Шина при переломе шейки бедра

Люди преклонного возраста чаще других подвержены возникновению различных травм. Медики это связывают с возрастными изменениями в костных структурах, которые вызывают снижение их прочности. Самой опасной травмой у людей старшей возрастной группы является перелом шейки бедра. Эта патология чаще развивается у женщин в постклимактерический период. Состояние требует проведения сложной комплексной терапии, длительного реабилитационного периода. Перелом часто провоцирует развитие тяжелых осложнений, способных закончиться смертью пациента.
Клиническая картина
Для оказания адекватной первой помощи людям, у которых подозревают перелом шейки бедра важно знать симптоматику заболевания.
Выделяют следующие признаки травмы:
- Развитие болевого синдрома, локализующегося в паховой области. Характерно усиление болезненности во время движений или легких постукиваний по пятке сломанной конечности;
- Развитие наружной ротации. Состояние приводит к незначительному повороту поврежденной конечности кнаружи. Возникновение данного симптома можно заметить по положению стопы;
- Укорочение конечности. Признак развивается на фоне нарушения целостности костных структур, когда мышцы во время сокращения подтягивают поврежденную ногу ближе к тазу;
- «Прилипшая» пятка. У больного сохраняется способность сгибать и разгибать ногу, однако он не способен удерживать ее на весу, поэтому пятка будет скользить по кушетке.
Важно! Порой перелом шейки бедра не приводит к развитию выраженной симптоматики, поэтому пациенты могут самостоятельно передвигаться в течение 3-7 дней.
Как помочь человеку с переломом шейки бедренной кости?
Если у пожилого человека появились признаки перелома шейки бедра, то нужно незамедлительно вызвать медицинскую бригаду. Быстрая госпитализация пациента в больницу повышает шансы на полное восстановление функции поврежденной конечности. А оперативное вмешательство, проведенное в течение первых суток после получения травмы, помогает предотвратить развитие асептического некроза шейки бедра на фоне нарушенного кровотока.
Медики на месте вводят обезболивающие препараты (Новокаин, Ультракаин) непосредственно в травмированное место. Это позволяет эффективно устранить болевой синдром. При необходимости делают инъекции противошоковых препаратов. Если у пациента открытый перелом шейки бедренной кости, то медицинский персонал накладывает стерильную повязку. При большой кровопотере показано введение заменителей крови.
Перед транспортировкой в больницу требуется иммобилизовать поврежденную конечность. С этой целью применяют надувную шину или шину Дитерихса. В карету скорой помощи пациента переносят на носилках, чтобы предотвратить смещение отломков кости.
Как самостоятельно оказать первую помощь пациенту?
При подозрении на возникновение травмы у человека преклонного возраста необходимо незамедлительно вызывать бригаду скорой помощи. Однако если требуется доставить пациента в больницу самостоятельно, то следует выполнить следующие действия:
- Уложить больного на спину на твердую и ровную поверхность. Не следует стараться придать поврежденной конечности физиологичное положение. Врачи не рекомендуют поднимать больного, ведь такие манипуляции могут привести к смещению отломков. Необходимо пресекать любые попытки пострадавшего подняться и передвигаться самостоятельно.
- При сильном, невыносимом болевом синдроме пациент нуждается в проведении противошоковых мероприятий. Они предполагают использование средств для местного и общего обезболивания. С этой целью широко применяют Кеторал, Темпалгин, Нимесулид, Мелоксикам, Ибупрофен. Если пациент находится в шоковом состоянии, не разговаривает, то рекомендуют успокоить человека, дать настойку валерианы или Корвалол.
- При открытом переломе раневую поверхность потребуется обработать перекисью водорода или бриллиантовым зеленым. Если возникло кровотечение, то травмированную ногу перетягивают жгутом. При неправильном наложении жгута конечность может приобрести синюшный оттенок. В подобной ситуации необходимо ослабить повязку.
- Поврежденную конечность требуется незамедлительно иммобилизовать. Для этого на ногу накладывают шину с использованием подручных средств (доски, фанера, рейки).
- Если перелом получен в холодное время года, то поврежденную конечность рекомендуют дополнительно утеплить, чтобы предотвратить развитие обморожения.
- Переносить пострадавшего следует на носилках или любой твердой и ровной поверхности. Если требуется доставить пациента в больницу самостоятельно, то водитель должен успокоиться, не превышать скорость во время движения.
Основные виды шин
Иммобилизовать конечность пациента с переломом шейки бедра можно с помощью нескольких типов шин. Наиболее распространенным видом шинирования является шина Дитерихса. Этот классический способ позволяет быстро и надежно зафиксировать конечность. С этой целью используют стандартную деревянную шину, дополнительные гипсовые кольца в области туловища, бедер и голени для фиксации.
Важно! Перед шинированием рекомендуют снять обувь на каблуке, при открытом переломе следует разрезать штанину вдоль шва.
Иммобилизацию проводят вдвоем: один человек приподнимает ноги пострадавшего, подкладывает руки под коленный сустав, второй накладывает наружный и внутренний костыль к соответствующей поверхности бедра, соединяет элементы подстопником. Костыли необходимо раздвинуть так, чтобы внутренний упирался в пах, а наружный – в область подмышки.
При оказании первой помощи нередко используют надувную шину, которую перед шинированием растягивают и раскладывают возле пострадавшего. Один из медиков вытягивает стопу и слегка приподнимает ее, второй – подкладывает шину под ногу так, чтобы она достала до ягодиц. Затем врачи застегивают специальную молнию и надувают шину для придания ей упругости. Лишь после этого можно транспортировать пациента.
Если невозможно вызвать бригаду скорой помощи, то шину можно сделать из подручных средств: деревянные доски, рейки, металлические и пластмассовые трубы. Зафиксировать требуется все суставы конечности. Для этого одну доску прикладывают по внешней поверхности ноги от подмышечной впадины до пятки, а вторую по внутренней – от паха до пятки. Фиксацию производят в области коленного, тазобедренного сустава и пятки. Это позволит избежать смещения отломков кости.
Важно! Перед наложением шины подручные материалы лучше обмотать тканью или бинтом. Это позволит предотвратить инфицирование раны.
При отсутствии подручных материалов можно привязать поврежденную конечность к здоровой ноге. Для этого между коленями и лодыжками пациента необходимо положить мягкую ткань или вату. Затем обе конечности соединяют, слегка приподнимают, чтобы ноги связать бинтами или тканью в области голеностопа и коленей. В области бедра бинт следует наложить специальным способом: первый отрез расположить выше травмированной области, второй – ниже. Все узлы следует должны находиться спереди или со стороны здоровой ноги.
Запрещенные действия при травме
Во время оказания первой помощи важно точно следовать правилам, чтобы предотвратить дополнительную травматизацию пациента. Чтобы не осложнить состояние больного, рекомендуют избегать:
- Самостоятельного передвижения пострадавшего человека, когда он опирается на поврежденную конечность;
- Тугого шинирования конечности, которое провоцирует нарушение кровообращения в ноге;
- Кормления больного. На фоне шока прием пищи или воды может спровоцировать развитие рвоты;
- Слабой фиксации ноги, когда сохраняется подвижность конечности в суставах. Также обязательно следует зафиксировать стопу;
- Использования тонкого слоя прокладки под шиной, что может спровоцировать повреждение сустава.
Перелом шейки бедра – опасное заболевание, которое при отсутствии действенной терапии приводит к инвалидности или смерти пациента. Поэтому важно вовремя оказать человеку первую помощь, госпитализировать его. Это позволит улучить прогноз заболевания, свести к минимуму риск развития тяжелых осложнений.
Источник
Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.
Первая помощь – залог выздоровления
Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:
- Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
- Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
- Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
- Частично или полностью обездвижена нога.
- Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.
Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:
- остановки кровотечения;
- обезболивания (если необходимо);
- наложения повязки (если есть рана);
- транспортной иммобилизации.
Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.
Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.
Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:
- повреждения тканей частицами разрушенной кости;
- сильного кровотечения:
- травматического шока.
Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:
- из дерева;
- из проволоки;
- из пластмассы;
- с вакуумным принципом работы.
При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.
Принципы шинирования
Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:
- бедро;
- голень;
- стопа;
- подмышечная область.
Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.
Также важно соблюдать следующие правила:
- При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
- Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
- Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
- На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.
Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.
Важно! Категорически запрещено самостоятельно совершать попытки выпрямления или сгибания ноги, поскольку это чревато серьезными повреждениями тканей и нервов.
По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.
Как накладывать шину Крамера?
Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:
- Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
- Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
- Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».
После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:
- Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
- Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
- Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
- Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
- Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
- Шины крепко прибинтовываются повязками.
- Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.
Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.
Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.
Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.
Как накладывать шину Дитерихса?
Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.
Сначала нужно подготовить длину приспособления:
- Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
- Длина внутренней планки – от паха до стопы.
- Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
- Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
- Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.
У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.
Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.
Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.
Далее начинают непосредственно наложение шин:
- Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
- Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
- Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.
Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.
После этого происходит закрепление шин:
- Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
- После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
- Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
- С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.
После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:
- Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
- Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
- В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.
Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.
После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.
Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).
После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.
Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.
Источник
Прежде, чем разобрать подробные инструкции, вспомним основные понятия данной темы.
Иммобилизация – это создание неподвижности поврежденной (травмированной) части тела.
Транспортная иммобилизация – временная мера, иммобилизация на время доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Правильная транспортная иммобилизация при переломе бедра имеет важнейшее значение для дальнейшего исхода этой тяжелой травмы. Вспомним, что переломы бедренной кости делят в основном на 2 вида:
- переломы проксимального отдела бедра;
- переломы диафиза бедра.
1-й вид, переломы проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедра чаще встречаются у людей пожилого возраста. Причиной обычно является падение набок. При этом происходит удар областью большого вертела, либо резкий поворот бедра наружу или внутрь.
Признаками перелома шейки бедра или вертельной области являются:
- боль в области тазобедренного сустава;
- изменение формы сустава;
- укорочение конечности;
- поворот ноги кнаружи;
- невозможность активно поднять ногу.
2-й вид, перелом диафиза бедра – самый частый вид повреждений бедренной кости. Причины и механизм возникновения:
- прямая травма (падение на наружную поверхность бедра, прямой удар по бедру);
- непрямая травма (падение с высоты с приземлением на выпрямленные ноги, винтовой перелом у лыжников).
Чаще всего переломы бедра сопровождаются значительным смещением костных отломков, обусловленное сокращением прикрепляющихся к бедру мышц.
Признаки перелома бедра:
- боль и патологическая подвижность в месте перелома;
- изменение конфигурации бедра;
- укорочение бедра;
- невозможность активно поднять ногу.
Транспортная иммобилизация при переломе бедра (техника иммобилизации)
При повреждениях в любой области бедра иммобилизацию проводят таким образом, чтобы обеспечить обездвиженность 3-х (трех) суставов:
- тазобедренного:
- коленного;
- голеностопного.
При оказании помощи при переломах и других повреждениях конечностей по назначению врача проводят обезболивание для профилактики болевого шока.
Лучшей стандартной шиной для иммобилизации при повреждении шейки бедра и бедра является шина Дитерихса.
Наложение шины Дитерихса а – медиальная планка шины; б – латеральная планка; в – подошвенная часть шины; г -закрутка; д – фиксация подошвы; е – фиксация шины поясом к туловищу и бедру; укрепление закрутки после вытяжения конечности; з -иммобилизация конечности шиной в законченном виде.
Порядок наложения шины Дитерихса:
- Подготовка шины: раздвигание браншей на такую длину, чтобы наружная половина упиралась костылем в подмышечную впадину, внутренним – в промежность пострадавшего и обе половины выступали за крайподошвы на 10-12 см.
- Фиксация достигнутого положения браншей с помощью шпеньков: шпенек одной половины каждой бранши вставляется в соответствующее отверстие другой половины. Половины шины связываются между собой бинтом на уровне шпенька.
- Прибинтовывание ватно-марлевой прокладки либо толстого слоя ваты к внутренней (медиальной) поверхности обеих половин шины, к промежностному и подмышечному костылям.
- Покрытие толстым слоем ваты голеностопного сустава с последующим прибинтовыванием подошвы к стопе. При этом важно очень прочно зафиксировать пятку, иначе повязка будет сползать, а вытяжение за стопу достигнуто не будет.
- Проведение внутренней (медиальной) и наружной (латеральной) половин шины нижними концами через проволочные скобы деревянной подошвы с прилаживанием к боковым поверхностям туловища и конечности. При этом необходимо дополнительно обернуть шину ватой в области лодыжек, коленного сустава и большого вертела.
- Укладывание по задней поверхности иммобилизируемой площади лестничной или пластмассовой шины. Цель: лучшая иммобилизация, создание некоторого сгибания в коленном суставе, расслабление мышц конечности.
- Прикрепление шины к туловищу специальными лямками, ремнем, тканым материалом, проведенным через щели верхней бранши.
- Осторожным потягиванием за стопу производится вытяжение конечности до тех пор, пока не будет исправлена ось поврежденной поверхности. При этом поперечные перекладины браншей должны упираться в пах и подмышечную впадину. В таком положении стопу фиксируют закруткой к поперечной нижней перекладине.
- Окончательная фиксация шины к туловищу циркулярными ходами бинта. На уровне торса, бедра и голени фиксация должна быть наиболее прочной. При длительной транспортировке (эвакуации) используются гипсовые кольца, изготовляемые из 7-8 слоев гипсового бинта. Всего накладывают 5 колец: 2 – на туловище и 3 – на конечности (как на рисунке в части «ж»).
При отсутствии шин Дитерихса лучше воспользоваться лестничными шинами.
Транспортная иммобилизация нижней конечности при повреждении бедра а – сборка лестничной шины; б – наложение шины.
Применение лестничных шин при переломе бедра (техника):
- 2 шины связываются вместе по длине, изгибая нижний конец одной из шин в поперечном направлении на расстоянии 20 см от края. Получится удлиненная шина для наложения по наружной поверхности поврежденной конечности, а также по боковой поверхности туловища до подмышечной впадины.
- 1 шина подготавливается для наложения по внутренней поверхности бедра.
- 1 шина моделируется с углублением для пятки, икроножных мышц, с подстопником и небольшим углом сгибания в коленном суставе.
Пластмассовые шины накладываются аналогичным образом.
Если отсутствуют стандартные шины, транспортная иммобилизация при переломе бедра проводится подручными средствами: рейки, лыжи, пучки хвороста и другие предметы достаточной длины для обездвиживания трех суставов (тазобедренный, коленный, голеностопный).
Еще интересное на сайте:
Источник