Переломы на мотокроссе

Хотя мотокросс является одной из самых популярных внедорожных дисциплин, практикуемых миллионами людей во всем мире, мало что написано о травмах в этом виде спорта и об их предотвращении. В одной только Великобритании, где в начале ХХ века мотокросс собственно и зародился, насчитывается 200 клубов и ежегодно проводятся 900 соревнований. Что уж тут говорить про США – за океаном все еще масштабнее.
В этой статье говорится об исследованиях травматизма в мотокроссе с точки зрения видов травм, их частотности и возможной профилактики. Цель этих исследований – классифицировать и количественно оценить масштабы травм в мотокроссе как детей, так и взрослых.
Скажем сразу, что мотокросс – это спорт с высоким риском травматизма, и падения и столкновения тут имеют высокую энергетическую природу. С ростом числа участников и конкурентности в профессиональном спорте, с 1997 по 2006 годы общий коэффициент травматизма в мотокроссе увеличился на 240%, а показатель травм позвоночника вырос почти на 500%.
95% гонщиков получили травму в какой-то момент своей карьеры.
У более 90% гонщиков первые травмы были получены в возрасте от 11 до 17 лет. Несмотря на сокращение числа некоторых травм при применении защитной экипировки, риск растяжения коленных суставов, перелома запястий и ключицы все еще высоки. Кроме того, на гонках по суперкроссу, а также в мотофристайле наблюдается большое количество травм позвоночника с последующим неврологическим дефицитом, поэтому у большинства исследователей есть сомнения в безопасности таких соревнований.
ПЕРВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ИТАЛИИ
Первое исследование травматизма в мотокроссе было проведено в Италии в период с 1980 по 1991 годы. Данные были взяты из медицинских отчетов, заявлений о страховании и последующих форм, заполненных гонщиками, участниками аварий. Затем был классифицирован тип и местоположение травмы, способ аварии, использование защитной экипировки и восстановление гонщиков.
Всего из 1870 травм, 1076 были ушибами:
27,9% из них верхних конечностей, 26,9% – нижних,
21,2% ушибов туловища и 16% ушибов лица.
Зарегистрировано 450 переломов:
50,9% верхних конечностей, а 38% нижних конечностей,
остальные – перелом позвоночника, шейных позвонков и черепа.
Переломы позвоночника (5,8%) вызвали постоянные неврологические осложнения у восьми пациентов.
Также зафиксировано 344 случая разрыва связок нижних конечностей, из них разрыв связок колена – 42,4%. При этом разрыв связок в 60% случаев зафиксирован на левой ноге.
Сотрясение мозга обнаружено в 86 случаях (5,7%), вызвавших кому (3%), а потеря сознания была у 14%.
ИССЛЕДОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Более масштабное исследование по детскому и взрослому травматизму в мотокроссе было проведено в Великобритании. В течение 4-летнего периода (с августа 2010 года по август 2014 года) 423 пациентов (в возрасте от 4 до 73 лет) были направлены в травматологические и ортопедические отделения.
Большая часть травм была получена в ранние весенние и летние месяцы, т.е. по сути в начале сезона.
Всего было зарегистрировано 485 травм – от одной до шести травм на одного пострадавшего. Большая часть пациентов нуждалась в госпитализации, причем в 42% требовалось хирургическое вмешательство, а 5 пациентов получили инвалидность, требующую полного ухода. Семь пациентов со значительными травмами головы были переведены в специализированные нейрохирургические отделения, а четыре – в спинальный центр для срочной стабилизации дислокаций шейного отдела позвоночника. Еще трем пациентам потребовался перевод в специализированный кардиоторный центр после опасного для жизни гемоторакса, а одного из-за опасного для жизни пневмоторакса.
Распределение травм по возрасту гонщиков
Отметим, что подавляющее большинство травм (82%) произошло на гонках, а не тренировках.
Большое количество травм (65) было получено при столкновении с другими гонщиками, и даже возникло предположение, что меньшее количество участников на старте может уменьшить частоту и тяжесть травм.
Распределение травм в мотокроссе по месяцам
Наиболее распространенными травмами были переломы ключицы (14%), переломы предплечья/дистального радиуса (13%), переломы костей (бедренная и большеберцовая кость – 12%). Значительная часть пациентов получила две или более травм (18%).
В общей сложности 216 пациентов за период исследования нуждались в стационарной госпитализации. Продолжительность пребывания в стационаре варьировалась от 1 до 7 дней, причем большинство из них находились в больнице в течение 3 дней. Сорок пациентов нуждались в интенсивной терапии.
Количество травм в сезон за последние 4 года
В первый год исследования было зарегистрировано 74 травмы по сравнению с 170 травмами в четвертый год, что свидетельствует о том, что за последние 4 года число травм более чем удвоилось.
Источник
Как и любой другой профессиональный спорт, мотоциклетный спорт требует от участников хорошей физической подготовки и постоянных тренировок. Однако, даже несмотря на подготовку, упорная борьба на треке периодически оборачивается травмами различной степени тяжести. При этом среди всех дисциплин первенство по травмоопасности уверенно удерживает мотокросс, который нередко называется самым опасным спортом вообще.
Подобные заявления отнюдь не беспочвенны и неоднократно подтверждались исследованиями, поэтому если вы планируете начать заниматься мотокроссом сами, отдать детей в соответствующую школу или просто кататься по бездорожью на любительском уровне, мы крайне рекомендуем сначала ознакомиться со статистикой.
Наиболее частые травмы в мотокроссе
Мотокросс, особенно в сравнении, например, с супербайком или MotoGP, не отличается высокими скоростями. Более того, для участия в соревнованиях каждый спортсмен должен быть облачен в защиту, без которой он будет попросту не допущен на трассу. Но, несмотря на это, общее физическое и эмоциональное напряжение, высокая кинетическая энергия мотоцикла при преодолении препятствий и повышенные нагрузки на отдельные, плохо защищенные части тела все же приводят к травмам.
Согласно исследованиям, порядка 95% всех гонщиков получило травмы разной степени тяжести, причем большая их часть приходится на соревнования, а не на тренировки.
Чаще всего причиной схода спортсмена с трассы является:
- перелом ключицы,
- вывих плеча,
- перелом запястья,
- перелом лодыжки,
- разрыв передней крестообразной связки колена.
Большинство травм верхней части тела являются результатом падения с мотоцикла. В этот момент спортсмен инстинктивно выставляет руки вперед, из-за чего основной удар при падении приходится на плечи, ключицы и на практически незащищенные запястья. Травмы лодыжек обычно связаны со столкновениями мотоциклов, нередкими во время борьбы за призовые места, и падением мотоцикла на спортсмена. И, наконец, повреждение колена – едва ли не самая распространенная травма в профессиональном спорте в целом, и одна из самых неприятных – восстановление после нее может занять целый год, при этом для того, чтобы получить ее, достаточно одного резкого движения ногой во время прыжка или приземления.
Исследования и статистика
Официальные исследования травматизма в мотоциклетном спорте производятся достаточно редко. В частности, результаты одного из самых крупных ретроспективных исследований травматизма в мотокроссе были опубликованы группой итальянских врачей хирургов и ортопедов в 2004 году. Ими были проанализированы данные медицинских отчетов и страховых деклараций мотогонщиков за 12-летний период (с 1980 по 1991 год). В них содержалась информация о 1500 инцидентах и 1870 полученных травмах.
В результате анализа, исследователями была выявлена общая частота и вероятность получения травм:
- для мотокросса – 76%,
- для суперкросса – 15%.
В среднем, спортсмены получают травмы каждые 22,74 часа езды.
Общая статистика по типам травм и частям тела выглядит следующим образом:
Также в результатах итальянских медиков было указано сравнение частоты отдельных видов травм для мотокросса и шоссейных мотогонок.
Второе аналогичное исследование было произведено английским изданием BMJ Open Sport & Exercise Medicine, принадлежащим Британской ассоциации спортивной медицины. Оно включало анализ данных за период с 2010 по 2014 год. В нем приняло участие 423 участника мотокроссовых соревнований в возрасте от 4 до 73 лет. В общей сложности было зафиксировано 423 травмы.
В отличие от предыдущего исследования, результаты данной работы оказались гораздо более комплексными и включали большое количество дополнительной информации. К примеру:
- частоту получения травм в зависимости от пола: 88% травмированных спортсменов было мужчинами и лишь 12% женщинами;
- распределение получения травм по месяцам: их пик пришелся на март и апрель, а наименее опасным оказался декабрь – единственный месяц с нулевым показателем. Более подробное распределение можно увидеть на официально опубликованном графике:
Согласно результатам, чаще всего травмы получали спортсмены в возрасте 11-30 лет. Этот показатель объясним тем, что именно на этот период приходится два пика – популярности обучения и последующей профессиональной карьеры.
Также большое внимание исследователями было уделено конкретным типам травм и их общему количеству у участников.
И последний, весьма интересный аспект – статистика, показывающая стабильный рост количества травм за последние годы, несмотря на улучшение уровня подготовки и более строгие требования к защите. Впрочем, ее можно обосновать общим ростом популярности мотокросса.
В качестве заключения
Проведенные исследования в очередной раз подтверждают, что мотокросс – это очень травмоопасный спорт, поэтому перед решением вступить в ряды обладателей кроссового/эндуро мотоцикла или профессиональных спортсменов стоит обязательно оценивать не только стоимость вложений, но и свою готовность рисковать здоровьем и жизнью. Впрочем, судя по той же статистике, это мало кого останавливает, и общее количество молодых спортсменов в последние годы продолжает стремительно расти.
Источник
На языке райдеров нужно говорить не “упал”, а “прилег”. Если падение было со зрелищным вылетом или опрокидыванием – тогда “скурвился”. Опытные эндуристы запросто предложат еще пару синонимов, включая непечатные выражения. Сегодня поговорим о причинах падений во время эндуро тренировок и прохватов.
С новичками все понятно: ни техники, ни баланса, ни мышечной силы, иногда полное отсутствие мозго… навыка критической оценки возможных последствий своих действий. Ручку газа до отказа – и абзац (сам в кустах, мото в небесах). Юмор как раз в том, что даже опытные мотоциклисты, гордо и “с полпня валящие на заднем” во время выездов запросто оказываются на земле. Пока герои выковыриваются из-под техники, изображая матерно шипящих жуков, их сознание буквально разрывает резонное “Что за х**ня (вселенская несправедливость) такая?!! Я ж на мото 10 лет ездил!”. Знакомо? Переходим к конкретным примерам. В практике Мотобаза.ру мы исходим из постулата “Падение=ошибка”.
У ВАС МОТОЦИКЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ
Велик соблазн сразу свалить все на технику. Допускаем, что вы правы и дело реально в мотоцикле. Где ошибка?
– В изначально неправильном выборе мото (пример: райдер купил кроссач и активно пытается штурмовать крутые песчаные склоны – въезжает с разгона максимум до середины, выше мотор не вытягивает, боец теряет управление и падает вниз).
– Усталость металла. У эндуро мотоциклов интенсивная эксплуатация, детали и узлы подвергаются стрессовым нагрузкам. Если не отслеживать сроки и вовремя не менять запчасти, не проверять прочность соединений, можно получить неприятный сюрприз с падением из-за поломки.
– Неубиваемые мотоциклы – это как единороги, только на колесах. Ограничение ресурса есть у всех без исключения.
Механики Мотобаза.ру проверяют состояние мотоциклов регулярно. Все детали своевременно меняются, техника чистится, смазывается, меняется масло. Прежде чем выпустить мотоцикл в прокат, единица дорабатывается для полного соответствия ландшафту и спортивным задачам.
ИГРЫ РАЗУМА
Любой мотоспортсмен знает о важности правильных установок и психологического настроя. Страх, тревожность, деструктивные установки – все это влияет на физическое состояние райдера, адекватность его восприятия окружающей обстановки и собственных возможностей. При этом не важно, являетесь ли транслятором установки вы сами или это кто-то из вашего окружения. Помните белочку из мультика, которой надо было прыгать? “Я боюсь, я упаду! Ой, упала…” Или другой показательный пример, когда вслед бегущему ребенку кричат “Щас упадешь!” или “Расшибессяяяя!!!”, и он тут же спотыкается или цепляется ногами – хоп! Дите в слезах на земле, хотя только что демонстрировал чудеса ловкости. И тут же новый окрик “Я ж говорил (а)!!!”. Причем наставления типа “Смотри, НЕ упади!” тоже срабатывают как установка на падение – психологи доказали: частицу “НЕ” МОЗГ ИГНОРИРУЕТ. Вас вроде предостерегают, но подспудно закладывают в подсознание негативную программу. Бороться можно только формированием правильных установок и исключением контактов с нежелательными трансляторами.
ЗАКОНЫ ФИЗИКИ
Тело райдера и движущийся мотоцикл становятся единой динамической системой. При этом нужно понимать, что не только человек и машина оказывают влияние друг на друга, но также подключаются внешние факторы – физические свойства грунта, перепады высоты и угол наклона на рельефе, сила притяжения, ускорение, центробежная сила. Если возможности эндуриста в чем-то не дотягивают до требований системы – вероятность падения растет в геометрической прогрессии.
TABULA RASA И ОШИБКИ ПАМЯТИ
Падение из-за отсутствия навыка закономерно, а вот когда подводит самовосприятие – реально обидно. Новичок, оттачивая навык, закладывает программу с нуля и адаптируется под нее. Райдер с опытом полагается на уже имеющиеся скиллы – и вот тут-то его может ждать “подлянка”. При длительном отсутствии тренировок мышцы ослабевают, иннервация нервов, отвечающих за рефлекторные реакции, частично деактивируется. Итог: райдер головой знает и понимает как, но тело нужный режим уже не поддерживает. Как следствие – растет риск падений.
Еще одна ошибка – воспринимать проекцию прошлого опыта на новую обстановку как идентичные условия. Тут часто прокалываются любители дорожной езды и туристы, потренировавшиеся на площадке, а потом рванувшие в эндуро-тур на юг России или в Таиланд.
Падения возможны даже в хорошо знакомых локациях, если эндурист расслабляется и теряет бдительность. Рельеф и качество грунта изменяются под действием осадков, сезонной температуры. Не стоит забывать об активности животных (муравейники, кротовины, норы) и некоторых муд… безответственных личностей (брошенные мангалы, куски проволоки, обломанные ветки прямо на тропах).
Вывод: хорошая память – это прекрасно, но тренироваться надо регулярно, и концентрация внимания должна быть 100%.
УТОМЛЕНИЕ МЫШЕЧНОЕ И НЕРВНОЕ
Запас ресурсов для активности у каждого человека индивидуален. У мышц и нервных волокон есть лимиты эффективности, исчерпав которые, мы ощущаем усталость и нуждаемся в восстановлении сил. Новички страдают дефицитом выносливости – нервная система быстро утомляется, мышцы забиваются, скорость реакции, координация движений становится хуже. Если вовремя не остановиться, можно запросто упасть на ровном месте. У опытных и амбициозных райдеров случается такое явление, как “перекатался”- когда спортсмен длительно и монотонно отрабатывает какой-то элемент. В какой-то момент наступает критическое пресыщение восприятия, и отработанный навык перестает получаться. Если не взять таймаут, переключив внимание на отличную активность, спортсмен рискует упасть с крайне серьезными последствиями. Опытные райдеры меняют деятельность на 14-21 день, чтобы мышечная память “очистилась” от лишних телодвижений и восстановила базу навыка.
СЛАБО И ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Для иллюстрации напомним эндуро присказку: “Причина 49% случаев травматизма – “Смотри, как я могу!”, 51% – “Дурак, смотри как надо!”. Во время коллективных покатух, проходящих в полустихийных компаниях, включаются социальные факторы: желание отличиться, не ударить лицом в грязь, догнать и перегнать… Учитывая, что в таких ситуациях всегда присутствует разница в уровнях подготовки, менее опытные райдеры рискуют не справиться с планкой лидеров. Причиной падения может стать не только собственная глупость, но и рвение особо ретивых собратьев. Ярким примером может послужить нарушение очередности при штурме высокого и крутого склона: райдер не дотягивает до вершины и валится назад, либо газует и мото вылетает вверх. Все, кто последовал за ним на склон, становятся кеглями – их сшибает либо сам «курвец», либо летящий следом за владельцем мотоцикл – СТРАЙК! Если мото все же забросило наверх, под удар попадут горе-зрители.
Попытка сходу повторить увиденный трюк в полевых условиях – одна из наиболее частых причин падений с получением травм. Худший исход такой авантюры – проблемы с транспортировкой и отсутствие адекватной медицинской помощи.
Эндуро гиды Мотобаза.ру организуют маршруты в соответствии с уровнем всех участников, а также следят за соблюдением правил безопасности при прохождении препятствий, пресекая подначки, необдуманные действия участников.
Мы учим падать и сокращать число падений
В эндуро исключить падения на 100% можно только одним способом – не садиться на мото вообще. Райдеров такой расклад не устраивает, потому задача тренера Мотобаза.ру – научить минимизировать урон при падениях. Часть силы удара амортизируется экипом, защита бережет суставы от вывихов и переломов. Задача самого райдера – правильно сгруппироваться при падении, избежать удара мотоциклом, защититься от камней, острых сучьев. Наставник разрабатывает индивидуальную программу для улучшения физической выносливости, координации движений, баланса – базы, позволяющей как можно лучше чувствовать мотоцикл, управлять им на скорости, оценивать обстановку и собственные возможности. Повышая эндуро уровень, райдер становится физически и психологически более устойчивым, число падений в итоге сокращается до минимума.
___________________________________________________________________
Аренда, прокат эндуро мотоциклов
Обучение мотокросс, школа эндуро
г.Москва, Жостово
тел.: +7925-365-82-80
Web: https://www.motobaza.ru
Instagram: @Motobaza.ru
VK: https://vk.com/motobaza.ru
Facebook: https://www.facebook.com/motobaza.ru/ ___________________________________________________________________
Источник