Школьник драка переломы

Недавно Верховный суд РФ сделал очень интересный анализ судебного дела о мальчишеской драке в школе. Ситуацию Судебная коллегия анализировала самую что ни на есть житейскую – после уроков прямо на дворе школы в Липецкой области подрались два ученика младших классов. В результате один из мальчишек неудачно упал и получил серьезную травму.

Потом были недели в больнице, серьезная операция и долгое восстановление. Мать пострадавшего школьника потребовала компенсации от родителей драчуна. Те в свою очередь предъявили материальные претензии к школе. Дело разобрали местные суды. Но с их мнением не согласился Верховный суд РФ. В итоге Верховному суду пришлось отвечать на вопрос, так кто же должен платить за последствия школьной драки – родители или школа?

В районный суд обратилась мать пострадавшего ученика. Предъявила иск к родителям второго драчуна и просила суд взыскать моральный вред – 300 тысяч рублей. В суде женщина рассказала, что ноябрьским днем сразу после уроков на школьном дворе произошла драка между двумя учениками, в результате пострадал ее сын.

Родители второго ребенка подали встречный иск. Он был к маме пострадавшего мальчика и к средней школе. Во встречном иске родители второго ребенка написали, что мать пострадавшего ребенка, “оказывая психологическое давление”, буквально заставила их написать расписку, что они должны ей заплатить 100 тысяч рублей за моральный и материальный ущерб. Они даже выплатили часть – 30 тысяч. Больше платить не стали. Считают, что оставшиеся деньги должна заплатить школа, так как несчастье случилось на ее территории. А уже выплаченные ими 30 тысяч семье школа должна вернуть.

Районный суд встал на сторону пострадавшей мамы и взыскал с семьи второго участника драки 70 тысяч плюс судебные расходы. Встречный иск с претензиями родителей к школе и с просьбой посчитать данную ими расписку недействительной райсуд отклонил.

Липецкий областной суд немного подправил своих коллег. Написал взять – не 70 тысяч с семьи, а с папы – 35 и с мамы 35 тысяч рублей. В остальном согласился с решением районного суда.

Проигравшая семья дошла до Верховного суда. Вот как он увидел этот спор. Исходя из материалов дела, последний урок закончился в 13.45. А уже в 14.00 “на территории земельного участка, находящегося в пользовании школы”, мальчишки подрались.

По заявлению мамы пострадавшего местная полиция провела проверку. Выяснила, что “причинитель вреда не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности”. Экспертиза сказала, что ученику нанесен “тяжкий вред здоровью”.

Райсуд, принимая решение, исходил из того, что драка была после уроков, поэтому, по его мнению, “малолетние выбыли из-под контроля образовательного учреждения”. Поэтому школа не может нести ответственности за действия ученика. Липецкий областной суд уточнил – несчастный случай произошел после уроков, “а администрацией учебного заведения не принимались обязательства в отношении учащихся по их сопровождению до дома после окончания учебного времени и контроля за их поведением”. А еще апелляция подчеркнула, что мама пострадавшего школьника к школе претензий не предъявляла.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ напомнила, что по Гражданскому кодексу (статья 1073) за вред, который причинил несовершеннолетний ребенок, отвечают родители или опекуны. А если малолетний в это время был “под надзором в образовательной, медицинской или иной организации, которая за ребенка отвечает”, то за вред ответит организация: “Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения”.

Высокая судебная инстанция напомнила коллегам и про Закон “Об образовании в РФ”. Там сказано, что образовательные организации должны создавать безопасные условия для детей и своих работников. Есть приказ министерства образования и науки (№ 536 от 11 мая 2016 года), которым утверждены особенности режима отдыха и рабочего времени педагогов и “иных работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность”. Если коротко, то там сказано, что в рабочие дни не менее чем за 20 минут до начала уроков и за 20 минут после окончания уроков работники должны дежурить.

Был пленум Верховного суда о процессах, которые касались причинения вреда здоровью (№ 1 от 26 января 2010 года). И там подчеркивалось, что если причинен ущерб малолетним (в том числе самому себе) и это случилось, когда он был в образовательном, медицинском или других заведениях, то должностные лица именно этих организаций отвечают за возмещение вреда, “если не докажут, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора”.

Родители, опекуны и учреждения для сирот отвечают за вред, который причинили дети тогда, когда “имело место безответственное отношение к воспитанию и неосуществление должного надзора”.

Вывод Верховного суда из всех перечисленных норм – образовательные, медицинские и прочие организации, где малолетний временно находился, а также лица, которые “осуществляют над ним надзор”, по Гражданскому кодексу отвечают только за “неосуществление надзора в момент причинения вреда”. При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним, пока он был под надзором в школе или больнице, суды должны учитывать пределы ответственности родителей или опекунов и организаций, где дети были.

Читайте также:  Первая медицинская помощь при переломах тесты

В нашем случае, судя по справке районной опеки, семья мальчика, с которой требовали деньги, – нормальная, воспитывает троих детей, ни на каких учетах не стоит. А сельская школа, по мнению Верховного суда, должна доказать, что ее вины в причинении морального вреда пострадавшему мальчику нет.

Местные суды, сказал Верховный суд, “пришли к ошибочному выводу, что малолетние дети выбыли из-под контроля образовательного заведения, в связи с чем сельская школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия”. По Гражданскому кодексу (статья 1073) образовательные, медицинские и иные организации, где ребенок временно находится, отвечают за “осуществление должного надзора” и надзор должен быть весь период нахождения ребенка в школе, садике или больнице. Причем как внутри здания, так и на “закрепленной за образовательной организацией территории”.

Местные суды, подчеркнул Верховный суд, не учли, что вред ребенку был причинен непосредственно после окончания уроков, то есть в период, пока дети находятся под надзором школы. По мнению высокого суда, “юридически значимые обстоятельства по делу определены не были и предметом исследования и оценки судов не являлись”. Районный суд должен был поставить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика среднюю школу. Но этого сделано не было.

Все решения по делу отменены. Его пересмотрят в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ.

Точка зрения

Урок пацифизма

Школьник драка переломы

Фото: Александр Корольков/ РГ

Алихан Динаев, победитель конкурса “Учитель года России-2018”, учитель обществознания:

– В прошлом году я был в одной из самых продвинутых московских школ. Ультрасовременное здание, открытые пространства, невероятно красивые атриумы, кабинеты со стеклянными стенами, дорогое оборудование.

И вот поход окончен. Мы спускаемся в красивый и яркий гардероб. И тут два мальчика наконец-то спустили меня с небес на землю. Они громко ругались друг с другом, толкались и вот-вот были готовы пустить в ход кулаки. Самое забавное (сейчас, не тогда) было то, что они, увлеченные действом, совершенно не реагировали на мои слова и активные попытки разнять их. Все это поразительно контрастировало с тем, что мне довелось увидеть в предыдущие часы. И одновременно навело на простую, но важную мысль – воспитать идеальных детей невозможно, даже если вложить в это гигантские деньги.

Естественны ли мальчишеские драки в школе? Да! Исчезнут ли школьные драки когда-нибудь? А прекратятся ли когда-нибудь на Земле войны? Нет, не прекратятся. И думать иначе могут только самые наивные пацифисты.

Но профилактика необходима. Во-первых, как разрешать конфликты – дети учатся прежде всего на примере своих родителей. Многие педагоги и психологи с опорой на научные исследования дают родителям такой совет. Ругаться в присутствии детей не страшно, если родители еще и мирятся при детях. Пройдет еще тысяча лет, а ничего лучше личного примера не придумают. Во-вторых, надо создавать сплоченный коллектив, объединять детей путем совместных походов, экскурсий. У школьников, у которых есть общие переживания, меньше поводов вступать на “тропу войны”. В-третьих, нашим школам по-прежнему крайне не хватает психологов, не говоря уже о полноценных психологических службах. В-четвертых, надо активнее привлекать в школы организации, которые занимаются профилактикой буллинга и учат детей правильным способам разрешения конфликтов посредством тренингов, деловых игр, мастер-классов.

Подготовила Ксения Колесникова

Источник

Статус: Offline

Шутник

Регистрация: 24.02.12

Сообщений: 61

113

Родители подростков, давших волю кулакам, спешно вывезли их за пределы города

«Пацанские разборки» учеников школы №10 из Бердска закончились тяжелой травмой для одного из них. 13-летний Андрей С. получил перелом груди и компрессионный перелом двух позвонков – четвертого и шестого. Его вместе с одноклассником вечером в минувшую пятницу, 16 марта, жестоко избили двое 8-классников.

«Сын не мог дышать»

Мать Андрея – Лолита С. – до сих пор рассказывает о случившемся дрожащим голосом. Сейчас она вместе с сыном ездит по больницам. Подростку, скорее всего, придется заканчивать четверть на домашнем обучении.

Все произошло 16 марта недалеко от школы №10 –на пустыре в микрорайоне Радужный. До этого в тот день на переменах к другу Андрея С. – его тезке Андрею Ж. – начал приставать 15-летний восьмиклассник Никита З.

– Толкнул, провоцировал, начал докапываться, вызвал за школу, – рассказала Лолита С. то, что она знает со слов сына.

После уроков подростки отправились на пустырь. Все, что происходило дальше, один из приятелей Никиты З. снимал на видео

На шокирующих кадрах видно, что подростки сначала дерутся на кулаках. Но затем разворачивается недетская бойня. Восьмиклассники Никита З. и Олег К. начинают применять к двум Андреям запрещенные приемы: перебрасывают через плечо и наскакивают на них, уже лежащих на снегу.

Больше всего достается в драке Андрею С. – Никита обхватывает его сзади двумя руками и со всей силы бросает вниз головой на снег. На видео слышен грохот – такой силы был бросок. Андрей корчится от боли, с трудом поднимается на ноги.

Читайте также:  Открытый перелом собак

– Да ща вернется дыхалка! – комментирует за кадром «оператор», снимавший побоище на видео.

Андрей стонет. Ему помогают встать. Подросток задыхается от боли. На этом видео обрывается.

– Ребенок просто загибался. У него грудь сломана! Он дышать не мог! – вспоминает страшные кадры Лолита С.

Кое-как Андрей С. добрался с 11 квартала Бердска до дома в Микрорайоне. Мать пришла с работы и увидела, что сын весь в синяках, держится за грудь. «Мам, я дышать не могу, мне в больницу надо», – еле выговорил Андрей. Мать срочно повезла сына в Новосибирск, в частную клинику.

– Проходим все обследования. Сегодня делаем МРТ. Уже подтвердили перелом груди. Позже выяснилось, что еще и перелом позвоночника. Едем сегодня в НИИТО, чтобы травматолог назначил лечение. Скорее всего, полгода придется носить корсет. Ребенок просто выпадает из обычной жизни, – вздыхает Лолита. – Естественно, мы обратились в полицию. У нас теперь каждый день так: больница – полиция, полиция – больница.

Родители попытались выяснить, из-за чего произошла столь ожесточенная драка. По одной из версий, подростки дрались из-за девушки. При этом конфликт произошел между семиклассником Андреем Ж. и восьмиклассником Никитой. А вот Олег К. и больше всех пострадавший Андрей С. ввязались в драку случайно.

Лолита в историю с девушкой верит слабо. Говорит, что Никита давно известен на всю школу жестокими разборками с мальчиками, которые младше его по возрасту. В интернете есть видео, подтверждающие это.

– Не знаю, с какого времени это продолжается, но он (Никита) с друзьями своими тупо избивает младших. Почему все молчат? Мы не знаем. Почему эти дети до сих пор учатся в обычной школе? Как их до сих пор не поставили на учет? – возмущается Лолита. – Сейчас мы пытаемся все обнародовать. Поднять какие-то доказательства. Никита, насколько я знаю, занимается какими-то боевыми искусствами, а приемы отрабатывает на малолетках. Мой вот попался под руку – он «защитником» был. Он сначала говорил: «Мама, не лезь!». Я ему говорю: «Ну, может, в школу тогда пойдешь?». А он говорит: «Нет, не пойду. Если они меня еще раз стукнут, я вообще весь переломаюсь». Мы поняли с отцом, что это далеко не шутки.

Лолита хочет перевести сына в другую школу. Но просто так оставлять это происшествие не намерена.

– К нам подключилась общественность. Мне звонят незнакомые люди, моему сыну пишут. Нас все поддерживают. Виновные должны быть наказаны. Если мы сегодня все это спустим, завтра они будут просто убивать детей, – опасается Лолита.

Мать второго пострадавшего семиклассника Наталья Ж. о случившемся узнала только 22 марта. И до сих пор пребывает в шоке. Признаться в том, что участвовал в «побоище», её сыну пришлось после того, как мама увидела на его теле здоровый синяк. Но о сути конфликта сын почти ничего ей не рассказывает, говорит Наталья. Отмахивается: это, мол, «не по-пацански».

– Я посмотрела видео, как на нем там прыгали… Просто кошмар какой-то! Мы обязательно пройдем обследование и в полицию будем писать! – со слезами в голосе заверила Наталья.

По словам женщины, Никита задирал ее сына Андрея Ж. еще в шестом классе. Притом без особых на то причин. Ей даже пришлось ходить в школу – жаловаться. Там обещали принять меры. На некоторое время стычки Андрея с Никитой прекратились. А теперь, получается, все возобновилось с новой силой.

Андрей Ж. пока на здоровье не жалуется. После той драки он даже побывал на соревнованиях по баскетболу. Но не исключено, что и у него могут быть скрытые травмы.

В бердском отделе МВД подтверждают: мама пострадавшего от побоев 7-классника Андрея С. обратилась с заявлением.

– Заявление зарегистрировано. Проводится проверка, – сказал замначальника отдела МВД по Бердску Сергей Волгин, подчеркнув, что по тяжким случаям предусмотрена уголовная ответственность с 14-летнего возраста.

Сейчас родителям пострадавших от побоев подростков нужно установить тяжесть вреда, нанесенного их здоровью. Но прежде – лечение, после которого судмедэкспертиза.

Школа двое суток держала оборону

О драке директор школы №10 Виктор Мысак узнал, с его слов, только на третий день. Семиклассники учатся по пятидневке, и назавтра после ЧП в школу никто не обратился. Затем были выборы президента, и Виктор Мысак с 7 утра до 2 часов ночи был в школе. Но, как он говорит, и в этот день не поступило информации о драке.

Лишь в понедельник, 19 марта, мама Андрея С. позвонила классному руководителю и сказала, что её сына избили. Назвала она и имена обидчиков. Так и вскрылось ЧП.

Читайте также:  Перелом войны с западом

Директор школы, в которой обучается почти 900 учеников, в тот же день вызвал к себе обоих мальчиков, избивавших сверстников. Для установления истинной картины инцидента назавтра встретился с родителями школьников – всех четверых.

– Бились после уроков на пустыре у микрорайона Радужный. Не на школьной территории. После уроков в пятницу два восьмиклассника «вызвали на стрелку» двоих семиклассников. Конфликт был из-за девочки – парни, испытывающие к ней симпатии, выясняли: кто на неё имеет больше прав, – рассказал о результатах личного расследования директор школы №10 Виктор Мысак.

Смотреть на драку пришла толпа. Одного из восьмиклассников «назначили» снимать всё на видео. Это видео было словно вирус – школьники мгновенно распространили его в соцсетях.

Посмотрел видео и директор школы. Как он оценивает, бросок, совершенный восьмиклассником Никитой З., мог оказаться смертельным для семиклассника Андрея С.

– Прогиб через спину… Если бы упал не на снег, могла быть черепно-мозговая травма или даже смерть, – резюмирует Виктор Александрович, рассказывая, что уже побеседовал и с тем мальчиком, который снимал всё это видео и не попытался даже пресечь происходящее.

Два последующих дня школа №10 в прямом смысле держала оборону. Сюда приходила толпа 9-11-классников и учеников вечерней школы – караулить «пацанов, нарушивших кодекс чести во время драки». В первый день, 21 марта, они не дождались Никиту З. и Олега К., проявивших недопустимую жестокость в драке. И снова пришли назавтра.

В оба дня школьному руководству приходилось вызывать из Росгвардии охранников с автоматами – чтобы не допустить беспорядков и предотвратить массовую драку.

Со слов Виктора Мысака, безопасность школьников была обеспечена. А с парой парней, пришедших в школу на разборки, здесь же поговорили вызванные из полиции инспекторы ПДН. Вчера, 22 марта, родители увезли Никиту З. через запасный выход школы. А сегодня, 23 марта, родители обоих подростков, давших волю кулакам, уже забрали из учебного заведения документы своих сыновей. Одного подростка увезли жить в Хакассию. Родители второго тоже намерены сменить место жительства и обучения сына.

В бердском управлении образования тоже знают о жестокой драке школьников. Начальник управления Жанна Тузова сообщила , что побеседовала с директором школы №10.

– Я в курсе всей ситуации. Разговаривала с руководителем школы. Мы будем обсуждать ситуацию еще раз на следующей неделе. Конечно, у нас она на контроле.

Откуда такая жестокость?

Тренер спортклуба смешанных единоборств «Бердск» Дмитрий Тараторин в оценке драки, которую он также посмотрел на видео, категоричен: «Это зверство!».

– Наработанный, оттренированный бросок, очень опасный. Такой в спорте не применяется даже взрослыми спортсменами из-за травмоопасности, а уж детей такому тем более не учат. А добивание лежачего ногами… Зверство!

Психолог Татьяна Орлова называет историю в школе №10 страшной, но объяснимой.

– Жесткость парней в 13-15 лет объясняется гормональными перестройками, характерными этому возрасту. Но не все парни реагируют на эти перестройки подобными вспышками. Причины такого поведения могут быть очень разными – от семейного воспитания до попыток самоутвердиться, привлечь к себе внимание таким образом.

Детям важно научиться не вестись на провокации, подчеркивает психолог.

– Во-первых, всегда работает правило: когда есть реакция, то нежелательное поведение закрепляется. Если у зачинщика цель – привлечь внимание, то не стоит слишком бурно реагировать. Нет реакции – нет интереса продолжать. Во-вторых, если дети не справляются самостоятельно, то имеет смысл привлечь взрослых: учителей, родителей, социальных педагогов, психологов школы. Поскольку речь идет о физических увечьях, то обратиться за помощью взрослых не стыдно, – полагает Орлова.

Педагог с многолетним стажем Виктор Мысак считает, что на поведение мальчиков такого возраста во многом оказывают влияние сюжеты кровавых фильмов и компьютерных игр.

– Главный герой стреляет вкруговую и наповал, он – борец за справедливость, он всё сокрушает на своем пути, попадая и сам под удары. А потом такой герой встал и пошел. А зрители-дети не понимают хрупкость и ценность жизни… Они лишь подражают, – полагает Виктор Александрович.

Директор школы выяснил, что 8-классник Никита З. активно подражал таким «героям» – дрался часто, в том числе в присутствии девочек. И, как правило, всегда снимал свои побоища на видео.

Мысак негативно относится к тому, что родители вместо личного внимания подсовывают детям некие заменители. Например, с грудничкового возраста включают малышам видео, занимаясь своими делами.

– Дети полностью уходят в гаждеты. Они часто боятся реальной жизни, и даже на уроки приходят с трудом. Для многих из них сейчас главная ценность «Обут, одет, крыша над головой и оплаченный трафик интернета». И есть единственная мечта: «Хочу, чтобы меня не трогали», – рассуждает педагог Виктор Мысак, отмечая, что эта тенденция в последнее время приобретает гипертрофированные формы.

По оценке Виктора Александровича, этот вопиющий случай станет уроком для многих школьников и родителей.

пруф

Источник