Под великим перелом понимают

Под великим перелом понимают thumbnail

Агитационный плакат о выполнении пятилетнего плана

«Великий перелом» — выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Новая экономическая политика, проводившаяся после окончания Гражданской войны и будучи по своей сути компромиссным решением острого кризиса, не могла обеспечить в условиях ожидавшейся войны должные темпы перехода экономики СССР от отсталой аграрной к развитой индустриальной. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против «кулаков».

История[править | править код]

В своей статье «Год великого перелома: к XII годовщине Октября» И. В. Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»[1][2][3]. Именно в этот год произошёл окончательный отказ от политики НЭПа и обозначен мобилизационный курс развития, благодаря которому была решена стоявшая перед страной задача индустриальной модернизации.

Лидер СССР И. В. Сталин в 1929 году

По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома:

  1. в области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».
  2. в области разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».
  3. в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

Реальная ситуация в стране, однако, была далеко не такая оптимистичная. Как указывает исследователь О. В. Хлевнюк, курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию «фактически вверг страну в состояние гражданской войны».

Особенно остро отреагировало сельское население — насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями[источник не указан 664 дня]. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы.

На сопротивление деревни государство ответило силой. Провозгласив курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулаков, опираясь на направленные в деревню из города специальные рабочие отряды при поддержке ОГПУ и армии, местные власти насильно сгоняли крестьян в колхозы, отнимая у них имущество.

Это привело лишь к ещё большему обострению обстановки. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 года. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых приняли участие 125 000 человек, в феврале — 736 (220 000), за первые две недели марта — 595 (около 230 000), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 года в целом в Белоруссии, Центрально-Чернозёмной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зарегистрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в которых приняли участие не менее 750 000—800 000 человек. На Украине в это время волнениями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов.

Партийному и государственному руководству пришлось несколько отступить, и 2 марта 1930 в советской печати было опубликовано письмо Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей. Ещё через месяц на места была направлена правительственная директива о смягчении курса в связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников», а также уточнения о порядке реализации коллективизации[4]. Сопротивление крестьянства, однако, привело лишь к некоторому сдерживанию темпов коллективизации, которая была завершена в последующие несколько лет, после того, как силами ОГПУ удалось подавить антисоветские выступления, нейтрализовать и ликвидировать их организаторов и наиболее активных участников. Усмирению крестьянства способствовала и массовая высылка кулаков и членов их семей в лагеря и трудовые поселения в Сибири и на Севере.

В период мирового экономического кризиса, демографическая статистика свидетельствовала о взрывном приросте населения СССР (+15,7 млн чел. с 1926 по 1939 гг.)[5] по сравнению с погрузившимися в Великую Депрессию США(прирост 13,5 млн чел)[6]. Двукратный рост доходов населения с 1932-го по 1937-й[7] обусловил не только улучшение благосостояния[источник не указан 979 дней][цитата не приведена 979 дней], но и увеличение объема внутреннего рынка, что в условиях удешевления импорта и экспорта вследствие кризиса явилось дополнительным импульсом к дальнейшей модернизации.[источник не указан 979 дней][цитата не приведена 979 дней]

Читайте также:  Страшные переломы футбола видео

В третью пятилетку удалось наконец приступить к реализации главной цели реформ — развертыванию военной промышленности в условиях нарастающей военной угрозы.[цитата не приведена 979 дней]

Итоги[править | править код]

В историографии годами «Великого перелома» принято называть период первых двух сталинских пятилеток.

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР в годы 1-й и 2-й пятилеток (1928—1937 гг.)[8][9]

Продукция1932 г.19371932 к 1928 (%)
1-я пятилетка
1937 к 1933 (%)
1 и 2-я пятилетки
Чугун, млн. т.6,214,5188 %439 %
Сталь, млн. т.5,917,7137 %412 %
Прокат чёрных металлов, млн. т.4,413129 %382 %
Уголь, млн. т.64,4128181 %361 %
Нефть, млн. т.21,428,5184 %246 %
Электроэнергия, млрд кВт·ч13,536,2270 %724 %
Бумага, тыс. т.471832166 %293 %
Цемент, млн. т.3,55,5194 %306 %
Сахарный песок, тыс. т.18282421142 %189 %
Станки металлорежущие, тыс. шт.19,748,5985 %2425 %
Автомобили, тыс. шт.23,92002988 %25000 %
Обувь кожаная, млн. пар86,9183150 %316 %

Первая пятилетка (1928-32) была разработана на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б), как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Часть продукции промышленности в общем объёме хозяйства повысилась с 70,2 % в 1932 до 77,4 % в 1937. 80 % всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток.

Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня и освоения новой техники.

По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии.[10] Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн человек. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937—1941) темпы роста промышленного производства по категориям А и Б(производство средств производства и производство товаров народного потребления)значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно выросла доля военной промышленности, которая к тому моменту стала обеспечена необходимой материально-сырьевой и кадровой базой.

В результате за 14 предвоенных лет были созданы целые отрасли промышленности буквально с нуля[цитата не приведена 979 дней], а также в достаточно быстрой ликвидации её последствий в виде карточной системы и т. д.

См. также[править | править код]

  • Головокружение от успехов
  • Сталинские репрессии
  • Коллективизация
  • Индустриализация
  • Голод в СССР (1932—1933)

Примечания[править | править код]

Источник

I вариант.

1. Когда в советской экономике был принят курс на индустриализацию страны:
а) в 1925 году на Четырнадцатом съезде партии +
б) в 1927 году на Шестнадцатом съезде партии
в) в 1921 году на Десятом съезде партии

2. Источниками финансирования сталинской модернизации были:
а) сверхприбыли, полученные за счет роста производительности труда
б) доходы от экспорта зерна и продовольствия +
в) экспорт новых технологий

3. Отметьте формы террора, применявшиеся в 30-е гг. в СССР:
а) пытки при проведении следствия
б) уничтожение людей в газовых камерах
в) концентрационные трудовые лагеря +

4. 1929 год принято считать годом “великого перелома”. Под “великим переломом” понимают:
а) отказ от политики нэпа +
б) принятие плана ГОЭЛРО
в) пересмотр в сторону резкого увеличения показателей первого пятилетнего плана

5. Сущность политической системы в СССР 30-х гг. определялась:
а) Советами всех уровней
б) союзом рабочих и колхозного крестьянства
в) режимом личной власти Сталина +

Читайте также:  Первая помощь при переломе руки в домашних условиях

6. Что было характерно для политической системы СССР 1930-х гг.:
а) реальное осуществление политических прав и свобод
б) культ личности партийного вождя +
в) многопартийность

7. Коллективизация, проводившаяся в СССР пропаганду социалистических идей среди крестьян, в 1930-е гг., не предусматривала:
а) ликвидацию кулачества как класса
б) обеспечение городов дополнительной рабочей силой
в) создание фермерских хозяйств +

8. ГУЛАГ – это сокращенное название:
а) управления лагерей НКВД (МВД) +
б) международной организации по гуманитарному сотрудничеству
в) организация “Гражданская инициатива”

9. Что из названного относилось к последствиям индустриализации в 1930-е гг.:
а) автоматизация производства
б) рост производства товаров широкого потребления
в) ликвидация безработицы +

10. Последствием индустриализации в СССР в 1920-1930-е гг. является:
а) значительное повышение уровня жизни населения
б) создание военно-промышленного комплекса +
в) численное превышение городского населения над сельским

11. Советской делегацией на Генуэзской конференции руководил:
а) Чичерин +
б) Дзержинский
в) Молотов

12. “Дело военных”:
а) 1938 г.
б) 1937 г. +
в) 1935 г.

13. Аншлюс Австрии:
а) 1938 г. +
б) 1936 г.
в) 1935 г.

14. Начало работы Всесоюзной сельскохозяйственной выставки:
а) 1937 г.
б) 1938 г.
в) 1939 г. +

15. Окончание советско-финляндской войны:
а) 1940 г. +
б) 1939 г.
в) 1941 г.

16. А. Пластов был:
а) поэтом
б) живописцем +
в) музыкантом

17. О. Мандельштам был:
а) музыкантом
б) живописцем
в) поэтом +

18. И. Дунаевский был:
а) поэтом
б) музыкантом +
в) архитектором

19. Н. Экк был:
а) поэтом
б) архитектором
в) режиссером

20. Кто из названных лиц был репрессирован в 30-е гг. 20 в.:
а) С. Буденный
б) М. Рютин +
в) Л. Берия

II вариант.

1. Кто из названных лиц был репрессирован в 30-е гг. 20 в.:
а) Н. Бухарин +
б) Г. Жуков
в) С. Буденный

2. Кто из названных лиц был репрессирован в 30-е гг. 20 в.:
а) Г. Жуков
б) А. Рыков +
в) С. Буденный

3. Какое положение из названных характеризует экономическое развитие СССР в 1930-е гг.:
а) создание первого искусственного спутника Земли
б) строительство первой в России электростанции
в) строительство Магнитки и Днепрогэса +

4. Какое событие произошло раньше всех других:
а) участие советских военных в Гражданской войне в Испании
б) создание СССР +
в) начало первой пятилетки

5. Когда образовался СССР:
а) 1924
б) 1923
в) 1922 +

6. Что из названного является одним из последствий политических репрессий в СССР:
а) укрепление международного авторитета СССР
б) снижение боеспособности Красной Армии +
в) построение социализма в СССР

7. В какие годы была проведена сплошная коллективизация в СССР:
а) 1930-1933 гг. +
б) 1922-1924 гг
в) 1926-1927 гг.

8. Существовавшие в СССР в 1920-1930-е гг. народные комиссариаты (наркоматы) – это:
а) объединения ветеранов гражданской войны
б) судебные органы в центре и регионах
в) центральные органы управления отраслями хозяйства +

9. Кто из названных лиц возглавлял в 1920-1930-е гг. органы внутренних дел:
а) Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов +
б) М.В. Фрунзе, В.К. Блюхер
в) В.В. Куйбышев, С.М. Киров

10. СССР являлся членом Лиги Наций в:
а) 1929-1940 гг.
б) 1934-1939 гг. +
в) 1924-1939 гг.

11. Определите, чем был вызван переход от политики «военного коммунизма» к нэпу:
а) глубоким экономическим кризисом в стране+
б) стремлением большевиков к мировой революции
в) попытками помещиков и буржуазии вернуть дореволюционные порядки
г) необходимостью приспособить экономику к нуждам военного времени

12. Какова была суть новой экономической политики?
а) в расширении госсектора в экономике
б) в создании многоукладной экономики+
в) в переходе к правовому государству
г) в демократизации всех сторон жизни общества

13. Что из данного относится к нэпу?
а) всеобщая трудовая повинность
в) натурализация оплаты труда
г) запрещение найма рабочей силы
г) свобода частной торговли+

14. Выберите, что произошло 30 декабря 1922 г.?
а) была принята советская Конституция;
в) умер В.И.Ленин;
б) закончилась Гражданская война;
г) был образован СССР+

15. Выберите верный ответ. Первая Конституция СССР:
а) подтверждала унитарное устройство государства
б) устанавливала всеобщие демократические выборы
в) закрепляла диктатуру пролетариата и крестьянства+
г) большую часть полномочий оставляла в ведении республик

16. Определите, что из указанного было одним из результатов индустриализации в СССР?
а) отсутствие машиностроительной отрасли
б) увеличение экспорта машиностроительной продукции
в) создание мощной оборонной промышленности+
г) появление жесткой цензуры

Читайте также:  Тромбофлебит голени после перелома

17. Выберите, что из перечисленного было одним из результатов подписания в 1939 года советско-германского договора о ненападении?
а) исключение СССР из Лиги Наций
б) отсрочка нападения Германии на СССР+
в) вхождение СССР в Организацию Объединенных наций
г) отсрочка нападения Германии на Польшу

18. Вспомните, в каком году произошло столкновение СССР и Японии у реки Халхин-гол:
а) 1938 г.
б) 1939 г. +
в) 1940 г.
г) 1941 г.

19. Отметьте достижение отечественной культуры 1920-х:
а) создание творческого объединения «Мир искусства»
б) открытие Большого театра
в) пьесы А.П. Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад»
г) фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»+

20. Выберите того, кто из деятелей культуры поддержал советскую власть в 20-х гг.?
а) И.А. Бунин
в) С.С. Прокофьев
б) Ф.И. Шаляпин
г) В.В. Маяковский+

Источник

Опубликовано 7 месяцев назад по предмету
История
от SergeyZHLK228

  1. Ответ

    Ответ дан
    moseska96

    1 – ДЕИЛ

    2 – АБДЕИЛО

    3 – ВДЛ

    Очень сложный тест, рекомендую перепроверить всё

    Пиши, если есть вопросы

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Математика – 7 месяцев назад

Сколько здесь прямоугольников

История – 1 год назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

Литература – 1 год назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

Русский язык – 1 год назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

Русский язык – 1 год назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Русский язык – 1 год назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Физика – 1 год назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник