Переломы школьная программа
Цель: Совершенствовать знания по обеспечению безопасности
жизнедеятельности
Задачи:
- Учить детей оказывать первую помощь при переломе конечности;
- Формировать умение транспортировать пострадавшего;
- Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи;
- Способствовать развитию навыков групповой работы;
- Коррекция внимания, мышления, памяти.
Тип: комбинированное занятие
Сезон проведения: зима
Оборудование: импровизированные шины: лыжи, лыжные палки, ветки, дощечки;
перевязочный материал: шарф, платок, ремень; карточки с заданием, компьютер,
проектор,
Словарь: перелом, шины, подручный материал, перевязочный материал
Ход занятия
1.Организационный момент
– Давайте вместе посмотрим в окно. Опишите погоду, которую вы видите за
окном. (Облачно, пасмурно)
– А сейчас встанем в круг, возьмёмся за руки и создадим погоду в нашем доме.
Какой бы вы хотели её видеть? (Ответы детей)
2. Вводная беседа
– Сегодня на занятии мы продолжим ознакомлению с основами безопасности
жизнедеятельности и оказанию практической помощи при переломе конечностей и
транспортировке пострадавших.
– А теперь будьте внимательны. Я прочитаю вам загадки, говорите мне отгадки.
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт. (Сосулька)
– Чем опасна сосулька для человека? (Может упасть на голову)
– Где нельзя ходить, чтобы этого не случилось? (Под крышами)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (Мороз)Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лёд)
– Чем опасен лёд? (Можно поскользнуться, получить травму)
Схватил за щёку, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Кто же это? – вот вопрос
Всё это делает… (Мороз)
– О каком времени года все эти загадки? (О зиме)
– Почему зима считается наиболее опасным периодом? (Дороги скользкие)
– Вспомните наши экскурсии по городу. Какие проводятся работы коммунальными
службами, чтобы не было скользких дорог? (Чистят дороги от снега, посыпают
песком)
– Зимой холодно, морозно. Обувь накаляется и становится скользкой. Снег
уплотняется, и получаются скользкие дороги и тропинки.
– Назовите зимние детские забавы. (Катание с горки, на лыжах, на коньках,
игры в снежки, в хоккей)
– Во время игры вы можете получить травму.
– Вспомните, с какими видами травм мы познакомились на предыдущих занятиях.
(Ушиб, порез, ссадина, вывих)
3. Физкультминутка
– А теперь немного отдохнём. Встаньте паровозиком.
По дорожке шли и вот
Перед нами гололёд.
Гололёд мы обойдём
Никогда не упадём.Там сосулька, здесь овраг,
Но мы знаем, где играть.
Дружно за руки возьмёмся,
От беды убережёмся.
4. Новая тема
Оказание первой помощи.
– Сегодня мы узнаем о таком виде травмы, как перелом.
ПЕРЕЛОМ – это нарушение целости кости. Бывает открытый и закрытый перелом.
Видео 1 (Приложение 1)
– При переломе человек испытывает острую боль – постоянно или при движении.
При ощупывании слышится хруст сломанной кости. Очень важно вовремя и грамотно
оказать первую помощь.
– При оказании первой помощи необходимо максимально обездвижить место
перелома. Осторожно, стараясь не причинить боли пострадавшему, наложить шину.
ШИНА – это обобщенное название твердого предмета, который используется при
фиксации перелома. В качестве шины можно взять деревянные доски, палки, подойдут
также любые подручные средства зонтики, ветки, лыжи, лыжные палки. Рассмотрим,
на примере когда сломана нога. В качестве шины вы нашли две деревянные доски по
длине ноги. Шину нужно накладывать на одежду. Между двумя досками фиксируете
ногу, то есть «зажимаете» с двух сторон, затем обматываете ПЕРЕВЯЗОЧНЫМ
МАТЕРИАЛОМ: платком, шарфом, ремнём т.д. Всё шина наложена. Теперь вы обеспечили
пострадавшему покой и уменьшили боль. Рисунок 1
– Итак, подведём итог. Ответьте на вопросы:
- Как узнать, что случился перелом? (Хруст кости при ощупывании,
больной испытывает острую боль) - Можно ли перемещать человека при переломе? (Нет. Нужно уложить
пострадавшего удобно для оказания помощи) - Какие основные меры нужно предпринять для оказания первой помощи?
(Наложить шины)
Транспортировка пострадавшего
– После оказания первой помощи необходимо доставить больного в лечебное
учреждение.
– По какому телефону можно вызвать скорую помощь? (03 или 112)
– Если телефон не доступен, то необходимо выйти на проезжую часть и
остановить машину.
– Если недоступен телефон и нет возможности остановить машину, то можно
перенести больного на небольшое расстояние самим. Транспортировка пострадавшего
может осуществляться на волокушах: для этого подойдёт одеяло, палатка. Можно
изготовить носилки, используя куртку лыжные палки и другой материал. А можно
перенести пострадавшего вдвоём на руках.
Рисунок 2, Рисунок 3
– Сейчас вы посмотрите видеосюжет, где специалисты показывают, как необходимо
оказывать доврачебную помощь при переломе конечности. Приготовьтесь к
практической деятельности. Видео 2 (Приложение 2)
5. Практическая работа. Работа в группах
– Ребята, разделитесь на две группы. Каждой группе будет дана карточка с
заданием. Вам нужно будет самостоятельно выполнить задание, указанное в
карточке, используя подручный средства и перевязочный материал, находящийся
здесь. А я буду следить за правильностью выполнения задания. В случае
затруднения, можно обратиться ко мне за помощью.
- КАРТОЧКА 1.
Оказать помощь при переломе в области колена.
(Оказывать помощь при выполнении задания детьми. Провести анализ работы
каждой группы).
– Молодцы! Обе группы замечательно справились с заданием.
6. Рефлексия
– А теперь вспомните мой рассказ и видеосюжет. Я задам каждой группе вопрос.
Вопрос 1 группе: Какие действия нужно предпринять, после того, как вы
оказали первую помощь? (Нужно доставить пострадавшего в больницу). Для этого
позвонить в скорую помощь 03 или в службу спасения 112. Можно выйти на дорогу и
попросить помощи у водителя проезжающей машины)
Вопрос 2 группе: Если по близости нет ни телефона, ни проезжей части.
Ваши действия.
(Можно изготовить волокуши, носилки или перенести пострадавшего на руках)
– Покажите, как это можно сделать.
7. Итог занятия
– О каком виде травм мы сегодня говорили? (О переломе)
– Какие новые слова вы узнали на занятии? (Перелом, шина, подручные
средства, подручный перевязочный материал)
– Надеюсь, знания, полученные на сегодняшнем занятии, вы сумеете применить в
сложной жизненной ситуации.
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.
Задачи урока:
- Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
- Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
- Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
- Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Место урока: Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».
Используемые педагогические технологии:
- Интерактивное обучение с использованием технологии КСО;
- Здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ-технологии.
В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.
Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
- Эмоциональные: создание ситуации успеха;
- Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
- Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности
- Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.
Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя – консультанта-фасилитатора):
- Статичные пары;
- Пары сменного состава;
- Статичные группы;
- Творческие мастерские.
Интерактивные методы:
- Диалог;
- Полилог;
- Круг идей;
- Минипроект.
Приемы работы на уроке:
- «Карусель»;
- «Броуновское движение»;
- «Дерево решений»;
- «Рука».
Преимущества данных приемов работы:
- Детям легче и приятней работать общаясь;
- Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)
Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.
Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).
достоинства | недостатки |
|
|
Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.
Формы отчета работы групп:
- Презентация;
- «Дерево решений»
Использование в работе технологий интерактивного обучения дает
Ученику:
- Развитие личностной рефлексии;
- Осознание включенности в общую работу;
- Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- Развитие навыков общения;
- Повышение познавательной, социальной и физической активности;
Классу:
- Формирование класса как групповой общности.
Учителю:
- Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.
Ход урока
Вводная часть урока.
Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.
Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?
Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД 1 Презентации.
Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.
Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».
Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.
Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».
<Приложение 2>.
Основная часть урока. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?
Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.
<Приложение 2>.
Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД 2
Ребята, как по – вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение 3>. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.
Работа с карточками-посредниками.
Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.
Примерное содержание карточек <Приложение 4>
Прием «Броуновское движение» <Приложение 2>
О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.
Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).
Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.
Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.
1-й ученик СЛАЙДЫ 3–7
2-й ученик СЛАЙДЫ 8
3-й ученик СЛАЙДЫ 9–11
4-й ученик СЛАЙДЫ 12–16
Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.
Нестандартная проблемная ситуация
В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение 2>
Заключительная часть урока.
Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».
Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
СЛАЙДЫ 18–23
Рефлексия.
Ребята, легко ли быть учителем?
Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для вас?
Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. <Приложение 1 >
Домашнее задание.
Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.
Параграф учебника.
Используемая литература и информационные ресурсы:
- Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010.
- Журнал ОБЖ 9, 2004. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
- Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007.
- Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002.
- Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005.
- Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004.
- Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006.
- Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».
- Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.
- www.zanyatiya.ru/index.htm
- www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html
- anatomia2011.narod.ru/
- oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/
- ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html
- Результаты поиска в Яндекс.Картинки по запросам «картинки о здоровье» и «картинки переломы» images.yandex.ru
Источник
Цели:
- показать значение первой медицинской помощи;
- научить детей оказать первую медицинскую
помощь при кровотечениях, переломах, обмороке; - закрепить знания о кровеносной,
опорно-двигательной системах; - развивать кругозор детей, мышления, память,
внимание; - воспитывать морально-волевые качества
личности, коллективизм, взаимопомощь.
Оборудования: медицинская сумка, телефон,
платок, жгут и т.д.
I. Вводная беседа.
Закаливание организма.
II. Изучение новой темы:
а) Виды кровотечений. Остановка кровотечения.
б) Переломы и первая помощь при переломах.
в) Шок. Обморок.
III. Что и для чего? Закрепление темы.
IV. Обобщение урока.
V. Литература.
I. Вводная беседа.
Учитель:Как можно правильно закаляться?
Дети:Солнцем, воздухом, водой.
У: А для чего нам нужно закаляться?
Д: Чтобы организм лучше защищал себя от холода и
жары, заболеваний.
У: Какие правила существуют при закаливании?
Д: Постепенность, системность, регулярность и
т.д.
(Обобщение по опорной схеме №1 “Закаливание
организма”.)
II. Изучение новой темы.
Загадка о “скорой помощи”.
У: А урок у нас сегодня необычный. Сегодня мы не
просто ученики одного класса, а медицинский
персонал “Скорой помощи”. Для чего нужна
“Скорая помощь?” В каких ситуациях мы к ней
обращаемся?
Д: Когда человеку стало внезапно плохо,
произошел несчастный случай, ему необходимо
оказать первую медицинскую помощь. Это поможет
сохранить не только здоровье, но и жизнь
человека.
У: Правильно. Но до приезда “Скорой помощи”
можно оказать первую необходимую помощь. В таких
ситуациях нельзя терять драгоценные секунды. А
если несчастье произошло в лесу, далеко от
медпункта?
Д: Нужно оказать первую помощь и помочь
больному добраться до ближайшего медпункта.
У: Правильно. Мы уже изучали гигиену организма
на предыдущих уроках. Именно это позволит нам
сегодня быть медицинскими работниками.
III. Стук в дверь. Заходят два помощника. Один –
имитирован ожог, он говорит о том, что нечаянно
обжегся, кожа покраснела и “горит”.
Второй – имитирована рана на пальце, он говорит
о том, что порезал палец, течет кровь.
У: Ребята, есть желающие, которые смогут помочь
пострадавшим людям? А все необходимое для этого у
нас имеется.
(На столе: дезинфицирующие средства, бинты,
вата, холодный компресс, холодная вода в миске).
Участники одновременно оказывают помощь
пострадавшим. После этого они разъясняют, что и
как надо помочь пострадавшему.
У: Спасибо вам ребята, за оказанную помощь. А
теперь вопрос всему классу: какие виды
кровотечений вы знаете?
Д: Венозные, артериальные, капиллярные.
(Рассказ учеников по опорной схеме №2 “Виды
кровотечения”)
Остановка кровотечения
1. Первая помощь при капиллярном или венозном
кровотечении (наложение давящей повязки):
а) наложить на кровоточащую рану стерильную или
чистую ткань;
б) поверх положить плотный валик из бинта или
ваты;
в) туго прибинтовать.
2. Первая помощь при артериальном кровотечении
(наложение жгута):
а) конечность приподнять вверх;
б) на место наложения жгута наложить какую-либо
ткань;
в) жгут затянуть до остановки кровотечения
(1-й тур жгута наиболее тугой, 2-й тур накладывать
с меньшим натяжением, остальные – с минимальным,
туры жгута должны ложиться рядом друг с другом,
не ущемляя кожи);
г) под жгут положить записку с указанием времени
наложения жгута.
3. Первая помощь при артериальном кровотечении
(наложение жгута -закрутки):
а) использовать подручные материал (ремень,
платок, косынка, полотенце и т.д.);
б) на место наложения жгута – закрутки наложить
какую-либо ткань;
в) сделать из подручного материала петлю,
диаметром в 1,5 – 2 раза превышающую окружность
конечности;
г) петлю надевают узлом вверх, под узел
вставляют палочку длиной 20 – 25 см;
д) свободную часть петли с помощью палочки
закручивать до остановки кровотечения, затем
палочку зафиксировать к конечности.
У: Ребята, а как помочь человеку, у которого
загорелась одежда?
Д: На него немедленно нужно накинуть одеяло,
брезент, плащ или другую плотную ткань и крепко
прижать к телу. Если одежда продолжает тлеть,
залить ее водой и только после этого очень
осторожно снять, стараясь не повредить кожу, не
обрывая прилипшие к телу кусочки ткани.
Звенит телефон.
У: – Алло, что случилось?
– Упал с дерева? Хорошо я посоветуюсь с ребятами.
– Ребята, как вы думаете, что могло произойти?
Д: У мальчика перелом или вывих.
У: Какие виды переломов бывают?
Д: Бывают открытые и закрытые переломы.
У: А чем отличаются?
Д: При закрытом переломе кость повреждена, но
наружу кость не выходит. При открытом переломе
поврежденная кость через раны выходит наружу.
Открытый перелом опаснее еще тем, что через рану
может в организм проникнуть инфекция.
У: Что нужно сделать, чтобы помочь
пострадавшему человеку?
Д: При переломах в первую очередь нужно придать
пострадавшей кости неподвижность. Для этого чаще
всего приходиться накладывать
импровизированную шину. (палку, доску, кусок
фанеры и т.д.) Шина должна быть такой длины, чтобы
она смогла захватить по крайней мере два сустава
– выше и ниже перелома, а при переломах плеча или
бедра – три сустава. Подшины часто вместо ваты и
марли приходится прокладывать белье.
Если перелом открытый, то кожу вокруг раны
нужно продезинфицировать.
(Обобщение по опорной схеме №3
“Переломы”)
Переломы
1. Первая помощь при переломе ключицы:
а) руку согнуть в локтевом суставе;
б) прибинтовать руку к туловищу или наложить
повязку Дезо.
2. Первая помощь при переломе плечевой кости:
а) согнуть руку в локтевом суставе;
б) смоделировать форму шины по здоровой руке;
в) наложить шину от плечевого сустава до
пальцев кисти, захватывая суставы- плечевой,
локтевой и лучезапястный;
г) шину прибинтовать к руке поверх одежды (при
отсутствии шины для иммобилизации использовать
картон, дощечки и т.д.);
д) руку повесить на косынку или бинт.
3. Первая помощь при переломе костей предплечья:
а) согнуть руку в локтевом суставе;
б) смоделировать форму шины по здоровой руке;
в) наложить шину от средней трети плеча до
кончиков пальцев;
г) шину прибинтовать к руке поверх одежды ( при
отсутствии шины для мобилизации использовать
картон, дощечки и т.д.);
д) руку повесить на косынку или бинт.
4. Первая помощь при переломе костей кисти и
пальцев:
а) наложить шину по ладонной поверхности
предплечья от кончиков пальцев до локтевого
сгиба;
б) шину прибинтовать к руке поверх одежды;
в) руку повесить на косынку или бинт.
5. Первая помощь при переломе бедренной кости:
а) одну (длинную) шину или доску накладывают по
наружной поверхности ноги и туловища от стопы до
подмышечной впадины;
б) другую (короткую) шину или доску накладывают
по внутренней поверхности ноги от стопы до паха;
в) шины прибинтовать к ноге поверх одежды.
6. Первая помощь при переломе костей голени:
а) одна шина накладывается по наружной стороне
ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;
б) другая шина накладывается по внутренней
стороне ноги от верхней или средней трети бедра
до стопы;
в) обе шины прибинтовать к ноге поверх одежды.
7. Первая помощь при открытом переломе
(например, костей голени):
а) наложить стерильную (чистую) повязку на рану;
б) одна шина накладывается по наружной стороне
ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;
б) другая шина накладывается по внутренней
стороне ноги от верхней или средней трети бедра
до стопы;
в) обе шины прибинтовать к ноге.
Самостоятельная работа
Дается задание: человек потерял сознание и не
дышит. Ваши действия, перечисляйте по пунктам.
1) Необходимо искусственное дыхание и массаж
сердца.
2) Положить пострадавшего на спину, лучше – на
что-нибудь (щит, доску).
3) Ноги приподнять, голову запрокинуть
4) Через чистый платок вдувать изо рта в рот
воздух.
(Обобщение по опорной схеме №4 “Шок. Обморок”)
Шок. Обморок.
1.Первая помощь при шоке:
а) прекратить воздействие травмирующих
факторов;
б) восстановление нарушенного дыхания и
сердечной деятельности (первичное
реанимационное пособие);
в) временная остановка кровотечения (наложение
двоящий повязки или жгута);
г) борьба с болью (иммобилизация при переломах);
д) наложение асептической (чистой) повязки;
е) придать пострадавшему удобное
(функциональное) положение;
з) обеспечить приток свежего воздуха,
расстегнуть тесную одежду;
ж) вызвать “03”.
2.Первая помощь при обмороке:
а) уложить пострадавшего на спину;
б) приподнять ноги, положить под них валик из
одежды;
в) расстегнуть тесную одежду;
г) обеспечить приток свежего воздуха;
д) дать понюхать нашатырный спирт.
III. Что и для чего?
У: – А теперь я вам представляю медицинскую
сумку. Назовите предметы, находящиеся в ней, и их
назначение.
У: Что это и для чего? (показываю).
Д: – Жгут. Применяется при сильных кровотечениях
и переломах.
– Бинты – при открытых кровотечениях и
переломах.
– Йод – при кровотечениях.
– Резиновая труба – для искусственного дыхания.
– Аммиак – при потере сознания (обморок,
солнечный удар).
– Медицинская перевязочная косынка.
У: В каких случаях применяются эти предметы?
Д: При первой медицинской помощи.
IV. Обобщение урока.
– Итак, ребята, давайте, перечислим необходимые
действия при переломе, кровотечении, солнечного
удара?
Если вы сможете использовать полученные вами
знания, и окажете первую медицинскую помочь
пострадавшему вовремя вы спасете кому-то жизнь.
Спасибо за урок. До свидания!
Литература
1. Халимова З.Р. Воспитание гигиенических
навыков у младших школьников. Сибай, 1999.
2. Антропова М.В. Школьная гигиена. М., Медицина,
1970.
3. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.М.
Школьная гигиена. М., Просвещение. 1983.
Источник