Перелом в войне с турцией наступил после его назначения главнокомандующим русскими войсками

Участие России в третьей антифранцузской коалиции. Сразу после переворота 1801 г. изменилась и внешняя политика России. Павел I незадолго до смерти прервал все отношения с Англией и заключил союз с правителем Франции Наполеоном Бонапартом, который вёл войну с коалицией (союзом) европейских государств во главе с Великобританией. Александр возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии. Одновременно ухудшились отношения с Францией. 5 июня 1801 г. Россия и Англия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта. Вскоре после того как Наполеон Бонапарт провозгласил себя в 1804 г. императором Франции, Россия вступила в очередную (третью) антифранцузскую коалицию (1805). Её союзниками были Великобритания, Австрия и Швеция. Готовивший высадку десанта в Англии Наполеон внезапно перебросил свои основные силы в Центральную Европу. Здесь французы вначале разгромили австрийские войска в сражении под Ульмом и заняли Вену, а затем под командованием самого Наполеона нанесли поражение австро-русской армии (в которой находились российский и австрийский императоры) под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.). Россия потеряла почти 15 тыс. своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. пленных. Третья коалиция распалась.

Россия на Кавказе. Одновременно Россия проводила активную политику на Кавказе. Ещё в 1801 г. в её состав добровольно вошла Восточная Грузия. В 1803 г. была завоёвана Мингрелия. На следующий год русскими владениями стали Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1805 г. в ходе русско-иранской войны были завоёваны Карабах и Ширван. Завершилось присоединение осетинских земель. Такое стремительное проникновение России в Закавказье обеспокоило не только Турцию и Иран, но и европейские державы.

Россия в войнах 1806—1807 гг. В 1806 г. война в Европе вспыхнула с новой силой. Была создана четвёртая антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. Ответом Наполеона стало объявление в 1806 г. «континентальной блокады» Англии — запрета на всякие связи между ней и странами европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику. Боевые действия коалиции против Наполеона были неудачными для неё и на этот раз. В немалой степени военным поражениям способствовало то, что Россия вела войну на трёх фронтах. С 1804 г. она была вынуждена иметь значительные силы на Восточном Кавказе для борьбы с Ираном. А в декабре 1806 г. Наполеону удалось подтолкнуть к войне с Россией и Турцию, которой были обещаны не только поддержка Франции, но и возвращение утраченного Крыма и Грузии. В 1807 г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах. Русский флот под командованием адмирала Д. Н. Сенявина одержал крупные победы в Дарданелльском и Афонском морских сражениях. После разгрома Пруссии Франция, по существу, вышла к границам России. Александр I понимал, что военные и материальные ресурсы страны истощены. Он был вынужден пойти на мир с ненавистным ему Наполеоном, который сам предложил начать переговоры.

Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Встреча императоров Александра I и Наполеона I проходила 25 июня 1807 г. на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита. Она привела к заключению мирного договора между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания Наполеона. Она заключала с Францией союз и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс. Пока же Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании. Пруссия по просьбе Александра сохраняла формальную самостоятельность, но фактически превращалась в зависимое от Франции государство. Из части прусской, а затем и австрийской территорий Наполеон создал полностью подчинённое себе Варшавское герцогство. Секретные статьи договора предоставляли России свободу действий против Турции и Ирана, а также против Швеции. Несмотря на ряд пунктов договора, благоприятных для России, условия Тильзитского мира больше устраивали Наполеона. Французское господство в Европе укрепилось. Присоединение Александра к «континентальной блокаде» больно ударило не только по Англии, но и по самой России, понёсшей большой экономический ущерб. Поощрение Наполеоном войны России против Швеции выводило из строя ещё одного его противника. Резкий поворот во внешней политике привёл нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра. Большинство членов Негласного комитета после этого, вышли в отставку и даже выехали из России. В Петербурге ползли слухи о возможности очередного дворцового переворота в пользу сестры императора Екатерины Павловны. Всё это делало подписанный мир непрочным. Правда, секретные договорённости в Тильзите открывали для Александра возможности благополучного завершения затянувшейся борьбы с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией. Эти направления и стали главными во внешней политике России.

Война со Швецией 1808—1809 гг. Военные действия начались 9 февраля 1808 г. Русские войска в течение месяца овладели большей частью Финляндии и Аландскими островами. 16 марта 1808 г. император Александр объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809 г. отряд под руководством генерала М. Б. Барклая де Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генерала П. И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм. Поражение Швеции привело к свержению там короля и просьбам о прекращении войны. Однако Александр не сразу пошёл на мир. Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. Княжество получало широкие права самоуправления на основе законов, действовавших в этой стране при шведах. Лишь после этого начались переговоры со Швецией. Согласно подписанному 5 сентября 1809 г. мирному договору, России передавалась вся территория Финляндии, Швеция присоединялась к «континентальной блокаде».

Читайте также:  При переломе шейки бедра как можно лежать

Русско-турецкая война 1806—1812 гг. На первом этапе этой войны (1806—1807) Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тильзитского мира русской армии долго не удавалось изменить положение. Перелом наступил в 1811 г., после назначения главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузова.

Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813) был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. После окончания в 1759 г. с отличием Дворянской школы был приглашён в неё преподавателем математики. В период русскотурецкой войны 1768—1774 гг. он отличился в битвах при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В бою под Алуштой (1774) был тяжело ранен в висок и правый глаз. В ходе русско-турецкой войны 1787— 1791 гг. Кутузов командовал левой колонной русских войск на Балканах. Он участвовал во взятии Измаила. А. В. Суворов высоко оценил действия своего ученика и сподвижника, сказав: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой». Свой талант дипломата М. И. Кутузов проявил в полной мере в 1792—1794 гг., когда возглавил русское посольство в Константинополе. Он сумел добиться политических и торговых преимуществ для России. Позже Кутузов был директором Сухопутного шляхетского корпуса (военного учебного заведения для дворян), командующим войсками в Финляндии, литовским и санкт-петербургским военным генерал-губернатором.

В 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона. Однако в управление армией активно вмешивались русский и австрийский императоры. После Аустерлицкого поражения Кутузов был назначен в 1806 г. киевским генерал-губернатором. Прибыв на Дунай, Кутузов стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника перейти к переговорам о мире. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и присоединена к России; Турция обещала облегчить положение Сербии. Этот пункт стал отправной точкой в последующем освобождении Сербии. Планы Наполеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны.

Война с Ираном 1804—1813 гг. Эта война началась по инициативе Ирана. Его армия насчитывала 140 тыс. конных воинов и 60 тыс. пехотинцев, однако вооружена и оснащена она была плохо. Русскую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И. В. Гудович. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Еревана) в 1808 г. командующим был назначен генерал А. П. Тормасов. Он одержал ещё несколько побед. В 1810 г. персы и турки заключили союз против России, который, однако, мало помог им: прежде их били порознь, а теперь — вместе. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского в составе 2 тыс. человек атаковали 10-тысячную армию персов’ во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой и обратили её в бегство, после чего заняли Аркеван и Ленкорань. 24 октября 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мингрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. Он был вынужден заключить с Россией военный союз и предоставить ей право свободного плавания на Каспии. Итогом войны стало серьёзное расширение и укрепление южных рубежей России. Разрыв русско-французского союза. Тильзитский мир был вынужденным и потому не мог быть прочным и долговечным. В 1809 г., во время новой франко-австрийской войны, Россия хоть и объявила войну Австрии, но активных действий против неё не предпринимала. В знак признательности она получила всё же от Наполеона Тарнопольский округ. Участие России в «континентальной блокаде» было настолько экономически обременительно для неё, что в 1810 г. она фактически отказалась выполнять свои обязательства. В том же году попытка Наполеона укрепить союз с Россией путём его брака с сестрой Александра I Анной закончилась неудачей и привела к резкому обострению отношений между двумя императорами. Александр безуспешно требовал от Наполеона отказаться от поддержки намерений поляков присоединить к Варшавскому герцогству земли Литвы, Белоруссии и Украины. Наконец в феврале 1811 г. Наполеон нанёс ещё один удар по своему «дорогому союзнику» — присоединил к Франции герцогство Ольденбургское в Германии, наследный принц которого был женат на сестре Александра Екатерине. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франкорусского союза. Началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне. Начав своё царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, император Александр силой обстоятельств был поставлен перед необходимостью союза с ней. Тильзитский мир развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. А это, в свою очередь, неизбежно вело к обострению противоречий между ними. Война Франции с Россией становилась неизбежной.

Читайте также:  Что делать при компрессионном переломе

Источник

Цели урока:

  • повторить основные события  первой четверти
    XIX века,
  • обобщить знания по теме,
  • развить  умение пользоваться своими
    знаниями  при выполнении разнообразных
    заданий,
  • научить детей правильно вести себя во время
    игры.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель объясняет условия игры:

1. Каждый ведет борьбу самостоятельно, выкрики
не принимаются.
2. За каждый правильный ответ учащийся получает 1
очко.

Игра проводится в 3 раунда. В первом  раунде
участвуют все учащиеся. Во второй тур проходит
один учащийся от группы. Во втором раунде
выбирается 2 финалиста.  Третий раунд
определяет победителя игры.
Класс разбивается на группы (1 линия парт, 2 линия.
3 линия, 4 линия, 5 линия). В каждой группе 5–6
участников.

II. Ход игры

1 раунд

Звучит музыка или сигнал гонга.
Учитель предлагает 5 уровней вопросов:

1 уровень

Назовите в последовательности события времени
правления Александра I.  Как вариант,
последующим учащимся можно предложить
перечислить события внешней или внутренней
политики Александра I.

2 уровень

Дайте определения понятиям: министерства,
Негласный комитет, благородное сословие,
государственные крестьяне, военные поселения,
ярмарки, территориальная специализация,
Тарутинский маневр, народная война,
Отечественная война, битва народов, Венский
конгресс, багратионовы флеши, система
коллективной безопасности, Священный союз,
крепостное право, казачество.

3 уровень

Дайте характеристику  исторической
личности: Павел I, Александр I, Константин
Павлович, Николай I, Наполеон, граф Пален П.А.,
старец Федор Кузьмич, В.П.Кочубей,
А.А.Чарторыйский, П.А.Строганов, М.М.Сперанский,
А.А.Аракчеев, И.И.Дибич, М.И.Кутузов, А.П.Ермолов,
 М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Василиса
Кожина, Денис Давыдов, А.И.Чернышев,
Н.Н.Новосильцев, Н.Муравьев, П.Пестель,
М.А.Милорадович, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский.

4 уровень

Найдите на карте:

– р. Неман, Смоленск, Бородино, Фили, Москву,
Тарутино, Малоярославец, Р.Березину;
– Тильзит, Аустерлиц, Лейпциг, Ватерлоо, Париж;
– Англия, Пруссия. Австрия, о.Эльба, о.Святой
Елены;
– Петербург, Чернигов, г.Тульчин, Украина;
– Турция, Иран, Швеция, Царство Польское,
Финляндия.

5 уровень

О ком идет речь?

  • Не жаловал именитых и родовитых. Однажды во
    всеуслышание сказал, что в России лишь тот
    вельможа, «с кем я говорю и только пока я с ним
    говорю». (Павел I)
  • Его наставником был швейцарец Ф.С.де Лагарп. 
    Отец и бабушка плохо ладили. Он был вынужден все
    время лавировать и лукавить. (Александр I)
  • Ключевский о нем писал: «Принужденный говорить,
    что нравилось другим, он привык скрывать, что
    думал сам. Скрытность из необходимости
    превратилась в потребность». (Александр I)
  • Поэт П.А.Вяземский уподоблял его сфинксу, «не
    разгаданному до гроба». (Александр I)
  • А.С.Пушкин назвал его властителем слабым и
    лукавым. (Александр I)
  • Родился в семье бедного сельского священника.
    Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 1803 г.
    стал статс-секретарем. (М.М.Сперанский)
  • Женился на англичанке, завел у себя в доме
    английские порядки, пренебрегал роскошью, ездил
    по городу в простой коляске. В одежде предпочитал
    сюртук английского фасона. (М.М.Сперанский)
  • Заслуженный генерал, герой  войны с
    Наполеоном, его в войсках знали  и уважали.
    Призывал собравшихся на Сенатской площади
    присягнуть Николаю I. Убит П.Г.Каховским.
    (М.А.Милорадович)
  • Полковник. Член «Союза спасения», «Союза
    благоденствия», «Южного общества». Создал
    «Русскую правду». (П.И.Пестель)
  • Родился в дворянской семье. Окончил Кадетский
    корпус. Участник заграничных походов русской
    армии. Работал в Петербургской  палате
    уголовного суда и торговой
    Российскоамериканской  кампании. Писал стихи.
    Член Северного общества. Ярый сторонник убийства
    императора. (К.Ф.Рылеев)
  • Друг царя. Попечитель Петербургского учебного
    округа. Составил проект Конституции для России.
    (Н.Н.Новосильцев)
  •  Брат царя. Наследник престола. Поселился в
    Варшаве. В 1823 году отказался от престола. (Константин
    Павлович)

2 раунд. Во втором раунде принимают 
участие 5–6 учащихся. 3 уровня вопросов.

1 уровень

– О каком явлении Отечественной войны 1812 г.
идет речь в документе: « …Поселяне одной
Калужской губернии с того времени, как
неприятель коснулся их границ, будучи
вспомоществуемы казаками Быхалова, убили и взяли
в плен слишком 6000 человек неприятелей; ежедневно
приходят они просить оружие, умоляют начальников
отрядов дать им случай к поражению врага, и
просьбы их по возможности выполняются. Много
есть подвигов знаменитых, учиненных почтенными
нашими поселянами…»? (Партизанское движение)

– Назовите документ.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить
благоприобретенных или родовых крестьян … на
волю и имеете с тем утвердить им участок земли…
имеет представить их при прошении своем … к
министру внутренних дел для рассмотрения…» (Указ
о вольных хлебопашцах)

– О ком идет речь.
Наводит порядок в артиллерии, издает
«Артиллерийский журнал», сам пишет статьи. С 1808 г.
становится военным министром и жестко проводит
реформирование в армии. Его взыскательность,
откровенность способствуют появлению врагов и
недоброжелателей. Активный участник завоевания
Финляндии, но от ордена Андрея Первозванного
отказался, объясняя тем, что непосредственно не
участвовал в военных действиях. Во время войны 1812
г. был личным докладчиком царя по делам
ополчений, участвовал в заграничных походах. В
1815—1825 гг. был фактическим руководителем
государства. (Государь подолгу жил за границей)

– Назовите программный документ декабристов:
«§ 4. Россия есть государство единое и
неразделимое
…постановляется коренным
законом Российского государства, что всякая
мысль о федеративном для него устройстве
отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и
величайшее зло. Избегать надлежит всего того, что
посредственно или непосредственно, прямо или
косвенно, открыто или потаенно к таковому
устройству государства вести бы могло.
Вследствие  всего  здесь  сказанного 
объявляется Российское государство в пределах,
выше обозначенных, единым и неразделимым,
отвергающим притом совершенно всякое
федеративное образовали», устройство и
существование государства…». («Конституция»
Никиты Муравьева)

– Назовите документ.
«Все должны быть перед законом равны <….>
Освобождение крестьян от рабства не должно
лишить дворян дохода, ими от поместий своих
получаемого; освобождение не должно произвести
волнений и беспорядков в государстве, для чего и
обязывается верховное правление беспощадную
строгость употреблять против всяких нарушителей
общего  спокойствия; освобождение сие должно
крестьянам доставить лучшее положение противу
теперешнего, а не мнимую свободу им
даровать<….> Военные поселения немедленно
уничтожаются. («Русская правда» П.И.Пестеля)

–  В каком документе содержалась идея
освобождения крестьян от крепостной зависимости
и наделения их землей в размере двух десятин на
двор. («Конституция» Никиты Муравьева).

2 уровень

Читайте также:  Ходить при переломе пальца ноги

О ком или о чем идет речь?

– Обещаю «управлять Богом нам врученный народ
по законам и по сердцу в бозе почивающей
августейшей бабки нашей государыни
императрицы______». (Екатерина  II).

– Перелом в войне с Турцией наступил после его
назначения главнокомандующим русскими войсками.
Прибыв на Дунай, он смог стремительно окружить
турецкую армию и вынудить перейти султана к
переговорам о мире. (М.И.Кутузов).

– Писатель, историк. Историограф Александра I.
Автор «Истории государства Российского».
Отстаивал идею необходимости и блага для России
самодержавия. Был противником проводимых в
стране преобразований. (Н.М. Карамзин)

– «Самое страшное из всех моих сражений…
Французы в нем показали себя достойными одержать
победу, а русские оказались достойными быть
непобедимыми ». (Бородинское сражение.
Высказывание Наполеона)

– Отказавшись от принятия монашества, перешел
на госслужбу. По воле императора Павла I сразу
получил чин IX ранга и личное дворянство. За
четыре  года тридцатилетний чиновник
министерства внутренних дел становится
действительным тайным советником IV класса
(другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.
— статс-секретарь Александра I. Наполеон считал,
что этот человек — «единственно светлая голова в
России». (М.М. Сперанский)

– О каком событии  идет речь в  отрывке из
воспоминаний, записанных со слов очевидца
события, и укажите дату события.
«Во время допроса царем… Сергей
Муравьёв-Апостол стал бесстрашно говорить царю
правду, описывая в сильных выражениях внутреннее
положение России; Николай I, поражённый смелыми и
искренними словами Муравьёва, протянул ему руку,
сказав: «Муравьёв, забудем всё; служи мне». Но
Муравьёв-Апостол, заложив руки за спину, не подал
своей руки государю…». (Восстание
Черниговского полка)

– Укажите название войны, о событиях которой
идет речь в отрывке из «Записок» А.П. Ермолова.
«…Легко понимали все, что присланный от
Наполеона генерал  Лористон, пред войною
бывший послом при нашем дворе конечно имел
поручение объяснить желание прекратить войну.
Москва, древняя столица, собственными руками
превращенная  в пепел, доказывала, что нет
тяжёлых пожертвований для русского народа…
Генерал Лористон приехал чрез несколько дней
после прибытия армии в Тарутино. В самое это
время… я находился в квартире Кутузова». (Отечественная
война 1812 г.)

3 уровень

По какому принципу образованы ряды?

– П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский,
В. Кочубей. (Негласный комитет)
– Дворянство, «среднее состояние» (купцы,
мещане, государственные крестьяне), «народ
рабочий». (Сословия)
– Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина. (Партизаны
Отечественной войны 1812 года)

– Макарьевская, Нижегородская, Коренная,
Ирбитская. (Ярмарки)
– С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, П. Г.
Каховский, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев. (Декабристы)
– «Союз  спасения», «Общество истинных и
верных сынов Отечества», «Общество соединенных
славян», « Союз благоденствия». (Тайные
общества)

3 раунд. 2 учащихся составить речь
Александра I  в честь окончания
Отечественной  войны 1812 года (речь произнести
в течение 1 минуты)

III. Подведение итогов. Выставление
оценок.

IV. Домашнее задание: §1–12
повторить,подготовиться к
тестированию по теме «Александр I».

Литература:

1. Алексашкина Л.Н. История:
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/
Л.Н.Алексашкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
Серия «Интенсив».
2. Боханов А.Н. История России.  XIX век:
Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных
заведений.– 5 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС », 2005.
3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России.
Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1997.
4. Журавлева О.Н. Тесты по истории России XIX
века: 8 класс: К учебнику А.А.Данилова,
Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс. – М.:
Издательство «Экзамен», 2007. (Серия
«Учебно-методический комплекс)
5. Симонова Е.В. История. 9 класс. 
Государственная итоговая аттестация (по новой
форме). Типовые тестовые задания – 4-е изд.,
стереотип. – М., .: Издательство «Экзамен», 2008.
6. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с
древнейших времен до наших дней:Дидактические
материалы. – 2-е изд., стереотип.– М.:Дрофа, 2001.
7. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по
истории России. Практическое пособие для
учителей.– М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Источник