Разработка урока коренной перелом в ходе вов

Разработка урока коренной перелом в ходе вов thumbnail

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: – познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

– научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

– показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           – командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: – обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             – обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

– в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

– направление планируемых ударов немецких войск;

– направление контрударов советских войск;

– место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Читайте также:  Опухоль после перелома лодыжки долго не проходит

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

– 19 ноября 1942 (осень) – 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

– 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина – мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия – «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров – «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить – убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Читайте также:  Сросшийся перелом на снимке фото

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения – прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Класс: 9

Цель: – сформировать представление у учащихся о коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны;

– научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников;

– показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Задачи:

  1. воспитание уважения к подвигам советского народа.

  2. обучение пониманию роли народа, героизма тружеников тыла

  3. обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса.

  4.  развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип: комбинированный
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
Формы: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Средства: учебник «История России XX-XXI век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, слайды, персональные компьютеры.

Структура урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Активизация знаний учащихся.
    – Ребята, какой раздел нашего курса мы изучаем?
    – Как вы думаете, какой период Великой Отечественной войны будем изучать сегодня на уроке? 

II. Повторение пройденного материала. 
– Давайте вспомним основные периоды ВОВ. (показываю слайд №3)
– Какие из этапов мы уже характеризовали на прошлом уроке?
– Назовите причины поражения Красной Армии  в первые месяцы войны.
– Расскажите об основных  операциях  первого этапа войны.

III. Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

План урока.

  1. Сталинградская битва.

  2. Сражение на Курской дуге.

  3. Битва за Днепр.

  4. Тегеранская конференция.

  5. Итоги второго периода войны.

Основные даты: 1942, 19 ноября – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

1943, 5 июля – 5 августа – битва на курской дуге.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: мы продолжаем изучение темы Великая Отечественная война. И сегодняна уроке нам предстоит изучить события, которые повлияли на дальнейший ход Второй мировой войны.Поэтому сейчас давайте выделим основную проблему урока и цели, которые мы должны достичь в конце урока.

Деятельность учащихся. Ставится проблема урока: благодаря блестящим победам советской армии под Сталинградом, а затем на Курской дуге произошел Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

Могут быть поставлены следующие цели: изучить что такое коренной перелом в ходе войны; почему в результате побед под Сталинградом и на Курской дуге произошел коренной перелом в ходе ВОВ? Как эти события повлияли на дальнейший ход войны.

Учитель: для успешного решения поставленной нами проблемы и достижения всех целей вы будете использовать рабочие листы, которые нужно заполнять по ходу урока. Работать вы будете в паре. По завершению заполнения вы самостоятельно проверите свою работу, а затем решите электронный тест по изученной теме.

Желаю всем успешной работы!

  1. Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и минометов

14934

10290

Количество самолетов

1916

1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?

  2. Почему это стало возможно?

Деятельность учащихся: полученные данные заносят в оценочный лист.

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского – командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: 1. обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

2. обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.

3. изучить приказ № 227 от 28 июля 1942 г.(приложение 1) Этот приказ – один из немногих, номер которого помнит каждый фронтовик. Почему? Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!» почему она не может быть однозначной?

4. какие события отечественной истории, по вашему мнению, можно поставить в один ряд со Сталинградской битвой?

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

– в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года планы сторон были следующими.

Задание:Задание:работая с текстом документов (приложение 3) выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

Деятельность учащихся: заполнение таблицы

Танк «Т-34», «Катюша», артиллерия

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении.

Количество орудий и минометов

19100

10 000

Количество самолетов

2172

2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Деятельность учащихся: анализ данных и самостоятельно сделать вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

Читайте также:  Стандарты оказания медицинской помощи при переломах голени

Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

– направление планируемых ударов немецких войск;

– направление контрударов советских войск;

– место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

– почему советским войскам удалось одержать победу на Курской дуге?

– почему её считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе Великой отечественной войны?

  1. Битва за Днепр сентябрь – ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

Тегеранская конференции. ( слайд №17) стр. учебника 224.

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны? Как повлияло на ход войны если бы Второй фронт был открыт в 1941, 1942, 1943 гг.

Итоги второго периода. работа с учебником. Параграф 32, стр. 224.

С начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и до конца 1943 г. Германия потеряла более 2,2 млн. человек, 3,5 тыс. танков, ок. 7 тыс. самолетов. Только летом – осенью 1943 г. Немцы потеряли более половины своих войск на Восточном фронте. Свержение Муссолини в италии вывело из войны одного из надёжных союзников Гитлера. Советские войска к концу 1943 г. Освободили почти половину всех территорий , оккупированных противником.

Однако враг оставался ещё слишком силён, чтобы можно было считать войну уже завершенной. Предстояла серьезная и долгая борьба. Но итог её был уже предрешен.

Под Сталинградом начался, а после Курской битвы завершился коренной перелом в ходе Великой отечественной войны.

V. Заключение урока.

Учитель:

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?

  2. Почему он стал возможен?

  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Рефлексия.

Удалось вам решить поставленную в начале урока проблему?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

При решении каких вопросов урока у вас возникли затруднения? С чем это было связано?

Какие вопросы вам удалось решить без затруднений?

Приложение

Приложение 1.

Приказ № 227, известный как приказ «Ни шагу назад!».

Подчеркивая огромные потери, понесенные страной, — Украины, Белорус­сии, Прибалтики, Донбасса и других областей (более 70 млн. населения, более 800 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. т металла в год), он констатировал: «У нас нет теперь преоблада­ния над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…

…Немцы не так сильны, как это кажется паникерам, они напря­гают последние силы; выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев, — это значит обеспечить за нами победу…

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженные заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…

Вопрос: Какую роль в ходе войны сыграл этот приказ?

Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!». Почему она не может быть
однозначной?

Приложение 2.

Утром выслушаешь радио – так и воспрянешь духом… Гнать, гнать! К осени бы все закончить!

Вопросы:

1. Как изменились настроения в тылу после великой победы под Сталинградом:

2. Подумайте, можно ли считать эти изменения одной из составляющих коренного перелома.

Приложение 3.

Планы сторон перед Курской битвой.

Задание 3:определить планы сторон на Курскую битву 1943 г. и занесите данные в таблицу в рабочем листе.

Планы фашистов.

К 15 апреля 1943 г. немцы разработали план операции, которая получила название Цитадель. Гитлер провозгласил: «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель» – первое наступление в этом году. Этому наступлению придается решающее значение… На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов… Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира…

Целью наступления является сосредоточенным ударом, проведенным решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой – из района южнее Орла, путем концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска противника и уничтожить их».

Планы советского командования.

2. Советское командование по предложению Г.К. Жукова решило перейти к активной обороне, чтобы после изматывания основных сил противника обрушить на него всю силу основных и резервных войск. Ставка обеспечила значительное превосходство над противником в живой силе и технике.

К.К. Рокосовский принял решение об упреждающем ударе.

– Покажите на карте. + 4 балла.

Рабочий лист

Проблемный задание: благодаря блестящим победам советской армии под Сталинградом, а затем на Курской дуге произошел Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии. Докажите это.

I. Сталинградская битва.

Задание 1.

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и минометов

14934

10290

Количество самолетов

1916

1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?

  1. Почему это стало возможно?

3. Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?

Задание: 2

1.обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

2. обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.

3. изучить приказ № 227 от 28 июля 1942 г.(приложение 1) Этот приказ – один из немногих, номер которого помнит каждый фронтовик. Почему? Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!» почему она не может быть однозначной?

4. Приложение 2. Выполните задания.

II. Курская дуга.

Задание:работая с текстом документов (приложение 3) выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Количество орудий и минометов

19100

10 000

Количество самолетов

2172

2050

Тегеранская конференции. стр. учебника 224.

1. Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

2. Какие решения были приняты?

3. Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны? Как повлияло на ход войны если бы Второй фронт был открыт в 1941, 1942, 1943 гг.

Источник