Перелом во время поста

Нужна помощь
Дом милосердия: мы нуждаемся в вашей поддержке
В третьем соцдомике начались занятия воскресной школы. Открыт склад помощи вещами и социальным инвентарем, продолжаются занятия Школы милосердия. За октябрь на 04.10.20 на Дом милосердия собрано: 11 385 руб.
04.10.2020
Поддержка сайта DOMMIL.COM
У нас отличная новость – благодаря нашему IT-волонтеру Евгению Дулову теперь у нас на сайте новый удобный модуль для пожертвований. В октябре на 04.10.20 собрано 150 руб.
04.10.2020
Новости
Акция “Желтый цветок” – дарим радость пожилым!
Ждём вас 18 октября 2020 года в храме Державной иконы Божией Матери (пр.Культуры 4, к.3).
Объявляем сбор подарков и средств на Рождественский праздник “Желтый цветок” для пожилых подопечных сестричества св.мц. Татианы. 50 пожилых участников праздника будут благодарны за ваши открытые сердца!09.10.2020
С 5 июня возобновляется допуск прихожан в храмы епархии. Обязательно использовать маску и соблюдать социальную дистанцию.
Ведется трансляция богослужений в сб вечером и вс утром.
Записки можно подать через интернет.
Пост и остеопороз
По материалам аседания Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) от 14 ноября 2017 сгода, с православным комментарием выступил председатель ОПВ, прот. Сергий Филимонов, профессор, д.м.н.
Мы живем в северном регионе, поэтому для всех нас, священников, врачей и прихожан, актуальна тема недостатка кальция в организме. Православная Церковь законоположила четыре многодневных поста, среды с пятницами и дополнительные постные дни. Получается, что православный христианин постится около 200 дней — две трети года.
В понятие поста входит исключение всякого рода молочной пищи. Насколько известно из 1000-летней истории Русской Церкви, это никогда не приводило ни к каким проблемам со здоровьем. Наоборот, ее употребление не всегда приносило и приносит пользу. Но сейчас прихожанам все чаще становится известно, что по результатам денситометрии у них диагностирован остеопороз. И как здесь быть? С одной стороны, мы, священники, не можем благословить пищу, которую нельзя есть во время поста, с другой стороны не имеем права подвергать людей риску. Раньше, когда не существовало современных методов определения состояния костной ткани, священник, если видел, что у человека перелом или даже несколько, то благословлял его есть все, что поможет выздоровлению, в частности, молочные продукты и рыбу. Проблема в том, что степень усвоения кальция из пищи у лиц разного возраста совершенно разная. Снижают ее и заболевания желудочно-кишечного тракта (язвы желудка и пищевода), и другие заболевания.
Зато теперь у нас есть достоверный инструмент — денситометрия. Господь ведь не просто так открывает нам новые виды диагностики. Кому нужен пост? Здоровым. Смысл поста в первую очередь в том, чтобы обуздать страсти. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Поэтому, если вам поставили диагноз остеопороз, что это грозит переломом шейки бедра, конечностей или позвоночника, то, конечно же, встает вопрос икономии (принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы. Противоположностью является акри́вия — строгое соответствие букве закона). В этом случае прихожанин должен спокойно подойти к священнику и сказать, что у меня такой вот уровень кальция в организме, у меня остеопороз вот такой степени, что мне делать, как благословите? Если озвучен четкий диагноз, священнослужитель имеет полное право применить принцип икономии, то есть разрешить человеку во время поста есть творог, кальций, кефир, вяленую рыбу и т.д.
Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется.
После переломов все священнослужители благословляют потреблять ту пищу, которая будет способствовать укреплению костей для полного восстановления организма.
Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Речь тут идет не только об остеопорозе. Мы говорим о нем в первую очередь, потому что прекрасно понимаем, что такое перелом шейки бедра, хирургическое лечение, искусственные суставы. Сколько проблем для домочадцев, для самого больного! Проще предупредить это, чем потом заниматься лечением. А самое главное, что человек не сможет прийти в храм, не будет возможности причащаться, исповедоваться, потому что проходит реабилитацию или он просто прикован к дому после хирургического вмешательства.
Итак, при наличии диагноза остеопороз священнослужитель имеет право благословить на послабление поста и употребление необходимых для здоровья продуктов во время всех постов, в том числе по средам и пятницам. И я всегда благословляю людей, страдающих остеопорозом, вкушать молочную пищу во время поста. И не только при остеопорозе, но и когда необходимо применять соответствующие препараты.
Неиспользование в данном случае принципа икономии есть православная безголовость. Господь требует от человека рассудительного отношения к своему здоровью, чтобы он мог работать, ухаживать за детьми и стариками и приходить в церковь молиться, а не валяться дома с переломанными костями.
Бывает, что люди с тяжелым остеопорозом спрашивают, как им следует поститься без молочного перед причастием. Отвечу в общих чертах. Если вы причащаетесь раз в полгода, то достаточно потерпеть один день. Если раз в неделю-две, то я как духовник оставил бы человеку молочное.
А что делать, когда духовник не понимает сути вашего заболевания?
Далеко не каждый батюшка — медик. Но ведь это вы болеете, вот и позаботьтесь донести до него информацию о своем состоянии. Посидите в интернете, распечатайте для священника мнения разных авторов из разных источников. Это, кстати, касается любого заболевания. Священнику нужна ясность. Объясните ему возможные последствия, например, что остеопороз может привести к перелому шейки бедра или позвоночника, и вы полгода будете лежать и не сможете ходить в церковь и участвовать в богослужении. Скажите: у меня такая-то стадия, поэтому мне необходимо такое-то лечение и употребление в пищу вот этих продуктов. Откуда священнику, если он не врач, знать, что вяленая рыба и сардины усваиваются лучше молочного и можно, употребляя их, восполнить нехватку кальция в организме?
Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах. Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет. Так принято в церкви — брать благословение.
Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения.
Потому что, стремясь скомпенсировать все, что вымывается из организма при приеме тех или иных препаратов — кальция, магния, фтора, еще чего-либо, — мы будем вынуждены принимать целую кучу таблеток, каждая из которых имеет свои побочные действия и требует своих особенностей рациона. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором.
Священник-врач-пациент
Прихожане часто ставят священников в очень трудное положение. Они заставляют их продумывать для них медицинские назначения и оценивать назначенное лечение. Батюшка иногда просто не догадывается спросить: «Скажите пожалуйста, а вы обсуждали этот вопрос с врачом?» А потом наступает очень сложный момент — полученное благословение нужно исполнять, а как быть, если батюшка, не разобравшись, благословил или не благословил то или иное лечение, вмешательство, манипуляцию или препарат? Я видел людей, которые после такого благословения зарабатывали туберкулез, каверны и всякие осложнения. Лучше не идти по этому пути. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала, а не выдумывать что-то свое.
Бывает, что духовник отсылает прихожан к врачам-прихожанам. Конечно, лучше, когда назначения делает лечащий врач. Но если до него не добраться, то православный врач-профессионал может спокойно изложить священнику свою точку зрения: да, при этом заболевании необходим прием препаратов, да, человек может нуждаться в послаблениях. При этом православный врач, который видит пациента впервые, должен понимать, что не знает досконально всех деталей его здоровья, там могут быть тонкости. Так что лучше все же отправить его к лечащему врачу для корректировки схемы лечения и назначения конкретных препаратов.
Многие врачи-атеисты говорят пациентам, что пост соблюдать не надо. Я с таким часто сталкиваюсь; приходят люди и говорят: мол, врач сказал, что мне пост противопоказан. Однако это неправильно. Ведь пост — это не только пищевые запреты. Сперва идет духовный пост и только потом телесный. Ко мне приходила одна женщина (прихожанкой ее не назовешь, потому что это эта встреча была единственной) с такой аллергией, что она ничего не могла есть кроме мяса. Как подобрать такому человеку послабления? Она уже постится, потому что ее заболевание не дает возможности питаться полноценно. Конечно, я сказал: «Кушай, пожалуйста, то, что переносит твой организм. Но вот тебе задание на пост — ты будешь говорить не больше 5000 слов». Такая вот духовная компенсация.
Не можешь одно, сделай другое, наложи какое-то ограничение на свою болтливость или найди, кому помочь, поухаживай за какой-то бабушкой. Вот и будет тебе пост. Ведь он же предназначен для того, чтобы изменить сердце, сделать его чувствительным к горю других людей, милосердным, чтобы шелуха с него слетела и оно полюбило Бога и ближнего.
Часто лишь к концу поста мы перестаем быть равнодушны к другому человеку и оказываемся в силах хоть как-то преодолеть свой эгоизм. А если сердце не изменяется, то хоть ешь творог и вяленую рыбу, хоть не ешь, пост не принесет результата, будет бессмысленным. Это наша самая большая проблема.
Поэтому, если человек говорит вам, что следует совету врача и не постится, ест творог и мясо, то скажите мягко: это не совсем верно, пост может выражаться в других вещах. Посоветуйте подойти к священнику и поговорить с ним. Ни в коем случае пациент не должен сориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь.
Мы живем в XXI веке, нам нужно опираться на достоверные исследования и владеть качественной и репрезентативной доказательной базой. Это позволит и священникам, и православным врачам, и прихожанам действовать четко, с рассуждением. А рассуждение в православии считается одной из основных добродетелей.
Подробнее о современных методах лечения остеопороза можно прочитать на сайте ОПВ СПб.
Т. В. Жаркова, врач ОПВ, корреспондент сайта
ОПВ им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) – участник проекта строительства медико-социального центра Дом милосердия.
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия – первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Назад к списку
Похожие материалы:
Питание и методики оздоровления: комментарий священника
Алгоритм идентификации методик оздоровления и очищения. Афонский хлеб: какая закваска правильная? Генетическая коррекция заболеваний: прорыв или противоречие Божьему замыслу? Комментарий к заседанию ОПВ “Питание и качество жизни” д.м.н., прот. Сергия Филимонова.
Источник
Преподобный Амвросий Оптинский
Во время Рождественского поста многие православные планируют понести посильные духовные и физические труды, но, к сожалению, нередко от этого приходится отказываться. Нежданно приходят болезни и рушат все так хорошо обдуманные маленькие надежды на духовный подвиг. С этим многие сталкиваются и часто не могут понять, почему так получается. Советы священников о полагании надежды на Божий Промысл понятны рационально, но их не всегда удается принять сердцем. В таких ситуациях небесполезно узнать или почитать, а как же жили святые люди. К примеру, всем известный преподобный Амвросий Оптинский.
Вся зрелая жизнь будущего святого была тесно переплетена с самыми разнообразными болезнями. Каждый шаг в духовном развитии становился ответом на физические недуги, а его старчество проходило на фоне постоянных телесных страданий. После каждой тяжелой, нередко смертельной, болезни он выходил другим, приобретая ценный духовный опыт.
Решение о принятии монашества будущим старцем стало ответом на тяжелую болезнь на последнем году семинарии. Непосредственным поводом к принятию ангельского чина тоже была болезнь. За иерейскую хиротонию начинающему подвижнику пришлось дорого «заплатить». Во время поездки в Калугу в декабре 1845 года, где его рукоположили, он простудился, что привело к различным осложнениям. На фоне болезней по просьбе игумена и духовника Оптиной обители правящий епископ 23 августа 1846 года благословил молодого иеромонаха помогать будущему преподобному Макарию «в старчестве». К лету 1848 года Амвросия постригли в схиму и приняли за штат как неизлечимого больного – все ждали смерти 36-летнего монаха (по косвенным данным, ему могло быть только 34 года!).
Это был не конец его земной жизни – а только начало его подготовки к великому подвигу старчества. К большому удивлению оптинских монашествующих, молодой схимник начал выходить из кельи, но главное – переменился в иного человека. Умный, словоохотливый и любознательный молодой человек стал сосредоточенным на чистоте своих помыслов, а его интеллектуальные таланты перетекли в духовную плоскость: исполненное мудростью и любовью слово отца Амвросия начало помогать ближним. В это время иеросхимонах Амвросий старательно нес важные послушания: помогал своему наставнику в издании трудов святых отцов и другой литературы, а также по его поручению отвечал на письма интересующихся духовной жизнью людей. Около 10 лет готовил Макарий своего ученика к самостоятельному подвигу старчества, который последнему пришлось взять на свои немощные физические плечи.
Когда в начале 1860-х годов отошли к Богу духовник обители старец Макарий и игумен Моисей (также причисленный к лику святых), то далеко не все сразу восприняли 50-летнего Амвросия преемником всеми чтимого Макария. Однако духовные добродетели молодого схимника – любовь и смирение, мудрость и рассудительность – не могли не вызывать уважения как среди монашествующих, так и мирян. Сам того не желая, отец Амвросий становился центральной фигурой Оптиной пустыни, а затем и основанной им в 1884 году Шамординской обители.
Мало кто знает, что старец Амвросий на протяжении своего 30-летнего старчества был настолько немощным, что не мог служить и быть на монастырских службах: Литургия служилась в его келлии. Он постоянно исцелял других, однако сам жил с целым «букетом» болезней, о которых старался не проронить и слова. Невероятно тяжелые и предвиденные им физические страдания пришлось ему вытерпеть перед смертью, в 1891 году. Этот год был голодным во всей Российской империи, но окрестности Оптиной и Шамордино по молитвам старца были богатые на урожай. «Урожайным» оказался этот год и в духовном плане: похороны старца были похожими на перенесение мощей святого, вера в преподобие которого распространялась в связи с многочисленными чудесами, свершавшимися в ответ на молитвенное обращение к нему.
«Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения»
Особенно поучительно отношение старца к болезням. Оно свидетельствует о его мудрости и рассудительности. Он лечился у врачей, но надеялся на Бога. Он хотел быть здоровым, но с благодарностью воспринимал все то, что посылал ему Всевышний. Он часто говорил: «Монаху полезно болеть». Этим он подбадривал себя и других монашествующих во время телесных недугов. Приходящим больным он часто в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Своей жизнью преподобный показал, что при правильном отношении к болезни – следствию греха – она может быть обращена против своей первопричины и может привести к святости.
Назидательность мудрого отношения преподобного к болезням видна при сравнении его жизни с обыденностью сегодняшнего и прошлых поколений. В нашей повседневной жизни почти все не так, как это было у отца Амвросия: обладающие хорошим здоровьем люди не ценят его, не ведут здоровый образ жизни… Одновременно часто болеющие ропщут, нередко православные при недугах не только не просят помощи у Небесного Врача, но и игнорируют советы докторов земных…
Православная Церковь понимает и тех, кто всеми своими силами на протяжении всей своей жизни стяжает Духа Святого, так и ленивых, нерадивых, глупых и многих других. Поэтому Церковь в своих богослужениях молится только за жизнь, о мире, о здравии, об исцелении болящих. Но в Церкви есть и особые дары для тех, кто может вместить великую тайну: «кто полюбил свою болезнь, тот недалек святости». И совсем не обязательно вмещать все, возможно нам нужно лишь малое – научиться немного время от времени терпеть процесс своего физического выздоровления с пользой для духовной жизни.
Источник
Перелом во время поста
Нужна помощь
Объявляем сбор на котёл для обогрева воскресной школы
Мы приобрели 2 электрических котла для прогрева 1 и 3 модуля Дома Причта (богослужебного и медицинского) в весенне-осенний период, не хватает третьего котла для прогрева воскресной школы. Просим помочь! Сумма к сбору: 65 тыс.руб.
Новости строительства школы и Дома Причта от 15 сентября
Ведется штукатурка и отделка стен Дома Причта, важно успеть защитить здания до сезона дождей. Ведутся отделочные работы в лавке, продолжается штукатурка и отделка фасадов медицинского корпуса. За сентябрь на 13.09.20 через интернет собрано 5540 руб. (плюс 388 руб. за неделю).
Новости
Трансляция богослужений
Ближайшие трансляции – Всенощное бдение в субботу начало в 17.00 и воскресенье, Литургия в 10.00, затем – на Рождество Пресвятой Богородицы 20.09 в 17.00 и 21.09 в 7.30. После трансляции можно будет причаститься в течение 30-40 мин после окончания богослужения.
Приглашаем на онлайн-семинар “Воспитание детей от 0 до 3-х лет”
Приглашаем семьи к участию в онлайн-семинаре “Воспитание детей от 0 до 3-х лет”. Встреча пройдёт 30 сентября в 19.30 при участии священника, семейного педагога и психолога.
Здоровье
Пост и остеопороз
По материалам аседания Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) от 14 ноября 2017 сгода, с православным комментарием выступил председатель ОПВ, прот. Сергий Филимонов, профессор, д.м.н.
Мы живем в северном регионе, поэтому для всех нас, священников, врачей и прихожан, актуальна тема недостатка кальция в организме. Православная Церковь законоположила четыре многодневных поста, среды с пятницами и дополнительные постные дни. Получается, что православный христианин постится около 200 дней — две трети года.
В понятие поста входит исключение всякого рода молочной пищи. Насколько известно из 1000-летней истории Русской Церкви, это никогда не приводило ни к каким проблемам со здоровьем. Наоборот, ее употребление не всегда приносило и приносит пользу. Но сейчас прихожанам все чаще становится известно, что по результатам денситометрии у них диагностирован остеопороз. И как здесь быть? С одной стороны, мы, священники, не можем благословить пищу, которую нельзя есть во время поста, с другой стороны не имеем права подвергать людей риску. Раньше, когда не существовало современных методов определения состояния костной ткани, священник, если видел, что у человека перелом или даже несколько, то благословлял его есть все, что поможет выздоровлению, в частности, молочные продукты и рыбу. Проблема в том, что степень усвоения кальция из пищи у лиц разного возраста совершенно разная. Снижают ее и заболевания желудочно-кишечного тракта (язвы желудка и пищевода), и другие заболевания.
Зато теперь у нас есть достоверный инструмент — денситометрия. Господь ведь не просто так открывает нам новые виды диагностики. Кому нужен пост? Здоровым. Смысл поста в первую очередь в том, чтобы обуздать страсти. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Поэтому, если вам поставили диагноз остеопороз, что это грозит переломом шейки бедра, конечностей или позвоночника, то, конечно же, встает вопрос икономии (принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы. Противоположностью является акри́вия — строгое соответствие букве закона). В этом случае прихожанин должен спокойно подойти к священнику и сказать, что у меня такой вот уровень кальция в организме, у меня остеопороз вот такой степени, что мне делать, как благословите? Если озвучен четкий диагноз, священнослужитель имеет полное право применить принцип икономии, то есть разрешить человеку во время поста есть творог, кальций, кефир, вяленую рыбу и т.д.
Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется.
После переломов все священнослужители благословляют потреблять ту пищу, которая будет способствовать укреплению костей для полного восстановления организма.
Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Речь тут идет не только об остеопорозе. Мы говорим о нем в первую очередь, потому что прекрасно понимаем, что такое перелом шейки бедра, хирургическое лечение, искусственные суставы. Сколько проблем для домочадцев, для самого больного! Проще предупредить это, чем потом заниматься лечением. А самое главное, что человек не сможет прийти в храм, не будет возможности причащаться, исповедоваться, потому что проходит реабилитацию или он просто прикован к дому после хирургического вмешательства.
Итак, при наличии диагноза остеопороз священнослужитель имеет право благословить на послабление поста и употребление необходимых для здоровья продуктов во время всех постов, в том числе по средам и пятницам. И я всегда благословляю людей, страдающих остеопорозом, вкушать молочную пищу во время поста. И не только при остеопорозе, но и когда необходимо применять соответствующие препараты.
Неиспользование в данном случае принципа икономии есть православная безголовость. Господь требует от человека рассудительного отношения к своему здоровью, чтобы он мог работать, ухаживать за детьми и стариками и приходить в церковь молиться, а не валяться дома с переломанными костями.
Бывает, что люди с тяжелым остеопорозом спрашивают, как им следует поститься без молочного перед причастием. Отвечу в общих чертах. Если вы причащаетесь раз в полгода, то достаточно потерпеть один день. Если раз в неделю-две, то я как духовник оставил бы человеку молочное.
А что делать, когда духовник не понимает сути вашего заболевания?
Далеко не каждый батюшка — медик. Но ведь это вы болеете, вот и позаботьтесь донести до него информацию о своем состоянии. Посидите в интернете, распечатайте для священника мнения разных авторов из разных источников. Это, кстати, касается любого заболевания. Священнику нужна ясность. Объясните ему возможные последствия, например, что остеопороз может привести к перелому шейки бедра или позвоночника, и вы полгода будете лежать и не сможете ходить в церковь и участвовать в богослужении. Скажите: у меня такая-то стадия, поэтому мне необходимо такое-то лечение и употребление в пищу вот этих продуктов. Откуда священнику, если он не врач, знать, что вяленая рыба и сардины усваиваются лучше молочного и можно, употребляя их, восполнить нехватку кальция в организме?
Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах. Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет. Так принято в церкви — брать благословение.
Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения.
Потому что, стремясь скомпенсировать все, что вымывается из организма при приеме тех или иных препаратов — кальция, магния, фтора, еще чего-либо, — мы будем вынуждены принимать целую кучу таблеток, каждая из которых имеет свои побочные действия и требует своих особенностей рациона. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором.
Священник-врач-пациент
Прихожане часто ставят священников в очень трудное положение. Они заставляют их продумывать для них медицинские назначения и оценивать назначенное лечение. Батюшка иногда просто не догадывается спросить: «Скажите пожалуйста, а вы обсуждали этот вопрос с врачом?» А потом наступает очень сложный момент — полученное благословение нужно исполнять, а как быть, если батюшка, не разобравшись, благословил или не благословил то или иное лечение, вмешательство, манипуляцию или препарат? Я видел людей, которые после такого благословения зарабатывали туберкулез, каверны и всякие осложнения. Лучше не идти по этому пути. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала, а не выдумывать что-то свое.
Бывает, что духовник отсылает прихожан к врачам-прихожанам. Конечно, лучше, когда назначения делает лечащий врач. Но если до него не добраться, то православный врач-профессионал может спокойно изложить священнику свою точку зрения: да, при этом заболевании необходим прием препаратов, да, человек может нуждаться в послаблениях. При этом православный врач, который видит пациента впервые, должен понимать, что не знает досконально всех деталей его здоровья, там могут быть тонкости. Так что лучше все же отправить его к лечащему врачу для корректировки схемы лечения и назначения конкретных препаратов.
Многие врачи-атеисты говорят пациентам, что пост соблюдать не надо. Я с таким часто сталкиваюсь; приходят люди и говорят: мол, врач сказал, что мне пост противопоказан. Однако это неправильно. Ведь пост — это не только пищевые запреты. Сперва идет духовный пост и только потом телесный. Ко мне приходила одна женщина (прихожанкой ее не назовешь, потому что это эта встреча была единственной) с такой аллергией, что она ничего не могла есть кроме мяса. Как подобрать такому человеку послабления? Она уже постится, потому что ее заболевание не дает возможности питаться полноценно. Конечно, я сказал: «Кушай, пожалуйста, то, что переносит твой организм. Но вот тебе задание на пост — ты будешь говорить не больше 5000 слов». Такая вот духовная компенсация.
Не можешь одно, сделай другое, наложи какое-то ограничение на свою болтливость или найди, кому помочь, поухаживай за какой-то бабушкой. Вот и будет тебе пост. Ведь он же предназначен для того, чтобы изменить сердце, сделать его чувствительным к горю других людей, милосердным, чтобы шелуха с него слетела и оно полюбило Бога и ближнего.
Часто лишь к концу поста мы перестаем быть равнодушны к другому человеку и оказываемся в силах хоть как-то преодолеть свой эгоизм. А если сердце не изменяется, то хоть ешь творог и вяленую рыбу, хоть не ешь, пост не принесет результата, будет бессмысленным. Это наша самая большая проблема.
Поэтому, если человек говорит вам, что следует совету врача и не постится, ест творог и мясо, то скажите мягко: это не совсем верно, пост может выражаться в других вещах. Посоветуйте подойти к священнику и поговорить с ним. Ни в коем случае пациент не должен сориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь.
Мы живем в XXI веке, нам нужно опираться на достоверные исследования и владеть качественной и репрезентативной доказательной базой. Это позволит и священникам, и православным врачам, и прихожанам действовать четко, с рассуждением. А рассуждение в православии считается одной из основных добродетелей.
Подробнее о современных методах лечения остеопороза можно прочитать на сайте ОПВ СПб.
Т. В. Жаркова, врач ОПВ, корреспондент сайта
ОПВ им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) – участник проекта строительства медико-социального центра Дом милосердия.
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия – первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!
Похожие материалы:
Когда страдания становятся нестерпимыми
Что делать в самые тяжелые моменты болезней, во время резких болей, высокой температуры, когда человеку настолько плохо, что становится не до молитвы? Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей СПб.
Нужны ли сегодня монастырские больницы?
В настоящее время существует Центральная клиническая больница Московского Патриархата святителя Алексея, митрополита Московского, которая является практически больницей светской, но под церковным управлением. Вторая такая клиника — в Санкт-Петербурге.
О долготерпении в страданиях и их правильном перенесении
В неделю о расслабленном Святая Церковь вспоминает о грехах человеческих, наказании за них и всесильности десницы Божией, когда Господь хочет помочь человеку. Протоиерей Сергий Филимонов
Источник статьи: https://dommil.com/articles/zdorove/837/
Источник