Сражения и битвы относящиеся к периоду коренного перелома в ходе великой отечественной войны

Неудачи весны-лета 1942 г. Победа под Москвой вызвала эйфорию у И. В. Сталина. Он необдуманно приказал наступать на всех фронтах, разгромить фашистов и уже в 1942 г. закончить войну. Однако про­тив­ник сохранял преимущество в численности лич­ного состава и воору­жений. Это привело к ка­тастрофе в Крыму в апреле 1942 г., в плен попало 200 тыс. человек, после 250 дней героической обороны совет­ские войска оставили Севастополь. В мае 1942 г. было принято скоро­палительное решение о наступлении под Харьковом. Оно завершилось «Харьковской катастрофой» – 240 тыс. красноармейцев оказались в окружении. Весной 1942 г. в ходе Любаньской операции на Вóлховском фронте погибла 2-я Ударная армия, а её командующий генерал А. А. Власо­в добровольно сдался в плен в деревне Туховéжи Ленинградской обл.

В 1942 г. немцы распустили дезинформацию о подготовке нового наступления на Москву. Сталин приказал держать на московском фронте основные силы, другие фронты были оголены. Однако основной удар немецкая армия нанесла не под Мос­квой, а на юге. В июне 1942 г. немцы прорвали советский фронт на юго-восточном направлении, взяли Воронеж, Ростов-на-Дону, вышли к Сталинграду и Северному Кавказу, стремясь захватить нефтяные ме­сторождения. В июле 1942 г. руководство СССР с целью предотвращения паники издало приказ № 227 («Ни шагу назад!»), продиктованный суровым временем войны. За отступление с поля боя полагался рас­стрел. Были созданы заградительные отряды, штрафные батальоны.

Сталинградская битва (19 ноября 1942 г.–2 февраля 1943 г.) – начало коренного перелома в войне. Коренной переломперехват стратегической инициати­вы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соот­ношения сил. Основные события коренного перелома: разгром немецких войск под Сталинградом, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Кав­каза. Фашисты стремились пе­ререзать р. Волгу – ключевую транспортную артерию. 23 августа 1942 г. 6-я немецкая армия гене­рала (затем фельдмаршала) Ф. Пáулюса вышла к Сталинграду. Город защищали армии В. И. Чуйкова и М. С. Шумилова. Армия Ф. Паулюса и танковая армия Г. Гота овладели Мамаевым курганом, но были остановлены в ожесточённых уличных боях. Начальник Генштаба А. М. Василевский (уроженец Ивановской обл.) и зам. Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран» под Сталинградом с привлечением сил трёх фронтов: Юго-Западного (Н. Ф. Вату­тин), Донского (К. К. Рокоссовский) и Сталинградского (А. И. Ерёменко).

19 но­ября 1942 г. началось советское контрнаступление.Красная Армия имела перевес в вооружении и численно­сти. Юго-Запад­ный и Сталинградский фронты со­мкнулись, окружив 330-тысячную армию Ф. Паулюса. Провалилась по­пытка танковых частей группы армий «Дон» Э. Манштейна деблокиро­вать окружённую группировку. 10 января 1943 г. началась ликвида­ция армии Паулюса.

2 февраля 1943 г. фельдмаршал Ф. Паулюс сдался в плен и был помещён в лагерь для высокопоставленных военнопленных на террито­рии Ивановской обл. в посёлке Чéрнцы в 28 км. от г. Иваново. В плену Паулюс пришёл к выводу – Германия никогда не должна пытаться воевать с Россией: такая война безысходна и не имеет политических оправданий. Позднее Паулюс согласился сотруд­ничать с СССР.

Значение Сталинградской победы:

1) Красная Армия отбросила фаши­стов на 600 км.

2) Были освобождены Северный Кавказ, Белгород, Воронеж, Харь­ков, Курск, Ржев.

3) Начался коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Советские бойцы в этот период проявили чудеса героизма. Александр Мат­росов 23 февраля 1943 г. в бою у дер. Чернушки (Калининский фронт) погиб, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота.

Курская битва (5 июля–23 августа 1943 г.). Завершение коренного перелома в войне.Несмотря на потери и поражения, силы фашистов не были сломлены. Германское руководство провело тотальную мобилизацию в армию мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, перебросило войска из Западной Европы, увеличило выпуск военной техники на 70%. Фашисты, используя отсутствие второго фронта в Европе, сосредоточили значительные силы в районе Орла – Белгорода. На случай нового поражения немцы в тайне от Гитлера построили оборонительные сооружения на Днепре.

Летом 1943 г. фашисты скон­центри­ровали внимание на Курской дуге – выступе линии фронта. Его защищали войска двух фрон­тов: Цен­трального (К. К. Рокоссовский) и Воронежского (Н. Ф. Ватутин). Здесь Гитлер намеревался взять реванш за пораже­ние под Сталинградом. В ходе операции «Цитадель» два танковых клина должны были про­рвать оборону советских войск и ок­ружить их. Ставка Верховного Главнокомандования, получив от раз­ведки информа­цию о планах фашистов, подго­товилась к ответным действиям. 5 июля 1943 г. в 3 часа ночи советская артиллерия нанесла упреждающий удар по немецким позициям. Наступление немцев было отложено на 6 часов утра. В сражении с обеих сторон участвовало 4 млн. чел., 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и миномётов, 12 тыс. самолётов. Крупнейшим тан­ковым сражением второй мировой войны стала битва под Прохоров­кой 12 июля 1943 г. (952 танка). Против 684 советских танков и САУ сражались 268 немецких. Наши танковые части понесли значительные потери, но враг был останов­лен. Советские войска перешли в контрнаступление и в ходе опе­ра­ций «Полководец Румянцев» и «Кутузов» 5 августа освобо­дили Орёл и Белгород (в честь этого события произошёл первый салют). В августе 1943 г. был осво­бож­дён Харьков, в сентябре – Смоленск.

Значение Курской битвы:

1. Произошёл коренной перелом в войне – стратегическая ини­циатива окончательно перешла к СССР;

2. Вермахт понёс огромные потери, погиб цвет фашистских войск;

3. Победа на Курской дуге позволила советскому командованию осуществить новые наступательные операции.

Битва за Днепр (сентябрь–ноябрь 1943 г.). При форсирова­нии Днепра совет­ские войска преодолели «Восточный вал» – мощную систему укре­пле­ний немцев. 6 ноября 1943 г. был освобождён Киев, затем г. Коростень, Житомир, Днепро­петровск, Запорожье.

Партизанское движение в 1942–1944 гг. Формы борьбы партизан с оккупантами: разрушение линий связи, дорог, мостов, вражеских штабов, организация побегов военнопленных, рейды по тылам противника. Подпольные организации выпускали листовки и газеты, организовывали диверсии, получали секретную информацию. Партизан­ские соединения возглавляли С.А. Ковпак, А.Ф. Фёдоров и др. Героически погибли комсомольцы из молодёжной подпольной организации «Молодая гвардия» в г. Краснодоне: Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Любовь Шевцова и др. Разведчик Н. И. Кузнецов уничтожал главарей немецких оккупантов на территории Украины. Партизаны наносили удары по железным дорогам в тылу врага – операции «Рельсовая война» и «Концерт».

Читайте также:  Первая медицинская помощь при переломе костей бою

Всего в годы войны в тылу врага сражалось около 1 млн. партизан. Согласно советской статистике, партизаны отвлекали на себя до 10 % герман­ских боевых сил, взорвали 20 тыс. поездов и 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолётов, вывели из строя 1,5 млн. солдат и офицеров противника. (По данным германской статистики, партизаны вывели из строя 600 тыс. солдат и офицеров вермахта). Минусом партизанского движения историки называют несогласованность их действий с командованием Красной Армии. Иногда партизаны так активно взрывали мосты и железные дороги в тылу фашистов, что это мешало наступлению советских войск.

Немецкий план «Ост» преду­сматривал ликвида­цию Советского государства, истребление 5–6 млн. евреев и 30 млн. русских, высе­ление в Сибирь жителей Украины, Белоруссии, Прибал­тики, онемечивание оставшихся. Министр пропаганды Германии Й. Геббельс цинично заявлял, что необходимо «заставить немецкого солдата убивать без колебаний», что война является «священным крестовым походом ХХ века против большевизма». В концлагерях уничтожались миллионы людей. В гитлеровских инструкциях говорилось: «Многие десятки миллионов людей… излишни, и они либо умрут, либо будут вынуждены переселиться в Сибирь». Рас­чищенное от «неполноцен­ных народов» пространство предпола­галось заселить немецкими колонистами.

Коллаборационизм. В 1941-1943 гг. коллаборационизмпереход на сторону врага и сотрудниче­ство с оккупантами – достиг значительных размеров. Фашисты из местного на­селения назначали в городах бургомистров, в де­ревнях – старост и «полицаев». 4,2 млн. человек отправили на работу в Гер­манию. Фашисты создавали русские боевые формирования. В 1942 г. на Кубани был ском­плектован 20-тысячный казачий корпус под командованием белого гене­рала-эмигранта П. Н. Краснова. Генера­л-предатель А. А. Власов создал Русский национальный комитет (с 1944 г. – Комитет освобождения народов России). Власов сформировал из пленных красноармейцев Русскую освободительную ар­мию (РОА) численностью 130 тыс. человек. С оккупантами сотрудничало свыше 1 млн. (по утверждению зарубежных историков – до 2 млн.) советских граж­дан. Одной из причин коллаборационизма была репрессивная сталинская политика.

Многие советские военнопленные стали символом несгибаемой воли и стойкости. Генерал Дмитрий Кáрбышев (1880–1945) в концлагере Маутхаузен (Австрия) был после пыток облит водой на морозе и погиб.

СССР и союзники. В целом полученные от союзников поставки по ленд-лизу не превы­шали 4 % от объёма валовой промышленной продукции СССР. По отдельным видам вооружений эти поставки были значительными: по автомобилям – 70%, танкам – 12%, самолётам – 10%. Объективно оценивая помощь СССР по ленд-лизу, необходимо признать, что она была существенной. В то же время нельзя назвать её решающим фактором Победы, как это пытаются изобразить некоторые историки. СССР также помогал союзникам. США получили от СССР 300 тыс. т. хромовой руды, 32 тыс. т. марганцевой руды, значительное количество платины, золота и др. стратегических материалов.

Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, Англия, СССР) был вопрос об открытии второго фронта в За­падной Европе. Это позволило бы приблизить окончание войны. Первона­чально достигнутую догово­рённость об открытии второго фронта в 1942 г. Анг­лия и США не выполнили. Они опасались значительных потерь и ограничивались пе­рифе­рий­ными боями в Се­верной Африке, а с 1943 г. – на Сицилии и в Южной Италии. В ноябре 1943 г. в Тегеране состоялась первая встреча лидеров «боль­шой тройки» – И. В. Сталина, президента США Ф. Руз­вельта и пре­мьер-министра Англии У. Черчилля. Западные союз­ники в обмен на решение Сталина о роспуске Коминтерна (май 1943 г.) обещали открыть второй фронт во Франции в мае 1944 г. Они открыли его на месяц позднее, 6 июня 1944 г. СССР обязался вступить в войну с Япо­нией после победы над Германией.

Церковь в годы войны. В первые дни войны митрополит Сергий обратился к церкви и народу с воззванием встать на защиту священных рубежей Родины. Русская православная церковь оказывала помощь фронту и тылу. На её средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского (40 танков Т-34). Общий материальный вклад церкви в фонд обороны со­ставил 300 млн. рублей. С 1943 г. происходит поворот в отношении вла­сти к церкви. В сентябре 1943 г. состоялась встреча И. В. Сталина с ми­тропо­литами, после чего на Соборе русских епископов (16 из 19 его членов были срочно доставлены из лагерей и ссылок) состоялось избра­ние ми­трополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Было разрешено создание Священного синода, открытие богословских академий и семинарий, издание религиозной литературы. Для связи правительства с церковью был создан государственный орган – Совет по делам Русской православной церкви. Вновь открылись сотни православных храмов.

Наука в годы войны. В 1941 г. президиум Академии Наук СССР призвал учёных мобилизовать силы на борьбу с фашизмом. Учёные были эвакуированы на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Академик И. П. Бáрдин разработал технологию изготовления сверхпрочной стали. Е. О. Патóн разработал метод скоростной авто­матической сварки брони. Исследования в области аэродинамики М. В. Келдыша и С. А. Чаплыгина способствовали производству новых скоростных самолётов. Конструктор Михаил Калашников (1919–2013) приступил к созданию автомата АК (принят на вооружение в 1947 г.). Многие учёные томились в ГУЛАГе, работая в т. н. «шарáшках» – конструкторских бюро за колючей проволокой.

Деятели культуры в военные годы.Писатели и поэты, худож­ники и кинематографисты, композиторы и актёры внесли свой вклад в дело победы. Многие писатели и поэты ушли на фронт (М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, Б. Н. Полевой, А. Т. Твардовский, А. П. Гайдар и др.). В годы войны были созданы произведения: «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, «Волоколамское шоссе» А. А. Бека, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, стихи К. М. Си­монова («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, до­роги Смоленщины», «Открытое письмо женщине из г. Вичуга»), ро­маны В. С. Гроссмана.

Читайте также:  Какая мазь лучше при переломе ребер

Известные артисты снимались в военном кино: Н. А. Крючков, М. И. Жаров, Б. Ф. Андреев, Н. К. Черкасов, М. Н. Бернéс и др. (фильмы «Два бойца», «Жди меня» и др.). Очень популярны были песни в исполнении Л. О. Утёсова, Л. А. Руслановой, К. И. Шульженко. Композитор Д. Д. Шостакович создал знамени­тую Седьмую симфонию.

Таким образом, благодаря героизму и самопожертвованию советских воинов, тружеников тыла удалось достигнуть коренного перелома в Ве­ликой Отечественной войне.



Источник

В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.

В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).

Когда начался коренной перелом в войне?

Как могли догадаться читатели заметки «Когда началась Вторая Мировая Война?», в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.

15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.

Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?

Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.

У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.

Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.

Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний. Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).

На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.

Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).

Читайте также:  Вертельный перелом у пожилых людей

Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант. У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.

Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?

«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»

[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]

(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)

Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.

Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.

Лорд Бивенбрук – организатор британской авиационной промышленности в Битве за Англию (source: Wiki)

Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.

15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон. В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.

Британский военный плакат с цитатой из речи Черчилля по случаю победы в четырехмесячной воздушной битве (source: Wiki)

Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.

К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?

По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой. Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.

После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.

Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame

Источник