Переломов л с 1962

Переломов л с 1962 thumbnail

КНИГИ ПО ИСТОРИИ КИТАЯ
Название: Древний Китай. В 3-х томах.
Автор: Васильев Л.С.
Жанр: монография
Описание: Том I трехтомника «Древний Китай» посвящен истории возникновения в бассейне Хуанхэ древнейших очагов цивилизации и государственности (Шан, Западное Чжоу). В книге даются краткий очерк предыстории Китая, а также характеристика древнекитайских источников и истории изучения китайских древностей.

Содержание
Предисловие
Древнекитайский источник (тексты и их изучение)
Древнекитайские тексты
Древние надписи
Ранние сочинения канона («Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин»)
Трактаты древнекитайских мыслителей
Тексты исторического содержания
Сводно-снстематизированные произведения
Древнекитайский письменный текст как социокультурный феномен
История изучения, китайских древностей и древнего Китая
Изучение древности в Китае после Сыма Цяня
Становление европейской синологии
Западноевропейская синология XIX в.: изучение китайской древности
Китайская синология в конце XIX и первой половине XX в.: изучение китайской древности
Древний Китай в мировой синологии XX в.
Судьбы отечественной синологии и изучение древнего Китая в нашей стране
Изучение древнего Китая в КНР
Синология сегодня и завтра: проблемы и перспективы (изучение древнего Китая)
Проблемы предыстории
Синантроп и процессы антропо- и расогенеза в Китае
Проблемы генезиса земледельческого неолита
Неолит расписной керамики в Китае
Поздний неолит Китая: луншаноидный горизонт
Ранний бронзовый век и проблема Ся
Шанский Китай
Общий облик и основные характеристики позднешанской (аньянской) цивилизации
Современная наука о проблемах генезиса надобщинных политических структур
Ранние протогосударственные структуры в Китае
Развитое протогосударство в Аньяне
Клановая структура общества Шан и институционализация власти правителя-вана
Организация производства и система администрации
Духовная культура Шан
Военная функция в Шан
Историографическая традиция о Шан
Чжоусцы и крушение Шан
Чжоусцы до Вэнь-вана
Чжоусцы при Вэнь-ване
У-ван и битва при Муе (1027 г. до н.э.)
Мятеж шанцев и восточный поход Чжоу-гуна
Теория «мандата Неба» (тянь-мин)
Этический детерминант (идея дэ)
Западное Чжоу: институционализация власти
От протогосударства к государству
Принципы организации администрации
Проблема централизации редистрибуции
Центральная власть и система уделов
Ван и вассалы: феодализация внешних уделов
Феодально-клановые связи в уделах (цзун-фа, цзун-цзу)
Производство и редистрибуция
История Западного Чжоу (1027—771 гг. до н.э.)
Чжоуский Китай при Кан-ване (1004—967) и Чжао-ване (966—948)
Му-ван (947—928)
Гун-ван, И1-ван, Сяо-ван, И2-ван (927—858)
Чжоуский Китай при Ливане (857—828)
Реформы Сюань-вана (827—782)
Ю-ван (781—771) и конец Западного Чжоу
От Западного Чжоу к Чуньцю (Пин-ван, 770—720)
Уделы (царства) чжоуского Китая до Чуньцю
Образ жизни в шанско-раннечжоуском Китае
Род, клан, семья, община
Реалии повседневной жизни
Праздники и обряды
Культ предков в Шан и Западном Чжоу
Верхи и низы в шанско-раннечжоуском Китае
Библиография (литература к теме)
Указатель
Карты

Том 2
трехтомника «Древний Китай» посвящен событиям периода Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). Основное внимание уделено характеристике структуры китайского общества, в частности проблемам древнекитайского феодализма и дефеодализации чжоуского Китая.

Том 3
“Заключительный том трехтомника «Древний Китай» посвящен последнему периоду существования династии Чжоу, так называемой эпохе Чжаньго («Сражающиеся царства»). Рассказывается о политической истории этого времени (V—III вв. до н.э.), об искусстве дипломатии, о реформах, способствовавших усилению прежде отсталого царства Цинь, которое, одолев соперников, основало первую в истории Китая империю.

Преимущественное внимание в томе уделено переменам в характере и облике древнекитайского общества, прежде всего процессу его радикальной дефеодализации, а также развитию главных школ древнекитайской мысли, которые, особенно конфуцианство, легли в основу успешного развития китайской цивилизации вплоть до наших дней.

Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.).
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — 379 с.

Древний Китай. Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 623 с.: карта.

Древний Китай. Т. 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.).
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. — 679 с.

Источник

Всего было 1 предложений, заказчик выбрал автора kortny

Срочно нужно написать реферат по истории ко вторнику. Список требований в файле.

Фрагмент выполненной работы:

Введение
Благодаря тому, что китайское общество в последние десятилетия стало открытым для мира, китайские товары наводнили мировой рынок, китайские туристы являются самыми многочисленными в крупнейших культурных центрах мира, интерес к Китаю, его истории и культуре постоянно возрастает.
Монография Л.С. Переломова была опубликована в 1962 году, когда установившиеся в 1949 году дружеские отношения между СССР и Китаем стали ухудшаться. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Однако, интерес к истории Китая в стране не угасал.
Целью настоящего исследования является анализ монографии Л.С. Переломова «Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202г. до н. э.)».
Для достижения заданной цели необходимо осуществить обзор поставленных автором монографии проблем, для чего изучить в соответствии с текстом монографии и сделать попытку современного анализа: государственное устройство империи Цинь; социальные отношения в аграрной и ремесленной сфере империи; особенности законодательства империи Цинь; внутреннюю и внешнюю политику, проводимые императорами; причины падения империи.
Объектом предлагаемого исследования стала монография Л.С. Переломова «Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202г. до н. э.)». Предметом — история Китая в указанный исторический период в изложении Л.С. Переломова
Посмотреть предложения по расчету стоимости

Зарегистрируйся, чтобы получить больше информации по этой работе

Автор24 — это сервис, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “Переломов Л. С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202г. до н. э.). М., 1962”

1 декабря 2019

Заказчик создал задание на выполнение
Реферата по предмету
История

1 декабря 2019

18
исполнителей
откликнулись

1 декабря 2019

Заказчик переписывался с автором
kortny

1 декабря 2019

Заказчик выбрал автора
kortny,
который предложил выполнить работу за 1710 руб.
и уже выполнял аналогичные типы работ

2 декабря 2019

Автор выполнил работу по теме
Переломов Л. С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202г. до н. э.). М., 1962
за
1
день
и уложился в заданный срок

2 декабря 2019

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

Читайте также:  Симптомы перелома теменной кости

2 декабря 2019

Заказчик оставил положительный отзыв

Закажи её у наших авторов!

«Счастливое пятидесятилетие» Греции 479–431 гг. до н. э.

Это время характеризуется разделением Эллады на два крупных военно-политических блока, в основе которых, были положены глубокие политические и социально-экономические противоречия – Пелопонесского союза во главе со Спартой и Афинского морского союза под предводительством Афин.
Пелопонесский союз стал одним из первых военно-политических объединений Греции. Он образовался в VI в. до н. э. и перво…

Феодализм

Слово «феодализм» использовалось юристами в Англии в XVII веке для обозначения типа собственности. В качестве общественно-политического термина его употребляли Буленвилье и Монтескьё. Представление о феодализме как об одном из этапов социально-экономической истории человечества, соответствовавшего Европейскому Средневековью, развивает французская историография начала XIX века.
Марксизм рассматривае…

Японская культура периода Хэйан

Перенос столицы Японии в период Хэйан был хорошо продуман и имел политической значение, теперь она располагалась на территории могущественного рода Фудзивара, который по сути правил страной, так как представители рода на протяжении двух веков были регентами и советниками императора.
С господством этого рода в какой-то степени связан период японской истории – Хэйан (794-1185 гг.). Самым значимым дос…

Гражданская война в новой Греции

Прелюдией к войне стали столкновения в Афинах в декабре 1944 года между сторонниками коммунистов и британскими войсками и пробританскими силами сразу после освобождения страны от нацистских оккупантов.
Летом 1946 года конфликт перешел в гражданскую войну между прокоммунистическими партизанами и войсками США и Великобритании. Геополитически можно считать гражданскую войну в Греции первым витком в ра…

История

Реферат

Like it

работа сделана отличноо в короткие сроки советую всем обращаться к данному автору

История

Реферат

Like it

Как всегда ……..!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Большое спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

История

Реферат

Like it

очень грамотный и компетентный автор)))спасибо элен))))жаль цветы по инету не передашь)))))

Источник

Переломов империя цинь 1962

Книги — скачать, советы, литература запись закреплена

КНИГИ ПО ИСТОРИИ КИТАЯ
Название: Древний Китай. В 3-х томах.
Автор: Васильев Л.С.
Жанр: монография
Описание: Том I трехтомника «Древний Китай» посвящен истории возникновения в бассейне Хуанхэ древнейших очагов цивилизации и государственности (Шан, Западное Чжоу). В книге даются краткий очерк предыстории Китая, а также характеристика древнекитайских источников и истории изучения китайских древностей.

Содержание
Предисловие
Древнекитайский источник (тексты и их изучение)
Древнекитайские тексты
Древние надписи
Ранние сочинения канона («Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин»)
Трактаты древнекитайских мыслителей
Тексты исторического содержания
Сводно-снстематизированные произведения
Древнекитайский письменный текст как социокультурный феномен
История изучения, китайских древностей и древнего Китая
Изучение древности в Китае после Сыма Цяня
Становление европейской синологии
Западноевропейская синология XIX в.: изучение китайской древности
Китайская синология в конце XIX и первой половине XX в.: изучение китайской древности
Древний Китай в мировой синологии XX в.
Судьбы отечественной синологии и изучение древнего Китая в нашей стране
Изучение древнего Китая в КНР
Синология сегодня и завтра: проблемы и перспективы (изучение древнего Китая)
Проблемы предыстории
Синантроп и процессы антропо- и расогенеза в Китае
Проблемы генезиса земледельческого неолита
Неолит расписной керамики в Китае
Поздний неолит Китая: луншаноидный горизонт
Ранний бронзовый век и проблема Ся
Шанский Китай
Общий облик и основные характеристики позднешанской (аньянской) цивилизации
Современная наука о проблемах генезиса надобщинных политических структур
Ранние протогосударственные структуры в Китае
Развитое протогосударство в Аньяне
Клановая структура общества Шан и институционализация власти правителя-вана
Организация производства и система администрации
Духовная культура Шан
Военная функция в Шан
Историографическая традиция о Шан
Чжоусцы и крушение Шан
Чжоусцы до Вэнь-вана
Чжоусцы при Вэнь-ване
У-ван и битва при Муе (1027 г. до н.э.)
Мятеж шанцев и восточный поход Чжоу-гуна
Теория «мандата Неба» (тянь-мин)
Этический детерминант (идея дэ)
Западное Чжоу: институционализация власти
От протогосударства к государству
Принципы организации администрации
Проблема централизации редистрибуции
Центральная власть и система уделов
Ван и вассалы: феодализация внешних уделов
Феодально-клановые связи в уделах (цзун-фа, цзун-цзу)
Производство и редистрибуция
История Западного Чжоу (1027—771 гг. до н.э.)
Чжоуский Китай при Кан-ване (1004—967) и Чжао-ване (966—948)
Му-ван (947—928)
Гун-ван, И1-ван, Сяо-ван, И2-ван (927—858)
Чжоуский Китай при Ливане (857—828)
Реформы Сюань-вана (827—782)
Ю-ван (781—771) и конец Западного Чжоу
От Западного Чжоу к Чуньцю (Пин-ван, 770—720)
Уделы (царства) чжоуского Китая до Чуньцю
Образ жизни в шанско-раннечжоуском Китае
Род, клан, семья, община
Реалии повседневной жизни
Праздники и обряды
Культ предков в Шан и Западном Чжоу
Верхи и низы в шанско-раннечжоуском Китае
Библиография (литература к теме)
Указатель
Карты

Том 2
трехтомника «Древний Китай» посвящен событиям периода Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). Основное внимание уделено характеристике структуры китайского общества, в частности проблемам древнекитайского феодализма и дефеодализации чжоуского Китая.

Том 3
«Заключительный том трехтомника «Древний Китай» посвящен последнему периоду существования династии Чжоу, так называемой эпохе Чжаньго («Сражающиеся царства»). Рассказывается о политической истории этого времени (V—III вв. до н.э.), об искусстве дипломатии, о реформах, способствовавших усилению прежде отсталого царства Цинь, которое, одолев соперников, основало первую в истории Китая империю.

Преимущественное внимание в томе уделено переменам в характере и облике древнекитайского общества, прежде всего процессу его радикальной дефеодализации, а также развитию главных школ древнекитайской мысли, которые, особенно конфуцианство, легли в основу успешного развития китайской цивилизации вплоть до наших дней.

Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.).
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — 379 с.

Древний Китай. Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 623 с.: карта.

Древний Китай. Т. 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.).
М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. — 679 с.

Источник статьи: https://vk.com/wall-56611080_51864

Переломов империя цинь 1962

М. Изд-во восточной литературы. 1962. 244 стр. Тираж 1200. Цена 1 руб.

Несмотря на интерес, который издавна вызывал рассматриваемый в монографии Л. С. Переломова период китайской истории, он до сих пор еще недостаточно исследован. Не ясен, в частности, социальный фон тех политических катаклизмов, которые привели сначала к победе, а затем к быстрому крушению империи Цинь. Изучавшие эту эпоху специалисты, привлеченные яркостью и напряженностью политических событий, как правило, оставляли в стороне процессы, происходившие в китайской деревне 1 . В отличие от этих работ в рецензируемой книге подробно анализируются аграрные отношения в Китае конца III в. до н. э., и именно поэтому она заслуживает высокой оценки.

Читайте также:  Перелом щейка бедра

Автор начинает с предпосылок и истории объединения Китая. Он, безусловно, прав, объясняя военные успехи царства Цинь преобразованиями, которые были проведены Шан Яном в середине IV в. до н. э. Но результаты деятельности Шан Яна в Цинь не исчерпываются лишь тем, о чем пишет Л. С. Переломов: ликвидацией общинной собственности на землю, укреплением государственного аппарата и армии. Большое значение имело и то, что с середины IV в. идеология «фацзя» стала в циньском государстве, по существу, официальной. Она решительно порывала с традиционным для тогдашнего Китая подчинением политики нормам патриархальной морали. Представители школы «фацзя» разработали методы, при помощи которых могла быть достигнута максимальная концентрация власти в руках правителя, причем важнейшими предпосылками успеха они считали полный отказ от моральных принципов и убеждение в допустимости любых средств. На первый план при этом выдвигались система доносов и беспощадный террор внутри страны, шпионаж и подкуп — вовне. Известно, что прежде, чем приступать к военным действиям, Цинь Ши-хуан посылал в страну, с которой он собирался воевать, своих агентов с заданием подкупить виднейших сановников этого государства или же устранить их путем тайных убийств, а также «сеять рознь между правителем и народом» 2 . Лишь после этого переходили в наступление циньские войска. Именно сочетание методов подкупа, тайных убийств и прямого военного подавления помогло Цинь Ши-хуану ликвидировать коалиции, создававшиеся против него правителями Восточного Китая 3 .

Удачей автора следует признать обстоятельную характеристику государственного аппарата циньской империи. Особый интерес представляет данный в книге анализ органов общинного самоуправления, самое наличие которых в период Цинь до сих пор отрицалось. Л. С. Переломов доказывает, что термины «фулао», «личжэн» и «саньлао» обозначали не государственных чиновников, а выборных лиц, руководивших хозяйственной жизнью общины и представлявших ее интересы в сношениях с внешним миром. Устанавливая, что в источниках есть сведения о сохранении должности саньлао и при Цинь Ши-хуане, но нет никаких данных о получении ими материального довольствия (в то время как в отношении остальных должностей такие сведения имеются), автор приходит к выводу, что саньлао и в период Цинь продолжали выполнять функции руководителей межобщинных культовых объединений, являясь при этом членами одной из общин. Таким образом, Л. С. Переломову удалось исправить ошибочную интерпретацию этого термина авторами сочинения «Цянь Хань-шу», воспринятую позднейшими историками. Роль общинной организации была особенно значительной в момент свержения циньской деспотии: содействие общинных органов самоуправления, пишет автор, было необходимо как вождю повстанцев Чэнь Шэну, так и основателю ханьской династии Лю Бану (стр. 81 — 82), который вынужден был даже ввести саньлао в состав уездной администрации.

Вывод о сохранении общины в период Цинь обосновывается Л. С. Переломовым и путем привлечения археологических материалов, которые до сих пор в нашей

Источник статьи: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/%D0%9B-%D0%A1-%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%9B%D0%9E%D0%9C%D0%9E%D0%92-%D0%98%D0%9C%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%AF-%D0%A6%D0%98%D0%9D%D0%AC-%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%92%D0%9E%D0%95-%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%95-%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E-%D0%92-%D0%9A%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%95-221-202-%D0%93%D0%93-%D0%94%D0%9E-%D0%9D-%D0%AD

Переломов империя цинь 1962

Поделиться с друзьями в соцсетях

М. Изд-во восточной литературы. 1962. 244 стр. Тираж 1200. Цена 1 руб.

Несмотря на интерес, который издавна вызывал рассматриваемый в монографии Л. С. Переломова период китайской истории, он до сих пор еще недостаточно исследован. Не ясен, в частности, социальный фон тех политических катаклизмов, которые привели сначала к победе, а затем к быстрому крушению империи Цинь. Изучавшие эту эпоху специалисты, привлеченные яркостью и напряженностью политических событий, как правило, оставляли в стороне процессы, происходившие в китайской деревне1 . В отличие от этих работ в рецензируемой книге подробно анализируются аграрные отношения в Китае конца III в. до н. э., и именно поэтому она заслуживает высокой оценки.

Автор начинает с предпосылок и истории объединения Китая. Он, безусловно, прав, объясняя военные успехи царства Цинь преобразованиями, которые были проведены Шан Яном в середине IV в. до н. э. Но результаты деятельности Шан Яна в Цинь не исчерпываются лишь тем, о чем пишет Л. С. Переломов: ликвидацией общинной собственности на землю, укреплением государственного аппарата и армии. Большое значение имело и то, что с середины IV в. идеология «фацзя» стала в циньском государстве, по существу, официальной. Она решительно порывала с традиционным для тогдашнего Китая подчинением политики нормам патриархальной морали. Представители школы «фацзя» разработали методы, при помощи которых могла быть достигнута максимальная концентрация власти в руках правителя, причем важнейшими предпосылками успеха они считали полный отказ от моральных принципов и убеждение в допустимости любых средств. На первый план при этом выдвигались система доносов и беспощадный террор внутри страны, шпионаж и подкуп — вовне. Известно, что прежде, чем приступать к военным действиям, Цинь Ши-хуан посылал в страну, с которой он собирался воевать, своих агентов с заданием подкупить виднейших сановников этого государства или же устранить их путем тайных убийств, а также «сеять рознь между правителем и народом»2 . Лишь после этого переходили в наступление циньские войска. Именно сочетание методов подкупа, тайных убийств и прямого военного подавления помогло Цинь Ши-хуану ликвидировать коалиции, создававшиеся против него правителями Восточного Китая3 .

Удачей автора следует признать обстоятельную характеристику государственного аппарата циньской империи. Особый интерес представляет данный в книге анализ органов общинного самоуправления, самое наличие которых в период Цинь до сих пор отрицалось. Л. С. Переломов доказывает, что термины «фулао», «личжэн» и «саньлао» обозначали не государственных чиновников, а выборных лиц, руководивших хозяйственной жизнью общины и представлявших ее интересы в сношениях с внешним миром. Устанавливая, что в источниках есть сведения о сохранении должности саньлао и при Цинь Ши-хуане, но нет никаких данных о получении ими материального довольствия (в то время как в отношении остальных должностей такие сведения имеются), автор приходит к выводу, что саньлао и в период Цинь продолжали выполнять функции руководителей межобщинных культовых объединений, являясь при этом членами одной из общин. Таким образом, Л. С. Переломову удалось исправить ошибочную интерпретацию этого термина авторами сочинения «Цянь Хань-шу», воспринятую позднейшими историками. Роль общинной организации была особенно значительной в момент свержения циньской деспотии: содействие общинных органов самоуправления, пишет автор, было необходимо как вождю повстанцев Чэнь Шэну, так и основателю ханьской династии Лю Бану (стр. 81 — 82), который вынужден был даже ввести саньлао в состав уездной администрации.

Читайте также:  Отличия помощи при открытых и закрытых переломах

Вывод о сохранении общины в период Цинь обосновывается Л. С. Переломовым и путем привлечения археологических материалов, которые до сих пор в нашей

1 См., например: Ян Куань. Цинь Ши-хуан. Шанхай. 1956 (на китайском яз.); D. Bodde. China’s First Unifier. Leiden. 1938.

2 Сыма Цянь. Шицзи. Т. 3. Пекин. 1955, стр. 1496. Биография Ли Сы, где идет речь об этом, имеется в русском переводе (см. Сыма Цянь. Избранное. М. 1955, стр. 220).

3 Ян Куань. Указ, соч., стр. 44.

литературе не использовались: купчих, обнаруженных на бамбуковых дощечках, найденных в 1930 г. в Цзюйяне (Восточная Монголия). Их тексты свидетельствуют, что община существовала и в конце III в. до н. э., причем соответствующие записи автор интерпретирует, привлекая аналогичные факты из истории древнего Двуречья.

Однако некоторые положения книги — там, где в ней рассматривается внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуана, — вряд ли можно принять. Говоря о законодательстве Цинь Ши-хуана, Л. С. Переломов останавливается на системе взаимной ответственности, которую он неудачно называет «поручительской системой наказаний», и пишет: «Установление подобной системы… объясняется тем, что в первой половине IV в. до н. э. в царстве Цинь были даже сильны пережитки родовой общины. Господствующий класс в лице Шан Яна, первого советника царя, пытался использовать отдельные институты сельской общины, в частности обычай круговой поруки, в своих чисто фискальных интересах» (стр. 132). Едва ли есть основания считать, что система взаимной ответственности была как-то связана с взаимопомощью, существовавшей в родовой и сельской общине. Ведь никаких упоминаний об этой системе в период Чуньцю, когда деспотическое государство в древнем Китае еще не возникло, мы не встречаем. Введение системы взаимной ответственности было одним из мероприятий, проводившихся Шан Яном для осуществления повсеместного полицейского надзора. Не следует упускать из виду и то, что взаимная ответственность заключалась в продаже в рабство соседей, не донесших на преступника4 . Вряд ли такой закон мог быть принят до того, как появилась широкая потребность в рабах, то есть до периода Чжаньго5 .

Еще более серьезные возражения вызывает оценка, которую дает Л. С. Переломов уничтожению древней литературы, осуществленному Цинь Ши-хуаном. Автор пишет, что оно означало закрепление, хотя и временное, победы «фацзя» над конфуцианским учением в масштабах всего Китая, и отмечает «прогрессивность» этого мероприятия (стр. 179). Но ведь сжигалась не только конфуцианская литература. Ни памятник древней поэзии Шицзин, ни сборник документов и речей Шуцзин, против которых был направлен приказ Цинь Ши-хуана, не могут быть признаны книгами, содержащими конфуцианские идеи, хотя бы уже потому, что оба памятника состоят из материалов, относящихся к периоду до рождения Конфуция. Из сферы действия приказа изымались лишь книги по медицине, фармакологии, гаданию и сельскому хозяйству (стр. 178), а все произведения древней философии, поэзии и историографии были обречены на сожжение. Не будет преувеличением сказать, что это было наступление против гуманитарной культуры древности, попытка ликвидировать ее традиции с тем, чтобы проповедовавшаяся правящей династией теория «фацзя» не встречала никакого противодействия. Единственными дозволенными занятиями народа в циньской империи были признаны в первую очередь война, а затем земледелие. Можно ли считать хотя бы в какой-то степени прогрессивной эту милитаристскую идеологию, как это делает автор? Мы в этом сомневаемся.

Трудно согласиться и с представлением об изначальной реакционности древнего конфуцианства. Лица, понимающие древнее конфуцианство лишь как идеологию оправдания классового неравенства и насилия, беспрекословной покорности народа власть имущим, оказываются, по существу, в плену у позднефеодальных интерпретаторов древнего конфуцианства, замалчивавших наличие в нем демократических идей. Достаточно вспомнить о том, что конфуцианский философ Мэн-цзы выдвинул положение о праве народа на свержение угнетающего его правителя; о том, что сам Конфуций решительно возражал против увеличения налогового гнета, был противником войны и отстаивал мысль, что народ имеет право критиковать своего правителя.

Страницы, на которых освещаются ход и движущие силы восстания, ликвидировавшего циньскую деспотию, принадлежат к лучшим в книге. Разбираемым здесь вопросам Л. С. Переломов посвятил еще свои ранение работы6 . Приводимые автором мате-

4 Ян Куань. Шан Ян бяньфа. Шанхай. 1955, стр. 27 — 28.

5 E. G. Pulleyblank. The Origins and Nature of Chattel Slavery in China. «Journal of the Economic and Social History of the Orient». T. I, 1958, N 2; см. также В. А. Рубин. Рабовладение в древнем Китае в VII — V вв. до н. э. «Вестник древней истории», 1959, N 3.

6 Л. С. Переломов. Крестьянское восстание в Китае в 209 — 208 гг. до н. э. «Советское востоковедение», 1956, N 3; «Сыма Цянь о Чэнь Шэне». Перевод, вступительная статья и комментарии Л. С. Переломова. «Советское китаеведение», 1958, N 4.

риалы подтверждают правильность основного тезиса книги, сформулированного в заключении: «Весь сложный многоступенчатый административный аппарат циньской империи действовал вне сферы общины… Императорские органы управления доходили до общины, устанавливая даже частичный контроль над ее деятельностью, но так и не смогли проникнуть внутрь общины» (стр. 222).

Особенностью, рецензируемой монографии является глубокий интерес автора к основным закономерностям развития древневосточного общества, поиски вне Китая явлений, аналогичных тем, какие он находит в этой стране в конце III в. до н. э. Поэтому книга будет полезна для всех, кто изучает общие проблемы истории Древнего Востока.

Источник статьи: https://m-star68.ru/perelomov-imperija-cin-1962/

Источник