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА
«Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни», — так писал «отец
XXI
Социально-классовый смысл «великого перелома»
Переход на рубеже 30-х годов (а также и в последующие годы) многих старых большевиков, никогда не принадлежавших к оппозициям, к попыткам борьбы со Сталиным был обусловлен прежде всего резкими изменениями в словах и делах
11 декабря — ночь великого перелома
Силового разгона Майдана публика ждала каждый вечер, но он все не начинался и не начинался. И вдруг вечером 11 декабря «Беркут» пошел зачищать площадь от палаток и манифестантов. В Фейсбуке немедленно появились призывы прийти и
3. Политика «великого перелома»
3.1. Начало чрезвычайных мер в экономике.• Кризис конца 1920-х гг. К середине 20-х гг. объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставил проблему подъема сельскохозяйственного
7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОД КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА
Вопрос о втором фронте в 1943 г. 1943 г. унаследовал нерешенную проблему второго фронта. Перелом в ходе войны в пользу государств антифашистской коалиции не снял ее с повестки дня. Тысячи человеческих жизней, которые уносил
Век великого перелома
Смысл жизни, прибора, приспособления, государства определяется их функцией. Нет функции, назначения — нет смысла. Российская государственность создавалась ради выживания ста народов, а устройство ее определялось исторической традицией Руси,
Источник