Признаки закрытого перелома ржд

Признаки закрытого перелома костей, диагностика и лечение
Закрытый перелом представляет собой полное или частичное нарушение целостности кости, которое не сопровождается повреждением кожи над зоной травмы. Это нарушение характеризуется болевыми ощущениями, отечностью, кровоподтеками. Чтобы справиться с патологией, необходимо устранить смещение и иммобилизовать пораженную область.
Что такое закрытый перелом
Под этим термином понимают разрушение кости в скелете, без разрыва мягких тканей. Такое повреждение обусловлено интенсивным травматическим воздействием на кость или сильным давлением на нее.
Также перелом может быть следствием остеопороза. При этой патологии снижается плотность костной ткани. Она разрушается даже при незначительном воздействии. В медицинской практике чаще всего встречаются переломы рук и ног.
Чтобы полностью восстановить структуру поврежденной кости, необходимо вовремя оказывать первую помощь и быстро госпитализировать пострадавшего. Закрытые переломы можно лечить консервативными или хирургическими методами. Все зависит от особенностей и степени тяжести травмы.
Классификация
Травматологи выделяют разные виды закрытых переломов костей. В зависимости от характера травмы:
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
- поперечные – линия повреждения находится перпендикулярно к кости;
- косые – костная структура сломана под углом к оси;
- винтообразные – травма имеет спиральную линию и развернутые вдоль оси фрагменты;
- оскольчатые – в этом случае наблюдается множество отломков, без единой линии;
- вколоченные – в такой ситуации наблюдается вклинивание одного костного отломка в другой;
- клиновидные – при этом наблюдается клиновидное искривление;
- компрессионные – в таком случае единой линии нет, но возникают отломки и снижается высота кости.
В зависимости от зоны локализации:
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
- диафизарный – при этом страдает диафиз костной структуры;
- эпифизарный – повреждается один или два конца кости;
- метафизарный – костный элемент теряет целостность на участке между эпифизом и диафизом.
Переломы бывают легкими или осложненными. Если повреждение получено в детском возрасте, травма называется эпифизеолизом. Она сопровождается нарушением целостности костного элемента в области окостенения.
В зависимости от степени тяжести имеются такие разновидности:
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
- Без смещения. Это самый простой вариант травматического повреждения. При этом обломки костных структур остаются на месте и не приводят к повреждению кожи и тканей.
- Со смещением. Разновидность повреждения встречается чаще всего и представляет большую опасность. Это обусловлено травмированием сосудов, мышц и связок. Как следствие, возможна серьезная кровопотеря. Самым серьезным видом травмы считается перелом, который расположен в районе грудной клетки. Отколовшиеся костные фрагменты могут травмировать жизненно важные органы.
В зависимости от причин возникновения переломы бывают:
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
- Травматические – появляются вследствие сильного внешнего воздействия на костные структуры.
- Патологические – связаны с минимальным воздействием на кости, пораженные патологическим процессом. Это может быть туберкулез, опухолевое образование в костной ткани или метастазы другого происхождения.
Признаки
К основным симптомам закрытого перелома относят следующее:
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
- Боли в поврежденной области. Они усиливаются при движении, нагрузках или ощупывании.
- Искривление пораженного участка. Если сломаны конечности, они удлиняются и меняют форму. При другом повреждении кость может создавать эффект выпирания.
- Снижение двигательной активности. При переломе нарушаются привычные функции человека. При сложных травмах он полностью теряет двигательную активность.
- Появление гематом. Эти образования представляют собой внешние симптомы внутреннего кровотечения.
- Отечность пораженной зоны. Этот симптом обусловлен нарушением локального кровообращения и оттока лимфы.
- Гемартроз. Это состояние связано с травматическим повреждением связочного аппарата и суставов.
- Крепитация. При движении пораженной кости возникает хруст.
При первых же признаках закрытого перелома костей конечностей стоит сразу обращаться к врачу. Если этого не сделать, есть риск появления опасных осложнений. К ним относят следующее:
p, blockquote 13,0,1,0,0 —>
- хронический болевой синдром в районе травмы;
- искривление поврежденного участка;
- неполное сращение костных элементов;
- частичная или полная утрата трудоспособности;
- появление тромбоза;
- пролежни;
- формирование ложных суставов.
Отличия закрытого от открытого перелома
При закрытом переломе кожные покровы, которые окружают пораженный участок, сохраняют целостность. Если сломанная кость видна на поверхности тела, речь идет об открытом переломе. Он считается более опасным, поскольку вызывает серьезное кровотечение, создающее угрозу для жизни человека. Помимо этого, в открытую рану может попасть инфекция, что повышает вероятность воспаления.
Механизм поражения костных структур одинаков при двух видах перелома. При этом для открытого повреждения характерно нарушение целостности мягких тканей. Поражение становится результатом воздействия определенного предмета. А также к разрыву тканей может приводить острый край пораженной кости.
Есть отличия и в клинической картине. Открытый перелом можно увидеть визуально. К признакам закрытого перелома конечностей относят болевые ощущения и снижение двигательной активности. Иногда поставить точный диагноз и определить характер повреждения помогает только рентгенография.
При закрытом переломе кожа вокруг пораженной кости может становиться фиолетовой, а конечность – опухает. Эти признаки свидетельствуют о внутреннем кровотечении.
Диагностика
Прежде всего травматолог должен провести опрос пациента. Это позволяет специалисту определить причины появления травм и установить примерный характер повреждения.
На следующем этапе доктор выполняет пальпацию поврежденной области. Эта процедура позволяет выявить наличие смещенных отломков костных структур.
После предварительного обследования назначается рентгенография. При этом нужно сделать снимок поврежденного фрагмента и прилегающих суставов. Чтобы получить более детальную картину, врач может порекомендовать дополнительные процедуры:
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
- компьютерная томография – позволяет визуализировать состояние костей;
- магнитно-резонансная томография – помогает изучить поврежденную кость и прилегающие ткани;
- ультразвуковое исследование пораженного сустава и артроскопия – эти диагностические процедуры требуются при подозрении на внутрисуставные изменения.
При выявлении повреждений нервных структур требуется помощь невролога. Если в ходе диагностики обнаружены поражения внутренних органов, возникает необходимость в консультации узких специалистов.
Первая помощь
При появлении симптомов, характерных для закрытого перелома, пострадавшего необходимо сразу доставить в медицинское учреждение. Однако предварительно поврежденную часть тела рекомендуется обездвижить. Благодаря этому удастся избежать осложнений при перевозке пациента.
Чтобы обездвижить пострадавшую часть тела человека, стоит использовать шину. Ее накладывают с двух сторон. В качестве шины разрешается использовать предметы, которые имеются под рукой. Их функции может выполнять палка или длинная доска.
При выполнении иммобилизации стоит совершать все движения максимально спокойно, чтобы не испугать пострадавшего. Если травмированный человек впадает в панику, он может совершать лишние движения, которые не позволяют выполнять правильные действия.
После наложения шины ее стоит зафиксировать повязкой или тканью. Не стоит фиксировать изделие слишком крепко или туго. В противном случае есть риск нарушения кровообращения, что лишь усугубит отек.
Почти все травматические повреждения сопровождаются выраженной отечностью. Поэтому специалисты рекомендуют прикладывать к пораженному участку холодные компрессы.
Первая помощь при различных видах закрытых переломов
Чтобы избежать появления опасных осложнений, необходимо оказывать пострадавшему первую помощь в зависимости от локализации перелома.
Кисть предплечье
Руку рекомендуется аккуратно согнуть в локтевом суставе. Это нужно делать под прямым углом. По возможности поврежденную конечность стоит прибинтовать к шине. После этого косынкой необходимо закрепить пострадавшую руку на груди.
Локоть, плечо, ключица
Чтобы придать поврежденной части конечности комфортное положение, стоит воспользоваться пращевидной повязкой.
Нижние конечности
В этом случае рекомендуется обеспечить ноге то положение, в котором она была. Если конечность согнута, не стоит пытаться ее выпрямить. При этом ровную ногу не нужно сгибать.
Чтобы добиться оптимальной степени фиксации, под поврежденную конечность стоит подложить доску или шину, после чего зафиксировать зону перелома повязками или мягкими валиками. Их можно сделать из подручных материалов. А также допустимо прикрепить поврежденную ногу к здоровой.
Позвоночник
С первых минут травматического воздействия необходимо запретить пострадавшему любые движения туловищем. Он не должен вставать, садиться или переворачиваться. При этом необходимо аккуратно донести больного до скорой помощи, соблюдая определенные рекомендации. На жесткие носилки пострадавшего кладут на спину, на мягкие – животом вниз.
Если носилок нет, травмированного должны нести 3–5 человек. При этом все отделы его позвоночника должны оставаться неподвижными. Если невозможно сделать корсет для шеи и обездвижить ноги, отдельный человек должен держать голову. Она не должна поворачиваться. Людям, которые находятся без сознания, не требуется давать анальгезирующие препараты.
Череп
При получении закрытого перелома есть риск компрессии мозга. Также существует вероятность его повреждения обломками кости. В этом случае транспортировать пострадавшего рекомендуется на носилках, уложив его на спину. Под шеей стоит расположить валик, сделанный из мягкой ткани.
Челюсти
Если наблюдается повреждение нижней челюсти, ее рекомендуется прикрепить к верхней. Для этого стоит использовать пращевидную повязку. При переломе верхней челюсти в зону между верхними и нижними зубами стоит вставить линейку. Ее нужно прикрепить к черепу бинтом.
Если произошла серьезная автомобильная авария, до прибытия врачей не стоит вытаскивать пострадавших из салона. Если есть переломы, любое неаккуратное движение приведет к движению костных фрагментов и усугублению повреждений внутренних органов.
Особенности лечения
Лечение закрытого перелома проводят двумя способами – консервативным и хирургическим. При этом оценивать состояние пациента должен врач.
При повреждении легкой степени тяжести операция не проводится. В этом случае используется консервативная терапия. Она заключается в репозиции костных структур и дальнейшей фиксации поврежденного участка.
Чтобы добиться нужного результата и минимизировать дискомфортные ощущения, костные фрагменты рекомендуется сопоставлять под местной анестезией. После репозиции на поврежденную область накладывают гипс. Также могут применяться специальные повязки или другие фиксирующие предметы.
Если пациент получил раздробленный или оскольчатый перелом, обездвиживание пораженных костей осуществляют с помощью скелетного вытяжения. Срок иммобилизации определяет врач. Это зависит от характеристик перелома.
К примеру, скелетное вытяжение при получении диафизарного перелома голени применяется в течение 4 недель. После чего накладывают гипсовую повязку, которую требуется носить 3–4 месяца.
Чтобы исключить длительное пребывание в горизонтальном положении и обеспечить сохранение двигательной активности прилегающих суставов на период лечения, применяют аппарат Илизарова.
Хирургическое вмешательство считается самым действенным способом лечения. В этом случае удается добиться более быстрого восстановления костных структур. Благодаря проведению операции удается значительно раньше восстановить двигательную активность.
Суть хирургического вмешательства заключается в фиксации костных структур специальными металлическими предметами. К ним относят пластины, спицы, винты. Также могут применяться штифты или гвозди.
Под местным наркозом хирург проводит фиксацию костных структур с помощью специальных металлических приспособлений. После операции поврежденные участки тоже нужно зафиксировать. Длительность периода иммобилизации подбирает врач. Все зависит от поставленного диагноза.
В течение всего периода лечения и после начала реабилитации пострадавшему проводится массаж и применяются методы физиотерапии. Лечение дома включает выполнение специальных упражнений для разработки поврежденного сустава. Это помогает сделать костные структуры более подвижными и избежать атрофического поражения мышечных тканей.
Реабилитация
Во время восстановления после закрытого перелома больному требуется реабилитация, которая способствует восстановлению двигательной активности и укреплению мышц и связок. Чтобы ускорить процесс восстановления, стоит применять такие методы:
p, blockquote 50,0,0,0,0 —>
- массаж;
- средства физиотерапии;
- прогревающие процедуры;
- лечебные упражнения;
- гидротерапия;
- диета.
Иногда врачи используют акупунктуру. С помощью иглоукалывания удается улучшить работу организма и ускорить процесс выздоровления.
Длительность периода реабилитации и степень восстановления работоспособности зависят от разновидности травматического повреждения, возрастной категории и состояния здоровья человека.
Если перелом не срастается, возникает потребность в хирургическом вмешательстве в отдаленном периоде. Профилактика направлена на реализацию мер по уменьшению уровня травматизма.
p, blockquote 53,0,0,0,0 —> p, blockquote 54,0,0,0,1 —>
Появление признаков закрытого перелома является основанием для немедленной доставки пострадавшего в медицинское учреждение. На такую травму может указывать болевой синдром, отечность, деформация пораженной области. Чтобы справиться с нарушением и ускорить процесс восстановления, нужно четко следовать рекомендациям специалиста.
Источник статьи: https://perelomkocti.ru/travmy/zakrytyi-perelom
Источник
Железнодорожная травма : лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология) / Лев Моисеевич Бедрин. — Ярославль: Ярославск. гос. мед. институт, 1989. — С.73-84.
Среди транспортных травм значительный удельный вес занимает травма от железнодорожного транспорта. Точных статистических данных в нашем распоряжении нет, однако можно сказать, что железнодорожный травматизм, вместе с мотоциклетным занимает 2—3 место (после автомобильного) . Травмы, причиненные частями движущегося железнодорожного транспорта, очень тяжелые, большинство их заканчивается смертью пострадавших уже на месте происшествия.
Условия, при которых возникают железнодорожные травмы, могут быть различными. Травмы возникают при наезде локомотива на пешеходов при хождении их по железнодорожным путям, при выпадении из вагонов движущегося состава, в вагонах — при столкновении поездов, схождении вагонов с рельс или при внезапной остановке движения «стоп- краном», при ударе боковыми частями локомотива и вагонов, при сдавлении между вагонами и т. п.
По роду смерти железнодорожная травма чаще всего — несчастный случай, ко встречаются и самоубийства и убийства. Кроме того, в экспертной и следственной практике встречаются случаи, когда труп жертвы, лишенной жизни каким- либо путем (удушение, травма тупым или острым предметом, из огнестрельного оружия) подкладывают на рельсы под поезд или сбрасывают с поезда, имитируя несчастный случай или самоубийство.
Железнодорожной травме посвящена большая литература. Из капитальных работ следует выделить, прежде всего, труды О.X. Поркшеяна (1965) и С.С. Мунтяна (1977).
По аналогии с определением автомобильной травмы, железнодорожной травмой называют комплекс механических повреждений, прямо связанных с движением железнодорожного транспорта (от ударов или сдавливания частями наружными или внутренними движущегося железнодорожного транспорта, падения с него).
Различают следующие виды железнодорожной травмы:
- Удар частями движущегося железнодорожного транспорта.
- Переезд колесами движущегося железнодорожного транспорта.
- Падение с движущегося железнодорожного транспорта.
- Сдавливание тела между частями транспорта.
- Травма внутри вагона движущегося железнодорожного транспорта.
- Комбинированные виды травмы.
Рис. 9. Колесо на рельсе.
1 — круг катания; 2. Гребень.
(Схема).
Рис. 10. Механизм прокатывания колеса через нижнюю конечность человека. (Схема). Объяснение в тексте.
Практически, виды железнодорожной травмы носят те же наименования, да и механизмы их образования такие же (удар, сотрясение, сдавливание, трение), как и при автомобильной травме, но, как читатель заметит из последующего изложения, характер повреждений и морфология их во многом отличаются, что зависит и от конструктивных особенностей самого транспорта, и от условий, в которых эти травмы возникают.
Как и при автомобильной, в каждом виде железнодорожной травмы можно выделить примерно такие же фазы — от 2-х до 4-х. Фазы травмирования и механизмы возникновения повреждений представлены в таблице 16.
Таблица 16
ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ
Травма от столкновения движущегося поезда с человеком | Соприкосновение частей поезда с человеком | Повреждения от удара и трения частями поезда |
Отбрасывание человека и падение его на железнодорожное полотно | Повреждения от удара о железнодорожное полотно | |
Продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от трения о железнодорожное полотно | |
Травма от переезда тела колесами поезда | Соприкосновение колес поезда с человеком | Повреждения от удара и трения колесом поезда |
Продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от удара и трение о железнодорожное полотно | |
Накатывание колеса поезда на тело | Повреждения от сдавливания | |
Перекатывание колеса поезда через тело | Повреждения от сдавливания | |
Вторичное продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от трения о железнодорожное полотно | |
Травма от выпадения человека из движущегося поезда | Соприкосновение тела с частями поезда | Повреждения от удара о части поезда |
Падение человека на железнодорожное полотно | Повреждения от удара о железнодорожное полотно | |
Продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от трения о железнодорожное полотно | |
Травма кондуктора и пассажира от воздействия внутренних частей поезда | Сдавливание тела между сместившимися внутренними частями поезда | Повреждения от сдавливания |
Травма от придавливания человека между частями поезда и другими преградами | Соприкосновение частей поезда с человеком | Повреждения от удара наружными частями поезда |
Сдавливание тела между наружными частями поезда и др. преградами | Повреждения от сдавливания |
О.Х. Поркшеян подразделяет повреждения при железнодорожной травме на две группы:
- Повреждения, типичные для железнодорожной травмы.
- Повреждения, нетипичные для железнодорожной травмы.
В свою очередь, среди типичных можно выделить:
- а) типичные повреждения, связанные с перекатыванием колеса через тело человека;
- б) типичные повреждения, не связанные с перекатыванием колеса через тело человека.
Общим признаком для всех видов железнодорожных травм, исключая, пожалуй, случаи травм на крышах вагонов от ударов о какие-либо путевые сооружения, будет наличие на одежде и коже следов смазочных веществ, частиц угля, балластного слоя.
Рассмотрим повреждения при железнодорожной травме более детально.
ПОВРЕЖДЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ
а) Повреждения, связанные с перекатыванием колес через тело человека.
Механизм травмирующего действия катящихся колес представляется в следующем виде: часть тела (голова, шея, грудная клетка, живот, конечности) лежит на прочной основе — головке рельсы, ширина которой 7—7,5 см. Действие катящегося колеса на тело человека складывается из соприкосновения колеса с ним, въезда колеса на тело и перекатывания через него. В момент въезда колеса на тело, колесо придавливает его к головке рельсы, причем первоначально с телом соприкасается гребень колеса, несколько выступающий с внутренней стороны за диаметр колесного круга. Гребень придавливает часть круга к подошве рельса, при этом он сдавливает тело не только в направлении сверху вниз, но и придавливает часть его к внутренней боковой поверхности головки рельса. Между колесом и рельсом тело сдавливается с огромной силой, достигающей 5—20 тонн на 1 см2. Кроме сдавливания, часть тела подвергается трению от катящейся поверхности колеса. Образно говоря, действие катящегося колеса на часть тела человека можно сравнить с действием ножниц.
При перекатывании колеса через тело человека возникают повреждения, которые можно рассматривать, как специфические для этого вида железнодорожной травмы:
ПОЛОСЫ ДАВЛЕНИЯ — отпечатки катящейся поверхности колес на коже в виде полосовидных сплошных ссадин шириной 8—14 см. Если произошло разделение тела, то эти полосы окаймляют линию разделения с обеих сторон (рис. 11). Глубина полос давления — до 0,2 см. Цвет полос давления вначале бледно-розово-фиолетовый, а затем по мере подсыхания они становятся темно-коричневыми и приобретают пергаментную плотность. Как правило, полосы давления имеют четкие границы, могут либо полностью опоясывать поврежденную часть тела, либо быть незамкнутыми. На разрезе кожи соответственно полосам давления кровоизлияний нет, кожа бледная, ибо кровь выдавливается из сосудов. Массивные кровоизлияния определяются в мягких тканях по периферии полос давления и линий разделения тела.
ПОЛОСЫ ОБТИРАНИЯ — участки кожи, лишенной эпидермиса и загрязненные смазкой, располагающиеся по периферии полосы давления. Они образуются в результате трения боковых поверхностей колесного диска о кожу во время перекатывания колеса через тело. Если тело или повреждаемая часть его закрыты одеждой, то полосы обтирания могут образовываться на ней.
Рис. 11. Расположение повреждений на животе при перекатывании колеса жел.-дор. вагона:
1 — полоса давления; 2 — место разделения тела; 3—4 — полосы обтирания. (Схема).
Объяснение в тексте.
ОТДЕЛЕНИЕ ГОЛОВЫ ОТ ТУЛОВИЩА, которое может быть полным или неполным, когда голова соединяется с туловищем кожными перемычками. Такие повреждения возникают при перекатывании колеса через область шеи. При этом происходит размозжение шейных позвонков и органов шеи. При прижизненном отделении головы в мягких тканях ее, а также грудной клетке обнаруживаются массивные кровоизлияния. Наблюдаются полосы давления и обтирания.
ПРИ ПЕРЕКАТЫВАНИИ КОЛЕСА ЧЕРЕ З ГОЛОВУ образуются обширные повреждения костей лицевого и мозгового черепа с раздроблением его на многочисленные отломки с деформацией (сплющиванием) головы, нередко с отделением части ее. На сохранившейся коже головы определяется полоса давления, чаще прерывистая.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТУЛОВИЩА может наблюдаться на различных уровнях, в зависимости от того, какая его часть лежала на рельсах и через какую перекатывались колеса. Разделение может быть полным или неполным, когда части туловища соединяются кожными мостиками. Полоса давления выражена хорошо, если слоев одежды было мало, и плохо— если одежда была плотной и ее было много. По ходу полос, давления кровоизлияния, при прижизненном перекатывании колеса выражено очень слабо, но в расположенных рядом мягких тканях отмечаются массивные, распространяющиеся на значительном протяжении, кровоизлияния.
Внутренние органы соответственно области переезда размозжены, кости позвоночника, ребер, грудины, малого таза раздроблены,
ОТДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ также может быть полным или неполным, поперечным или косым. На коже по периферии линии отделения видны полосы давления, кости бедра или голеней раздроблены на мелкие осколки, мышцы размозжены.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТЕЛА НА МНОЖЕСТВО ЧАСТЕЙ происходит под действием колес при протаскивании (волочении) тела в сторону движения. Йри этом разделенные части туловища и обрывки одежды могут обнаруживаться на полотне железной дороги и рядом с ним на протяжении сотен метров. Разделенные части тела обильно загрязнены смазочными веществами, частицами балластного слоя, помаранными кровью.
Как видно из приведенных характеристик повреждений, возникающих при перекатывании колеса железнодорожного транспорта через тело человека, они настолько специфичны, что установление этого вида железнодорожной травмы обычно не вызывает затруднений. Трудности могут возникнуть при решении вопроса о прижизненности повреждений. При решении его следует использовать критерии для дифференцирования прижизненных повреждений от посмертных, о которых говорилось в лекции об общих вопросах судебно-медицинской травматологии.
При экспертизе этого вида железнодорожной травмы в план и процесс экспертизы необходимо внести изменения и проводить ряд специальных исследований, т. к. возникает ряд важных дополнительных вопросов.
План экспертизы в подобных случаях представляется в следующем виде:
- — Установление анатомической принадлежности доставленных для исследования частей тела, принадлежности их человеку или животному. Для решения этих вопросов используется сравнительно-анатомический метод; в ряде случаев для решения вопросов о видовой принадлежности отдельных частей тела, не имеющих выраженных анатомических признаков, приходится производить реакцию преципитации.
- — Если устанавливается, что исследуемые части тела принадлежат человеку, необходимо решить вопрос: одному или нескольким трупам принадлежат эти части. При решении этого вопроса следует использовать, кроме сравнительно-анатомического метода и судебно-медицинских данных (сопоставление частей тела по линиям и плоскостям их разделения и др.) биологические методы — определения групповой принадлежности крови. Нам представляется, что в ближайшие 10—15 лет основным методом для решения вопроса о принадлежности частей расчлененного трупа одному или нескольким лицам станет внедряемый сейчас в экспертную практику метод т. н. «генной дактилоскопии».
- — Определение расы, пола, возраста лица, которому принадлежит труп.
- — Идентификация личности погибших.
Этот вопрос нередко возникает даже в тех случаях, когда устанавливается, что части тела принадлежат трупу одного человека. Если .же обнаруживаются трупы нескольких человек, то этот вопрос, практически, приходится решать всегда. При этом используется ряд специальных методов, разработанных в судебной медицине и криминалистике для целей идентификации личности.
Кроме решения этих вопросов, эксперту, естественно, будет необходимо решить все остальные типичные для случаев насильственной смерти вопросы: о характере повреждений и механизме их возникновения, прижизненности или посмертности повреждений; причине смерти; наличии или отсутствии заболеваний, которыми пострадавший мог страдать при жизни; наличии или отсутствии алкоголя в трупе.
Особое внимание следует уделить решению вопроса о том, не имеется ли на трупе других повреждений, причиненных до железнодорожной травмы.
ТИПИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕКАТЫВАНИЕМ КОЛЕСА ЧЕРЕЗ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
СЛЕДЫ ВОЛОЧЕНИЯ, ПРОТАСКИВАНИЯ НА ТЕЛЕ возникают, если тело человека попадает на рельсы и находится впереди локомотива. Как отмечает С. С. Мунтян (1977), тело человека может волочиться впереди движущегося железнодорожного состава на значительном протяжении, до 30 км. При волочении тела возникают множественные ссадины и царапины на различных участках тела, а также ушибленно-рваные, лоскутные и скальпированные раны, образующиеся в результате ударов о грани шпал, металлические стержни, скрепляющие рельсы и шпалы.
При волочении тела повреждается одежда; возникают многочисленные разрывы ее.
В нашей экспертной практике встретился случай, когда в результате волочения тела молодой женщины с него были сорваны все детали одежды, они были впоследствии’ обнаружены на протяжении 500 метров по ходу движения поезда. Сам труп был обнаружен обнаженным у подножия насыпи. На коже обнаружены множественные ссадины и кровоподтеки, несколько ушибленных ран. Первоначально возникла версия об убийстве на сексуальной почве.
ОТРЫВЫ КОНЕЧНОСТЕЙ могут произойти в тех редких случаях, когда туловище человека плотно фиксировано к части движущегося локомотива или вагона, а конечность захватывается какой-либо частью пути (костылем, стрелкой, крестовиной и др.). При этих условиях конечность резко натягивается, мягкие ткани разрываются, а кость ломается (от деформации растягивания). Культя конечности в этих случаях имеет весьма своеобразный вид: мышцы, сосуды, нервы и сухожилия вытянуты, выходят за плоскость отделения, края линии отрыва рваные, лоскутообразные.
СДАВЛИВАНИЕ ТЕЛА МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ВАГОНОВ И НЕПОДВИЖНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. При этом виде железнодорожной травмы возникают многочисленные переломы костей, размятие и размозжение внутренних органов при относительной целости мягких покровов, особенно тогда, когда они были покрыты одеждой.
Давно, когда сцепка вагонов осуществлялась еще вручную, этот вид травмы наблюдался у сцепщиков вагонов, ког да их тела в области грудной клетки сдавлив.ались тарелками буферов вагонов. При этом на коже образовывались кон тактные повреждения, в виде кровоподтеков, отображающих размеры и форму буферов или их части. На это обращали внимание еще старые авторы: А.С. Игнатовский (19?1); К.А. Нижегородцев (1928), Н.С. Бокариус (1930) и другие.
ПОВРЕЖДЕНИЯ, НЕТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
При железнодорожной травме нередко возникают повреждения, которые не имеют специфических и характерных для нее признаков и которые свойственны механическим повреждениям от тупых твердых предметов вообще.
Морфологически они выражаются в ссадинах, кровоподтеках, ушибленных, рвано-ушибленных и лоскутных ранах, переломах костей, признаках сотрясения тела.
Такие повреждения могут возникать при ударах выступающими частями движущегося железнодорожного транспорта и отбрасывании тела с последующим ударом его о грунт; при падении с подножек и крыши вагонов; при ударах о путевые сооружения; при травме внутри вагонов во время крушения поезда или при резком торможении. В этих случаях немалое значение для диагностики железнодорожной травмы будут иметь данные осмотра трупа на месте его обнаружения и другие материалы дела.
Осмотр трупа на месте его обнаружения при железнодорожной травме имеет свои .особенности. Прежде всего осматривается не только труп и обстановка, его окружающая, но и полотно железной дороги, насыпь на значительном расстоянии в обе стороны (для обнаружения следов крови, частей расчлененного тела, обрывков одежды и других предметов, которые могут иметь отношение к происшествию). Необходимо описать положение трупа или его расчлененных частей по отношению к рельсам, другим сооружениям. Если представляется возможным осмотреть локомотив или поезд (предполагаемое орудие травмы), следует искать следы крови, частицы тканей, тела, волосы, обрывки одежды на колесах, рамах, тележках и других местах.
Источник