Статистика переломов при дтп

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.
«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»
— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!
Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.
Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов
— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.
Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника
— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.
По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.
Ноги оказываются зажаты педалями
— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.
Ребра ломаются о рулевое колесо
— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.
Задний пассажир наносит сокрушительный удар
— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.
Что делать очевидцам и как уберечься?
— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.
У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы
— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.
Все лицо водителя в царапинах
— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.
Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.
Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».
Источник
Учитывая травматизм в стране, Росстат составил статистические данные по основным показателям, разным параметрам и видам, начиная от детского, заканчивая спортивными.
Данные результаты могут помочь во многих сферах, например, таких как регулирование дорожно-транспортного движения, повышение качества условий труда, надзор за выполнением техники безопасности на производстве, усовершенствование детских игровых площадок и прочее.
Официальные показатели
Если рассматривать официальную статистику, касающуюся конкретно вида травматизма, то вот такие данные приводит Росстат:
- Травмы глаз – около 7%. Чаще всего возникают у взрослых людей в условиях производства.
- Ожоги термические и химические в бытовых условиях от 7 до 10% как у взрослых, так и у детей. Они же при производственном травмировании достигают цифры в 4,7%.
- Внутричерепные травмы в ДТП у категории детей составляют до 13%, а у взрослых до 11%.
- Переломы позвоночника и других костей туловища колеблются от 4 до 8% у взрослых.
Таким образом, подводя итог типам травмирования, стоит отметить , что преобладающее большинство (до 80% травм) определяется поверхностными поражениями, открытыми ранами, вывихами, переломами конечностей, растяжениями и разрывом сухожилий и мышечной ткани.
Если анализировать общую госпитализацию, то травмирование у взрослых составляет 9% случаев, тогда как 7,5% детей госпитализируют с травмами от общего числа пациентов, поступающих в больницы.
Также необходимо отметить, что наибольшее число травмирований приходится на бытовые условия и при нахождении человека, независимо от возраста, на улице – до 70%. В школе получают травмы до 14% детей. Тогда как в условиях производства до 16% взрослых.
Распределение по видам
Для того чтобы составить более детальную картину, необходимо рассмотреть в индивидуальном порядке получение травм и их статистику в России, в зависимости от видов и условий получения.
Детский
Если анализировать детский и юношеский травматизм, по нанесению вреда здоровью необходимо отметить:
- 15% случаев приходится на стены школы. Причем 80% из них случается во время перемен, 18% на уроках физкультуры, тогда как всего лишь 2% во время других учебных занятий.
- 50% приходится на бытовые травмы.
- 32% случаев травмирования возникают на улице и остальные во время ДТП.
Учитывая половой признак, 60% детского травматизма приходится на мальчиков, и 40% на девочек. В стенах школы дети чаще всего получают:
- Поверхностные травмы, которые составляют 47%.
- Растяжение связок и вывихи суставов до 19%.
- Переломы верхних конечностей около 15%.
- Открытые раны и порезы около 7%.
- Приблизительно по 4% на такие виды, как переломы ног, внутричерепные травмы и другие виды.
Производственный
На производстве статистика по годам выглядит следующим образом:
- В 2000 году общее количество пострадавших гражданам составило 151,8 тыс. человек.
- В 2005 году оно сократилось до 77,7 тыс. работников.
- К 2008 году составило уже 58,3 тыс. человек.
- В 2013 году снизилась до чуть более, чем 32.000 работников.
Рассматривая половой признак, стоит отметить, что в 3-4 случаях из 10, пострадавшими являются мужчины. Что касается смертности, то она возникает в 1 случае из 25.
Спортивный
Анализируя спортивный травматизм, в зависимости от вида спорта, стоит отметить следующее:
- Наибольший вред для здоровья фиксируется в боксе – 158,1 боксеров получают травмы на каждую 1000 спортсменов. Также довольно большие показатели во многих командных игровых видах.
- Затем идет борьба – 100 человек на тысячу.
- Такие же показатели в конном спорте.
- В фехтовании травмы получают 64 спортсмена из тысячи.
- В парусном спорте, теннисе и мотоспорте травматичность колеблется от 41 человека до 50.
- Гимнастика отмечается небольшими показателями – 29 человек на одну тысячу.
- В хоккее, лыжном спорте и стрельбе эти показатели колеблются от 20 до 25 человек.
Автомобильный
Об автомобильных авариях в России за последние года имеется следующая статистика:
- В 2012 году в РФ произошло более 200.000 ДТП с пострадавшими.
- В 2013 году статистика оставалась такой же.
- В 2014-м году число аварий с последствиями для человеческого здоровья снизилось всего лишь до 200.000.
- В 2015 оно составляло 185.000 пострадавших.
- В 2016 году число пострадавших равнялось 170.000 человек.
- В 2017 – ДТП с последствиями для здоровья граждан составило 165.000.
- И в 2018 году ситуация осталась такой же, как и в предыдущий подотчетный период.
Что касается статистики погибших по отношению к раненым, то за весь этот период приблизительно 1 из 10-12 человек погибает во время дорожно-транспортного происшествия. Показатель здесь практически не снизился.
Прочее
Помимо этого, случаются ситуации, которые возникают в условиях:
- Нахождение на улице.
- Занятия спортом.
- Отдых как на территории страны, так и за ее пределами.
- Посещение культурных заведений, база отдыха и прочего.
Расходы на компенсации
За 2018 год государство потратило следующие суммы для того, чтобы компенсировать подорванное здоровье или травмы работников, работающих в самых разных отраслях хозяйства, а также на то, чтобы обеспечить каждого средствами индивидуальной защиты:
- В добыче полезных ископаемых сумма была самая большая и составила 14.495 рубля на 1 трудящегося.
- В сфере транспортировки и хранении так же, как и обеспечении электрической энергией, газом и паром, на каждого работника приходится приблизительно 11.200 руб.
- 10.000 выплачивают на каждого строителя для того, чтобы обеспечить соответствующие условия труда и компенсировать возможное получение травм.
- В обрабатывающих производствах эта величина составляет 8712 руб.
- В деятельности в области информации и связи – 7.509.
- Для сельского, лесного и других видов хозяйств – 5.714 руб.
Динамика
Если рассматривать динамику травматизма, независимо от пола и возраста, то стоит отметить некоторое снижение основных показателей. Хотя в то же время, Россия остается одной из лидирующих стран по уровню смертности на дорогах. Изменить эту ситуацию нужно коренным образом, так как это негативно влияет на работоспособность граждан, требует дополнительных расходов от государства на компенсацию вреда здоровью.
Поэтому в правительстве должны быть приняты комплексные меры, направленные в первую очередь на снижение статистических показателей по травмированию.
Источник
Статистика дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, с каждым годом продолжает расти. Следовательно, и количество пострадавших в этих авариях также увеличивается.
Причинами аварий могут стать тысячи случайных и внезапных факторов. Точно также и последствиями для пассажиров, попавших в ДТП, могут стать различные травмы опорно-двигательного аппарата.
Большая часть населения, конечно же не соотносит себя с риском попадания в число пострадавших от автокатастроф. Но к сожалению, участником несчастного случая очень просто стать, не только сидя за рулём собственного авто, но и передвигаясь на общественном транспорте или переходя улицу.
Насколько опасен дорожно-транспортный травматизм
Во всем мире признанным фактом остаётся высокая степень травматизма и смертности в результате автокатастроф.
Травмами считают такие повреждения тканей при которых нарушается их целостность и функционирование. При ДТП травмы могут быть очень разнообразными от легких ушибов и царапин до серьёзных переломов и разрывов внутренних органов.
В таблице приведены данные о том, какие части тела больше всего страдают при авариях.
Части тела | Данные в % |
Голова и шея | 66 |
Ноги | 10 |
Руки | 8 |
Таким образом большая часть травм приходится на опорно-двигательную систему. Рассмотрим их более полно объединив в большие группы.
Травмирование нижних конечностей
К возможным повреждениям нижних конечностей относят:
- Вывихи бедренной кости
- Переломы бедренной кости
Характерными чертами вывихов являются согнутое или выпрямленное положение бедра с неестественным отведением в сторону. Любые попытки движений приводят к мучительным болям.
Первой помощью должно быть обезболивание. Затем перенесение и транспортировка в больницу пострадавшего на носилках на спине. Ногу необходимо оставить в вывихнутом, отведенном положении (для этого её обкладывают одеждой или подушками).
Переломы бедренной кости могут быть в верхней или нижней части. Эти травмы также очень тяжелые и требуют немедленной госпитализации и обезболивания.
По статистике 1/3 часть среди переломов ног занимают переломы голеней.
При переломах бедра травмированную ногу обязательно необходимо уложить в правильное положение и наложить шину.
Какие могут быть повреждения рук при авариях
Верхние конечности также достаточно часто подвергаются травмированию.
Наиболее часто встречаются ушибы и переломы кистей, а после них идут всевозможные переломы рук.
Ушибы и переломы кистей | Повреждения костей рук |
Признаки: отек, онемение, тупая боль, кровоизлияния. Помощь: устранение боли, дезинфекция, наложение повязки или шины. | Признаки: рваные раны, смещения и деформация, сильные боли. Помощь: остановка кровотечения, наложение повязок, обезболивание, фиксирование с помощью шины. |
Травмы, связанные с позвоночником
Травмы позвоночника являются самыми тяжелыми в плане осложнений и лечения.
Осложнением от переломов позвоночника может быть онемение рук и ног вплоть до паралича.
Самым незащищенным остается шейный отдел позвоночника. В результате резких ударов или резкого торможения образуются вывихи и переломы шейных позвонков. Уточнить диагноз можно только с помощью рентгенографии.
Очень важно осторожно переложить потерпевшего на носилки, так чтобы голова и шея находились на одном уровне. При травмах грудного и поясничного отделов также необходимо следить, чтобы не было прогибов в спине при транспортировке в больницу.
Переломы костей таза
При оказании сильного давления с разных сторон (при перевороте машины) на кости таза они могут ломаться.
Самым опасным считается повреждение сочленения позвоночника с тазом, оно может вызвать сильное внутреннее кровотечение.
Признаками переломов таза являются его деформации и наружные кровоизлияния.
Повреждения таза могут сопровождаться разрывами почек, сосудов, мочевого пузыря.
Пострадавшему обязательно нужны жесткие не прогибающиеся носилки и правильное положение во время госпитализации (лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах).
Открытые переломы костей или суставов
Открытые переломы – одни из тяжелейших травм, которые могут быть при ДТП. При них развивается сильный травматический шок, который необходимо обязательно преодолевать обезболивающими.
На открытые раны накладываются стерильные повязки, жгуты для остановки кровотечений, после чего накладываются шины.
При перекладывании на носилки кровотечение всегда усиливается. Пациента доставляют прямо в реанимацию.
При отрывах конечностей принцип первой помощи такой же. Оторванную конечность доставляют в реанимацию вместе с пострадавшим.
Повреждения грудной клетки
К повреждениям грудной клетки относят ушибы и переломы ребер.
Симптомами являются:
- внешние деформации,
- удушье,
- боли при вдыхании и выдыхании,
- кровохаркание,
- резкие боли в груди.
Тяжелыми осложнениями ушибов грудной клетки являются:
- Пневмоторакс закрытый. Повреждение обломками ребер легких. В плевральную область попадает воздух, он давит на легкие и отодвигает близлежащие органы.
- Гемоторакс. В плевральную область попадает кровь из травмированных сосудов. Пациент не может дышать. Работа сердца затрудняется.
- Пневмоторакс открытый. Образуется при открытых переломах грудной клетки. Воздух имеет прямой доступ к легким и давит на них. Необходимо немедленно ограничить сообщение с внешней средой. Рану необходимо закрыть стерильной повязкой. Состояние больного очень тяжелое.
Как обезопасить себя во время езды
Как показывает научная практика, аварии происходят за считанные секунды. Поэтому сгруппироваться чтобы обезопасить себя, практически невозможно за столь короткий промежуток времени.
Уменьшению степени травматизма может способствовать обычные пристегнутые ремни. Они сокращают риск травматизма в 2 раза.
При этом пристегивание ремней еще и влияет на степень тяжести полученных травм. Фиксирование корпуса смягчает силу возможного удара о лобовое стекло, переднюю панель, руль и боковые дверцы.
Цените свою жизнь во всех проявлениях и берегите её. Помните, что перенесенные травмы могут ухудшить дальнейшее качество жизни.
Источник