Семья на переломе

Изменить размер шрифта
О том, как отразились перемены в российском обществе на воспитании детей, рассуждает сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук, стипендиат международных научных программ России, США и Франции, автор бестселлеров для родителей Ольга Маховская.
— На ваш взгляд, какое место дети занимают в системе ценностей современных россиян?
— Если говорить на декларативном уровне, то дети – это всегда “наше всё”. Каждый год объявляется то годом семьи, то годом ребенка. Я думаю, что у нас сегодня беспрецедентное количество правительственных программ, посвященных детству. Но у меня складывается впечатление, что в России сейчас наблюдается ситуация, когда у семи нянек дитя без присмотра. Количество организаций и общественных деятелей, берущих на себя ответственность за детей, чуть ли не больше, чем самих детей. Однако если говорить конкретно о ребенке, то дай Бог, чтобы у него был хоть один постоянный сопровождающий из родителей, бабушек и т. д. Наши дети растут с комплексом сироты — они очень много времени проводят в одиночестве.
Несмотря на то, что формально уровень жизни растет, ее качество не повышается. Такая “сиротская” норма, предусматривающая, что главное — чтобы ребенок был сыт и обут, остается пока главным ориентиром. С точки зрения психологии, это минимальная задача. И поменять ситуацию в масштабах всей страны очень сложно.
Конечно, определенный запрос на новые знания и методы в этой сфере есть. Если посмотреть на современное родительство, то сегодня сформировался небольшой класс адептов нового подхода. Они понимают, что мир меняется, и воспитание должно быть другим. Такие родители не довольствуются традиционной системой воспитания, а ищут новые методы, может быть, иногда даже с перебором.
Одним из главных признаков этой группы является то, что иногда лидерами воспитания в семье становятся отцы — в основном из числа тех, кто рос во времена перестройки и помнит о своем печальном детстве. Они понимают, что их ребенок никому, кроме семьи, не нужен, несмотря на всю общественную буффонаду вокруг детей. Ведь, по большому счету, это не более чем дымовая завеса.
— А с чем, на ваш взгляд, связаны изменения в отношениях “семья – ребенок”?
— Когда в основе всей системы ценностей лежит экономический критерий, грубо говоря – бабло, ребенок становится в первую очередь статьей расхода, а не самостоятельной личностью, не частью мира, которым ты очарован, не твоим личностным продолжением. И когда ресурса не хватает, ребенок категоризируется как обуза, на которую слишком много приходится тратить.
— То есть получается, что ребенок сегодня во многом воспринимается как некий инвестиционный проект, и неизвестно, окупится он или нет?
— Конечно. Это отсроченные вклады, а русское сознание приучено все оценивать на короткую перспективу. Мы не мыслим стратегически, мы живем одним днем.
Дети же вообще редко оправдывают родительские надежды. Ты думаешь, что у тебя растет космонавт, а он вдруг идет в гуманитарии. Но в нормальной ситуации дети и не должны реализовывать фантазии родителей. Они должны отделиться и начать развиваться самостоятельно. Очень хорошо, если при этом дети выросли хорошими людьми и не забыли нас, даже если мы были не самыми хорошими родителями.
Я хотела бы обратить внимание на то, что у нас появился еще один феномен, который влияет на качество детства. Дело в том, что само детство стало длиннее. Рожая детей, мы думаем, что главное – это дотянуть их до 18 лет. Но сейчас подростковый возраст затянулся до 25-27 лет. И тут мы сами начинаем сходить с дистанции, думая, почему же ребенок такой инфантильный и не уходит в самостоятельную жизнь. Эмансипация детей сейчас провоцируется в основном родителями — мы начинаем их “выпихивать” из гнезда. Но не всегда на это хватает сил.
— А какие основные стимулы сегодня движут людьми, которые решили завести детей? Все-таки ситуация, когда ребенок был помощником в хозяйстве, по большому счету, ушла в прошлое. Да и в старости далеко не все родители рассчитывают на своих детей…
— Главные мотивы на протяжении веков не меняются — это желание продолжить свой род, страх за свою старость… Но сейчас существенную роль играет еще и желание быть лояльным гражданином, жить так, как все. Семья и дети важны для репутации. Когда идет речь о борьбе за успех, скорее примут на работу того, у кого есть семья и дети. Считается, что семейные люди не так легко меняют работу, что они более трудолюбивы, у них есть стимул. Думаю, сейчас вопросы социальной и деловой репутации выходят на первые места.
— Скажите, насколько современная российская модель отношения родителей и детей отличается от моделей других стран?
— В рамках христианской цивилизации есть три направления: православное, католическое и протестантское. В каждой конфессии дети занимают свое место. Наиболее детоцентристким является католический мир. Модель семьи там такова, что главный груз несет отец. Его роль, может быть, не так почетна, но является краеугольной. В этой системе ответственность в семье распределена таким образом, что отец должен не только кормить и обеспечивать статус, но и реально принимать участие в воспитании. В католических странах вся политика по поддержке семьи направлена на повышение рождаемости — даже ребенку иммигрантов будет уделен максимум внимания, он будет включен во все необходимые программы. В то время как родителями государство не очень интересуется — считается, что они взрослые люди и сами со всем справятся.
В протестантском мире очень важна идея личной ответственности и паритетности. Папа и мама уравнены в правах, а ребенок растет как потенциальный партнер. Детей очень рано учат оценивать результаты своего труда. Например, делаются небольшие выплаты за домашнюю работу. То есть речь идет об экономической связи между членами семьи. На эмоциональном уровне, как правило, отношения не очень близкие. Есть определенная дистанция. В протестантских семьях принято давать некую свободу маневра. Не обязательно нужно везде бывать всей семьей. Когда выполняется какая-то работа, все консолидируются как команда. А потом каждый снова может жить в своем ритме.
Наша модель семьи считается дисгармоничной. Я имею в виду постсоветскую семью православного происхождения. Да, ребенок очень важен, но по факту он, в первую очередь, важен для женщины. И реальная ответственность, как правило, лежит на ней. Отцу принадлежат властные полномочия. Эмоционально он зачастую за пределами семьи. Типичная картина еще с советских времен: папа лежит на диване, вокруг нечто происходит, а он занят своим – например, думает о судьбах мира.
— А есть какие-то предпосылки того, что российская модель будет меняться? И если будет, то в какую сторону?
— У нас разнородная картина, все мозаично. Но главная тенденция – мы движемся к протестантской модели. Мы усвоили все ценности личного успеха, равенства и т.д., но, на мой взгляд, в несколько карикатурной форме. Мы сейчас щеголяем заимствованными категориями, в которых пытаемся устроить свою постсоветскую жизнь. Но, усвоив базовые ценности из другой культуры, мы вынуждены и другие принимать как есть. Многие семейные конфликты сегодня начинают происходить по схеме “ты мне, я тебе”: кто сколько посвятил времени ребенку, сколько один вложил, сколько другой. Когда начинается такой расчет, это увеличивает дистанцию между родителями и детьми. Поэтому, как я говорила в самом начале, у нас многие дети растут с комплексом сироты, эмоционально голодными.
Я, конечно, за модернизацию семьи — но по католическому, европейскому, типу. А она у нас происходит по американскому сценарию. Как психолог я вижу в этом большую проблему. В православном варианте дети были нужны в основном только женщинам. Но раньше рядом с мамами всегда были бабушки, подруги, соседки. Ребенок всегда был под пристальным социальным контролем. Сейчас его нет. Все заняты своими делами. Ребенок остается только с мамой, которая тоже всецело занята работой, так как не хочет отставать от папы. При этом она сама нуждается в поддержке: даже если нагрузка с мужчиной равна, женщина все равно тратит больше энергии в силу того, что она слабее в эмоциональном плане. И вот эта измотанная мама приходит домой, а там еще ребенку надо уделять внимание. А ведь ей еще важно соответствовать стандартам внешности, водить машину и т.д. — появляется бесконечный ряд требований.
Ситуацию часто спасают няни, которые являются случайными фигурами. Это не бабушка, которая ждала внука как своего собственного ребенка и готова ему отдать все. Объективно, бабушка раньше была главным эмоциональным донором для ребенка. С няни нельзя этого требовать. В лучшем случае, она внимательный педагог. Но заменить членов семьи довольно трудно.
Кроме того, в семью перекочевали требования из бизнеса, некая корпоративная культура. Мама начинает оценивать няню по различным критериям как работодатель. И часто через месяц или два няня уходит. Это также приводит к комплексу сироты. Приходят разные тети и дяди, все кормят, дарят игрушки. В детском доме дети получают почти то же самое. Нет главного – привязанности хотя бы к одному человеку, который бы день и ночь помнил о ребенке и о том, что ему важно.
По инф. rosbalt.ru
- А что думаете вы, читатель МГ? Напишите свое мнение в комментариях, ваше мнение важно!
- Интересно? Полезно? Хотите помочь редакции?
- Расскажите об этом своим друзьям!
Загрузка…
Великий князь Кирилл Владимирович: самопровозглашенный император был лоялен к Гитлеру
После Октябрьской революции в Германии, еще недавно воевавшей против России в Первой мировой войне, обосновалось около полумиллиона белоэмигрантов. Своим новым домом Веймарскую республику избирали в основном представители ультраправых взглядов, сочувствовавшие нацистам и поддерживавшие идею гитлеровского «крестового похода против большевизма». Среди них были и представители династии Романовых.
Хирург Николай Склифосовский: в его судьбе было немало тяжелых испытаний
Имя Николая Склифосовского уже давно стало нарицательным, а потому подробности биографии известного хирурга уже мало кто помнит. А между тем жизнь Николая Васильевича была полна трагедий. Причем, несчастья не перестали преследовать семью врача даже после его смерти.
Фильм «Серебряные коньки»: здесь что-то от Андерсена, что-то от Диккенса…
Чудеса случаются даже в ковидный год: в кинотеатрах выходит прекрасная сказка для взрослых «Серебряные коньки» Михаэля Локшина. В ней хорошо почти все — и русские революционеры, и французская магия, и дореволюционный Санкт-Петербург с замерзшими каналами, и даже «Капитал» Карла Маркса в руках нежной аристократки.
Мойдодыр по-английски
Как обычно, сидели мы с соседом у меня на кухне. Обсуждали мировые новости. Но так как они всегда, новости эти, ничего хорошего не сообщали, то мы негатив весь смывали тёщиной самогоночкой. Так спокойней было рассуждать о смене президента американского и поминать добрым словом своего, родного.
Ребенок и кошка весело и мило
Пришествие Антихриста: а кто он?
Во времена глобальных кризисов, таких как нынешняя пандемия COVID-19, в обществе обостряются эсхатологические настроения. В связи с этим многие православные сейчас обсуждают фигуру Антихриста, которому надлежит придти перед концом света. Кто это такой и почему христиане его боятся?
Варлам Шаламов: последние дни. Черно-белое кино рассказывает…
Дебютная картина режиссера Дмитрия Рудакова рассказывает о периоде жизни Варлама Шаламова в доме престарелых.
Инкогнито из Останкино
Владимир Ворошилов – создатель интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?», один из первых российских телеакадемиков, прозванный Инкогнито из Останкино. Это нежелание быть на публике притягивало и завораживало зрителя.
Легендарный начальник угро Игорь Карпец — настоящий демократ во всех помыслах и делах
О встречах с И.И. Карпецом – начальником уголовного розыска СССР в 1969-1979 гг.
Иконы и православие: без повода дарить и принимать не стоит
Икона — важный атрибут православия и значимый символ для верующего человека. Считается, что многие «святые лики» обладают чудодейственными силами: дарят исцеление больным, оберегают от неудач, приносят благополучие в дом, в семью. Но можно ли иконы дарить и передаривать? Не оскорбит ли это чувств верующего человека и не будет ли грехом?
Геннадий Хазанов – Письмо в Израиль (1997 г.)
Звездные дети: что стало с дочками Рыбникова и Ларионовой
Кинозрителей интересует порой не только жизнь любимых артистов, но также и их детей. Как, к примеру, сложилась судьба дочерей знаменитостей советского кинематографа Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой? Сейчас узнаем.
Алексей Косыгин: «эффективный менеджер» советской эпохи
Ровно 40 лет назад – 18 декабря 1980 года – не стало Алексея Николаевича Косыгина. 42 года он был членом правительства СССР, 16 лет из них – премьером Советского Союза, что абсолютный рекорд в мире. При этом в народе Косыгина всегда любили, а историки и экономисты говорят, что по эффективности проводимых им реформ он превзошел Петра Столыпина. Как ему удалось быть востребованным и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе?
Яков Брюс – легендарный сподвижник Петра I и… владелец книги, открывающей тайны?
В нашей истории Яков Брюс остался как таинственная тень первого российского императора, его преданный соратник, а также как легендарный авантюрист, едва ли не чернокнижник.
Забавные животные
Бизнесмен и рыбак
Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу.
Создательнице легендарных «Гардемаринов» Светлане Дружининой – 85
16 декабря народная артистка России и режиссер Светлана Дружинина отмечает 85-летний юбилей. Скрывать свой возраст она считает бессмысленным. Светлана Сергеевна рассказала, чем живет сегодня и откуда у нее любовь к истории.
Писатель о писателе: Михаил Любимов об авторе шпионских романов Джоне Ле Карре
Трагическая весть: ушёл из жизни крупный английский писатель Джон Ле Карре, с которым я поддерживал дружеские связи. Последний месседж я получил от него в ответ на поздравления с его днём рождения 18 октября 2020 г., он впервые сообщил, что болен. Признаюсь, что ещё в 1960‑е годы в Лондоне я дивился ему, столь красиво ушедшему из британской разведки в мировую литературу. В 90-е мы уже познакомились в Лондоне как люди с одинаковым прошлым и с тех пор неоднократно встречались. Смерть большого писателя – это невосполнимая потеря для меня и для всех почитателей его яркого таланта.
Фанаты: чем объяснить современный феномен страстных поклонников «звезд»?
“Любовь к артистам или спортсменам иногда приводит к почти религиозному благоговению перед ними. Но откуда взялся культ звезд?” – задается вопросом Клеман Гийе, психиатр, журналист, автор книги “Социология фанатов”, на страницах Slate.fr.
Соперничество между братьями и сестрами
Источник

Летом 2010 года со мной случилась беда, которая изменила всю мою жизнь. Я получила перелом шейки бедра и сразу из здорового человека превратилась в беспомощного инвалида. В Тихорецкой больнице мне была сделала операция (остеосинтез), но, к сожалению, она не помогла, образовался ложный сустав.
Муж, с которым я на тот момент находилась в разводе, но жила вместе, выкинул меня, беспомощную, ходившую на костылях, на съёмную квартиру. Оказывается, он имел на это полное право, у нас закон в таких случаях на стороне мужчин. Добрые люди мне помогли, и я смогла выжить, научилась ходить с тростью, обслуживать себя. Нога стала короче на четыре сантиметра, были сильные боли, и врачи посоветовали мне сделать операцию по замене тазобедренного сустава (эндопротезирование). Как ждала этой операции, не передать словами: ведь я надеялась, что смогу нормально, без боли, ходить.
И вот в марте 2012 года состоялась операция. Интуиция почему-то сразу подсказала мне, что она сделана неудачно: всё время мучили сильные боли, было трудно сидеть. При этом другие пациенты в нашей палате особо не жаловались, хотя были постарше меня и имели лишний вес.
После выписки из Краснодарской краевой больницы я выполняла все врачебные предписания, но боли не проходили. Я общалась со многими людьми, которые сделали подобную операцию, у них ситуация абсолютно другая: болей нет!
Несколько раз я ездила на проверку с рентгеновскими снимками в краевую больницу, врачи после осмотра заявляют, что протез стоит правильно, можно ходить без трости. Но мне-то лучше не становилось!
Во время последнего посещения доктора объяснили мои боли остеохондрозом и отправили на консультацию к неврологу. Но та после обследования сказала, что на данный момент остеохондроз тут ни при чём. Я просто в отчаянии: хожу без палочки, но терплю постоянные боли, и главное – не знаю, у кого теперь искать помощи.
А тут ещё бывший муж обещает меня выписать со своей жилплощади через суд, а он по закону имеет на это полное право, и тогда я совсем потеряю возможность лечиться. Хозяин съёмной квартиры, где сейчас живу, решил её продавать, а я даже не знаю, куда деваться, найти другое жильё очень трудно. Если бы я была здорова, на своих ногах, то что-то придумала бы. Я совершенно одинока, детей и родных нет, плачу каждый день от боли и отчаяния. Спать ночью совершенно не могу: перед глазами картины одна страшнее другой.
Обращаюсь к читателям газеты: подскажите, посоветуйте, как найти выход из этой ситуации! Буду рада звонку, письму, доброму слову, мне очень нужна моральная поддержка. Может, откликнутся врачи-травматологи или люди, которые перенесли подобную операцию, подскажут хорошего доктора, эффективные методы обследования, которые выявили бы причину боли.
Я уже перепробовала всё, что рекомендовали врачи: улучшения нет. К сожалению, у меня нет компьютера, не могу выйти в интернет, чтобы там почерпнуть информацию о своей болезни и способах лечения. Дорогая редакция, умоляю вас о милосердии, не оставьте без внимания моё письмо, очень надеюсь на поддержку читателей. Мне 55 лет, а у меня уже нет сил жить, чувствую себя одинокой и никому не нужной.
Из письма Любови Михайловны Котенко,
ул. Колхозная, д. 36-а, г. Тихорецк, Краснодарский край, 352120,
тел.: 8-918-381-56-94
Опубликовано в №13, апрель 2013 года
Источник