Русские на переломе столетия
К 1917 году Россия занимала ключевые позиции почти во всех перспективных научных отраслях, определивших облик мировой науки и техники ХХ века. Взлет русской науки, образования и промышленности был прерван революцией.
В области биологии и фундаментальной медицины к русским ученым пришло признание уже в начале ХХ века, иллюстрацией чего стали Нобелевские премии Павлова и Мечникова.
В расцвете была Петербургская математическая школа, называемая еще “школой Чебышева”. С 1912 года бурно развивалась Московская математическая школа Николая Николаевича Лузина. Большая часть известнейших советских математиков были его учениками. Расцвет русской математики не ограничивался столицами, Казань, Варшава, Харьков, Киев, Томск, Одесса были научными центрами мирового уровня.
Перед революцией значительно укрепились позиции русских ученых в прикладной математике, механике и математической физике. Результаты их исследований имели первостепенное значение для развития российского машиностроения и кораблестроения, а также зарождавшейся авиации, приборостроения, индустрии материалов. Кроме признанных авторитетов старшего поколения, таких как Алексей Николаевич Крылов и Иван Всеволодович Мещерский, появились восходящие звезды мирового уровня, например, Степан Тимошенко, Николай Крылов, Яков Тамаркин, Александр Фридман, Дмитрий Рябушинский. Некоторые из них эмигрировали и стали лидерами научных школ за границей. К примеру, американская школа прикладной механики во многом была создана именно Тимошенко.
Нефтехимия, химия полимеров и эластомеров, химическая технология, пищевая промышленность возникли и успешно развивались в предреволюционной России. Так, основоположниками технологии синтеза каучука были русские ученые Сергей Лебедев, Борис Бызов и Иван Остромысленский. Кстати, резиновые изделия и продукты нефтепереработки были одной из основных статей экспорта из России. В Российской Империи возникли корпорации мирового уровня, поставлявшие на мировой и российский рынок широчайшую гамму высокотехнологичных и новых по тем временам изделий (к примеру, смазочных масел, которые научились делать именно в нашей стране).
В металлургии, зарождавшейся тогда науке о материалах, физической химии русские ученые также занимали ведущие позиции. Огромное влияние на мировую науку оказали работы русских экономистов начала ХХ века.
Слабым звеном русской науки того времени была, как ни странно, физика. Основные школы отечественной физики, позже получившие имена академиков Рождественского, Мандельштама, Иоффе и Вавилова, сложились только в годы Первой мировой войны. Причем помимо теоретических семинаров в Петрограде и Москве колоссальную роль сыграло участие молодых физиков в “мегапроектах” военного времени — в создании оптической и радиотехнической промышленности.
Одним словом, к 1917 году перспективы русских ученых в новых бурно развивавшихся областях представлялись великолепными.
Этому способствовало несколько факторов.
Во-первых, успешная реформа среднего и высшего образования, проведенная в начале царствования Николая II. В этот период существенно выросло финансирование образования, было открыто большое количество новых школ, учебных институтов, научных лабораторий. Если в конце XIX столетия Россия значительно уступала в этой области Германии, то к началу войны по количеству студентов почти вдвое ее превзошла. Если бы в 1913 году был составлен рейтинг, скажем, 30 лучших технических вузов мира, то там оказались бы с десяток российских институтов.
Параллельно этому шла реформа среднего образования. В конце XIX века развернулась широкая общественная дискуссия с участием государственных деятелей, ученых, педагогов, родителей школьников, ее результатом стала так называемая Боголеповская реформа (по фамилии министра образования Боголепова, убитого в 1901 году террористами). Тогда же были изданы новые учебники и пособия, резко выросла роль общества, прежде всего родителей учеников, в развитии образования. Именно благодаря успешным реформам среднего и высшего образования в последнее десятилетие перед революцией в науку пришло многочисленное, блестяще образованное и талантливое поколение молодых ученых, идеи которых во многом определили развитие науки и техники ХХ столетия.
Кстати, именно вовлечение родителей в образование в ходе реформ Николая II отчасти спасло советскую науку. Ведь крупнейшие наши ученые — Боголюбов, Сахаров, Гельфанд, Артоболевский, Ляпунов, Понтрягин — практически не учились в советских школах и институтах, они обязаны своим образованием семье и старшим товарищам.
Крупнейшие технические вузы мира в 1913 году
Место | Вуз | Число студентов |
---|---|---|
1. | Illinois Industrial University (США) | 5523 |
2. | С.-Петербургский политехнический институт имп. Петра Великого | 4977 |
3. | Technische Hochschule Wien (Австро-Венгрия) | 3193 |
4. | Technische Hochschule Muenchen (Германия) | 3062 |
5. | Technische Hochschule Berlin-Charlottenburg (Германия) | 2943 |
6. | Императорское Московское Техническое училище | 2666 |
7. | Технологический институт имп. Николая I в C.-Петербурге | 2276 |
8. | Рижский политехнический институт | 2084 |
9. | Киевский политехнический институт имп. Александра II | 2033 |
10. | Technische Hochschule Darmstadt (Германия) | 1768 |
11. | Technische Hochschule Hannover (Германия) | 1741 |
12. | Massachusetts Institute of Technology (США) | 1685 |
13. | Технологический институт имп. Александра III в Харькове | 1494 |
14. | Technische Hochschule Dresden (Германия) | 1447 |
15. | Институт инженеров путей сообщения имп. Александра I в С.-Петербурге | 1388 |
16. | Technische Hochschule Zuerich (Швейцария) | 1381 |
17. | Technische Hochschule Karlsruhe (Германия) | 1343 |
18. | Technische Hochschule Danzig (Германия) | 1335 |
19. | Московский сельскохозяйственный институт | 1332 |
20. | Technische Hochschule Stuttgart (Германия) | 1235 |
21. 22… | Томский технологический институт имп. Николая II | 1184 |
… | Imperial College London (Англия) | |
… | Ecole Centrale des Arts et Manufactures (Франция) | |
… | Ecole Polytechnique (Франция) | |
… | Turin Polytechnic Institute (Италия) | 525 |
Признавая успехи Российской Империи в области высшего и среднего образования, многие авторы, однако, утверждают, что основная масса детей вовсе не имела возможности учиться в школе. Действительно, по данным переписи 1897 года, почти 70% подданных Российской Империи были неграмотными. Задача обеспечения общедоступного школьного обучения была чрезвычайно сложной, поскольку численность детского населения дореволюционной России была значительно выше, чем в Советском Союзе и в Российской Федерации. На рубеже XIX-ХХ веков в стране наблюдался феноменальный демографический рост, резко ослабевший после 1917 года. Ни в одной европейской стране не решалась задача подобного масштаба — создание системы обучения для такого огромного количества детей на колоссальной территории. И именно в последнее десятилетие перед революцией были сделаны решающие усилия для того, чтобы многократно расширить школьную сеть и обеспечить начальное образование для всех детей. В 1907-1916 годах царское правительство, земства и церковь создали необходимые условия для всеобщего начального образования. Перед началом Первой мировой войны в стране было свыше 100 тыс. школ — в два раза больше, чем в нынешней Российской Федерации. Именно эта школьная сеть позволила советской власти обеспечить всеобщее обучение к 1931 году. И если бы революции не произошло, то эта задача была бы решена уже в первой половине 1920-х.
Вторым фактором взлета науки в царствование Николая II было стремительное развитие промышленности. Весь период его царствования был отмечен грандиозным промышленным строительством. Возводились огромные заводы, оснащенные новейшим оборудованием, создавались заводские лаборатории, разрабатывались новые продукты. Промышленное развитие осуществлялось в условиях жесткой протекционистской политики государства и с опорой на собственную инженерную школу.
Февральская революция знаменовала собой не только развал армии и промышленности, но и дезорганизацию научных исследований. Как уже говорилось, значительная часть проектов координировались и финансировались царским правительством, а в ряде случаев и непосредственно членами царской фамилии. Эта работа остановилась практически сразу после свержения Николая II. Единоначалие закончилось, власть перешла к комитетам, советам, комиссиям, начались долгие дискуссии о преобразованиях, поиски виноватых, а практическая деятельность замерла.
После октябрьского переворота ситуация усугубилась. Началась гражданская война, голод, репрессии против “эксплуататорских классов”, в которые записали и ученых, несмотря на то что у большинства революционных вождей было высшее образование. Квалифицированные руководители были изгнаны с предприятий. Многие неординарные ученые и инженеры умерли от голода и эпидемий, были убиты или покончили жизнь самоубийством, другие эмигрировали.
Можно привести такую статистику: у великого авиаконструктора Игоря Сикорского во время Первой мировой войны работали 75 выдающихся ученых, инженеров и испытателей. Из них только один погиб до 1917 года, а 25 погибли между 1917 и 1924 годом. 32 специалиста эмигрировали. Только 17 специалистов из 75 остались работать в СССР, причем 8 из них, включая выдающегося авиаконструктора Поликарпова, подверглись репрессиям.
Стоит, однако, отметить, что с определенного момента, приблизительно с конца 1918 года, советское правительство и сам Ленин начали защищать ученых, которые подчинились новой власти. Большую роль в этом сыграл Максим Горький, создавший Комиссию по улучшению быта ученых, занимавшуюся распределением пайков среди представителей академической сферы. Она не дала им умереть.
После провозглашения НЭПа все стало медленно возвращаться на круги своя, русская наука поднималась из руин. Восстанавливалась международная научная коммуникация, причем возвращение нашей страны на мировую арену в 1920-е годы было триумфальным, доклады на международных форумах и статьи русских ученых, как оставшихся в СССР, так и эмигрантов, производили настоящий фурор. В этих работах высказывались новые идеи в области математики, экономики, механики, математической физики, химии, нейрофизиологии и генетики, которые вызревали в умах русских ученых в период после 1914 года. Несомненно, что мировые успехи русской науки в 1920-х годах были результатом отнюдь не революции, а предреволюционного подъема.
Короткий расцвет 1920-х прекратился после объявления “великого перелома” 1928-1931 годов. По стране прокатилась волна репрессий против спецов. Старые институты и научные общества были разогнаны или перекроены на новый лад. Опустился “железный занавес”.
Новый подъем отечественной науки начался только после Великой Отечественной войны, когда старая система подготовки кадров была частично возрождена, а наследники дореволюционной научной и инженерной традиции восстановлены в правах. В 1950-60-е годы в советской науке наблюдалась поразительная картина — академиками, лидерами научных школ, главными инженерами и конструкторами крупнейших предприятий становились дети царских генералов, чиновников, священников, профессоров богословия, инженеров и предпринимателей.
К 1920 году промышленное производство составляло всего 14% от уровня 1913-го. Вскоре начался быстрый восстановительный рост. Советская статистика утверждала, что промышленность СССР вышла на уровень 1913 года к 1926-му. Это совершенно не так
Известна крылатая фраза “Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой”, которую апологеты советского строя приписывают Уинстону Черчиллю, но которая на самом деле принадлежит известному европейскому марксисту Исааку Дойчеру. Так или иначе, большевики приняли страну не только с сохой, но и с мощной, современной машиностроительной, кораблестроительной, военной, электротехнической, химической, пищевой и текстильной промышленностью. А ядерные исследования, добыча и переработка радиоактивных веществ — тогда это был не уран, а радий — в нашей стране начались еще до революции. Согласно современным данным, собранным крупнейшими европейскими историками экономики Паулем Байрохом и Ангусом Мэддисоном, к началу Первой мировой войны Российская Империя была третьей-четвертой экономикой мира, в стране было сосредоточено 8-9% мировой промышленности и около 10% мирового ВВП. К моменту смерти Сталина в результате бурного послевоенного роста СССР с 9,5% мирового ВВП стал не четвертой, а второй экономикой мира, но только потому, что к этому моменту Германия была повержена, а Британская империя развалилась.
При этом структура промышленности Российской Империи сильно отличалась от советской и современной — при царе обрабатывающая промышленность значительно опережала добывающую. Крупная обрабатывающая промышленность России была на уровне мировых лидеров Германии и Великобритании, а добывающая промышленность и черная металлургия — только на уровне Франции. Русская промышленность в значительной мере использовала импортное сырье, она импортировали чугун из Германии, хлопок-сырец из США, уголь из Англии. Были, конечно, и сферы, в которых перед войной мы отставали, например, в создании высокоточных металлообрабатывающих станков, радиоэлектронных компонентов, авиационных двигателей, оптического стекла, некоторых важных химических полупродуктов. До войны все это импортировалось. Но Первая мировая заставила осуществить “импортозамещение”, в 1914-1916 годах при участии ведущих русских ученых была создана передовая радиотехническая, оптическая промышленность, приборостроение, точное станкостроение, авиастроение, производство двигателей. Почти вдвое выросли и без того мощные машиностроительная и электротехническая индустрия.
Если говорить о советской индустриализации 1920-30-х годов, то это была скорее “реиндустриализация” — постепенное восстановление, а потом и расширение промышленности, разрушенной революцией.
К 1920 году промышленное производство составляло всего 14% от уровня 1913-го. Вскоре начался быстрый восстановительный рост. Советская статистика утверждала, что промышленность СССР вышла на уровень 1913 года к 1926-му. Это совершенно не так. Во-первых, не учитывался колоссальный процент брака и падение качества на советских предприятиях, во-вторых, данные советской статистики банально сфальсифицированы. Это видно из простого расчета: по производству электроэнергии СССР вышел на уровень 1916 года только в 1929 году, по производству чугуна и стали — в 1930-1931-м. При этом подвижной состав железных дорог вышел на дореволюционный уровень в середине 1930-х, а ведь мы знаем, что электроэнергии, стали, вагонов и паровозов в последние годы империи не хватало на то, чтобы обеспечить бурный рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях.
Рост советской промышленности в 1920-30-е годы был обеспечен в значительной степени благодаря перевооружению царских заводов силами кадров, подготовленных в царских институтах. Попытка советского руководства в первую пятилетку заместить неблагонадежных “буржуазных спецов” немецкими и американскими “товарищами” и совершить скачок за счет импорта технологий во многом провалилась. На рубеже 1930-х годов тысячи американцев и немцев работали на советских заводах, одновременно с этим тысячи русских специалистов работали в “шарашках” или копали Беломорканал… В 1934 году их выпустили на свободу, поскольку изменилась политика партии — ставка отныне делалась на собственные кадры. Однако полная реабилитация специалистов старой школы произошла только в годы Великой Отечественной войны, когда стало ясно, что без них невозможно победить врага.
Дмитрий Сапрыкин, кандидат философских наук, эксперт РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Источник
XIX век – это век утверждениянового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость северо-американских колоний, промышленного переворота в Англии в конце XVIII века, Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Наполеон превратил Французскую республику в монархию, став в 1804 году императором. Основным направлением внешней политики его стали завоевательные войны против феодальных монархов. Страны Западной Европы, за исключением Англии, были покорены Наполеоном. Без победы над Россией, завоевания Франции были бы неполными.
В России Наполеон в 1812 году встретил ожесточенное сопротивление и армии, и народа. В силу меньшей численности и размеров материальных ресурсов русская армия отступала. Генеральное сражение состоялось под Бородином 26 августа 1812 года. В этом сражении были сломлены силы наполеоновской армии и положено начало концу войны. После Бородинского боя Наполеону удалось занять Москву, но организованное после оставления столицы французами преследование их Кутузовым практически полностью уничтожило шестисоттысячную армию: через реку Березину переправились жалкие остатки наполеоновской армии (30 тысяч человек). В марте 1814 года Париж капитулировал, в него вошли во главе с русской объединенные армии союзников. Во Франции была восстановлена монархия, а во всей Европе установилась абсолютистская реакция во главе со «Священным союзом» монархов России, Австрии и Пруссии, поддержанных Англией.
Однако восстановить старый феодальный порядок не удалось, ибо буржуазные отношения уже утвердились: промышленный переворот произошел в большинстве стран Западной Европы. Результатом борьбы за свободное развитие капитализма, наций и государств явились революция 1830 года во Франции, революции 1848 – 1849 годов в Европе. На ходе революций сказалась солидарность европейских монархов, поэтому революции где-то потерпели поражение, где-то были неполными. Однако, несмотря на это, правительства стран в результате революций вынуждены были идти на серьезные уступки, принимать законы, которые облегчали экономическое развитие, вели к ликвидации последних феодальных пережитков.
Развитие капитализма вызвало рост классовой борьбы. Если раньше буржуазия, крестьянство и рабочие выступали единым фронтом против феодальных порядков, то теперь их пути расходятся. В 40-е годы XIX века появился марксизм, объявивший себя выразителем идеологии рабочего класса. Свержение буржуазии, господство пролетариата, основание вместо буржуазного нового общества, без классов и частной собственности – так определили свою цель К.Маркс и Ф.Энгельс.
Буржуазные революции обеспечили быстрое развитие капитализма. Это стало возможным и в результате того, что к началу XIX века была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки, что способствовало развитию новой техники, технологии: парового железнодорожного транспорта, электричества, выпуска машин машинным способом, перехода от простой кооперации к комплексу машин. Начался переход к крупной машинной индустрии.
Россия в первой половине XIX века оставалась еще крепостнической страной, хотя и в ней развивался капитализм. Наметились новые явления в экономике страны. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики с целью повышения доходности и рентабельности своих хозяйств стремились использовать наемный труд, новые технические средства, выращивать технические культуры.
В промышленности выросло число крупных предприятий. Наиболее развитыми отраслями промышленности являлись хлопчатобумажные предприятия, сахарные заводы, кожевенная отрасль. К 1825 году уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Развивалась мелкая промышленность в виде народных промыслов, росло купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.
В первой четверти XIX века Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. После гибели Павла I на престол взошел его старший сын Александр I (1801 – 1825). Он понимал, что социально-экономическая и политическая системы России нуждаются в серьезной модернизации. В первый период своего царствования Александр I осуществил ряд мероприятий либерального характера. Царь опирался в своих преобразованиях на Негласный комитет, в состав которого входили П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, А.Чарторыйский и др.
В 1801 году был принят указ, по которому всем лицам свободного положения дано было право покупать землю. Этот указ положил начало разрушению монополии дворянства на землю. В 1803 году последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать на волю своих крепостных. По этому указу отпущено было на свободу всего 47 тысяч крепостных душ. Комитет не разрешил основной вопрос русского общественного устройства – крепостного права. А без его разрешения нельзя было основать будущий правопорядок, о чем мечтали члены Комитета, постепенно он распался. Его функции перешли к М.М.Сперанскому (1772 – 1839). Сперанскому государь поручил разработать программу государственных реформ, что и было сделано. Суть программы Сперанского сводилась к созданию в России представительных органов снизу доверху, уравниванию всех сословий перед законом, учреждению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждении правового государства.
Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 года. 1 января 1810 года был открыт в преобразованном виде Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. В 1811 году были преобразованы министерства. Но далее дело не пошло, проект остался проектом. В 1812 году Сперанский лишился доверия царя, был уволен с должности, сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Для реализации программы Сперанского не было тогда объективных условий в российской действительности. Возможно и то, что Александр I боялся скороспелости программы, ее непопулярности среди дворянства и окружающих его сановников. И все-таки Александром I были проведены также реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты (Дерптский, Харьковский, Казанский). Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей.
Позднее Александр I в 1818 – 1819 годах поручил воскресить проект Сперанского графу Новосильцеву. Новосильцев составил «Уставную грамоту». По его проекту Россия должна была стать федерацией, иметь свой парламент, большие полномочия на местах. Однако этот проект, как и при Сперанском, не получил санкции. Не был пущен полным ходом и вновь устроенный либеральный порядок в Польше и Финляндии.
В последние годы царствования Александра I стало заметно его равнодушие к внутренним делам и вопросам гражданского управления. Всю административную работу он возложил на графа Аракчеева (1769 – 1834). Настал тяжелый режим, особенность которого проявилась в создании военных поселений, бесправии поселян, в усилении произвола полиции и чиновничества.
Таким образом, Александр I, начав царствование с огромных надежд современников в него, закончил путь в атмосфере разочарования им. Возможно, положение абсолютного монарха, общая косность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, верхушки армии, могущество чиновничества, пассивность и политическая апатия народа – все это препятствовало реформам. Реформаторские усилия, дав определенные результаты в области просвещения, печати, госуправления, не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России.
Источник