Сообщение на тему переломы костей человека

Сообщение на тему переломы костей человека thumbnail

Перелом – это полное или частичное нарушение целостности кости, возникшее в результате воздействия, превышающего прочностные характеристики костной ткани. Признаками перелома являются патологическая подвижность, крепитация (костный хруст), внешняя деформация, отек, ограничение функции и резкая болезненность, при этом один или несколько симптомов могут отсутствовать. Диагноз выставляется на основании анамнеза, жалоб, данных осмотра и результатов рентгенографии. Лечение может быть консервативным или оперативным, предполагает иммобилизацию с использованием гипсовых повязок или скелетного вытяжения либо фиксацию путем установки металлоконструкций.

Общие сведения

Перелом – нарушение целостности кости в результате травмирующего воздействия. Является широко распространенным повреждением. На протяжении жизни большинству людей приходится переносить один или несколько переломов. Около 80% от общего числа повреждений составляют переломы трубчатых костей. Наряду с костью во время травмы страдают и окружающие ткани. Чаще наблюдается нарушение целостности близлежащих мышц, реже возникает сдавление или разрыв нервов и сосудов.

Переломы могут быть одиночными или множественными, осложняться или не осложняться повреждением различных анатомических структур и внутренних органов. Существуют определенные часто встречающиеся в клинической травматологии сочетания травм. Так, при переломах ребер нередко наблюдается повреждение плевры и легких с развитием гемоторакса или пневмоторакса, при нарушении целостности костей черепа возможно образование внутримозговой гематомы, повреждение мозговых оболочек и вещества мозга и т. д. Лечение переломов осуществляют травматологи-ортопеды.

Перелом

Перелом

Причины перелома

Нарушение целостности кости возникает при интенсивном прямом или непрямом воздействии. Непосредственной причиной перелома может стать прямой удар, падение, автомобильная авария, несчастный случай на производстве, криминальный инцидент и пр. Существуют типичные механизмы переломов различных костей, обуславливающие возникновение тех или иных травм.

Классификация

В зависимости от исходной структуры кости все переломы делят на две большие группы: травматические и патологические. Травматические переломы возникают на здоровой неизмененной кости, патологические – на кости, пораженной каким-то патологическим процессом и вследствие этого частично утратившей свою прочность. Для образования травматического перелома необходимо значительное воздействие: сильный удар, падение с достаточно большой высоты и т. д. Патологические переломы развиваются при незначительных воздействиях: небольшом ударе, падении с высоты собственного роста, напряжении мышц или даже перевороте в постели.

С учетом наличия или отсутствия сообщения между областью повреждения и внешней средой все переломы подразделяются на закрытые (без повреждения кожных покровов и слизистых оболочек) и открытые (с нарушением целостности кожи или слизистых). Проще говоря, при открытых переломах на коже или слизистой оболочке есть рана, а при закрытых рана отсутствует. Открытые переломы, в свою очередь, делят на первично открытые, при которых рана возникает в момент травматического воздействия и вторично открытые, при которых рана образуется через некоторое время после травмы в результате вторичного смещения и повреждения кожи одним из отломков.

В зависимости от уровня повреждения выделяют следующие переломы:

  • Эпифизарные (внутрисуставные) – сопровождаются повреждением суставных поверхностей, разрывом капсулы и связок сустава. Иногда сочетаются с вывихом или подвывихом – в этом случае говорят о переломовывихе.
  • Метафизарные (околосуставные) – возникают в зоне между эпифизом и диафизом. Часто бывают вколоченными (дистальный отломок внедряется в проксимальный). Смещение фрагментов, как правило, отсутствует.
  • Диафизарные – образуются в средней части кости. Самые распространенные. Отличаются наибольшим многообразием – от относительно несложных до тяжелых многооскольчатых повреждений. Обычно сопровождаются смещением отломков. Направление и степень смещения определяются вектором травмирующего воздействия, тягой прикрепленных к отломкам мышц, весом периферической части конечности и некоторыми другими факторами.

С учетом характера излома различают поперечные, косые, продольные, винтообразные, оскольчатые, полифокальные, раздробленные, компрессионные, вколоченные и отрывные переломы. В метафизарной и эпифизарной зоне чаще возникают V- и Т-образные повреждения. При нарушении целостности губчатой кости обычно наблюдается внедрение одного фрагмента в другой и компрессия костной ткани, при которой вещество кости разрушается и сминается. При простых переломах кость разделяется на два фрагмента: дистальный (периферический) и проксимальный (центральный). При полифокальных (двойных, тройных и т. д.) повреждениях на протяжении кости образуется два или более крупных отломка.

Для оскольчатых переломов также характерно образование нескольких отломков, но расположенных «более тесно», в одной зоне кости (различие между полифокальными и оскольчатыми повреждениями достаточно условно, поэтому в клинической практике для их обозначения обычно используют общий термин «оскольчатые» переломы). В случае, когда кость разрушается и превращается в массу отломков на значительном протяжении, переломы называют раздробленными.

С учетом механизма травмы выделяют переломы от сжатия или сдавления, скручивания и сгибания, повреждения в результате сдвига и отрывные переломы. Повреждения от сжатия или сдавления образуются в области метафизов трубчатых костей и тел позвонков. Переломы от сгибания могут возникать под действием непрямой или прямой сил; для таких повреждений характерно образование поперечного разрыва кости с одной стороны и треугольного фрагмента с другой.

Повреждения от скручивания образуются при попытке форсированного поворота кости вокруг ее продольной оси (характерный пример – «полицейский перелом» плеча при выкручивании руки); линия излома проходит спирально или винтообразно. Причиной отрывных переломов является сильное мышечное напряжение, вследствие которого от кости отрывается небольшой отломок в области прикрепления мышц; такие травмы могут возникать в области лодыжек, надколенника и надмыщелков плеча. Повреждения от сдвига наблюдаются при воздействии прямой силы; для них характерна поперечная плоскость излома.

В зависимости от степени повреждения кости выделяют полные и неполные переломы. К неполным относят нарушения целостности кости по типу надлома (излом распространяется менее чем на половину диаметра кости), трещины (излом занимает более половины диаметра), растрескивания или вдавления. При неполных повреждениях кости смещения отломков не наблюдается. При полных переломах возможно смещение (перелом со смещением) по длине, под углом, по периферии, по ширине и по оси (ротационное).

Различают также множественные и изолированные переломы. При изолированных наблюдается нарушение целостности одного анатомо-функционального образования (перелом диафиза бедра, перелом лодыжек), при множественных – повреждение нескольких костей или одной кости в нескольких местах (одновременный перелом диафиза и шейки бедра; перелом обеих голеней; перелом плеча и предплечья). Если отломок кости наносит повреждение внутренним органам, говорят об осложненном переломе (например, перелом позвоночника с повреждением спинного мозга).

Все переломы сопровождаются более или менее выраженным разрушением мягких тканей, что обусловлено как непосредственно травмирующим воздействием, так и смещением костных фрагментов. Обычно в зоне травмы возникают кровоизлияния, ушиб мягких тканей, локальные разрывы мышц и разрывы мелких сосудов. Все перечисленное в сочетании с кровотечением из отломков кости становится причиной формирования гематомы. В отдельных случаях сместившиеся костные фрагменты повреждают нервы и магистральные сосуды. Возможно также сдавление нервов, сосудов и мышц между отломками.

Симптомы перелома

Выделяют абсолютные и относительные признаки нарушения целостности кости. Абсолютными признаками являются деформация конечности, крепитация (костный хруст, который может различаться ухом или определяться под пальцами врача при пальпации), патологическая подвижность, а при открытых повреждениях – видимые в ране костные отломки. К числу относительных признаков относится боль, отек, гематома, нарушение функции и гемартроз (только при внутрисуставных переломах). Боль усиливается при попытке движений и осевой нагрузке. Отек и гематома обычно возникают через некоторое время после травмы и постепенно нарастают. Нарушение функции выражается в ограничении подвижности, невозможности или затруднении опоры. В зависимости от локализации и вида повреждения некоторые из абсолютных или относительных признаков могут отсутствовать.

Читайте также:  Что делать если после перелома запястья

Наряду с местными симптомами, для крупных и множественных переломов, характерны общие проявления, обусловленные травматическим шоком и кровопотерей вследствие кровотечения из отломков кости и поврежденных близлежащих сосудов. На начальном этапе наблюдается возбуждение, недооценка тяжести собственного состояния, тахикардия, тахипноэ, бледность, холодный липкий пот. В зависимости от преобладания тех или иных факторов АД может быть снижено, реже – незначительно повышено. В последующем пациент становится вялым, заторможенным, АД снижается, количество выделяемой мочи уменьшается, наблюдается жажда и сухость во рту, в тяжелых случаях возможна потеря сознания и дыхательные нарушения.

Осложнения

К ранним осложнениям относят некроз кожи из-за прямого повреждения или давления костных фрагментов изнутри. При скоплении крови в субфасциальном пространстве возникает субфасциальный гипертензионный синдром, обусловленный сдавлением сосудисто-нервного пучка и сопровождающийся нарушением кровоснабжения и иннервации периферических отделов конечности. В отдельных случаях вследствие этого синдрома или сопутствующего повреждения магистральной артерии может развиваться недостаточность кровоснабжения конечности, гангрена конечности, тромбоз артерий и вен. Повреждение или сдавление нерва чревато развитием пареза или паралича. Очень редко закрытые повреждения костей осложняются нагноением гематомы. Наиболее распространенными ранними осложнениями открытых переломов является нагноение раны и остеомиелит. При множественных и сочетанных травмах возможна жировая эмболия.

Поздними осложнениями переломов являются неправильное и замедленное сращение отломков, отсутствие сращения и ложные суставы. При внутрисуставных и околосуставных повреждениях часто образуются гетеротопические параартикулярные оссификаты, развивается посттравматический артроз. Посттравматические контрактуры могут формироваться при всех видах переломов, как внутри- так и внесуставных. Их причиной является продолжительная иммобилизация конечности либо неконгруэнтность суставных поверхностей вследствие неправильного сращения отломков.

Диагностика

Поскольку клиника при таких травмах весьма разнообразна, а некоторые признаки в ряде случаев отсутствуют, при постановке диагноза большое внимание уделяется не только клинической картине, но и выяснению обстоятельств травмирующего воздействия. Для большинства переломов характерен типичный механизм, так, при падении с упором на ладонь часто возникает перелом луча в типичном месте, при подворачивании ноги – перелом лодыжек, при падении на ноги или ягодицы с высоты – компрессионный перелом позвонков.

Обследование пациента включает в себя тщательный осмотр на предмет возможных осложнений. При повреждении костей конечностей обязательно проверяют пульс и чувствительность в дистальных отделах, при переломах позвоночника и черепа оценивают рефлексы и кожную чувствительность, при повреждении ребер выполняют аускультацию легких и т. д. Особое внимание уделяют пациентам, находящимся в бессознательном состоянии либо в состоянии выраженного алкогольного опьянения. При подозрении на осложненный перелом назначают консультации соответствующих специалистов (нейрохирурга, сосудистого хирурга) и дополнительные исследования (например, ангиографию или ЭхоЭГ).

Окончательный диагноз устанавливают на основании рентгенографии. К числу рентгенологических признаков перелома относят линию просветления в области повреждения, смещение отломков, перерыв коркового слоя, деформации кости и изменение костной структуры (просветление при смещении фрагментов плоских костей, уплотнение при компрессионных и вколоченных переломах). У детей, кроме перечисленных рентгенологических симптомов, при эпифизеолизах может наблюдаться деформация хрящевой пластинки ростковой зоны, а при переломах по типу зеленой ветки – ограниченное выстояние коркового слоя.

Лечение перелома

Лечение может осуществляться в травмпункте или в условиях травматологического отделения, быть консервативным или оперативным. Целью лечения является максимально точное сопоставление отломков для последующего адекватного сращения и восстановления функции поврежденного сегмента. Наряду с этим, при шоке проводятся мероприятия по нормализации деятельности всех органов и систем, при повреждениях внутренних органов или важных анатомических образований – операции или манипуляции по восстановлению их целостности и нормальной функции.

На этапе первой помощи осуществляют обезболивание и временную иммобилизацию с использованием специальных шин или подручных предметов (например, досок). При открытых переломах по возможности удаляют загрязнения вокруг раны, рану закрывают стерильной повязкой. При интенсивном кровотечении накладывают жгут. Проводят мероприятия по борьбе с шоком и кровопотерей. При поступлении в стационар выполняют блокаду места повреждения, осуществляют репозицию под местной анестезией или общим наркозом. Репозиция может быть закрытой или открытой, то есть, через операционный разрез. Затем отломки фиксируют, используя гипсовые повязки, скелетное вытяжение, а также наружные или внутренние металлоконструкции: пластины, штифты, винты, спицы, скобы и компрессионно-дистракционные аппараты.

Консервативные методы лечения подразделяются на иммобилизационные, функциональные и тракционные. Иммобилизационные методики (гипсовые повязки) обычно применяют при переломах без смещения или с небольшим смещением. В ряде случаев гипс также используют при сложных повреждениях на заключительном этапе, после снятия скелетного вытяжения или оперативного лечения. Функциональные методики показаны, в основном, при компрессионных переломах позвонков. Скелетное вытяжение обычно используют при лечении нестабильных переломов: оскольчатых, винтообразных, косых и т. д.

Наряду с консервативными методиками, существует огромное количество хирургических методов лечения переломов. Абсолютными показаниями к операции являются значительное расхождение между отломками, исключающее возможность сращения (например, перелом надколенника или локтевого отростка); повреждение нервов и магистральных сосудов; интерпозиция отломка в полость сустава при внутрисуставных переломах; угроза возникновения вторичного открытого перелома при закрытых повреждениях. К числу относительных показаний относится интерпозиция мягких тканей, вторичное смещение фрагментов кости, возможность ранней активизации больного, сокращение сроков лечения и облегчение ухода за пациентом.

В качестве дополнительных методов лечения широко используют ЛФК и физиотерапию. На начальном этапе для борьбы с болью, улучшения кровообращения и уменьшения отека назначают УВЧ, индуктотермию и ультразвук. В дальнейшем применяют электростимуляцию мышц, УФ-облучение, электрофорез или фонофорез. Для стимуляции сращения используют лазеротерапию, дистанционную и аппликационную магнитотерапию, переменные и постоянные токи.

Лечебная физкультура является одним из важнейших компонентов лечения и реабилитации при переломах. На начальном этапе используют упражнения для предупреждения гипостатических осложнений, в последующем основной задачей ЛФК становится стимуляция репаративных обменных процессов, а также профилактика контрактур. Программу упражнений врачи ЛФК или реабилитологи составляют индивидуально, с учетом характера и периода травмы, возраста и общего состояния больного. На ранних стадиях применяют дыхательные упражнения, упражнения на изометрическое напряжение мышц и активные движения в здоровых сегментах конечности. Затем больного обучают ходить на костылях (без нагрузки или с нагрузкой на поврежденную конечность), в последующем нагрузку постепенно увеличивают. После снятия гипсовой повязки проводят мероприятия по восстановлению сложнокоординированных движений, силы мышц и подвижности суставов.

При использовании функциональных методов (например, при компрессионных переломах позвоночника) ЛФК является ведущей лечебной методикой. Пациента обучают специальным упражнениям, направленным на укрепление мышечного корсета, декомпрессию позвоночника и выработку двигательных стереотипов, исключающих усугубление травмы. Вначале упражнения выполняют лежа, затем – стоя на коленях, а потом – и в положении стоя.

Кроме того, при всех видах переломов применяют массаж, позволяющий улучшить кровообращение и активизировать обменные процессы в области повреждения. На заключительном этапе пациентов направляют на санаторно-курортное лечение, назначают йодобромные, радоновые, хлоридно-натриевые, хвойно-соляные и хвойные лечебные ванны, а также осуществляют восстановительные мероприятия в условиях специализированных реабилитационных центров.

Источник

Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ, èõ ðàçíîâèäíîñòè è êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ðàñïðîñòðàíåííûå îñëîæíåíèÿ è ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè íèõ. Ïðè÷èíû è ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ, îòêðûòûõ è çàêðûòûõ. Àëãîðèòì ïðîâåäåíèÿ ðåàíèìàöèîííûõ ïðîöåäóð è çíà÷åíèå äàííîãî ïðîöåññà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ïåðåëîìû êîñòåé

Ââåäåíèå

ïåðåëîì êëèíè÷åñêèé êîñòü

Ïåðåëîìû – ïîëíûå èëè ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ êîñòè. Êîñòü õîòÿ è ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå òâåðäîé èç âñåõ òêàíåé îðãàíèçìà, òåì íå ìåíåå, åå ïðî÷íîñòü òàêæå èìååò îïðåäåëåííûå ãðàíèöû. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè. Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Читайте также:  Перелом дистального эпифиза у кошек

Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ðàñïðîñòðàí¸ííûì òèïîì òðàâìû. Êàæäûé äåíü ìû ñ âàìè ñòàëêèâàåìñÿ, íàïðèìåð, ñ òðàâìîîïàñíûìè âèäàìè òðàíñïîðòà, ëþäüìè íà óëèöàõ, êîòîðûå ìîãóò òðàâìèðîâàòü íàñ íå ìåíåå, ÷åì òîò æå ñàìûé òðàíñïîðò. Êîíå÷íî æå, íàì íàäî çíàòü õîòÿ áû ïðèìèòèâíûå ñïîñîáû ïåðâîé ïîìîùè, èëè ïðèçíàêè ïåðåëîìà. Íàäî çíàòü, êàê íå ðàñòåðÿòüñÿ â òðóäíîé ñèòóàöèè è ïîìî÷ü ÷åëîâåêó, êîòîðûé îêàçàëñÿ â íåé. Ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî î÷åíü âàæíî îáëàäàòü èíôîðìàöèåé, çàòðîíóòîé â ìîåì ðåôåðàòå.

1. Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ

Òèïû ïåðåëîìîâ êëàññèôèöèðóþò ïî íåñêîëüêèì êðèòåðèÿì, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì åäèíûõ ïðè÷èí è ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìîâ.  ñîâðåìåííûõ êëàññèôèêàöèÿõ âûäåëÿþò òèïû ïåðåëîìîâ â çàâèñèìîñòè îò ñëåäóþùèõ ïðèçíàêîâ:

Ïî ïðè÷èíå âîçíèêíîâåíèÿ äåëÿòñÿ íà ïàòîëîãè÷åñêèå è òðàâìàòè÷åñêèå. Ïàòîëîãè÷åñêèå – ïåðåëîìû â ìåñòå èçìåíåííîé êàêèì-ëèáî ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì êîñòíîé òêàíè. Ïðîöåññ, ïîâðåæäàþùèé êîñòíóþ òêàíü, ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îïóõîëü, êèñòó â êîñòíîé òêàíè. ×àñòî ëîìàþòñÿ êîñòè ó ïîæèëûõ æåíùèí, ñòðàäàþùèõ ðàçðåæåíèåì êîñòíîé òêàíè – îñòåîïîðîçîì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî òêàíü êîñòåé ñòàíîâèòñÿ õðóïêîé è ëîìàåòñÿ îò íåáîëüøèõ íàãðóçîê. Òðàâìàòè÷åñêèå – ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âíåçàïíîãî âîçäåéñòâèÿ çíà÷èòåëüíîé ìåõàíè÷åñêîé ñèëû íà çäîðîâóþ êîñòü.

Ïî òÿæåñòè ïîðàæåíèÿ – ïîëíûå ïåðåëîìû õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîëíûì ðàçúåäèíåíèåì êîñòè íà âñþ åå äëèíó èëè øèðèíó. Ïîëíûå ïåðåëîìû î÷åíü ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ êîñòè â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ. Ýòî ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ òðàâìèðóþùåãî ôàêòîðîâ, à òàêæå ïîä äåéñòâèåì âîçíèêàþùåãî ïîñëå òðàâìû ñîêðàùåíèÿ ìûøö. Ïîëíûå ïåðåëîìû áåç ñìåùåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ñðàâíèòåëüíî ðåäêî, ãëàâíûì îáðàçîì ó äåòåé. Íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ìîæåò áûòü è íåïîëíûì, â ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò òðåùèíà, íàäëîì, äûð÷àòûé äåôåêò òêàíè êîñòè.

Ïî ôîðìå è íàïðàâëåíèþ ïåðåëîìà ðàçëè÷àþò ïîïåðå÷íûå, ïðîäîëüíûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, îñêîëü÷àòûå, ôðàãìåíòàðíûå, ðàçäðîáëåííûå, âêîëî÷åííûå, êîìïðåññèîííûå è îòðûâíûå ïåðåëîìû.  îáëàñòè ýïèôèçîâ èëè ýïèìåòàôèçîâ íàáëþäàåòñÿ Ò – è V-îáðàçíûå ïåðåëîìû.

Ïî öåëîñòíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ – îòêðûòûå è çàêðûòûå ïåðåëîìû. Çàêðûòûé ïåðåëîì – ýòî ïåðåëîì ñ íåïîâðåæäåííîé öåëîñòíîñòüþ êîæíûõ ïîêðîâîâ. Îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé – ýòî ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ðàíà â çîíå ïåðåëîìà è îáëàñòü ïåðåëîìà ñîîáùàåòñÿ ñ âíåøíåé ñðåäîé. Îíè ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü îïàñíîñòü äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî âñëåäñòâèå ÷àñòîãî ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà, êðîâîïîòåðè, âîçìîæíîñòè èíôèöèðîâàíèÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì òÿæåëîé ôëåãìîíû êîíå÷íîñòè (â òîì ÷èñëå àíàýðîáíîé) è ñåïñèñà. Ìåõàíèçì òðàâìû ó áîëüøèíñòâà ïîñòðàäàâøèõ ïðÿìîé (íàåçä òðàìâàÿ, ïîåçäà, àâòîìîáèëüíàÿ àâàðèÿ, ïîïàäàíèå â äâèæóùèåñÿ ìåõàíèçìû íà ïðîèçâîäñòâå). Ðåæå ðàíåíèå ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè ïðîèñõîäèò èçíóòðè îñòðûì êîñòíûì îòëîìêîì. Îòêðûòûå ïåðåëîìû ìîãóò áûòü ïåðâè÷íî- è âòîðè÷íî-îòêðûòûìè. Ïðè ïåðâè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå òðàâìèðóþùàÿ ñèëà äåéñòâóåò íåïîñðåäñòâåííî íà îáëàñòü ïîâðåæäåíèÿ, òðàâìèðóÿ êîæó, ìÿãêèå òêàíè è êîñòè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ âîçíèêàþò îòêðûòûå ïåðåëîìû íåðåäêî ñ áîëüøîé êîæíîé ðàíîé, îáøèðíîé çîíîé ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé è îñêîëü÷àòûì ïåðåëîìîì êîñòè. Ïðè âòîðè÷íî-îòêðûòîì ïåðåëîìå ðàíà ìÿãêèõ òêàíåé è êîæè âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïðîêîëà îñòðûì îòëîìêîì êîñòè èçíóòðè, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ îáðàçîâàíèåì êîæíîé ðàíû è çîíû ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìåíüøèõ ðàçìåðîâ. Âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû åäèíè÷íûå è ìíîæåñòâåííûå, à òàê æå ñî÷åòàííûå, åñëè êðîìå ïåðåëîìîâ êîñòåé èìåþòñÿ è ïîâðåæäåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Ïî îñëîæíåíèÿì – îñëîæíåííûå è íåîñëîæíåííûå ïåðåëîìû. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü îñëîæíåíû òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì, ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîâîòå÷åíèåì, æèðîâîé ýìáîëèåé, ðàíåâîé èíôåêöèåé, îñòåîìèåëèòîì, ñåïñèñîì.

Òàêæå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå òèïû ïåðåëîìîâ èìåþò îáùåïðèíÿòûå íàçâàíèÿ – ïî èìåíè àâòîðà, âïåðâûå èõ îïèñàâøåãî. Òàê, íàïðèìåð, ïåðåëîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà ëó÷åâîé êîñòè, íàçûâàåòñÿ ïåðåëîìîì Êîëëåñà. Òàêæå ê äîâîëüíî èçâåñòíûì òèïàì òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè îòíîñÿòñÿ ïåðåëîì Ìîíòåäæà, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè è âûâèõå ãîëîâêè ëó÷åâîé êîñòè ñ ïîâðåæäåíèåì âåòâè ëó÷åâîãî íåðâà, è ïåðåëîì Ãîëåàööè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ïåðåëîì ëó÷åâîé êîñòè â íèæíåé òðåòè ñ ðàçðûâîì äèñòàëüíîãî ðàäèîóëüíàðíîãî ñî÷ëåíåíèÿ è âûâèõîì â ýòîì ñóñòàâå.

2. Îñëîæíåíèÿ. Òðàâìàòè÷åñêèé øîê

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê – îäíî èç íàèáîëåå îïàñíûõ ïîñëåäñòâèé òÿæåëûõ ðàíåíèé èëè òðàâì. Âûçâàòü åãî ìîãóò íå òîëüêî ïåðåëîìû êîñòåé è ñóñòàâîâ, íî è îáøèðíûå îæîãè, ðàíåíèÿ, ïàäåíèå ñ âûñîòû, òðàâìû âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Øîê ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü êðîâîïîòåðÿ, ãîëîäàíèå, îõëàæäåíèå, ïåðåóòîìëåíèå, ñòðàõ, æàæäà è ìíîãîå äðóãîå. Ïðè÷åì òÿæåñòü òðàâìû – íå ñàìîå ãëàâíîå. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò âîçðàñò, ïîñêîëüêó íà îäèíàêîâîå ðàíåíèå âçðîñëûé è ðåáåíîê ðåàãèðóþò ïî-ðàçíîìó.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáóñëîâëåí íåñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ñïðàâèòüñÿ ñ îáðóøèâøåéñÿ íà íàñ áîëüþ. Êàê èçâåñòíî, íàøè íåðâû òóò æå ñèãíàëèçèðóþò ìîçãó î òîì, èëè èíîì ïîâðåæäåíèè â îðãàíèçìå. Íå áóäü ýòîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, ëþäè î÷åíü áûñòðî ïîãèáàëè áû, òàê êàê íå ñìîãëè áû óçíàòü, ñêàæåì, íè î âîñïàëèòåëüíîì ïðîöåññå, íè îá îæîãå è íå ïðèíÿëè áû âîâðåìÿ íåîáõîäèìûõ ìåð.

Îäíàêî åñëè ïîâðåæäåíèÿ ñëèøêîì îáøèðíû, òî ìîçã ñòàíîâèòñÿ íå â ñîñòîÿíèè îòðåàãèðîâàòü íà âñå áîëåâûå ñèãíàëû è «îòêëþ÷àåòñÿ». Ïðîèñõîäèò íå÷òî ïîõîæåå íà êîðîòêîå çàìûêàíèå â ýëåêòðîöåïè: êîãäà â íåå ïîäàåòñÿ ñëèøêîì âûñîêîå íàïðÿæåíèå, îíà âûõîäèò èç ñòðîÿ.

3. Ñèìïòîìû

Ïðè òðàâìàòè÷åñêîì øîêå íàðóøàþòñÿ äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, îáìåí âåùåñòâ, êðîâîîáðàùåíèå. Ïîñòðàäàâøèé áëåäåí, àïàòè÷åí, âÿë, çàòîðìîæåí èëè, íàîáîðîò, ñóåòëèâî àêòèâåí, Ïóëüñ ñòàíîâèòñÿ ÷àñòûì – äî 120 óäàðîâ â ìèíóòó è ñëàáûì (ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ÷åì òÿæåëåå øîê, òåì ÷àùå è ñëàáåå ïóëüñ). Òåëî ïîêðûòî õîëîäíûì è ëèïêèì ïîòîì. Êàê ïðàâèëî, òàêîé ïîò íå èìååò çàïàõà. Ýòî, ïîæàëóé, íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûå ïðèçíàêè øîêà, îáíàðóæèâ êîòîðûå, ñëåäóåò íåìåäëåííî ïðåäïðèíèìàòü ìåðû ïî îêàçàíèþ ñïåöèàëèçèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê îáû÷íî ïðîõîäèò â ñâî¸ì ðàçâèòèè äâå ôàçû, òàê íàçûâàåìóþ «ýðåêòèëüíóþ» ôàçó øîêà è «òîðïèäíóþ» ôàçó. Ó áîëüíûõ ñ íèçêèìè êîìïåíñàòîðíûìè âîçìîæíîñòÿìè îðãàíèçìà ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà ìîæåò îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü î÷åíü êîðîòêîé (èçìåðÿòüñÿ ìèíóòàìè) è øîê íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ñðàçó ñ òîðïèäíîé ôàçû.

Ýðåêòèëüíàÿ ôàçà øîêà

 ïåðâîé, ýðåêòèëüíîé, ôàçå øîêà áîëüíîé âîçáóæä¸í, èñïóãàí, òðåâîæåí. Îí ìîæåò ìåòàòüñÿ, êðè÷àòü îò áîëè, ñòîíàòü, ïëàêàòü, æàëîâàòüñÿ íà áîëü, ïðîñèòü èëè òðåáîâàòü àíàëüãåòèêîâ, íàðêîòèêîâ.

 ýòîé ôàçå êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà åù¸ íå èñ÷åðïàíû, è àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÷àñòî áûâàåò äàæå ïîâûøåíî ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé (êàê ðåàêöèÿ íà áîëü è ñòðåññ). Îäíîâðåìåííî îòìå÷àåòñÿ ñïàçì ñîñóäîâ êîæè – áëåäíîñòü, óñèëèâàþùàÿñÿ ïî ìåðå ïðîäîëæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ è / èëè ïðîãðåññèðîâàíèÿ øîêà. Íàáëþäàåòñÿ ó÷àù¸ííîå ñåðäöåáèåíèå, ó÷àù¸ííîå äûõàíèå, ñòðàõ ñìåðòè, õîëîäíûé ïîò, òðåìîð èëè ìåëêèå ïîä¸ðãèâàíèÿ ìûøö. Çðà÷êè ðàñøèðåíû (ðåàêöèÿ íà áîëü), ãëàçà áëåñòÿò. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü ñëåãêà ïîâûøåíà (37-38 Ñ) äàæå â îòñóòñòâèå ïðèçíàêîâ èíôèöèðîâàíèÿ ðàíû – ïðîñòî êàê ðåçóëüòàò ñòðåññà, âûáðîñà êàòåõîëàìèíîâ è ïîâûøåííîãî îñíîâíîãî îáìåíà. Ïóëüñ ñîõðàíÿåò óäîâëåòâîðèòåëüíîå íàïîëíåíèå, ðèòìè÷íîñòü.

Òîðïèäíàÿ ôàçà øîêà

 ýòîé ôàçå áîëüíîé ïåðåñòà¸ò êðè÷àòü, ñòîíàòü, ïëàêàòü, ìåòàòüñÿ îò áîëè, íè÷åãî íå ïðîñèò, íå òðåáóåò. Îí çàòîðìîæåí, âÿë, àïàòè÷åí, ñîíëèâ, äåïðåññèâåí, ìîæåò ëåæàòü â ïîëíîé ïðîñòðàöèè èëè ïîòåðÿòü ñîçíàíèå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ, èíîãäà äî êðèòè÷åñêè íèçêèõ öèôð èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿåòñÿ ïðè èçìåðåíèè íà ïåðèôåðè÷åñêèõ ñîñóäàõ. Âûðàæåííàÿ òàõèêàðäèÿ. Ãëàçà áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì òóñêíåþò, òåðÿþò áëåñê, âûãëÿäÿò çàïàâøèìè. Çðà÷êè ðàñøèðåíû. Òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò áûòü íîðìàëüíîé, ïîâûøåííîé (ïðèñîåäèíåíèå ðàíåâîé èíôåêöèè) èëè íåìíîãî ïîíèæåííîé äî 35.0-36.0 C. Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå ðåçêàÿ áëåäíîñòü áîëüíûõ, ñèíþøíîñòü ãóá è äðóãèõ ñëèçèñòûõ. Íèçêèé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà, ãåìàòîêðèòà è ýðèòðîöèòîâ â êðîâè. Îòìå÷àþòñÿ ÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè: ãóáû ñóõèå, çàïåêøèåñÿ, ÿçûê ñèëüíî îáëîæåí, áîëüíîãî ìó÷èò ïîñòîÿííàÿ ñèëüíàÿ æàæäà, òîøíîòà. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðâîòà. Íàáëþäàåòñÿ ðàçâèòèå ñèíäðîìà «øîêîâîé ïî÷êè» – íåñìîòðÿ íà æàæäó è äàâàåìîå ïî å¸ ïîâîäó îáèëüíîå ïèòü¸, ó áîëüíîãî ìî÷è ìàëî è îíà ñèëüíî êîíöåíòðèðîâàííàÿ, ò¸ìíàÿ. Ïðè òÿæ¸ëîì øîêå ìî÷è ó áîëüíîãî ìîæåò íå áûòü âîîáùå. Ñèíäðîì «øîêîâîãî ë¸ãêîãî» – íåñìîòðÿ íà ó÷àù¸ííîå äûõàíèå è èíòåíñèâíóþ ðàáîòó ë¸ãêèõ, ñíàáæåíèå òêàíåé êèñëîðîäîì îñòà¸òñÿ íåýôôåêòèâíûì èç-çà ñïàçìà ñîñóäîâ è íèçêîãî óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Êîæà ó áîëüíîãî ñ òîðïèäíûì øîêîì õîëîäíàÿ, ñóõàÿ (õîëîäíîãî ïîòà óæå íåò – íå÷åì ïîòåòü èç-çà áîëüøîé ïîòåðè æèäêîñòè ïðè êðîâîòå÷åíèè), òóðãîð (óïðóãîñòü) òêàíåé ïîíèæåíà. Ïóëüñ ñëàáûé, ïëîõîãî íàïîëíåíèÿ, ìîæåò áûòü íèòåâèäíûì èëè âîîáùå íå îïðåäåëÿòüñÿ.

Читайте также:  Реабилитация при переломах длинных трубчатых костей

Îòìå÷àþòñÿ íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ïå÷åíè (ïîñêîëüêó ïå÷åíü òîæå íåäîïîëó÷àåò êðîâè è èñïûòûâàåò êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå). Åñëè áîëüíîé ñ òðàâìàòè÷åñêèì øîêîì âûæèâàåò, òî ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ìîæåò ïîÿâèòüñÿ (îáû÷íî ë¸ãêàÿ) æåëòóøíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, êàê ðåçóëüòàò ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ áèëèðóáèíà â êðîâè è íàðóøåíèÿ áèëèðóáèíñâÿçûâàþùåé ôóíêöèè ïå÷åíè.

4. Ëå÷åíèå øîêà

Ëå÷åíèå øîêà ñêëàäûâàåòñÿ èç íåñêîëüêèõ ìîìåíòîâ:

óñòðàíåíèå ïðè÷èí, âûçâàâøèõ ðàçâèòèå øîêà;

âîçìåùåíèå äåôèöèòà îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè (ÎÖÊ), ñ îñòîðîæíîñòüþ ïðè êàðäèîãåííîì øîêå;

îêñèãåíîòåðàïèÿ (èíãàëÿöèÿ êèñëîðîäà);

òåðàïèÿ àöèäîçà;

òåðàïèÿ âåãåòîòðîïíûìè ïðåïàðàòàìè ñ öåëüþ âûçâàòü ïîçèòèâíûé èíîòðîïíûé ýôôåêò.

5. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü

Ñëåäóåò ïîñòàðàòüñÿ êàê ìîæíî ëó÷øå è ïîëíåå îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå: ïðèæàòü ïàëüöåì êðîâîòî÷àùèé êðóïíûé ñîñóä âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ, íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (ïðè âåíîçíîì èëè êàïèëëÿðíîì êðîâîòå÷åíèè) èëè æãóò (ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè), çàòàìïîíèðîâàòü îòêðûòóþ ðàíó òàìïîíàìè ñ 3% ïåðåêèñüþ âîäîðîäà (îêàçûâàþùåé êðîâîîñòàíàâëèâàþùåå äåéñòâèå). Åñëè åñòü ãåìîñòàòè÷åñêàÿ ãóáêà èëè äðóãèå ñðåäñòâà äëÿ áûñòðîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ, ïðèãîäíûå äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ íåñïåöèàëèñòîì – ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü èõ. Íå ñëåäóåò, áóäó÷è íåñïåöèàëèñòîì, ïûòàòüñÿ èçâëåêàòü íîæ, îñêîëîê è ò.ï. – ìàíèïóëÿöèè òàêîãî ðîäà ìîãóò âûçâàòü ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, áîëü è óñóãóáèòü øîê.  õîëîäíóþ ïîãîäó áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òåïëî óêðûòü è êàê ìîæíî ñêîðåå äîñòàâèòü â ò¸ïëîå ïîìåùåíèå èëè îáîãðåâàåìûé ñàëîí ìàøèíû (áîëüíûå ñ øîêîì î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ïåðåîõëàæäåíèþ). Î÷åíü âàæíî îáèëüíî (÷àñòî, íî íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè – ãëîòî÷êàìè, ÷òîáû íå âûðâàëî èëè íå óñèëèëî òîøíîòó) ïîèòü áîëüíîãî. Ïðè÷¸ì ïîèòü íàäî áîëüøå, ÷åì áîëüíîé ñàì õî÷åò èëè ïðîñèò (ñòîëüêî, ñêîëüêî îí ôèçè÷åñêè ìîæåò âûïèòü). Íà÷èíàòü ïîèòü íàäî åù¸ äî ðàçâèòèÿ æàæäû è ïðèçíàêîâ èíòîêñèêàöèè òèïà ñóõèõ ãóá è îáëîæåííîñòè ÿçûêà. Ïðè ýòîì ëó÷øå ïîèòü íå ïðîñòîé âîäîé, à ñïåöèàëüíûì âîäíî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì, ñîäåðæàùèì âñå íåîáõîäèìûå îðãàíèçìó ñîëè (òàêèì, êàêèì îòïàèâàþò ïðè ïîíîñå – òèïà Ðåãèäðîíà èëè ðàñòâîðà Ðèíãåðà). Ìîæíî ïîèòü ñëàäêèì ÷àåì, ñîêîì, êîìïîòîì, ìèíåðàëüíîé âîäîé èëè ïðîñòî ïîäñîëåííîé äî êîíöåíòðàöèè ôèçðàñòâîðà îáû÷íîé âîäîé. Ïåðåëîìû, âûâèõè íóæíî òùàòåëüíî èììîáèëèçèðîâàòü íà øèíàõ (ëþáûõ ïîäõîäÿùèõ äîñêàõ), ÷òîáû óìåíüøèòü áîëü è ïðåäóïðåäèòü ïîïàäàíèå â êðîâü ìåëü÷àéøèõ êóñî÷êîâ òêàíè (êîñòíîãî ìîçãà, æèðîâîé òêàíè), êîòîðûå ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå ÄÂÑ-ñèíäðîìà (ñèíäðîì äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ êðîâè) ïðè øîêå.

Áîëüíîãî ñ øîêîì ñëåäóåò òðàíñïîðòèðîâàòü â áëèæàéøèé ñòàöèîíàð êàê ìîæíî áûñòðåå, íî ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ðàçóìíóþ îñòîðîæíîñòü è ñòàðàòüñÿ íå òðÿñòè ìàøèíó ïî äîðîãå, ÷òîáû íå óñèëèòü áîëü, íå ñïðîâîöèðîâàòü âîçîáíîâëåíèå êðîâîòå÷åíèÿ è íå óñóãóáèòü øîê. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó îáåçáîëèâàíèå – ïîáðûçãàòü «çàìîðîçêîé» èëè ïðèëîæèòü ê ðàíå õîëîä (ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíóþ âîäó), äàòü 1-2 òàáëåòêè ëþáîãî èç èìåþùèõñÿ ïîä ðóêîé íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ òèïà àíàëüãèíà, àñïèðèíà. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü äîñòóïíîå íåñïåöèàëèñòó ñíÿòèå íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòðåññà (êîòîðûé òîæå óñóãóáëÿåò øîê): äà÷ó 1-2 òàáëåòîê ëþáîãî èìåþùåãîñÿ áåíçîäèàçåïèíîâîãî òðàíêâèëèçàòîðà èëè 40-50 êàïåëü êîðâàëîëà, âàëîêîðäèíà, èëè íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà êðåïêîãî ñïèðòíîãî íàïèòêà.

6. Ïðè÷èíû ïåðåëîìà

Íåïîñðåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè ïåðåëîìîâ ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå ìåõàíè÷åñêèå òðàâìû. Ýòî âñåâîçìîæíûå óäàðû, ïàäåíèÿ, íàåçä àâòîòðàíñïîðòà, îãíåñòðåëüíûå ðàíåíèÿ, íàñèëüñòâåííîå âûòàñêèâàíèå çàñòðÿâøåé êîíå÷íîñòè, ðåçêèå ìûøå÷íûå ñîêðàùåíèÿ ïðè ýëåêòðîòðàâìàõ è ò.ä. Ñïîñîáñòâóþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ: ìèíåðàëüíàÿ è âèòàìèííàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, çàáîëåâàíèÿ êîñòåé, à òàêæå íåêîòîðûå ôèçèîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ (áåðåìåííîñòü, ñòàðîñòü).

7. Ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ

Äëÿ òîãî ÷òîáû ãðàìîòíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî õîðîøî çíàòü ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ. Ïåðåëîìû îáû÷íî ïðè÷èíÿþò ïîñòðàäàâøåìó ñèëüíóþ áîëü, è ïîâðåæäåííîå ìåñòî âûãëÿäèò äåôîðìèðîâàííûì. Ñàì ïîñòðàäàâøèé â ìîìåíò òðàâìû ìîæåò ñëûøàòü õðóñò ëîìàåìûõ êîñòåé; ïîñëå ýòîãî îí íå ìîæåò íîðìàëüíî äâèãàòü ïîâðåæäåííîé ÷àñòüþ òåëà.  îòëè÷èå îò óøèáà ôóíêöèÿ êîíå÷íîñòè íàðóøàåòñÿ íåìåäëåííî – ñ ìîìåíòà òðàâìû. Áîëü âîçíèêàåò â ìîìåíò òðàâìû è ðåçêî óñèëèâàåòñÿ ïðè ïîïûòêå àêòèâíûõ èëè ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ïðè îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî ó÷àñòîê íàèáîëüøåé áîëåçíåííîñòè âûÿâëÿåòñÿ ïðè ïàëüïàöèè èëè ïîêîëà÷èâàíèè (îñòîðîæíîì) ïî îñè êîíå÷íîñòè. Âîêðóã ñëîìàííûõ êîñòåé îáû÷íî âîçíèêàåò îáèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, âèäèìîå ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå è íåâèäèìîå ïðè çàêðûòîì. Ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå ìîæåò ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé øîêà ïîñòðàäàâøåãî è âûçâàòü ñåðüåçíîå íåäîìîãàíèå, ïîýòîìó â òàêîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî ñðî÷íî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, ïðè êîòîðîì óòî÷íÿåòñÿ õàðàêòåð ïåðåëîìà (âèä, ñìåùåíèå îòëîìêîâ), ïðîèçâîäÿò îáÿçàòåëüíî. Âûïîëíÿþò ðåíòãåíîâñêèå ñíèìêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ ñ çàõâàòîì áëèçëåæàùèõ ñóñòàâîâ. Íåîáõîäèìûé îáúåì ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òîëüêî ïîñëå äåòàëüíîãî êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà ïîñòðàäàâøåãî.  ðÿäå ñëó÷àåâ (òðåùèíû, ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ, ñòîïû) áåç ðåíòãåíîâñêîãî ñíèìêà òî÷íûé äèàãíîç íåâîçìîæåí.

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ òÿæåëûì ðàíåíèåì è òðåáóåò íåìåäëåííîãî îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè. Ïåðåëîìàííîé êîíå÷íîñòüþ íè â êîåì ñëó÷àå íå ñëåäóåò ñîâåðøàòü ðåçêèõ äâèæåíèé, çà íåå íåëüçÿ òÿíóòü èëè ïîâîðà÷èâàòü, ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå îòëîìêè êîñòåé íåëüçÿ çàòàëêèâàòü â ðàíó. Îòêðûòûé ïåðåëîì ñíà÷àëà îáðàáàòûâàþò ïî ïðèíöèïó îáðàáîòêè ðàí, à çàòåì óæå êàê ïåðåëîì. Íà ìåñòî çàêðûòîãî ïåðåëîìà íàêëàäûâàåòñÿ êîìïðåññ. Çàòåì ïåðåëîìàííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþò. Ïåðåëîìû êîñòåé ðàçëè÷àþò ïî òÿæåñòè, è ïðè ðàçíûõ ïåðåëîìàõ ñëåäóåò äåéñòâîâàòü ïî-ðàçíîìó. Îäíàêî åñòü òî, ÷åãî íèêîãäà íå ñëåäóåò äåëàòü ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ: íå ïûòàéòåñü âåðíóòü ïîëîæåíèå êîñòè, ñäåëàåòå åù¸ õóæå, à òàêæå íå ñòîèò îáìûâàòü ðàíó, ÷ðåâàòî çàðàæåíèåì.

Îñíîâíîé ëå÷åáíîé ìåðîé ïðè ðàíåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ ÿâëÿåòñÿ ïîêîé ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà òåëà. Ñîñòîÿíèå ïîêîÿ ñîçäàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé, ñëóæàùåé ñðåäñòâîì áîðüáû ñ áîëüþ è îñíîâíûì ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì.

Ïðè èììîáèëèçàöèè îòëîìêè êîñòåé ôèêñèðóþò íà ìåñòå ïåðåëîìà, óäåðæèâàþò èõ â ñîñòîÿíèè ñîïðèêîñíîâåíèÿ, ÷òî â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îáëåã÷àåò ñïåöèàëüíóþ õèðóðãè÷åñêóþ îáðàáîòêó. Êðîìå òîãî, èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà äåéñòâóåò ùàäÿùèì îáðàçîì íà íàäêîñòíèöó, îêðóæàþùóþ ìóñêóëàòóðó, íåðâû, ñîñóäû, ïðåäîõðàíÿåò èõ îò ðàíåíèé îòëîìêàìè êîñòåé, ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå áîëè, êðîâîòå÷åíèÿ, ò.å. ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå øîêà.

Ïåðåëîì, ïðàâèëüíî èììîáèëèçèðîâàííûé ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè çàæèâàåò áûñòðåå, ÷åì ïåðåëîì, îáðàáîòàííûé áåç èììîáèëèçàöèè.

 êà÷åñòâå ñðåäñòâ èììîáèëèçàöèè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïëîñêèå óçêèå ïðåäìåòû, ïðèêðåïëÿåìûå ê ðàíåíîìó ó÷àñòêó òåëà ïðè ïîìîùè áèíòà, âåðåâêè, êîñûíêè – øèíû. Ïðè íàëîæåíèè øèíû, ïîñòàðàéòåñü íå ìåíÿòü ïîëîæåíèå ïîâðåæä¸ííîé êîíå÷íîñòè. Íà ìåñòå íàëîæåíèÿ øèíû íå äîëæíî áûòü ðàí, îñîáåííî ãëóáîêèõ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ñëåäóåò íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó èëè ïðîêëàäêó. Øèíó ôèêñèðóéòå âûøå è íèæå ïåðåëîìà, ÷òîáû ðàíà îñòàëàñü ñòåðèëüíà. Íå íàðóøàéòå íîðìàëüíîå êðîâîîáðàùåíèå, íàêëàäûâàéòå ïîâÿçêó íå ñëèøê?