Предпосылки коренного перелома урок в 9 классе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя, знакомство с  общим ходом урока.

2.  Актуализация знаний: Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

Опрос д/з в форме блиц – опроса

утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+

Учащиеся меняются ответами, совместная проверка

«бонус» задание: показать на карте-схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».

3.  Учитель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г.  А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока

  Записывается тема урока (слайд 1)

определение цели урока совместно с учениками 

4. Изложение нового материала учителем  

1) «Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.»

Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.  

2) «Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.»

Учитель: На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия. (Слайд 2)

Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.   Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва.  (Слайд 3)

Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:

 1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).

Сегодня  на уроке мы охарактеризуем первый период.

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.    ВИДЕО

Учитель: Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного  направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.

Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942г приказ № 227.Приказ «Ни шагу назад!» (Слайд 4)

Работа с документом   (слайд 4)

1.        Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?

2.        Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?

3.        О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

4.        Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?

5.        Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?

Читайте также:  Сделать снимок после перелома

6.        Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *

Итог по документу:

Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.

Учитель: А теперь внимание.

На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/

Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т.к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.

Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.

Работа с таблицей «Соотношение сил накануне Сталинградской битвы» (слайд 5)

3) Немецкий оккупационный режим. (слайд 6)

   Учитель: К осени 1942 г германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР.  На занятых землях был установлен жестокий оккупационный режим. Гитлеровское командование разработало план «Ост», который предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Зап.Украины, Белоруссии, Латвии,Литвы и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Население нашей страны они считали « неполноценным народом» и хотели расчистить жизненное пространство и заселить его немецкими колонистами. На оккупированных землях  проводилась политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособного населения в Германию. Повсюду на оккупированных землях был установлен каторжный режим труда, велась идеологическая обработка гражданского населения разжигание межнациональной вражды.(Слайд 7) 

На оккупированных территориях создавались лагеря смерти для военнопленных и тех советских людей, которые не подчинялись решениям немецких властей. Аресты, расстрелы, повешения партийных и советских активистов, участников подполья стали повседневным явлением. (Слайд 8)

– Сообщение уч-ся «Фашистские концлагеря на территории Ершичского района»

4) Партизанское и подпольное движение.(слайд 9)

Учитель: Всего за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 миллионов человек. Но угроза физической расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом не только на фронте, но и в тылу врага. Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. В местах, подвергшихся оккупации, были созданы подпольные партийные органы ВКП(б), выступавшие координаторами всей подпольной работы. В различные периоды войны на оккупированной территории действовали нелегальные ЦК КП(б) Украины и Белоруссии, 90 подпольных обкомов и межрайонных партийных центров.

Работа с термином :  подполье. ( слайд 10)

-Как вы понимаете значение этого слова?

На территории, оккупированной  врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.

Основные формы борьбы подполья: (Слайд 11)

Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте

Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий

Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию

Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике

– Рассказ учащегося  «Кузьмичское подполье»

Учитель: Партизанские отряды создаются на всей оккупированной территории (слайд 12)

В годы войны на территории страны действовало более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек.

Украина: Л.Дрожжин, В.Костенко, А.Зленко, С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров.

Белоруссия: П.Пономаренко, П.Калинин, В.Малинин, К.Мазуров

Центральные районы СССР: Д.Н.Медведев, А.Ф.Фёдоров

Ленинградская область: Г.Бумагин, А.В.Герман (Слайд 13)

 Гитлеровцы боялись партизан, во многих местах даже были такие таблички, оповещающие о близости партизан

В партизанские отряды записывались и стар и млад, они давали клятву в борьбе с врагом(Слайд 14) 

Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 млн. вражеских солдат и офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100 самолетов. Партизанские отряды разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. железнодорожных эшелонов. Для координации действий партизанских соединений в 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. Главнокомандующим партизанским движением был назначен К.Е. Ворошилов. Герои – подпольщики не только действовали против войск противника, но и приводили в исполнение смертные приговоры кровавым палачам своего народа. Легендарный подпольщик Николай Кузнецов уничтожил главного судью Украины Фука, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего войсками Германии на Украине генерала Ильгена. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе был взорван подпольщицей Еленой Мазаник прямо в постели собственной резиденции.

Читайте также:  Чем убрать опухоль от перелома

Особо распространена была деятельность партизан в Брянской обл. Город  Брянск называют городом партизанской славы. В лесах брянщины действовало несколько партизанских отрядов.

Работа над понятиями «Партизанский край», «Партизанская зона» ( слайд  15)

Партизанский край – территория в тылу немецких войск, освобождённая и долгое время удерживаемая партизанами

Партизанская зона – территория, контролируемая  партизанами

Рассказ уч-ся о деятельности партизан    «Партизанские отряды на территории Ершичского района»

Учитель: давайте рассмотрим таблицу   (Слайд 16)

А теперь внимание:

 -Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы о развитии партизанского и подпольного движения на оккупированной территории СССР?

-Как соотнести данные цифры и мнение о гуманном отношении к мирному населению немцев на первом этапе оккупации?

Учитель: За годы войны орденами и медалями СССР были удостоены более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А.Ф. Федоров получили это звание дважды.(слайд 17)

5.Образование антигитлеровской коалиции. (слайд 18, 19)

Учитель: Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская – в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

По рассказу учителя  уч-ся составляют таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»

Дата

событие

Итоги и значение события

5.  Итоги первого этапа войны. (Слайд 20)

Учитель: Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны».

Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная армия показала свои высокие боевые качества. К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики на военный лад. Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Главный итог первого периода войны – формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. (Слайд 21)

Сколько бы ни прошло десятилетий, мы всегда должны помнить тех, кто отдал самое дорогое – ЖИЗНЬ, кто выстоял и победил фашизм. Мы говорим об этом, а значит помним, чутко и уважительно относимся к нашему героическому прошлому. Это лишь малая плата воинам за то, что они сделали для нас в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годах …

 6.Закрепление изученного материала. Тест с взаимопроверкой (слайд 22)

 7. Рефлексия, выставление отметок учащимися.

  8.д/з  п. 30, задание 1,2 на стр 221.

1.Приветствие, подготовка рабочего места

2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

10 верных ответов – «5»;

8-9 –«4»;

6-7 –«3»;

Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

3..Запись в тетрадь (!)

4.Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

Запись в тетрадь (!)

Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».

Умение синтезировать знания

Умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

запись в тетрадь

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал Умение работать с таблицей

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

Умение синтезировать знания, давать оценку действиям

Источник

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: – познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

– научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

– показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Читайте также:  Боли при переломе стопы

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           – командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: – обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             – обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

– в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

– направление планируемых ударов немецких войск;

– направление контрударов советских войск;

– место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник