Помощь при ушибах и переломах 4 класс урок

Урок «Окружающий мир» в 4 классе
по УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века»
Занятие – практикум в 4 классе
«Первая помощь при несчастных случаях»
Цели:
- Научить учащихся оказывать первую помощь,
- Развивать навыки совместных действий по оказанию первой медицинской помощи;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: Плакаты с пословицами, иллюстрациями по теме, памятка ” Помощь при несчастных случаях”.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Звучит первый куплет песни ” Улыбка”.
– Ребята подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка- успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай.
2. Мотивация к учебной деятельности.
– Обратите внимание на оформление доски. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашей встречи. (Мнения детей)
– Итак, тема нашего занятия: ” Первая помощь при несчастных случаях».
– Для успешной работы у нас открыто медицинское рекламное агентство. Два ученика произносят девиз: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу”.
Если с вами случится беда-
Доктор рядышком с вами всегда.
Всех излечит, исцелит
Наш школьный доктор….
– Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие ” несчастный случай”. Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей.)
– Обратимся за справкой: ” Несчастный случай- нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.
– Как вы считаете, что нужно делать, если произошел несчастный случай? (Ответы детей) – В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода врача сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать развитию последствий серьёзных травм. Такая помощь (называется первой помощью)
– Сделаем вывод: Мы выяснили, что означают понятия “несчастный случай”, “первая помощь”, ” самопомощь”.
Рекламная и физкультурная пауза.
Движение- это здоровье,
Движение- это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз. На четвёртый поднимись.
Раз – направо, два – налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
3. Работа над новым материалом.
– Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.
Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика.
-Что случилось с вами, ребята? (Учащиеся жестами объясняют ситуацию).
– Ребята, вам повезло: у нас в гостях наш доктор. (К доктору)
– Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.
Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших.
– Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа).
Слушаем и выполняем рекомендации доктора.
1. При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.
2. Положите на нос холодную примочку, попросите дышать ртом, а затем сжать рукой нос пониже переносицы (на 3 минуты).
3.Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.
4. После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось. Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки)
– Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.
Несчастный случай – соринка в глазу.
Доктор. Первая помощь при попадании инородного тела в глаз.
1. Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.
2.Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.
3. Поморгайте, обильные слёзы помогут вымыть соринку из
глаза.
Вывод: всё в порядке, мы оказали помощь второму пострадавшему.
– Обратимся за справкой. Глаза-главные помощники человека. Брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.
– Перед вами правила бережного отношения к глазам. Ознакомьтесь с ними. Зачеркните то, что вы считаете неверным.
Правила бережного отношения к глазам.
-умываться по утрам
-тереть глаза грязными руками
-не читать лёжа или в транспорте
-смотреть телевизор, сидя близко к нему
-следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу
-смотреть на яркий свет
-пользоваться чужими очками
-делать гимнастику для глаз
Физкультминутка для глаз.
Закрыли глаза, тихонько открываем их; следим только глазами за предметом, смотрим в окно. Повернулись и смотрим в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза – ясные, чистые, весёлые, Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.
Несчастный случай – внутреннее кровотечение. Справка. При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки.
-Какие еще предметы можно использовать, чтобы предотвратить
внутреннее кровотечение? (Ответы детей)
4. 3акрепление изученного.
– Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются).
– Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.
– Закрепить ваши знания помогут тесты” Помоги себе сам!”.
Проверка тестов
5. Подведение итогов.
“Берегись бед, пока их нет” – гласит русская народная пословица, а башкирский народ говорит так: “Здоровье дороже богатства.”
– А вы, знаете ли вы еще пословицы о здоровье?
Вывод: Только сам человек может сохранить своё здоровье.
Источник
Теоретическое занятие « Как уберечься от парезов, ушибов,
переломов».
Цель: познакомить учащихся с различными видами травматизма и мерами их предупреждения.
Задачи:
-совершенствовать умение слаженно работать в группах;
-воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-развивать стремление быть здоровым.
Оборудование: презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сообщение темы и цели
2. Вступительная часть.
Сегодня на занятии мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.
3.Основная часть.
– Как вы думаете, что такое травма? (выслушиваются ответы учащихся)
– Давайте прочитаем в вашем раздаточном материале, что же такое травма.
Что такое травма? Так называют и царапину, и ушиб, и синяк, и ожог, и перелом. Словом, травма – это любое повреждение организма.
– Вопросы после чтения: 1. Что же такое травма?
Какие травмы вы можете назвать?
– Условно все получаемые детьми и взрослыми людьми травмы врачи делят на 5 групп.
– бытовой
– уличный
– школьный
– спортивный
– прочие виды
Об этих группах травм мы будем с вами говорить на протяжении нескольких уроков.
– А сегодня мы начнем разговор о первой группе – бытовом травматизме.
Работа в группах.
– Объясните смысл этого выражения – бытовой травматизм. Какие травмы случаются чаще всего в быту?
(Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы)
Разбор конкретных бытовых травм
Самый легкий вид травм – это ушиб.
– Что это такое? (Когда человек ударился)
– Какой отличительный признак ушиба вы знаете? (Синяк)
– Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся? (Приложить что-нибудь холодное, лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную холодной водой.
– Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него сонливость и болит голова? (Нет, не подойдет, это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга)
– Что нужно делать в этом случае? (Срочно обратиться к врачу)
Следующий вид бытовых травм – это ссадины, порезы.
– Кто из вас может объяснить, что это такое? (Когда содрана кожа, идет кровь)
– Чем ссадина отличается от пореза? (Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокая)
– Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться?
Выслушиваются рассказы заранее подготовленных детей с демонстрацией медицинских средств.
Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Дома у вас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств в вашей домашней аптечке.
Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.
Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, чтобы йод или зеленка не попали в ранку и не вызвали боль, жжение и пощипывание.
Если из ранки течет кровь, то необходимо взять 3%-ный раствор перекиси водорода. Чистую марлю или вату обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.
В аптечке должен быть и лейкопластырь. Его удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывают сухими руками на сухую, предварительно обработанную поверхность.
В домашней аптечке должен быть и пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу удалить занозу не удается, надо несколько минут подержать палец в ванночке с горячей водой. Распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом. Но если удалить занозу самостоятельно не удалось, необходимо обратиться к врачу.
Вопросы после прослушивания рассказов
– Какими средствами, находящимися в аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?
Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?
Выслушиваются ответы детей.
– Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать. Дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывать голову.
Другие виды бытовых травм – это вывихи, растяжения.
– В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение? (Споткнуться, поскользнуться)
– У кого из вас было растяжение? Что взрослые делали в этом случае? (Накладывали тугую повязку или обращались к врачу)
– Чем вывих отличается от растяжения?
Выслушиваются ответы учащихся.
Вывих – более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.
Следующий вид бытовых травм – это ожог.
– Когда дома можно получить ожог? (Если дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых)
Творческая работа в группах – нарисовать на листочках, лежащих на партах, любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подписать советом, как избежать травмы.
Отгадайте загадки, подумайте, что объединяет эти предметы.
а) Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (пылесос)
б) Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул. (утюг)
в) Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)
– Что объединяет эти приборы? (Это электроприборы)
– Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними? (Удар током)
– Относится ли удар током к бытовым травмам?
– Как надо обращаться с электроприборами?
– Что делать, если кого-то ударило током? (Отключить электроприбор, оттащить пострадавшего)
– Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается? (Нельзя. Надо взять какой-нибудь сухой предмет, который не проводит ток- деревянную палку, книгу – и сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».)
Следующий вид бытового травматизма – отравление.
– Чем можно отравиться? (Некачественными продуктами, лекарственными, предметами бытовой химии)
– Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы не «отравиться» обычным градусником.
Рассказ заранее подготовленного ученика.
Обычный градусник есть в аптечке в каждом доме. Если использовать его по назначению, т.е. для измерения температуры, то ничего опасного в нем нет. Но если взять его без разрешения, уронить и разбить, он может стать очень опасным. Ртуть, находящаяся в нем, блестящими шариками выкатиться на пол, а это сильный яд, очень вредный для живых организмов. Сама по себе ртуть не так опасна, опасны ее пары. А испаряется она быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям в центральной нервной системе.
При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение, повышается температура.
Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по сему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволоки
Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающийся контейнер или баночку и сдать в специальную службу при СЭС санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение. Где была пролита ртуть.
Кроме термометра, ртуть можно найти и в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света (люминесцентных). Вы наверняка видели эти длинные белые трубки. Когда лампы перегорают, их обязательно надо сдавать на специальный завод, где их уничтожают. А часто взрослые, не задумываясь о последствиях, выбрасывают их в мусорные контейнеры.
У нас остался еще один вид бытовых травм – это перелом.
– В результате чего может произойти перелом? (В результате падения)
– Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. При этой травме помочь может только врач. Хорошо, если обойдется переломом руки или ноги. Но ведь бывает еще и перелом позвоночника. А это значит – неподвижность на всю оставшуюся жизнь.
– О каких травмах мы говорили сегодня на уроке? (бытовых)
– Проверим, усвоили ли вы, как справляться с некоторыми видами травм. Для этого поработайте в группах и ответьте на вопросы теста
Тест
Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:
а) приложить что-нибудь холодное;
б) наложить повязку;
в) срочно обратиться к врачу.
Для того, чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться:
а) своими руками;
б) деревянной ручкой от щетки;
в) железной линейкой.
3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге:
а) баночка с кремом;
б) холодная вода;
в) йод или зеленка.
4. Собрать пролитую ртуть можно:
а) пылесосом;
б) медной фольгой;
в) веником.
– Что такое травма?
– Какие виды травматизма вы можете назвать?
– Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?
– Перечислите бытовые травмы.
– Из-за чего дети получают травмы? (Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.)
– Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?
4. Итог занятия.
– Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Желаю всем вам быть внимательными и осторожными, чтобы никогда не попадать в неприятные ситуации и не получать травм. Ну а если это с вами все-таки случится, я уверена, вы сможете оказать помощь себе и своим близким.
Источник
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАВМ И ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
(занятие по ОБЖ)
Цели: развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход занятия
I. Вводное слово.
Воспитатель. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.
Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах.
II. Вопрос – ответ (беседа).
• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….
И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)
• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.
Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай.
А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)
– Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)
– Почему так случилось? (Забыли об осторожности.)
III. Рассказы учащихся.
1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.
2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.
Учитель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.
IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».
Плакат н а д о с к е.
ЗАПОМНИ!
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПРИВЫКШИЙ
ОБДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ,
РЕДКО ПОЛУЧАЕТ ТРАВМУ.
Воспитатель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.
1. Р а с с м о т р и м л е г к и е т р а в м ы (травмы-царапины).
Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?
1) Освободить раненое место от одежды.
2) Смазать края раны йодом.
3) Наложить чистую повязку.
Нельзя класть на рану вату, мази. (Практические занятия. Учимся обрабатывать рану.)
2. У ш и б ы.
1) Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).
2) При ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.
3) При ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.
4) При ушибах груди – полный покой.
5) При ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.
3. П е р е л о м ы.
При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.
4. С о л н е ч н ы й у д а р.
При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:
а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;
б) дайте ему холодное питье;
в) положите на голову холодный компресс.
В ы п о л н е н и е практических заданий (закрепление).
1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.
В о п р о с. Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?
2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)
V. Итог.
Воспитатель. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.
Источник