Переломы надколенника у детей

Переломы надколенника у детей thumbnail

Повреждения коленного сустава у детей

Повреждения коленного сустава представляют собой достаточно разнородную группу травм, в которую входят переломы надколенника, надрывы и разрывы связок, гемартроз и разрывы менисков. Причиной повреждений обычно становится падение или прямой удар. Нередко травмы возникают во время занятий спортом, реже – в результате падений с высоты или автодорожных происшествий. Наиболее постоянными признаками являются боль, припухлость, затруднение опоры на ногу и ограничение движений. Гемартроз (скопление крови в суставе) возникает при всех травмах, поэтому сустав при любых повреждениях равномерно увеличивается в объеме, а его контуры сглаживаются. Диагноз выставляется после детального осмотра и изучения рентгеновских снимков. Тактика лечения зависит от вида травмы. Обычно лечение консервативное: выполняются пункции коленного сустава, накладывается гипс, при необходимости проводятся другие лечебные мероприятия.

Общие сведения

Повреждения коленного сустава наблюдаются примерно у 5% детей, госпитализируемых в детские травматологические отделения. Первое место по распространенности занимает гемартроз – от 40 до 60% от общего числа травм коленного сустава. Надрывы и разрывы менисков у детей наблюдаются гораздо реже, чем у взрослых – в 4-5% случаев. Вывихи и переломы надколенника в детском возрасте выявляются достаточно редко.

Травмы коленного сустава обычно возникают в быту или во время занятий спортом. Непосредственной причиной может стать как прямой удар или падение, так и подворачивание, попытка резкого насильственного вращения, сгибания или разгибания. Во всех перечисленных случаях травма, как правило, изолированная. При автодорожных катастрофах и падениях с высоты возможно сочетание с другими повреждениями костно-мышечной системы, тупой травмой живота, черепно-мозговой травмой, повреждением грудной клетки и мочеполовых органов.

Повреждения коленного сустава у детей

Повреждения коленного сустава у детей

Гемартроз

Гемартроз возникает при всех повреждениях коленного сустава. Однако в качестве основного этот диагноз выставляется при наиболее легких травмах, когда кровь изливается в сустав из синовиальной оболочки или фиброзной части капсулы, частично поврежденных в результате удара, скручивания или падения. Ребенок жалуется на боль. Сустав увеличивается в объеме, его контуры сглаживаются, выявляется баллотирование надколенника. При значительном скоплении крови наблюдается выбухание по обеим переднебоковым поверхностям сустава. Возможно ощущение распирания. В отдельных случаях отмечается повышение местной или (реже) общей температуры.

Детский травматолог проводит тщательный осмотр для исключения других, более тяжелых повреждений. Выполняется рентгенография коленного сустава. При необходимости ребенка направляют на МРТ, КТ или артроскопию. Программа лечения включает в себя пункции, наложение гипсовой лонгеты и УВЧ. Осмотр проводят через каждые 1-2 дня, при повторном скоплении крови снова делают пункцию. Как правило, требуется не более 1-2, реже 3 пункции. Гипс обычно снимают через 6-7 дней.

Повреждения менисков

Обычно травма возникает при резком вращении голени кнутри (разрыв наружного мениска) или кнаружи (разрыв внутреннего мениска). Гораздо реже причиной становится падение или ушиб колена. У детей младшей возрастной группы травмы менисков возникают редко и составляют не более 2-3% от общего числа повреждений коленного сустава. У подростков, особенно активно занимающихся спортом, частота таких травм возрастает до 25-26%. Разрыв внутреннего мениска наблюдается в 80% случаев, разрыв наружного мениска – в 20% случаев.

В первые 2-3 недели после травмы сустав отечен, в нем определяется жидкость. Ребенка беспокоит разлитая боль, но четко указать точку максимальной болезненности он не может. В этом периоде повреждения мениска очень трудно диагностировать из-за общих признаков неспецифического посттравматического воспаления. Единственным достоверным способом подтвердить диагноз является артроскопия, однако, это достаточно серьезное вмешательство, поэтому детей на такое исследование направляют только при наличии яркой клинической картины (большом количестве крови в суставе, сильной боли, затруднении опоры на ногу). Лечение на этом этапе заключается в наложении лонгеты и пункциях сустава.

После стихания острых воспалительных явлений постепенно проявляется истинная клиническая картина разрыва. Боль перестает быть разлитой и локализуется на уровне суставной щели со стороны пораженного мениска. Могут возникать повторные блокады сустава – состояния, при которых колено фиксируется в положении легкого сгибания, а пассивное и активное сгибание и разгибание становятся невозможными. Иногда блокады устраняются самостоятельно, иногда это состояние требует врачебной помощи. В ряде случаев в суставе появляется выпот. Возможно формирование аритмической походки (легкое прихрамывание при ходьбе).

При подозрении на разрыв мениска пациентов направляют на артроскопию коленного сустава. Если диагноз подтверждается, производят частичное удаление поврежденной части мениска. Полное удаление не рекомендуется, поскольку после таких операций повышается вероятность развития остеоартроза в отдаленном периоде. При отсутствии артроскопического оборудования (например, в сельских больницах) диагноз выставляют на основании клинической картины, после чего выполняют хирургическую операцию. Затем накладывают лонгет, назначают физиолечение и ЛФК.

Переломы надколенника

Переломы надколенника у детей наблюдаются редко, в основном – в старшем возрасте. Возможно как повреждение центральной части, так и отрыв краевых костных фрагментов. Ребенка беспокоит боль. Движения и опора затруднены. Сустав отечен, выявляется гемартроз. Пальпация надколенника резко болезненна. При наличии смещения определяется «провал» между верхним и нижним фрагментами. Рентгенография информативна только при переломах центральной части и краевых переломах с толщиной костного фрагмента более 1 мм. При переломах хрящевой части изменений на рентгенограмме нет, поэтому для уточнения диагноза приходится проводить МРТ или КТ коленного сустава.

При повреждениях без смещения выполняется пункция коленного сустава, накладывается гипс. При расхождении отломков показано хирургическое лечение – шов надколенника. Операция проводится в стационаре, затем ребенку накладывают гипс и назначают физиолечение. Сустав регулярно осматривают, при необходимости удаляют скопившуюся кровь. УВЧ назначают со второго дня. Занятия ЛФК начинают после снятия гипса.

Вывих надколенника

Обычно вывих надколенника является следствием спортивной травмы и возникает у детей старшей возрастной группы. Такая травма считается достаточно редкой, однако ее точную частоту установить не удается, поскольку у части больных надколенник самопроизвольно вправляется еще до обращения в лечебное учреждение. Ребенок жалуется на боль. При невправившемся вывихе наблюдается деформация по передней поверхности сустава. При вправившемся вывихе сустав имеет нормальную конфигурацию. Во всех случаях наблюдается гемартроз.

На рентгенограммах при невправившемся вывихе надколенник смещен в сторону. При подозрении на разрыв медиопателлярной связки дополнительно выполняют МРТ коленного сустава или артроскопию. Если целостность медиопателлярной связки не нарушена, ребенка госпитализируют, вправляют надколенник, выполняют пункцию и накладывают гипс. В последующие несколько дней может потребоваться еще одна или две пункции из-за повторного скопления крови в полости сустава. Больному назначают УВЧ, в восстановительном периоде проводят занятия ЛФК.

При повреждении связки рекомендуется ее сшивание для предупреждения повторных вывихов. Операция проводится чрескожно с использованием артроскопа. Иглу вкалывают через кожу, под контролем артроскопа вводят в полость сустава, а затем направляют обратно, подводя под кожей к месту вкола. Обычно для восстановления целостности связки достаточно 2-3 швов. Затем накладывают гипс. В послеоперационном периоде колено регулярно осматривают, при скоплении крови выполняют пункции. Назначают УВЧ. После снятия гипса приступают к занятиям ЛФК.

Источник

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÒÁÚÎÏÒÏÄÎÕÀ ÇÒÕÐÐÕ ÔÒÁ×Í, × ËÏÔÏÒÕÀ ×ÈÏÄÑÔ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ, ÎÁÄÒÙ×Ù É ÒÁÚÒÙ×Ù Ó×ÑÚÏË, ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ É ÒÁÚÒÙ×Ù ÍÅÎÉÓËÏ×. ðÒÉÞÉÎÏÊ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÏÂÙÞÎÏ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ ÉÌÉ ÐÒÑÍÏÊ ÕÄÁÒ. îÅÒÅÄËÏ ÔÒÁ×ÍÙ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÚÁÎÑÔÉÊ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÒÅÖÅ – × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÁÄÅÎÉÊ Ó ×ÙÓÏÔÙ ÉÌÉ Á×ÔÏÄÏÒÏÖÎÙÈ ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÊ.

îÁÉÂÏÌÅÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÙÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÂÏÌØ, ÐÒÉÐÕÈÌÏÓÔØ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÅ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ É ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ Ä×ÉÖÅÎÉÊ. çÅÍÁÒÔÒÏÚ (ÓËÏÐÌÅÎÉÅ ËÒÏ×É × ÓÕÓÔÁ×Å) ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÓÕÓÔÁ× ÐÒÉ ÌÀÂÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏ Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÏÂßÅÍÅ, Á ÅÇÏ ËÏÎÔÕÒÙ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ. äÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ÄÅÔÁÌØÎÏÇÏ ÏÓÍÏÔÒÁ É ÉÚÕÞÅÎÉÑ ÒÅÎÔÇÅÎÏ×ÓËÉÈ ÓÎÉÍËÏ×. ôÁËÔÉËÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ×ÉÄÁ ÔÒÁ×ÍÙ. ïÂÙÞÎÏ ÌÅÞÅÎÉÅ ËÏÎÓÅÒ×ÁÔÉ×ÎÏÅ: ×ÙÐÏÌÎÑÀÔÓÑ ÐÕÎËÃÉÉ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ ÇÉÐÓ, ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔÓÑ ÄÒÕÇÉÅ ÌÅÞÅÂÎÙÅ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÑ.

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÞÁÓÔÏ. ðÏ ÓÔÅÐÅÎÉ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÏÓÔÉ, ÓÒÅÄÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÓÔÒÕËÔÕÒ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÔÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÁ ÓÔÏÑÔ ÎÁ ÐÅÒ×ÏÍ ÍÅÓÔÅ.

÷ ÏÓÎÏ×ÎÏÊ Ó×ÏÅ ÍÁÓÓÅ, ÔÒÁ×ÍÁ É ÒÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔ ÌÀÄÅÊ, ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÌÙÖÎÉËÏ×, ÆÕÔÂÏÌÉÓÔÏ×, ÆÉÇÕÒÉÓÔÏ×, Á ÔÁËÖÅ ÌÀÄÅÊ ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÂÁÌÅÔÏÍ É ÆÉÚÉÞÅÓËÉÍ ÔÒÕÄÏÍ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÜÔÏ ÌÀÄÉ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 18-40 ÌÅÔ, ÐÒÉÞÅÍ ÍÕÖÞÉÎÙ ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÞÁÝÅ, ÞÅÍ ÖÅÎÝÉÎÙ. õ ÄÅÔÅÊ ÄÏ 14 ÌÅÔ, × ÓÉÌÕ ÁÎÁÔÏÍÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÔÒÁ×ÍÙ É ÒÁÚÒÙ×Ù ÍÅÎÉÓËÁ ÂÙ×ÁÀÔ ÒÅÄËÏ.

òÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ×ÏÚÍÏÖÅÎ É ÂÅÚ ÔÒÁ×ÍÙ, ÜÔÏ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÐÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÄÅÇÅÎÅÒÁÔÉ×ÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× É ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ × ÓÕÓÔÁ×Å, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÐÒÉ ÁÒÔÒÏÚÅ. ôÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÏ× ÍÏÇÕÔ ÓÏÞÅÔÁÔØÓÑ Ó ÒÁÚÒÙ×ÏÍ Ó×ÑÚÏË É ÄÒÕÇÉÍÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÓÔÒÕËÔÕÒ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á.

ïÓÎÏ×ÎÙÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ

  • ÌÏËÁÌØÎÁÑ ÂÏÌØ ÐÏ ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÝÅÌÉ,
  • ÐÅÒÉÏÄÉÞÅÓËÉ ×ÏÚÎÉËÁÀÝÉÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÂÌÏËÁÄÙ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ ×ÙÐÏÔÁ × ÓÕÓÔÁ×Å;
  • × ÄÁÌØÎÅÊÛÅÍ – ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÑ ÞÅÔÙÒÅÈÇÌÁ×ÏÊ ÍÙÛÃÙ ÂÅÄÒÁ, ÂÏÌÉ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÒÉ ÓÐÕÓËÁÎÉÉ ÐÏ ÌÅÓÔÎÉÃÅ, ÞÕ×ÓÔ×Ï ÎÅÕ×ÅÒÅÎÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ É ÐÒÙÖËÁÈ.

ïÂÙÞÎÙÅ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÙ, ×ÙÐÏÌÎÅÎÎÙÅ × Ä×ÕÈ ÐÒÏÅËÃÉÑÈ, Á ÔÁËÖÅ ÐÎÅ×ÍÏÁÒÔÒÏÇÒÁÆÉÑ ÎÅ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÐÏÌÕÞÉÔØ ËÁËÉÈ-ÌÉÂÏ ÄÁÎÎÙÈ ÄÌÑ ÓÕÖÄÅÎÉÑ Ï ÎÁÌÉÞÉÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÁ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ËÏÔÏÒÁÑ ÄÏÌÖÎÁ ×ÙÐÏÌÎÑÔØÓÑ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ×Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚÁ, ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÇÏ ÓÉÎÏ×ÉÔÁ ÔÏÊ ÖÅ ÜÔÉÏÌÏÇÉÉ, ÂÌÏËÁÄ ÓÕÓÔÁ×Á É ÄÒ.

çÅÍÁÒÔÒÏÚ

çÅÍÁÒÔÒÏÚ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. ïÄÎÁËÏ × ËÁÞÅÓÔ×Å ÏÓÎÏ×ÎÏÇÏ ÜÔÏÔ ÄÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÌÅÇËÉÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ, ËÏÇÄÁ ËÒÏר ÉÚÌÉ×ÁÅÔÓÑ × ÓÕÓÔÁ× ÉÚ ÓÉÎÏ×ÉÁÌØÎÏÊ ÏÂÏÌÏÞËÉ ÉÌÉ ÆÉÂÒÏÚÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ËÁÐÓÕÌÙ, ÞÁÓÔÉÞÎÏ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÙÈ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÕÄÁÒÁ, ÓËÒÕÞÉ×ÁÎÉÑ ÉÌÉ ÐÁÄÅÎÉÑ. òÅÂÅÎÏË ÖÁÌÕÅÔÓÑ ÎÁ ÂÏÌØ. óÕÓÔÁ× Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÏÂßÅÍÅ, ÅÇÏ ËÏÎÔÕÒÙ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ, ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÁÌÌÏÔÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ. ðÒÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÍ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ×ÙÂÕÈÁÎÉÅ ÐÏ ÏÂÅÉÍ ÐÅÒÅÄÎÅÂÏËÏ×ÙÍ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÑÍ ÓÕÓÔÁ×Á. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÏÝÕÝÅÎÉÅ ÒÁÓÐÉÒÁÎÉÑ. ÷ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÍÅÓÔÎÏÊ ÉÌÉ (ÒÅÖÅ) ÏÂÝÅÊ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ.

äÅÔÓËÉÊ ÔÒÁ×ÍÁÔÏÌÏÇ ÐÒÏ×ÏÄÉÔ ÔÝÁÔÅÌØÎÙÊ ÏÓÍÏÔÒ ÄÌÑ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÑ ÄÒÕÇÉÈ, ÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ. ÷ÙÐÏÌÎÑÅÔÓÑ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ íòô, ëô ÉÌÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ. ðÒÏÇÒÁÍÍÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÐÕÎËÃÉÉ, ÎÁÌÏÖÅÎÉÅ ÇÉÐÓÏ×ÏÊ ÌÏÎÇÅÔÙ É õ÷þ. ïÓÍÏÔÒ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÞÅÒÅÚ ËÁÖÄÙÅ 1-2 ÄÎÑ, ÐÒÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÍ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ÓÎÏ×Á ÄÅÌÁÀÔ ÐÕÎËÃÉÀ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 1-2, ÒÅÖÅ 3 ÐÕÎËÃÉÉ. çÉÐÓ ÏÂÙÞÎÏ ÓÎÉÍÁÀÔ ÞÅÒÅÚ 6-7 ÄÎÅÊ.

ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÏ×

ïÂÙÞÎÏ ÔÒÁ×ÍÁ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÐÒÉ ÒÅÚËÏÍ ×ÒÁÝÅÎÉÉ ÇÏÌÅÎÉ ËÎÕÔÒÉ (ÒÁÚÒÙ× ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ) ÉÌÉ ËÎÁÒÕÖÉ (ÒÁÚÒÙ× ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ). çÏÒÁÚÄÏ ÒÅÖÅ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÄÅÎÉÅ ÉÌÉ ÕÛÉ ËÏÌÅÎÁ. õ ÄÅÔÅÊ ÍÌÁÄÛÅÊ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ ÔÒÁ×ÍÙ ÍÅÎÉÓËÏ× ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÒÅÄËÏ É ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 2-3% ÏÔ ÏÂÝÅÇÏ ÞÉÓÌÁ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. õ ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÁËÔÉ×ÎÏ ÚÁÎÉÍÁÀÝÉÈÓÑ ÓÐÏÒÔÏÍ, ÞÁÓÔÏÔÁ ÔÁËÉÈ ÔÒÁ×Í ×ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ ÄÏ 25-26%. òÁÚÒÙ× ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ × 80% ÓÌÕÞÁÅ×, ÒÁÚÒÙ× ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ – × 20% ÓÌÕÞÁÅ×.

÷ ÐÅÒ×ÙÅ 2-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÔÒÁ×ÍÙ ÓÕÓÔÁ× ÏÔÅÞÅÎ, × ÎÅÍ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÖÉÄËÏÓÔØ. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÒÁÚÌÉÔÁÑ ÂÏÌØ, ÎÏ ÞÅÔËÏ ÕËÁÚÁÔØ ÔÏÞËÕ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔÉ ÏÎ ÎÅ ÍÏÖÅÔ. ÷ ÜÔÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÍÅÎÉÓËÁ ÏÞÅÎØ ÔÒÕÄÎÏ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÏ×ÁÔØ ÉÚ-ÚÁ ÏÂÝÉÈ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÎÅÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÓÔÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ. åÄÉÎÓÔ×ÅÎÎÙÍ ÄÏÓÔÏ×ÅÒÎÙÍ ÓÐÏÓÏÂÏÍ ÐÏÄÔ×ÅÒÄÉÔØ ÄÉÁÇÎÏÚ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÑ, ÏÄÎÁËÏ, ÜÔÏ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÓÅÒØÅÚÎÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÅÔÅÊ ÎÁ ÔÁËÏÅ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÑÒËÏÊ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ (ÂÏÌØÛÏÍ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Å ËÒÏ×É × ÓÕÓÔÁ×Å, ÓÉÌØÎÏÊ ÂÏÌÉ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÉ ÏÐÏÒÙ ÎÁ ÎÏÇÕ). ìÅÞÅÎÉÅ ÎÁ ÜÔÏÍ ÜÔÁÐÅ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÎÁÌÏÖÅÎÉÉ ÌÏÎÇÅÔÙ É ÐÕÎËÃÉÑÈ ÓÕÓÔÁ×Á.

ðÏÓÌÅ ÓÔÉÈÁÎÉÑ ÏÓÔÒÙÈ ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ Ñ×ÌÅÎÉÊ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÉÓÔÉÎÎÁÑ ËÌÉÎÉÞÅÓËÁÑ ËÁÒÔÉÎÁ ÒÁÚÒÙ×Á. âÏÌØ ÐÅÒÅÓÔÁÅÔ ÂÙÔØ ÒÁÚÌÉÔÏÊ É ÌÏËÁÌÉÚÕÅÔÓÑ ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÓÕÓÔÁ×ÎÏÊ ÝÅÌÉ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÍÅÎÉÓËÁ. íÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÁÔØ ÐÏ×ÔÏÒÎÙÅ ÂÌÏËÁÄÙ ÓÕÓÔÁ×Á – ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÙÈ ËÏÌÅÎÏ ÆÉËÓÉÒÕÅÔÓÑ × ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ ÌÅÇËÏÇÏ ÓÇÉÂÁÎÉÑ, Á ÐÁÓÓÉ×ÎÏÅ É ÁËÔÉ×ÎÏÅ ÓÇÉÂÁÎÉÅ É ÒÁÚÇÉÂÁÎÉÅ ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÙÍÉ. éÎÏÇÄÁ ÂÌÏËÁÄÙ ÕÓÔÒÁÎÑÀÔÓÑ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÉÎÏÇÄÁ ÜÔÏ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÔÒÅÂÕÅÔ ×ÒÁÞÅÂÎÏÊ ÐÏÍÏÝÉ. ÷ ÒÑÄÅ ÓÌÕÞÁÅ× × ÓÕÓÔÁ×Å ÐÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÐÏÔ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÁÒÉÔÍÉÞÅÓËÏÊ ÐÏÈÏÄËÉ (ÌÅÇËÏÅ ÐÒÉÈÒÁÍÙ×ÁÎÉÅ ÐÒÉ ÈÏÄØÂÅ).

ðÒÉ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÒÁÚÒÙ× ÍÅÎÉÓËÁ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á. åÓÌÉ ÄÉÁÇÎÏÚ ÐÏÄÔ×ÅÒÖÄÁÅÔÓÑ, ÐÒÏÉÚ×ÏÄÑÔ ÞÁÓÔÉÞÎÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÊ ÞÁÓÔÉ ÍÅÎÉÓËÁ. ðÏÌÎÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÎÅ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÏÓÌÅ ÔÁËÉÈ ÏÐÅÒÁÃÉÊ ÐÏ×ÙÛÁÅÔÓÑ ×ÅÒÏÑÔÎÏÓÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÓÔÅÏÁÒÔÒÏÚÁ × ÏÔÄÁÌÅÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ. ðÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÏÒÕÄÏ×ÁÎÉÑ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, × ÓÅÌØÓËÉÈ ÂÏÌØÎÉÃÁÈ) ÄÉÁÇÎÏÚ ×ÙÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÎÁ ÏÓÎÏ×ÁÎÉÉ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ, ÐÏÓÌÅ ÞÅÇÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÕÀ ÏÐÅÒÁÃÉÀ. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÌÏÎÇÅÔ, ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÌÅÞÅÎÉÅ É ìæë.

ðÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ

ðÅÒÅÌÏÍÙ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÒÅÄËÏ, × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ – × ÓÔÁÒÛÅÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ËÁË ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÞÁÓÔÉ, ÔÁË É ÏÔÒÙ× ËÒÁÅ×ÙÈ ËÏÓÔÎÙÈ ÆÒÁÇÍÅÎÔÏ×. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÂÏÌØ. ä×ÉÖÅÎÉÑ É ÏÐÏÒÁ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÙ. óÕÓÔÁ× ÏÔÅÞÅÎ, ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ. ðÁÌØÐÁÃÉÑ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ ÒÅÚËÏ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÁ. ðÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ‘ÐÒÏ×ÁÌ’ ÍÅÖÄÕ ×ÅÒÈÎÉÍ É ÎÉÖÎÉÍ ÆÒÁÇÍÅÎÔÁÍÉ. òÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÑ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÞÁÓÔÉ É ËÒÁÅ×ÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ Ó ÔÏÌÝÉÎÏÊ ËÏÓÔÎÏÇÏ ÆÒÁÇÍÅÎÔÁ ÂÏÌÅÅ 1 ÍÍ. ðÒÉ ÐÅÒÅÌÏÍÁÈ ÈÒÑÝÅ×ÏÊ ÞÁÓÔÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÎÁ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÅ ÎÅÔ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÄÌÑ ÕÔÏÞÎÅÎÉÑ ÄÉÁÇÎÏÚÁ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔØ íòô ÉÌÉ ëô ÓÕÓÔÁ×Á.

ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÈ ÂÅÚ ÓÍÅÝÅÎÉÑ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔÓÑ ÐÕÎËÃÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ ÇÉÐÓ. ðÒÉ ÒÁÓÈÏÖÄÅÎÉÉ ÏÔÌÏÍËÏ× ÐÏËÁÚÁÎÏ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ – ÛÏ× ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ. ïÐÅÒÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ × ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÅ, ÚÁÔÅÍ ÒÅÂÅÎËÕ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ É ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÆÉÚÉÏÌÅÞÅÎÉÅ. óÕÓÔÁ× ÒÅÇÕÌÑÒÎÏ ÏÓÍÁÔÒÉ×ÁÀÔ, ÐÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÕÄÁÌÑÀÔ ÓËÏÐÉ×ÛÕÀÓÑ ËÒÏר. õ÷þ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÓÏ ×ÔÏÒÏÇÏ ÄÎÑ. úÁÎÑÔÉÑ ìæë ÎÁÞÉÎÁÀÔ ÐÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÇÉÐÓÁ.

÷Ù×ÉÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ

ïÂÙÞÎÏ ×Ù×ÉÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅÍ ÓÐÏÒÔÉ×ÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ É ×ÏÚÎÉËÁÅÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁÒÛÅÊ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ. ôÁËÁÑ ÔÒÁ×ÍÁ ÓÞÉÔÁÅÔÓÑ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÒÅÄËÏÊ, ÏÄÎÁËÏ ÅÅ ÔÏÞÎÕÀ ÞÁÓÔÏÔÕ ÕÓÔÁÎÏ×ÉÔØ ÎÅ ÕÄÁÅÔÓÑ, ÐÏÓËÏÌØËÕ Õ ÞÁÓÔÉ ÂÏÌØÎÙÈ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË ÓÁÍÏÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏ ×ÐÒÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÅÝÅ ÄÏ ÏÂÒÁÝÅÎÉÑ × ÌÅÞÅÂÎÏÅ ÕÞÒÅÖÄÅÎÉÅ. òÅÂÅÎÏË ÖÁÌÕÅÔÓÑ ÎÁ ÂÏÌØ. ðÒÉ ÎÅ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÄÅÆÏÒÍÁÃÉÑ ÐÏ ÐÅÒÅÄÎÅÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Á. ðÒÉ ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÓÕÓÔÁ× ÉÍÅÅÔ ÎÏÒÍÁÌØÎÕÀ ËÏÎÆÉÇÕÒÁÃÉÀ. ÷Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚ.

îÁ ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÍÍÁÈ ÐÒÉ ÎÅ×ÐÒÁ×É×ÛÅÍÓÑ ×Ù×ÉÈÅ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË ÓÍÅÝÅÎ × ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÒÉ ÐÏÄÏÚÒÅÎÉÉ ÎÁ ÒÁÚÒÙ× ÍÅÄÉÏÐÁÔÅÌÌÑÒÎÏÊ Ó×ÑÚËÉ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ íòô ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÉÌÉ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÉÀ. åÓÌÉ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔØ ÍÅÄÉÏÐÁÔÅÌÌÑÒÎÏÊ Ó×ÑÚËÉ ÎÅ ÎÁÒÕÛÅÎÁ, ÒÅÂÅÎËÁ ÇÏÓÐÉÔÁÌÉÚÉÒÕÀÔ, ×ÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉË, ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÕÎËÃÉÀ É ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ. ÷ ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÄÎÅÊ ÍÏÖÅÔ ÐÏÔÒÅÂÏ×ÁÔØÓÑ ÅÝÅ ÏÄÎÁ ÉÌÉ Ä×Å ÐÕÎËÃÉÉ ÉÚ-ÚÁ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÇÏ ÓËÏÐÌÅÎÉÑ ËÒÏ×É × ÐÏÌÏÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Á. âÏÌØÎÏÍÕ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ õ÷þ, × ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÉÔÅÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÚÁÎÑÔÉÑ ìæë.

ðÒÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÉ Ó×ÑÚËÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÅÅ ÓÛÉ×ÁÎÉÅ ÄÌÑ ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÅÎÉÑ ÐÏ×ÔÏÒÎÙÈ ×Ù×ÉÈÏ×. ïÐÅÒÁÃÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÞÒÅÓËÏÖÎÏ Ó ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÁ. éÇÌÕ ×ËÁÌÙ×ÁÀÔ ÞÅÒÅÚ ËÏÖÕ, ÐÏÄ ËÏÎÔÒÏÌÅÍ ÁÒÔÒÏÓËÏÐÁ ××ÏÄÑÔ × ÐÏÌÏÓÔØ ÓÕÓÔÁ×Á, Á ÚÁÔÅÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÑÀÔ ÏÂÒÁÔÎÏ, ÐÏÄ×ÏÄÑ ÐÏÄ ËÏÖÅÊ Ë ÍÅÓÔÕ ×ËÏÌÁ. ïÂÙÞÎÏ ÄÌÑ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔÉ Ó×ÑÚËÉ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ 2-3 Û×Ï×. úÁÔÅÍ ÎÁËÌÁÄÙ×ÁÀÔ ÇÉÐÓ. ÷ ÐÏÓÌÅÏÐÅÒÁÃÉÏÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ËÏÌÅÎÏ ÒÅÇÕÌÑÒÎÏ ÏÓÍÁÔÒÉ×ÁÀÔ, ÐÒÉ ÓËÏÐÌÅÎÉÉ ËÒÏ×É ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÐÕÎËÃÉÉ. îÁÚÎÁÞÁÀÔ õ÷þ. ðÏÓÌÅ ÓÎÑÔÉÑ ÇÉÐÓÁ ÐÒÉÓÔÕÐÁÀÔ Ë ÚÁÎÑÔÉÑÍ ìæë.

Источник

Перелом ноги у ребенка

Перелом ноги у ребенка – это нарушение целостности бедренной кости, костей голени, стопы. Основными симптомами являются нарушение опоры, боль, припухлость. Крепитация, патологическая подвижность выявляются не всегда, наблюдаются преимущественно при поражениях диафизов. Клинические проявления могут быть сглаженными. Для подтверждения диагноза используются выяснение обстоятельств травмы, данные опроса, внешнего осмотра, рентгенографии, других визуализационных исследований. Лечение чаще консервативное с применением гипсовых повязок или вытяжения. При невозможности или неэффективности репозиции проводятся операции.

Общие сведения

Переломы ноги в детском возрасте встречаются реже переломов руки, составляют 16% от общего количества повреждений костей конечностей. У половины детей выявляются травмы голени (включая лодыжки). Остальные случаи поровну распределяются между поражениями бедра и костей стопы. Важной задачей лечения подобных травм является предупреждение укорочения, поскольку разница в длине ног становится причиной неравномерного распределения нагрузки на суставы и позвоночник.

Перелом ноги у ребенка

Перелом ноги у ребенка

Причины

Основной причиной переломов ног являются уличные травмы во время подвижных игр, бега, прыжков. В зимнее время дети травмируются при катании на коньках, спуске с горки на лыжах или санках, определенную роль играют обычные падения на скользкой дороге. Второе место по распространенности занимают повреждения ног во время занятий спортом. Реже поражения возникают в результате дорожно-транспортных происшествий, падений с высоты, криминальных инцидентов. Тип травмы ноги зависит от особенностей воздействия:

  • Бедро. Верхняя часть бедра ломается вследствие прямого удара, падения на бок с большой высоты, прыжка через препятствие с разведенными ногами. Диафиз, нижняя часть страдают при обычных уличных падениях, реже – прямых ударах.
  • Голень. Причиной переломов верхней части сегмента становится падение на полусогнутый коленный сустав. Диафиз повреждается в результате вращения верхней части голени при фиксированной стопе или прямого удара. Лодыжки травмируются на фоне резкого подворачивания ступни.
  • Стопа. Механизм травмы чаще прямой: прыжки с высоты для предплюсны, удары по твердой поверхности или падение тяжелых предметов для плюсны и костей пальцев.

Патогенез

Диафиз костей ног у детей чаще ломается полностью, как у взрослых, надломы и повреждения по типу «зеленой ветки» («ивового прута») встречаются относительно нечасто, в основном у маленьких детей, пациентов с рахитом, некоторыми наследственными заболеваниями костей. В околосуставной зоне часто возникают не классические переломы, а эпифизеолизы – поражения хряща ростковой зоны.

Наряду с типичными эпифизеолизами у детей наблюдаются остеоэпифизеолизы, при которых линия излома переходит с хряща на близлежащую кость. Из-за наличия явных рентгенологических признаков распознаются проще эпифизеолизов. Негативным моментом травм зоны роста является частое грубое смещение костных фрагментов с последующим возможным нарушением оси конечности.

Классификация

С учетом расположения выделяют следующие переломы ноги у детей:

1. Бедро:

  • Проксимальная часть: переломы шейки, большого и малого вертелов, эпифизеолиз головки.
  • Диафиз: по уровню – высокие, средней части диафиза, низкие; по особенностям – поднадкостничные, обычные; по типу – винтообразные, косые, поперечные, оскольчатые.
  • Дистальная часть: эпифизеолизы, остеоэпифизеолизы.

2. Голень:

  • Проксимальная часть: эпифизеолизы берцовых костей.
  • Диафиз: по особенностям – классические и поднадкостничные, по типу – оскольчатые, поперечные, косые, винтообразные.
  • Дистальная часть: остеоэпифизеолизы, эпифизеолизы большеберцовой кости, иногда в сочетании с переломом нижней трети малоберцовой кости, изолированные повреждения эпифиза, метаэпифизарные травмы, изолированные переломы наружной и внутренней лодыжки.

3. Стопа:

  • Предплюсна: поражения пяточной и таранной кости.
  • Плюсна и пальцы: линейные, оскольчатые переломы.

Переломы ноги могут быть без смещения или со смещением, открытые или закрытые. Открытые поражения встречаются реже закрытых, обусловлены тяжелой травмой мягких тканей (рана образуется снаружи внутрь) или разрывом кожи смещенным костным фрагментом (раневой канал формируется изнутри наружу).

Симптомы

Основными признаками перелома ноги у ребенка являются боль, невозможность опоры или значимое ограничение функции конечности, нарастающая припухлость. Возможна повышенная температура, особенно у детей раннего возраста. Из-за тяги крупных мышц отломки бедра, костей голени при диафизарных повреждениях достаточно сильно смещаются, что проявляется укорочением, деформацией. При поднадкостничных поражениях укорочение отсутствует, нога изгибается под углом.

Для диафизарных повреждений также характерно наличие патологической подвижности. При околосуставных и внутрисуставных травмах подвижность, костный хруст, заметная деформация могут отсутствовать, что затрудняет распознавание перелома ноги. Для внутрисуставных поражений типично быстрое увеличение объема сустава из-за гемартроза, невозможность или резкое ограничение движений в суставе. Симптом осевой нагрузки положительный при всех видах повреждений, но его следует проверять с осторожностью.

Первично открытые переломы характеризуются наличием обширной раны, на дне которой может просматриваться кость. У ребенка с вторично открытым повреждением рана небольшая, слабо кровоточит. Кровь при открытых переломах ноги иногда содержит жировые включения, напоминающие мелкие пузырьки или зернышки.

Переломы бедра

При травмах шейки и головки бедра нога приведена, несколько развернута кнаружи. Ребенок не может оторвать пятку от кушетки. Болезненные ощущения усиливаются при активных и пассивных движениях. При наличии смещения определяется изменение положения большого вертела. Для изолированных переломов малого и большого вертела типично незначительное ограничение функции, боль, локальный отек в зоне повреждения.

Диафизарные переломы бедра сопровождаются яркой клинической симптоматикой. При верхних и средних поражениях проксимальный фрагмент смещается кнаружи и кпереди, разворачивается кнаружи, дистальный «уходит» кзади, кнутри и кверху. Для нижних переломов характерно смещение центрального отломка кнутри, а периферического – кверху и кзади. Бедро укорачивается, деформируется. Опора невозможна, попытки пассивных движений, перекладывание могут сопровождаться изменением положения отломков.

В дистальной части бедренной кости образуются эпифизеолизы или остеоэпифизеолизы со смещением отломков кпереди и вбок. У грудных детей, особенно при наличии рахита, могут формироваться поднадкостничные поражения нижней трети бедра с незначительной выраженностью симптоматики.

Переломы голени

Проксимальные эпифизы берцовых костей ломаются редко, возникают эпифизеолизы с переходом на кость в передней части. Наблюдается нарастающий локальный отек, боль, ограничение функции. Патологической подвижности, хруста нет. При классических диафизарных повреждениях наблюдается смещение по длине, образование угла, открытого кнутри, разворот дистального отломка кнаружи. Опора, подъем ноги невозможны, попытка движений сопровождается подвижностью отломков.

У детей младше 5 лет большеберцовая кость может ломаться по типу «ивового прута», в этом случае отмечаются локальная припухлость, умеренная болезненность при сохранении опоры, отсутствии заметной внешней деформации ноги. Картина при травмах дистального отдела голени зависит от вида повреждения. При переломах лодыжек выраженное смещение отсутствует, выявляются значительный отек, кровоизлияния в мягкие ткани. При эпифизеолизах либо остеоэпифизеолизах обнаруживается грубая деформация.

Переломы стопы

Травмы пяточной кости достаточно часто встречаются, имеют компрессионный характер. Область поражения увеличена в объеме, иногда визуально уплощена. Видны кровоизлияния в боковые поверхности пятки. Ощупывание резко болезненно, из-за натяжения ахилла боль усиливается при тыльном сгибании стопы. Опора невозможна или ограничена. Таранная кость ломается редко. Ребенок жалуется на боль в голеностопе, усиливающуюся при движениях. Голеностопный сустав, проксимальная часть стопы отечны, возможны кровоизлияния.

Клиническая картина при поражении плюсневых костей определяется количеством переломов, наличием смещения. Одиночные повреждения сопровождаются скудной симптоматикой, множественные – ярко выраженным отеком, синюшностью, кровоизлияниями, невозможностью опоры на дистальную часть ступни. Перелом пальца на ноге у ребенка проявляется локальным отеком, болезненностью, иногда – деформацией. Чаще ломаются мизинец и большой палец.

Осложнения

Отсутствие репозиции или недостаточная репозиция становятся причиной деформации либо укорочения конечности, при внутрисуставных переломах чреваты развитием анкилоза или тугоподвижности. У пациентов с внутрисуставными повреждениями в отдаленные сроки может сформироваться нестабильность, ранний деформирующий артроз. Значимое укорочение конечности провоцирует искривление позвоночника.

Диагностика

Обследование ребенка с подозрением на перелом ноги осуществляет детский травматолог. Постановка диагноза базируется на выяснении обстоятельств травмы, жалобах, результатах физикального обследования, дополнительных исследований. Применяются следующие визуализационные методики:

  • Рентгенография. Базовый метод, используемый на начальном этапе обследования. Как правило, позволяет получить достаточную информацию о наличии и особенностях перелома ноги, направлении смещения костных фрагментов. Может быть недостаточно информативным при эпифизеолизе.
  • Ультрасонография. Хорошо отображает состояние хрящевой ткани, поэтому рассматривается в качестве дополняющего или альтернативного исследования при эпифизеолизах. Дает возможность изучить поврежденную зону в динамике с разных точек, в том числе – во время движений.
  • КТ, МРТ. Назначаются на заключительном этапе при низкой информативности базовых методик, являются частью предоперационного обследования при сложных повреждениях, требующих тщательного планирования остеосинтеза.

Дифференциальный диагноз проводят с ушибами, растяжениями, надрывами, разрывами связок. При общей гипертермии, характерной для детей младшего возраста, иногда требуется исключить гематогенный остеомиелит.

Лечение

Помощь на догоспитальном этапе

На область открытого перелома ноги накладывают асептическую повязку. Производят иммобилизацию конечности с использованием шины, захватывающей два соседних сустава. Для уменьшения отека прикладывают холод. При сильных болях дают обезболивающее в дозе, рассчитанной с учетом возраста и веса ребенка. Осуществляют немедленную транспортировку в специализированное медицинское учреждение.

Консервативная терапия

Лечение переломов ноги, как правило, осуществляется консервативно. Пациентов с травмами костей стопы и изолированными переломами лодыжек наблюдают амбулаторно. В остальных случаях требуется госпитализация. При поступлении выполняют обезболивание, больным с открытыми повреждениями производят ПХО. Для сопоставления и фиксации костных отломков применяют следующие методики:

  • Репозиция. Самый распространенный способ коррекции. Восстановление положения фрагментов проводят одномоментно с помощью специальных приемов, затем делают контрольные снимки для оценки результата. Детям старшей возрастной группы манипуляцию производят под местным обезболиванием, у маленьких пациентов используют общий наркоз.
  • Фиксация гипсовой повязкой. В течение первых 5-8 дней после травмы для иммобилизации применяют лонгету с захватом 2/3 диаметра ноги. Состояние конечности регулярно контролируют, при признаках нарастания отека и сдавления ноги гипс ослабляют. После уменьшения отека повязку циркулируют.
  • Вытяжение. Показано при диафизарных переломах бедра. У детей с повреждениями обеих костей голени рекомендовано в случае косых и винтообразных повреждений, значительного смещения, выраженного отека, неэффективности одномоментной репозиции. В раннем возрасте накладывают клеевое вытяжение, после 5-6 лет – скелетное.

План консервативного лечения включает диету, богатую витаминами и микроэлементами, обезболивающие средства, физиотерапевтические процедуры. Ногу разрабатывают с помощью упражнений. Массаж детям проводят аккуратно, без форсированного воздействия на зону повреждения, чтобы не спровоцировать избыточное образование костной мозоли, формирование оссификатов в мягких тканях. Перелом ноги у ребенка заживает от 2-2,5 месяцев при травмах диафиза бедренной кости до 2-3 недель при поражениях пальцев стопы.

Хирургическое лечение

В качестве показаний к оперативному лечению рассматривают невозможность сопоставления либо удержания костных фрагментов, открытые травмы, интерпозицию мягких тканей между отломками. С учетом уровня применяют следующие методы:

  • Диафиз бедра: интрамедуллярный остеосинтез металлическим штифтом или гвоздем Богданова.
  • Диафиз голени: внедрение одного фрагмента в другой, фиксация с помощью ауто- или гомокости, установка интрамедуллярных конструкций.
  • Концы кости: прошивание нитями, фиксация спицами.

При поражениях мелких костей стопы хирургические вмешательства требуются редко, в сложных случаях производится чрескожная фиксация спицей. В отдаленном периоде операции рекомендованы детям с неправильно сросшимися переломами. Наряду с остеосинтезом в подобных случаях зачастую необходима костная пластика. Восстановление после травмы ноги у ребенка включает ЛФК, физиотерапию, бережный массаж.

Прогноз

Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Ложные суставы формируются редко. Небольшие деформации и укорочения диафиза нивелируются по мере роста ребенка. Менее благоприятно протекают эпифизеолизы – при таких травмах деформация может не уменьшаться а, напротив, прогрессировать с возрастом, что объясняется частичным разрушением ростковой зоны. Неблагоприятный исход может наблюдаться при позднем начале лечения, преждевременном прекращении иммобилизации, обширных открытых ранах с обильным загрязнением тканей, повреждении сосудов и нервов.

Профилактика

Первичная профилактика переломов ног включает обучение безопасному поведению дома и на улице, разъяснительную работу с детьми, занятия спортом под постоянным контролем тренера. Превентивные меры по предупреждению отдаленных последствий уже возникших травм предполагают раннее обращение за медицинской помощью, строгое соблюдение режима и сроков иммобилизации в период лечения. Ребенок после перелома ноги обязательно должен проходить реабилитационные мероприятия.

Источник