Переломы позвоночника введение
Переломы позвоночника относятся к группе тяжелых повреждений скелета и составляют 2-2,5% от общего числа переломов. Возможно сочетание переломов позвоночника с повреждением расположенных в непосредственной близости связок, мышц, межпозвонковых дисков, корешков, спинного мозга. Клиническая картина переломов позвоночника зависит от их расположения и от того, сопровождаются ли они повреждением спинного мозга. Наиболее опасны для жизни переломы в верхнем шейном отделе позвоночника, поскольку травмирование спинного мозга в этом отделе приводит к отключению регуляции витальных функций организма. Диагностика переломов позвоночника включает рентгенологическое исследование, КТ и МРТ позвоночника, электронейрографию и пр.
Общие сведения
Переломы позвоночника относятся к группе тяжелых повреждений скелета и составляют 2-2,5% от общего числа переломов. Возможно сочетание переломов позвоночника с повреждением расположенных в непосредственной близости связок, мышц, межпозвонковых дисков, корешков, спинного мозга.
Анатомия позвоночника
Позвоночник – опора и основная часть скелета. Он состоит из отдельных костей (позвонков), которые соединяются при помощи непрерывных и прерывных соединений. Между каждыми двумя соседними позвонками расположены эластичные межпозвоночные диски, выполняющие роль амортизаторов при статических (стоянии) и динамических (ходьбе, беге, прыжках) нагрузках. Основу позвоночного столба составляют массивные тела позвонков. Сзади от каждого тела отходит дуга позвонка, имеющая форму полукольца. В пространстве между телом и дугой позвонка находится спинной мозг. На каждой дуге позвонка имеется семь отростков (четыре суставных, два поперечных и один остистый).
Суставные отростки соседних позвонков соединяются, образуя суставы. Кроме того, тела, дуги и отростки позвонков соединены связками, придающими позвоночному столбу необходимую прочность и стабильность. Между двумя соседними позвонками находятся отверстия для выхода корешков спинномозговых нервов. В позвоночнике выделяют 5 отделов. Шейный отдел состоит из 7 позвонков, грудной – из 12, поясничный – из 5, крестцовый – из 5 (в этом отделе позвонки сращены в единую кость – крестец), копчиковый – из 5 позвонков.
Причины
Чаще всего причиной перелома позвоночника становится падение с высоты (на голову, ноги или ягодицы). В возникновении переломов шейного отдела позвоночника большую роль играет инерционный механизм травмы (так называемая «хлыстовая травма»), который чаще всего возникает при автотранспортных происшествиях: машина резко останавливается, корпус человека удерживается ремнем безопасности, при этом голова по инерции продолжает двигаться вперед. В результате шея резко сгибается, и позвонки раздавливаются. Иногда подобная травма становится причиной перелома грудных позвонков. Кроме того, переломы позвоночника могут возникать при сдавлении и прямой травме (ударе по шее или спине).
Классификация
Все переломы позвоночника подразделяются на переломы позвонков без повреждения спинного мозга и с его повреждением (позвоночно-спинномозговая травма). Также переломы позвоночника могут сочетаться с повреждением межпозвонковых дисков и нервных корешков. Выделяют изолированные переломы позвоночника, при которых происходит повреждение одного позвонка и множественные, при которых наблюдается перелом двух и более позвонков. При множественных переломах возможно повреждение смежных позвонков или позвонков, находящихся на различных уровнях позвоночника.
Различают стабильные и нестабильные переломы позвоночника. При нестабильных переломах наблюдается одновременное повреждение передних и задних отделов позвонка, в результате которого становится возможным смещение позвоночника. При стабильном переломе страдают либо задние, либо передние отделы позвонка, поэтому позвоночный столб сохраняет свою стабильность. По данным отечественной травматологии чаще наблюдаются компрессионные переломы позвоночника, при которых в результате сдавливания уменьшается высота тела позвонка. Реже встречаются оскольчатые переломы позвонков.
Переломы шейного отдела
Строение I и II шейных позвонков отличается от строения остальных позвонков, поэтому их переломы имеют некоторые отличительные особенности.
Переломы первого шейного позвонка
Первый шейный позвонок носит название атланта, имеет кольцевидную форму, располагается между затылочной костью и остальными позвонками. Между затылочной костью и атлантом нет межпозвонкового диска, поэтому давление с черепной коробки на I шейный позвонок передается без амортизации. В результате падения на голову затылочная кость вдавливается в кольцо атланта и возникает перелом Джефферсона («лопающийся перелом»), при котором нарушается целостность передней и задней дуги I шейного позвонка.
Больной с переломом I шейного позвонка предъявляет жалобы на боль в затылке, теменной области и верхней части шеи. В каждом втором случае перелом I шейного позвонка сопровождается повреждением спинного, реже – продолговатого мозга или переломом других позвонков. О повреждении спинного мозга свидетельствует нарушение чувствительности и двигательной функции верхних и нижних конечностей (тетраплегия или тетрапарез). Повреждение продолговатого мозга чревато нарушением важнейших жизненных функций (дыхания, сердцебиения).
Переломы второго шейного позвонка
Второй шейный позвонок (осевой позвонок или аксис) имеет форму кольца. В передней части аксиса расположен массивный костный выступ (зуб аксиса), на котором фиксирован первый шейный позвонок. Резкое сгибание шеи приводит к тому, что атлант чрезмерно смещается назад или вперед и ломает зуб аксиса. Состояние пациента зависит от степени смещения костного фрагмента зуба. При переломе второго шейного позвонка I степени смещение на рентгенограммах не выявляется. Больной предъявляет жалобы на нерезкие боли при поворотах головы.
При переломах второго шейного позвонка II степени отломок зуба смещается кпереди или кзади. Смещение фрагмента кпереди может вызывать неврологические нарушения разной степени выраженности: от локальных нарушений чувствительности до парезов и параличей. При смещении зуба кзади неврологические нарушения, как правило, менее выражены. Переломы второго шейного позвонка III степени вызывают тяжелые повреждения спинного мозга и, как правило, несовместимы с жизнью.
Травматический спондилолистез II шейного позвонка
Спондилолистезом называется смещение вышележащего позвонка по отношению к нижележащему. Позвонок может сместиться назад, вперед или вбок. Такая травма возникает при резком разгибании шеи в сочетании с ударом головы о препятствие (например, при автомобильной аварии, когда тело пассажира смещается кпереди, и он ударяется головой о лобовое стекло).
Обычно в результате такой травмы происходит перелом дуги II шейного позвонка в сочетании со смещением его тела кпереди. Пострадавшего беспокоят боли в шее и области затылка, усиливающиеся при движениях. Характерным симптомом является вынужденное положение головы: пациент как будто «несет» голову, при этом нередко поддерживая ее руками.
Переломы III-VII шейных позвонков
Как правило, такие переломы позвоночника являются результатом резкого сгибания шеи. Чаще всего возникают компрессионные переломы шейных позвонков, реже – оскольчатые. При неосложненных переломах пациент предъявляет жалобы на боль и ограничение движений в шее. Если перелом позвонка сопровождается разрывом связок, возникает угроза повреждения спинного мозга.
Диагностика переломов шейных позвонков
Для подтверждения перелома первого шейного позвонка выполняют рентгенограммы в специальных проекциях (снимки делают через рот). В некоторых случаях дополнительно проводят КТ позвоночника. При подозрении на переломы других шейных позвонков производится рентгенография в переднезадней и боковой проекциях.
Первая помощь при переломах шейного отдела позвоночника
При подозрении на такой перелом следует учитывать, что резкие движения могут вызывать смещение отломков и повреждение спинного мозга, поэтому действовать необходимо предельно бережно и аккуратно. Пациента укладывают на спину на носилки. Шею фиксируют специальным воротником. Голову пострадавшего нельзя тянуть или поворачивать.
Лечение переломов шейного отдела позвоночника
При неосложенных переломах позвоночника накладывают воротник Шанца или гипсовый корсет сроком до 4 месяцев. При угрозе смещения отломков проводят вытяжение петлей Глиссона или аппаратное вытяжение за череп сроком до 1 месяца, после чего выполняют иммобилизацию жестким воротником на срок до 4 месяцев. При тяжелых повреждениях производят фиксирующие операции с использованием пластин, ламинарных контракторов и трансартикулярных фиксаторов.
Переломы грудных и поясничных позвонков
Компрессионные переломы позвоночника
Самая распространенная разновидность переломов позвоночника. Возникает в результате сдавления позвонка (при прыжке с высоты, падении на ягодицы). Характеризуется уменьшением высоты позвонка. Чаще всего наблюдаются компрессионные переломы XI, XII грудных и I поясничного позвонка.
Риск возникновения компрессионного перелома позвоночника увеличивается при остеопорозе. Почти у половины женщин в возрасте старше 80 лет на рентгенограммах выявляются признаки старого компрессионного перелома позвонков. При этом больные травмируются во время незначительного падения и часто не обращаются к травматологу, считая боли в спине признаком возрастных изменений.
Патологические компрессионные переломы позвоночника нередко возникают при метастазировании злокачественных опухолей, когда разрушенный метастазом позвонок ломается в результате минимальной травмы.
Оскольчатые переломы позвоночника
Наблюдаются реже. Самый тяжелый вид оскольчатого перелома позвоночника – взрывной перелом, при котором происходит раскалывание тела позвонка на несколько фрагментов. Как правило, такие переломы являются следствием падения со значительной высоты, производственной или автодорожной травмы.
Симптомы переломов позвоночника
При неосложненном переломе позвоночника (без повреждения спинного мозга) больной предъявляет жалобы на боль в спине, усиливающуюся при движениях корпуса. Визуально иногда наблюдается сглаживание контуров спинной борозды, незначительный отек или некоторая выпуклость в области повреждения. Боли могут усиливаться при глубоком дыхании или кашле. Изредка при переломах позвоночника наблюдается иррадиация болей в живот, симулирующая картину «острого живота».
Пальпация остистых отростков болезненна, иногда определяется расширение или сужение промежутка между ними. Характерный симптом перелома позвоночника – боль в месте перелома при осторожном надавливании на голову больного. Самостоятельно этот признак проверять не следует, поскольку излишнее давление при нестабильном переломе позвонков может стать причиной смещения отломков.
Нарушения движений, чувствительности или функции тазовых органов свидетельствуют о повреждении спинного мозга. Причиной такого нарушения обычно становятся оскольчатые переломы позвонков и достаточно редко – тяжелые компрессионные переломы позвоночника, сопровождающиеся значительным снижением высоты позвонка.
Осложнения
Компрессионные переломы позвоночника с уменьшением высоты позвонка на 50% и более в последующем могут осложняться излишней подвижностью (сегментарной нестабильностью), которая проявляется упорными болями, быстрым развитием дегенеративных изменений и повреждением нервных структур.
У пожилых пациентов возможно возникновение «старческого горба» – характерной деформации позвоночника, которая также сопровождается хроническими болями.
Самым тяжелым осложнением является разрыв или сдавление корешков или спинного мозга. Разрывы нервных структур проявляются в момент травмы. Сдавление может возникнуть как в момент повреждения, так и в отдаленном периоде. В последнем случае неврологические нарушения чаще обусловлены сдавливанием кровеносных сосудов и последующим нарушением питания спинного мозга. Сужение позвоночного канала приводит к компрессионной миелопатии – прогрессирующим неврологическим нарушениям, остановить которые можно только при помощи операции.
Диагностика
Диагноз подтверждается результатами рентгенографии в переднезадней и боковой проекции. При подозрении на нестабильный перелом позвоночника проводят КТ (компьютерную томографию), которая позволяет увидеть как переломы костей, так и повреждения мягкотканных структур. Для диагностики повреждений корешков и спинного мозга используют МРТ позвоночника.
КТ грудного и поясничного отделов позвоночника. Перелом поперечного отростка 2-го и 3-го поясничного позвонка без смещения.
Лечение
При неосложненных компрессионных переломах показана консервативная терапия: обезболивание в сочетании с фиксирующими приспособлениями (корсеты, реклинаторы) и специальным режимом. Пациента укладывают на щит с валиком под областью повреждения. В течение 12-14 недель запрещают поднимать тяжести, сидеть, наклоняться вперед и резко поворачивать туловище. В отдельных случаях накладывают гипсовый корсет сроком до 6 месяцев.
Большое значение имеет лечебная физкультура. Развитые мышцы спины «берут на себя» часть нагрузки, разгружая, таким образом, позвонки и способствуя их хорошему сращению. При нестабильных переломах позвоночника, сдавлении нервных корешков и спинного мозга проводятся операции на позвоночнике. Для стабилизации позвонков используют различные фиксаторы, а при невозможности восстановления позвонков применяют имплантаты из искусственных материалов.
Источник
Òðåáîâàíèå ê îïåðàòèâíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â óñëîâèÿõ ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèé. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ îò òÿæêèõ òðàâì, ñîïðÿæåííûõ ñ ïîâðåæäåíèÿìè ìÿãêèõ òêàíåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÏÅÐÅËÎÌ ÏÎÇÂÎÍÎ×ÍÈÊÀ
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà
2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà
3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ âûçûâàþò òðåâîãó íåãàòèâíûå ôàêòû.  ÷àñòíîñòè, â Ðîññèè íàðóøàþòñÿ ðàâíîâåñíûå ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, áåçîïàñíûå äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ñòðàíû.
Åæåãîäíî â ìèðå, â ðåçóëüòàòå ñòèõèéíûõ áåäñòâèé, àâàðèé, êàòàñòðîô, ïîæàðîâ, íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ â áûòó è íà ïðîèçâîäñòâå, ïîãèáàåò îêîëî äâóõ ìëí. è ïîëó÷àþò òðàâìû íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê, à ìàòåðèàëüíûé óùåðá äîñòèãàåò 3% âàëîâîãî ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîäóêòà ìèðîâîé ýêîíîìèêè. Ñïîñîáíîñòü áûñòðî è ýôôåêòèâíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü î÷åíü öåíèòñÿ â íîðìàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ.
Îäíàêî â ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ, êîãäà íå ïðèõîäèòñÿ îæèäàòü ïîìîùè ñïåöèàëèñòîâ, çíà÷åíèå ýòîé ñïîñîáíîñòè íåèçìåðèìî âîçðàñòàåò. Íåñìîòðÿ íà íåäîñòàòîê èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ìåäèêàìåíòîâ è ìåäèíñòðóìåíòà, âû ìîæåòå îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü ñåáå èëè äðóãèì óöåëåâøèì ëþäÿì. Êàê áû íè áûëè îãðàíè÷åíû âàøè âîçìîæíîñòè, ñî÷åòàíèå äàæå ìèíèìàëüíûõ ïîçíàíèé è óìåíèé ñ èìïðîâèçèðîâàííûì îáîðóäîâàíèåì ìîæåò ñïàñòè ÷åëîâå÷åñêèå æèçíè.
Êàê è âñåãäà â ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè, ñëåäóåò îöåíèòü íåîáõîäèìîñòü ïåðâîé ïîìîùè, óñòàíîâèòü ïåðâîî÷åðåäíûå çàäà÷è, à çàòåì ñîñòàâèòü ïëàí äåéñòâèé è âûïîëíÿòü åãî.
Öåëü ðàáîòû: èçó÷èòü îñîáåííîñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è ñïîñîáû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Çàäà÷è:
1. Ðàññìîòðåòü ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà;
2. Èçó÷èòü îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà;
3. Âûäåëèòü ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ.
1. Ïðèçíàêè è âèäû ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà
Ïåðåëîìû, ïðè êîòîðûõ îáðàçóþòñÿ òîëüêî äâà îòëîìêà, íàçûâàþòñÿ åäèíè÷íûìè, ïåðåëîìû ñ îáðàçîâàíèåì íåñêîëüêèõ îòëîìêîâ – ìíîæåñòâåííûìè.
Ïðè àâàðèÿõ, êàòàñòðîôàõ, çåìëåòðÿñåíèÿõ è â î÷àãàõ ÿäåðíîãî ïîðàæåíèÿ ìîãóò áûòü ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû íåñêîëüêèõ êîñòåé. Íàèáîëåå òÿæåëî ïðîòåêàþò ïåðåëîìû, ñî÷åòàþùèåñÿ ñ îæîãàìè è ðàäèàöèîííûìè ïîðàæåíèÿìè.
Ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ïóëè èëè îñêîëêà ñíàðÿäà, íàçûâàþòñÿ îãíåñòðåëüíûìè. Äëÿ íèõ õàðàêòåðíî ðàçäðîáëåíèå êîñòè íà êðóïíûå èëè ìåëêèå îñêîëêè, ðàçìîçæåíèå ìÿãêèõ òêàíåé â îáëàñòè ïåðåëîìà èëè îòðûâà ÷àñòè êîíå÷íîñòè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ: áîëü, ïðèïóõëîñòü, êðîâîïîäòåê, íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü â ìåñòå ïåðåëîìà, íàðóøåíèå ôóíêöèè êîíå÷íîñòè.
Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà – îäíà èç ñàìûõ òÿæåëûõ òðàâì. Ïðè ýòîé òðàâìå ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè îäíîãî èëè íåñêîëüêî ïîçâîíêîâ. Íî îñíîâíàÿ òÿæåñòü çàêëþ÷àåòñÿ íå â ýòîì.
Çà÷àñòóþ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ ñî÷åòàåòñÿ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè äðóãèõ ñòðóêòóð – ìûøö, êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, íåðâîâ, è, ÷òî ñàìîå îïàñíîå – ñïèííîãî ìîçãà. Âñå ýòî ñîçäàåò ñåðüåçíóþ óãðîçó íå òîëüêî äëÿ çäîðîâüÿ, íî è äëÿ æèçíè ïàöèåíòà.
Ïîçâîíî÷íèê ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ ïîçâîíêîâ (êîñòåé ñîñòàâëÿþùèõ ïîçâîíî÷íèê) è ïðîõîäÿùåãî ÷åðåç íèõ ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ïåðåëîìàõ ïîâðåæäàþòñÿ îòäåëüíûå ïîçâîíêè – îäèí èëè íåñêîëüêî ñðàçó. Ïåðåëîìû ìîãóò ïðîèñõîäèòü âî âñåõ îòäåëàõ ïîçâîíî÷íèêà: øåéíîì, ãðóäíîì, ïîÿñíè÷íîì è êðåñòöîâîì, íàèáîëåå îïàñíû ïåðåëîìû øåéíîãî îòäåëà, ò. ê., ÷àùå âñåãî ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.
 îñíîâå ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, êàê è ëþáîé äðóãîé òðàâìû, ëåæèò ïðåâûøåíèå ñèëû òðàâìèðóþùåãî âîçäåéñòâèÿ íàä ïðî÷íîñòüþ ïîçâîíêîâ. Èíà÷å ãîâîðÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû ñëîìàëèñü ïîçâîíêè, íóæíî îäíî èç äâóõ óñëîâèé – ÷òîáû ñèëà âîçäåéñòâèÿ áûëà âåëèêà, èëè ÷òîáû ïîçâîíî÷íèê áûë èçíà÷àëüíî ñëàá.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîâðåæäåíèå ïîçâîíêîâ îòìå÷àåòñÿ ó çäîðîâûõ ëþäåé.
Ýòî ïàäåíèÿ íà ìåñòå, ïàäåíèÿ ñ âûñîòû (áîëåå 2 ì.), ïðÿìûå óäàðû â ñèëó ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí – áûòîâàÿ è ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ÄÒÏ, êðèìèíàë.
Íî åñòü íåêîòîðûå ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, êîòîðûå ñíèæàþò ïðî÷íîñòü êîñòíîé òêàíè. È òîãäà íåáîëüøîå, äàæå ìèíèìàëüíîå, âíåøíåå âîçäåéñòâèå, íåîïàñíîå äëÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, ïðèâåäåò ê ïîâðåæäåíèþ ïîçâîíêîâ. Òàêîå áûâàåò ïðè îñòåîïîðîçå (ñíèæåíèè ïëîòíîñòè êîñòåé) âñëåäñòâèå ýíäîêðèííî-îáìåííûõ íàðóøåíèé, ïðè òóáåðêóëåçíûõ è îïóõîëåâûõ ïðîöåññàõ ñ ïîðàæåíèåì ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.
Ïîçâîíî÷íûå ïåðåëîìû ìíîãîîáðàçíû ïî ìåõàíèçìàì âîçíèêíîâåíèÿ, ïðè÷èíàì è ïðîÿâëåíèÿì. Ïîýòîìó åäèíàÿ îáùåïðèíÿòàÿ êëàññèôèêàöèÿ ýòîé òðàâìû îòñóòñòâóåò – ãðàäàöèÿ ïîâðåæäåíèé ïîçâîíî÷íèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì ïðèçíàêàì.
Ïî ïðè÷èíàì è ìåõàíèçìó ïîâðåæäåíèÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïåðåëîìîâ:
– Êîìïðåññèîííûå. Çäåñü òðàâìèðóþùàÿ ñèëà èìååò âèä êîìïðåññèè – ñäàâëèâàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ñ óìåíüøåíèåì âûñîòû ïîçâîíêîâ. Îñíîâíûå ìåõàíèçìû – ïàäåíèå íà ñïèíó, ïàäåíèå ñ âûñîòû íà ÿãîäèöû èëè íà íîãè;
– Ôëåêñèîííî-ýêñòåíçèîííûå – ñãèáàòåëüíî-ðàçãèáàòåëüíûå. Ñàìàÿ òÿæåëàÿ ðàçíîâèäíîñòü ïîçâîíî÷íûõ ïåðåëîìîâ.  îñíîâå åå ëåæèò ðåçêîå ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà ïðè àâòîìîáèëüíûõ àâàðèÿõ, ïàäåíèè òÿæåëûõ ïðåäìåòîâ íà ñïèíó;
– Ðîòàöèîííûå.  îñíîâå ýòèõ òðàâì – ðåçêèå áûñòðûå çàïðåäåëüíûå äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âîêðóã ïðîäîëüíîé îñè ïî òèïó âðàùåíèÿ – ðîòàöèè. Êàê ïðàâèëî, ýòè òðàâìû íàáëþäàþòñÿ âñëåäñòâèå ïðÿìîãî óäàðà ïî òóëîâèùó.
Ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ òàêæå áûâàþò ñ ïîâðåæäåíèåì òåë, äóæåê è îòðîñòêîâ – ñóñòàâíûõ, ïîïåðå÷íûõ è îñòèñòûõ.
 ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì, âñå ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà ìîæíî ðàçäåëèòü íà 2 áîëüøèå ãðóïïû:
Íåîñëîæíåííûå – áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.
Îñëîæíåííûå ïåðåëîìû – ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.
Íàèáîëåå ÷àñòûé òèï ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà – ýòî êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì òåëà ïîçâîíêà. Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ðåçêîãî ñäàâëåíèÿ ïîçâîíêà.
×àùå âñåãî áûâàåò ó ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà è, êàê ïðàâèëî, ðåäêî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñìåùåíèåì è ïîâðåæäåíèåì ñïèííîãî ìîçãà.
Òàê æå, ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà äåëÿòñÿ íà:
– ïåðåëîì ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;
– ïåðåëîì ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;
– ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà;
– ïåðåëîì êðåñòöîâîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà;
– ïåðåëîì êîï÷èêîâîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà.
Ê îñíîâíûì ñèìïòîìàì ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà îòíîñÿòñÿ: áîëü â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå ïîçâîíî÷íèêà. Áîëü, êàê ïðàâèëî, íîñèò óïîðíûé õàðàêòåð, óñèëèâàåòñÿ ïðè äâèæåíèè. Îòìå÷àåòñÿ óñèëåíèå áîëè ïðè ïðîùóïûâàíèè ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíêà, à òàêæå ïðè ñîçäàíèè îñåâîé íàãðóçêè íà ïîçâîíî÷íèê (âðà÷ ïîêîëà÷èâàåò ïàöèåíòà ïî ìàêóøêå ãîëîâû èëè ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíóþ íàãðóçêó íà íàäïëå÷üÿ ïàöèåíòà):
– Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ïîçâîíî÷íèêå. Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé îáóñëîâëåíî ñèëüíîé áîëüþ, à òàêæå íàðóøåíèåì àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà è ïðèëåãàþùèõ ìûøö;
– Âèäèìàÿ äåôîðìàöèÿ ïîðàæåííîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Íàáëþäàåòñÿ ïðè çíà÷èòåëüíûõ ïîâðåæäåíèÿõ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïîçâîíêîâ;
– Ïðè îñëîæíåííûõ ïåðåëîìàõ ê âûøåóêàçàííûì ñèìïòîìàì äîáàâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà.
Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ãðîçíûì îñëîæíåíèåì ïåðåëîìîâ, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèáåëè èëè èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà. Ñèìïòîìû â äàííîì ñëó÷àå ìíîãîãðàííû è ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçëè÷íîé ñòåïåíè – îò ëåãêîãî íàðóøåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ è íåçíà÷èòåëüíîé ìûøå÷íîé ñëàáîñòè íèæå ìåñòà ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà, äî ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ äâèæåíèé (ïàðàëè÷) è óòðàòû êîíòðîëÿ íàä ìî÷åèñïóñêàíèåì è äåôåêàöèåé.
2. Îñíîâû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà
Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ:
1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà;
2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó ñ øîêîì èëè íà åãî ïðåäóïðåæäåíèå;
3) îðãàíèçàöèÿ áûñòðåéøåé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå:
1. Åñëè ïîòåðïåâøèé íå íàõîäèòñÿ áåç ñîçíàíèÿ, íóæíî çàôèêñèðîâàòü åãî ãîëîâó, äëÿ ýòîãî âñòàíüòå ñçàäè íåãî íà êîëåíêè è ïîëîæèòå ñâîè ðóêè åìó íà óøè. Ïîñòðàäàâøèé äîëæåí ëåæàòü ëèöîì ââåðõ;
2. Íå ïåðåìåùàéòå ïîñòðàäàâøåãî. Äëÿ åãî óäîáñòâà, ïîäëîæèòå åìó ïîä ãîëîâó îäåÿëî èëè ÷òî-òî åùå. Çàôèêñèðîâàòü òåëî êàêèìè-íèáóäü ïðåäìåòàìè ïîäìûøêàìè, è ïîñòîÿííî äåðæàòü ãîëîâó ïîñòðàäàâøåãî ñâîèìè ðóêàìè;
3. Åñëè ïîñòðàäàâøèé ëåæèò áåç ÷óâñòâ, ïåðåâåäèòå åãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå, ñòàðàÿñü åãî ãîëîâó è êîðïóñ äåðæàòü íà îäíîé ëèíèè. Áóäåò õîðîøî, åñëè âû áóäåòå íå îäèí. ×òîáû ïðèâåñòè ïîñòðàäàâøåãî â áåçîïàñíîå ïîëîæåíèå íóæíî:
– âñòàòü íà êîëåíêè ïîçàäè ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî, è âçÿâ åãî ãîëîâó â ñâîè ðóêè, ïîëîæèòü èõ åìó íà óøè. Ïîìîùíèê òåì âðåìåíåì îòâîäèò îäíó ðóêó ïîñòðàäàâøåãî ïîä ïðÿìûì óãëîì ê òåëó, à âòîðóþ ñãèáàåò â ëîêòå è, âçÿâ â ñâîþ ðóêó, ïîäíîñèò ê ùåêå ïîñòðàäàâøåãî;
– íå ïðåêðàùàòü ñëåäèòü çà ãîëîâîé, íå çàáûâàÿ ïðè ýòîì ñîáëþäàòü ïðÿìóþ ëèíèþ ñ êîðïóñîì. Ïîìîùíèê ñãèáàåò â êîëåíå äàëüíþþ íîãó òàê, ÷òîáû ñòóïíÿ îñòàëàñü íà ïîâåðõíîñòè ïîëà èëè çåìëè;
– ïîñëå ýòîãî, ïî âàøåé êîìàíäå âû âìåñòå îäíîâðåìåííî ïîâîðà÷èâàåòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê.
4. Íå çàáûâàòü êîíòðîëèðîâàòü ÄÏ-Ä-ÖÊ. Åñëè áóäåò íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè, ïîâåðíèòå ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó. Äëÿ õîðîøåãî ñîõðàíåíèÿ ëèíèè ãîëîâû è êîðïóñà, â èäåàëå íóæíû åùå ïÿòü ïîìîùíèêîâ.
Îêàçûâàþùèé ïåðâóþ ïîìîùü äîëæåí ïîääåðæèâàòü ãîëîâó âðîâåíü ñ êîðïóñîì. Åãî ïîìîùíèêè êàê ìîæíî â áîëüøèõ ìåñòàõ ïîääåðæèâàòü ïîçâîíî÷íèê è íîãè, ñëåäÿ ÷òîáû íå íàðóøèëàñü ðîâíàÿ ëèíèÿ ïîçâîíî÷íèêà, ãîëîâû, ïàëüöåâ íîã è ñàìèõ íîã âî âðåìÿ ïîâîðîòà íà ñïèíó. Êîìàíäó äåëàòü ïîâîðîò îòäàåò ÷åëîâåê, êîòîðûé íàõîäèòñÿ ó ãîëîâû ïîñòðàäàâøåãî.
3. Ïðàâèëà òðàíñïîðòèðîâêè ïîñòðàäàâøèõ
Îäíîé èç ñàìûõ ãëàâíûõ çàäà÷ ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ ùàäÿùàÿ, áåçîïàñíàÿ è â òîæå âðåìÿ ìàêñèìàëüíî áûñòðàÿ òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî â áëèæàéøåå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå, ãäå åìó ìîæåò áûòü îêàçàíà ïîëíîöåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü.
Òðàíñïîðòèðîâêà äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåðåæíî, ÷òîáû íå óñèëèâàòü ñòðàäàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ò. ê., óñèëåíèå áîëè íå òîëüêî óõóäøàåò åãî îáùåå ñîñòîÿíèå, íî è ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ òðàâìàòè÷åñêîãî øîêà.
Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïðè òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøèõ ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå:
– îïðåäåëåíèå ñïîñîáà òðàíñïîðòèðîâêè;
– ïîäãîòîâêà ïîñòðàäàâøèõ, ñïåöèàëüíûõ è ïîäðó÷íûõ òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ;
– âûáîð ìàðøðóòà;
– îáåñïå÷åíèå áåçîïàñíîñòè ïîñòðàäàâøèõ è ñïàñàòåëåé ïðè òðàíñïîðòèðîâêå;
– ïðåîäîëåíèå ïðåïÿòñòâèé, êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì ïîñòðàäàâøèõ, îðãàíèçàöèÿ îòäûõà;
– ïîãðóçêà ïîñòðàäàâøèõ â òðàíñïîðòíûå ñðåäñòâà.
Ðèñ. 1. – Èììîáèëèçàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:
1. Ñîçäàòü ïîêîé äëÿ ïîñòðàäàâøåãî.
Îáåñïå÷åíèå ïîêîÿ ïîâðåæäåííîãî ïîçâîíî÷íèêà èìååò êðàéíå âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíè ïîñòðàäàâøåãî è äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîâðåæäåíèÿ.
Öåëü îáåçäâèæèâàíèÿ ïðè ïîäîçðåíèè íà ïîâðåæäåíèå ïîçâîíî÷íèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû óñòðàíèòü âîçìîæíîñòü äàëüíåéøåãî ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ è ðàçãðóçèòü ïîçâîíî÷íèê.
Ïåðåâîðà÷èâàíèå è óêëàäûâàíèå ïîñòðàäàâøåãî íà ùèò îñóùåñòâëÿåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: îäèí ÷åëîâåê ïðèïîäíèìàåò áîëüíîãî çà ãîëîâó è ïëå÷è, âòîðîé – çà íèæíþþ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè è òàç, òðåòèé – çà íîãè. Åñëè áîëüíîé ïåðåâîçèòñÿ íà ñïèíå, ïîä ãðóäíóþ êëåòêó íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê (ñâåðíóòóþ îäåæäó, îäåÿëî, ïîäóøêó è ò. ï.) âûñîòîé îêîëî 15 ñì., åñëè íà æèâîòå – ãîëîâó íàäî ïîâåðíóòü â ñòîðîíó.
2. Äàòü îáåçáîëèâàþùåå.
Ìîæíî äàòü áîëüíîìó ãîðÿ÷èé ÷àé, êîôå è ò. ï., à äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè – 1-2 òàáëåòêè àíàëüãèíà, ñïàçãàíà, áàðàëãèíà èëè äðóãîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà. Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî îáåçáîëèâàþùèé ýôôåêò ýòèõ ïðåïàðàòîâ íåâåëèê, à ïðèåì áîëüøèõ äîç ìîæåò âûçâàòü óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, ïîýòîìó, ëó÷øå íå ïðåâûøàòü óêàçàííóþ äîçó.
3. Ñðî÷íî äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî â òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.
Áåç ïðîìåäëåíèÿ, ñ ìàêñèìàëüíîé ïðåäîñòîðîæíîñòüþ, èçáåãàÿ ìàëåéøåãî äâèæåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî äîñòàâèòü â áëèæàéøèé òðàâìàòîëîãè÷åñêèé ïóíêò.
Ðèñ. 2. – Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà è êîñòåé òàçà:
Ðèñ. 3. – Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì êîñûíêè:
Ðèñ. 4. – Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðè ïåðåëîìàõ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåøêîâ ñ ïåñêîì:
Ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè:
1. Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ñëåäóåò ñîáëþäàòü îñòîðîæíîñòü ïðè ïåðåíîñêå áîëüíîãî. Îäèí ÷åëîâåê íå äîëæåí ïåðåäâèãàòü ïîñòðàäàâøåãî, ýòî äîëæíû äåëàòü íå ìåíåå 3 ÷åëîâåê. Ïðè îòñóòñòâèè ïîìîùíèêîâ ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì ïîçâîíî÷íèêà íàäî îñòàâèòü òàì, ãäå îí íàõîäèòñÿ è âûçâàòü «ñêîðóþ ïîìîùü»;
2. Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ äàâàòü ïîñòðàäàâøåìó êàêèå-ëèáî ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, âîäó, àëêîãîëüíûå íàïèòêè.
 õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà ñëåäóåò ïðèíÿòü ìåðû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ íàõîäÿùèõñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, ñ íàëîæåííûìè êðîâîîñòàíàâëèâàþùèìè æãóòàìè è ñ îáìîðîæåíèÿìè. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íàäî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà äûõàíèåì, ïóëüñîì è ïîâåäåíèåì ïîñòðàäàâøåãî è ïðè íåîáõîäèìîñòè îêàçûâàòü åìó ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.
ìåäèöèíñêèé ïîçâîíî÷íèê òðàâìà
Çàêëþ÷åíèå
Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â âîçìîæíî áîëåå ðàííèå ñðîêè èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî òå÷åíèÿ è èñõîäà ïîðàæåíèÿ, à èíîãäà è ñïàñåíèÿ æèçíè. Åñëè â ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè áóäåò íóæäàòüñÿ îäíîâðåìåííî áîëüøîå ÷èñëî ïîðàæåííûõ, òî îïðåäåëÿåòñÿ ñðî÷íîñòü è î÷åðåäíîñòü åå îêàçàíèÿ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ïîìîùü îêàçûâàþò äåòÿì è òåì ïîñòðàäàâøèì, êîòîðûå ìîãóò ïîãèáíóòü, åñëè íå ïîëó÷àò åå òîò÷àñ æå. Ïðèñòóïàÿ ê îêàçàíèþ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè êîìáèíèðîâàííîì ïîðàæåíèè, íàäî îïðåäåëèòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü îòäåëüíûõ åå ïðèåìîâ. Ñíà÷àëà âûïîëíÿþò òå ïðèåìû, îò êîòîðûõ çàâèñèò ñîõðàíåíèå æèçíè ïîðàæåííîãî, èëè òå, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî âûïîëíèòü ïîñëåäóþùèå ïðèåìû ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àâäååâà Â.Ã. Ïåðâàÿ ïîìîùü: Ó÷åáíèê äëÿ âîäèòåëåé. – Ì.: Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÐÔ, 2009. – 176 ñ.
2. Àéçìàí Ð.È. Îñíîâû áåçîïàñíîñòè æèçíåäåÿòåëüíîñòè è ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè / Ó÷åáíîå ïîñîáèå. – Íîâîñèáèðñê: Ñèáèðñêîå óíèâåðñèòåòñêîå èçäàòåëüñòâî, 2004. – 400 ñ.
3. Áóáíîâ Â.Ã., Áóáíîâà Í.Â. Îñíîâû ïåðâîé ïîìîùè / Ó÷åáíî-ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå ïî ËÀÉÔÐÅÑÒËÈÍÃÓ.
(ÁÎÐÜÁÅ ÇÀ ÆÈÇÍÜ), èçä. 10-å, èñïð. è ïåðåðàá. – Ì.: Ãàëî-Áóáíîâ, 2014.
4. Êîðíååâ À. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. – Ì.: ÁÀÎ, 2013. – 240 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник