Школа доктора комаровского перелом

Школа доктора комаровского перелом thumbnail

Перелом – нарушение целостности кости, возникающее вследствие травм и болезней.

Переломы бывают единичными и множественными, открытыми (имеется повреждение кожи и пострадавшая кость сообщается с внешней средой) и закрытыми (без повреждения кожи), травматическими (вследствие внешнего механического воздействия) и патологическими (вследствие патологического процесса в самой кости – опухоль, туберкулез и т. п.), полными и частичными (надломы, трещины), со смещением отломков и без такового. На этом классификация переломов не заканчивается, поскольку имеет значение и направление удара, и внешний вид отломков, и выраженность сопутствующего кровотечения и многое другое.

Все факторы, характеризующие перелом, чрезвычайно важны для выбора правильного варианта лечения, но тактика неотложной помощи стандартна и всегда одинакова!

Симптомы:

  • боль, резко усиливающаяся при движении и прикосновении;
  • деформация в области перелома (для того чтобы убедиться в наличии или отсутствии деформации, следует сравнить поврежденный участок тела с аналогичным здоровым);
  • вынужденное, неестественное положение поврежденной конечности;
  • отек (припухлость) в месте перелома, возникающий и нарастающий очень быстро;
  • подкожная гематома в месте перелома.

Неотложная помощь:

  • если есть рана и кровотечение, остановите кровотечение и обработайте рану;
  • проведите иммобилизацию (см.ниже);
  • приложите что-нибудь холодное к поврежденному участку на 25-30 минут.

Нельзя:

  • перемещать пострадавшего до проведения иммобилизации;
  • поощрять самостоятельные движения или просить пострадавшего двигаться;
  • совершать любые действия, способные изменить положение костей в поврежденной конечности: вправлять, смещать, совмещать;
  • массажировать, растирать, греть, смазывать.

Иммобилизация

Напоминаем: иммобилизация – это создание неподвижности или уменьшенной подвижности одной или нескольких частей тела.

Общие правила:

  • приступать к иммобилизации следует лишь после того, как остановлено кровотечение и проведена обработка раны;
  • в процессе иммобилизации не менять положение конечности;
  • по возможности обеспечить настолько плотную фиксацию, чтобы полностью исключить движения в поврежденной конечности.

Приспособление, предназначенное для иммобилизации поврежденных конечностей, называется шиной. Специальными шинами (удобными и многофункциональными) укомплектованы все транспортные средства спасателей и скорой медицинской помощи. В то же время для оказания первой помощи, как правило, используют шины из подручных материалов.

В качестве шины могут быть применены палки, доски, лыжи, трость, зонтик и многое-многое другое – даже плотно свернутая газета. Но при осуществлении иммобилизации в некоторых случаях можно обойтись и без шины.

При повреждении руки – использовать косынку и прибинтовать поврежденную руку к туловищу.

Школа доктора комаровского переломШкола доктора комаровского перелом

При повреждении ноги прибинтовать пострадавшую ногу к здоровой.

Школа доктора комаровского перелом

Правила наложения шины:

  • Школа доктора комаровского переломесли к вам уже едут спасатели, не тратьте силы и эмоции на поиск и наложение шины;
  • шина должна фиксировать не менее двух суставов (выше и ниже места перелома), а при повреждении бедра – три сустава (тазобедренный, коленный, голеностопный);
  • шина накладывается поверх одежды и обуви;
  • если одежды нет, целесообразно обернуть шину тканью;
  • широкая шина всегда лучше, чем узкая;
  • если шина соприкасается с костным выступом (пятка, локоть и т. п.), следует использовать мягкие материалы в качестве прокладки;
  • шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Школа доктора комаровского перелом

(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент книги Е. О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть 2. Неотложная помощь».)

Материалы по теме:

Видео:

автор Комаровский Е.О.

опубликовано 22/12/2015 14:01

обновлено 02/02/2017

– Неотложная помощь

Источник

Наш гость: кандидат медицинских наук, детский врач, врач высшей категории, телеведущий и автор книг о здоровье детей.

Опубликовано: 26 сентября 2016 г.

В специальной медицинской литературе нередко встречается аббревиатура ЧБД. Стандартная расшифровка – часто болеющие дети. Иногда употребляется выражение «часто и длительно болеющие дети».

Созревание иммунной системы

В поликлиниках часто болеющие дети находятся на особом диспансерном учете. Но посмотрим на ситуацию объективно: стоит ли беспокоиться или эта статистика условна? Взрослые ведут менее здоровый образ жизни, чем их дети, но болеют ОРЗ намного реже. Хотя каждому из нас мамы рассказывали, что в детстве мы болели по 10 раз в год, а потом реже и реже. Это закон жизни: дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма.

Ребенок рождается с незрелой иммунной системой, нужно время на ее формирование. Малышей окружает много людей, каждый из которых – носитель огромного количества вирусов и бактерий. Ребенку предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет. Но природа сделала все, чтобы частые детские болезни были не опасными. Организм детей легко справляется с ОРЗ. И каждая встреча с вирусом – это тренировка, формирование, совершенствование иммунитета. Чем все это закончится? Часто болеющий ребенок станет взрослым и здоровым родителем.

Терпеть или лечить?

Сколько бы я ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно, удается это не всем. Иной раз мама буквально не может посчитать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ – они просто не заканчиваются. Но родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета, так называемые первичные иммунодефициты – это большая редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит – это состояние смертельно опасное и не имеет отношения к двухмесячному насморку. С другой стороны, частые ОРЗ могут быть следствием вторичного иммунодефицита – то есть ребенок родился здоровым, но какие-то внешние факторы мешают нормальному развитию его иммунитета.

Читайте также:  У меня операция перелом страшно

Главный вывод: если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. Есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка со средой или попробовать изменить окружающую среду, чтобы она ребенка устраивала.

Окружающая среда

Формирование и функционирование системы иммунитета ребенка обусловлено его образом жизни. Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками не решить эту проблему. Устраняйте конфликт с окружающей средой, изменяйте образ жизни.

Жилье. Организовать ребенку детскую комнату, где нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке и регулярному проветриванию. Ночная температура ­- 18°С, влажность – 50-70%. Мягкие игрушки – накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов.

Питание. Никогда не заставлять ребенка есть. Идеально кормить тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать перекусы, не злоупотреблять заморскими продуктами, слишком не разнообразить питание. В качестве сладостей – ­ сухофрукты, а не шоколадки.

Питье. По желанию – минеральная вода, компоты, морсы, фруктовый чай. Температура напитков – комнатная.

Одежда. Достаточный минимум, поскольку потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть больше предметов одежды, чем на родителях.

Прогулки. Ежедневные, активные, желательно перед ночным сном.

Спорт. Идеальны занятия на свежем воздухе, а не в замкнутом пространстве. Плавание в бассейне нецелесообразно для ЧБД.

Летом. Ребенок должен отдохнуть от контактов с людьми, от городского воздуха, хлорированной воды и бытовой химии. Отдых «на морях» не имеет к оздоровлению отношения, так как большинство вредных факторов сохраняется, плюс общественное питание и худшие жилищные условия. Идеальный отдых для ЧБД: деревня, надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка, сам в трусах и босиком. Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду и дышит свежим воздухом, за 3-4 недели восстанавливает иммунитет.

Профилактика ОРЗ. Частые болезни вызывает не холод, а вирусы. Надо избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Лечение ОРВИ

Лечить ОРВИ – это не значит давать лекарства, а значит создать условия, чтобы организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями справился с вирусом. Нужно обеспечить оптимальные температуру и влажность воздуха, тепло одеть, не перекармливать, активно поить. Солевые капли в нос и жаропонижающее лекарство при необходимости – этого достаточно. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии.

Действия после выздоровления

Важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Ребенок на следующий день после улучшения состояния идет в коллектив, где встречается с новым вирусом, и новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей и потребует применения лекарств.

Когда стало лучше, надо еще неделю прожить нормальной жизнью – прогулки, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек. Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести.

Не бывает несадиковских детей

Когда произносится фраза «до трех лет не болел», значит, имеем абсолютно нормального ребенка. Пошли в садик, изменилась окружающая среда – начались болезни. Надо признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Постоянные болезни – значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду.

Даже очень частые ОРЗ при правильном лечении не отражаются на здоровье ребенка. Но если каждый чих – повод для назначения десятка сиропов, таблеток и антибиотиков, повод для тщательного обследования и консультаций десятка специалистов, такие ОРЗ – однозначное и очевидное зло. Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом – так пусть болеет, пусть ходит в детский сад.

Читайте также:  Сколько срастается перелом позвоночника

Опубликовано: 26 сентября 2016 г.

Источник

Школа доктора комаровского перелом

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарст­венным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии – нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функ­ций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психо­эмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), – R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. – в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях – с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат – атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы – традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим дейст­вием.

Читайте также:  Рекомендации по лечению перелома шейки бедра

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята переч­ная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное дейст­вие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной – ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семей­ства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсут­ствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в дет­ском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор

С. В. Балканская, кандидат медицинских наук

В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ

НЦЗД РАМН, Москва

Источник