Ремня безопасности перелом

Ремня безопасности перелом thumbnail

Перелом Шанса так же известный как перелом ремнем безопасности, является флексионно-дистракционным повреждением с вовлечением всех (трех) позвоночных столбов, является нестабильным повреждением и зачастую ассоциированное с повреждением органов брюшной полости. Впервые описан британским радиологом George Quentin Chance в 1948 году.

Эпидемиология

Встречается реже, чем оскольчатые и компрессионные переломы позвоночника.

Механизм

Классический механизм повреждения (основываясь на классификации Denis): сдавление переднего столба (передняя треть тела позвонка и передняя продольная связка), растяжение среднего столба (задняя треть тела позвонка и задняя продольная связка) и заднего столба (дуга позвонка, дугоотростчатые суставы, остистый отросток и поперечные отростки) вследствие резкого сгибания относительно ремня безопасности, который служит точкой опоры.

Локализация

Чаще встречается в пояснично-грудном отделе (Тh9-L3, до 50% случаев).

Сопутствующие травмы

Отмечается высокая частота повреждения органов брюшной полости, особенно поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки и в детской возрастной группе она может достигать 50%.

Диагностика

Увеличение расстояния между остистыми отростками или перелом остистых отростков на уровне основной линии перелома. Часто наблюдается клиновидная деформация сломанного позвонка с уменьшением высоты тела позвонка в его переднем отделе и вторичным локальным кифозом.

Рентгенография

Необходимо провести исследование как минимум в двух проекциях.

  • empty vertebral body sign – визуализируется на переднезаднем снимке в результате вертикального отделения задних элементов позвоночного столба со смещением остистого отростка или перелома остистого отростка.
  • поперечные переломы поперечных, суставных отростков и дуг
  • увеличение расстояния между ножек дуг позвонков – чаще позволяет предположить разрыв
  • увеличение расстояния между остистыми отростками
  • увеличение расстояния между суставными отростками

Компьютерная томография

Позволяет более детально оценить полученные повреждения, особенно в области заднего столба.

Магнитно-резонансная томография

Проводится для выявления отдельных переломов позвоночника (отек тела позвонка и прерывистая линия перелома). Позволяет обнаружить разрыв продольных связок (чаще поражается задняя продольная связка) и межостистых связок. Выявление ушиба спинного мозга.

Тактика

Обычно показано хирургическое лечение переломов позвоночника.

Дифференциальный диагноз

  • Компрессионный перелом позвоночника
    • Следствие воздействия по оси позвоночника со сги­банием или без такового; связан с перенесенной травмой, остеопорозом или опухолью
  • Оскольчатый перелом позвоночника
    • Cледствие воздействия по оси позвоночника; вер­тикальный перелом, нормальное расстояние между остистыми отростками
  • Перелом от сдвига
    • Следствие воздействия перпендикулярно оси позво­ночника; разрыв всех трех столбов, подвывих
  • Перелом от растяжения
    • Следствие растяжения по вертикальной оси или переразгибания; разрыв всех трех столбов, растяжение и/или подвывих

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Читайте также:  Что такое мозоль при переломе ноги

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Читайте также:  Сколько длится реабилитация после перелома лучезапястного сустава

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Читайте также:  Можно ли не чувствовать перелом позвоночника

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник

Вновь прибывший

Группа: Участники

Регистрация: 11.12.2014

Пользователь №: 40 931

Уважаемые эксперты. При вскрытии трупа (человек находился в салоне легкового автомобиля) были обнаружены травмы от ремня безопасности: (цитирую)
“на передней поверхности туловища от области левого плечевого сустава через грудную клетку на правые боковые отделы живота до уровня крыла тазовой кости (диагонально),а также в нижних отделах живота спереди на уровне передних отделов тазовых костей и лонной области (горизонтально) – проходит углообразный полосовидный кровоподтек с длиной сторон диагональная – 70см и горизонтальная 50см, шириной в диагональной части до 4см, в горизонтальной (поперечной) до 6см. Ветви кровоподтека образуют угол, приближающийся к 45 градусам. Кровоподтек бледный, серо-синюшный,неравномерной интенсивности. На его фоне по наружной поверхности левого плечевого сустава, на груди спереди и в проекции тазовых костей – участки осаднения полосовидной и многоугольной формы, большей частью соответствующие ходу кровоподтека,местами прерывистые, местами сливающиеся с отслоением надкожицы…”
“В мягких тканях по ходу кровоподтека – прерывистые кровоизлияния.
В грудной полости справа – около 2 л жидкой крови. Обнаружены переломы 5-10 правых ребер по условной диагональной линии между срединно-ключичной и задней подмышечной линиями, а также перелом концевого отдела 11 правого ребра. Края переломов на наружной поверхности без сколов компакты, формируют отвесные плотно сопоставимые плоскости изломов со сцеплением смежных отломков (признаки “растяжения”. На внутренней поверхности края переломов зубчатые с отгибанием компакты, плоскости изломов скошены внутрь,плотно не сопоставляются за счет смятия губчатого слоя (признаки сжатия).
Обнаружен перелом тела грудины на уровне 3 ребер, края и плоскости его со смятием и прогибанием компакты и губчатого слоя кнутри на наружной, но больше на внутренней поверхности при этом смещение отломков испытывает выраженное сцепление на наружной поверхности, а на внутренней плоскость излома сопоставляется неплотно.
Обнаружены полные поперечные переломы 3-7 левых ребер и 3 правого ребра в месте крепления их к грудине. Края переломов формируют отвесные, ровные плоскости изломов по границе костной и хрящевой ткани. При этом преобладания признаков сжатия и растяжения на какой-либо поверхности не наблюдается.
Обнаружены переломы 3-5 левых ребер чуть наружу от границы костной и хрящевой частей между срединно-ключичной и окологрудинной линиями, а также перелом 7 левого ребра по предней подмышечной линии. Края переломов на наружной поверхности ребер не ровные, зубчатые,отмечается отгибание и вспучивание компактного слоя, выкрашивание губчатого слоя; плоскости изломов скошены, неровные, не сопоставляются (признаки сжатия). На внутренних поверхностях ребер края переломов ровные, без сколов и деформации компактного слоя,плоскости изломов отвесные, с более выраженным зиянием нежели на наружной поверхности, с отчетливым сцеплением смежных отломков (признаки растяжения)
Обнаружен поперечный перелом крыла левой тазовой кости на уровне передней вырезки с образованием треугольного отломка (9х6см.) по верхнему краю крыла тазовой кости. Края перелома зубчатые со смятием компакты, прогибанием и отщепом ее на внутренней поверхности.
В корневом отделе правого легкого обнаружено полное повреждение, проходящее по главному бронху и сосудам корня легкого.”

Проблема в том, что положение этого человека в салоне авто неизвестно. Судя по следу от ремня, он мог находиться или за рулем, или сзади слева. Столкновение лобовое, удар пришелся в переднюю левую часть авто. Подушек безопасности не было. Рулевое колесо деформировано.

Такие повреждения могут образоваться только от ремня или был еще удар о рулевое колесо?

Заранее благодарен.

Источник