Ренессанс эпоха перелома

Ренессанс эпоха перелома thumbnail
  • KtoNaNovenkogo
  • ЧАстые ВОпросы
  • Вы здесь

30 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

Никколо Макиавелли

  1. Ренессанс — это возрождение по-французски
  2. Когда была эпоха Возрождения
  3. Итальянское и Северное Возрождение
  4. Этапы итальянского периода
  5. Главные достижения Ренессанса
  6. Заключение

Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.

Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.

Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».

В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.

Ренессанс — это возрождение по-французски

Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный», «возрождение».

В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».

*Жюль Мишле

И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.

В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.

Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.

Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.

Когда была эпоха Возрождения

В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время, по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.

Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.

Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.

Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.

Петрарка выступал за возрождение античной культуры, проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.

*Памятник Петрарке во Флоренции

И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.

Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:

  1. высокий уровень экономического развития;
  2. отсутствие четких границ между сословиями;
  3. культ равенства граждан перед законом;
  4. развитая система образования, охватывающая разные слои населения;
  5. непосредственная связь с римской цивилизацией, культурное наследие которой являлось частью национального прошлого (Флоренцию основал в 59 году до н.э. сам Юлий Цезарь).

Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.

С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.

Среди прочих называют:

  1. 1492 год, когда была открыта Америка;
  2. 1517 год, когда началась Реформация (что это?);
  3. 1600 год, когда в Риме сожгли на костре скандального философа Джордано Бруно;
  4. Даже 1648 год, когда подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война, и началась качественно новая эпоха в истории Европейских государств.

Итальянское и Северное Возрождение

В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.

Читайте также:  Можно париться в бане при переломе ребра

*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения

Ренессанс, как расцвет культуры и гуманистических идей, как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу, но все же различия между ними существенны.

Итальянское ВозрождениеСеверное Возрождение
Распространилось с середины XIV векаНачалось в XV веке на закате итальянского Ренессанса
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др.Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия
Обращение к идеалам античного мираОбращение к идеалам раннего христианства
Развитие идей светского мировоззренияРазвитие идей религиозного обновления
Влияние античного искусстваВлияние готического искусства
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человекаФокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы
На первом плане эстетика (что это?)На первом плане этика (что это?)
Стремление к освобождению от церковных догмСтремление к совершенствованию церкви и ее учения

*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.

*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.

Этапы итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:

  1. Проторенессанс. Конец XIII – первая половина XIV века.

    Отмечается феноменальный подъем итальянской культуры. В этот период закладывается фундамент всех последующих тенденций в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.

    *Никколо Пизано. Кафедра пизанского баптистерия. 1260 г.

  2. Раннее Возрождение – треченто. Вторая половина XIV – середина XV века.

    Резкий перелом в искусстве. В живописи классические религиозные сюжеты наполняются земным содержанием, художники разрабатывают теории перспективы и пропорций, во главу угла ставятся гармония (что это такое?) и многообразие мира, наслаждение красотой.

    В скульптуре появляется отдельно стоящая статуя, конные монументы, портретные бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.

    Главные имена Раннего Ренессанса: скульптор Донателло, заложивший основы индивидуального скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.

    *Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446–1451 г.

    Архитектор Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип палаццо.

  3. Высокое Возрождение – кватроченто. Конец XV – первая треть XVI века.

    Связано с именем папы Юлия II, который собрал в Риме лучших художников Италии. Именно в это время создаются самые знаменитые шедевры Ренессанса.

    Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти подняли искусство Возрождения на недостижимые высоты. Но этими именами не ограничивается список великих творцов.

    *Собор Святого Петра в Ватикане.

    Тициан, Джорджоне, первый архитектор Собора Святого Петра в Ватикане Донато Браманте также творили именно в этот тридцатилетний отрезок времени.

  4. Позднее Возрождение – кинквеченто. До второй половины XVI века.

    Благословенное время закончилось с приходом папы Павла III, который объявил войну Ренессансу по всем фронтам.

    Истребление инакомыслия, под которым понимались идеи и идеалы гуманизма (что это?), тотальный контроль над искусством, где отныне все должно быть подчинено исконно-посконным канонам (что это?). Кризис в искусстве не везде ощущался одинаково.

    Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, вполне успешно сохраняла художественные традиции, в то время как молодые художники создали новые течения маньеризм и барокко, в которых проявился упадок Ренессанса.

Главные достижения Ренессанса

  1. Мир и искусство кардинально изменились. Занятия живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, литературой стали восприниматься как профессиональная деятельность.
  2. Идеи гуманизма легли в основу нового восприятия человека, которое не потеряло актуальности даже спустя пять веков. Начала складываться светская культура и наука.
  3. Благодаря научным открытиям и изобретениям был заложен фундамент для современных научных теорий, новых направлений в искусстве.
    1. Совершенствование масляной живописи (Ян ван Эйк).
    2. Законы перспективы (Мазаччо, Брунеллески).
    3. Изучение анатомии человека (Андреас Везалий).*Иллюстрация к Анатомическому атласу Андреаса Везалия.
      Художник-иллюстратор Ян Юст ванн Калкар, ученик Тициана.
    4. Изобретение телескопа (Галилео Галилей).
    5. Изобретение книгопечатания (Иоганн Гутенберг).
    6. Изобретение микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель).
    7. Гелиоцентрическая система мира (Николай Коперник).
    8. Десятичные дроби (Симон Стевин) и др.
  4. Великие географические открытия (Америка, Австралия, Тасмания, Новая Зеландия и др.) оказали огромное влияние на экономическое, культурное и политическое развитие Старого Света.

Заключение

В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.

«Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».

В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся как антагонист (кто это?) суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

Елена, спасибо за статью! Дальнейших творческих успехов!

Самое печальное, что многие консервативно настроенные граждане и политики активно сопротивлялись веянию прогресса и наступлению эпохи ренессанса в целом. Хорошо, что передовые взгляды все же победили.

Источник

Эпоха Возрождения. Суть и истоки.

 Период, ознаменовавший перелом между миром Средневековья и Нового Времени, называется Ренессансом. Оказав колоссальное влияние на Европейскую культуру, он является одним из важнейших событий в Истории, определивший дальнейший вектор развития человечества.

Процесс Возрождения влиял на все аспекты человеческой культуры, философии, этики, морали, науки и т.д., и был направлен на создание человека, представляющего собой сборник всех физических и интеллектуальных совершенств. Наиболее характерной чертой этого времени является разделение между гражданским(мирским) Возрождением и религиозным.

Ренессанс был сложным и многогранным явлением, пронизывающим все сферы жизни и потому его нельзя рассматривать чисто в художественном смысле.

Образование начинает приобретать первостепенное значение, и поскольку средневековые нормы отныне отвергаются, используются авторы античности, которые выступают в качестве учителей и вдохновителей. Сборник древних кодексов, анализ и усвоение духа, который вдохновлял греков и римлян, даёт начало движению под названием гуманизм.

Термин «Ренессанс», таким образом, символизирует возобновление знаний и прогресса после многовекового господства догматического менталитета, сложившегося в Европе в средние века. Этот новый этап предложил новый взгляд на мир и человека, интерес к искусству, политике и науке, пересмотр средневекового теоцентризма(представление о мире, в котором Бог является высшим идеалом и источником всей жизни и любого блага) и его замену определенным антропоцентризмом(человек в центре Вселенной)

Истоки Ренессанса

Его происхождение восходит к Итальянской Флоренции к 1400 годам, когда родилось намерение трансформировать и развивать искусство в Европе, сохранявшей средневековый мир. Ренессанс зародился в Италии в четырнадцатом и пятнадцатом веках, достигая своего пика в начале шестнадцатого века. Из Италии он медленно распространяется по всей Европе, кроме России.

Многие авторы считают началом этой эпохи 1453 год – завоевание турецкой армией Константинополя. По мнению других, этот период настал после открытия печатного станка или составления Коперником гелиоцентрической системы, где Солнце является центром Вселенной; но крайний срок, который считается его началом, – 1492 год, когда происходит открытие Америки.

Благодаря гуманизму искусство эпохи Возрождения перестало представлять в своих произведениях только религиозный смысл и начало охватывать искусство вокруг человека, его желаний, чувств и удовольствий. Это художественное движение породило новую гамму стилей, таких как создание портретов, обнаженных работ и картин мифологии и пейзажей.

Ренессанс породил новую художественную эру, но также и новую культурную эпоху, так как с этого момента начали строиться дворцы, университеты и ратуши, а люди начали мыслить иначе.

Хотя изменения были медленными, задача, наконец, была достигнута, и в искусстве произошли значительные изменения, преобразования, которые привели к инновациям и прогрессу, следовательно, в социальной и научной области.

Причины Эпохи Возрождения:

  • Культурное развитие благодаря появлению новых университетов в течение двенадцатого века.
  • Иммиграция в Италию греческих мыслителей и ученых после падения Константинополя.
  • Изобретение печати и, следовательно, быстрое распространение новых знаний.
  • Экспансия гуманизма, который стремился открыть, изучить и почитать человека.
  • Богатство буржуазии, что позволяло финансировать новых художников и других деятелей.

Ренессанс – это прежде всего дух, который трансформирует не только искусство, но и науки, письмо и образ мышления. В целом, произошла реакция на богословский дух средневековья; однако распад не произошел насильственно.

В течение значительной части 15-го века формы средневекового искусства были сохранены, начав сосуществование между классицизмами, которые понемногу собирались навязать себя готическим элементам. Это позволяет нам понять, что говорить о разрыве не совсем правильно, это скорее эволюция, которая позволяет лучше понять историю следующих веков.

Источник

Эпоха Возрождения: как она изменила мир

После Средневековья Ренессанс — яркая эпоха европейского культурного, политического и экономического «возрождения». Охватывая период с XIV по XVII века, она дала старт новым открытиям в философии, литературе и искусстве. Целое созвездие писателей, мыслителей, государственных деятелей, ученых и художников блистало в это время. Отважные мореплаватели открывали новые земли и культуры для европейской торговли. По мнению исследователей, Ренессанс был призван преодолеть разрыв между Средневековьем и современной цивилизацией.

В Средние века, в период между падением Древнего Рима в 476 году и началом XIV века, в науке и искусстве европейцы добились незначительных успехов. Эту эпоху, также известную как «темные века», часто называют временем войн, невежества, голода и пандемий, таких как «черная смерть».

Гуманизм: в поисках «человеческого»

В течение XIV века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

Джованни Боккаччо. Джованни Боккаччо. Источник: lempertz.com

Изобретение Гутенбергом в середине XV века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

Кроме того, многие ученые полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.

Медичи — «padrino» итальянского Возрождения

Ренессанс первоначально возник и сформировался во Флоренции, в Италии, в месте с богатой культурной историей, где зажиточные граждане могли позволить себе поддержать подающих надежды художников. Члены влиятельной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были известными сторонниками движения.

Великие итальянские писатели, живописцы, политики заявили, что с большой охотой примут участие в интеллектуальной и художественной революции, которая коренным образом будет отличаться от того, что они пережили в «темные века». Движение сначала распространилось на ряд итальянских городов-государств, таких как Венеция, Милан, Болонья, Феррара и Рим. В XV веке идеи Ренессанса проникли из Италии во Францию, а потом пустили корни по всей Западной и Северной Европе.

И хотя другие европейские страны пережили Ренессанс несколько позже, чем Италия, последствия «возрождения» все еще были революционными.

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, ученых, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

Герб семьи Медичи. Герб семьи Медичи. Источник: ru. wikipedia.org

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьезным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приемы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали еще одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Отбытие Васко да Гамы в Индию. Отбытие Васко да Гамы в Индию. Источник: steamcommunity.com

В то время как многие живописцы и мыслители использовали свои таланты для выражения новых идей, некоторые европейцы отправились в морские путешествия, чтобы больше узнать об окружающем мире. В период, известный как эпоха Великих географических открытий, было сделано несколько важных исследований. Вояжеры пустились в экспедиции, чтобы бороздить моря и океаны по всему земному шару. Они проложили маршруты в Америку, Индию и на Дальний Восток, исследовали новые районы, которые прежде не были нанесены на карту. Знаменитые путешествия совершили Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Марко Поло, Понсе де Леон, Васко Нуньес де Бальбоа, Эрнандо де Сото и другие.

Закат эпохи

По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу XV века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

К началу XVII века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

Источник

Читайте также:  Внутрисуставный перелом малой берцовой кости