Переломов китай
Поделиться с друзьями в соцсетях
М. Изд-во восточной литературы. 1962. 244 стр. Тираж 1200. Цена 1 руб.
Несмотря на интерес, который издавна вызывал рассматриваемый в монографии Л. С. Переломова период китайской истории, он до сих пор еще недостаточно исследован. Не ясен, в частности, социальный фон тех политических катаклизмов, которые привели сначала к победе, а затем к быстрому крушению империи Цинь. Изучавшие эту эпоху специалисты, привлеченные яркостью и напряженностью политических событий, как правило, оставляли в стороне процессы, происходившие в китайской деревне1 . В отличие от этих работ в рецензируемой книге подробно анализируются аграрные отношения в Китае конца III в. до н. э., и именно поэтому она заслуживает высокой оценки.
Автор начинает с предпосылок и истории объединения Китая. Он, безусловно, прав, объясняя военные успехи царства Цинь преобразованиями, которые были проведены Шан Яном в середине IV в. до н. э. Но результаты деятельности Шан Яна в Цинь не исчерпываются лишь тем, о чем пишет Л. С. Переломов: ликвидацией общинной собственности на землю, укреплением государственного аппарата и армии. Большое значение имело и то, что с середины IV в. идеология “фацзя” стала в циньском государстве, по существу, официальной. Она решительно порывала с традиционным для тогдашнего Китая подчинением политики нормам патриархальной морали. Представители школы “фацзя” разработали методы, при помощи которых могла быть достигнута максимальная концентрация власти в руках правителя, причем важнейшими предпосылками успеха они считали полный отказ от моральных принципов и убеждение в допустимости любых средств. На первый план при этом выдвигались система доносов и беспощадный террор внутри страны, шпионаж и подкуп – вовне. Известно, что прежде, чем приступать к военным действиям, Цинь Ши-хуан посылал в страну, с которой он собирался воевать, своих агентов с заданием подкупить виднейших сановников этого государства или же устранить их путем тайных убийств, а также “сеять рознь между правителем и народом”2 . Лишь после этого переходили в наступление циньские войска. Именно сочетание методов подкупа, тайных убийств и прямого военного подавления помогло Цинь Ши-хуану ликвидировать коалиции, создававшиеся против него правителями Восточного Китая3 .
Удачей автора следует признать обстоятельную характеристику государственного аппарата циньской империи. Особый интерес представляет данный в книге анализ органов общинного самоуправления, самое наличие которых в период Цинь до сих пор отрицалось. Л. С. Переломов доказывает, что термины “фулао”, “личжэн” и “саньлао” обозначали не государственных чиновников, а выборных лиц, руководивших хозяйственной жизнью общины и представлявших ее интересы в сношениях с внешним миром. Устанавливая, что в источниках есть сведения о сохранении должности саньлао и при Цинь Ши-хуане, но нет никаких данных о получении ими материального довольствия (в то время как в отношении остальных должностей такие сведения имеются), автор приходит к выводу, что саньлао и в период Цинь продолжали выполнять функции руководителей межобщинных культовых объединений, являясь при этом членами одной из общин. Таким образом, Л. С. Переломову удалось исправить ошибочную интерпретацию этого термина авторами сочинения “Цянь Хань-шу”, воспринятую позднейшими историками. Роль общинной организации была особенно значительной в момент свержения циньской деспотии: содействие общинных органов самоуправления, пишет автор, было необходимо как вождю повстанцев Чэнь Шэну, так и основателю ханьской династии Лю Бану (стр. 81 – 82), который вынужден был даже ввести саньлао в состав уездной администрации.
Вывод о сохранении общины в период Цинь обосновывается Л. С. Переломовым и путем привлечения археологических материалов, которые до сих пор в нашей
1 См., например: Ян Куань. Цинь Ши-хуан. Шанхай. 1956 (на китайском яз.); D. Bodde. China’s First Unifier. Leiden. 1938.
2 Сыма Цянь. Шицзи. Т. 3. Пекин. 1955, стр. 1496. Биография Ли Сы, где идет речь об этом, имеется в русском переводе (см. Сыма Цянь. Избранное. М. 1955, стр. 220).
3 Ян Куань. Указ, соч., стр. 44.
стр. 151
литературе не использовались: купчих, обнаруженных на бамбуковых дощечках, найденных в 1930 г. в Цзюйяне (Восточная Монголия). Их тексты свидетельствуют, что община существовала и в конце III в. до н. э., причем соответствующие записи автор интерпретирует, привлекая аналогичные факты из истории древнего Двуречья.
Однако некоторые положения книги – там, где в ней рассматривается внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуана, – вряд ли можно принять. Говоря о законодательстве Цинь Ши-хуана, Л. С. Переломов останавливается на системе взаимной ответственности, которую он неудачно называет “поручительской системой наказаний”, и пишет: “Установление подобной системы… объясняется тем, что в первой половине IV в. до н. э. в царстве Цинь были даже сильны пережитки родовой общины. Господствующий класс в лице Шан Яна, первого советника царя, пытался использовать отдельные институты сельской общины, в частности обычай круговой поруки, в своих чисто фискальных интересах” (стр. 132). Едва ли есть основания считать, что система взаимной ответственности была как-то связана с взаимопомощью, существовавшей в родовой и сельской общине. Ведь никаких упоминаний об этой системе в период Чуньцю, когда деспотическое государство в древнем Китае еще не возникло, мы не встречаем. Введение системы взаимной ответственности было одним из мероприятий, проводившихся Шан Яном для осуществления повсеместного полицейского надзора. Не следует упускать из виду и то, что взаимная ответственность заключалась в продаже в рабство соседей, не донесших на преступника4 . Вряд ли такой закон мог быть принят до того, как появилась широкая потребность в рабах, то есть до периода Чжаньго5 .
Еще более серьезные возражения вызывает оценка, которую дает Л. С. Переломов уничтожению древней литературы, осуществленному Цинь Ши-хуаном. Автор пишет, что оно означало закрепление, хотя и временное, победы “фацзя” над конфуцианским учением в масштабах всего Китая, и отмечает “прогрессивность” этого мероприятия (стр. 179). Но ведь сжигалась не только конфуцианская литература. Ни памятник древней поэзии Шицзин, ни сборник документов и речей Шуцзин, против которых был направлен приказ Цинь Ши-хуана, не могут быть признаны книгами, содержащими конфуцианские идеи, хотя бы уже потому, что оба памятника состоят из материалов, относящихся к периоду до рождения Конфуция. Из сферы действия приказа изымались лишь книги по медицине, фармакологии, гаданию и сельскому хозяйству (стр. 178), а все произведения древней философии, поэзии и историографии были обречены на сожжение. Не будет преувеличением сказать, что это было наступление против гуманитарной культуры древности, попытка ликвидировать ее традиции с тем, чтобы проповедовавшаяся правящей династией теория “фацзя” не встречала никакого противодействия. Единственными дозволенными занятиями народа в циньской империи были признаны в первую очередь война, а затем земледелие. Можно ли считать хотя бы в какой-то степени прогрессивной эту милитаристскую идеологию, как это делает автор? Мы в этом сомневаемся.
Трудно согласиться и с представлением об изначальной реакционности древнего конфуцианства. Лица, понимающие древнее конфуцианство лишь как идеологию оправдания классового неравенства и насилия, беспрекословной покорности народа власть имущим, оказываются, по существу, в плену у позднефеодальных интерпретаторов древнего конфуцианства, замалчивавших наличие в нем демократических идей. Достаточно вспомнить о том, что конфуцианский философ Мэн-цзы выдвинул положение о праве народа на свержение угнетающего его правителя; о том, что сам Конфуций решительно возражал против увеличения налогового гнета, был противником войны и отстаивал мысль, что народ имеет право критиковать своего правителя.
Страницы, на которых освещаются ход и движущие силы восстания, ликвидировавшего циньскую деспотию, принадлежат к лучшим в книге. Разбираемым здесь вопросам Л. С. Переломов посвятил еще свои ранение работы6 . Приводимые автором мате-
4 Ян Куань. Шан Ян бяньфа. Шанхай. 1955, стр. 27 – 28.
5 E. G. Pulleyblank. The Origins and Nature of Chattel Slavery in China. “Journal of the Economic and Social History of the Orient”. T. I, 1958, N 2; см. также В. А. Рубин. Рабовладение в древнем Китае в VII – V вв. до н. э. “Вестник древней истории”, 1959, N 3.
6 Л. С. Переломов. Крестьянское восстание в Китае в 209 – 208 гг. до н. э. “Советское востоковедение”, 1956, N 3; “Сыма Цянь о Чэнь Шэне”. Перевод, вступительная статья и комментарии Л. С. Переломова. “Советское китаеведение”, 1958, N 4.
стр. 152
риалы подтверждают правильность основного тезиса книги, сформулированного в заключении: “Весь сложный многоступенчатый административный аппарат циньской империи действовал вне сферы общины… Императорские органы управления доходили до общины, устанавливая даже частичный контроль над ее деятельностью, но так и не смогли проникнуть внутрь общины” (стр. 222).
Особенностью, рецензируемой монографии является глубокий интерес автора к основным закономерностям развития древневосточного общества, поиски вне Китая явлений, аналогичных тем, какие он находит в этой стране в конце III в. до н. э. Поэтому книга будет полезна для всех, кто изучает общие проблемы истории Древнего Востока.
© elibrary.com.ua
Постоянный адрес данной публикации:
https://elibrary.com.ua/m/articles/view/Л-С-ПЕРЕЛОМОВ-ИМПЕРИЯ-ЦИНЬ-ПЕРВОЕ-ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ-ГОСУДАРСТВО-В-КИТАЕ-221-202-ГГ-ДО-Н-Э
Похожие публикации: LRussiaLWorldY G
Источник
Íàðêîòèêè – ýòî âåùåñòâà, âëèÿþùèå íà ôóíêöèîíèðîâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû è ïðèâîäÿùèå ê èçìåíåíèþ ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà. Îíè ìîãóò óñûïëÿòü, ìîãóò âîçáóæäàòü, ìîãóò îòêðûâàòü òðåòèé ãëàç è äåëàòü ÷åëîâåêà áåçóìíûì.
Ñàìûé èçâåñòíûé íàðêîòèê ñ äðåâíèõ âðåìåí – ýòî îïèóì.
Ïîïàäàÿ â ÷åëîâåêà, îïèàòû ñîâåðøàþò íàä íèì ñèëüíîå è ñîâåðøåííî íå ó÷òåííîå ïðèðîäîé âîçäåéñòâèå – íàø îðãàíèçì ïðèíèìàåò èõ çà ñïåöèôè÷åñêèé òèï ìîëåêóë, êîòîðûå îí ñàì æå âûðàáàòûâàåò â ãèïîôèçå – ýíäîðôèíû.  ÷åëîâå÷åñêîì îðãàíèçìå ýíäîðôèíû, ïîìèìî ïðî÷èõ ôóíêöèé, ÿâëÿþòñÿ ðåãóëÿòîðîì áîëè – ôèëüòðóþò íåñóùåñòâåííûå äëÿ âûæèâàíèÿ áîëåâûå ñèãíàëû è äàåò íàì âîçìîæíîñòü íîðìàëüíî ñóùåñòâîâàòü.
Êîãäà âû ââîäèòå â îðãàíèçì âåùåñòâà, êîòîðûå ðàáîòàþò êàê ýíäîðôèíû, îðãàíèçì áëàãîðàçóìíî ïðèîñòàíàâëèâàåò âûðàáîòêó ñîáñòâåííûõ. À åñëè ýòî äåëàòü ðåãóëÿðíî, òî äëÿ íàäåæíîñòè ïðåêðàùàåò âîîáùå. Ïðè÷åì ïðîèñõîäèò ýòî äîâîëüíî áûñòðî, ïîýòîìó çàâèñèìîñòü îò îïèàòîâ âûðàáàòûâàåòñÿ çà ïàðó íåäåëü.
À òåïåðü ïðåäñòàâèì ñåáå, ÷òî ïðîèçîéäåò, åñëè ïðèó÷åííûé ê ïîñòóïëåíèþ îïèàòîâ îðãàíèçì ëèøèòü ýòîé ðàäîñòè. Ñâîé ýíäîðôèí âûðàáàòûâàòüñÿ ïåðåñòàë îò ñëîâà ñîâñåì. Áîëåå òîãî, çàáîòëèâûé îðãàíèçì çàïóñòèë óñèëåííóþ âûðàáîòêó âåùåñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ïðîâåäåíèþ áîëåâûõ èìïóëüñîâ. Ïîòîìó ÷òî äàâíî ÷òî-òî íå ñëûøíî íè îäíîãî ñèãíàëà áîëè îò êëåòîê è ìîçã çàáåñïîêîèëñÿ – åñòü ëè æèçíü íà Ìàðñå â îðãàíèçìå. Íàðêîòèêè íå óíè÷òîæàþò áîëü, îíè áåðóò åå â äîëã è îòäàþò ñ ïðîöåíòàìè – äîáðî ïîæàëîâàòü â ìàëåíüêèé ïåðñîíàëüíûé àä: îïèàòíóþ ëîìêó.
Èíòåðåñíûé ìîìåíò: íîðìàëüíûé óðîâåíü ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà ìû íå çàìå÷àåì. Òî, ÷òî ìû ñ÷èòàåì îáû÷íûì óðàâíîâåøåííûì íàñòðîåíèåì áåç îñîáîé ðàäîñòè – ýòî íå íîëü! Êîãäà íàñòàíåò íîëü – âûêëþ÷èòñÿ ñâåò. Íàñòóïèò ÷åðíîå îò÷àÿíèå è óâåðåííîñòü ÷òî íè÷åãî õîðîøåãî áîëüøå íå áóäåò. Âñå îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè, êîòîðûå âû êîãäà ëèáî èñïûòûâàëè: îò÷àÿíèå, ñòûä, ñòðàõ îäèíî÷åñòâà, îáèäû, ñêîðáü ïî ïîòåðÿì è îòâðàùåíèå ê ñåáå è ê æèçíè – ïðèäóò è âñòàíóò ó èçãîëîâüÿ. Åñëè ó âàñ êîãäà-íèáóäü áûëà äåïðåññèÿ – óìíîæüòå åå íà äåñÿòü è ñîáåðèòå èç ãîäà â ñóòêè – âîò òî, ÷òî âû áóäåòå èñïûòûâàòü.
Êðàéíå íàèâíî äóìàòü ÷òî ÷òîáû ñëåçòü ñ èãëû íóæíî âñåãî ëèøü íàïðÿ÷ü ñèëó âîëè: âîëÿ ïîäûõàåò ïåðâîé, îò íåå íå îñòàåòñÿ è ìåëêèõ îøìåòêîâ. Ñòðàõ ñìåðòè âîîáùå óæå íå ñóùåñòâåíåí: òî ÷òî îùóùàåò íàðêîìàí – ýòî íîðìàëüíàÿ ïîëíîöåííàÿ àãîíèÿ, ïî ñðàâíåíèþ ñ êîòîðîé ñìåðòü íå êàæåòñÿ ÷åì-òî òàêèì óæ ñòðàøíûì.
Îïèàòíûé êàéô ýòî íå ïðîñòî ðàçâëå÷åíèå, ýòî ïîääåëêà áèîëîãè÷åñêîãî ìåõàíèçìà. Äîçà íå ïðîñòî ñíèìàåò áîëåâûå è ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû: îíà åùå ê òîìó æå äàåò ñèãíàë, íà èíñòèíêòèâíîì óðîâíå, ÷òî âñå ñäåëàíî ïðàâèëüíî. Ïîýòîìó çàâÿçàòü âñóõóþ ýòî ïðèìåðíî òàê æå ðåàëüíî, êàê íå îòäåðíóòü ðóêó îò êèïÿòêà.
Ýòî ïðåàìáóëà, ÷òîáû ïîíèìàòü ÷òî ïðèìåðíî ïðîèñõîäèò ñ îðãàíèçìîì è ïñèõèêîé ÷åëîâåêà.
Îïèóì ïîëó÷àþò òîëüêî èç îäíîãî èç ìíîãî÷èñëåííûõ âèäîâ ìàêà: Papaver somniferum (PS), îò ëàòèíñêîãî ìàê ñíîòâîðíûé. Ïî îäíèì äàííûì îïèóìíûé ìàê â äèêîì âèäå â ïðèðîäå íå âñòðå÷àåòñÿ, ïî äðóãèì – ÷òî ïðîèçðàñòàåò ñàìîñòîÿòåëüíî â Þæíîé Åâðîïå, íî òîò ôàêò, ÷òî äàííûé âèä ìàêà êóëüòèâèðóåòñÿ ÷åëîâåêîì íà ïðîòÿæåíèè òûñÿ÷ ëåò âûçûâàåò ñîìíåíèå â åãî ñàìîñòîÿòåëüíîì ïðîèçâðàñòàíèè â äèêîì âèäå. Îäíè ó÷åíûå ãîâîðÿò, ÷òî îïèóìíûé ìàê áûë ïëàíîìåðíî âûâåäåí ëþäüìè, òî åñòü, ýòî ïðîäóêò öåëåíàïðàâëåííîé ñåëåêöèè. Äðóãèå äîêàçûâàþò, ÷òî PS ýòî ðåçóëüòàò ñïîíòàííîé ìóòàöèè â ïðèðîäå, ïîòîì óæå íàéäåííûé è ïðèðó÷åííûé ÷åëîâåêîì.
Êàê ëþäè îáíàðóæèëè ñïåöèôè÷åñêèé ýôôåêò ìàêîâîãî ìîëî÷êà – òî÷íî íå èçâåñòíî, íî ñêîðåå âñåãî ìàê íà÷àëè ðàçâîäèòü ðàäè ñåìÿí, êîòîðûå ÿâëÿëèñü ÷àñòüþ êóëèíàðèè ìíîãèõ äðåâíèõ íàðîäîâ, íó è ïîñòåïåííî, ïóòåì ñ÷àñòëèâûõ ñëó÷àéíîñòåé, ÷åëîâåê æåëåçíîãî îáíàðóæèë, ÷òî åñëè ìàêîâûå ãîëîâêè íå ïîòðîøèòü, à òîëî÷ü öåëèêîì, òî íàñòîÿííîå íà íèõ âèíî ïðèîáðåòàåò ñîâåðøåííî ïîòðÿñíûå è áîæåñòâåííûå êà÷åñòâà.
Îïèóìíûé ìàê ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî íåïðèõîòëèâîé è ëåãêîé â êóëüòèâàöèè êóëüòóðîé. Åìó íå íóæíî ìíîãî âîäû èëè òåïëà, îí íåïðèõîòëèâ ê ïî÷âå, åäèíñòâåííîå, ÷òî åìó îáÿçàòåëüíî íóæíî – ýòî ìíîãî ñîëíöà. Äàæå íåäëèííûé ðÿä ïàñìóðíûõ äíåé ìîæåò ïðèâåñòè ê ðåçêîìó ïàäåíèþ êîëè÷åñòâà îïèóìà â êîðîáî÷êàõ. PS êàê ïðàâèëî èìååò áåëûå èëè òóñêëî-ñèðåíåâûå öâåòû ñ òåìíî-ôèîëåòîâîé ñåðåäèíêîé, è âÿëûìè, òîíêèìè ìÿòûìè ëåïåñòêàìè. Êðàñíûå öâåòû âñòðå÷àþòñÿ ðåæå. Êîãäà öâåòîê îòöâåòàåò, îí îñòàâëÿåò çà ñîáîé ñåìåííóþ êîðîáî÷êó, êîòîðàÿ âûðàñòàåò äî ðàçìåðà àáðèêîñà. Êîðîáî÷êè ãîòîâû ïðèìåðíî ÷åðåç äâå íåäåëè ïîñëå îïàäåíèÿ öâåòêà.  ýòî âðåìÿ, åñëè êîðîáî÷êó íàäðåçàòü, èç íåå ïîòå÷åò áåëûé ìëå÷íûé ñîê, êîòîðûé, ñîáñòâåííî, è íàçûâàåòñÿ îïèé èëè îïèóì.
Îïèóì – ýòî íå îäíî âåùåñòâî, ýòî ñëîæíûé ïðèðîäíûé êîêòåéëü èç áåëêîâ, ñìîë, ðàñòèòåëüíîãî âîñêà, âîäû, êèñëîò è áîëåå äåñÿòêà ðàçëè÷íûõ àëêàëîèäîâ – áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ îðãàíè÷åñêèõ âåùåñòâ, âûðàáàòûâàåìûõ â íåêîòîðûõ ðàñòåíèÿõ. Áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ – â ñìûñëå òîãî, ÷òî îíè íåîäíîçíà÷íî è ïîðîé î÷åíü ñèëüíî âëèÿþò íà ðàáîòó îðãàíèçìîâ æèâîòíûõ. Àëêàëîèäû âûðàáàòûâàþòñÿ ðàñòåíèÿìè, íî âëèÿþò íà æèâîòíûõ, âêëþ÷àÿ íàñ ñ âàìè.
Èñïîêîí âåêîâ – â Ìåæäóðå÷üå, Äðåâíåì Åãèïòå è íå ìåíåå äðåâíåé Ãðåöèè – îïèóì ïðèíèìàëè ïåðîðàëüíî, èëè æóÿ âûñóøåííûå ïëàñòèíêè ìëå÷íîãî ñîêà èëè ðàñòâîðÿÿ åãî â íàïèòêàõ. Èç-çà ñîäåðæàùèõñÿ â íåì àëêàëîèäîâ îïèóì âåñüìà íåïðèÿòåí íà âêóñ è ïî ñîîáùåíèþ âëèÿòåëüíûõ ðóññêîÿçû÷íûõ èñòî÷íèêîâ (Ëóðêìîðüå) âîíÿåò êàê äåðüìî. ×òîáû áûëî íå òàê ïðîòèâíî, îïèóì ðàñòâîðÿëè â ìîëîêå èëè âèíå, ïîäñëàùåííûìè ìåäîì è ñ äîáàâëåíèåì ñïåöèé.
Ïðèåì âíóòðü ñûðîãî îïèóìà ïðèâîäèò â ïåðâóþ î÷åðåäü ê òîøíîòå è ðâîòå è òîëüêî ïîòîì – ê êàêèì-òî ïîëîæèòåëüíûì ýôôåêòàì (åñëè âîîáùå ïðèâîäèò). Íå âàæíî, êàêèì àëêàëîèäîì âû çàêèíèòåñü: ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, âñ¸ ýòî ÿäû è íà ÿäû ó ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà åñòü îòëè÷íûé ìåòîä çàùèòû: ðâîòà. Ïîýòîìó â äðåâíîñòè îïèóì ïðèíèìàëè ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷èòåëüíî êàê ëåêàðñòâî, à íå äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ. Íàøè ïðåäêè âûðàùèâàëè îïèóìíûé ìàê ïîòîìó, ÷òî ýòî ðàñòåíèå – êîòîðîå íàçûâàëè äàðîì áîãîâ – áûëî íåçàìåíèìûì äðàãîöåííûì èçáàâèòåëåì îò áîëè.
Òîëüêî äðåâíèå ðèìëÿíå øèðîêî íà÷àëè èñïîëüçîâàòü îïèóì êàê îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî. Ñîëäàòû è ãëàäèàòîðû ïðèìåíÿëè åãî, ÷òîáû çàãëóøèòü áîëü îò ðàí, ñâåòñêèå äàìû – îò æåíñêèõ ïðîáëåì è äëÿ îòðàâëåíèÿ ñîïåðíèö.
Âñå ýòî âðåìÿ ÷åëîâå÷åñòâî áûëî íå îñâåäîìëåíî î ðàçâëåêàòåëüíîì ïîòåíöèàëå îïèóìà, ïîòîìó ÷òî ñûðîé îïèóì, ïðèíèìàåìûé ïåðîðàëüíî, íå äàåò êà÷åñòâåííîé ýéôîðèè, çà êîòîðîé ãîíÿþòñÿ íàðêîìàíû. Îí ñíèìàåò áîëü, óñûïëÿåò è äàåò æèâîïèñíûå ñíû – íî íå áîëüøå. Íè î êàêîì íàñòîÿùåì êàéôå, ãëþêàõ, ðîçîâûõ ñëîíàõ è îáùåíèè ñ áîãàìè ðå÷è íå èäåò.
 XVI âåêå çíàìåíèòûé øâåéöàðñêèé âðà÷ è íàòóðôèëîñîô Ïàðàöåëüñ, çàìåòèë, ÷òî îïèóì ëó÷øå âñåãî ðàñòâîðÿåòñÿ â àëêîãîëå. Ïîýêñïåðèìåíòèðîâàâ, Ïàðàöåëüñ ðàçðàáîòàë ôîðìóëó êàê åìó êàçàëîñü èäåàëüíîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà è âîîáùå ïàíàöåè îò âñåõ áîëåçíåé: ýòî áûëà àëêîãîëüíàÿ íàñòîéêà îïèóìà, â êîòîðóþ òàêæå âõîäèëè òàêèå êîìïîíåíòû êàê ìóñêóñ, àìáðà, ìóñêàòíûé îðåõ è ðàñòîë÷åííûå æåì÷óæèíû – âèäèìî, íàïèõàë âñå ñàìîå äîðîãîå, ÷òî íàøëîñü ïîä ðóêîé. Ïàðàöåëüñ íàçâàë ñâîå ëåêàðñòâî ëàóäàíóì îò ñëîâà âîñõâàëÿåìûé. È âïëîòü äî êîíöà XIX âåêà ëàóäàíóì (ê òîìó âðåìåíè óæå ïðîñòî ñïèðòîâàÿ íàñòîéêà öåëüíîãî îïèóìà) îñòàåòñÿ ñàìûì ïîïóëÿðíûì è äåéñòâåííûì ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì öèâèëèçîâàííîãî ÷åëîâå÷åñòâà. ×åñòíî ãîâîðÿ, ýòî áûëî îäíî èç íåìíîãèõ ëåêàðñòâ, êîòîðîå äåéñòâèòåëüíî ðàáîòàëî. Ýòî áûëî óíèâåðñàëüíîå ëåêàðñòâî, äåéñòâîâàâøåå áåçîòêàçíî îò âñåõ âèäîâ áîëè – îò çóáíîé äî ðîäîâ, îíî òàêæå ïîìîãàëî îò ïîíîñà è îò êàøëÿ, óñïîêàèâàëî íåðâû, äåëàëî ïîäðîñòêîâ è áóéíûõ ñóìàñøåäøèõ óïðàâëÿåìûìè, à ñìåðòü íå òàêîé ìó÷èòåëüíîé.  ìèðå, ãäå äèçåíòåðèÿ, õîëåðà, òèô è òóáåðêóëåç áûëè åæåäíåâíîé ðåàëüíîñòüþ, ëàóäàíóì áûë áëàãîñëîâåíèåì.
Ïðè îòñóòñòâèè êàêîãî áû òî íè áûëî êîíòðîëÿ ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâ, ðûíîê íàâîäíèëè òàê íàçûâàåìûå «ïàòåíòîâàííûå ìèêñòóðû», ñîñòàâ êîòîðûõ äåðæàëñÿ â ñåêðåòå è êîòîðûå îáåùàëè èçëå÷èâàòü íàðîä îò ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé, çà÷àñòóþ – îò âñåõ. Êàê ïðàâèëî, ðåàëüíûìè äåéñòâóþùèìè êîìïîíåíòàìè ýòèõ ëåêàðñòâ áûëè èëè àëêîãîëü èëè îïèóì èëè îáà âìåñòå. Îñòàëüíûå êîìïîíåíòû ïîäáèðàëèñü ðàíäîìíî.
Èíòåðåñíî: îäíèì èç ýòèõ ïàòåíòîâàííûõ ìèêñòóð áûëà Êîêà-Êîëà. Åå èçîáðåòàòåëü ïîëêîâíèê Ïåìáåðòîí ïûòàëñÿ èçëå÷èòüñÿ îò ñâîåé îïèóìíîé çàâèñèìîñòè, ïðèíèìàÿ êðàñíîå âèíî, â êîòîðîå áûë äîáàâëåí êîêàèí (â î÷åíü, âïðî÷åì, íåáîëüøîé äîçå). Ïîñòåïåííî Êîêà-Êîëà çíà÷èòåëüíî èçìåíèëà ñâîþ ðåöåïòóðó, çàìåíèâ êîêàèí êîôåèíîì, à âèíî ñèðîïîì, íî äî ñèõ ïîð ïîëíàÿ ôîðìóëà Êîêà-Êîëû õðàíèòñÿ â ñåêðåòå.
 ñâåòå òîãî, ÷òî àëêîãîëü â òî âðåìÿ ñ÷èòàëñÿ ñåðüåçíûì ïîðîêîì è ïîðÿäî÷íûå æåíùèíû ê íåìó íå ïðèòðàãèâàëèñü, ëàóäàíóì è ïàòåíòîâàííûå ìèêñòóðû íà åãî îñíîâå áûë â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè æåíñêîé ïðîáëåìîé. Âïðî÷åì, ñàìè æåíùèíû ñ÷èòàëè åãî íå ïðîáëåìîé, à ñïàñåíèåì, è ïðèíèìàëè åãî îò íåðâîâ, îò áîëåé âî âñåõ ÷àñòÿõ òåëà, îò áåññîííèöû, îò êàøëÿ è îò íåäîñòàòêà ãðàæäàíñêèõ ïðàâ. Ëàóäàíóì òàêæå øèðîêî èñïîëüçîâàëè äëÿ óñïîêîåíèÿ ïëà÷óùèõ äåòåé. Íÿíüêè è ìàòåðè ñïîêîéíî âëèâàëè â ðîò ìëàäåíöàì íåñêîëüêî êàïåëü ëàóäàíóìà â ìîëîêå, ÷òîáû îíè äàëè èì ïîñïàòü, à â îñîáûõ ñëó÷àÿõ îò÷àÿâøèåñÿ æåíùèíû äàâàëè äåòÿì ÷óòü ïîáîëüøå è èçáàâëÿëèñü îò íèõ.
Ïðåêðàùåíèå ïðèåìà ýòîãî “ëåêàðñòâåííîãî” ñðåäñòâà âëåêëî çà ñîáîé íåõèëûé àáñòèíåíòíûé ñèíäðîì ñ åãî ïàðàíîéåé, áîëÿìè, ïîíîñîì è òðÿñó÷êîé. Íî îïèóì êàê ïðàâèëî ïðèíèìàëè ëþäè ñåðüåçíî áîëüíûå. Îíè íà÷èíàëè åãî ïðèíèìàòü – èì ñòàíîâèëîñü ëó÷øå, ïåðåñòàâàëè – è èì ñòàíîâèëîñü õóæå. Ëîãè÷íî áûëî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî èì õóæå, ïîòîìó ÷òî âåðíóëàñü áîëåçíü. Îñîçíàòü, ÷òî ñòàëî õóæå ïðîñòî ïîòîìó ÷òî îðãàíèçì ïðèâûê è íå ìîæåò äàëåå íîðìàëüíî ñóùåñòâîâàòü áåç äîçû áûëî íåðåàëüíî ñëîæíî.
Òåì íå ìåíåå, óñèëèâàþùàÿñÿ òÿãà ê îïèóìó è ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ åãî ïðèìåíåíèÿ áûëè çàìå÷åíû è âðà÷è íà÷àëè äóìàòü, ÷òî ñ ýòèì äåëàòü. Ê íà÷àëó XIX âåêà áûëî ñäåëàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî îïèóì – ýòî ñëîæíûé êîêòåéëü èç ìíîãèõ ñîñòàâëÿþùèõ, òîëüêî îäíî èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì àêòèâíûì âåùåñòâîì, îòâåòñòâåííûì çà âñå ïîëîæèòåëüíûå ýôôåêòû îò åãî ïðèåìà. Ïðè ýòîì îñòàëüíûå êîìïîíåíòû îïèóìà âûçûâàþò íåãàòèâíîå äåéñòâèå íà îðãàíèçì – îòñþäà ëîìêà: ôàêòè÷åñêè, ýòî îòðàâëåíèå. Ñîîòâåòñòâåííî, íåîáõîäèìî âûäåëèòü ýòîò ïîëåçíûé ÷èñòûé èíãðåäèåíò èç ñûðîãî îïèóìà è èçáàâèòü ëþäåé îò åãî ÿäîâèòûõ ñîïðîâîæäàþùèõ.
 1806 ãîäó íåìåöêèé àïòåêàðü-ñàìîó÷êà è ãåíèàëüíûé ÷åëîâåê Ôðèäðèõ Ñåðòþðíåð âïåðâûå â èñòîðèè õèìèè ñìîã âûäåëèòü ðàñòèòåëüíûé àëêàëîèä â ÷èñòîì âèäå. Âûäåëåííîå èì èç îïèóìà âåùåñòâî áûëî â 10 ðàç ñèëüíåå ñûðîãî îïèóìà. Èñïûòàâ ïîëó÷åííîå ñîåäèíåíèå íà íåñêîëüêèõ ñîáàêàõ (óìåðëè), Ñåðòþðíåð ïåðåøåë ê ýêñïåðèìåíòàì íà ñåáå è ñâîèõ ïðèÿòåëÿõ (âûæèëè). Êðîøå÷íàÿ äîçà íîâîãî ëåêàðñòâà âûçûâàëà ýôôåêòèâíîå îáåçáîëèâàíèå è ñèëüíóþ ýéôîðèþ. Îíà ëåãêî èçáàâèëà Ñåðòþðíåðà îò ìó÷èòåëüíîé çóáíîé áîëè è âûðóáèëà åãî íà ñóòêè. Ñåðòþðíåð íåìíîæêî èñïóãàëñÿ è íàçâàë âûäåëåííîå âåùåñòâî â ÷åñòü áîãà ñíà ìîðôèí.
Ê ñåðåäèíå 1820õ ãîäîâ ìîðôèí ñòàíåò ñàìûì øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûì ëåêàðñòâîì ïî âñåé Åâðîïå è ÑØÀ, è ïåðâûì ñóïåð-õèòîì ôàðìàöåâòè÷åñêîé êîìïàíèè Ìåðê. Âðà÷è áûëè óâåðåíû, ÷òî ìîðôèí – «÷èñòîå» õèìè÷åñêîå ñîåäèíåíèå – íå áóäåò âûçûâàòü òåõ íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé, êîòîðûå èìåë «ãðÿçíûé» îïèóì. ×òîáû ïîäñåñòü íà ìîðôèí áûëî äîñòàòî÷íî äâóõ íåäåëü, ÷òîáû óìåðåòü îò íåãî áûëî äîñòàòî÷íî ÷óòü áîëåå 100 ìã.
Ìîðôèí âïåðâûå ïîñòàâèë ÷åëîâå÷åñòâî ëèöîì ê ëèöó ñ ïðîáëåìîé, î êîòîðîé îíî äî ýòîãî ïðàêòè÷åñêè íå ïîäîçðåâàëî: âîçìîæíîñòü ñëó÷àéíî óìåðåòü îò ñëèøêîì áîëüøîé äîçû. Ëàóäàíóì, êîòîðûé ïðèíèìàëè êàïëÿìè, ÿâëÿëñÿ ïî ñóòè, 1% ìîðôèíîì. Îòðàâèòüñÿ ëàóäàíóìîì áûëî ìîæíî, íî êàê ïðàâèëî ýòî ïðîèñõîäèëî íàðî÷íî èëè â ðåçóëüòàòå äîëãîãî óïîòðåáëåíèÿ è íàðàùèâàíèÿ äîçû. Îò ìîðôèíà æå ìîæíî áûëî íå÷àÿííî áûñòðî óìåðåòü â ïåðâûé ðàç. Íî íàñòîÿùàÿ ñîâðåìåííàÿ íàðêîìàíèÿ, ñ íàñòîÿùåé ýïèäåìèåé îâåðäîç íà÷àëàñü òîëüêî ïîñëå âíåäðåíèÿ â ìåäèöèíó ðåâîëþöèîííîãî èíæåíåðíîãî èçîáðåòåíèÿ.
Ïåðâûì, êòî óñïåøíî ïðèìåíèë ïîëóþ ìåòàëëè÷åñêóþ èãëó, íå òðåáîâàâøóþ ïðåäâàðèòåëüíîãî íàäðåçà, áûë èðëàíäåö Ôðýíñèñ Ðèíä â 1844.  1854 ôðàíöóçñêèé õèðóðã Øàðëü Ïðàâàñ ðàçðàáîòàë ïîìïó ñ ïîäîãíàííûì çàêðó÷èâàþùèìñÿ ïîðøíåì, ãàðàíòèðóþùåì òî÷íóþ äîçèðîâêó ëåêàðñòâà, è øîòëàíäåö Àëåêñàíäð Âóä ñîåäèíèë òî è äðóãîå âìåñòå, óñïåøíî îïðîáîâàë íà ïàöèåíòêå ñ íåâðàëãèåé è äîëîæèë â ìåäèöèíñêîì æóðíàëå. Ýòè òðîå ñîâìåñòíî èçîáðåëè ìåäèöèíñêèé øïðèö.
Ýòî îòêðûòèå ñïàñëî æèçíè ìèëëèàðäîâ ëþäåé è ðàñïàõíóëî äâåðè â íàñòîÿùóþ íàðêîìàíèþ.
Источник