Сухомлинский школа не должна вносить резкого перелома
Каждый День знаний родительская и преподавательская общественность ждёт с тревогой: какие реформы через колено, какие чиновничьи придумки-новшества ждут школы и вузы?
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
Василий Сухомлинский, великий педагог и писатель
Сегодня положение усугубилось тем, что к процессу губительного реформирования и резкой трансформации подключилась Высшая школа экономики и Сколково, которые ни в экономике, ни в науке особыми достижениями не прославились – скорее, наоборот! А вот разрушить любую систему они яростно готовы. Помощников у них – не счесть!
«Школьное образование в будущем ждут кардинальные перемены: в частности, исчезнут привычные отметки, звонки на урок и с урока и замечания в дневниках, – заявил директор института “Высшая школа образования” Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Константин Зискин. – Из школы уйдёт само понятие “вызвать родителей в школу”, такого не будет никогда. Родители будут приходить, конечно, но “вызывать родителей” не будут», – радостно заявил он про формальные новшества на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» весной.
В это же время глава департамента образования Москвы Исаак Калина торжественно заявил о необходимости ликвидации ЕГЭ, однако за этим долгожданным со стороны общественности решением оказалось скрыто намерение приступить к тотальной ликвидации традиционного образования вообще. Речь идёт об отмене всяких выпускных экзаменов и испытаний знаний по окончанию школы, вместо которых должна быть введена электронная биография ученика, которая будет собирать и хранить данные о его достижениях на протяжении всего периода обучения. По словам Калины, «в случае объединения всех современных технологий в единое целое потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Уже через несколько лет не будет никаких технических препятствий для завершения школьного образования подобным образом. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии».
Всё в соответствии с форсайт-проектом «Образование 2030» и в духе традиций троцкистской педологии. Очевидно, что это цифровое досье в дальнейшем привяжут к «сквозному идентификатору» (личному номеру гражданина), который станет ключом к сведениям в ЕСИА и ЕБМ. С окончанием школы биографию человека никто закрывать не будет, и тотальный контроль и отслеживание любых карьерных, образовательных изменений продолжатся до конца жизни. По сути, Калина говорит об открытии на каждого юного россиянина электронного личного досье, содержимое которого и определит его социальную роль в государстве.
Академик Георгий Фурсей по этому поводу заявил: «Предложение Калины – это настоящее безумие и преступление против народа. Он хочет заменить образование страшной фискальной системой, что гораздо страшнее ЕГЭ. Экзамен – это ведь не только повторение и закрепление материала, но и очень эффективный инструмент обу-чения. Это часть большой, творческой работы над собой, умения правильно формулировать мысли, делать выводы, общения с коллегами, преподавателями, учебниками. В случае реализации этого решения система передачи фундаментальных знаний будет полностью ликвидирована».
Качество знаний заменят навыки и компетенции, которые будут оцениваться исходя из активности на уроках, среднего уровня успеваемости, участия в различных проектах, дополнительных курсах, кружках, которые будут скоро доступны только богатым, отсутствия конфликтности с администрацией школы, общих замечаний по поведению, конформизма и готовности к быстрому переобучению по системе модулей, которые должны заменить традиционные школьные предметы. То есть готовятся социальные роботы-персоналии, послушные и грамотные потребители, которыми легко манипулировать.
Атмосфера тревожного предчувствия настолько сгустилась, что все ждали нового состава правительства, раздела министерства образования и науки, утверждения министров. Ольга Васильева, которую горячо поддержала патриотическая, православная и писательская общественность в деле утверждения общероссийских образовательных стандартов, сохранила свой пост на ниве просвещения. Но какой ценой? Благодаря каким компромиссам? – пока не ясно. Интервью в СМИ под названием «Робот учителя не заменит» никакой определённости не внесло. В частности, она начала опровергать не слухи, а явные предложения заменить бумажные учебники по 11 предметам их электронными аналогами: «В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров, других технических средств в школе. Цифровая школа – это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведёт к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу – вам не надо показывать пропуск. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека, и электронная… Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы (МЭШ)»… Стоп: так речь идёт о пропускной системе или обо всей системе образования? Если о последней, то ответ повергает в шок! Как может быть взята за платформу для всей России столичная МЭШ, которая ещё не прошла апробации, вызвала массу нареканий и обоснованных опасений?
В соответствии с тем, как МЭШ представлена на сайте Департамента образования г. Москвы, она являет собой «совокупность информационных решений в рамках комплексной информационной системы “Государственные услуги сферы образования в электронном виде”», к которым, кроме прохода и питания, а также электронного журнала и дневника, теперь добавляется общегородская платформа электронных образовательных материалов, обеспечивающих предоставление учебных материалов в электронном виде, и установка интерактивных досок, панелей, ноутбуков и т. д. В ответе Методического центра Департамента образования, присланного обратившимся туда родителям, его авторы пытаются заверить, что МЭШ – это не эксперимент, а проект по модернизации действующей инфраструктуры образовательных организаций, а также обеспечение учащихся, педагогов и семей доступными электронными сервисами и учебными материалами. То есть речь идёт якобы только об инфраструктуре. При этом интересно, что единственное, чем обосновывается необходимость внедрения МЭШ – это удобство получения информации, а также необходимость следовать многочисленным стратегиям и программам, отвечающим духу времени и касающимся информационного общества и цифровой экономики. Никаких других аргументов при этом не приводится.
В действительности речь идёт не столько об инфраструктуре, сколько о коренном изменении школы (поэтому и говорится, что это «система образования будущего»). Цифровые технологии меняют саму методику обучения, все педагогические методы и представляет собой революцию, означающую ликвидацию традиционной системы образования, которая впитала в себя всё лучшее из культурного наследия нашего народа и все лучшие достижения отечественной педагогической мысли и практики и позволяла формировать высоконравственную, высокообразованную и интеллектуально развитую личность.
Концептуальной основой МЭШ является не научная система, а экспериментальный форсайт-проект (русского слова – не нашли!) 2030, разработанный АСИ, МШУ Сколково и ВШЭ и одобренный правительством. Его ключевыми идеями являются следующие:
1. Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда устремлённость на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.
2. Кастовость – евгенический подход. Изначальное неравенство – одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним – «человеческое, живое обучение», другим – дистанционное онлайн-обучение.
3. Коренное изменение содержания и методики обучения.
Как преподаватель с огромным стажем, не стану разбирать всех вредоносных педагогических и социальных последствий, скажу об одном – МЭШ нанесёт прежде всего страшный удар по здоровью и психике детей! Не случайно меньше всего позволяют сидеть за компьютерами и гаджетами профессиональные айтишники. Они понимают всю бездну вреда для неокрепшего организма и несформировавшегося сознания. Я был во Франции во время выборов нового президента. Команда Франсуа Олланда провалилась ещё и потому, что в 2015 г. ей была также запущена программа электронной школы, которая вызвала яростную критику общественности. Как заявил автор книги «Катастрофа цифровой школы» Филипп Биуи – ведущий инженер, катастрофа цифровой школы имеет педагогические, санитарные, общественные и экологические аспекты. Кто их у нас исследовал? Французская национальная библиотека, а также многие другие библиотеки и университеты Парижа полностью демонтировали все сети Wi-Fi, а во многих госучреждениях они запрещены. Трудно поверить? Но французы запрещают не просто так, а опираясь на научные исследования: детский организм в 10 раз уязвимей для радиооблучения! Подобные ограничения введены также в Бельгии, Испании, Израиле, Австралии, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Индии, Финляндии и других странах. А мы что, умнее всех или провели самые глубокие исследования? Как раз нет – спешно, по непродуманным рекомендациям, побочным и корыстным мотивам поспешно ломаем проверенную систему ради выгоды «элиты» и возможности манипулировать населением. Других объяснений – нет! Трепещите: троцкизм в образовании идёт в атаку.
Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ
Источник
Ирина Ганичкина
Опыт преемственности детского сада со школой
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь дошкольника.
Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В. А. Сухомлинский
Слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – это задача, как детского сада, так и начальной школы.
Подготовка к школе – поистине один из самых загадочных вопросов образования. Существование массы научных и методических публикаций по этой теме вполне объяснимо. Как любая многоплановая проблема, это явление много лет исследуется учеными, обрастает методическими разработками, дискутируется на конференциях и семинарах.
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. В школена первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому мы готовим дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях постепенно, шаг за шагом, вводя новые установки, соответствующим новым требованиям.
Большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируется умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемыми. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте появляются звонки, рюкзаки, портфели, совместно изготавливаем атрибуты к сюжетно – ролевой игре в «школу».
Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Знакомство с учебным заведением начинаем с внесения фотографий детского сада и школы в уголок книги. Обращаем внимание детей на них и выясняем, знакомы ли детям здания на фото. Так, между воспитателем и воспитанниками завязывается беседа, где педагог выясняет, хотят ли дети побывать в школе. Конечно, мы всегда на данный вопрос услышим положительный ответ. Вместе со старшим воспитателем организуем экскурсию в школу, с которой сотрудничаем.
Возвращаются с такой экскурсии дети с яркими впечатлениями, они рассказывают друг другу о том, какие правила существуют в школе, затем активно начинают их применять в сюжетно – ролевой игре. Дети серьезно относятся к присутствию на уроке в школе, особенно им нравится, когда учитель непосредственно обращает внимание на них, задавая вопросы, касающиеся данного урока, они, как положено, поднимают руку, отвечают и получают отметки в виде звездочек. Им это нравится, они гордятся теми знаниями, которые смогли показать не только перед своими сверстниками, но и перед первоклассниками.
Знакомство со школой на этом не заканчивается, следующая экскурсия для ребят – в библиотеку. Здесь дошкольникам рассказывают о важности посещения библиотеки школьниками и получении знаний об окружающем мире через книгу. Дети, возможно, впервые видят такое большое количество книг, которые несут в себе разнообразную информацию.Свои впечатления от экскурсий дети раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», оформление иллюстративного альбома о школе «Школа, в которой я буду учиться», «Я – первоклассник».
Частыми гостями нашего ДОУ являются учителя школы, с которой мы сотрудничаем, они участвуют в родительских собраниях, педсоветах, семинарах.
Таким образом, наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.
Источник
Стр. 33
Мысли накануне первого учебного года
Подходила к концу жизнь нашей “Школы радости”. Скоро мои воспитанники станут учениками, – от этой мысли мне было и радостно и тревожно. Радостно оттого, что еще не один год буду вести своих малышей по тропинке жизни, труда и познания, что за год мои малыши окрепли, стали смуглыми, загорелыми. Когда кончились дни нашего пребывания в “Школе радости”, я мысленно сравнил, какими были Володя, Катя, Саня, Толя, Варя, Костя год тому назад и какими стали сейчас. Были бледные, хилые, с синими жилками под глазами. А теперь все румяные, загоревшие; о таких детях говорят: кровь с молоком. Радостно было и оттого, что без душного класса, без доски и мела, без бледных рисунков и разрезанных букв дети поднялись на первую ступеньку познания – научились читать и писать. Теперь им будет несравненно легче, чем тому, для кого эта ступенька начинается с прямоугольной рамки классной доски. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы учение – этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка – было в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей. Это особенно важно для малышей, которые еще не могут понять цели труда, сущности трудностей. Тысячу раз сказано: учение – труд, и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену между трудом и игрой. Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что же страшного в том, что ребенок учится писать играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом, и учитель не так уж часто говорит детям: “Ну, поиграли, а теперь будем трудиться!” Игра – широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игре может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценного обучения, особенно в дошкольные годы. Игра в широком смысле понятия начинается там, где есть красота. Но так как труд маленького ребенка немыслим без эстетического начала, то, следовательно, трудовая деятельность в младшем возрасте тесно связана с игрой. Торжественный день начала уборки урожая на школьном участке – дети приходят празднично одетые; первые срезанные колосья стоят в вазе на столе, покрытом скатертью. В этом – игра, наполненная глубоким смыслом. Но игра теряет воспитательную ценность тогда, когда она искусственно “привязывается” к труду, и в красоте не выражается эмоциональная оценка человеком окружающего мира и самого себя. Остается нерешенным вопрос: когда наиболее целесообразно начинать обучение грамоте – тогда, когда ребенок сел за парту и стал учеником 1 класса, или, может быть, несколько раньше, в дошкольные годы. Опыт убедил наш педагогический коллектив, что школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. Я убежден, что обучение грамоте, тесно связанное с рисованием, с игрой, как раз и может стать одним из мостиков, соединяющих дошкольное воспитание и обучение в школе. В рисунках букв моим воспитанникам открылась красота солнечных искр в капельках росы, могучего столетнего дуба, склонившейся над прудом вербы, журавлиного ключа в лазурном небе, уснувшего после горячего июльского дня луга. Пусть ребята еще не очень красиво умеют рисовать буквы – не это главное, зато они чувствуют биение жизни в каждом рисунке. Радовало меня и то, что дети начали постигать оттенки красок и музыки слова: в их сознании заложена прочная основа яркого, образного, поэтического мышления. Рисование пошло в духовную жизнь детей. Ребята стремились выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания. Духовной потребностью моих воспитанников стало слушание музыки. Радостно волновало и то, что дети сделали первый шаг в нравственном развитии: они вступили в мир красоты человеческих поступков, в их сердцах пробудилась чуткость к радостям и горестям других людей, они уже познали счастье творения красоты и радости для человека. Многолетний процесс воспитания – от того времени, когда ребенок впервые переступает порог школы, до вступления в мир зрелой, всесторонне развитой личности, – представляется мне прежде всего как воспитание чувств человека: тот, кого мы воспитываем, должен глубоко чувствовать, что у живущих рядом с ним людей могут быть такие же горе, страдания, огорчения, невзгоды, как и у меня, Я стремился к тому, чтобы добрые поступки моих воспитанников основывались в годы детства прежде всего на чувстве человека. Меня радовало, что малыши научились сопереживать, быстро проникались чувствами, волновавшими их ровесников ‘или старших товарищей, родителей и вообще взрослых людей. Наибольшей радостью для меня было то, что в каждом, с кем дети соприкасались в жизни, они видели прежде всего человека. Вместе с чувством радости я переживал и тревогу. Повседневный умственный труд станет главной обязанностью детей – сумею ли я поддержать живой интерес к окружающему миру? Каждый ребенок по – своему видит окружающий мир, по – своему воспринимает вещи и явления, по – своему думает – сумею ли я ввести в мир познания и стремительный, бурный ручей, и тихую полноводную реку с еле заметным течением? Еще больше тревожил меня духовный мир каждого ребенка. Передо мной – чуткие, нежные, восприимчивые сердца. Чем больше я соприкасаюсь с детьми, тем отчетливее вижу, как обостряется восприимчивость сердца и разума каждого ребенка к моим словам, взгляду, тону моих советов и замечаний. Передо мной 31 ребенок – это 31 мир. Мне вспомнились слова Г. Гейне: “Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история” 8. Какие они разные уже сейчас, в дошкольные годы – Коля и Костя, Варя и Тина, Данько и Лариса, Володя и Слава… А ведь свое, индивидуальное, глубоко личное с каждым днем, с каждой неделей будет проступать все ярче и заметнее. Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны. Я уже не раз замечал, какие тяжелые переживания рождаются в детском сердце, когда ребенок чем-то встревожен, огорчен, а воспитатель не знает об этом. Сумею ли я знать, чем живет ребенок каждый день, что у него на душе? Буду ли я всегда справедлив с детьми? Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Вот почему дальнейшее воспитание представлялось мне как все более глубокое познание каждого ребенка. Но самый главный вопрос, который не давал мне покоя на протяжении всех лет работы, это вопрос о том, как ввести маленьких школьников в большой мир общественной жизни, как добиться того, чтобы каждый ребенок видел не только свое село, красоту реки, на берегах которой прошло его раннее детство, но и огромный, необъятный мир своей Родины? Чтобы не только любил красоту природы и человеческой души, но и ненавидел враждебную силу, порабощающую народы, – империализм. Чтобы был готовым отстаивать завоевания советского народа – социалистический строй, свободу, честь, дружбу народов нашей страны. Как слить гражданское воспитание со всесторонним развитием? Воспитание младших школьников – это очень сложная проблема, удастся ли мне решить ее так, как требует возраст?
Источник