Первая медицинская помощь при переломах бедра голени

Первая медицинская помощь при переломах бедра голени thumbnail

Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин.

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

· боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;

· движения в суставах невозможны или значительно ограничены;

· при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;

· движения в суставах невозможны;

· отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра – это шина Дитерихса.

Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 1). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

Рис. 1. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцами

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Иммобилизация лестничными шинами. Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 2).

Рис. 2. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.

2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.

3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).

4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.

5. Сдавление нижней конечности при тугомбинтовании.

Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 3).

Рис. 3. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра:

а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. 4 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 4 б).

Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»:

а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.

Читайте также:  После перелома постоянно опухшая нога

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин.

Основные признаки повреждений голени:

· боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;

· деформация в месте повреждения голени;

· движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;

· обширные кровоподтеки в области повреждения.

Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис. 5).

Рис. 5. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени:

а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин

Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.

Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис. 6).

Рис. 6. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).

2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.

3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.

4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.

5. Сдавление ноги тугимбинтованием при укреплении шины.

6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис. 7).

Рис. 7. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами

Первая медицинская помощь при переломах плеча. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:

· выраженная боль и припухлость в области повреждения;

· боль резко усиливается при движении;

· изменение формы плеча и суставов;

· движения в суставах значительно ограничены или невозможны;

· ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Иммобилизация лестничной шиной – наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.

Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2-3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.

Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты (рис. 8).

Рис. 8. Положение пальцев кисти при иммобилизации верхней конечности

Подготовка шины (рис. 9):

· Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;

· Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;

· Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.

· Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.

· Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.

· Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.

· К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см (рис. 10).

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе (рис. 11).

Читайте также:  Гимнастика для кисти руки перелом лучевой кости

Рис. 11. Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной:

а – прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов;

б – укрепление шины бинтованием; в – подвешивание руки на косынке

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать (рис. 12).

Рис. 12. Фиксация верхнего конца лестничной шины при иммобилизации верхней конечности

При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:

1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.

2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.

3. Плохое моделирование шины.

4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.

Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.

Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.

Иммобилизация подручными средствами. Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью.

Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо.

Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать.

Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

Первая медицинская помощь при переломах предплечья. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов костей предплечья:

· боль и припухлость в области травмы;

· боль значительно усиливается при движении;

· движения поврежденной руки ограничены или невозможны;

· изменение обычной формы и объема суставов предплечья;

· ненормальная подвижность в области травмы.

Иммобилизация лестничной шиной – наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья.

Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2 -3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания (рис. 13 а).

Рис. 13. Транспортная иммобилизация предплечья:

а – лестничной шиной; б – подручными средствами (с помощью дощечек)

Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.

Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.

При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи (рис. 13 б).

1.5.Общие правила наложения шин при переломах костей конечностей.

· шины должны быть надежно закреплены, хорошо фиксировать область перелома;

· шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью;

Читайте также:  Долго восстанавливается нога после перелома лодыжек

· создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;

· при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный тазобедренный).

Источник

Люди в процессе своей жизнедеятельности очень часто сталкиваются с различными травмами. Перелом костей – это одно из самых распространенных повреждений, характеризующееся нарушением целостности костной ткани.

Как понять, что это перелом кости

При переломах:

  • появляется сильная боль в поврежденной области;
  • происходят изменения в форме конечности, ее положение необычно;
  • нарушается двигательная функция;
  • развивается отечность в травмированном месте, под кожей могут образовываться сгустки крови.

Первая помощь при закрытом переломе

Оказывая первую помощь при закрытом переломе, следует немедленно обратиться в скорую помощь. После этого необходимо обездвижить сломанную конечность и по возможности приложить лед или холодный предмет к месту травмы. Человеку можно дать обезболивающий препарат. При самостоятельной транспортировке накладывается шина из подручных предметов: доска, палка, лыжа и пр.

В случае отсутствия подручных средств травмированная конечность прибинтовывается к неповрежденной. В процессе транспортировки пострадавший должен лежать – сломанную конечность стоит немного поднять.

Первая помощь при открытом переломе

Такая травма крайне опасна, так как рана может быть инфицирована. Оказание первой помощи при открытом переломе начинается с остановки кровотечения с использованием давящей повязки или жгута, если наблюдаются значительные кровопотери. Для обработки кожных покровов около раны применяются антисептические препараты. Чтобы транспортировать пострадавшего, необходимо аккуратно наложить шину, не затрагивая рану.

Первая медицинская помощь при переломах бедра голени

Виды переломов

Перелом руки

Оказание первой помощи при переломах руки основано на скорейшей иммобилизации конечности, наложении шины и фиксации. Сильную боль снимают обезболивающими препаратами. Если начал развиваться болевой шок, пострадавшего согревают, дают горячий чай. Следует отметить, что питие запрещено, если больного рвет или у него травмирована брюшная полость. Когда симптоматика шока устранена, травмированного можно перемещать.

Открытый перелом руки требует остановки кровотечения с использованием жгута, который накладывается выше травмы. Для обработки раны применяются антисептики. Остановив кровотечение и обработав рану, необходимо провести процедуру фиксации руки.

Строго запрещены попытки вправления костей.

Первая медицинская помощь при переломах бедра голени

Перелом ноги

Оказание первой помощи при переломах ноги заключается в использовании шины, с помощью которой фиксируют конечность. Открытая травма может кровоточить, поэтому следует остановить кровь, применяя жгут. Рана обрабатывается антисептиками, а, если пострадавший ощущает сильную боль, используют анестетики.

Строго запрещены самостоятельные попытки вправления кости.

Первая медицинская помощь при переломах бедра голени

Перелом позвоночника

Перелом позвоночника – тяжелая травма, которая угрожает жизни пострадавшего. Обезболивающее при таком переломе необходимо дать очень быстро, при этом сразу же нужно выполнить фиксацию тела. Для перемещения человека используются доски, двери, фанера. Голова фиксируется жестким воротником из подходящих предметов.

Запрещено сажать, пытаться поставить, дергать за конечности, вправлять позвоночный столб пострадавшего.

Первая медицинская помощь при переломах бедра голени

Перелом таза

Перелом таза может сопровождаться тяжелыми осложнениями и внутренними кровотечениями, которые иногда заканчиваются инвалидностью и смертью. Оказывая первую помощь в таких случаях, следует осмотреть пострадавшего, обездвижить его в лежачем положении (колени должны быть согнуты), зафиксировать таз, колени приподнять валиком. Кроме того, следует постоянно контролировать состояние больного, вплоть до приезда врачей.

Запрещено сажать и пытаться поставить больного.

Первая медицинская помощь при переломах бедра голени

Перелом ребер

При переломе ребер могут повредиться внутренние органы и сердечно-сосудистая система, что очень опасно для пострадавшего. Однако несложный перелом одного или двух ребер не требует внимания специалистов – больной выздоравливает самостоятельно. В сложных случаях нужно срочно госпитализировать травмированного человека и оказать ему квалифицированную помощь.

Этот вид перелома требует покоя, поэтому стоит ограничить активные движения и занятия спортом.

Перелом голени

Первая помощь при травмах голени заключается в фиксации конечности, наложении шины, приеме больным обезболивающих препаратов. Если есть кровотечение, накладывается жгут.

Строго запрещено вправление кости.

Перелом плеча

Травма плеча может осложниться внутренним кровоизлиянием, что крайне опасно для здоровья. Больному необходима иммобилизация при переломе с помощью шины, а также ему следует дать обезболивающие средства. Пострадавшего нужно перемещать в сидячем положении.

Запрещено вправлять плечо и переносить больного без фиксации конечности.

Перелом бедра

Такой вид перелома может осложниться массивным кровоизлиянием в бедренные ткани и их травмированием осколками кости. При переломе бедра следует остановить кровотечение жгутом, применить анальгетики для обезболивания, зафиксировать конечность, обездвижить больного и доставить его в клинику.

Запрещено самостоятельно вправлять бедро и дергать за конечности.

Источник