При транспортировке пострадавшего с переломом плеча используют шину

Перелом любой кости несет потенциальную опасность для здоровья человека. «Что здесь такого?» — спросите вы. Но врачи говорят: осложнения бывают серьезными, начиная с повреждения тканей и сосудов осколками кости и заканчивая деформацией конечностей из-за неправильного сращения. Поэтому при переломе плеча в обязательном порядке проводится иммобилизация.

Виды транспортной иммобилизации переломов плечевой кости

Ограничение подвижности поврежденной части тела — это основной навык в травматологии и первой помощи. Транспортная иммобилизация призвана помочь пострадавшему доехать до больницы с минимальными последствиями для здоровья, ведь только в стационаре есть возможность наложить постоянную гипсовую повязку.

Существующие методики иммобилизации плеча при переломе имеют долгую историю, проверены множеством врачей, фельдшеров и простых людей при оказании первой помощи.

Вот те из них, которые вы можете встретить:

  1. Лестничная шина Крамера.
  2. Косыночная повязка.
  3. Бинтование.
  4. Подручные материалы.

Лестничная шина

Лестничная шина — это конструкция из двух направляющих, соединенных перемычками. Общий вид этого инструмента напоминает лестницу.

Основные ее свойства:

  • пластичность. Шину можно изгибать так, чтобы она соответствовала необходимому положению руки пострадавшего;
  • прочность фиксации. Шина создает каркас, предупреждающий движения руки в суставах.

На что стоит обратить внимание при постановке шины:

  • Форма лестничной шины Крамера создается перед накладыванием.

Иммобилизация при переломах плечевой кости осложнена болевым синдромом, поэтому недопустимы лишние движения руки при «проектировании» шины на ходу:

  • Физиологическое положение верхней конечности — это изгиб в локте на 90˚ и прижатое к туловищу плечо. В подмышку можно вставить марлевый валик для удобства;
  • Длина шины от 1 метра. Внутреннюю сторону желательно заполнить ватой. Нельзя накладывать шину на обнаженную конечность, между кожей и каркасом должна быть одежда;
  • Протяженность иммобилизации при переломе плечевой кости позволяет закрепить шину в трех суставах: плечевом, локтевом и лучезапястном;
  • Закрепляется шина марлевыми самодельными веревками по концам: одна с передней стороны туловища у лучезапястного сустава, а другая со спины (верхний или медиальный края лопатки здоровой руки). Дополнительное крепление — это ползучая повязка по всей длине шины.

Подручные материалы

Вряд ли каждый прохожий держит в своей походной сумке сложенную шину Крамера. Транспортная иммобилизация при переломах плеча с помощью шины — это прерогатива работников скорой помощи. В экстренной ситуации приходится использовать подручные материалы, которые могут стать альтернативным каркасом для поврежденной конечности.

Чем можно воспользоваться:

  1. Деревянные палки.
  2. Лыжи.
  3. Свернутый зонтик.
  4. Доски.
  5. Инструменты типа лопаты.

Список можно продолжать. Главный критерий при выборе «альтернативной шины» заключается в длине и твердости материала, чтобы палка захватывала минимум два сустава (плечевой и локтевой) и не сломалась, не согнулась при фиксации.

Косыночная повязка

Косынка представляет собой кусок ткани треугольной формы, который подходит для частичной иммобилизации плеча при переломе. Три края — три направления, которые закрепляют руку в согнутом положении. Один уголок заходит за спину через плечо здоровой конечности, второй уголок поддерживает предплечье снизу и крепится к первому на спине, третий уголок поддерживает плечо со стороны.

Бинтование

Бинтование — это комплекс методов накладывания повязок, необходимых для транспортной иммобилизации при переломах плечевой кости. Для этого используются марлевый или эластичный бинты.

Повязка Дезо

Ход туров повязки Дезо частично повторяет основные точки крепления при применении косыночной повязки. Основное отличие метода по Дезо — это гарантированная иммобилизация, т.к. пострадавший не сможет активно двигать рукой и размотать тем самым бинт.

Три основных этапа накладывания повязки Дезо:

  • Фиксируем больное плечо к туловищу;
  • Ход туров продолжается по диагонали к надплечью здоровой руки. Далее через спину идем вниз по туловищу и переходим на переднюю его часть, подхватывая снизу предплечье;
  • Делаем дополнительный тур для поддержки локтя снизу.

Все три этапа повторяются до полной иммобилизации конечности.

Повязка Вельпо

Перевязка по Вельпо уже давно стала историей. Если Дезо еще используется во врачебной практике, то повязку Вельпо встретить сейчас практически невозможно.

Принцип накладывания схож с Дезо, но здесь совсем другое положение руки. Кисть больной конечности должна обхватывать надключичную область здоровой половины тела.

Повязка на подмышечную область

Этот метод бинтования применяется при переломах головки, реже шейки плечевой кости.

Туры бинта плотно закрывают верхнюю часть плеча и надключичную область.

Фиксация идет по всей окружности туловища.

Привязка конечности к туловищу

Спорный способ иммобилизации, применяемый при нехватке подручных средств типа шины или при необходимости экстренной транспортировки пациента с места происшествия. Фиксирующие туры идут спирально по туловищу, захватывая поврежденную конечность по всей длине плеча.

Шина Цито

Шина Цито накладывается при переломах диафиза плечевой кости. Сейчас редко используется в стандартном виде, но встречаются технологически модернизированные варианты каркаса. Положение руки при этом отличается: плечо отведено в сторону, но при этом сохраняется прямой угол между плечом и предплечьем.

Вакуумная шина

Иммобилизация с помощью вакуума стала подспорьем всем остальным методикам из-за легкости самой шины, простоты наложения и качественного результата. Вакуум, который создается в полости такой шины, предупреждает движение руки не хуже бинтовых повязок или лестничных шин.

Иммобилизация — это необходимость?

Перелом плечевой кости — серьезное нарушение в организме, которое может привести к последствиям:

  • Неправильное сращение конечности;
  • Повреждение сосудов осколками, внутреннее артериальное кровотечение;
  • Образование рубцов на коже и обильная кровопотеря при открытом переломе;
  • Боль, отеки;
  • Ограниченная или чрезмерно высокая подвижность плеча.
Читайте также:  Перелом ногтевой фаланги среднего пальца

Иммобилизация конечности является необходимой мерой первой помощи пострадавшему, которая предупреждает движение конечности, смещение отломков кости, уменьшает болевой синдром из-за физиологического положения руки.

Навык транспортной иммобилизации полезен во многих чрезвычайных ситуациях. Уметь накладывать шину или повязки должен любой уважающий себя человек, ведь от этого может зависеть жизнь пострадавшего. Даже если вы не сталкивались с такой ситуацией, знание способов иммобилизации может спасти и вас.

Источник

Повреждения кости. Ушиб кости и травматический перелом. В результате ушиба например голени в области передневнутренней ее поверхности, где кожа и подкожная клетчатка прилежат к кости, возможно омертвение кожи и ее последующее отторжение. При ударах по малозащищенным мягкими тканями костям наступают не только очень болезненные ушибы надкостницы с ее отслоением, но и повреждения костей (трещины и переломы).

Перелом – нарушение анатомической целости кости вследствие травмы.

Признаки перелома:

– интенсивная боль в месте повреждения;

– нарушение формы и длины конечности по сравнению со здоровой;

– невозможность движения конечностью;

– патологическая подвижность (там, где ее не должно быть) в месте перелома.

Все травматические переломы можно разделить на 3 типа закрытый перелом, открытый перелом (если повреждаются наружные покровы тела), внутрисуставный перелом (если линия перелома проходит через суставную поверхность и кровь собирается в капсуле сустава, образуя гемартроз).

Различают патологические переломы (возникают на фоне измененной предшествующим заболеванием структуры костной ткани) и травматические, “обычные”; закрытые и открытые, то есть с наличием раны; без смещения или со смещением отломков кости; косые, поперечные и оскольчатые. Как правило, перелом – результат действия чрезмерной для кости механической нагрузки в момент травмы. Реже встречаются так называемые хронические переломы вследствие небольших, но продолжительных нагрузок.

Наибольшую опасность представляют открытые переломы, когда повреждается кожа, что создает возможность попадания в рану инфекции. Разрушение при переломе костной ткани и повреждение окружающих кость мягких тканей приводит к внутреннему или наружному (при открытом переломе) кровотечению. При множественных или тяжёлых открытых переломах крупных костей возможно развитие травматического шока.

Первая помощь при переломах костей должна включать остановку кровотечения, обезболивание, наложение повязки при наличии раны и транспортную иммобилизацию.

Иммобилизация –это создание условий для неподвижности поврежденной части тела.Иммобилизация обязательно должна быть применена при переломах костей, суставов, повреждении нервов, крупных сосудов, обширных повреждениях мышц, ожогах большой площади тела. В этих ситуациях движения, которые совершает пациент произвольно, или непроизвольно при транспортировке могут нанести вред его здоровью.

Транспортная иммобилизация –это создание неподвижности конечности на время, необходимое для доставки пациента в травмопункт или больницу. Она позволяет избежать дальнейшего повреждения окружающих место перелома сосудов, нервов, мягких тканей острыми костными отломками и, таким образом, уменьшает опасность развития травматического шока, значительной кровопотери и инфекционных осложнений. Транспортная иммобилизация накладывается на несколько часов, иногда на несколько дней, если стационар оказывается далеко от места происшествия.

Иммобилизация сломанных конечностей проводится при помощи табельных шин:

Транспортные шины.Они могут быть деревянными, проволочными, которые выпускаются нескольких типов, размеров, длиной 75—100 см, шириной 6—10 см,хорошо моделируются по рельефу конечности, применимы при повреждениях различной локализации, пластмассовыми, пневматическими, вакуумными. Такие шины выпускаются промышленностью и называют стандартными (рис.). При отсутствии стандартных шиныдля транспортировки используют импровизированные шины из подручного материала — досок, лыж, фанеры, прутьев и др. Основное правило наложения транспортной шины— иммобилизация двух сегментов, соседних с поврежденным. Например, при переломах костей голени шиныфиксируют бинтами к стопе, голени и бедру, при переломах плеча — к предплечью, плечу и грудной клетке.

Требования к транспортной иммобилизации следующие:

Шина должна быть наложена не только на место повреждения, а захватывая два ближайших сустава, иногда возникает необходимость в обездвиживании трех близлежащих суставов. Делается это для того, чтобы исключить движения в суставах, которые передаются на поврежденную конечность. Кроме того, при переломе конечности в близлежащем суставе может произойти вывих головки сломанной кости.

Сломанной конечности необходимо придать правильное положение. Эта мера уменьшает возможность травмы близлежащих тканей, сосудов и нервов. При открытых переломах на рану накладывается повязка.

Перед наложением шины, при возможности надо провести обезболивание.

Жесткая шина должна быть наложена на одежду, или в местах трения с костными выступами подкладывается вата, мягкая ткань.

Читайте также:  Переломы диафиза и шейки бедра

Иммобилизация должна быть достаточной для создания неподвижности поврежденной кости, так как неправильная или неполная иммобилизация может привести к нанесению большего вреда, чем пользы.

Прежде всего, необходимо предотвратить попадание инфекции в рану и одновременно обездвижить поврежденную конечность. Это сделает менее болезненной последующую доставку пострадавшего в лечебное учреждение, а также уменьшит вероятность смещения отломков.

Запрещается исправлять деформацию конечности, так как это может усилить страдания больного, вызвать у него развитие шока!

При открытом переломе кожу вокруг раны необходимо смазать раствором йода, наложить стерильную повязку, после чего приступить к иммобилизации. Все виды переломов необходимо непосредственно на месте несчастного случая иммобилизировать с помощью транспортных шин или подручными средствами (доска, рейка, пучки хвороста и др.). Наиболее удобны в пользовании гибкие шины Крамера.

Еще раз повторим правила иммобилизации при переломе конечности:

– шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра

– все суставы нижней конечности;

– подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;

– накладывать шину поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;

– для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;

– шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Иммобилизацию обычно проводят вдвоем – один из оказывающих помощь осторожно приподнимает конечность, не допуская смещения отломков, а другой – плотно и равномерно прибинтовывает шину к конечности, начиная от периферии. Концы пальцев, если они не повреждены, оставляют открытыми для контроля за кровообращением. При ограниченном количестве перевязочных средств шины фиксируют кусками бинта, веревки, ремнями.

Иммобилизацию переломов плеча лучше проводить шиной Крамера. Ее накладывают от середины лопатки здоровой стороны, затем шина идет по спине, огибает плечевой сустав, спускается по плечу до локтевого сустава, изгибается под прямым углом и идет по предплечью и кисти до основания пальцев. Перед наложением шины оказывающий помощь предварительно придает ей форму, прикладывая к себе: укладывает свое предплечье на один из концов шины и, захватив свободной рукой другой конец, направляет ее по задне-наружной поверхности через надплечье и спину до надплечья противоположной стороны, где и фиксирует рукой и делают нужный изгиб шины.

При переломе бедра наружную шину накладывают на протяжении от стопы до подмышечной области, внутреннюю до паха.

Иммобилизацию можно улучшить дополнительным наложением шины Крамера по задней поверхности бедра и подошве стопы.

При переломе бедра неподвижность всей конечности осуществляется длинной шиной – от стопы до подмышечной впадины.

При переломе костей голени шину Крамера накладывают от пальцев до верхней трети бедра, при травме стопы – до верхней трети голени. При тяжелых переломах голени заднюю шину укрепляют боковыми шинами.

В случае отсутствия шины Крамера иммобилизацию переломов голени проводят двумя деревянными планками, которые фиксируют по бокам от конечности на том же протяжении. Допустима иммобилизация бедра и голени методом «нога к ноге», который однако мало надежен и может быть использован лишь как крайнее средство.

При переломе костей стопы накладывают две лестничные шины. Одну из них накладывают от кончиков пальцев по подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, – вдоль задней поверхности голени, почти до коленного сустава. Шину моделируют по очертанию задней поверхности голени. Дополнительно накладывают боковую шину в форме буквы V, накладывают вдоль наружной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности.

Переломы костей кисти иммобилизируют шиной, уложенной по ладонной поверхности, предварительно вложив в ладонь кусок ваты или ткани.

При переломе костей предплечья фиксируют как минимум кисть и область локтевого сустава. Руку подвешивают на косынку.

Первая помощь при переломах костей таза. Удар или сдавливание области таза при обрушении, падении с высоты, отбрасывании ударной волной могут привести к переломам костей таза.

Переломы костей таза сопровождаются изменением формы таза, резкими болями и отёком в области перелома, невозможностью ходить, стоять, поднимать ногу.

Характерной позой является “поза лягушки”, когда пострадавший лежит на спине с разведёнными ногами, полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах.

Действия по оказанию первой помощи:

· Положите пострадавшего на жесткие носилки или деревянный щит спиной вниз.

· Ногам придайте полусогнутое положение.

· Под колени положите плотные валики из одежды, одеял и т.п.

· При переломе переднего отдела таза наложите кольцевую фиксирующую повязку

Читайте также:  Перелом шейки бедра у престарелых последствия

Первая помощь при переломах позвоночника. При переломах позвоночника, чрезвычайно тяжелом повреждении, возникающем при падении с высоты, удара в спину, резким сгибании туловища во время упражнений, отмечается резкая боль, иногда выпячивание поврежденных позвонков, кровоподтеки, припухлость. Чувство онемения и отсутствие движений в конечностях ниже области перелома, самопроизвольное мочеиспускание свидетельствует о повреждении спинного мозга.

Оказывая помощь, необходимо соблюдать исключительную осторожность, т.к. даже небольшие смещения позвонков могут вызвать дополнительное повреждение или разрыв спинного мозга.

Поэтому пострадавшего, не допуская перегиба позвоночника, по команде, укладывают на жесткие носилки или достаточно широкую доску в положение на спине. Под колени и под шейный отдел позвоночникам подкладывают валик. Пострадавшего фиксируют лямками.

В случаи перелома шейного отдела позвоночника под шею и вокруг головы кладут валики из одежды. Для эвакуации по наклонным или вертикальным спускам пострадавшего необходимо прочно привязать к носилкам (доске) и наложить импровизированный воротник, т.е. обернуть шею несколькими слоями мягкой ткани из одежды и забинтовать.

При транспортировке на носилках достаточно зафиксировать голову и шею импровизированными валиками из одежды.

Перенос и транспортировка пострадавших с переломами без иммобилизации недопустимы даже на короткие расстояния!

Щадящая транспортировка при переломах имеет первостепенное значение. Большинство больных с переломами перевозят в положении лежа. Как правило, пострадавшие с переломами нижних конечностей не могут самостоятельно добраться до транспорта. Способы переноски пострадавших: а – на носилках; б – с помощью подручных средств; в – на себе.

Перелом ключицы и разрыв ключично-акромиального сустава. Переломы ключицы возникают часто и составляют около 15% от всех переломов костей. Очень часто переломы ключицы происходят у детей и подростков.

Механизм перелома ключицы чаще всего представляет собой прямое воздействие травмирующей силы – удар по ключице. Повреждение ключицы может возникнуть в результате падения на плечо, прямую руку, локоть.

Переломы ключицы возникают в результате падения, например с велосипеда. В виду того, что ключица покрыта практически только кожей, её перелом, отёк и деформация хорошо видны невооруженным глазом.

Под влиянием тяги мышц (в основном грудино-ключично-сосцевидной или кивательной мышцы) центральный отломок ключицы смещается вверх и назад, а периферический, вследствие тяжести конечности смещается вниз и кнутри. Пациент жалуется на боли в области перелома, боль при движении рукой, ограничение движений в плечевом суставе. В области перелома возникает припухлость, кровоизлияние.

При осмотре обнаруживают укорочение предплечья со стороны, поврежденной ключицы. Часто смещение отломков ключицы заметно на глаз.

В качестве первой помощи необходимо подвесить руку пациента на косынке и отправить пациента в ближайшее лечебное учреждение. Если время позволяет или требуется продолжительная транспортировка, но накладывается восьмиобразная повязка, цель которой отвести надплечья назад и зафиксировать их в этом положении.

Переломы ребер. Переломы ребер при травмах встречаются достаточно часто. Они составляют до 5% от всех переломов. В связи с уменьшением эластичности ребер с возрастом, чаще ломаются ребра у пожилых людей.

Переломы ребер возникают:

· при падении на грудную клетку,

· при прямом ударе по грудной клетке,

· при сдавлении грудной клетки.

В зависимости от травмирующего предмета ребро может ломаться в одном или в двух местах. При высокой кинетической энергии травмирующего предмета возникают оскольчатые переломы.

Перелом одного ребра называется изолированным, перелом нескольких ребер – множественным.

Сами по себе переломы ребер не опасны и достаточно быстро заживают, опасность представляют собой сопутствующие повреждения внутренних органов. При множественных переломах ребер отломки могут смещаться в разных направлениях, травмировать близлежащие ткани и органы и вызывать опасные осложнения.

Переломы ребер осложняются повреждениями оболочки легких – плевры, самих легких. При повреждении легких и плевры существует опасность возникновения гемоторакса (скопление крови в грудной полости между внутренней и наружной оболочкой легких), пневмоторакса (скопление воздуха в грудной полости). Иногда воздух из легких попадает в подкожную клетчатку, что называется подкожная эмфизема. Пациента беспокоит боль в грудной клетке, которая усиливается при глубоком дыхании, кашле, разговоре. Боль может уменьшаться в положении больного сидя и усиливается при движениях.

Первая помощи при неосложненных переломах ребер сводится к:

· наложению фиксирующей повязки на грудную клетку,

· местного применения тепла,

· применении обезболивающих средств.

На выдохе грудную клетку туго забинтовывают. Стянутые в положении выдоха ребра совершают очень ограниченные движения при дыхании. Это уменьшает болевые ощущения и вероятность травмирования костными отломками тканей.

Источник