Ушибы переломы вывихи конспект

Ушибы переломы вывихи конспект thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОТРОИЦКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

«утверждаю»

Директор гбпоу нсхт

____________

План – конспект открытого урока

по УД ОП 06. Правила безопасности дорожного движения

специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

разработала преподаватель:

________________Шестакова О.Ю.

Ст. Новотроицкая, 2019г.

Раздел:  Доврачебная помощь пострадавшим

Группа № 311 по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока:  Раны, ушибы, вывихи, переломы. Первая доврачебная медицинская помощь (слайд 1)

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

1.Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях повреждений опорно – двигательного аппарата(переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), а также последствия безграмотного оказания или неоказания помощи при подобного рода травмах. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.

2.Развивающая: Развитие у обучающихся навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, содействовать развитию познавательной и исследовательской деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Доказать что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни. Формирование убеждений о необходимости соблюдения правил безопасности дорожного движения.(слайд 2)

Межпредметные связи: биология, ОБЖ, ПДД.

Элементы педагогических технологий:
– личностно-ориентированные технологии;
– технологии содружества;
– игровые технологии;

– информационно-коммуникационные технологии.

Формируемые общие и профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Методы обучения: словесный, наглядно – практический, рассказ, беседа, моделирование ситуации, проблемный метод, групповой, АМО – технологии.

Материально – техническое обеспечение: учебные плакаты, шины, медицинская аптечка, набор для оказания первой медицинской помощи, мультимедийная аппаратура.

Основная литература:

  1. В.Н. Николенко, Г.А. Блувштейн, Г.М. Карнаухов Первая доврачебная медицинская помощь.М: Издательский центр «Академия», 2018

  2. Руководство для врачей скорой медицинской помощи. Под ред. В. А. Михайловича, А. Г. Мирошниченко. – 3-е издание, переработанное и дополненное. Санкт–Петербург , 2015г.

  3. Петров С. В., Бубнов В. Г.(при содействии Объединенной редакции Министерства внутренних дел) Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. – Москва: Изд-во НЦ ЭНАС 2018 г.

Интернет-ресурсы:

studwood.ru›1576981/meditsina/okazanie…pomoschi…

vajnovsem.ru›2syna.ru›2017/03/27/pervaya-medicinskaya-pomoshh/

studopedia.ru›14_22283_okazanie…pomoshchi…pri

Планурока

I. Организационная часть (3-5 мин.)

1.1. Проверка явки и готовности к уроку (докладывает староста).  

1.2. Организация внимания обучающихся.

II. Проверка домашнего задания

III. Изложение нового материала

IV. Заключительный

Ход урока.

І. Вступительная часть.

Приветствие, проверка внешнего вида и наличия обучающихся.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Сегодня мы с вами познакомимся с правилами оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях, узнаем о способах транспортной мобилизации пострадавшего, научимся накладывать шины, бинтованию, останавливать кровотечения смоделируем различные ситуации, при которых нам пригодятся эти знания и умения.

Для того чтобы начать нашу увлекательную работу, мы с вами должны вспомнить предыдущую тему.

Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях (Опрос). Оценивание.

ІІІ. Мотивация обучения.

Как оказать помощь при чрезвычайных ситуациях?

Постановка проблемной ситуации

– Представьте:

Произошло дорожно – транспортное происшествие: на пешеходном переходе произошел наезд на молодую пару. При первичном осмотре водителем выяснилось, что у женщины, кричащей и плачущей от боли, перелом кости голени. Нарушение кожных и мышечных покровов, видна часть кости + кровотечение. Мужчина также был в сознании, но вял и бледен, крови на одежде и на видимых участках тела не было, только кисть правой верхней конечности находилась в неестественном положении (вывернута).

– И вот теперь попробуйте ответить на такие вопросы. Кому помощь более необходима? Кто больше пострадал при дорожно-транспортном происшествии? Как нужно поступить в данной ситуации? (обучающиеся предлагают варианты решения проблемы).

Читайте также:  Стандарт лечения при переломе

– Ребята, вы сами видите, что мнения разделились, так вот, чтобы грамотно разобраться в этой нелёгкой проблеме, давайте сначала разберёмся, какие же бывают травмы ОДС, а потом, когда мы изучим тему, мы вернёмся к этой задаче и решим её. Вы согласны со мной?

IV. Формирование новых знаний. Объявление темы и целей урока.

Изложение нового материала.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

  • Понятие о ранах

    • Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

    • Понятие о переломах костей и их признаки.

    • Виды переломов и их осложнения.

    • Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.

Рассказ преподавателя сопровождается презентацией

Рана – это открытое повреждение, называются нарушения целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубжележащих тканей и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия. (слайд 3)

Признаки:

· боль;

· кровотечение;

· зияние краев раны (расхождение краев);

· нарушение функции поврежденного органа.

По характеру повреждения различают:

1. Колотые раны возникают при воздействии колющего предмета (ножа, шила, иглы). Характеризуются небольшим наружным отверстием, обычно большой глубиной раневого канала. Представляют опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов.

2. Резаные раны могут быть нанесены острым режущим предметом (нож, бритва, стекло, скальпель). Имеют ровные края, кровотечение наиболее выражено. Хорошо заживают.

3. Рубленые раны возникают при нанесении повреждения острым, но тяжелым предметом (топор, шашка). Края раны имеют размозженный характер, кровотечение выражено в значительной степени.

4.Ушибленные и рваные раны есть результат воздействия тупого предмета (молоток, камень) на ткани. Края этих ран размозжены, неровные, пропитаны кровью, рана широко зияет.

5. Укушенные раны характеризуются массовой инфицированностью вирулентной флорой рта человека или животного. Осложняются чаще других ран развитием острой инфекции. Укушенные раны могут быть заражены вирусом бешенства.

6. Огнестрельные раны – раны, полученные в результате воздействия пули. При сквозных ранениях наличие входного и выходного отверстий. (слайд 4)

В зависимости от глубины поражения:

1. Поверхностные – характеризуются повреждением кожи и слизистых оболочек.

2. Глубокие – сопровождаются повреждением сосудов, нервов, костей, сухожилий, внутренних органов.

3. Сквозные раны – ранящий предмет проходит насквозь и рана имеет входное и выходное отверстие.

4. Слепые раны – ранящий предмет застревает в теле, в тканях раневого канала.

5. Касательные раны – ранящим предметом нанесено поверхностное повреждение или он прошел рядом с органом, лишь частично его задев.

Правила обработки ран:

1. Обработать рану перекисью водорода;

2. Обработать кожу вокруг раны (от раны к периферии) спиртосодержащим раствором: йода, бриллиантовой зелени, водкой и т.д. Рану нельзя промывать водой, допускать попадание в нее прижигающих антисептических средств

3. Рана накрывается стерильной салфеткой. Далее накладывают давящую или обыкновенную повязку (давящая повязка противопоказана, если в ране находится инородное тело). При отсутствии перевязочного материала используют чистую белую проутюженную с обеих сторон хлопчатобумажную ткань.(слайд 5)

4. Провести противошоковые мероприятия:

• Приложить холод на область раны;

• Обеспечить согревание пострадавшего (укрыть теплыми вещами, дать горячий чай)

• Обезболивающие средства (анальгетики)

• Выполнить иммобилизацию;

• Сердечные и успокаивающие препараты – при остановившемся кровотечении.

• Придать пострадавшему правильное транспортное положение.

5. Во время оказания первой помощи поддерживать словесный контакт с пострадавшим.

6. Если прибытие медицинской помощи ожидается позднее, чем через 30 минут, самостоятельно или попутным транспортом доставить пострадавшего в лечебное учреждение для проведения хирургической обработки раны. Всем раненым вводят противостолбнячную сыворотку. (слайд 6 )

Запрещается:

• рану промывать водой, допускать попадание в нее прижигающих антисептических средств

• вправлять выпавшие органы и накладывать на них давящие повязки;

• удалять из раны инородные тела и торчащие костные отломки;

• поить пострадавшего при травме живота (даже при подозрении на нее), в бессознательном состоянии и при неукротимой рвоте;

• накладывать на рану мазевые повязки, засыпать в рану порошки лекарственных препаратов (антибиотики, стрептоцид и другие), прикладывать вату.(слайд7)

Ушиб  – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа. (слайд 8)

Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс. (слайд 9)

Вывих – повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.(слайд 10)

Читайте также:  Что такое длительная иммобилизация при переломе

Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.

Помощь:

  • холод на область повреждённого сустава;

  • обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);

  • иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизуют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;

  • пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.

(слайд 11)

Понятие о переломах костей и их признаки.

Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.

Переломы подразделяются на:

  1. закрытые и открытые;

  2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости). (слайд 12)

Признаки переломов:

  • боль на месте перелома;

  • нарушение функции;

  • укорочение конечности;

  • изменение формы конечности;

  • наличие ненормальной подвижности в области повреждения;

  • иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);

  • повышения температуры тела (до 38 градусов);

  • при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д. (слайд 13)

Первая медицинская помощь при переломах костей. Наложение транспортной шины.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • дать обезболивающее;

  • транспортная иммобилизация с фиксацией травмированной части тела;

  • госпитализация в леч. учреждение.

Открытые переломы требуют особого внимания. Вправлять отломки, касаться раны нельзя. На рану следует наложить стерильную повязку.

(слайд 14)

При кровотечении из артерий наложить жгут. (слайд 15)  Правила иммобилизации:

  • фиксировать не менее двух соседних суставов, при переломах плечевой бедренной костей фиксировать три сустава;

  • правильно готовить, моделировать шины. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватной – марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью;

  • надёжно фиксировать шины, конечности бинтами, косынками и т. д.;

  • при закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду. При этом все складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава;

  • в холодное время надо обеспечить надёжное утепление пострадавшего, повреждённой конечности; ( слайд 16)

  • при открытых переломах все действия должны соответствовать требованиям первой медицинской помощи при проникающих ранах;

  • обезболивание (дать 1-2 таблетки анальгина, пенталгина или другого средства, предварительно раздавив таблетки между двумя чайными ложками, полученный порошок засыпать под язык, пить не давать, но залить его минимальным количеством воды- 1 2 чайной ложки), при массивной кровопотере дать солевой раствор, горячий сладкий чай, кофе;

  • применять надёжные, но достаточно щадящие методы и технические средства эвакуации, учитывая особенности дорог.

Очень важно правильно подготовить шины. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её бинтом. Отмоделировать шины. Использовать вату, бинты, ватно-марлевые подкладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях – вату из подушек, матрацев.

Переломы костей верхних конечностей, плечевого пояса – транспортная иммобилизация заключается в фиксации предплечья под углом 90 град. И придания кисти так называемого физиологического (то есть среднего) положения, при котором второй – пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь валике из мягкой ткани; сама ткань должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону. (слайд17)

Переломы костей нижней конечности – иммобилизировать конечность следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней). Фиксация конечности и шин должна быть надёжной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения. (Слайд 18)

При переломах позвоночника – транспортировка и иммобилизация на щите.

(слайд 19)

При переломе рёбер – наложение тугой циркулярной повязки на грудную клетку. (слайд 20)

V. Закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала рассмотрим следующие ситуации.

1-я группа: В результате ДТП пассажиром было получено ранение (резаная рана)

2-я группа: В результате резкого экстренного торможения, водитель, который не был пристёгнут, сильно ударился плечом.

3-я группа: Пассажир, выходя из транспортного средства, упал и подвернул кисть. (вывих)

4 –ая группа: В результате ДТП – у женщины была повреждена грудная клетка – переломы рёбер.

5-ая группа: пешеход перебегал дорогу в неположенном месте, пренебрегая

требованиями правил дорожного движения, в результате столкновения с ТС

получил серьёзные повреждения бедренной кости – открытый перелом .

Ваши действия?

Оказывают помощь пострадавшему два человека.

Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки .

VІ. Рефлексия.

Работа в парах. Составить синквейн к словам « Милосердие», «Сострадание», «Гуманизм», «Человек», «Помощь».

Например:

1.Милосердие
2. Безвозмездное, терпеливое
3. Сближает, спасает, поддерживает 
4.Готовность прийти на помощь
5. Сострадание

VІІ. Подведения итогов урока, оценивание работы за урок, задание на дом.

Смоделировать нестандартную ситуацию и описать вид доврачебной помощи.

Источник

Травма – анатомические и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды. Факторы:

Читайте также:  Как разработать контрактуру при переломе плеча

– механические (удар, сдавление, растяжение),

– физические (тепло, холод, электричество, радиоактивное излучение),

– химические (действие кислот, щелочей, ядов),

– психические (испуг, страх).

Они могут быть закрытыми и открытыми.

Закрытые: ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы.

Открытые: раны, открытые переломы костей.

Виды травматических повреждений:

– одиночные,

– множественные (повреждение одной анатомической области в нескольких местах),

– сочетанные (повреждения различных анатомических областей одним поражающим фактором),

– комбинированные (повреждения двумя и более повреждающими агентами).

Вывод по вопросу: Для изучения первой помощи при различных видах травм важно знать возможные причины.

Вывих – смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.

Травматические вывихи составляют 80-90% от всех случаев. При этих вывихах наблюдается разрыв капсулы сустава. Вывихи в коленных, локтевых, голеностопных суставов сопровождаются разрывом связочного аппарата. Вывихи могут быть осложненными: при открытом вывихе имеется рана в области сустава.

Основные признаки:

1) Боль в области сустава;

2) Ограничение подвижности в поврежденном суставе;

3) Усиление боли при попытке движения в суставе;

4) Может отмечаться онемение конечности при сдавлении нервных стволов вывихнутым фрагментом сустава;

5) Конечность находится в вынужденном положении;

6) Заметна деформация в области сустава.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03»;

3.Если есть рана, закрыть её стерильной салфеткой, наложить повязку;

4.Фиксировать поврежденную конечность;

5.При вывихах суставов верхней конечности подвесить её косыночной повязкой;

6.При вывихах суставов нижней конечности положить пострадавшего;

7.Обезболить по возможности;

8.Контролировать состояние;

9.Передать пострадавшего «03».

Растяжение – это повреждение тканей с частичным разрывом их при сохранении анатомической непрерывности.

Основные признаки: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Фиксировать поврежденную конечность, наложить давящую повязку;

4.Обезболить по возможности;

5.Обеспечить покой и придать возвышенное положение поврежденной конечности;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Ушиб – это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи.

Основные проявления: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Придать возвышенное положение поврежденной конечности и обеспечить покой;

4.Обезболить по возможности;

5.При необходимости фиксировать поврежденную конечность;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Перелом – это нарушение целостности кости. Бывают переломы травматические и патологические (при остеомиелите, опухоли, туберкулезе).

Травматические переломы делятся:

1) закрытые повреждения кости;

2) открытые, при наличии повреждения кожи в зоне перелома. Открытые переломы опаснее закрытых, так как возможно инфицирование и развития остеомиелита, что значительно затрудняет срастание костных отломков. Перелом может быть:

1) полным;

2) неполным.

Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные. Часто наблюдаются оскольчатые переломы, когда кость разбита на отдельные осколки. Этот вид чаще встречается при огнестрельных ранениях.

Перелом, возникающий от сжатия или сплющивания, называется компрессионным.

Переломы бывают 1) без смещения;

2) со смещением отломков кости. В зависимости от характера травмы, локализации перелома, силы мышц и т.д. смещения костных отломков могут быть различных видов: смещения под углом, смещения по длине и боковые смещения. Встречаются вколоченные переломы, когда один из отломков внедряется в другой.

Особенности переломов у детей и лиц пожилого возраста: у детей переломы бывают по типу “зеленой ветки”; у пожилых людей – чаще оскольчатые переломы.

Признаки переломов:

1) резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке;

2) изменение положения и формы конечности;

3) нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью);

4) появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;

5) укорочение конечности и патологическая (ненормальная) подвижность кости.

При открытом переломе часто в рану выступает отломок кости, что прямо указывает на перелом.

Осложнения перелома: кровотечение; травматический шок; повреждения внутренних органов; воспаление.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Остановить артериальное кровотечение, если оно есть;

3.Вызвать «03»;

4.Закрыть рану стерильной салфеткой, наложить повязку (при открытых переломах);

5.Провести иммобилизацию конечности (создание неподвижности костей в области перелома);

6.Обезболить по возможности (борьба с шоком);

7.Контролировать состояние пострадавшего;

8.Передать «03».

Правила наложения транспортных шин:

1)В качестве шин могут быть использованы подручные средства (доски, палки, картон…);

2)Шина должна захватывать не менее 2 смежных суставов. При переломах бедренной и плечевой костей захватывают 3 сустава;

3)Шины моделируются по здоровой конечности;

4)Шина должна быть надёжно закреплена;

5)Между шиной и участками тела необходимо проложить мягкий материал.

Вывод по вопросу: Для более быстрого оказания первой помощи нужно знать характеристики травм и их различия.

Вывод по пройденной теме: «Травмы опорно-двигательного аппарата часто встречаются в быту, поэтому нужно знать правила оказания первой помощи».

Источник