Переломов конфуций жизнь учение судьба содержание

Переломов конфуций жизнь учение судьба содержание thumbnail

Переломов конфуций жизнь учение судьба краткое содержание

Переломов, Леонард Сергеевич
Конфуций: жизнь, учение, судьба

М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 440 с.
ISBN 5-02-017069-0
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: сканированные страницы

Работа посвящена многоплановому исследованию жизни и учения Конфуция (551-479 гг. до н.э.) — одной из ключевых фигур мировой истории. Книга основана на критическом анализе оригинальных текстов с привлечением обширной китайской комментаторской . литературы. Рассматривается воздействие личности Конфуция и его учения на духовную жизнь и политическую культуру Китая с древности до наших дней.
Исследование позволяет понять одну из главных причин экономического спрута стран конфуцианского культурного региона, составляющих ядро АТР, которому суждено серьезно влиять на судьбы мира в XXI в.

Оглавление

Глава 1. Китай в VI — III вв. до н. э. (общественно-политическое устройство, процессы в экономике и политической культуре) 5
Политический строй и изменения в экономике страны 5
Сдвиги в социальной структуре общества — возникновение частной земельной собственности и эволюция общины 9
Органы общинного самоуправления и их влияние на борьбу правителей с наследственной аристократией за полноту власти в государстве 22
Становление политической культуры 31

Глава 2. Конфуций 39
Детство и юность 39
В поисках службы 56
Зрелость 63
Конфуций и ученики 81
На службе у правителя царства Лу 89
Дело Шаочжэн Мао 101
Завершающий этап пребывания Конфуция на посту сыкоу 109
Годы странствий 115
Возвращение. Последние годы 151

Глава 3. «Лунь юй» и проблема перевода на русский язык 161

Глава 4. Учение Конфуция 184
Конфуций о человеке 184
Конфуций об обществе 207
Конфуций о государстве 226

Глава 5. Символ Китая 262
Противники и последователи Конфуция 262
Проба сил в общегосударственном масштабе: Цинь Шихуан против Конфуция (213—212 гг. до н. э.) 289
Конфуцианство и судьба Конфуция 320
Вторая общегосударственная проба сил: «банда четырех» против Конфуция (1972—1976 гг.) 362
Возрождение Конфуция (1977—1990 гг.) 387

Вместо заключения 406
Примечания 411
Библиография 425
Список принятых сокращений 437
Summary 438

Источник статьи: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vostochnaja/perelomov-konfutsij-zhizn-uchenie-sudba

Жизнь и учения Конфуция

Конфуций — одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территорий распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, он стал одним из первых философов, учения которых даже сегодня имеют значение для последователей его учения, историков, а также государственных деятелей.

Вокруг личности Кун-цзы возникло немало мифов и мистификаций, что характерно для почитаемых и почти обожествленных исторических персоналий. Но кроме этого, о жизненной истории Конфуция есть достаточно надежных сведений, которые помогают определенно составить портрет древнекитайского мудреца и философа.

Как один из первых идеологов правильной, ответственной и от части персонализированной государственной машины, «Учитель» стал примером для многих поколений китайских бюрократов, которые во все времена отличались слаженностью работы и исполнительностью. Гуманистическая и, в то же время, ориентированная на государственную справедливость идеология этики в государственных и бытовых делах, развитая Конфуцием и его учениками, не только стала основой состоятельности больших азиатских государств, но даже получила статус религиозного течения, хотя таким по сути не является.

Чтобы разобраться, что принесли миру идеи Конфуция, стоит более детально рассмотреть его жизнь, учения и какие от этого возникли последствия.

Рождение и значение имен философа

Конфуций родился во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, когда начался период так называемых «срединных» царств, — в 552 или 551 годах до н.э. Согласно некоторым исследованиям, настоящая дата рождения (552 год) была подменена учениками Конфуция, чтобы придать ей более сакрального смысла.

В существовавшем на то время царстве Лу, в котором родился философ, велась летопись под названием «Чунь цю» (летопись «Весен и осеней») — с 722 по 481 гг. до н.э., а с 481 по 221 гг. до н.э. — летопись «Чжань-го» (летопись «Воюющих государств»), давшая название соответствующему периоду истории Древней Поднебесной.

Местом рождения для будущего «Учителя» всего Китая стал город Цзоу царства Лу. Сегодня этот город носит другое название — ЦюйФу, и находиться в одной из провинций КНР — Шаньдун.

Имя Конфуций — происходит от латинского варианта одного из имен философа: Кун-фу-цзы — Confucius. Иногда встречается форма имени Кун-цзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы — это только приставка к имени обозначающая термин «Учитель», под которым он известен большинству почитателей.

При рождении Конфуций получил два имени Цю и Чжун-ни, которые соответственно означают «холм» и «второй из глины», что связано с историей рождения — этими именами его нарекла мать.

Когда родители будущего мудреца узнали, что у них будет ребенок, то отправились в паломничество к святому месту, чтобы вымолить у божества Глиняного холма рождения сына-наследника. После удачных родов неподалеку святого места мать наградила философа.

Семья и происхождение

Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет.

Отец мудреца был военным в возрасте по имени Шулян Хэ. Когда он решил жениться, то, как повествуют древние источники, ему было 66 (по некоторым данным — 63) лет. Причиной поисков новой жены послужило то, что у Шулян Хэ не было наследников, а единственный имеющийся сын (Бо Ни, известный также как Мэн Пи), рожденный от наложницы, оказался больным от рождения и на роль преемника не подходил.

Одна из версий истории рождения Конфуция заключается в возможности его появления на свет, как внебрачного сына Шулян Хэ. Дело в том, что женитьба 60-летнего старика с молодой девушкой в то время воспринималось как варварство — таким старым мужчинам не принято было создавать новую семью. Последователи конфуцианства версию внебрачного происхождения «Учителя» отрицают, а исторических доказательств этой теории нет.

По происхождению Шулян Хэ из рода Кун был потомственным Ши — из сословия дальних родственников и побочных ветвей аристократических фамилий Китая. Исследователям, занимавшимися поисками происхождения рода Кун, стало известно, что он произошел от одного из сыновей Ди И — предпоследнего из императоров династии Инь, который был правителем Китайского государства в период с 1101 по 1076 гг. до н.э.

Несколько поколений предков Конфуция имели славу, богатство и отличались хорошими традициями образования, общественно-политической и духовной деятельности. Во времена Му Цзинфу (прадедушка Конфуция во 2 поколении) семью Кун начали преследовать, после чего тот скрылся на территории Лу, где семья лишилась бывших благ, известности и влияния. С тех пор все преемники служили правителям Лу, входя таким образом в сословие Ши.

Именно из Ши вырастал в тот период слой бюрократического аппарата государства, отличающегося определенными ценностями. Образование, почитание истории и древних правителей передавалось в семьях Ши от поколения к поколению, что также отразилось и на ценностях самого Конфуция.

Читайте также:  Способы иммобилизации при переломах

Бедность, собственная семья, обучение

Поскольку отец Конфуция умер от старости, когда его сыну было только три года, а от его матери отвернулась семья, то будущему философу пришлось все детство и юность прожить с матерью в нищите. Он долгие годы занимался грязной работой, чтобы иметь средства к существованию.

В возрасте 15 лет будущий мудрец начинает осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице).

В 16-летнем возрасте Конфуций лишился матери. Сначала он похоронил ее на Дороге Пяти отцов Уфуцюй, чтобы потом иметь возможность похоронить рядом со своим отцом, о месторасположении могилы которого он на момент смерти матери ничего не знал. Янь Чжицзай решила не рассказывать об этом сыну. Но позже Конфуций узнал о месте захоронения отца — возле горы под названием Фаншань, после чего перенес к нему и прах матери.

В 19-летнем возрасте Конфуций женился. В браке родились сын Ли и 2 дочери. С сыном Конфуций имел напряженные отношения, из-за чего позже его ученики назвали своего «Учителя» строгим и требовательным к собственному сыну.

Овладев пятью искусствами, малоизвестный будущий мудрец получает должность в клане Цзи — становиться счетоводом и ответственным за скот.

Некоторые писатели того времени создали миф о том, что в этот период Конфуций встретился с Лао-Цзы в царстве Чжоу, основательных исторических подтверждений чему исследователи так и не нашли.

В 27 лет Конфуций получил достаточно высокую должность в царстве Лу — в главной кумирне, а в 30 лет у философа наконец появилась возможность открыть собственную школу.

Школа Конфуция

Открыв свою собственную школу, философ наконец начал реализацию своих основных идей.

Во-первых, он начал обучать в своей школе всех желающих за довольно скромную плату — связку сушеного мяса. Таким образом практически любой китаец мог получить доступ к обучению.

Как сообщается в исторических источниках, общее число учеников школы достигло 3 тысяч человек. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения идей, образовавших в итоге концептуальную основу конфуцианства, ставшего в итоге религиозным учением.

В некоторых источниках указывается число 72 ученика, но историки утверждают, что это лишь одна из многих попыток придать символизм истории жизни философа.

На протяжении работы школы Конфуций длительное время развивает свои учения, а также пытается найти великих правителей — «благородных мужей», которые смогут на практике реализовать его подход правильного управления.

Кроме того, в исторических документах существуют сведения о посещении школы известными общественно-политическими деятелями и руководителями отдельных царств и земель.

Поиски великих правителей

После создания собственной школы в 522 году до н.э. Конфуций обращается к разным правителям китайских царств, которые могли бы воплотить в жизнь его мировоззрение касательно принципов управления государством. В связи с этим Конфуцию приходится много путешествовать и становиться участником, а также жертвой интриг.

В 517 году до н.э., в возрасте 35 лет «Учитель» отправился в царство Ци, где в итоге задержался на пару лет, но в 515 году до н.э. вынужден был покинуть дворец правителя Ци — Цзин-гуна. Причиной ухода со двора правителя царства Ци послужило давление со стороны местного аристократического сословия.

Конфуций вернулся в Лу и, получив дипломатическую должность в 500 году до н.э., успешно работал на своем посту, пока не был спровоцирован представителями царства Ци при выполнении одного из ритуалов жертвенной церемонии.

После этого философ покинул свою должность в Ли, а в последующие годы много путешествовал. Около 14 лет заняли у Конфуция его посещения разных царств. Согласно исследованиям, он прошел не менее 9 больших дворов, общаясь с правителями и выполняя роль наставника.

Кроме этого, Конфуций в этот период собрал немало поклонников по всему Китаю.

Учение Конфуция

Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.

Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.

В этом кроется и некоторая опасность концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки легендарных правителей прошлого по умолчанию считаются верными, а все, что входит в конфронтацию с ними — ложное, неистинное. Хотя в то же время Конфуций признает, что главные примеры для подражания — древние правители Яо и Шунь — также не являлись идеальными и «совершенномудрыми», о чем встречаются записи в книге «Лунь-юй».

«Лунь-юй» — главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям.

В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:

  • цзюнь-цзы — благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон;
  • сяо жэнь — маленький, простой человек, неспособный понять учение.

Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.

Добродетели и принципы конфуцианства

Пять добродетелей благородного мужа, согласно Конфуцию, также имеют некоторое отношения к стихиям, которых в Китая также насчитывается 5. Уже позже, после формирования и обоснования этих добродетелей им в соответствие начали ставить стихии.

Жэнь (человеколюбие) — главная добродетель в человеке, определяющая его способность придерживаться правильного баланса любви и ненависти. Жэнь можно определить, как стремление к статусу-кво: не делать другому человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Стихия — дерево.

Чжи (мудрость) — благодетель, которая помогает человеку не только принимать знания, но и реализовывать их на практике. Истинной мудростью, согласно Конфуцию, обладает лишь тот, кто «размышляет и учиться», поскольку первое без второго — губительно, а второе без первого — напрасная трата времени. Стихия — вода.

И (справедливость) — постулат, в некоторой степени уравновешивающий жэнь и исходит из него. Он указывает на необходимость соответствия внешней формы внутреннему знанию. Стихия — металл, символ прочности, прямоты, однозначности.

Ли (ритуал) — благодетель, отвечающая за нормативное поведение и выполнение предписаний, согласно которым устроено общество. Неподобающее ли должно оставаться вне пределов устоя общества, оно не должно вызывать интерес. Соблюдение ритуала — важнейшая основа сохранения баланса, которая выступает также нормативной предпосылкой конфуцианства, обуславливая важность действий каждого члена общества, находящегося на своем месте. Соответствует огню, энергии движения и роста общества.

Синь (искренность) — определяет меру осторожности в поступках. Этот постулат предвидит выполнение данного слова, а также необходимость исправления ошибок. Понятия стыда, радости или любых других естественных реакций в конфуцианстве — показательные. Земля в качестве стихии уравновешивает ли — во избежание высокомерия и лицемерия.

Читайте также:  Опухла голень и болит может быть перелом

В конфуцианстве сформулировано также несколько важных понятий для полноты концепции.

Сяо (почтение) — важная особенность благородного мужа. Только почитая старших, руководителей, родителей можно стать благородным мужем, претендовать на то, чтобы стать достойным правителем. С другой стороны, родитель и правитель должны ощущать отцовскую любовь к младшим.

Тянь (небо) — самый достойный пример подражания в плане ритуала ли. Первыми подражателями стали Яо и Шунь, которые создали нормы и ритуал.

Дао (путь) — правильный путь, этический, порожденный человеком и небом. Цель человека в жизни — пройти этот путь.

Чжэн-мин (выправление имен) — самый важный критерий оценки человека и его добродетелей. Если поступки человека соответствуют его месту в обществе, то он носит правильное имя, название. Если человек ведет себя неподобающе, например, не как правитель, то он не может быть правителем. Здесь мысли апологетов конфуцианства переплетаются с постулатами меритократии. Важность чжэн-мин в учении Конфуция проявилась даже в том, как он подбирал учеников.

Смысл и значение конфуцианства на Востоке

Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.

Постулаты конфуцианства коренным образом противоречат моизму, проповедующему «всеобщую любовь», предлагая обществу любовь справедливую, что делает конфуцианство более социализированным и менее утопичным, чем моизм.

С другой стороны, концепция последователей Конфуция опровергает необходимость придерживаться закона, к чему призывают сторонники легизма. В противовес «букве закона», можно сказать, конфуцианство открывает широкие возможности для соблюдения «духа закона».

Становясь основой к подходу управления, учение Конфуция коренным образом изменяет суть управления. Благодаря своему влиянию оно стало этико-политической нормативной основой китайского общества и утверждается на своих позициях, несмотря на все исторические, политические и экономические изменения мира в целом и Поднебесной в частности.

Смерть Конфуция и его наследие

Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э. Ему было 73, когда он умер, хотя некоторые исследователи пытаются доказать, что он умер в 72 года (сакральное число). Несмотря на это, имя философа навсегда останется в истории и памяти человечества.

Собрание «Лунь-юй» («Рассуждения и разговоры») — сегодня главный источник мудрости великого Кун-Цзы. Многие книги, которые приписывают ему, он не писал, или же об этом отсутствует достоверная информация.

Начиная со времен Хань (2 век до н.э. — 2 век н.э.) на его могиле и в построенном возле нее храме паломники совершают обряды и поклонение. Жизнь и наследие Конфуция привлекает интерес всего населения планеты на протяжении вот уже 2,5 тысяч лет, и скорее всего, будет оставаться актуальной и дальше, как минимум для 6,5 миллионов последователей конфуцианства в мире.

Источник статьи: https://www.nstrade.ru/blog/item/zhizn-i-ucheniya-konfuciya/

Источник

К огда я только начинала читать данную научную…

К огда я только начинала читать данную научную работу, у меня и мысли не было, что меня настолько затянет тема конфуцианства и его влияния как на конфуцианский культурный регион, так и на отдельно взятые страны (даже на Россию в какой-то мере). После прочтения я осталась в полном восторге, и этому способствовали не только само учение Конфуция и его преемников, оценка влияния конфуцианства, а ещё и тот факт, как это было изложено знаменитым советским китаеведом Леонардом Сергеевичем Переломовым. Да этого момента я мало что знала о конфуцианстве, если только про какие-то отдельные моменты (уважение старших, истории); об остальном я даже не имела понятия. Книга помогла понять, какую роль конфуцианство сыграло в развитии Китая, Сингапура, Японии, Кореи, Тайваня; я даже не могла представить, что конфуцианство такое всеобъемлющее учение о жизни, системе управления и моральных ценностях. И мне кажется, что Переломов отлично справился, рассказывая об истории конфуцианства, смешивая с оценкой влияния, истории в других странах (не только Китая), связывая с развитием России и так далее.

О чём эта книга?

Прежде всего стоит сказать, из чего, собственно, состоит книга, и с чем придётся познакомиться массовому читателю (стоит учитывать то, что это рассчитано на массового читателя, как это и сказано в описании самой книги; но даже поверхностное знание о данном учении полезно, но здесь даже выше поверхностного). Книга поделена на:

§ Начинается с главы «Об авторе», где подробнее останавливаются о жизни, становлении автора — Леонарда Переломова. Его ещё даже называли «московским Конфуцием», что неудивительно, учитывая то, какой вклад он внёс в понимание конфуцианства в России.

§ Раздел I «Конфуцианство — творец китайской цивилизации», который поделен ещё на 6 параграфов (глав). В этом разделе рассказывают о жизни Конфуция, которая была весьма интересна. Основы его учения (его взгляды) были, по мнению автора, заложены ещё в детстве — благодаря его матери, которая рассказывала о подвигах отца, передавала семейные истории, традиции, верования. Интересно и в том плане, что он на протяжении всей осознанной жизни пытался претворить в жизнь свои концепции и свои основные учения. Для него это было очень важно — попытаться показать какому-то правителю то, что он преподает, например, своим ученикам. Он занимал различные должности, даже весьма престижные — например, возглавлял однажды судебное ведомство. Пример Конфуция и его жизни может даже вдохновлять, особенно его учения. Он может забыть о еде, о достатке, о печали, об одежде; много не говорил, всегда по теме и по сути; он допытывался до правды, узнавал о мелочах; но в то же время был вежлив, скромен, учтив и почтителен. Вот какие оценки были приведены в этом разделе. У него есть 4 «магистральные темы» в его учении и преподавании: вэнь (письменные памятники; Конфуций создал так называй культ древности), чжун (преданность учению), синь (правдивость), син (действия в жизни). Особое место у него занимают такие понятия, как сыновняя почтительность (сяо), де (добродетель), жэнь (человеколюбие), хэ (единство), хаос (луань) и некоторые другие. Эти понятия пронизывают все его учение, которое, хоть по-разному впоследствии интерпретировалось различными чиновниками, правителями, политиками, экономистами, успешно использовалось в различных сферах общества и государства. Особенно сыновняя почтительность.

Затем в этом же разделе представляется перевод «Бесед и суждений Конфуция» («Лунь Юй»), который является каноническим историческим памятником в политической, философской, этической культуре Китая. Помимо собственного перевода Переломов вставляет комментарии, где указываются примеры переводов как отечественных интерпретаторов и ученых, так и зарубежных, так как в таком плане проще оценивать то, как различные люди в разное время оценивали те или иные суждения Конфуция, как это в итоге воспринималось и трактовалось. Кроме этого, в комментариях есть моменты, где Переломов объясняет сложные и противоречивые моменты. Стоит учитывать то, что это был перевод с древнекитайского языка, где правила были совершенно иные. Да и тот факт, что сама книга не составлена Конфуцием, а составлена именно его учениками на основе его суждений и суждений его учеников, тоже осложнял процесс перевода и понимания для многих исследователей. Вот такие моменты и объяснял автор данной книги, чтобы читателю было яснее, проще понять смысл каких-то суждений. Ведь они могут быть двусмысленными, благодаря чему впоследствии неправильно цитировались какие-то моменты. Можно сказать, что вся эта часть афоризматична, я могла бы вставить чуть ли не все суждения, потому что многие из них отражают тот или иной период истории Китая, общества, нашей жизни в целом. Приведу несколько из них:

«Учиться и своевременно претворять в жизнь — разве не в этом радость?» (I, 1)
«Сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям — это и есть корень человеколюбия». (I, 2)
«Не печалься, если люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей». (I, 16)
«В древности словами не бросались, боясь, что не смогут претворить их». (IV, 22)
«Народ можно принудить делать это, но нельзя принудить осознать, ради чего это». (VIII, 9)
«Будь примером для тех, кто служит, прощай мелкие промахи, выдвигай талантливых». (XIII, 2)
«Не печалься, если люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности». (XIV, 30).
«Не задумываясь о том, что ждет в будущем, человек обрекает себя на скорые неудачи» (XV, 12).

Следующий пункт этого раздела посвящен осмыслению его суждений из этого трактата, объяснению его учений. Здесь пункт сделан из трех составляющих: учение о человеке, об обществе и о государстве. Я не буду останавливаться на каждом из них, но скажу вкратце так: нужно следить за ли (Правилами), за их праведным соблюдением; человеколюбие очень важно (гуманное правление); выдвигается концепция цзюнь цзы (благородного мужа) — концепция идеального человека, его критерии, обязанности; две социальные утопии общества — сяокан (что сейчас китайское государство планирует создать) и датун; выдвигаются основные принципы взаимоотношения общества и природы (внимание, именно здесь говорится об охране Природы, так как у них не действовала западная концепция «Человек — царь природы»); о среднем слое населения; выделения трёх типов государства; важные критерии для чиновников, их обязанности; воспитание народа и его доверие и так далее. Весьма интересный пункт, так как он суммирует и в понятной форме объясняет важнейшие учения Конфуция, которые выполняются и по сей день, хоть и в измененной форме.

Читайте также:  Что делать если перелом безымянного пальца ноги

И последний пункт в этом разделе — о главном идейном противнике Конфуция — Шан Яне (основатель легизма, основного течения, который больше всего «конфликтовал» с учением Конфуция и его будущих ответвлений). Примат закона, все равны, концепция равных возможностей. Казалось бы, идеально, но, когда вчитываешься в объяснения легизма, то понимаешь, что не все так просто. Именно он, по мнению Переломова, впервые создал деспотическую модель государства. Представлены экономическая и политическая программы.

§ Раздел II «Конфуцианство — официальная идеология императорского Китая…». В этом разделе представлена история всего периода императорского Китая (например, период Хань, Сун и так далее), как видоизменялись учения, концепции, какие были последователи Конфуция (например, появление неоконфуцианства благодаря Чжоу Дуньи); интерпретация и комментарии Чжу Си, которые впоследствии использовались для понимания суждений Конфуция. Читая данный раздел, я иногда даже поражалась тому, какую роль всё же сыграло данное учение. Казалось бы, всего лишь идеология, которая местами называлась религией (Переломов отходит от концепции религии, так как у конфуцианства не было церквей и священнослужителей), но узнавая краткую историю Китая, понимаешь, что всё было намного глубже, сильнее и важнее, чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на сложность некоторых понятий, сложность имён, многое запоминается, так как автор умело апеллирует фактами и примерами, понятиями и объяснениями к ним (для меня всегда была путаница в эпохах и царствах Китая).

§ Раздел III «Судьба конфуцианства в современном Китае». Здесь освещаются эпохи Мао Цзэдуна, Дэна Саопина, кампании «критики Линя Бао и Конфуция» (культурная революция), практики применения концепций Конфуция уже в XX веке (попытка создания сяокана на раннем этапе), курс на модернизацию Сяопина в соответствии с постулатами Учителя на примере успеха Сингапура.

§ Раздел IV «Конфуцианство и некоторые его аспекты в диалоге цивилизаций». Здесь есть пункты о политической культуре Китая, учения в России (с какого времени стали узнавать и говорить о Конфуции, какие есть интерпретации, неловкие моменты при цитировании тех или иных суждений и афоризмов Конфуция). О новом виде «конфуцианского капитализма», который активно используется в постиндустриальных странах. Акцент на человека и его способности, коллективизм, праведную выгоду, главенство клановой системы. Есть и момент, связанный с Ираном, где сравниваются культурные опыты двух древнейших цивилизаций (на основе работы его жены, признанного исследователя Ирана и ученого, — В. Б. Кляшториной). Кроме того, приводятся примеры развитых, развивающихся стран, где используются концепции Конфуция, показывают, как они способствуют развитию страны. Ну и, конечно, заключение.

Выводы:

П рочитав книгу, незнающий человек может подумать о том, что у столь древней цивилизации должен быть какой-то персонаж, который сыграет важную роль в ее истории. Таким персонажем стал Конфуций, который заложил основы во многие сферы общества и государства культурного региона, в частности, Китая. Многие концепции используются и по сей день (культ знаний, истории, древности, традиций), которые успешно интегрированы в социальную политику, внешнюю политику, внутреннюю политику, экономику. Книга дает понимание того, как Китай стал столь мощно и быстро развиваться, понимание того, насколько сильно конфуцианство повлияло на многие страны и продолжает влиять в силу того, что Китай становится той державой, чью историю начинают пристально изучать из-за ее быстрого развития и скачка, способности преодоления кризисов. Естественно, у всего есть минусы, о чем достаточно емко говорил ещё Шан Ян в своем учении. Важно уметь правильно использовать то, что было давно заложено, правильно модернизировать под настоящие условия мира, страну, степень развития, чтобы увидеть какой-то результат. Переломов проделал огромную работу, представив эту книгу для массового читателя, где описываются важные моменты в истории Китая. У вас возникают вопросы (напри мер, о легизме, о критике)? Автор все объяснит — это и радует в этом издании. Я советую эту книгу всем, но подходить к чтению надо с желанием, с пониманием. Здесь есть масса сложных моментов (нужно остановиться и понять), но после осознания — становится даже приятно. Конфуцианство — отдельный пласт в философии, политике, который, как по мне, хотя бы поверхностно надо знать.

Источник