Первая помощь при ушибах переломах вывихах таблица
В этой статье собраны простые правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, переломах, вывихах, других травмах. К тексту приложены видео-уроки.
Оказание первой медицинской помощи при травмах осуществляется в такой последовательности:
- Проверяем, угрожает ли нам или пострадавшему что-нибудь, например, упавший необесточенный провод (шаговое напряжение), выделение углекислого газа, избыточное тепло (ожог, тепловой удар). Останавливаем действие поражающего фактора, например, обесточиваем электроустановку, выносим пострадавшего из области пожара.
- Вызываем «скорую помощь».
- Защищаем себя от контакта с биологическими жидкостями пострадавшего: надеваем резиновые перчатки, целлофановый пакет на руку.
- Проверяем, есть ли сознание, дыхание, пульс, определяем повреждения. Если необходимо, проводим сердечно-легочную реанимацию. Осмотр осуществляем в такой последовательности: вначале голова (Осторожно с шеей!!! Может быть перелом или смещение позвонков!), затем — грудь, живот, спина, область таза, руки, ноги. Если пострадавший попал в ДТП, травму шейных позвонков подозреваем всегда. Приподнимаем, переворачиваем, переносим пострадавшего очень аккуратно, чтобы оказание первой медицинской помощи при травме не превратилось в дополнительный поражающий фактор.
- Если есть кровотечение, которое угрожает жизни, останавливаем его.
- Фиксируем сломанную конечность. Это делается в том состоянии, в котором она находится: согнутая так согнутая, прямая так прямая, Z-образная так Z-образная. Нельзя пытаться придать ей анатомически правильную форму, фиксируем как есть. Вначале обездвиживаем место перелома, затем — два ближайших к нему сустава, например, при переломе голени фиксируем колено и голеностопный сустав. Здоровую ногу к больной прибинтовывать нельзя, потому что от боли пострадавший может дергаться, и здоровая нога, двигаясь, будет травмировать больную.
- Если произошел отрыв конечности, после оказания первой помощи нужно найти ее, максимально охладить, а по прибытии медиков передать им вместе с пострадавшим. В идеале для, например, пальца это делается так: оборачиваем место отрыва влажной салфеткой, кладем палец в пакетик. Затем пакет с пальцем кладем в пакет с холодной водой так, чтобы вода не заходила в пакет. Этот пакет с водой помещаем в пакет со льдом. Горлышки пакетов завязываем все одновременно одной завязкой. Можно воду смешать со льдом в одном пакете, не допуская прямого контакта тканей со льдом, иначе они замерзнут и что-либо сделать уже будет нельзя. В морозилке и при отрицательной температуре хранить оторванные конечности нельзя! Современные медтехнологии позволяют приживлять оторванные конечности, которые были сохранены должным образом. Сохраненные при температуре выше +4 ºС ампутированные пальцы успешно приживаются, если с момента ампутации прошло до 8 ч, кисти — до 6 ч, плеча, стопы, голени, бедра — до 4 ч. В случае хранения при температуре 1–4 ºС это время увеличивается. Если ампутация произошла не полностью, нужно охладить часть, которая «болтается», например приложить пакет с водой и льдом. При отрыве конечности кровотечение может быть небольшим, поскольку возникает рефлекторный спазм сосудов. Наложив повязку, следите, чтобы конечность не холодела.
Важно! Если оказанием первой помощи при ушибах и других травмах занимаются несколько человек, нужно выбрать руководителя, распоряжениям которого все будут подчиняться. Это обеспечит слаженную работу и убережет пострадавшего от лишних рывков, ударов, боли.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах
Чаще всего ушибы возникают вследствие падений, ударов тупыми предметами.
Признаки:
- припухлость, синяк, гематома;
- при ушибе внутренних органов — сильная боль.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах
Техника оказания первой медицинской помощи при ушибах зависит от их локализации и тяжести.
- Если нет кровотечения, перелома, к области ушиба прикладываем лед или холодный компресс на 10–20 мин.
- По истечении времени убираем холод, накладываем тугую повязку. Поверх нее прикладываем холод на 90–120 мин.
- При вероятности ушиба внутренних органов (например, если пострадавший упал с высоты) пострадавшего срочно госпитализируем. При этом его запрещено поить и кормить.
Первая помощь при ушибах, растяжениях
Оказание первой помощи при ушибах и растяжениях осуществляется по одинаковому алгоритму:
- прикладываем холод;
- накладываем плотную повязку (как вариант — эластичный бинт).
Травмированную конечность нужно обездвижить, не нагружать. Если вероятна травма сухожилий, пострадавшего нужно доставить в больницу на обследование, поскольку после разрыва они сами по себе не срастаются — их нужно сшивать в правильном положении. Если этого не сделать, возможна инвалидность. При этом пострадавшую конечность нужно зафиксировать.
Начиная оказывать первую помощь при ушибе, проверьте, не сломаны ли у человека кости таза.
Оказание первой помощи при переломе таза
По виду сопутствующих повреждений переломы могут быть открытыми либо закрытыми. Во втором случае при развитии массивного отека трудно понять, что, собственно, происходит.
Признаки:
- кровоподтеки в районе промежности (внутреннее кровотечение);
- сильная боль в тазу, нижней части брюшины, спины;
- деформация таза;
- вынужденная поза: больной сгибает ноги, как лягушка, чтобы облегчить боль.
Оказание первой помощи при травмах таза
- Фиксируем пострадавшего в позе лягушки — с согнутыми в коленях ногами. Под колени подкладываем что-то, что будет их поддерживать.
- Если пострадавший получил травму таза сидя (например, в автомобиле во время ДТП), в качестве шины для иммобилизации подойдет автокресло, стул или что-то похожее.
- Проводим противошоковые мероприятия: даем обезболивающее, успокаиваем пострадавшего, обеспечиваем его неподвижность.
Нельзя:
- пытаться посадить пострадавшего, поставить его на ноги, перевернуть на бок, выпрямлять ему ноги;
- давить на таз, чтобы нащупать поврежденное место.
Оказание первой помощи при переломах конечностей
Последовательность оказания первой помощи при переломах конечностей зависит от вида повреждения.
Если перелом:
- открытый — кости прорывают мышечный корсет, кожу и торчат наружу. К неприятностям, которые доставляют поврежденные кости и ткани, прибавляется опасность инфицирования через рану;
- закрытый — конечность деформирована, отечна, но кожа остается целой.
Кстати. Закрытые переломы могут быть не слишком болезненными. Известны случаи, когда пострадавшие по несколько дней терпели боль в ноге или руке и только после этого обращались в больницу, где им диагностировали перелом. Так что если где-то что-то нехарактерно хрустнуло и болит, лучше провериться.
При оказании первой помощи при переломах конечностей важно надежно их фиксировать, чтобы травмы не усугубились.
Оказание первой помощи при открытом переломе:
- Проверьте состояние пострадавшего. Если нужно, выполните сердечно-легочную реанимацию. От боли и вида раны пострадавший может впасть в шок. Его первая фаза характеризуется состоянием возбуждения, пострадавший может метаться, кричать, из-за чего причинит себе дополнительный вред, будет мешать оказывать помощь. Вам нужно успокоить пострадавшего, хотя бы обеспечить его неподвижность. Оказывать первую помощь при серьезном открытом переломе следует оперативно, чтобы шок не перешел во вторую фазу — торможения, которая опасна для жизни.
- Удалите лишнюю одежду в области травмы. При этом действуйте без фанатизма. При переломе голени, например, не нужно снимать полностью штаны, лучше отрежьте штанину. Не добавляйте к физическим страданиям пострадавшего психологический дискомфорт.
- Остановите кровотечение. Обработайте кожу вокруг раны антисептиком.
- Зафиксируйте сломанные кости в том состоянии, в котором они находятся. Обычно для этого в общем случае применяется что-то ровное и твердое. Но если кость вывернута под углом, вам понадобится более сложная конструкция. Вначале фиксируем место перелома, затем — 2 близлежащих сустава.
- Дайте пострадавшему обезболивающее.
- Если развивается сильный отек, можно приложить холод.
Нельзя:
- вправлять и складывать кости самостоятельно;
- двигать конечность;
- приматывать поломанную ногу к здоровой. Больной будет двигать здоровой ногой (от боли, случайно, в судороге), поэтому перелом усугубится.
Алгоритм оказания первой помощи при закрытых переломах конечностей такой же, только без ухода за раневой поверхностью.
Оказание первой медицинской помощи при травмах позвоночника
Правильно оказать первую помощь при травмах позвоночника очень сложно. Например, вытащить пострадавшего из разбитого автомобиля так, чтобы не повредить ему шею, область спины, — непростая задача, особенно если кресло было без подголовника. Любое неаккуратное движение способно повредить спинной мозг, разорвать нервы, привести к инвалидности. Для пострадавшего лучше, если ему будут помогать несколько человек.
Оказание первой медицинской помощи при травмах позвоночника
- Фиксируем пострадавшего в положении, соответствующем травме. Если он лежал на животе, так его и укладываем, переворачивать нельзя. Оптимальное положение «по учебнику» — лежа на спине на ровной поверхности (широкая доска, дверь, лавочка). Фиксируем голову чем-то наподобие жесткого воротника: свернутыми журналами, жесткой подушкой, свернутой в жгут одеждой, подголовником от автокресла, особенно во время переноски пострадавшего.
- Если пострадавший находится в машине и нет угрозы взрыва, пожара, до приезда спасателей оставляем его в кресле, самостоятельно не вытаскиваем.
- Даем сильное обезболивающее.
- Успокаиваем, не допускаем, чтобы он двигался, согреваем. Чтобы избежать непроизвольных движений, можно примотать его ноги друг к другу, а руки — к телу.
Нельзя:
- сажать пострадавшего, пытаться поставить его на ноги;
- пробовать вправить позвонки;
- тянуть за конечности, голову.
Оказание первой помощи при травмах: вывихнутая рука, нога
Диагностировать вывих просто: в суставе рука или нога выгибается под неестественным углом. Если вывих несильный, она просто не может двигаться в некоторые стороны. Движения ограничены. Боль может быть терпимой. Она обостряется при попытке пошевелить травмированными конечностями.
- Фиксируем руку, ногу в положении «как есть».
- Успокаиваем пострадавшего, стараемся, чтобы он не делал лишних движений.
- По возможности не даем пострадавшему обезболивающего — это поможет врачу во время диагностики повреждения.
- Доставляем пострадавшего в больницу.
Нельзя:
- пытаться поставить руку, ногу, палец на место самостоятельно.
Если вы не можете понять, что у человека — вывих или закрытый перелом, из-за сильного отека или недостатка опыта, оказывайте первую помощь по алгоритму для переломов. По сути, при этих травмах алгоритм действия одинаков. Когда кость ломается, пострадавший может услышать треск, щелчок, в момент вывиха обычно не слышно ничего.
Говорят, что после перелома кость укрепляется. Это неправда. Так что берегите себя и оставайтесь здоровыми каждый день!
Итак, теперь вы знаете все о правилах оказания первой помощи при открытом переломе, переломах конечностей, позвоночника, таза, вывихах. Имеете представление о последовательности организации оказания первой помощи при ушибах, растяжениях связок.
Оцените пожалуйста сайт или материал!
Источник
Урок в 8 классе
по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.
Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.
Задачи:
- Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
- определить цели доврачебной помощи;
- продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
- развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
- формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
- обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.
Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»
Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.
Ход урока
- Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
– Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно и тогда у нас все получится!
– Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.
- Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
– Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)
Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.
Тест. Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.
- Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.
– А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего
Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
– Хорошо, молодец.
- Изучение новой темы
Вы знаете, что в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это “но вдруг”, Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).
-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
– Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?
(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).
– А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:
|
|
|
|
|
|
|
|
– Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
Задание 1
Найдите соответствие цифры и буквы
| А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. |
| Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата. |
| В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. |
| Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. |
| Д) нарушение целостности кости |
| Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей |
| Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. |
| З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием |
Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е
– Закончили. Хорошо, а теперь проверим.
Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.
Задание 2
Схематическое изображение травмы | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Тип травмы | ||||
Симптомы травмы | ||||
Меры первой помощи | ||||
Противопаказания |
Схематическое изображение травмы | ||||
Тип травмы | Растяжение связок | Перелом | Вывих | ушиб |
Симптомы травмы | Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний. | Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки. | Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы) | Боль. повреждении сосудов возможно развитие гематомы – ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли. |
Меры первой помощи | Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод. | Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт. | Зафиксировать конечности(шина). Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода. | При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков. В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови. |
Противопоказания | Нельзя травмировать движениями. | Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. | Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава. | нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать |
Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.
– Хорошо, молодцы.
– Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)
-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)
– Молодцы!
– Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
– Отдохнули? Поехали дальше.
Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)
НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
– У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации. Время выполнения 5 мин.
1 группа.
Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
2 группа.
Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.
Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.
3 группа.
Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по – этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.
4 группа
Ситуация 1. Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» – покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.
Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.
Проверка выполненного задания.
Учащиеся высказывают свои мнения.
– Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д
-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)
5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.
Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.
Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.
1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.
2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.
3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.
4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.
Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.
– Закончили, хорошо.
6. Рефлексия. (Слайд 25).
Оценивание результатов на уроке.
-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)
– Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)
– Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я почувствовал(а), что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
я попробую…
Напишите свои впечатления на листочках.
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
Задание на дом.
§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.
Приготовить памятки – Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Дополнительно (в оставшееся время):
– В оставшееся время хотелось бы узнать – знаете ли вы о видах травм?
Учащиеся встают и отвечают:
– Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный.
Первая причина детского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.
Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.
Третья причина – пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.
Источник