Шинирование при переломах нижних конечностей

ШИНИРОВАНИЕ – иммобилизация поврежденных или пораженных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений – шин.
Первые сведения о шинировании при травмах относятся к глубокой древности. Им пользовались при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата А. Цельс и К. Гален, позднее А. Паре. В период первой мировой войны для шинирования широко использовали картон, а в последующем – фанерные шины.
Применяемые в настоящее время шины разделяют по своему назначению на транспортные и лечебные. Транспортные шины используют для временной иммобилизации (см.) при оказании первой помощи (см.) и на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, лечебные – для фиксации поврежденного участка тела или сегмента конечности в оптимальном положении до конца срока лечения.
По принципу действия различают фиксационные и дистракционные шины. С помощью фиксационных шин создают неподвижность в поврежденном сегменте конечности или области тела за счет внешних элементов фиксации. Дистракционные шины позволяют также осуществлять вытяжение (дистракцию) поврежденного сегмента, что обеспечивает репозицию отломков и создает устойчивость их в натянутом положении.
Шины, выпускаемые промышленностью, называют стандартными (табельными), а изготовляемые в условиях лечебного учреждения в единичных экземплярах и не принятые на снабжение,- нестандартными. Шинирование может быть проведено с помощью импровизированных шин из подручных средств и материалов (доски, палки и др.). Импровизированное шинирование может состоять в фиксации поврежденной конечности к здоровой конечности или к телу. Например, при повреждении верхней конечности импровизированное шинирование может быть достигнуто путем фиксации руки к туловищу с помощью подогнутой в виде косынки полы пиджака или гимнастерки, пристегнутой английскими булавками.
Современные стандартные шины изготавливают из металла, дерева, пластмасс и других материалов. Лечебное и, реже, транспортное шинирование может быть осуществлено с помощью гипсовых повязок и гипсовых шин (см. Гипсовая техника). В наст, время эффект шинирования нередко обеспечивается путем иммобилизации сегментов конечностей с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов (см.), хотя они в строгом понимании не являются шинами, так как предусматривают внедрение элементов конструкции в ткани организма. Также условно к шинированию можно отнести методы погружного остеосинтеза (см.).
Рис. 1. Лестничная шина, наложенная на верхнюю конечность: а -вид спереди, б – вид сзади.
Рис. 2. Медицинская пневматическая шина для голени и стопы:1 – клапанное устройство; 2 – застежка «молния»; 3 – двухслойная пластиковая оболочка-камера
Транспортное шинирование осуществляется чаще всего фиксационными шинами. Основными из них являются лестничные шины (модифицированные шины Крамера). Они применяются для иммобилизации верхних (рис. 1) и нижних конечностей как самостоятельно, так и для укрепления гипсовых повязок и шин. Основное достоинство лестничных шин – возможность их моделирования. В последние годы применяются пневматические шины из двухслойной полимерной пленки, снабженные застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Существуют пневматические шины для предплечья и кисти, для стопы и голени (рис. 2), для коленного сустава. К преимуществам таких шин относятся их малый вес, простота наложения и возможность наблюдать за состоянием поврежденной конечности через прозрачную стенку оболочки-камеры. Основным недостатком является ограниченный срок, в течение которого пневматическая шина может находиться на конечности, так как она может вызывать сдавление тканей и местное нарушение кровообращения. Пластмассовые шины имеют ограниченное применение для транспортной иммобилизации, так как они моделируются при нагревании, что не всегда возможно в реальных условиях. В ряде случаев продолжают применяться для транспортной иммобилизации фанерные фиксационные шины. Главный их недостаток – невозможность моделирования.
Рис. 3. Дистракционная транспортная шина Дитерихса. Пострадавший с наложенной шиной, фиксированной гипсовыми кольцами.
Из дистракционных транспортных шин наибольшее распространение получили шина Дитерихса (рис. 3) и ее модификации. Шина состоит из двух боковых частей (браншей) и фанерной подошвы, фиксируемой к стопе. Обе бранши раздвижные; при наложении шины наружная, более длинная бранша, упирается в подмышечную впадину, внутренняя -в промежность. Обе бранши соединяются П-образно на дистальном конце подвижной дощечкой. Вытяжение конечности осуществляют с помощью шнура-закрутки, прикрепленного к фанерной подошве. Бранши фиксируют к туловищу и между собой специальными ремнями либо марлевыми бинтами, а для длительной транспортировки – гипсовыми бинтами.
Рис. 5. Скелетное вытяжение при переломе бедренной кости с использованием функциональной лечебной шины Шулутко.
К наиболее распространенным лечебным шинам относятся шина Брауна, шина Белера, шина Шулутко, отводящая шина ЦИТО и др. Шина Брауна для иммобилизации нижней конечности представляет собой подставку из металлических прутьев, выполненную так, что с помощью матерчатых «гамачков» конечность может быть помещена на ней в среднефизиологическом положении. Шина Белера в отличие от предыдущей имеет четыре блока на кронштейнах, с помощью которых можно выбрать направление вытяжения для каждого из сегментов нижней конечности (рис. 4). Основным достоинством этих шин является простота, недостаток заключается в невозможности изменять углы сгибания в тазобедренном и коленном суставах. Этот недостаток устранен в функциональных лечебных шинах для нижней конечности, например в функциональной шине Шулутко, которая позволяет производить движения в коленном суставе (рис. 5).
Рис. 6. Отводящая шина ЦИТО для верхней конечности: 1 – подставка для руки; 2 – полукорсет, укрепляемый на туловище с помощью ремней (3).
Стандартная отводящая шина для верхней конечности (шина ЦИТО) предназначена для лечения переломов плечевой кости, а также переломов ключицы. Она представляет собой подставку для руки, приспособленную для вытяжения плеча и обеспечивающую свободу движений в локтевом и лучезапястном суставах, которая прикреплена к полукорсету из проницаемого для рентгеновского излучения материала (рис. 6).
Основное показание к шинированию – повреждения опорно-двигательного аппарата, чаще всего – переломы костей, при которых шинирование позволяет устранить или ограничить подвижность костных отломков, предупреждает дополнительную травму сосудов и нервов в очаге повреждения, способствует предупреждению травматического шока (см.), снижает опасность развития инфекционных осложнений и жировой эмболии (см.). Шинирование – один из ведущих компонентов лечения многих ортопедических заболеваний (артритов, остеомиелита и др.), при которых оно обеспечивает покой и оптимальное положение пораженных костей и суставов. Шинирование используют также с целью иммобилизации при лечении многих повреждений и заболеваний, протекающих с поражением мягких тканей и сосудов (тромбофлебиты, флегмоны и др.).
Шинирование элементов опорно-двигательного аппарата требует соблюдения ряда общих принципов и требований. Основной принцип шинирования состоит в фиксации, помимо поврежденного сегмента конечности, не менее двух смежных суставов, что обеспечивает полноценную иммобилизацию. Перед шинированием пострадавшему вводят обезболивающие лекарственные средства. На области костных выступов (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плечевой кости и др.), особенно при наложении жестких (металлических или деревянных)шин, во избежание пролежней подкладывают защитные ватно-марлевые прокладки. Кровоостанавливающий жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации. Гибкие шины, напр. проволочные, должны быть хорошо отмоделированы; по возможности их сначала моделируют на здоровой конечности, а затем накладывают на поврежденную. Прикрепляют шину к поврежденной части тела бинтом или специальными ремнями, но не слишком перетягивая конечность. При транспортировке пострадавшего в холодное время года конечность, подвергнутую шинированию, утепляют.
Шинирование отдельных сегментов туловища и конечностей имеет ряд особенностей. Транспортное шинирование головы, шейного отдела позвоночника может быть осуществлено мягкотканной повязкой, например воротником Шанца. При повреждениях других отделов позвоночника и костей таза шинирование производят с помощью специальных носилок с непрогибающимся дном. Пострадавшего укладывают на спину и фиксируют к носилкам марлевым бинтом. Могут быть использованы также подручные средства. Оптимальным средством шинирования в этих случаях является гипсовая кроватка.
Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсутствии стандартных шин может быть осуществлена путем ее прибинтовывания к туловищу или с помощью подручных средств. Из стандартных шин наиболее распространена для этой цели лестничная шина. При переломах плечевой кости эту шину накладывают от медиального края лопатки до пальцев поврежденной конечности. При этом плечо должно быть отведено до 30°, рука – согнута в локтевом суставе до 90°, а кисть – находиться в положении, среднем между пронацией и супинацией.
При переломах предплечья шинирование осуществляют от средней трети плеча до пястно-фаланговых суставов при сгибании в локтевом суставе до 90°. Шинирование лучезапястного сустава производят при его тыльном сгибании. Шину накладывают от локтевого сустава до кончиков пальцев на ладонной стороне предплечья. Для шинирования пальцев кисти им придают полусогнутое положение, для чего вкладывают в руку вату, бинт и т. п., шинирование, как правило, осуществляют с помощью гипсовой шины.
Транспортное шинирование нижней конечности, особенно при переломах бедренной кости, является наиболее успешным при использовании дистракционных шин. При переломах костей голени наилучшие результаты достигаются с помощью лестничной шины, накладываемой от середины бедра. Эти же шины применяются при повреждениях стопы – их накладывают от подколенной ямки до кончиков пальцев при установке голеностопного сустава под прямым углом. Транспортное шинирование конечностей при возможности хорошо осуществляется с помощью гипсовых шин (лонгет) и повязок.
Лечебное шинирование чаще всего производят с помощью гипсовых шинирующих повязок, кроваток. При этом достигается оптимальное моделирование и надежная фиксация поврежденных сегментов опорнодвигательного аппарата. В последние годы для этой цели успешно применяются полимерные материалы- поливик, вспененный полиэтилен, полиуретан и др. Шины, изготовленные из этих материалов, легки, прочны, удобны для обработки. Основным их недостатком является не-гигроскопичность и отсутствие вентиляции.
Рис. 7. Пострадавший с наложенной шиной для фиксации шейных позвонков и головы.
Рис. 8. Отводящая шина для лечения врожденного вывиха бедра у детей.
Рис. 9. Скелетное вытяжение при переломе плюсневых костей с помощью лечебной шины.
Лечебное шинирование осуществляется также с помощью специальных стандартных шин. Так, при переломе шейных позвонков применяют шину для фиксации шейного отдела позвоночника, изготовленную из кожи с металлическими деталями (рис. 7). Отводящая шина ЦИТО, используемая при переломах плечевой кости и ключицы, обеспечивает одновременно вытяжение плечевой кости и ее фиксацию при сохранении свободных движений в локтевом и лучезапястном суставах.
При переломах бедренной кости и костей голени наиболее часто применяют шины Белера, Богданова, Шулутко, с помощью которых конечности придается физиологическое положение, а также осуществляется вытяжение поврежденного сегмента и его фиксация. Для лечения врожденных вывихов бедра (см. Тазобедренный сустав, патология) используют, в частности, стандартную лечебную шину в виде металлической распорки с манжетами для крепления на голенях ребенка (рис. 8). Шинирование костей кисти и стопы требует применения: специальных шин, действующих по принципу дистракционных. При этом вытяжение осуществляется обычно за фаланги пальцев (рис. 9).
Возможные осложнения при нарушении техники шинирования – сдавление магистральных сосудов и нервов конечности с развитием периферических нарушений кровообращения, парезов и параличей. Недостаточно эффективное шинирование может привести к смещению отломков кости, повреждению сосудов и нервов, а также является моментом, провоцирующим травматический шок или усугубляющим его тяжесть.
Металлические, пластмассовые, пневматические и деревянные шины, как правило, используются многократно. При этом они подлежат обязательной обработке. При радиоактивном заражении необходима их дезактивация (см.) с последующим дозиметрическим контролем (см.), при попадании на шины ОВ – их дегазация (см.). Деревянные шины при попадании на них радиоактивных или отравляющих веществ, а также при загрязнении гнойным отделяемым сжигают.
См. также Шинирование в стоматологии.
Библиогр.: См. библиогр. к ст. Иммобилизация, Хирургия военно-полевая.
А. Б. Русаков, С. А. Русанов.
Источник
При переломе или вывихе костей челюсти первым делом обычно требуется осуществить шинирование челюсти, так как без этого кости не срастутся должным образом, и возможны различные тяжелые осложнения.
Содержание:
Перед шинированием
Сразу после перелома костей челюсти и обращения к врачу делается панорамный снимок, показывающий серьезность перелома и помогают спланировать лечение.
После этого из области перелома удаляются все зубы, так как вернуть им функциональность уже не получится. После удаления обломки челюсти собирают вместе и фиксируют при помощи швов и других инструментов и приспособлений, и уже потом накладывают на челюсти шину, чтобы обеспечить срастающимся костям покой.
Виды шинирования челюсти
Травмы костной ткани челюсти бывают со смещением и без смещения. Для шинирования как верхней, так и нижней челюсти, применяют различные шины, в зависимости от того, насколько тяжел перелом. Существует несколько методов шинирования, которые отличаются по способу фиксации.
Шинирование челюсти
Одностороннее шинирование
Данный тип шинирования применяют, если сломана только одна половинка верхней или нижней челюсти. В этом случае в качестве шины используют медную проволоку, которая крепится на челюсти методом назубного шинирования. Если в месте перелома удалось сохранить зубы, то шину размещают на шейке зубов, объединив с назубной в одну систему.
Двухстороннее шинирование
Шина в этом случае фиксируется на челюсти с двух сторон. Проволока при двухстороннем шинировании используется более жесткая, а чтобы сделать фиксацию еще более надежной на моляры надевают крючки и кольца.
Двухчелюстное шинирование
Такой вид шинирования необходим, если у пациента диагностирован двухсторонний перелом со смещением обломков. Его применяют только в самых тяжелых случаях, когда смещение может сильно нарушить функциональность челюсти.
Если у пациента остались неподвижные зубы, то на них ставят медную проволоку. Если же остались только шатающиеся зубы, то шина ставится в альвеолярную кость, для чего в ней специально сверлятся отверстия. Шины ставятся на обе челюсти, после чего их соединяют между собой резиновыми кольцами, крепящимися на крючки.
Если челюсти жестко скрепить между собой, то человек не сможет сам открыть рот, так что процесс заживления трещин и переломов значительно ускориться, а правильный прикус восстановиться быстрее. Иногда для дополнительной фиксации нижней челюсти пациенту ставят специальную подбородочную пращу, надежно прижимающую подбородок вверх.
Шинирование челюсти
Как проходит лечение
Наложение шины – это только самое начало длительного лечения. Если шина одночелюстная, то это еще не так страшно, однако если она установлена на обе челюсти, то не получится даже открыть рот, так что придется питаться только жидкой пищей. А после того, как шина будет снята, челюсть нужно будет долго разрабатывать.
Шинирование челюсти
Чтобы установленные приспособления дали максимальный эффект и лечение прошло как надо, нужно тщательно соблюдать все рекомендации стоматолога и следить за своим питанием.
Сегодня существуют современные аппараты, с помощью которых даже две челюсти можно шинировать, не объединяя их друг с другом. Правда, обычно такие аппараты очень громоздки, непрочны, неудобны, мешают умываться и вообще выглядят ужасно. Поэтому чаще всего люди предпочитают терпеть неудобства от соединенных между собой челюстей.
Дополнить рацион во время шинирования можно белковыми коктейлями дл спортсменов и детскими смесями и пюре.
Правильное питание после шинирования
Существует несколько общих рекомендаций по питанию, которые обязательно нужно выполнять все время, пока вы носите шину:
- Питайтесь через трубочку, причем пища, которую вы употребляете, должна быть кашеобразной
- Полезно будет включить в свой рацион кефиры и различные высококалорийные коктейли
- При ношении двухчелюстной шины категорически запрещено употреблять любые спиртные напитки. Причина кроется в том, что алкоголь может спровоцировать рвоту, которой пациент попросту захлебнется, так как не сможет открыть рот
- Чтобы костные швы как можно быстрее зажили, в пищу нужно употреблять как можно больше продуктов с кальцием. Особенно полезны различные кисломолочные продукты, а также кунжут и грецкие орехи, которые можно мелко перемалывать
- Чтобы пополнять белок в организме, в день нужно есть не меньше 150 граммов чистого мяса, что в шине может быть несколько проблематично. Рекомендуется отваривать индейку или курицу в воде со специями и солью, затем перемалывать сухое мясо в блендере и разводить бульоном
- Вышеописанным способом также готовятся фруктовые смеси, муссы из каш, овощные пюре и другие блюда
- Дополнить рацион во время шинирования можно белковыми коктейлями дл спортсменов и детскими смесями и пюре
Стоит помнить, что после шинирования, скорее всего, вы серьезно потеряете в весе, даже если ваше питание будет полноценным. Это связано с тем, что усвояемость пищи затрудняется. Однако обычно после снятия шин при нормальном питании вес очень быстро восстанавливается, а проблем с пищеварением не возникает.
Шинирование челюсти
Восстановительный период
При таком диагнозе, как перелом челюсти, ткани могут регенерировать достаточно долго. Шины обычно снимают после того, как пройдет минимальный срок сращения костей. Обычно шину нужно носить от трех недель до полутора месяцев, в зависимости от того, насколько сложен перелом.
Перед снятием шины пациенту делают контрольную рентгенографию поврежденной области. Если линия перелома перекрывается выраженной костной мозолью, то шину точно можно снимать. После этого две-три недели длится реабилитация, в течение которой по-прежнему нужно будет есть перетертую мягкую пищу, а также посещать физиопроцедуры для возвращения челюсти подвижности.
Несмотря на все неудобства, связанные с шинированием, этот метод по-прежнему является самым эффективным и действенным способом восстановления функциональности челюсти и широко применяется в челюстно-лицевой хирургии.
Несмотря на все неудобства, связанные с шинированием, этот метод по-прежнему является самым эффективным и действенным способом восстановления функциональности челюсти и широко применяется в челюстно-лицевой хирургии.
Полезная статья?
Сохрани, чтобы не потерять!
Отказ от ответственности: Этот материал не предназначен для обеспечения диагностики, лечения или медицинских советов. Информация предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Данная информация не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.
Стоматологии Санкт-Петербурга
Посмотрите стоматологии Санкт-Петербурга
Источник