Урок на тему коренной перелом

Урок на тему коренной перелом thumbnail

Тема урока «Коренной перелом Великой Отечественной войны. Ноябрь 1942-зима 1943г.»

Цели урока: углубить и обобщить знания по истории Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией, а именно периода коренного перелома в ходе войны;

развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся;

умение работать самостоятельно и в группах;

воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Оборудование:

Компьютер, проектор, раздаточный материал, видеоролик, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация прежних знаний

III. Новый материал

IV. Закрепление

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Организационный момент.

Сегодня на уроке нам предстоит поработать самостоятельно, а также в группах.

У вас на столах листы самооценки, в которых вы будите оценивать свою работу по ходу урока и маршрутные листы с которыми вы будите работать.

А также критерии оценивания, которые помогут вам оценить свою работу и работу вашей группы на каждом из этапов.

Актуализация знаний.

-Для настроя на работу я предлагаю повторить исторические даты.

-Ваши предложения, как сегодня мы будем повторять даты.

По две даты каждому. Оценить в листе самооценки

Актуализация прежних знаний

Рассмотрите иллюстрации и выберите для себя те, иллюстрации на которых изображены события о которых мы говорили на прошлом уроке. (сл.1)

Обсудите иллюстрации в группе и ответьте, обобщая знания и ответы.

-О каком событии изображённом на иллюстрациях нам предстоит сегодня поговорить?

– Сформулируйте тему урока, исходя из иллюстраций на слайде.(сл2)

-Сформулируйте цель урока.(сл3)

-Проблема урока(сл4)

-Прочему период с ноября 1942 по зиму 1943 называют коренным переломом в Великой Отечественной войне.

III. Новый материал

Объявляется тема урока.

Перед вами лежит маршрутный лист урока, составьте для себя алгоритм действий на сегодняшний урок.(ответы детей)

Заполните графу в таблице « Что я знаю» о Сталинградской битве.

Просмотр видеоролика.

Заполните графу в таблице « Что я узнал» о Сталинградской битве.

Приготовитесь выступать с информацией, один от группы

Самооценка

Заполните графу в таблице « Что я знаю» о Курской битве.

Просмотр видеоролика.

Заполните графу в таблице « Что я узнал» о Курской битве.

Приготовитесь выступать с информацией, один от группы

Самооценка

IV. Закрепление

-Прочему период с ноября 1942 по зиму 1943 называют коренным переломом в Великой Отечественной войне.

Самооценка и взаимооценка работы на уроке.

VI. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по желанию: Подвиг советских воинов в битвах коренного перелома в Великой Отечественной войне. Генерал фельдмаршал Ф. фон Паулюс – герой или предатель.

Если останегся время повторение даты урока

1 сентября 1939-2 сентября 1945 – вторая мировая война

22 июня 1941 – начало Великой Отечественной войны

5 декабря 1941 – контрнаступление советских войск под Москвой

Лето-осень 1942 года – оборонительный этап Сталинградской битвы

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г. – контрнаступление советских войск под Сталинградом

5 июля 1943 – 23 августа 1943 – Курская битва

12 июля 1943 года – сражение под Прохоровкой

Приложение.

Сталинградская битва

Начало коренного перелома. Сталинградская битва. В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.). С середины сентября 1942 г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В. И. Чуйков, А. И. Родимцев, М. С. Шумилов. Германское командование придавало особое значение овладению Сталинградом. Его захват позволил бы перерезать Волжскую транспортную артерию, по которой в центр страны доставлялись хлеб и нефть. По советскому плану «Уран» (окружения противника в районе Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, через несколько дней окружив немецкую группировку под командованием генерала фельдмаршала Ф. фон Паулюса.

С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, Красная Армия перешла от обороны к стратегическому наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома.

В окружении под Сталинградом оказалась 330тысячная армия гитлеровцев. По плану «Кольцо» 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки, разделив ее на две части – южную и северную. Сначала капитулировала южная, а затем 2 февраля 1943 г. – северная часть.

На отдельных этапах битвы с обеих сторон участвовало более 2,1 млн чел., свыше 26 тыс. орудий и миномётов; 2,1 тыс. танков и свыше 2,5 тыс. боевых самолётов. Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 млн 11 тыс. человек, 10 290 орудий, 675 танков и 1216 самолётов.

Битва под Сталинградом длилась двести дней и ночей (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.).

Потери фашистских войск были в 10-15 раз больше, чем в Африке. Только пленных было взято около 144 тыс. человек. Была уничтожена 330-тысячная группировка войск. Всего противник потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 800 тыс. солдат и офицеров.

Читайте также:  Сколько лечат перелом пальца

Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она:

1) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне;

2) в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба;

3) обострились внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками.

Курская дуга.

В декабре 1942 г. началось наступление Красной Армии на Кавказе. 18 января 1943 г. советские войска частично прорвали блокаду Ленинграда. Коренной перелом, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. Днепр. Битва на Курской дуге (Орел – Белгород) – планировалась немецким командованием уже зимой 1943 г. По плану «Цитадель» фашисты планировали окружить и уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов, сосредоточенные на Курском выступе.

Советскому командованию стало известно о готовящейся операции, оно тоже сосредоточило силы для наступления в этом районе. Битва на Курской дуге началась 5 июля 1943 г. и продолжалась почти два месяца. Ее ход можно разделить на два периода: первый – оборонительные сражения, второй – период контрнаступления. 12 июля 1943 г. под Прохоровкой состоялось грандиозное танковое сражение. 5 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь этого события был дан первый в ходе войны салют. 23 августа битва завершилась освобождением Харькова. К этому моменту были освобождены почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, Орловская, Курская области.

Источник

МОУ СОШ с. Решетино

учитель истории и обществознания

Азеева Д. Д.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Тема урока:

«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.»

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА: Выяснить причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • выяснить причины нападения Германии на Сталинград;

  • на основе изучения событий, объяснить, на каком основании поражение фашистких войск под Сталинградом рассматривается как перелом в ходе Второй мировой войны;

  • проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в ходе второго этапа войны;

  • развитие когнитивных способностей учащихся (аналитичности, сообразительности), оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления);

  • развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы;

  • создание эмоционального настроя учащихся для изучения данной темы;

  • воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Познавательные УУД:

  • усвоение учащимися цели урока и задач, которые предстоит решить в процессе исследования;

  • понимание учащимися причин коренного перелома в ходе войны;

  • в ходе дискуссии привести аргументы для объяснения коренного перелома в ходе войны;

  • Коммуникативные УУД:

  • Реализация и формирование умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения;

  • подвести итоги исследовательской работы учащихся с документами при подготовке к дискуссии.

  1. Личностные УУД:

  • воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;

  • адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: коренной перелом, операция «Уран»,

МТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: обществознание, социология, аналитика, ОБЖ, география, политология, информатика и ИКТ.

РЕСУРСЫ:

  • таблички- «картографы», «аналитики», «хронисты», «практики»; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

  • цветные карточки для 4-х групп, бланк – задание каждой группе, инструкция организации работы в группе, экспертный лист; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

  • пакет документов для групп; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

  • мультимедийная презентация «Коренной Перелом в ходе Великой Отечественной войны»

  • музыка «Школьный вальс», «День Победы»

  • карта: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • технология критического мышления;

  • метод проблемного обучения;

ИКТ.

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (4 мин.)

Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы.

Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности.

1. Добрый день ребята! (раздает цветовые указатели и просит занять место согласно полученному обозначению). Перед тем как мы начнём наш урок, я хочу, чтобы вы прослушали один куплет из знаменитой песни «Школьный вальс», который прерывает видеофрагмент «Голос Левитана о начале войны». (слайды 1-2)

1. Приветствуют учителя.

2. Слушают первый куплет песни «Школьный вальс», видеофрагмент.

Определение темы и мотивация

(2 мин.)

Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.

Познавательные УУД: определение темы урока.

1. Прослушав песню, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

2. Правильно! Сегодня мы будем говорить о Вов, а точнее о коренном переломе в ходе Вов. (слайд 3) 2015 г.-год 70-летия Великой Победы. Каждую весну сжимает наше сердце годовщина Победы: не важно на какую цифру она кончается. Она всегда юбилей. Важным шагом на пути к победе была Сталинградская битва, которая явилась переломным моментом в ходе как Великой Отечественной войны, так и Второй мировой. (слайд № 3)

1. Определяют тему урока.

Актуализация знаний

(7 мин.)

Личностные УДД: самостоятельное формулирование темы урока.

1 Ребята, давайте вспомним начало Вов. Для этого мы с вами поработаем с кластером. (слайд №4)

Учитель задает вопросы по кластеру.

  1. Учащиеся отвечают вопросам, которые задает учитель, и вспоминают начальный этап войны.

  2. Все события показываются на карте.

Целепологание

(5 мин.)

Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока.

  1. Ребята, Великая Отечественная война делится на три этапа.

Мы знаем о неудачах Красной армии в начале войны. События второго этапа войны являются переломным моментом в ходе войны. Как вы думаете, почему? Что мы должны выяснить сегодня на уроке? Правильно причины коренного перелома.(слайд №5)

2. Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на поставленный вопрос? Нужно изучить события, а значит узнать даты контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курской битвы, битвы за Днепр; их значение; причины коренного перелома. (слайд №6).

1. Определяют цель урока.

«Открытие» нового знания детьми (15 мин.)

Познавательные УУД:

  • усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава;

  • понимание учащимися причин коренного перелома;

  • в ходе дискуссии привести аргуменого для объяснения событий, связанных с переходом красной армии в контрнаступление.

1. Для решения поставленных задач мы разбились на группы. У каждой группы будет свое задание. Сегодня будут работать картографы, аналитики, хронисты, практики. Далее учитель знакомит учащихся с заданиями, (Приложение №3) с инструкцией по организации работы в группе (Приложение 2). Обращает внимание на то, как будут проводиться итоги работы групп, определяет регламент.

2. В процессе работы групп учитель заносит ответы детей с их презентаций в главную презентацию урока. Используется отдельная флешка.

3. Анализ выступления учащихся, корректировка ответов.

  1. 4. Учитель вновь обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод.

1. Ознакомление учащихся с правилами работы в группе и поставленными перед группой вопросами (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2, 3)

2. Работа учащихся в группах, создание презентаций с ответами на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4-7)

3. Выступление учащихся, защита полученных выводов.

4. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос.

Первичное закрепление

(8 мин)

Познавательные УУД:

1. Умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала.

2. Умение преобразовывать информацию в алгоритм.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД: планирование своих действий.

  1. 1. Итак, давайте еще раз перечислим причины коренного перелома.

2. После выступления учащихся учитель читает стих.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Спасибо тем, кто воевал, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

1.Учащиеся отвечают на вопрос. После корректировки ответов учителем, дети записывают определение в тетрадь.

Самооценка

(2 мин.)

Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе.

Личностные УУД: самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом.

Ребята, у вас на столах лежат листочки с фамилиями участников вашей группы. Вам самостоятельно надо напротив каждой фамилии, в том числе и своей, поставить оценку за работу на сегодняшнем уроке.

Учащиеся оценивают друг друга и себя. Оценочные листы сдаются учителю.

Рефлексия

(3 мин.)

Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке.

Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке

1. Мы с вами грамотно провели исследование, ваши выводы во многом совпали с выводами современных историков. Я хотела, чтобы вы оценили пользу своей работы на сегодняшнем уроке..

У вас на столах находится изображение «Вечный огонь». Я бы хотела, чтобы вы прикрепили к рисунку язычки пламени:

– если вам было интересно на уроке и вы узнали много нового, прикрепляем желтые и красные язычки;

– если вы остались равнодушными и ничего не узнали, прикрепляем черные и голубые язычки пламени.

2. Мне интересно было с вами работать. Я поняла, что современные молодые люди умеют находить ответы на проблемные вопросы. В память о нашем уроке, я хочу подарить всем георгиевские ленточки, чтобы вы чтили память погибших на войне. Спасибо, урок окончен! (слайд №8).

Учащиеся крепят магнитики на звезду, выбирая подходящий им эффект от проеведённого урока.

Читайте также:  Лечение перелома головки лучевой кости после снятия гипса

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Загладин Н.В. Всемирная история XX век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: «Русское слово», 2003

  2. Загладин Н.В. и др. История отечества XX – начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2004

  3. Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование. 11 класс;

  4. +-*/;

  5. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Пособие для учителя. 11 класс;

  6. Интернет источники (видео, аудио файлы) https://www.proshkolu.ru/

Бланк-задание «Практики».

  1. Выяснить причину нападения на Сталинград со стороны Германии?

  2. На основе анализа исторических источников, выделите причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

(Время для принятия решения-10 мин. Для оглашения решения-2 минуты.)

Бланк-задание «Хронистам».

  1. Вычленить главные даты, касающиеся:

а) контрнаступления советских войск под Сталинградом;

б) Курской битвы;

в) битвы за Днепр.

2. Соотнести даты с событиями.

3. Составить хронологическую таблицу.

Название

битвы

Значение

(Время для принятия решения-10 мин. Для оглашения решения- 2 минуты.)

Бланк-задание «Аналитикам».

  1. Выбрать данные по соотношению сил:

а) перед Сталинградской битвой;

б) перед Курской битвой;

в) битвы за Днепр.

2. Проанализировать данные.

3. Заполнить сравнительную таблицу.

  1. Приложение № 3. Практикам.

Информация для выделения причин нападения на Сталинград со стороны Германии.

1.Из неотправленных писем немецкого солдата 6-й армии Паулюса.

«Начинается летнее наступление наших доблестных войск. Операция «Блау» позволит завоевать нефтеносные районы Кавказа, и мы не будем испытывать недостатка в горючем. Город на Волге Сталинград предстоит взять под «военный контроль» силами авиации и дальнобойной артиллерии. Наша 6-я армия является прикрытием фланга Кавказского фронта, наша цель Кавказ!».

2. Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали жизненно важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР, в том числе, Кавказом и Закавказьем. Таким образом, захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина- главного врага Гитлера-делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистким ходом.

Читайте также:  После перелома пятки массаж

Приложение № 3.

Информация для выделения причин коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

  1. Увеличение военного потенциала.

Эвакуация в тыл предприятий приводила к резкому сокращению объемов производства- в 2 раза. К середине 1942 года завершился перевод экономики на военные рельсы. В 1943 году СССР перегнал Германию по объему военного производства и по качеству боевой техники.

  1. Приказ № 227 «Ни шагу назад!»

«Враг бросает на фронт все новые силы и , не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, убивает советское население. Отступать дальше- значит загубить себя и загубить вместе с тем Родину… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам не стоило…»

  1. Психологическая готовность советских людей к борьбе.

«№26. Из спецсообщения отделения ВЦ 62-й армии в ОО НКВД СТФ «Оперлюстрации красноармейской почты» (не ранее 2 августа 1942 г.)

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к великому гор. Сталинграду…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области от фашисткого зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить- убей немца».

  1. Партизанское движение в тылу врага.

На захваченной немцами территории проживало более 70 млн. населения. Партизанское движение к 1942 году стало массовым, и немцы были вынуждены держать для борьбы с партизанами до 10 % состава всей армии.

  1. «Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм- залог успеха».

Документ №1.

Связист Матвей Путилов ценою своей жизни восстановил связь.

Известен подвиг юного Саши Филиппова, которому шел 17-й год. Из-за возраста его не взяли на фронт. Тогда он организовал товарищей на сбор бутылок для зажигательной смеси, а во время бомбежки города собирал осиротевших детей на сборный пункт. Затем перешел линию фронта и связался с воинской частью, стал разведчиком. 12 раз Саша переходил линию фронта. При выполнении задания был схвачен. После пыток казнен.

Документ №2.

Получатель: Мамченко П. 21.07.42г.

«…Хотя победа сама не приходит, и обойдется она, конечно, с большими потерями. Но гитлеровской сволочи все равно не пить из Волги воды и не быть на донских просторах, полных красоты и раздолья. Он будет уничтожен! Победа будет за нами!

За меня не беспокойся. Хотя нависла угроза над нашим городом, но пока все спокойно.

А если сунет враг свое свиное рыло в наш город, то он будет отбит, ибо наши рабочие и весь наш народ будут спокойно и храбро биться до последней крови, не щадя своей жизни».

Приложение № 3. Картографам.

Источник