Шина на перелом название

Шина на перелом название thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июня 2019; проверки требуют 7 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Шина.

Шина — фиксатор для различных частей тела, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний костной системы. Могут быть как импровизированными, так и стандартизированными. Импровизированные шины изготавливаются из подручных материалов и применяются для оказания первой помощи и фиксации поражённых костей до момента поступления больного в стационар.

Применение шин и повязок изучает медицинская дисциплина десмургия.

Виды[править | править код]

Шина-протез[править | править код]

Шина-протез — протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями.

Шины для транспортной иммобилизации конечностей[править | править код]

  • Проволочная шина Крамера — представляет собой решётку из проволоки, как правило, покрытую тканью или бинтом, для удобства больного, за счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в текущей ситуации форму.
  • Шина Дитерихса — предшественник шины Крамера, состоит из 2 деревянных элементов. Длинная часть шины представляет собой доску с просверленными через равные промежутки отверстиями, короткая часть представляет собой доску с втулкой, которая вставляется в отверстия в первом элементе шины, и позволяет обеспечить иммобилизацию конечности во второй плоскости.
  • Пневматическая шина — представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность, при этом между стенками подается воздух, создавая избыточное давление, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.

Шина-воротник[править | править код]

Ши́на-воротни́к Ша́нца — мягкий фиксатор шейного отдела позвоночного столба, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний шейного отдела позвоночника (остеохондроз, спондиллолистез, смещение и повышенная подвижность позвонков, сколиоз и пр.) у взрослых и детей.[1]

Шина ограничивает сгибание, разгибание и вращение шеи. Тепло и режим покоя способствует уменьшению боли и быстрому выздоровлению.

Стоматология[править | править код]

Шины проволочные по Тигерштедту

Шина Вайсенфлю — съемная шина на передние зубы и первые моляры. Состоит из нёбных накладок со штифтами, которые соединены с гильзами коронок зубов.[2]:366

Шина Ванкевич — шина, которая применяется для фиксации нижней беззубой челюсти. Она состоит из опорной части, фиксируемой на верхней челюсти, и двух вертикальных отростков, прилегающих к беззубой нижней челюсти с язычной стороны. Эти отростки удерживают отломки нижней челюсти в нужном положении. Опорная часть при наличии зубов на верхней челюсти представляет собой зубо-дёсенную пластмассовую шину, а при беззубой челюсти — обычный съемный протез.[2]

Шина Васильева — ленточная шина из нержавеющей стали толщиной 0,25-0,28 мм с зацепными петлями. Применяется для межчелюстного вытяжения и фиксации челюстей при их переломах. Входит в состав различных наборов для оказания первой помощи. Выгибается по зубному ряду вручную и укрепляется на зубах бронзово-алюминиевой проволокой. Межчелюстная фиксация осуществляется с помощью резиновой тяги.[2]:367

Шина Вебера — зубо-дёсневая пластмассовая шина для фиксации челюстей. Применяется для лечения переломов без смещения или на заключительном этапе, когда подвижность фрагментов уменьшается, а межчелюстная фиксация опасна возникновением мышечной или суставной контрактуры. Эта шина может также применяться при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда в области угла челюсти со смещением отломков в язычную сторону. В этом случае шина снабжается дополнительной наклонной плоскостью на стороне, противоположной смещению. Но при смещении более 10-15° применение этой шины противопоказано.[2]

Шина несъёмная из полукоронок — система полукоронок, покрывающих передние зубы, спаянная в единый блок. Применяют при шинировании передних зубов. Обладает хорошими фиксирующими свойствами, но её установка требует дополнительной подготовки зубов. Пазы всех зубов, включённых в шину, должны быть параллельными.[2]

Шины проволочные по Тигерштедту — различные виды шин из алюминиевой проволоки диаметром 1,8 — 2 мм. Предложены С. С. Тигерштедтом в 1916 г. для фиксации челюстей при переломах. Наибольшее распространение получила одночелюстная гладкая шина-скоба и шина с зацепными петлями для вытяжения и межчелюстной фиксации. Шины укрепляют на зубах бронзово-алюминиевой лигатурой толщиной 0,2 мм.[2]

Шина съёмная по Порту — применяется при иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединёнными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания пациента в передней части валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]

Шина съёмная по Гуннингу — применяется для фиксации беззубых челюстей при их переломах. Она состоит из двух пластмассовых базисов. На верхнем базисе шина имеет три вертикальных стержня, которые входят в глухие отверстия на нижнем базисе. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]

Шина Мамлока — система корневых штифтов с накладками на язычную или нёбную поверхность зубов и спаянных вместе или отлитых одним блоком. Применяют для шинирования передних зубов. Применение шины требует депульпации.[2]:368

Шина Шпренга — съёмная шина из спаянных вместе накладок на язычную (нёбную) поверхность и режущий край передних зубов. Применяют для фиксации передних зубов при заболеваниях парадонта.[2]

Шина Эльбрехта — съёмная шина, представляющая собой замкнутую систему непрерывных кламмеров, охватывающих зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны. Применялась в конце 20-го века, позднее вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.[2]

Читайте также:  Механизм смещения отломков при переломах конечностей

Временное шинирование моляров — шинирование моляров отличается от шинирования других зубов. Оставляется вертикальная микроподвижность. Клеится медиодистально щёчно и язычно. Делается временно для стабилизации, по окончании лечения (хирургического кюретажа) снимается.

Галерея[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Брекеты
  • Протезирование
  • Мостовидный протез
  • Стоматологическое протезирование
  • Иммобилизация
  • Лубок (хирургия)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Бандаж шейный БНЗ-28 (Шина-воротник типа Шанца) ТУ 9396-003-50910339-2000.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 «Справочник по стоматологии» / под редакцией АМН СССР проф. А. И. Рыбакова, проф. Г. М. Иващенко. — издание второе переработанное и дополненное. — : «МЕДИЦИНА», 1977. — 582 с. — (УДК 616.31(031)). — 100 000 экз.

Литература[править | править код]

  • Бобров А.А. Руководство к изучению хирургических повязок : Десмургия. — М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1890. — С. 62—91. — 206 с.
  • Великорецкий А.Н. Десмургия. — М.-Л.: Медгиз, 1941. — С. 92—112. — 150 с.
  • Янсон Х. А. Биомеханика нижней конечности человека. — Рига: Зинатне, 1975. — 324 с.

Источник

Шина – это приспособление, которое фиксирует сломанную кость в анатомически правильном положении. Используется для транспортной иммобилизации пострадавшего. Шину накладывают еще до приезда «скорой помощи», чтобы обеспечить неподвижность кости и избежать смещений и снизить болевые ощущения при ожидании врача и транспортировке пострадавшего.

Шина на перелом названиеФото 1. Шина – временная замена гипсу для иммобилизации травмированной части тела. Источник: Flickr (handarmdoc).

Что такое шина

Транспортная шина применяется при различных повреждениях для придания неподвижности конечности. Стандартные шины выпускают нескольких типов: из дерева, пластмассы или проволоки, они бывают пневматическими и вакуумными. 

При отсутствии стандартных шин обычно используют импровизированные приспособления.

Делают ее из того, что оказывается под рукой: палки, древесные ветки, лыжи и т.д. А получившийся каркас скрепляют с помощью любых доступных повязок. 

Для чего накладываются шины при переломах

Шина накладывается для фиксации и удержания сломанной кости, поскольку к смещению отломков может привести любое движение пациента. Она поддерживает конечность и защищает от непредвиденных внешних воздействий. А также снижает болевые ощущения. 

Фиксируя отломки, шина предотвращает возникновение дополнительных внутренних травм: разрыва нервных пучков или сосудов острыми концами поврежденной кости.

Правильно наложенная шина имеет большое значение в процессе транспортировки пациента, поскольку сводит к минимуму риск смещения отломков. Это влияет и на последующее лечение, и на скорость восстановления травмированной кости.

При каких переломах накладывают шину

Шину накладывают при повреждении костей и суставов, при открытых и закрытых переломах. Транспортировка пострадавших без иммобилизации категорически запрещается.

Однако при открытом переломе сначала надо обработать рану: очистить, если в ней есть загрязнения, наложить стерильную повязку, а при сильном кровотечении – жгут, чтобы остановить кровь. Только после этого пострадавшую кость можно шинировать, иначе разовьется травматический шок – тяжелое состояние всего организма, что возникает из-за серьезных травм, кровопотери и сильной боли.

Обратите внимание! Время наложения жгута обязательно следует сообщить врачу. И нельзя самостоятельно вправлять отломки, поскольку это может вызвать еще большее кровотечение, усилить боль и повысить риск травматического шока.

Переломы позвоночника и шеи требуют транспортировки пострадавшего на  жестких носилках или доске, подложив под колени и шею валик из одежды или мягкой ткани и зафиксировав тело лямками. Доска и жесткие носилки в этом случае тоже служат транспортной шиной.

Исключением можно считать переломы ребер и ключиц. В этих случаях обходятся без шин, накладывая тугие повязки.

Виды шин

Существует две универсальные шины: шина Крамера и Дитерихса

Первая изготовлена из гибкой проволоки, что дает возможность принимать любую форму. Такая шина подойдет и для нестандартных травматических ситуаций. Применяют же ее, как правило, для переломов предплечья или голени.

Шина Дитерихса – это деревянная конструкция, которая отличается стабильностью и крепкой фиксацией. Она представляет собой 2 костыля: наружный и внутренний, подстопник (планка для ступни) и специальные палочки. Эта шина обладает не только фиксирующими свойствами, но и создает вытяжение. Показана при переломах в области бедер, травмировании коленных и тазобедренных суставов.

Помимо этих шин, существуют и другие:

  • пневматическая, имеющая цельный корпус, в который вкладывают сломанную конечность, а фиксация создается за счет давления воздуха;
  • шина-воротник Шанца – представляет собой мягкий фиксатор, необходимый при травмах шейного отдела: он ограничивает подвижность шеи, создает ей тепло и обеспечивает покой.

Шина на перелом названиеФото 2. В качестве шины можно использовать любой твердый предмет. Источник: Flickr (Charlie Holder).

Обратите внимание! Если перелом открытый, накладывать шину надо после того, как раны будут закрыты стерильными повязками.

Правила наложения шины

Перед накладыванием шины надо осмотреть пострадавшую конечность и определить тип перелома. Если он открытый или присутствуют раны на коже, кровь надо остановить охлаждением – льдом, замороженными продуктами, снегом. А если кровотечение сильное, наложить жгут сверху и снизу от участка травмы. Но держать его больше пары часов нельзя.

Далее порядок действий такой:

  • за исключением отдельных случаев, шина накладывается прямо на одежду, потому что, снимая ее, можно спровоцировать смещение костных отломков;
  • нужно убедиться, что шина не передавливает участки тела пациента, иначе это может привести к пережатию нервных окончаний и сосудов;
  • шина должна иммобилизовать как минимум 2 сустава – выше и ниже области перелома, а если травмирована крупная кость – 3 сустава: это необходимо для надежности фиксации;
  • центр шины должен быть расположен у участка перелома;
  • фиксировать шину бинтами или повязками следует на всем ее протяжении, а не только на месте травмы;
  • если у пациента началась истерика, его необходимо успокоить, и дать ему обезболивающее, чтобы не развился травматический шок;
  • если травмирована лучевая кость, то зафиксировать нужно лучезапястный сустав, а локоть не трогать;
  • если сломан палец, то он фиксируется путем приматывания тканью к здоровому пальцу.
Читайте также:  Если палец посинел и опух это перелом

И ни при каких обстоятельствах нельзя накладывать шину на голое тело, т.к. ее концы врежутся в кожу или сдавят нервы и сосуды.

Обратите внимание! Если необходимо снять или надеть одежду на пострадавшего, ни в коем случае нельзя его сажать или пытаться поднять!

Последующее лечение и правила ухода за больным

После того, как пострадавшего доставят в больницу, ему вправят костные отломки, если было смещение, и наложат гипс. Иногда при открытых переломах требуется операция. В любом случае, пока пациент находится в больнице, доктора ведут за ним динамическое наблюдение.

Лечение применяется следующее:

  • лекарственная терапия, чтобы снять боль и снизить риск воспаления;
  • специальная диета, способствующая срастанию костей, а также, возможно, курс витаминов.

После наложения гипса пациент далеко не все может делать сам. В зависимости от расположения травмированного участка правила ухода за ним будут меняться, однако общие действия включают:

  1. Применение обезболивающего и, если доктор позволил, легкий массаж: это облегчит боль, которую пострадавший будет испытывать долго.
  2. Внимательный осмотр тела пациента, если он из-за перелома не встает с кровати, поскольку могут образоваться пролежни. Иногда его можно очень аккуратно приподнимать и переворачивать, но только с позволения врача.
  3. Даже если у лежачего больного первое время будет недержание мочи, его нельзя ограничивать в питье – объем жидкости в день должен составлять до 1,5 литров.
  4. Необходимость не допустить резких движений пациента, обеспечить соблюдение диеты и выполнение всех рекомендаций доктора.

После снятия гипса назначают физиотерапию, массаж и ЛФК, чтобы быстрее вернуть травмированной конечности ее функции.

Источник

При переломах для безопасной транспортировки пострадавшего используются разные виды шин, но прежде, чем накладывать тот или иной фиксатор, необходимо разобраться, в чём их преимущества и когда лучше использовать ту или иную конструкцию.

Из проволоки

hinЛестничная шина Крамера применяется при переломах рук или ног. Изготавливается она из проволоки и напоминает по своему строению лестницу. В случае закрытого перелома накладывать такую конструкцию можно непосредственно на одежду.

Перед использованием проволочную заготовку нужно обложить ватой, которая закрепляется при помощи бинта. Моделируют и изгибают проволочное полотно по здоровой руке, после чего прикладывают к повреждённой руке, следя при этом чтобы конструкция охватила два сустава, а не только область перелома.

Для фиксации бедренного сустава используют сразу три шины. Одна ложится с внутренней стороны, другая снаружи, а третья под ногу. После того, как вся конструкция будет уложена, её прибинтовывают к конечности при помощи бинта, заполняя свободное пространство внутри ватой или одеждой, чтобы нога не могла свободно перемещаться.

Из дерева

hin2Шина Дитерихса – ещё одна транспортная конструкция, которая была предшественником предыдущей. Состоит она из двух деревянных элементов – доски с просверленными отверстиями и доски, в которую вкручена втулка. Обе части соединяются между собой, что позволяет обеспечить надёжную иммобилизацию повреждённой конечности. Но использовать эту модель можно только в случае перелома ног, для иммобилизации при травмах верхних конечностей она не подходит.

Основными показаниями для использования этого прибора можно считать:

  1. Массовое повреждение мягких тканей.
  2. Ожоги.
  3. Отморожения.
  4. Синдром длительного сдавления.
  5. Повреждения кровеносных сосудов.
  6. Повреждения нервных стволов.
  7. Повреждения костей.
  8. Повреждения суставов.

При этом используемые шины должны обеспечить надёжную фиксацию в физиологически выгодном положении и в то же время быть простыми в применении, чтобы наложение их не сказалось на общем состоянии пациента и на занимало длительный период времени.

Пневматические

hin3Медицинская пневматическая шина – герметичная камера, внутрь которой помещается повреждённая конечность, вокруг которой происходит подача воздуха. Различают три типа устройства. Первое предназначено для кистей и предплечий. Второе — для стопы и голени, а третье — для бедра и коленного сустава.

Используются эти предметы не только при явном переломе, который можно определить по имеющимся симптомам, но и при подозрении на перелом, при повреждении крупных и мелких суставов, при травмировании мягких тканей с большими отёками и гематомами. Применять пневматические шины могут не только врачи «Скорой помощи», но и сотрудники спортивных комплексов, МЧС, служб медицины катастроф. При этом в момент наложения риск получить дополнительную травму минимален, а полученная иммобилизация оказывается надёжной и длительной, что позволяет перевозить пострадавшего на дальние расстояния.

Читайте также:  Упражнения для реабилитации после компрессионного перелома позвоночника

К тому же, чтобы сделать рентген, такой фиксатор совсем не обязательно снимать, в отличие от двух предыдущих моделей, так как рентгеновские лучи совершенно свободно проходят сквозь материал. И, наконец, одежда и обувь не мешают применению такого метода фиксации.

Масса устройства не превышает 3 кг. Эксплуатироваться может при температуре от -20 до +50 градусов. Надуть же можно только до определённых пределов, который составляет 50 мм рт. ст.

Вакуумные

Транспортные вакуумные шины предназначены не только для иммобилизации конечностей при переломах, но и для фиксации рук и ног при подозрении на травму, при повреждениях суставов, при массивных кровотечениях. Основное предназначение – возможность надёжной фиксации повреждённой части тела перед транспортировкой пострадавшего с места получения травмы до больницы.

Данная конструкция настолько проста, что использовать её можно не только для оказания первой медицинской помощи, но и для самопомощи и взаимопомощи. Применять данную конструкцию можно не только у взрослых, но и у детей.

Храниться и эксплуатироваться вакуумные конструкции могут при температуре от -20 до +50 градусов. Их масса составляет от полукилограмма до полутора килограмм, в зависимости от назначения. При этом для проведения рентгенографии совсем не обязательно её снимать.

Источник

Как наложить шину при переломе костей голени, бедра и плеча

Переломы – это серьезные повреждения костной ткани, имеющее определенную классификацию, в зависимости от локации и степени тяжести. Оказание доврачебной помощи – одно из самых важных мероприятий, определяющее время последующего лечения и восстановления. Именно поэтому очень важно знать, как накладывать шину при переломе.

Шина на перелом название

Нарушение целостности кости может быть открытым (когда разрывается кожный покров, есть кровотечение) и закрытым (без такового). Кроме того, данные травмы делятся на полные, компрессионые (со смещением) и оскольчатые.

Симптоматика

Основные проявления зависят от того, какой именно участок тела был сломлен. Общая симптоматика представлена следующими пунктами:

  • резкое появление нестерпимых болевых ощущений;
  • опухание и гематомы;
  • смещение, деформация или укорочение кости;
  • ограниченная подвижность;
  • характерный звук хруста в момент травмирования;
  • иногда тошнота, рвота, потеря сознания, повышение температуры и подобное.

Зачем нужна фиксация

Наложение шин при переломах не дает твердой ткани двигаться, а это значит, что болевые ощущения будут намного меньше. Помимо всего прочего, пострадавший избежит серьезных патологий, связанных со смещением и распространением обломков.

Когда шина накладывается правильно – значительно снижается риск травмирования сосудов, нервных соединений и мышечной ткани. При любом исходе данное мероприятие является неотъемлемым при переломах разных типов.

Правила наложения шин при переломах

Для транспортной доставки пострадавшего в медучреждение сначала необходимо придать ему неподвижное положение, или хотя-бы какой-то конкретной зоне. Материалы, используемые для фиксации достаточно различны – это может быть специальные шины или подручные средства.

Шина на перелом название

В списке ниже, рассмотрены все тонкости иммобилизации и правильное выполнение:

  • При фиксации пояса верхних и нижних конечностей следует позаботиться о том, чтобы фиксирующий элемент (шина, бинт) охватывал две точки крепления (над и под местом травмирования). Если есть возможность, придайте конечности естественно положение (процедура не должна вызывать болевых ощущений).
  • В связи с распространенностью травмы очень важно понимать, как наложить шину при переломе костей голени. Для этого нужен твердый фиксирующий элемент (доска, труба) и моток бинта. Главное выполнить правило локации – зафиксировать коленный и голеностопный сустав.
  • При травмах плеча нужно выполнить шинирование, выбрав один единственный правильный способ – постепенно примотать к основе плечевой, локтевой и лучезапястный суставы.
  • Открытые переломы нуждаются в остановке кровотечения, наложите жгут или тугую бинтовую повязку. Обработайте рану перекисью. Аккуратно устраните посторонние объекты с раны. Не пытайтесь самостоятельно выполнить вправление.
  • Раздевать пациента также запрещено, во первых эта процедура может вызвать дополнительное смещение и образование новых отломков, а во вторых – края шины будут впиваться в кожу, нанося дополнительный ущерб.
  • Шина должна прилагать плотно, в противном случае фиксации не произойдет.

Желательно, чтобы операцию иммобилизации выполнял опытный специалист, учитывая все особенности и анатомическое строение каждого участка.

Виды шин

  • Шина Крамера при переломе – помогает фиксировать конечности и другие участки тела. Представляет собой сборный механизм для перемещения, состоящий из трех элементов (крепится по бокам и под поврежденной конечностью). Марля при этом должна быть стерильной, для безопасности перед твердыми элементами подкладывается ватная прослойка.

Шина на перелом название

  • Дитерихса – выполняется из деревянных объектов, хорошо обездвиживает травмированную зону. Фиксация выполняется в двух плоскостях.

Шина на перелом название

  • Надувная – имеется в наличии только у выездной бригады скорой помощи. Подкладывается под конечность, немного надувается и крепиться марлевой повязкой.

Шина на перелом название

Другие аспекты оказания первой помощи

Шина на перелом название

Лечение может ограничиться наложением гипсовой повязки и вправлением. Конечно же, при отсутствии множественных осколков, сильных смещений и разрывов сосудов. Оперативное вмешательство необходимо для репозиции отломков, сшивания мягких тканей и внутренних органов. Фиксация выполняется при помощи пластин, болтов и спиц. После пациент принимает кальцийсодержащие и обезболивающие препараты, а затем курс реабилитации.

Источник