Перелом в войне урок в 7 классе

Урок Мужества: «Великий перелом в войне!»,
(посвященный 70- летию сражения на Курской дуге)
(для учащихся 7 класса)
Цель:
– продолжать знакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны;
– сформировать навыки работы с материалом из истории войны.
Оборудование: мультимедийная установка и презентация (из 2-х частей), документальный фильм, выставка книг и иллюстраций по теме, мишень для рефлексии.
Ход урока:
1.Организационный момент.
ЧАСТЬ 1 презентации «Великий перелом в войне…»
Учитель: слайд 2, читает стихотворение Твардовского.
Учитель: Еще осенью мы начали с вами цикл уроков о значимых событиях в Великой Отечественной войне – то была Сталинградская битва, сегодня поговорим о Курской дуге.
Но победа будет чуть позже, а пока…
12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге, что отразилось на всём ходе дальнейшей войны. Проходило оно на Прохоровском поле – третьем ратном поле России. В 2013 году вся страна отмечала 70 летие этой великой битвы.
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.
Слайд 3-
Ученица: Сегодня в ходе нашего урока нам предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которое в итоге привело к великой Победе.
3. Создание проблемной информации.
Учитель: слайд 4 – В результате наступления советской армии в 1942 году и начале 1943 года в районе города Курска образовался, в линии расположения наших войск, большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить советские войска. У фашистов родился замысел наступательной операции на Курск под кодовым названием «Цитадель».
Размах и напряжение к этому времени, в ходе войны, достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражениях под Курском с обеих сторон в ходе битв было последовательно вовлечено более четырёх миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч боевых самолётов.
Ученица: Оборонительная операция под Курском одна из крупнейших операций, осуществлённая войсками Центрального и Воронежского фронтов.
Учитель: Слайд 5- перед вами фамилии военачальников тех сражений: Рокоссовский, Конев, Василевский, Жуков.
Артиллерия в обороне использовалась массированно. Она решала различные задачи: уничтожала живую силу противника, вела борьбу с его артиллерией, танками, авиацией, обеспечивала контратаки и контрудары наших войск. Наиболее эффективным способом борьбы с танками являлся огонь орудий прямой.
Ученица: слайд 6 –
Была необходимость перехода советских войск в контрнаступление и общее наступление. Согласно разработанному командованием плану, подготовку к сражению под Курском вели войска нескольких фронтов. Снабжение советских войск всем необходимым продолжало неуклонно возрастать.
Учитель: слайд 7 –
К началу Курской битвы подготовка к ней частей и соединений Брянского, Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного фронтов, а также левого крыла Западного фронта была фактически завершена. Силы наших войск и войск противника были таковы: перевес в нашу пользу по таким показателям как в личном составе, орудиях и минометах, самолетах и т.д.
Ученица: слайд 8 –
На рассвете 5 июля 1943 года гитлеровцы атаковали оборону советских фронтов. Сражение сразу же приняло очень напряженный характер. Упорно отстаивали советские воины каждый оборонительный рубеж, уничтожая тысячи вражеских солдат и офицеров, сотни танков, штурмовых орудий и другой боевой техники.
Учитель: слайд 9 –
Вот вам имена только двух героев тех боев, которые на века останутся в истории Великой Отечественной войны и нашей с вами памяти…Кожедуб Иван и Кравченко Андрей…
Выступают с докладами о героях Санников Витя и Селионов Денис.
Ученица: слайд 10 –
В тяжелых боях враг был измотан и обескровлен. Части Красной Армии перешли в контрнаступление. 5 августа, преодолевая упорное сопротивление врага, советские войска овладели Орлом и Белгородом.
Учитель:
12 июля 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования решила ввести в сражение крупные танковые и общевойсковые резервы. На полях близ мало кому известного села Прохоровка, на то момент, развернулось небывалое в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 бронированных машин. Гитлер бросил сюда свои отборные танковые дивизии СС – «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер».
Давайте посмотрим, как это происходило.
Просмотр документального фильма «Сражение под Прохоровкой», снятого военным журналистом в том сражении…
ЧАСТЬ 2 презентации «Великий перелом в войне…»
Учитель: О потерях в том сражении ярко говорят вот эти строки…
– слайд 1
Выступает Буракова Мария со стихотворением:
– слайд 2
Учитель: Победа под Курском стала тяжелейшим поражением фашистской Германии, от которого враг уже не смог оправиться до конца войны. Она еще более изменила соотношение сил в пользу Красной Армии, создав благоприятные условия для ее общего наступления. В этой битве потерпела окончательное крушение наступательная стратегия вермахта.
Советские Вооруженные Силы удержали стратегическую инициативу и не упускали ее уже до конца войны.
– слайд 3 и 4- 5 августа 1943 года, в 24 часа, столица нашей Родины –Москва, салютовала нашим доблестным войскам двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий…
Учитель: слайд 5-
Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший ее, впоследствии так отзывался о ней: «Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С ее неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте».
И этими словами, словами немецкого генерала, было все сказано …. И добавить тут просто нечего….
4. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Учитель: слайд 6-
Сейчас ребята, когда вы познакомились целиком со всем материалом, который я для вас приготовила, прошу вас, выполнить тест на весь пройденный материал. А позже вам предстоит проверить правильность выполненных заданий у своего соседа, т.е. обменяться с ним вашими работами и взаимообразно проверить их и оценить.
слайды 6-16 — под музыку «Песня о Курской дуге».
Учитель: слайд 17-
Вот какие слова сказал Маршал Василевский о роли Курской дуги в истории Великой Отечественной войны.
Учитель: слайд 18 –
Меня тогда и не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Мой дед завоевал судьбу столетий.
Oн был в моей семье!
Мой дед-герой!!!
В моей семье так и было, оба мои деда были участниками войны, но волею судьбы, я застала в живых только одно из них, но имена обоих моих дедов гордо красуются на доске памяти – односельчанам, которые сражались и погибшим воинам, при входе на наше кладбище. Я надеюсь, что скоро эта доска будет восстановлена…
Учитель: слайд 19 –
Слово предоставляется ученицам Батаниной Вике и Шараповой Дане со стихотворениями о памяти…
На слайде – участник Великой Отечественной войны, ветеран и в прошлом учитель нашей школы Покровский Александр Николаевич с ребятами в солнечный День Победы.
Я хочу напомнить, что 27 января 2014 года исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны и той войны. Это будет тема следующего урока в нашем цикле.
А что нам с вами остается, конечно же, помнить наших ветеранов, вне зависимости, где бы они ни воевали. Ведь память – это такая вещь, она не даст очерстветь нашим сердцам и быть злыми и завистливыми, она подвигнет нас на добрые и красивые поступки, ведь мы живем, в бесконечном долгу перед теми солдатами, которые отдали за нас с вами свои жизни, чтобы мы могли жить в радости, добре и мире.
Слайд 20.
5. Рефлексия деятельности: на мишени, каждый учащийся отметит звездочкой свое впечатление об уроке и материале, который узнал.
Подвести итог рефлексии.
Подвожу итоги занятия, оцениваю ответы,
отвечаю на вопросы учащихся.
А сейчас вашему вниманию предоставляется песня в исполнении учениц
9 класса о памяти «Зажгите свечи…».
Источник
Тема урока «Коренной перелом Великой Отечественной войны. Ноябрь 1942-зима 1943г.»
Цели урока: углубить и обобщить знания по истории Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией, а именно периода коренного перелома в ходе войны;
развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся;
умение работать самостоятельно и в группах;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Оборудование:
Компьютер, проектор, раздаточный материал, видеоролик, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация прежних знаний
III. Новый материал
IV. Закрепление
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Организационный момент.
Сегодня на уроке нам предстоит поработать самостоятельно, а также в группах.
У вас на столах листы самооценки, в которых вы будите оценивать свою работу по ходу урока и маршрутные листы с которыми вы будите работать.
А также критерии оценивания, которые помогут вам оценить свою работу и работу вашей группы на каждом из этапов.
Актуализация знаний.
-Для настроя на работу я предлагаю повторить исторические даты.
-Ваши предложения, как сегодня мы будем повторять даты.
По две даты каждому. Оценить в листе самооценки
Актуализация прежних знаний
Рассмотрите иллюстрации и выберите для себя те, иллюстрации на которых изображены события о которых мы говорили на прошлом уроке. (сл.1)
Обсудите иллюстрации в группе и ответьте, обобщая знания и ответы.
-О каком событии изображённом на иллюстрациях нам предстоит сегодня поговорить?
– Сформулируйте тему урока, исходя из иллюстраций на слайде.(сл2)
-Сформулируйте цель урока.(сл3)
-Проблема урока(сл4)
-Прочему период с ноября 1942 по зиму 1943 называют коренным переломом в Великой Отечественной войне.
III. Новый материал
Объявляется тема урока.
Перед вами лежит маршрутный лист урока, составьте для себя алгоритм действий на сегодняшний урок.(ответы детей)
Заполните графу в таблице « Что я знаю» о Сталинградской битве.
Просмотр видеоролика.
Заполните графу в таблице « Что я узнал» о Сталинградской битве.
Приготовитесь выступать с информацией, один от группы
Самооценка
Заполните графу в таблице « Что я знаю» о Курской битве.
Просмотр видеоролика.
Заполните графу в таблице « Что я узнал» о Курской битве.
Приготовитесь выступать с информацией, один от группы
Самооценка
IV. Закрепление
-Прочему период с ноября 1942 по зиму 1943 называют коренным переломом в Великой Отечественной войне.
Самооценка и взаимооценка работы на уроке.
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщения по желанию: Подвиг советских воинов в битвах коренного перелома в Великой Отечественной войне. Генерал фельдмаршал Ф. фон Паулюс – герой или предатель.
Если останегся время повторение даты урока
1 сентября 1939-2 сентября 1945 – вторая мировая война
22 июня 1941 – начало Великой Отечественной войны
5 декабря 1941 – контрнаступление советских войск под Москвой
Лето-осень 1942 года – оборонительный этап Сталинградской битвы
19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г. – контрнаступление советских войск под Сталинградом
5 июля 1943 — 23 августа 1943 – Курская битва
12 июля 1943 года – сражение под Прохоровкой
Приложение.
Сталинградская битва
Начало коренного перелома. Сталинградская битва. В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.). С середины сентября 1942 г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В. И. Чуйков, А. И. Родимцев, М. С. Шумилов. Германское командование придавало особое значение овладению Сталинградом. Его захват позволил бы перерезать Волжскую транспортную артерию, по которой в центр страны доставлялись хлеб и нефть. По советскому плану «Уран» (окружения противника в районе Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, через несколько дней окружив немецкую группировку под командованием генерала фельдмаршала Ф. фон Паулюса.
С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, Красная Армия перешла от обороны к стратегическому наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома.
В окружении под Сталинградом оказалась 330тысячная армия гитлеровцев. По плану «Кольцо» 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки, разделив ее на две части – южную и северную. Сначала капитулировала южная, а затем 2 февраля 1943 г. – северная часть.
На отдельных этапах битвы с обеих сторон участвовало более 2,1 млн чел., свыше 26 тыс. орудий и миномётов; 2,1 тыс. танков и свыше 2,5 тыс. боевых самолётов. Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 млн 11 тыс. человек, 10 290 орудий, 675 танков и 1216 самолётов.
Битва под Сталинградом длилась двести дней и ночей (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.).
Потери фашистских войск были в 10—15 раз больше, чем в Африке. Только пленных было взято около 144 тыс. человек. Была уничтожена 330-тысячная группировка войск. Всего противник потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 800 тыс. солдат и офицеров.
Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она:
1) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне;
2) в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба;
3) обострились внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками.
Курская дуга.
В декабре 1942 г. началось наступление Красной Армии на Кавказе. 18 января 1943 г. советские войска частично прорвали блокаду Ленинграда. Коренной перелом, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. Днепр. Битва на Курской дуге (Орел – Белгород) – планировалась немецким командованием уже зимой 1943 г. По плану «Цитадель» фашисты планировали окружить и уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов, сосредоточенные на Курском выступе.
Советскому командованию стало известно о готовящейся операции, оно тоже сосредоточило силы для наступления в этом районе. Битва на Курской дуге началась 5 июля 1943 г. и продолжалась почти два месяца. Ее ход можно разделить на два периода: первый – оборонительные сражения, второй – период контрнаступления. 12 июля 1943 г. под Прохоровкой состоялось грандиозное танковое сражение. 5 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь этого события был дан первый в ходе войны салют. 23 августа битва завершилась освобождением Харькова. К этому моменту были освобождены почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, Орловская, Курская области.
Источник
Самоанализ урока ОБЖ в 7 классе
преподавателя -организатора ОБЖ
МКОУ Ертарской СОШ № 27 Зарубиной Н.Б.
Тема урока: «Великий перелом в войне!», посвященный 70 – летию Победы на Курской дуге.
ЦЕЛИ УРОКА:
1.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
– продолжать знакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны через цикл уроков по патриотическому воспитанию;
2. РАЗВИВАЮЩАЯ
– сформировать навыки работы с материалом из истории войны;
3. ОБУЧАЮЩАЯ
– Обобщение и систематизация знаний в цикле уроков по теме: Героические страницы в истории Великой Отечественной войны.
Данный урок второй в цикле уроков по теме «Героические страницы в истории Великой Отечественной войны».
Цели урока реализовывались:
1. Воспитательная.
Через работу с текстом с материалом предыдущего урока и презентации. Коммуникативная деятельность на уроке осуществлялась через работу в паре. Такая работа способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе).
2. Развивающая.
Осуществлялась через монологическое выступление учеников при воспроизведении теоретического материала. При заучивании – реализовывалось развитие логического мышления.
3. Обучающая цель.
Осуществлялась в работе по редактированию материала, систематизации теоретического материала через работу с текстом в презентации.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока – смешанный.
У меня был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами.
Как осуществлялась система моей работы на данном уроке: четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.
Методы: использование на уроке репродуктивного метода (работа с тестом). Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ выполнения теста).
Формы работы: самостоятельная работа, работа в паре.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами, для визуального восприятия информации (портреты, эпиграф), музыкальное оформление.
Приемы:
– был использован материал на патриотическую тему; задания, побуждающие к выявлению личной позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия.
На уроке были реализованы современные подходы к уроку в плане патриотического воспитания.
Текстоориентированный: работа с текстом публицистического стиля.
Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи).
Коммуникативно – деятельностный: работа со слайдами, с тестом.
Интегрированный подход: связь с историей через текст публицистического стиля. Формирование патриотического мировоззрения учащихся, посредством высказывания собственной жизненной позиции.
Личностно ориентированный: на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении, толерантности, уважении к истории своей страны.
Цели урока ставились совместно с учащимися, использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, парная работы. Была оформлена выставка книг и иллюстраций по теме «Память сильнее времени…», в которой был расположен необходимый наглядный материал.
Недочеты в работе: Урок направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в истории своей страны.
Важно более активно применять печатный раздаточный материал, который компенсировал бы в определенной мере отсутствие учебников.
Излишне много времени было дано ученикам на выполнение тестовой работы.
Источник