Первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах презентация 8 класс

Технологическая карта урока
Класс 6, дата 06.06. 2018, предмет:биология
Тема урока: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Тип урока: Урок рефлексии.
Вид урока: урок практических работ.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний на основе практического применения знаний, полученных обучающимися при изучении темы .
Задачи:
1. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Опорно – двигательная система».
2. Ознакомление обучающихся с мерами первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
3.Формирование самостоятельных действий учащихся при оказании первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
Оборудование: учебник, видеоролики о мерах первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы, шины, перевязочный материал, лед, марля.
Планируемые результаты:
1.Предметные.
Объяснять значение понятий: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение, вывих, знать правила применения первой доврачебной помощи и применять их на практике, понимание важности знаний и навыков в этой области
2.Метапредметные:
Познавательные:
знать определения, осуществлять решение проблемных задач по изучаемым процессам и объектам, применять на практике полученные теоретические знания, работать с материалом разного уровня сложности, объяснять результаты работы по заданиям, формулировать выводы.
Регулятивные:
самостоятельно определять цели и задачи урока, выполнять задания по плану и представлять результаты деятельности, прогнозировать результат деятельности
Коммуникативные:
строить продуктивные взаимодействия со сверстниками, вести диалог, работать в группе
Методы обучения: проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, практический, работы в группах.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Здоровается, проверяется готовность учащихся к уроку.
Учащиеся готовятся к уроку, эмоционально настраиваются на продуктивную деятельность
Определение цели и задач урока
На интерактивной доске проходит видеоряд рисунков , иллюстрирующих меры по оказанию первой помощи при повреждениях опорно двигательной системы.
Вопросы учителя:
1.Как вы думаете , ребята, какова тема нашего учебного занятия ?
2. Как можно сформулировать цель урока? Задачи урока?
Просмотр учащимися видеоряда рисунков , иллюстрирующих меры по оказанию первой помощи при повреждениях опорно двигательной системы.
Ответы на вопросы и формулирование цели и задач урока.
1. Тема – оказание первой помощи при травмах , повреждении опорно – двигательной системы.
2.Цель – применение знаний для правильного оказания первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
Задачи учебного занятия:
2. Ознакомление с мерами первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
3.Формирование самостоятельных действий при оказании первой помощи при повреждениях опорно – двигательной системы.
Мотивация учащихся
Учитель: В настоящее время медицинской службой достигнуты определенные успехи в профессиональном оказании скорой медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Однако даже при самой идеальной ее организации врачебная помощь может оказаться запоздалой, если люди, находящиеся рядом с
пострадавшим, не сумеют оказать ему необходимую экстренную первую помощь. Характерной особенностью всех несчастных случаев является
внезапность повреждения и угрожающее для жизни пострадавшего состояние, требующее неотложного достаточно квалифицированного вмешательства извне. Исход критических состояний, вызванных тяжелыми и опасными повреждениями, часто решается в течение нескольких минут после происшествия и зависит прежде всего от своевременности и качества первой помощи, которую получит пострадавший. Поэтому важно, чтобы любой человек, оказавшийся на месте, где произошел несчастный случай, владел приемами оказания первой медицинской помощи.
Ребята, а вам известны случат, когда первая помощь , оказанная вовремя ,спасала жизнь человека?
Учащиеся отвечают, приводят примеры.
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Класс поделен на группы. Группы учащихся получают карточки – задания:
Группа учащихся
Задания карточки
1 группа
1. Прочитав текст учебника на стр. 76 составьте кластер «Ушибы»
2. Почему при ушибах возникают кровотечения, от чего зависит сила кровотечения? Почему возникает чувство боли?
3. . Какие меры первой помощи можно оказывать при разных формах ушибов
?
2 группа
1. Прочитав текст учебника на стр.76 составьте кластер «Переломы».
2. Как влияет на ломкость костей химический состав костей? Кто чаще всего ломает кости при ударах – молодые или старые?
3. Какие меры первой помощи применяют при переломах костей?
3 группа
1. Прочитайте стр.78 учебника и составьте кластер «Растяжение связок».
2.Какие особенности строения сустава могут привести к растяжению связок? Ответ дайте развернутый.
3. Какие меры первой помощи применяют при растяжении связок?
4 группа
1.Прочитав в учебнике стр.79 составьте кластер «Вывихи суставов».
2. Почему после травмы сустава нередко происходит повторение вывихов суставов?
3. Какие правила первой помощи применяют при вывихах суставов?
:
Учащиеся выполняют задания, обмениваются мнениями в группе, заполняют таблицы и составляют схемы.
Физкультминутка
Учитель :
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Ученики выполняют движения физкультминутки
Первичная рефлексия
Учитель: группы готовы !
Как выполнены задания?
Учитель комментирует и корректирует ответы учащихся. Отмечает правильность составления кластеров.
Представители группы отвечают на вопросы карточек – заданий, демонстрируют кластеры, изготовленные на листах ватмана, объясняют принципы его составления.
Локализация индивидуальных затруднений
Учитель: А теперь проверим вашу готовность оказать первую помощь пострадавшему. Получите задания практической части учебного занятия.
Группа учащихся
Задания карточки
1 группа
Окажите первую помощь человеку с ушибом средней степени.
Объясните свои действия.
2 группа
Окажите первую помощь человеку с переломом предплечья.
Объясните свои действия.
3 группа
Окажите первую помощь человеку с растяжением связок кисти.
Объясните свои действия.
4 группа
Окажите первую помощь человеку с вывихом коленного сустава.
Объясните свои действия.
Обучающиеся выбирают разложенные на столе материалы для оказания первой помощи, выполняют задание, комментируют, объясняют причины выбранных действий .
Взаимопроверка групп.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Учитель
Комментирует и корректирует при необходимости ответы учащихся, отмечает возможные пробелы в знаниях.
Ученики выслушивают, понимают необходимость повторного изучения отдельных тем.
Рефлексия
Что больше всего вам запомнилось при изучении?
Какой материал вызвал наибольшую сложность ? Почему?
Нужно ли уметь оказывать практически первую помощь пострадавшим?
Ученики отвечают, объясняют причины успеха или неудачи в учебной деятельности.
Домашнее задание
Учитель : изучить параграф 16,выполните задание на стр.79
Повторить 10-16
Записывают в дневники домашнее задание
Литература для учителя и для учащихся:
1. Колесов Д.В., Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл».: учебник/. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014.
Источник
Слайд 1
Вывих, растяжение, перелом. Первая помощь. Работу выполнила обучающаяся 8 «В» класса Ивасько Анастасия Учитель биологии: Л.И. Карнаущенкова.
Слайд 2
Что такое вывихи, ушибы и переломы? Вывихи, растяжения, ушибы и разрывы, при которых повреждаются мышцы и суставы – это травмы, характерные для людей, занимающихся спортом. Однако травму можно получить и во время отдыха.
Слайд 3
Вывихи. Вывих – это нарушение целостности сустава со взаимным смещением суставных концов костей. Обычно вывих сопровождается разрывом суставной капсулы и связок, иногда повреждением кровеносных сосудов, нервов и кожи. Наиболее часто встречается вывих плечевого сустава.
Слайд 4
Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменения формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.
Слайд 5
Первая помощь. Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.
Слайд 6
При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.
Слайд 7
Растяжение. Растяжение – повреждение связок сустава, в результате их перерастяжения . Это одна из самых распространенных травм спортсменов. Во время травмы чаще всего повреждаются суставные мышцы, сухожилия и связки. При растяжении происходит разрыв подкожной клетчатки, нередко повреждается также чувствительная суставная капсула. Причина растяжения – насильственное движение в суставе. Растяжению могут подвергаться связки любого сустава, но чаще всего травмируются связки верхних и нижних конечностей. Особенно часто встречается растяжение связок предплюсне-плюсневого, коленного и лучезапястного суставов.
Слайд 8
Основные симптомы растяжения связок это сильная боль в области сустава. Часто бывает так, что сразу после травмы пострадавший не чувствует боли и может совершать движения в поврежденном суставе.
Слайд 9
Первая помощь. С целью обездвижения сустава наложить тугую повязку на область травмированного сустава. При подозрении на разрыв связок надо наложить шину из подручных средств. Чтобы уменьшить боль и отек, на место растяжения связок на первые два часа надо положить пузырь со льдом или полотенце, смоченное холодной водой. При появлении кровоподтеков необходимо придать конечности возвышенное положение, чтобы предупредить нарастание отека околосуставных тканей
Слайд 10
Переломы. Перелом – нарушение целостности кости при внезапном воздействии травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани и приложенной непосредственно вместе повреждения или вдали от него.
Слайд 11
При переломе человек испытывает сильную боль, появляется припухлость в месте перелома, или если перелом полный и закрытый, то конечность свободно двигается или слышен «хруст» обломков кости.
Слайд 12
Первая помощь. В первую очередь необходимо обеспечить покой пострадавшему. Далее следует наложить на открытую рану стерильную марлевую повязку или чистое полотенце. Если у пострадавшего сильное кровотечение, то сначала его нужно остановить с помощью тугой повязки. А так же нужно наложить шину, обеспечив покой и уменьшив боль. Вызывайте скорую помощь, или самостоятельно везите пострадавшего в медпункт, там сделают рентгеновский снимок и, конечно, окажут всю необходимую помощь.
Источник
Конспект урока: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов (8 класс)
Задачи:
Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
определить цели доврачебной помощи;
продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
развивать умения работать с ЭОР, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: контрольные карты, карточки (ситуация №1, ситуация №2), компьютеры, Рабочие тетради на печатной основе, бинт, шина, косынка)
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Каждому обучающемуся предлагается контрольная карта, включающая 3 задания. Ученики выбирают одно задание для выполнения.
Контрольная карта «Скелет человека»
Задание 1. Из перечня (1—13) выберите ответы на вопросы (I-XIV).
- Кости стопы. 8. Теменная кость.
- Кости голени. 9. Лопатки.
- Кости предплечья. 10. Бедренная кость.
- Лобная кость. 11. Кости кисти.
- Ключицы. 12. Тазовые кости.
- Кость плеча. 13. Грудина.
- Ребра.
I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
II. Какие кости образуют плечевой сустав?
- Какие кости длинные трубчатые?
- Что относится к мозговому отделу черепа?
V. Какие кости образуют плечевой пояс?
VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?
VII. Какие кости самые широкие?
VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
IX. Что относится к грудной клетке?
X. Какие кости образуют локтевой сустав?
XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?
XII. Какие кости образуют коленный сустав?
XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?
XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?
Задание 2. Определите особенности строения скелета челочка, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Ответы запишите последовательно тремя цифрами.
- Грудная клетка.
- Стопа.
- Позвоночник.
- Верхняя конечность.
- Таз.
- С изгибами.
- Расширена в стороны.
- Сводчатая.
- Широкий, как чаша.
10. Большой палец противопоставлен остальным.
11. Опора для внутренних органов.
12. Защита внутренних органов.
13. Удерживание орудия труда.
14. Пружинит, смягчает толчки при движении.
Задание 3. Выберите правильные утверждения.
- Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.
- Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника.
- Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
- Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза — пример полуподвижного соединения костей.
- Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
- Седалищные, лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.
- Суставная, или синовиальная, жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
- К грудине прикрепляются десять пар ребер.
- При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
- Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.
3. Актуализация опорных знаний
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
4. Изучение новой темы
В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это “но вдруг”, Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему
во время инородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.
-Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
(Запись темы урока на доске и в тетради.)
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?
(Работа группах. Разбор ситуации.)
Ситуация 1
Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по – этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, пошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.
Ситуация 2
Когда Нина с Наташей поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Они не знали, что делать.
– Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях?
(Дети высказывают свои мнения. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.)
НЕОБХОДИМО!
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА упражнение «Росток» (для повышения активности организма)
Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Используя ЭОР, выполните №56 в рабочей тетради на печатной основе на стр. 26.
ЭОР№1 «Первая медицинская помощь» https://www.fcior.edu.ru/card/18241/pervaya-medicinskaya-pomosh.html
ЭОР№2 «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей» https://www.fcior.edu.ru/card/9994/pervaya-pomosh-pri-rastyazhenii-svyazok-vyvihah-sustavov-perelomah-kostey.html
Проверка выполненного задания.
-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Правила наложения шин»
Цель: научить правильному наложению шины при переломах
(Рассказ и демонстрация с помощью обучающихся: один – в роли потерпевшего, второй – накладывает шину под руководством учителя.)
5. Закрепление знаний.
Задание № 57 в рабочей тетради.
6. Рефлексия
Оценивание результатов на уроке.
-Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
– Что лично вам дала такая работа?
Задание на дом.
§ 16, ответить на вопросы, р.т. №58(кроссворд), повторить тему №4.
Источник