Транспортировка больных с переломами

Транспортировка пострадавших — одна из важнейших задач при серьезных травмах или при подозрении на них. Перемещение, выполненное без соблюдения ряда правил, может усугубить состояние пострадавшего, заставив его испытывать мучительную боль или став дополнительным повреждающим фактором.

Поэтому врачи единодушны в своем мнении: лучше всего, чтобы транспортировкой серьезно пострадавшего человека занимались специалисты. Поэтому оптимальный вариант — вызвать «скорую помощь». Однако, возможно это не всегда.

Самостоятельно транспортировать пострадавшего рекомендуется в тех ситуациях, когда возможности связаться с профессиональными медиками нет или они не могут добраться до места инцидента. Также вывезти травмированного следует в том случае, если существует непосредственная опасность для жизни — то есть, если пострадавший находится в задымленном или горящем помещении, в зоне разрушения и т. д. В этих случаях пострадавшего действительно придется транспортировать своими силами и подручными средствами.

Такая транспортировка называется экстренной. При ней часто пренебрегают комфортом пациента, поскольку основная задача — спасти ему жизнь.

Также возможен вариант краткосрочной транспортировки — ситуации, когда люди, находящиеся рядом с пострадавшим, должны перевезти его на не слишком большое расстояние, чтобы человек мог получить профессиональную помощь. В этом случае стараются выбрать оптимальный способ перемещения пострадавшего, чтобы не причинить ему дополнительной боли и дискомфорта.

Подготовка к транспортировке

К транспортировке с использованием подручных средств следует должным образом подготовиться.

Прежде всего, пострадавшего осматривают, чтобы выяснить характер травм. Интересовать в первую очередь должно состояние позвоночника, головы, шеи, тазовой области и живота, а также конечностей. Необходимо убедиться, что человек находится в сознании. В том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии, следует проверить пульс и дыхание.

В том случае, если возникает подозрение, что травмы, полученные пострадавшим, серьезные, транспортировку следует проводить, лишь если нет никакой надежды на то, что прибудут медики. В этих ситуациях перемещать пострадавшего следует в той позе, в которой он находится в данный момент.

Общие правила перемещения пострадавших подручными средствами

В зависимости от характера травм и их тяжести, существует несколько общих принципов, которых необходимо придерживаться при перемещении пострадавших:

  1. В случае травмы шейного отдела позвоночника перед транспортировкой необходимо провести иммобилизацию головы и шеи пострадавшего. В остальных случаях пострадавшего необходимо перевозить, повернув его голову набок. Таким образом удастся избежать западения языка и асфиксии, а также попадания в дыхательные пути рвотных масс.
  2. В том случае, если пострадавший потерял много крови, помещают его таким образом, чтобы ноги во время транспортировки были расположены выше, чем голова. Это необходимо, чтобы гарантировать приток крови к головному мозгу.
  3. Во время подъема по лестнице пострадавшего необходимо нести вперед головой. Если по лестнице спускаются, то травмированного несут ногами вперед.
  4. Если пострадавшего транспортируют несколько человек, то тот, кто идет впереди, выполняет обязанности главного. Он должен следить за дорогой, своевременно информируя обо всех возможных препятствиях. Также ему следует координировать действия остальных спасателей. Важно, что остальным при этом этом не следует двигаться в ногу. За состоянием пострадавшего в этом случае должен следить тот, кто идет сзади.

Выбор положения для транспортировки пострадавшего

Как уже отмечалось выше, в том случае, если полученные человеком травмы очень серьезные, перемещать его необходимо, не изменяя его положение. В менее тяжелых ситуациях следует руководствоваться симптомами и общим состоянием пострадавшего:

  1. Человека необходимо расположить на боку в том случае, если он: находится без сознания; получил ожог или травму задней стороны тела (спина, задняя часть бедер); мучается приступами рвоты.
  2. В сидячем или полуcидячем положении должен при транспортировке находиться человек с: травмами шеи и грудной клетки; переломами верхних конечностей или ключицы.
  3. В положении лежа на спине с приподнятыми ногами транспортируют: при травмах брюшной полости; в случае значительной потери крови; при подозрении на внутреннее кровотечение.
  4. В так называемой «позе лягушки» (на спине, с чуть-чуть раздвинутыми ногами, причем, под колени подкладывается валик) следует перемещать пострадавшего: при травме позвоночника или повреждении спинного мозга; при переломе костей таза.

Во время транспортировки необходимо постоянно следить за тем, в каком состоянии находится пострадавший. Если человеку внезапно стало хуже, следует немедленно остановиться и начать применять реанимационные меры (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Продолжать мероприятия следует до тех пор, пока состояние пострадавшего не улучшится.

Способы переноски и транспортировки пострадавших подручными средствами

Способ транспортировки пострадавшего зависит от того, в каком состоянии он находится и насколько серьезны полученные им травмы. Также следует учитывать количество тех, кто может помочь в перемещении больного, и их физические параметры (силу и выносливость).

Бывают ситуации, когда в распоряжении не оказывается ни носилок, ни лямок, ни другого специального снаряжения, которое могло бы использоваться для того, чтобы перевезти получившего травму человека. В этом случае использовать приходится подручные средства. Ниже речь пойдет лишь о некоторых способах подобной транспортировки.

Самодельные носилки-волокуши из шестов

Для изготовления носилок из шестов понадобятся две длинные жерди. Их слегка сгибают над паром и кладут параллельно друг другу. К этому основанию привязывают горизонтальные перекладины (как ступеньки у лестницы). Для того, чтобы конструкция была более жесткой и надежной, укрепить ее можно также диагональными перекладинами.

В том случае, если транспортировку будет осуществлять один человек, пострадавшего необходимо разместить ногами по ходу движения. В этом случае к волокуше можно также прикрепить амортизаторы из длинных веток. Если в перемещении будут принимать участие двое, то человека размещают головой по ходу движения.

Носилки-волокуши из веток

Волокуши можно изготовить также из веток. Оптимальным вариантом будут крупные еловые лапы. Комлевые части веток будут в этом случае тягами, а пострадавшего укладывают на «веер» волокуши, предварительно проложив его либо теплыми вещами или одеялами, либо дополнительным слоем веток.

Волокуши из брезента или полиэтилена

В том случае, если даже простейшие носилки изготовить невозможно, пострадавшего можно транспортировать на волокушах из куска брезента или полиэтилена. Такой способ будет «работать» на снегу, траве или песке.

По углам к брезенту или сложенному в несколько раз полиэтилену привязываются веревочные петли. На полотнище укладывают теплые или мягкие вещи, пострадавшего, завернутого в одеяла, помещают на полотнище, подкладывают под голову валик и плотно заворачивают, создавая своеобразный кокон. При этом важно, чтобы петли не стягивали пострадавшего.

Тащить такой кокон могут два и более человека, еще один должен подстраховывать.

Носилки из курток (штормовок)

Для того, чтобы переместить пострадавшего на не слишком значительное расстояние, подойдут носилки, сделанные из штормовок. В рукава двух курток просовывают любые длинные шесты, также шесты привязывают в изголовье и в ногах, чтобы конструкция получилась более жесткой.

Веревочные носилки

В том случае, если под рукой имеется веревка, ее можно использовать для того, чтобы изготовить надежные и относительно комфортные носилки. Примите во внимание, что веревочными носилками нельзя пользоваться при подозрении на перелом позвоночника или основания черепа!

Также учитывайте, что для того, чтобы изготовить простейшие веревочные носилки, вам понадобится ровная площадка. Оптимальным вариантом для изготовления носилок будет веревка длиной пятьдесят метров. Начиная с ее середины, следует выложить на земле от шести до десяти петель по обе стороны. Эти петли должны быть расположены достаточно близко друг от друга, а их ширина должна быть около шестидесяти сантиметров. Крайне важно, чтобы конфигурация и размер всех петель были одинаковыми.

После того, как петли выложены, каждым концом веревки следует обвести дугу для ручки и расположить концы вдоль противоположной стороны. На свободном конце веревки делается так называемый выбленочный узел, в который продевается кончик петли. Этот процесс повторяется для каждой петли по обе стороны будущих носилок.

Свободные концы веревки обводят вокруг торцов будущих носилок и продевают в петли узлов. Продолжать процесс необходимо, пока не будет использована большая часть веревки. После этого концы связывают, петли в узлах подтягивают, а сами узлы затягивают. В итоге получается основа носилок. На нее укладывают одежду, чтобы пострадавшему было комфортнее и он не проваливался в ячейки.

Еще один способ плетения носилок можно использовать, если кроме веревки есть еще и шесты. Длина каждого из них должна составлять около трех метров, а диаметр по пять-шесть сантиметров. Кроме того, в этом случае понадобятся еще три перекладины по 60 сантиметров длиной и по три сантиметра диаметром.

Перекладины с шестами связывают между собой, причем, в местах присоединения перекладин на шестах следует сделать небольшие канавки. В изголовье к шестам привязывают две параллельных перекладины, а в районе ног — одну.

Для оплетки понадобится как минимум двадцать метров веревки.

Веревочные сиденья

В том случае, если пострадавший находится в состоянии, при котором возможна транспортировка в сидячем положении, можно изготовить из веревки седло, с помощью которого переносить человека может как один носильщик, так и двое. В зависимости от того, сколько человек будет принимать участие в транспортировке, веревку сматывают в кольца длиной либо от сорока до шестидесяти, либо до 90 до 110 сантиметров. Пострадавшему надевают кольца на бедра, а тому, кто его будет нести — на плечи. Чтобы пострадавший не выпал, его подстраховывают специальной петлей. В том случае, если носильщиков будет двое, петли перекрещивают «восьмеркой», после чего носильщики надевают их на плечо, а пострадавшего размещают на перекрестье.

Рюкзак с палкой

При незначительных травмах нижних конечностей для транспортировки находящегося в сознании пострадавшего можно использовать рюкзак с палкой. Для этого из рюкзака вынимают все вещи, а в его лямки продевают палку длиной около метра. Рюкзак надевают на спину. Пострадавшего размещают на палке в сидячем положении, а за плечи он обнимает носильщика. Чтобы палка не давила на бедра и спину несущего, ее предварительно оборачивают мягкой одеждой.

Если под рукой есть два рюкзака и двое людей, готовых помочь в эвакуации пострадавшего, можно использовать еще один метод. Крепкую палку длиной от 120 до 140 сантиметров продевают через лямки надетых на плечи носильщиков рюкзаков. Предварительно ее оборачивают чем-то мягким. Пострадавшего размещают на палке, а для того, чтобы удерживать равновесие, он придерживается за плечи тех, кто его несет.

Рюкзак

Для транспортировки пострадавших маленького роста можно использовать сам рюкзак. Для этого его боковые швы распарываются на расстоянии приблизительно в тридцать сантиметров от дна. Ноги пострадавшего продевают в отверстия, чтобы рюкзак оказался «надет» на него, словно брюки. На уровне груди рюкзак фиксируют. Достоинство такого способа транспортировки в том, что осуществить его может один человек.

Бухта веревки

При наличии веревки ее можно маркировать в бухту, длина которой должна быть чуть больше метра. Бухту разворачивают и подводят ее под бедра пострадавшего. Тот, кто будет его нести, продевает руки в верхнюю раздвоенную часть и надевает ее на плечи, как лямки рюкзака.

В том случае, если в транспортировке примут участие двое, веревку маркируют в бухту диаметром около полутора метров. Раздвоенную бухту носильщики надевают на плечи, а в переплетении размещают пострадавшего. Чтобы не выпасть, он должен придерживаться за плечи носильщиков.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Источник

Особенности способов переноски пострадавших
при переломах

Больных
с переломами верхних конечностей 
можно перевозить в положении 
сидя. 
Пострадавших с переломами нижних конечностей
следует транспортировать на носилках
в положении лежа на спине. Конечность
должна быть уложена на что-нибудь мягкое
в приподнятом положении. 
Транспортировка и перекладка больного
должны быть щадящими. Конечность и туловище
поднимать одновременно все время удерживая
на одном уровне.  
Охлаждение предрасполагает развитию
шока, поэтому больного необходимо укрыть.
Уменьшить боль можно назначение 0,5 – 1
гр амидопирина или анальгина.

Транспортировка при повреждении 
черепа и мозга

Транспортировка
заключается в создании покоя. Пострадавшему 
придают горизонтальное положение,
к голове пузырь со льдом или ткань,
смоченную холодной водой. Очистить
рот от слизи. 
При транспортировке проводить мероприятия,
направленные на улучшение дыхания и сердечной
деятельности. 
Во время транспортировки необходимо
постоянно наблюдать за больным так как
возможна повторная рвота, а следовательно
аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение). 
Для предупреждения дополнительных повреждений
и сотрясении головы производят иммобилизацию
с помощью ватно-марлевого круга (баранка),
надувного подкладного круга или подсобных
средств: одежда, одеяло, сено, мешочки
с песком и т. д. 
Иммобилизацию можно осуществить с помощью
пращевидной повязки, проведенной под
подбородком и зафиксированной на носилках. 
Если рана расположена в затылочной области
или имеется перелом костей в этой зоне,
то перевозить пострадавшего следует
на боку. 
Перелом костей носа обязательно сопровождается
носовым кровотечением. Больных с этой
травмой следует транспортировать так
же на носилках, но в полусидячем положении,
т. е. с поднятой головой. 
Транспортировку раненых с повреждением
челюстей осуществляют в положении сидя
с наклоном головы вперед. 
Пострадавшего в бессознательном состоянии
следует перевозить в положении лежа на
животе, с подложенными под лоб и грудь
валиками из одежды. 
Нижнюю челюсть закрепляют наложением
пращевидной повязки, верхнюю челюсть
введением между челюстями полоски фанеры
и зафиксированием к голове.

Транспортировка при повреждении 
позвоночника

Самая
опасная транспортировка при 
переломе позвоночника. Даже небольшое 
смещение позвонков могут вызвать 
разрыв спинного мозга, поэтому запрещается 
пострадавшего с подозрением 
на переломе позвоночника сажать, ставить
на ноги. Прежде всего необходимо создать
покой уложив его на ровную твердую поверхность
(деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы
использовать для транспортировки. При
отсутствии доски в бессознательном состоянии
пострадавшего транспортировка наименее
опасна в положении лежа на животе с подложенными
под плечи и голову подушками. 
В случае перелома шейного отдела позвоночника,
транспортировку осуществляют на спине
с иммобилизацией головы, как при повреждении
черепа. 
Перекладывание, разгрузку, транспортировку
должны производить 3-4 человека одновременно
удерживая все время на одном уровне, не
допуская перегибания позвоночника.

Транспортировка при переломе костей
таза

Транспортировать 
больного следует уложив на ровную твердую
поверхность, ноги согнуть в коленях и
бедра несколько развести в стороны, а
под колени наложить тугой валик из подушки,
одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см. 
Транспортировать пострадавшего на носилках
или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.

Транспортировка при переломе ребер

Наиболее 
безболезненно в положении сидя. 
При тяжелом состоянии, когда пострадавший
сидеть не может, транспортировать лежа
на носилках в полусидячем положении.
Всех раненых, у которых травма сопровождалась
шоком, а также значительной кровопотерей
необходимо транспортировать лежа на
спине.

Правила наложения 
шин при переломах

1. Шинную повязку необходимо 
накладывать так, чтобы она 
надежно иммобилизировала два соседних
с местом перелома сустава (выше и ниже
перелома), а при некоторых повреждениях
– и три сустава. Например, при повреждении
голени шину накладывают так, чтобы она
захватывала коленный и голеностопный
суставы; при повреждении плечевой кости
– плечевой, локтевой и лучезапястный;
для иммобилизации бедра необходимо фиксировать
всю конечность – от подмышечной впадины
до стопы включительно и охватывать тазобедренный,
голеностопный и коленный суставы.

2. Для иммобилизации конечности 
желательно придать ей физиологически 
правильное положение. Если условия 
транспорта не позволяют удерживать 
конечность в функционально выгодном 
положении, то приходится ограничиваться 
фиксацией конечности в том 
положении, в котором она менее 
всего травмируется.

3. При закрытых переломах 
необходимо произвести легкое 
и осторожное вытяжение поврежденной 
конечности по оси, которое 
следует продолжать до окончания 
наложения иммобилизирующей повязки.

4. При открытых переломах 
не следует вправлять выступающие 
из раны отломки костей. Наложив 
стерильную повязку, конечность 
без предварительного потягивания 
и вправления отломков фиксируют 
в том положении, в котором 
она находится.

5. Нужно помнить, что 
с пострадавшего нельзя снимать 
одежду и обувь, так как это 
может причинить ему лишнюю 
боль. Кроме того, одежда обычно 
служит дополнительной подстилкой 
для шин в месте повреждения. 
Исключением из этого правила 
являются открытые переломы, когда 
необходимо наложить стерильную 
повязку. При этом одежду снимать 
не следует, а нужно распороть 
ее по шву или разрезать 
в области предполагаемого перелома.

6. Нельзя накладывать 
жесткую шину на голое тело.
Нужно следить за тем, чтобы 
концы шин не врезались в 
кожу и не сдавливали кровеносные 
сосуды и нервы, проходящие 
вблизи костей.

7. Необходимо избегать 
применения кровоостанавливающего 
жгута, если для его наложения 
нет достаточных показаний. При 
наличии показаний жгут накладывают 
на самые минимальные сроки.

8. При повреждениях суставов 
для транспортной иммобилизации 
используют те же средства 
и способы, что и при повреждениях 
костей.

9. Шина тщательно прикрепляется 
к поврежденной конечности и 
должна составлять с ней единое 
целое. Фиксируют шины марлевым 
бинтом.

Наложение шин требует 
умения и выучки. Неправильная иммобилизация,
может оказаться не только бесполезной,
но и вредной. Во всех случаях оказания
медицинской помощи следует обращать
внимание не только на поврежденную часть 
тела, но и на общее состояние 
пострадавшего. При переломах возможно
развитие шока.

Вид травмы

Поза

Сотрясение головного 
мозга

На спине

Травмы передней части 
головы и лица

На спине

Повреждение позвоночника

На спине

Переломы костей таза и 
нижних конечностей

На спине

Шоковое состояние

На спине

Травмы органов брюшной 
полости

На спине

Травмы груди

На спине

Ампутация нижних конечностей

На спине, с валиком 
под травмированной ногой

Острые хирургические 
заболевания (аппендицит, прободная 
язва, ущемленная грыжа)

На спине

Кровопотеря

На животе с валиком 
под грудью и головой

Травмы спины

На животе или правом боку

Травмы затылочной части 
головы

На животе

Травмы шеи

Полусидячее положение со склоненной
на грудь головой

Ампутированная верхняя 
конечность

Сидя с поднятой вверх 
рукой

Травмы глаза, груди, дыхательных 
путей

Сидя

Травмы верхних конечностей

Сидя

Ушибы, порезы, ссадины

Сидя

Травмы спины, ягодиц,  
тыльной поверхности ног

На животе

Травмы плечевого пояса

Сидя

   Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших
являются следующие: 
– определение способа транспортировки; 
– подготовка пострадавших, специальных
и подручных транспортных средств; 
– выбор маршрута; 
– обеспечение безопасности пострадавших
и спасателей при транспортировке; 
– преодоление препятствий, контроль за
состоянием пострадавших, организация
отдыха; 
– погрузка пострадавших в транспортные
средства.

   Ведущую роль при выборе
способа, средств, положений, в которых 
будут транспортироваться пострадавшие,
играют виды травм, их локализация, состояние 
людей, характер заболевания. Правильно 
выбранные решения спасут жизнь 
пострадавшим, облегчат их страдания,
обеспечат быстрое выздоровление.
Пострадавших транспортируют в положении 
лежа на спине, на животе, на боку, сидя.
При этом голова может быть приподнята
или опущена, ноги, руки выпрямлены
или согнуты. Для этих целей используются
мягкие валики. Ниже представлены основные
способы транспортировки пострадавших.Один
из распространенных и хорошо зарекомендовавших
себя способов транспортировки пострадавших
– использование носилок. Носилки бывают штатными
(медицинскими) или самодельными (импровизированными).
Для изготовления последних необходимо
взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0
м, закрепить между ними плотную ткань,
пальто, шинель, веревку. 
   Нести пострадавшего на носилках могут
два, три, четыре человека; при этом необходимо
идти не в ногу, осторожно, не раскачивать
носилки, постоянно следить за правильным
(горизонтальным) положением носилок в
местах подъема и спуска. Пострадавшего
укладывают на носилки следующим образом.
Один спасатель подводит руки под голову
и спину, другой – под таз и ноги, одновременно
поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего
обычно ногами вперед. Для преодоления
препятствий (оконный проем, разрушенная
стена, ограда) необходимо: 
– поставить носилки на землю перед преградой; 
– встать по обе стороны носилок и взяться
за брусья руками; 
– приподнять головной конец носилок и
поставить его на преграду; 
– одному спасателю преодолеть преграду; 
– одновременно поднять и пронести носилки
над преградой и опустить на нее ближние
концы; 
– преодолеть преграду другому спасателю; 
– опустить носилки на землю, одновременно
взять их и продолжить движение. 
   Таким же способом преодолеваются трещины,
канавы, щели. В этом случае носилки ставятся
на край препятствия. Для облегчения и
удобства транспортировки используются
специальные лямки. 
   В том случае, когда пострадавшего необходимо
спустить на носилках с высоты, следует
надежно закрепить его к носилкам. Спуск
может осуществляться в вертикальном
или горизонтальном положении. Во время
транспортировки спасатели должны постоянно
следить за состоянием пострадавших (дыхание,
пульс, поведение) и, если это необходимо,
оказывать медицинскую помощь (искусственное
дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание).
При транспортировке на большие расстояния
нужно отвести время для отдыха, принятия
пищи и проведения гигиенических мероприятий. 
   В холодное время года следует принять
меры для предупреждения охлаждения (укрыть
пострадавшего плотной тканью, дать теплое
питье, использовать грелку). Важное значение
для пострадавшего имеет уверенное поведение
спасателей, его морально-психологическая
поддержка.  

   При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших.
Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений
и состояние человека. В первоочередном
порядке транспортируются дети и пострадавшие
в бессознательном и шоковом состоянии,
с внутренними кровотечениями, ампутированными
конечностями, открытыми переломами, ожогами,
синдромом длительного сдавливания, послеоперационные
больные.Затем транспортируются пострадавшие
с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие
с небольшими кровотечениями, ушибами,
вывихами.

   Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется
специальный медицинский или обычный
транспорт. Транспортировка пострадавших
в грузовом транспорте осуществляется
на носилках или непосредственно в кузове
на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных,
размещая их головой к кабине. На свободные
места рассаживаются пострадавшие с незначительными
травмами. При транспортировке в кузове
без носилок сначала необходимо насыпать
в него балласт (землю, песок, солому). Поверх
балласта укладывается мягкий настил
(матрацы, ковры, стружка, поролон). Для
защиты от дождя и снега кузов оборудуют
тентом. Здесь же постоянно должен находиться
медработник или спасатель. Погрузка пострадавших
в железнодорожные вагоны проводится
через тамбур или окна. Сначала людей размещают
на верхних, а затем – на нижних полках.
Все пострадавшие группируются по тяжести
травмы, в зависимости от этого определяется
очередность погрузки. Транспортировка
водным и воздушным транспортом осуществляется
с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют
таким образом, чтобы исключить возможность
их контакта с окружающими. Разгрузка
пострадавших осуществляется несколькими
спасателями.

Источник