Травмы у детей реже чем у взрослых сопровождаются переломами так как

Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата
1 вариант1.В состав скелета свободной нижней конечности не входит (ят) кость (и)
а) плюсны б) лучевая в) бедренная г) большая и малая большеберцовые
2.У человека насчитывается около________ скелетных мышц
а) 400 б) 1000 в) 100 г) 800
3.Кости ребенка
а) обладают высокой прочностью
б) не подвергаются искривлению
в) обладают высокой прочностью
г) легко искривляются при длительных тяжелых нагрузках и неправильном
положении тела
4.Травмы у детей реже, чем у взрослых, сопровождаются переломами, так как в костной ткани ребенка преобладают ( один)
а) соли кальция б) соли железа в) вода г) органические вещества
5. К непарным костям черепа относят _________ кость
а) теменную б) лобную в) височную г) скуловую
6.Скелет человека не выполняет ____________ функцию
а) транспортную б) кроветворную в) защитную г) опорную7.Фиксация физиологических изгибов позвоночника происходит в ( один)
а) моменту рождения б) 1 году в) 30 годам г) 12-15 годам
8.К мышцам головы относят мышцы
а) мимические и жевательные в) только мимические
б) только жевательные г) жевательные и диафрагму
9. К основным группам скелетных мышц относят мышцы
а) верхних конечностей б) голени в) плеча г) кисти
10.Для скелетных мышц характерны _____________сокращения
а) только произвольные
б) произвольные и непроизвольные
в) только непроизвольные
г) медленно развивающиеся с малыми затратами кислорода и энергии
11.Сохранение вертикального положения тела человека возможно за счет сокращения мышц
а) живота б) нижней конечности в) спины и ягодиц г) головы и шеи
12. В процессе онтогенеза
а) позже созревают средние мышцы
б) позже созревают крупные мышцы
в) позже созревают мелкие мышцы
г) созревание всех групп мышц происходит одновременно
13.Сколиоз – это (один)
а) увеличение грудного кифоза в) сглаживание изгибов позвоночника
б) боковое искривление позвоночника г) увеличение шейного лордоза
14.При подборе мебели для ребенка учитывают
а) длину и пропорции тела б) осанку в) возраст г) мышечную массу
15. Размер, необходимой для ребенка мебели, определяется
а) массой тела б) ростом в) окружностью головы г) жизненной емкостью легких
16. Во избежание деформации грудной клетки, расстояние между туловищем и краем стола при письме и рисовании должно быть не менее
а) 1-2 см. б) 10 см. в) 20 см. г) 3-4 см.
17. К нарушениям опорно-двигательного аппарата относят
а) кифоз б) роднички в) плоскостопие г) лордоз
18. Наиболее эффективные пути повышения двигательной активности детей в условиях ДОУ(несколько)
а) использование малых форм занятий в режиме дня
б) активизация двигательной активности на прогулках
в) проведение физкультурного занятия на открытом воздухе
г) расширение площади учреждения
19.Формирование свода стопы заканчивается ( один)
а) в подростковом возрасте в) когда ребенок начинает ходить
б) к моменту рождения г) к 2-3 годам
20.С точки зрения гигиены обувь должна
а) не иметь каблука в) обладать низкой теплопроводимостью
б) иметь высокий каблук г) обладать высокой теплопроводимостью
Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата
2 вариант
1. В состав свободной нижней конечности не относят
а) лучевая кость б) плюсна в) бедренная кость г) малая большая берцовые кости
2.К костям туловища не относят
а) ключицу б) позвонки в) ребра г) грудину
3.С возрастом в костной ткани уменьшается количество
а) воды и минеральных веществ в) минеральных и органических веществ
б) минеральных веществ и воды г) воды и органических веществ
4. Кости имеют отношение к кроветворению, т.к. в них находится
а) компактное вещество кости в) красный костный мозг
б) желтый костный мозг г) красный и желтый костный мозг
5. К поясу верхней конечности относятся
а) грудина и ребра в) плечевая локтевая и лучевая кости
б) ключица и лопатка г) кости предплечья и кисти
6. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток
а) надкостницы б) эпифизарных в) сухожилия г) красного костного мозга7. В позвоночнике человека различают лордозы
а) шейный и поясничный в) грудной и поясничный
б) грудной и крестцовый г) шейный и крестцовый
8.Сухожилия мышц прикрепляются
а) только к костям в) коже и внутренним органам
б) к костям и коже г) к внутренним органам и костям
9.К основным группам скелетных мышц относят мышцы ( один)
а) груди б) плеча в) туловища г) голени
10.Скелетные поперечно-полосатые мышцы сокращаются
а) без участия нервной системы б) произвольно в) автоматически г) непроизвольно
11. Для правильной рабочей позы за столом необходимо
а) развитие мышц -сгибателей шеи в) формирование навыка правильной рабочей позы
б) наличие свода стопы г) развитие мышц-сгибателей туловища
12. В процессе онтогенеза
а) позже созревают средние мышцы
б) позже созревают крупные мышцы
в) позже созревают мелкие мышцы
г) созревание всех групп мышц происходит одновременно
13.Если расстояние по вертикали между крышкой стола и сидением стула выше нормы, то формируется осанка
а) лордотическая б) выпрямительная в) сколиотическая г) кифотическая
14. При неправильной осанке
а) увеличивается жизненная емкость легких в) снижается утомляемость
б) затрудняется работа сердца г) улучшается работа легких
15. Во избежание деформации грудной клетки, расстояние между туловищем и краем стола при письме и рисовании должно быть не менее
а) 1-2 см. б) 10 см. в) 20 см. г) 3-4 см.
16. К причинам нарушения осанки не относят
а) навык правильной посадки
б) несоответствие школьной мебели росту и пропорциям тела ребенка
в) ношение тяжестей в одной руке
г) ослабление связочно-мышечного аппарата
17.При подборе мебели для ребенка учитывают
а) длину и пропорции тела б) осанку в) возраст г) мышечную массу
18.Развитие рахита у ребенка происходит при (один)
а) неполноценном питании ( недостаток витамина Д и недостаточной инсоляции и недостаточном пребывании на свежем воздухе
б) недостатке физических нагрузок
в) неправильной рабочей позе
г) чрезмерные физические нагрузки за столом при письме, чтении, рисовании и т.д.
19.Свод стопы образуется за счет опоры на пяточную кость и
а) задние концы костей плюсны в) фаланги пальцев
б) передние концы костей плюсны г) других костей предплюсны20.С точки зрения профилактики плоскостопия обувь ребенка должна
а) не иметь каблука
в) иметь эластичную подошву
б) иметь высокий каблук г) иметь не эластичную подошву
III а. УСЛОВИЯ
Контроль промежуточной аттестации проводится в 1 этап:
выполнение тестовых заданий;
Время выполнения задания – 30 минут
Оборудование: ручка, бумага
Эталоны ответов (ключи)
Вариант №2.
1.а; 2.а; 3.в; 4.в; 5.б; 6.а; 7 а; 8.б; 9.в; 10.б; 11.в; 12. в; 13.в; 14.а; 15.а; 16. а; 17.а; 18.б,в; 19.б;
20. в
Вариант №1.
1.б; 2.а; 3.г; 4.г; 5.б; 6.а; 7 г; 8.а; 9.а; 10.б; 11.в; 12. в; 13.б; 14.г; 15. г; 16. г; 17. в; 18. а; 19. а; 20.в
III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Выполнение задания:
– рациональное распределение времени на выполнение задания
Критерии оценки:
«5» – 85% – 100% 17 -20баллов
«4» – 70 – 84% 14-16
«3» – 50% – 69% 10-13
«2» – менее 50% 0-9
Источник
Детский травматизм представляет собой большую социальную проблему, в значительной степени определяющую демографические показатели общества и их перспективу. Достаточно сказать, что в структуре смертности у детей в возрасте с 1 года до 15 лет травмы и несчастные случаи составляют в последние годы 59%. Трагичность ситуации усугубляется тем, что от травм погибают практически здоровые дети.
Педиатр нередко оказывается единственным врачом рядом с травмированным ребенком и обязан правильно диагностировать травму, оказать пострадавшему неотложную врачебную помощь, квалифицированно решить вопрос о дальнейшем лечении, месте его проведения и организовать, если это необходимо, правильную транспортировку. Эта ситуация является повседневной для врача, работающего в школе, детском дошкольном учреждении, летнем лагере отдыха детей и т.д. В тех случаях, когда педиатр руководит каким-либо детским учреждением, в его задачи входит организация борьбы с детским травматизмом, как в самом этом учреждении, так и на территории, закрепленной за ним. Этот специалист обязан знать меры профилактики детского травматизма.
Причины травм у детей, виды повреждений, клиническое течение и, что особенно важно, их последствия существенно отличаются от травматизма взрослых. Эти отличия определяются анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Только на первый взгляд кажется, что детские травмы всегда явление случайное и потому непредотвратимое и неуправляемое. В каждой их них есть виновный взрослый человек, который должен сделать вывод из случившегося и, может быть, всю оставшуюся жизнь отвечать за эту беду перед собой и ребенком.
Ребенок активно познает окружающий мир. Он смотрит, трогает, щупает, нюхает и даже пробует на вкус. В определенном возрасте ребенок все хочет сделать сам. Достаточного опыта он не имеет и потому совершает ошибки, на которых учится. Изредка его впечатляют и чужие ошибки, но чаще он учится на своих. Задача взрослых людей состоит в том, чтобы удержать ребенка от совершения грубых ошибок, угрожающих его здоровью и даже жизни, организовать набор опыта, приобретение умений и навыков в безопасных игровых ситуациях. В этом заключается одно из направлений профилактики детского травматизма.
Для каждого детского возраста характерны особые травмы. У детей первого года жизни 98% повреждений составляют бытовые травмы, связанные с недостаточным вниманием родителей, родственников, персонала ясельных групп и больничных палат. В возрастной структуре детского травматизма они составляют небольшую долю (1,0-1,5%), но в структуре смертности детей от травм на них падает до 1/3 летальных исходов. Такие цифры заставили нас прицельно заняться профилактикой этого вида травматизма. Причинами несчастных случаев может быть удушье детей от того, что плотно закрытыми одеялом, подушкой или одеждой оказываются нос и рот малыша, или шею сдавили перекладины ограждений кроватки. В этом возрасте у ребенка легко возникают ожоги от грелки, от горячей воды при купании и подмывании. Ориентируясь на температурную чувствительность собственной кожи, родители забывают или даже не знают, что кожа ребенка более чувствительна и ранима, чем у взрослых людей. Дети могут захлебнуться при торопливом и небрежном кормлении через соску. Широко известны случаи гибели детей от удушья из-за закрытия рта и носа грудью заснувшей при кормлении матери. Чрезвычайную опасность для маленького ребенка представляет алкогольное и наркотическое опьянение родителей.
В пять-шесть месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться со спины на живот. Оставленный без внимания на постели или пеленальном столе, он при этом может упасть с них и получить серьезную травму.
Со второй половины года дети становятся «орально любопытными»: тянут в рот все, что попадает им в руки. Они вдыхают и заглатывают мелкие предметы (монеты, бусинки, пуговицы), пьют ядовитые жидкости, глотают таблетки оставленных на виду лекарств.
У детей от одного до четырех лет бытовые травмы составляют 50%, а 3-5% из их случаются в детских учреждениях. Научившись вставать и ходить, дети часто падают из-за несовершенства механизмов поддержания вертикального положения и высокого расположения центра тяжести тела за счет относительно более крупной, чем у взрослых, головы. Падения на полу обычно неопасны, а падение с балконов, из окон, с высоких предметов, на которые забираются дети, могут закончиться трагически. Часто тяжелые повреждения наступают при опрокидывании ими на себя тяжелых предметов и емкостей с горячей жидкостью.
Подвижностью, любознательностью и неосторожностью характеризуются дети возрастной группы от четырех до семи лет. Они тоже требуют постоянного внимательного контроля со стороны взрослого человека. В этом возрасте ребенок интенсивно исследует окружающую среду. У него большое желание подражать трудовым процессам взрослых, копируя их в игре, этим он обогащает свой личный опыт, порой ценой ошибок и огорчений. Небольшие огорчения не только не опасны, но даже полезны и поучительны, они повышают осторожность ребенка и ответственность за свое поведение. Однако взрослые обязаны уберечь детей от серьезных ошибок – 25% тяжелых и 16% смертельных травм падает именно на этот возраст.
В школьном возрасте ребенок «осваивает мир» за пределами дома. Игры выносятся на улицу: во дворы, на тротуары, а иногда и на проезжую часть дорог. И потому в этом возрасте преобладает уличный травматизм. Дети хотят видеть себя сильными, ловкими, смелыми. Расширяется их двигательная активность, а вот координации движений и умения контролировать себя недостает. В предупреждении травм у школьников особое значение имеет культура городского быта: исправность дворовых игровых и спортивных площадок, исправность и очистка тротуаров и улиц, грамотность водителей городского транспорта, воспитанность самих детей. От небрежности взрослых, что-то недоделавших на своих рабочих местах, могут зависеть судьбы детей. Дети часто получают травмы на доступных для них строительных площадках, в незакрытых трансформаторных будках, при неорганизованных занятиях спортом. Особое значение в профилактике травм в этом возрасте имеет организация досуга детей в свободное от учебы время, которое составляет до одной четвертой части суток (а в каникулы гораздо больше), в эти часы дети получают 80% травм.
Примерно две трети случаев детской травмы относятся к легким повреждениям (ушибы, растяжения, поверхностные раны), с которыми детский организм легко справляется. Вместе с тем почти треть травм являются тяжелыми, чреватыми серьезными осложнениями (развитием вторичных деформаций, ограничением подвижности конечностей и т.п.) и даже инвалидностью. На последнее обстоятельство до настоящего времени не обращали достаточного внимания, поскольку вопрос об инвалидности возникал, как правило, через много лет после травмы – с началом трудовой деятельности человека. Удельный вес инвалидности при детском травматизме составляет, по литературным данным, 0,2-0,45%, а ограничение в выборе профессии взрослого человека, зависящее от травмы в детстве, встречается гораздо чаще. Вообще же в структуре инвалидности травмы и ортопедические заболевания в детстве составляют 11,9%.
Особенность детской травмы заключается еще и в том, что она никогда не является производственной и классифицируется по месту получения травмы как бытовая, уличная, школьная, спортивная и пр. В литературе существуют и другие классификации. Детский травматизм бывает:
– бытовой – 25-35%;
– уличный – 25-50%;
– дворовый – до 20%;
– транспортный – менее 1%;
– школьный – 11-12%;
– дошкольных детских учреждений – 3-4%;
– спортивный – 5-7% (при организованных занятиях спортом – 2-3%, при неорганизованных – 3-4%);
– акушерский (родовые травмы) – единичные случаи;
– прочий – 0.4-1,5%.
Наименее управляемым является бытовой травматизм, в который мы включаем травмы, полученные детьми в жилых помещениях и домах. Его снижение достигается лишь постоянной санитарно-просветительной работой во всех ее формах с родителями детей. Родителей следует просвещать в вопросах профилактики бытовых травм и знакомить с приемами первой медицинской помощи при них.
Профилактика дворовых травм состоит в обустройстве дворов, своевременной уборке их от ненужных предметов, контроле за тем, чтобы были закрыты все крышки водосточных и других колодцев, в оборудовании игровых площадок, в том числе для спортивных игр, обустройстве песочниц, горок и т.д.
Профилактика транспортного травматизма включает мероприятия по обучению детей правилам уличного движения, обустройство транспортных магистралей, пешеходных и велосипедных их участков.
Производственные объекты должны быть недоступны для детей: строительные площадки – обнесены заборами и охраняться, трансформаторные подстанции, теплоузлы, люки колодцев тепловых, водопроводных и электрических сетей – быть надежно закрытыми. Должны быть определены должностные лица, ответственные за их состояние.
Снижение школьного травматизма и травм в детских дошкольных учреждениях определяется безопасной организацией занятий во время школьных перемен, правильным оборудованием лестничных площадок и маршей.
Профилактика спортивного травматизма определяется максимальной его организацией специалистами, подготовленными в этих вопросах.
В идеале ни один случай детской травмы не должен быть оставлен без внимания, должен быть определен виновный в ней взрослый человек и приняты исчерпывающие меры по предупреждению подобных происшествий.
Локализация травм у детей, их клиническая картина, диагностика и лечение имеют свои особенности по сравнению со взрослыми. Переломы костей у детей встречаются реже, чем у взрослых. Это связано с большей эластичностью и гибкостью детских костей, большим количеством в ней эластических и коллагеновых волокон, меньшей минерализацией и наличием толстой, хорошо кровоснабжаемой надкостницы, образующей вокруг кости гибкий амортизирующий футляр. Этими факторами объясняется преобладание у детей переломов костей в виде «надломов» или переломов по типу «зеленой ветки», а также под-надкостничных переломов с сохранением целости надкостницы. Амортизирующий эффект оказывает и богатство эпифизов трубчатых костей хрящевой тканью, содержание которой тем больше, чем меньше возраст ребенка. С другой стороны, у детей встречаются переломы по линии росткового эпифизарного хряща – эпифизиолизы.
Вывихи у детей встречаются тоже намного реже, чем у взрослых. Большая эластичность и прочность капсульно-связочного аппарата детских суставов объясняет большую частоту так называемых «подвывихов», самым типичным из них является характерный для 2-4-летнего возраста подвывих головки лучевой кости.
Диагностика переломов у детей труднее, чем у взрослых, и чем меньше возраст, тем больше трудностей. Часто переломы в области метаэпифизов можно диагностировать лишь при сравнении рентгенограмм симметричных конечностей, а для распознания поднадкостничных переломов рентгенограммы иногда следует рассматривать под увеличением.
В лечении детских переломов костей предпочтение отдается консервативным методам. Большая их часть излечивается одномоментной репозицией с последующей иммобилизацией сегмента конечности. Репозицию переломов желательно проводить под общим обезболиванием. Сроки иммобилизации у детей меньше, чем у взрослых, и чем меньше возраст ребенка, там они короче.
Переломы трубчатых костей у детей имеют свойство к самокоррекции смещений отломков по ширине (чем меньше возраст, тем выраженнее эти способности). Плохо подвергаются самокоррекции угловые смещения, они должны полностью устраняться. Идеального сопоставления отломков, в том числе с применением оперативного вмешательства, требуют внутрисуставные переломы, так как неполное устранение смещения ведет к нарушению функций суставов, причем с возрастом эти нарушения не только не уменьшаются, но даже прогрессируют. Это особенно касается переломов в области локтевого сустава.
Трудно диагностируются родовые переломы костей. Чаще всего в родах происходит перелом ключицы, плеча и бедра. Переломы ключицы и плеча требуют иммобилизации верхней конечности в повязке Дезо, переломы бедра лечатся вытяжением. Переломы у новорожденных обычно сопровождаются образованием гипертрофированной костной мозоли, которую нередко принимают за костную опухоль. Во всех случаях она рассасывается, и переломы не оставляют следа.
Ожоговая травма протекает у детей тяжелее, чем у взрослых. Ожоги чаще всего бывают вызваны воздействием на ткани горячих предметов, жидкостей или пламени и относятся к разряду бытовой травмы. Реже они вызываются воздействием электротока или солнечных лучей. Тяжесть течения ожоговой болезни у ребенка определяют, как и у взрослых, площадь и глубина повреждения тканей. Однако одни и те же температурные факторы вызывают у детей более глубокие ожоги, чем у взрослых, в связи с тонкостью, ранимостью и высокой теплопроводностью детской кожи. А гидрофильность мягких тканей детей приводит к большим, чем у взрослых, потерям жидкости через ожоговую поверхность и большей склонности к ожоговому шоку. Чем меньше возраст ребенка, тем выраженнее возрастные особенности анатомии и физиологии кожи, тяжелее течение ожоговой болезни и шире показания для госпитализации его в специализированный детский ожоговый центр. На первом году жизни госпитализируются все дети с ожогами, независимо от их площади и глубины.
Это необходимо для ранней профилактики и лечения ожогового шока, клиника которого у малышей смазана, а опасность развития намного больше, чем у старших детей. Дети до трех лет обязательно госпитализируются при наличии ожога второй и более глубокой степени с площадью, превышающей 3% поверхности тела, у дошкольников и школьников – 5%.По глубине поражения кожи ожоги у детей, как и взрослых, делят на четыре степени в соответствии с классификацией.
Но самыми тяжелыми по степени тяжести являются травмы полученные детьми на дороге.
Как правило это сочетанные и политравмы, когда имеются повреждения опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговая травма, повреждение внутренних органов брюшной полости и органов грудной клетки. В летний период дети выезжают на дорогу на велосипеде, скутере или играют на проезжей части дороги. Чувство страха и собственной безопасности им не знакомо, а последствия чрезвычайно серьезны. Существует программа по оказанию помощи пострадавшим на дороге, организованы центры по оказанию помощи с дорожной травмой.
Одной из наших с вами задач является воспитать у ребенка чувство собственной безопасности, инстинкта самосохранения. Энергетика у здорового ребенка очень высокая, а опыта и страха не хватает. Но как тяжело смотреть на страдания ребенка и его родителей, а ведь можно было бы избежать этот стресс, проявись вовремя добросовестное отношение к вопросу безопасности ребенка.
Врач-детский хирург
Британчук А.В.
Печать
Источник