Способ транспортировки пострадавшего при переломах рук
Особенности способов переноски пострадавших
при переломах
Больных
с переломами верхних конечностей
можно перевозить в положении
сидя.
Пострадавших с переломами нижних конечностей
следует транспортировать на носилках
в положении лежа на спине. Конечность
должна быть уложена на что-нибудь мягкое
в приподнятом положении.
Транспортировка и перекладка больного
должны быть щадящими. Конечность и туловище
поднимать одновременно все время удерживая
на одном уровне.
Охлаждение предрасполагает развитию
шока, поэтому больного необходимо укрыть.
Уменьшить боль можно назначение 0,5 – 1
гр амидопирина или анальгина.
Транспортировка при повреждении
черепа и мозга
Транспортировка
заключается в создании покоя. Пострадавшему
придают горизонтальное положение,
к голове пузырь со льдом или ткань,
смоченную холодной водой. Очистить
рот от слизи.
При транспортировке проводить мероприятия,
направленные на улучшение дыхания и сердечной
деятельности.
Во время транспортировки необходимо
постоянно наблюдать за больным так как
возможна повторная рвота, а следовательно
аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение).
Для предупреждения дополнительных повреждений
и сотрясении головы производят иммобилизацию
с помощью ватно-марлевого круга (баранка),
надувного подкладного круга или подсобных
средств: одежда, одеяло, сено, мешочки
с песком и т. д.
Иммобилизацию можно осуществить с помощью
пращевидной повязки, проведенной под
подбородком и зафиксированной на носилках.
Если рана расположена в затылочной области
или имеется перелом костей в этой зоне,
то перевозить пострадавшего следует
на боку.
Перелом костей носа обязательно сопровождается
носовым кровотечением. Больных с этой
травмой следует транспортировать так
же на носилках, но в полусидячем положении,
т. е. с поднятой головой.
Транспортировку раненых с повреждением
челюстей осуществляют в положении сидя
с наклоном головы вперед.
Пострадавшего в бессознательном состоянии
следует перевозить в положении лежа на
животе, с подложенными под лоб и грудь
валиками из одежды.
Нижнюю челюсть закрепляют наложением
пращевидной повязки, верхнюю челюсть
введением между челюстями полоски фанеры
и зафиксированием к голове.
Транспортировка при повреждении
позвоночника
Самая
опасная транспортировка при
переломе позвоночника. Даже небольшое
смещение позвонков могут вызвать
разрыв спинного мозга, поэтому запрещается
пострадавшего с подозрением
на переломе позвоночника сажать, ставить
на ноги. Прежде всего необходимо создать
покой уложив его на ровную твердую поверхность
(деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы
использовать для транспортировки. При
отсутствии доски в бессознательном состоянии
пострадавшего транспортировка наименее
опасна в положении лежа на животе с подложенными
под плечи и голову подушками.
В случае перелома шейного отдела позвоночника,
транспортировку осуществляют на спине
с иммобилизацией головы, как при повреждении
черепа.
Перекладывание, разгрузку, транспортировку
должны производить 3-4 человека одновременно
удерживая все время на одном уровне, не
допуская перегибания позвоночника.
Транспортировка при переломе костей
таза
Транспортировать
больного следует уложив на ровную твердую
поверхность, ноги согнуть в коленях и
бедра несколько развести в стороны, а
под колени наложить тугой валик из подушки,
одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см.
Транспортировать пострадавшего на носилках
или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.
Транспортировка при переломе ребер
Наиболее
безболезненно в положении сидя.
При тяжелом состоянии, когда пострадавший
сидеть не может, транспортировать лежа
на носилках в полусидячем положении.
Всех раненых, у которых травма сопровождалась
шоком, а также значительной кровопотерей
необходимо транспортировать лежа на
спине.
Правила наложения
шин при переломах
1. Шинную повязку необходимо
накладывать так, чтобы она
надежно иммобилизировала два соседних
с местом перелома сустава (выше и ниже
перелома), а при некоторых повреждениях
– и три сустава. Например, при повреждении
голени шину накладывают так, чтобы она
захватывала коленный и голеностопный
суставы; при повреждении плечевой кости
– плечевой, локтевой и лучезапястный;
для иммобилизации бедра необходимо фиксировать
всю конечность – от подмышечной впадины
до стопы включительно и охватывать тазобедренный,
голеностопный и коленный суставы.
2. Для иммобилизации конечности
желательно придать ей физиологически
правильное положение. Если условия
транспорта не позволяют удерживать
конечность в функционально выгодном
положении, то приходится ограничиваться
фиксацией конечности в том
положении, в котором она менее
всего травмируется.
3. При закрытых переломах
необходимо произвести легкое
и осторожное вытяжение поврежденной
конечности по оси, которое
следует продолжать до окончания
наложения иммобилизирующей повязки.
4. При открытых переломах
не следует вправлять выступающие
из раны отломки костей. Наложив
стерильную повязку, конечность
без предварительного потягивания
и вправления отломков фиксируют
в том положении, в котором
она находится.
5. Нужно помнить, что
с пострадавшего нельзя снимать
одежду и обувь, так как это
может причинить ему лишнюю
боль. Кроме того, одежда обычно
служит дополнительной подстилкой
для шин в месте повреждения.
Исключением из этого правила
являются открытые переломы, когда
необходимо наложить стерильную
повязку. При этом одежду снимать
не следует, а нужно распороть
ее по шву или разрезать
в области предполагаемого перелома.
6. Нельзя накладывать
жесткую шину на голое тело.
Нужно следить за тем, чтобы
концы шин не врезались в
кожу и не сдавливали кровеносные
сосуды и нервы, проходящие
вблизи костей.
7. Необходимо избегать
применения кровоостанавливающего
жгута, если для его наложения
нет достаточных показаний. При
наличии показаний жгут накладывают
на самые минимальные сроки.
8. При повреждениях суставов
для транспортной иммобилизации
используют те же средства
и способы, что и при повреждениях
костей.
9. Шина тщательно прикрепляется
к поврежденной конечности и
должна составлять с ней единое
целое. Фиксируют шины марлевым
бинтом.
Наложение шин требует
умения и выучки. Неправильная иммобилизация,
может оказаться не только бесполезной,
но и вредной. Во всех случаях оказания
медицинской помощи следует обращать
внимание не только на поврежденную часть
тела, но и на общее состояние
пострадавшего. При переломах возможно
развитие шока.
Вид травмы | Поза |
Сотрясение головного | На спине |
Травмы передней части | На спине |
Повреждение позвоночника | На спине |
Переломы костей таза и | На спине |
Шоковое состояние | На спине |
Травмы органов брюшной | На спине |
Травмы груди | На спине |
Ампутация нижних конечностей | На спине, с валиком |
Острые хирургические | На спине |
Кровопотеря | На животе с валиком |
Травмы спины | На животе или правом боку |
Травмы затылочной части | На животе |
Травмы шеи | Полусидячее положение со склоненной |
Ампутированная верхняя | Сидя с поднятой вверх |
Травмы глаза, груди, дыхательных | Сидя |
Травмы верхних конечностей | Сидя |
Ушибы, порезы, ссадины | Сидя |
Травмы спины, ягодиц, | На животе |
Травмы плечевого пояса | Сидя |
Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших
являются следующие:
– определение способа транспортировки;
– подготовка пострадавших, специальных
и подручных транспортных средств;
– выбор маршрута;
– обеспечение безопасности пострадавших
и спасателей при транспортировке;
– преодоление препятствий, контроль за
состоянием пострадавших, организация
отдыха;
– погрузка пострадавших в транспортные
средства.
Ведущую роль при выборе
способа, средств, положений, в которых
будут транспортироваться пострадавшие,
играют виды травм, их локализация, состояние
людей, характер заболевания. Правильно
выбранные решения спасут жизнь
пострадавшим, облегчат их страдания,
обеспечат быстрое выздоровление.
Пострадавших транспортируют в положении
лежа на спине, на животе, на боку, сидя.
При этом голова может быть приподнята
или опущена, ноги, руки выпрямлены
или согнуты. Для этих целей используются
мягкие валики. Ниже представлены основные
способы транспортировки пострадавших.Один
из распространенных и хорошо зарекомендовавших
себя способов транспортировки пострадавших
– использование носилок. Носилки бывают штатными
(медицинскими) или самодельными (импровизированными).
Для изготовления последних необходимо
взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0
м, закрепить между ними плотную ткань,
пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут
два, три, четыре человека; при этом необходимо
идти не в ногу, осторожно, не раскачивать
носилки, постоянно следить за правильным
(горизонтальным) положением носилок в
местах подъема и спуска. Пострадавшего
укладывают на носилки следующим образом.
Один спасатель подводит руки под голову
и спину, другой – под таз и ноги, одновременно
поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего
обычно ногами вперед. Для преодоления
препятствий (оконный проем, разрушенная
стена, ограда) необходимо:
– поставить носилки на землю перед преградой;
– встать по обе стороны носилок и взяться
за брусья руками;
– приподнять головной конец носилок и
поставить его на преграду;
– одному спасателю преодолеть преграду;
– одновременно поднять и пронести носилки
над преградой и опустить на нее ближние
концы;
– преодолеть преграду другому спасателю;
– опустить носилки на землю, одновременно
взять их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины,
канавы, щели. В этом случае носилки ставятся
на край препятствия. Для облегчения и
удобства транспортировки используются
специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего необходимо
спустить на носилках с высоты, следует
надежно закрепить его к носилкам. Спуск
может осуществляться в вертикальном
или горизонтальном положении. Во время
транспортировки спасатели должны постоянно
следить за состоянием пострадавших (дыхание,
пульс, поведение) и, если это необходимо,
оказывать медицинскую помощь (искусственное
дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание).
При транспортировке на большие расстояния
нужно отвести время для отдыха, принятия
пищи и проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять
меры для предупреждения охлаждения (укрыть
пострадавшего плотной тканью, дать теплое
питье, использовать грелку). Важное значение
для пострадавшего имеет уверенное поведение
спасателей, его морально-психологическая
поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших.
Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений
и состояние человека. В первоочередном
порядке транспортируются дети и пострадавшие
в бессознательном и шоковом состоянии,
с внутренними кровотечениями, ампутированными
конечностями, открытыми переломами, ожогами,
синдромом длительного сдавливания, послеоперационные
больные.Затем транспортируются пострадавшие
с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие
с небольшими кровотечениями, ушибами,
вывихами.
Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется
специальный медицинский или обычный
транспорт. Транспортировка пострадавших
в грузовом транспорте осуществляется
на носилках или непосредственно в кузове
на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных,
размещая их головой к кабине. На свободные
места рассаживаются пострадавшие с незначительными
травмами. При транспортировке в кузове
без носилок сначала необходимо насыпать
в него балласт (землю, песок, солому). Поверх
балласта укладывается мягкий настил
(матрацы, ковры, стружка, поролон). Для
защиты от дождя и снега кузов оборудуют
тентом. Здесь же постоянно должен находиться
медработник или спасатель. Погрузка пострадавших
в железнодорожные вагоны проводится
через тамбур или окна. Сначала людей размещают
на верхних, а затем – на нижних полках.
Все пострадавшие группируются по тяжести
травмы, в зависимости от этого определяется
очередность погрузки. Транспортировка
водным и воздушным транспортом осуществляется
с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют
таким образом, чтобы исключить возможность
их контакта с окружающими. Разгрузка
пострадавших осуществляется несколькими
спасателями.
Источник
Транспортировка пострадавшего — «задача номер один» при любых ранениях или травмах. При этом ситуация усложняется тем, что при неправильном перемещении состояние больного может ухудшиться, если транспортировка станет дополнительным повреждающим фактором.
Поэтому медики настаивают на том, что перевозить человека, получившего серьезные травмы, должны специалисты — а потому лучше всего вызвать «скорую помощь».
Однако бывают ситуации, когда прибегнуть к помощи квалифицированных медиков нет возможности. Кроме того, в ряде случаев от того, насколько быстро человека вывезут из той точки, где он получил травму или ранение, зависит его жизнь: например, если пострадавший находится в горящем здании, под развалинами, в зоне задымления и т. д. В этой ситуации используется любой подходящий способ, чтобы экстренно переправить травмированного человека в ближайшее безопасное место. Иногда при этом пренебрегают комфортом пострадавшего и общими правилами его транспортировки
Помимо этого, существует краткосрочная транспортировка — в том случае, если человека следует переместить на незначительное расстояние, где ему будет оказана профессиональная помощь. В этой ситуации важно выбрать наиболее подходящий метод, чтобы не причинить больному дополнительного дискомфорта и не спровоцировать вторичную травму.
Наконец, наиболее сложной является ситуация, когда необходимо перевезти пострадавшего на значительное расстояние. Разумеется, с этой ситуацией лучше всего справятся специалисты, и лишь в том случае, если обратиться к ним за помощью нет возможности, приходится проводить подобное перемещение силами окружающих.
Подготовка к транспортировке и общие правила
Перед тем, как осуществлять перемещение пострадавшего, нужно тщательно осмотреть его, чтобы выяснить, какие травмы он получил. Прежде всего, должно интересовать то, в каком состоянии находится позвоночник пострадавшего, его голова и шея, живот, грудная клетка, тазовая область, а также конечности. Также следует удостовериться, что человек находится в сознании. В том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии, следует проверить показатели пульса и дыхание.
Обратите внимание, что в том случае, если полученные пострадавшим травмы тяжелые, транспортировку следует осуществлять исключительно, если нет вообще никакой надежды на помощь медиков. В такой ситуации перемещать человека следует в той позе, в которой он изначально находился.
Во всех остальных случаях рекомендуется придерживаться следующих способов транспортировки.
Находящихся без сознания, а также пострадавших с приступами рвоты, ожогами или травмами задней стороны тела рекомендуется перемещать в устойчивом положении на боку.
При травмах шеи, грудной клетки и переломах ключицы предпочтительными являются положение транспортируемого сидя или полусидя. В случае большой кровопотери или подозрения на внутреннее кровотечение, а также при травмах брюшной полости пострадавших рекомендуется транспортировать в положении лежа на спине с приподнятыми ногами.
В «позе лягушки», лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и валиком под коленями, транспортируют пострадавших с травмами позвоночника, спинного мозга или подозрением на перелом костей таза.
Во время любой транспортировки важно контролировать состояние пострадавшего. В случае его ухудшения, необходимо остановиться для проведения реанимационных мер, таких как: искусственное дыхание «рот в рот», «рот в нос» или непрямого массажа сердца. Реанимация проводится до полного восстановления дыхания и пульса или появления медиков.
Способы транспортировки пострадавших на руках
Несмотря на то, что более щадящими являются механизированные способы транспортировки пострадавших, не теряют актуальности и способы переноски, которые, как правило, практикуются без привлечения каких-либо вспомогательных средств, прямо на руках.
Подобного рода транспортировки на близкое расстояние, например, с места аварии или получения травмы в более безопасное место, крайне необходимы для защиты пострадавшего от воздействия внешних повреждающих факторов и ради его удобства. В некоторых случаях краткосрочная транспортировка своими силами (без применения подручных средств) используется для того, чтобы доставить пострадавшего к машине, дому или месту, где ему можно будет оказать более тщательную помощь.
Организация ручной (импровизированной) переноски — дело довольно сложное и ответственное, требующее от спасателей пострадавшего быстроты реакции. Чтобы избрать правильный способ перенесения транспортируемого, прежде всего, следует оценить степень тяжести полученных им травм, в частности, убедиться, не пострадали ли его голова и шея. Для этого необходимо внимательно осмотреть все его части тела: голову, шею, грудь, живот и проверить конечности, которые, в случае травм предстоит поддерживать в ходе ручной транспортировки.
Избрать наиболее верный способ переноски на руках поможет деление пострадавших на такие категории:
- Легко пострадавшие — те, кто может передвигаться самостоятельно или с минимальной поддержкой.
- Пострадавшие средней тяжести — находятся в сознании, но передвигаться самостоятельно не могут. Транспортировка возможна в любом положении.
- Тяжелые пострадавшие, которых можно переносить лишь в определенной позе. Чаще всего их переносят в позе, в которой они находятся. Однако следует помнить, что при переноске пострадавших с тяжелыми сдавливающими травмами их состояние серьезно ухудшается.
С учетом характера травм, возможностей, которыми располагает спасатель, величины расстояния, на которое необходимо перенести пострадавшего и рельефа местности, выбирается наиболее подходящий способ транспортировки на руках.
Транспортировка пострадавших одним носильщиком
Вначале рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы транспортировки пострадавшего, в случае, если рядом с ним находится всего один спасатель.
Сопровождение пострадавшего
При отсутствии травм грудной и брюшной полости, повреждений черепа, а также переломов нижних конечностей потерпевший в состоянии преодолеть небольшое расстояние самостоятельно.
В таком случае, чтобы пострадавший смог встать на ноги, вначале ему необходимо придать полусидячее или сидячее состояние. Роль спасателя в данном случае сводится к тому, чтобы, стоя на коленях у его изголовья, завести руки под плечи потерпевшего или, встав на колени сбоку от него, просунуть руки под его лопатки, голову и шею, и помочь ему подняться. Далее пострадавший сможет передвигаться самостоятельно, лишь опираясь на руку сопровождающего
В более тяжелых случаях, после того, как потерпевший поднят, спасатель одной рукой берет кисть с неповрежденной стороны травмированного и ведет его, придерживая второй рукой за подмышечную впадину с этой же стороны. Есть еще один вариант: пострадавший закидывает свою руку на шею своему спасателю, который, в свою очередь, помогает ему идти, поддерживая за талию или грудь. Чтобы облегчить передвижение, можно дать потерпевшему палку, на которую он сможет опираться во время ходьбы свободной рукой.
В случае, если пострадавший находится в бессознательном состоянии или очень слаб, спасатель должен организовать его переноску способом «на руках впереди», «на плече» и даже волоком.
Переноска на руках
Спасателям нередко приходится выносить пострадавших из узких проходов, лестниц и других ограниченных пространств. В этом случае используются специальные способы перемещения пострадавших, в частности вынос их на руках в сидячем положении.
При переноске пострадавшего на руках впереди себя спасатель должен его поднять. Для этого он, опустившись сбоку от пострадавшего на колено, одной рукой придерживает последнего за спину, а другую размещает ему под ягодицы. Затем он встает. Во время движения транспортируемый может придерживаться за плечи своего носильщика.
Этот способ переноски требует приложения постоянных и значительных усилий со стороны спасателя, создавая большую нагрузку на определенную группу мышц. Поэтому он не может использоваться при транспортировке на длительные расстояния.
В случаях переноски на значительные расстояния основные усилия лучше перенести на мышцы туловища носильщика. В данной ситуации больше подходит способ перенесения пострадавшего на плече.
Переноска на плече
В некоторых случаях, например, если пострадавший находится без сознания, этот способ переноски, хотя и требует значительных сил от спасателя и уменьшает его обзор во время движения, является наиболее приемлемым. В частности, переноска на плече практикуется в экстренных случаях, когда неоткуда ждать помощи и отсутствуют подручные средства (лямки или ремни).
Для его осуществления от спасателя требуется уверенность в своей силе и быстрый анализ характера и степени тяжести повреждений пострадавшего. Спасатель взваливает травмированного человека на свое правое плечо животом вниз так, чтобы голова пострадавшего находилась на спине носильщика.
Для этого он использует следующий алгоритм действий:
- Размещает пострадавшего на каком-либо возвышении, например, подоконнике или ступеньке.
- Берется своей левой рукой за правое запястье пострадавшего, затем просовывает правую руку под его бедра и выпрямляет правую руку пострадавшего своей левой рукой.
- Подставляет свои плечи под верхнюю часть туловища транспортируемого.
- Сдвигает верхнюю часть туловища пострадавшего наперед так, чтобы его масса приходилась на плечи носильщика, придерживая при этом своей правой рукой запястье пострадавшего.
- Выпрямляется, сделав упор левой рукой на свое бедро.
Для удобства переноски спасатель может подложить под плечо импровизированную подушку.
Переноска волоком
Этот способ транспортировки актуален в том случае, когда пострадавшего, который не может передвигаться самостоятельно, необходимо очень быстро эвакуировать, например, с места автомобильной катастрофы. В таких случаях спасатель может оттащить его в более безопасное место, захватив под мышки.
К положительным сторонам этого метода можно отнести лежачее положение потерпевшего, при котором вес распространяется равномерно, что позволяет быстро перетащить его в одиночку даже не обладающему огромной силой спасателю.
Огромным минусом переноски волоком без применения подручных средств является тряска, которая может очень навредить состоянию травмированного. Поэтому этот способ переноски применим лишь в экстремальных случаях и для маленьких расстояний.
Переноска на спине
Переносить пострадавшего способом «на спине» («на закорках») рекомендуется в тех случаях, когда он может самостоятельно держаться на ногах, однако передвигаться ему трудно. Носильщик располагает потерпевшего на возвышенном месте и, повернувшись к нему спиной, опускается между его ногами на одно колено. Потерпевший обхватывает носильщика за плечи или пояс, после чего его спасатель встает, поддерживая транспортируемого под бедра отведенными назад руками.
Основная нагрузка при таком способе транспортировки приходится на мышцы спины спасателя, благодаря чему пострадавшего можно переносить на большие расстояния, в том числе и по пересеченной местности. Однако при отсутствии подручных средств этот метод переноски также требует выносливости и хорошей физической формы носильщика. Кроме того, он не подходит для транспортировки находящихся в бессознательном состоянии, ослабленных или получивших переломы пострадавших.
Все приведенные выше способы требуют большой физической силы от спасателя, в связи с чем их применение ограничивается лишь транспортировкой пострадавших на небольшие расстояния.
Транспортировка пострадавшего двумя носильщиками
Немного легче транспортировать пострадавших при наличии помощника. Вдвоем пострадавшего можно переносить как в сидячем, так и в лежачем положении. Так, для транспортировки находящихся в сознании пострадавших, которые могут двигаться, практикуется «замок» из 3-х или 4-х рук, а в бессознательном состоянии — способ «друг за другом».
Переноска способом «друг за другом»
Этот способ транспортировки пострадавшего в лежачем положении выполняется следующим образом: один из носильщиков берет пострадавшего под мышки, а второй, став между ног пострадавшего спиной к нему, подхватывает его за ноги, чуть ниже колен. Подобный способ не подходит пострадавших с переломами конечностей.
Еще один вариант переноски пострадавшего способом «друг за другом» в положении полусидя применим в тех случаях, когда транспортируемый находится в бессознательном состоянии или у его спасателей имеются все основания для транспортировки больного в сидячем положении.
В подобных случаях алгоритм переноски следующий. Одному из спасателей необходимо опуститься на колени у изголовья пострадавшего и, поддерживая его под мышками, приподнимать до сидячего положения, прислоняя к себе его голову и спину. В это время второй спасатель должен занять место между ног пострадавшего и захватить себе под мышки его бедра. В таком положении носильщики поднимают пострадавшего для дальнейшей транспортировки.
В случаях, когда транспортируют больного, который находится без сознания, спасатели должны следить за тем, чтобы не свешивались его верхние конечности. Также при транспортировке пострадавшего с ранением черепа недопустимо, чтобы его голова свисала вниз или подбородок был прижат к груди, так как подобные позы приводят к значительному увеличению застойных явлений в мозге.
Из-за сильной нагрузки на руки носильщиков переноску вдвоем способом «друг за другом» без применения подручных средств также практикуют на короткие расстояния.
Переноска на «замке»
При этом способе транспортировки руки носильщиков образуют своеобразное сидение («замок»). В зависимости от количества задействованных при переноске пострадавшего описано три типа «замка». В одном из них соединены в «замок» две руки — по одной от каждого носильщика. Во втором «замке» задействованы три руки — две одного и одна другого носильщика, а третий, самый сложный вариант «замка» выполняется в четыре руки.
Для пepeнocки пocтpaдaвшиx с травмами легкoй cтeпeни тяжecти наиболее удобным в применении является третий способ транспортировки на «стульчике» — «замок» из четырех рук.
Для его осуществления требуется двое носильщиков, каждый из которых фиксирует правую руку на своем левом запястье, а левой захватывает правое запястье своего напарника. В результате получается своеобразный «трон», на котором транспортируют пострадавшего. У сидящего в таком импровизированном кресле пострадавшего даже имеется возможность одной или двумя руками придерживаться за плечи или шею своих спасителей.
Благодаря удобному положению пострадавшего, подобный способ транспортировки хорошо зарекомендовал себя на коротких дистанциях, в том числе и при подъеме по лестнице или при преодолении пересеченной местности. Однако непременными условиями для успешной его реализации является примерно одинаковый рост носильщиков и их отличная физическая подготовка. В числе недостатков этого способа стоит также отметить быструю усталость рук (потеют и скользят) и неудобства при движении по узенькой тропе (носильщики могут идти только боком).
«Замок» из трех рук практикуется в случаях, когда в силу полученной травмы или состояния слабости транспортируемому требуется поддержка со стороны, так как он не может держаться за шею спасателей. Алгоритм создания сидения для такого больного следующий. Носильщик, обладающий меньшей физической силой, фиксирует свою правую руку на левом предплечье, а левой прихватывает правое предплечье своего напарника. Более выносливый носильщик фиксирует свою правую руку на правом предплечье своего товарища, а свободной левой рукой поддерживает транспортируемого за спину.
В «замке» из двух рук задействованы только правая и левая руки спасателей, и они могут двигаться прямо.
Потерпевшего усаживают на образовавшееся сиденье, и каждый из носильщиков имеет возможность поддерживать его свободной рукой.
Выводы
Как подчеркивалось ранее, при транспортировке пострадавших на руках от носильщиков требуется хорошая физическая подготовка, быстрая оценка состояния больного и местности, по которой его предстоит эвакуировать, а также умение оказать предварительную помощь до перенесения. При любом способе транспортировки на руках ее продолжительность и качество зависят от того, правильно ли будет выбран способ передвижения. Помочь в решении проблемы транспортировки может использование подручных средств, а также успешная иммобилизация пострадавшего. Огромное значение имеет также физическая подготовка лиц, которые предстоит переносить пострадавшего.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Автор статьи:
Тедеева Мадина Елкановна
Специальность: терапевт, врач-рентгенолог.
Общий стаж: 20 лет.
Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп.
Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия.
Повышение квалификации:
1. В 2016 году в Российской медицинской академией последипломного образования прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Терапия» и была допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности терапия.
2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.
Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.
Источник