При каком переломе нельзя накладывать шину
Зачем нужна иммобилизация конечности
Перелом – нарушение целостности костей, которое нуждается в профессиональном лечении. К сожалению, травмы не случаются у входа в лечебные учреждения, а иногда на протяжение часов пострадавший не может получить квалифицированную помощь. Именно в этот период он и нуждается в иммобилизации (обездвиживании) поврежденного участка тела.
Чтобы максимально уменьшить действие этих 2-х факторов, облегчить состояние больного и предупредить более тяжелое смещение отломков, необходимо наложение шины для транспортной иммобилизации.
Дело в том, что к костям прикрепляются мышцы, в результате травмы они рефлекторно сокращаются, тянут за собой отломки кости, увеличивая их смещение. Второй момент – транспортировка в больницу, она всегда сопряжена с движением, изменением положения тела, что также способствует увеличению смещения, усилению болей, нарастанию отека.
Как правильно наложить шину при переломах
Задача иммобилизации шиной – полностью исключить движения в поврежденной конечности или другом участке тела. Существуют общие правила наложения шин, независимо от локализации, которые необходимо знать и соблюдать. Общие правила наложения шин:
- Шина наложенная при переломе конечности должна надежно фиксировать ее. Если нет стандартной шины, использовать твердый плоский предмет (дощечку, планку, линейку, свернутый картон, пластик и другие подсобные жесткие материалы);
- Шина на конечности должна быть наложена не только вдоль места перелома, но и захватывать выше и нижележащий от него суставы;
- Не накладывать шину на голое тело, нужно обмотать ее бинтом, платком, полотенцем;
- Нельзя пытаться снять одежду с поврежденной части тела, обувь, можно лишь аккуратно разрезать ее в случае, если есть кровоточащая рана, чтобы наложить повязку;
- Зафиксировать поврежденный участок тела нужно в таком положении, как есть, не пытаясь вправить или выпрямить деформацию, это может усугубить травму;
- Фиксировать шину нужно достаточно надежно, но не слишком туго, чтобы не было сдавления мягких тканей.
Если нет широкого бинта, подойдут платок, пояс, ремень, лента, галстук, полоска ткани.При отсутствии возможности наложить шину, можно фиксировать поврежденную ногу к здоровой, а руку к туловищу в наиболее удобном для больного положении. Алгоритм наложения шины следующий:
- Пострадавшего нужно успокоить, дать обезболивающее средство, уложить или усадить в удобное положение лицом к себе;
- Положить небольшие ватные валики на область выступов костей – локтя, запястья, лодыжек, пятки;
- Подготовленную шину, обернутую бинтом, тканью приложить к поврежденному месту, на ноге – к задней или боковым поверхностям с 2-х сторон, на руке – вдоль тыльной поверхности;
- Осторожно прибинтовать шину к конечности, не стараясь выпрямить ее, оставив в таком же положении, бинтовать нужно от периферии к центру;
- Проверить, чтобы не было сильного сдавления мягких тканей, кожа должна быть теплой, прощупываться пульс на тыльной поверхности стопы, на лучевой артерии.
В таком виде пострадавшего нужно транспортировать в больницу, а если повреждены крупные кости или самочувствие нарушено, необходимо вызвать скорую помощь.
Как правильно проводится иммобилизация
Основные правила наложения транспортных шин обеспечивают безопасность доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Чтобы не навредить пациенту и не усугубить его состояние, необходимо:
- разрезать одежду на травмированном участке, внимательно его осмотреть;
- при наличии кровотечения остановить его, обработать рану, наложить асептическую повязку, вколоть обезболивающее;
- зафиксировать конечность в наиболее удобном анатомическом положении;
- если перелом закрытый, соблюдать последовательность наложения транспортной шины, осторожно вытягивая конечность по оси;
- помимо поврежденного участка фиксировать два соседних сустава, расположенных выше и ниже травмированной области;
- при переломе бедра или плеча закреплять сразу три сустава;
- при перемещении пациента на носилки поддерживать поврежденную часть тела.
Все манипуляции надо выполнять непосредственно на месте происшествия. Следует соблюдать максимальную осторожность, не пытаться переместить человека, снимать с него одежду или обувь.
Наложение транспортной иммобилизации при различных переломах
Кроме общих правил, наложение транспортной иммобилизации имеет свои нюансы в зависимости от анатомического положения поврежденной области. При этом учитываются особенности строения костей и суставов, мышц, расположение кровеносных сосудов.
Бедра
Перелом бедренной кости – тяжелая травма, сопровождающаяся смещением отломков из-за сокращения мощных мышц, может быть значительной кровопотеря, болевой шок. Пострадавшего нужно уложить на ровную поверхность, дать анальгетик, измерить пульс и давление.
Накладываются 2 параллельные шины: одна от наружной лодыжки до подмышечной впадины, другая – от внутренней лодыжки до паха. Еще лучше, если есть возможность по задней поверхности положить 3-ю шину от стопы до уровня лопатки. Такая фиксация будет надежнее. В случае отсутствия шины поврежденную ногу по всей длине осторожно прибинтовывают к здоровой ноге, слегка приподнимая ее.
Голени
Для наложения шины при переломе костей голени, независимо от внешних ориентиров локализации места перелома, шина накладывается от стопы и до ягодичной складки. Обязательные места ее фиксации – верхняя треть бедра, область коленного и голеностопного суставов. При этом вокруг голеностопного сустава нужно сделать 8-образные туры, чтобы исключить движения в нем.
Подойдут и боковые шины, проложенные параллельно с обеих сторон от стопы до паха, при этом нижние концы шин должны выступать на 3-4 см от плоскости подошвенной поверхности стопы.
Плеча
Если повреждена плечевая кость, руку осторожно сгибают в локтевом суставе под прямым углом, если это возможно, приводят ее к туловищу. В подмышечную впадину кладут комок ваты или мягкую салфетку. Используют 2 дощечки: одну укладывают с внутренней стороны плеча до подмышки, другую – с наружной стороны, чтобы ее концы выступали за уровень локтя внизу и за уровень плечевого сустава вверху.
Шины фиксируют бинтом, руку подвешивают с помощью косынки, шарфа к шее. Если нет возможности найти или соорудить из подручных материалов шину, руку просто сгибают в локтевом суставе, приводят к туловищу и подвешивают. Дополнительно можно фиксировать поперечными турами к туловищу.
Позвоночника
Переломы позвоночника опасны повреждением спинного мозга и развитием параличей, нарушением функции тазовых органов. Поэтому при подозрении на такую травму пострадавшему ни в коем случае нельзя придавать положение сидя или стоя.
Нужно осторожно уложить его на ровную жесткую поверхность, щит, снятую с петель дверь, носилки. Если они мягкие, нужно повернуть его на живот, и в таком положении транспортировать. Под поясницу нужно положить мягкий валик.
Это касается переломов в грудном и поясничном отделах. Если поврежден шейный отдел, больного кладут на спину, подложив под лопатки валик. Голову нужно фиксировать в центральном положении, обложив ее с обеих сторон подушками, валиками из полотенец или другими мягкими предметами.
Челюсти
Когда сломана нижняя челюсть, нужно осторожно фиксировать ее пращевидной повязкой из бинта, косынки, шарфа, куска ткани, закрепив узел на темени. Если имеется травма верхней челюсти, существует опасность асфиксии. Нужно слегка приоткрыть рот, положить между зубами линейку или узкую пластину из дерева, пластмассы, чтобы концы ее выступали за контуры лица, и за них фиксировать ее бинтом к голове.
Очень важно следить, чтобы при выраженном смещении челюсти не было западения языка и перекрытия дыхания. Поэтому пострадавшему нужно придать положение полусидя с небольшим наклоном головы вперед, следить за дыханием, при необходимости подтянуть язык кнаружи, обернув руку бинтом, марлей.
Общие правила и рекомендации наложения шин
Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи.
Оказывая пострадавшему первую помощь, необходимо соблюдать общие правила наложения шин при переломах:
p, blockquote 21,0,0,0,0 ->
- закреплять фиксатор не только на саму поврежденную область. Обездвижить надо два ближайших к травме сустава;
- нельзя снимать одежду с пострадавшего. Когда есть открытая рана, ткань надо осторожно разрезать, чтобы остановить кровотечение, но не стягивать вещи;
- закреплять конструкцию крепко, но без передавливания мягких тканей;
- не прикладывать приспособления к голому телу. Предварительно их надо обмотать материей;
- удерживающие ленты располагать выше либо ниже места травмы, чтобы давлением не усиливать боль;
- выступающие костные отломки продезинфицировать, наложить стерильную повязку;
- мышцы больного должны быть расслаблены. Для этого сломанную конечность нужно аккуратно согнуть в крупных суставах под углом 10 градусов (не более);
- перекладывать пострадавшего надо вдвоем, чтобы место разлома не находилось на весу.
Фиксировать сломанную часть тела надо в исходном положении не распрямляя. Самостоятельно пытаться вправить кости запрещено!
После обездвиживания надо проверить, не слишком ли затянут крепеж. Кожные покровы должны быть теплыми, пульс в местах крупных артерий (на лучевой кости или стопе) хорошо прощупываться. Затем больного следует сразу доставить в больницу или вызвать «Скорую помощь».
Техника наложения шины Крамера
Самое удобное и универсальное приспособление для транспортной фиксации – лестничная шина Крамера. Она представляет собой решетку или лесенку из прочной, но гибкой металлической проволоки, ее можно сгибать, монтировать, придавать нужную форму. Подобные шины бывают различных размеров. Алгоритм действий при наложении шины Крамера:
- Прежде, чем накладывать шину на поврежденную конечность, нужно «прикинуть» ее на здоровой, предварительно изогнуть – смоделировать.
- Затем обязательно обернуть ватой и бинтом, или мягкой тканью, приложить к поврежденной конечности и зафиксировать.
- На концах к проволоке нужно привязать широкие длинные тесемки для фиксации.
Наиболее удобны шины Крамера для надежного обездвиживания суставов. Например, при переломе голени прямая ее часть фиксирует коленный сустав, а изогнутая под углом 90° голеностопный. Наложение шины Крамера при переломе бедра смотрите на видео:
Первая помощь
Можно использовать транспортные шины всегда при серьезных переломах костей, нарушения работы суставов, повреждений нервов, а также при появлениях нарушений мягких тканей, если есть необходимость в обездвиживании конечности. Существуют уникальные шины, которые предназначаются в целях оказания первой помощи пострадавшему. Когда их нет, обездвижить конечность также можно и подручными вещами, которые попадутся под руку: ветки, фанеру, палки или доски.
Шина позволяет не только обездвижить сломанную конечность или вывихнутый сустав, но также поддерживает и обеспечивает надежную защиту для его повреждённой части. С ее помощью можно также:
- Уменьшить боль;
- Остановить прогрессирование травмы;
- Помочь избежать шока.
Накладывая шину на поврежденную руку или ногу, следует обязательно убедиться, что она будет надежно фиксировать сустав или кость, вместе с областью вокруг места повреждения. Таким образом, шина не допустит лишних движений конечности в области травмы.
Наложение шины Дитерихса
Деревянная шина, предназначенная не только для фиксации нижней конечности, но и для вытяжения, изобретена советским военным хирургом Дитерихсом в 1941 г., в честь которого и получила свое название. Несмотря на множество новых приспособлений, она не утратила своего значения до настоящего времени, входит в комплект средств неотложной помощи медсанчастей, травматологических пунктов, бригад скорой помощи.
Шина состоит из 2-х раздвижных плоских деревянных бранш – длинной и короткой с регуляцией длины, фанерной подошвы с отверстием, палочки-закрутки, ремней. Правила наложения шина Дитерихса:
- Длинная бранша накладывается по наружной поверхности на всю конечность до подмышечной области;
- Короткая бранша накладывается – по внутренней стороне ноги до паха;
- На верхних краях бранш имеются мягкие накостыльники для предупреждения повреждений подмышки и паха, внизу крепится подошва, которая смещается при натяжении закруткой, вытягивая ногу.
Технику наложения шины Дитерихса легко понять, посмотрев видео:
Типы шин и для чего их накладывают
Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.
Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.
Среди них:
- тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
- разрывы сухожилий, мускул;
- травмирование кровеносных сосудов;
- развитие болевого шока.
Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:
- пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
- ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
- лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
- шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.
В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.
К выбору предметов для транспортировки больного надо относиться внимательно. У них не должно быть острых углов, которыми можно ранить человека.
В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.
Шина дитерихса и техника ее наложения
Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.
Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:
- Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
- Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
- Снизу закрепляют подошву.
- Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.
Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.
Шина Крамера и ее правильно положение
Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.
Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:
- Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
- Моделируют по изгибам.
- Оборачивают ватой и бинтами.
- Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.
Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.
Оказание первой помощи при переломах
Открытые переломы крупных костей – бедра, голени, плеча, предплечья – часто сопровождаются сильным кровотечением. Это – первостепенная задача, которую нужно решить при оказании доврачебной помощи. Алгоритм оказания помощи:
- Больного нужно обязательно уложить на ровную поверхность, осторожно придерживая поврежденную конечность;
- Кожу вокруг раны нужно обработать йодом, спиртом или другим антисептиком;
- Наложить многослойную, стерильную давящую повязку;
- Приступить к наложению шины таким образом, чтобы она не закрывала повязку, и можно было контролировать интенсивность кровотечения.
Если выделение крови обильное, пульсирующей струей, нужно наложить жгут выше места повреждения: на нижней конечности в средней трети бедра, на верхней – посередине плеча. Убедившись, что повязка стала меньше промокать, можно накладывать шину. Под жгут обязательно подложить записку с указанием времени его наложения.
При подобных повреждениях может развиться травматический шок, поэтому необходимо следить за состоянием больного, пульсом, давлением, и быть готовым до приезда «скорой» выполнить реанимационные действия – непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Быстрое и грамотное наложение шины во время оказания первой помощи при переломах имеет большое значение для предупреждения развития осложнений.
Источник
Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.
Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.
Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.
При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.
Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.
Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.
При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.
Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.
Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.
Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.
Источник