Перелом в творчестве чехова

Перелом в творчестве чехова thumbnail

К середине 1880-х годов в творчестве Чехова намечает­ся перелом. Веселый смех все чаще и чаще уступает до­рогу драматическим интонациям. В казенном, «вицмун­дирном» мире появляются проблески живой души, про­снувшейся, посмотревшей вокруг и ужаснувшейся. Все чаще и чаще чуткое ухо и зоркий глаз Чехова ловят в омертвевшей жизни робкие признаки пробуждения.

Появляется цикл рассказов о внезапном прозрении че­ловека под влиянием резкого жизненного толчка – смерти близких, горя, несчастья, неожиданного драматического испытания. В рассказе «Горе» пьяница-токарь везет в го­род смертельно больную жену. Горе застало его «врасплох, нежданно-негаданно, и теперь он никак не может очнуть­ся, прийти в себя, сообразить». Его душе, пребывающей в смятении, отвечает природа: разыгрывается метель, «кру­жатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли». В запоздалом раскаянии то­карь хочет успокоить старуху, повиниться перед ней за беспутную жизнь: «Да нешто я бил тебя по злобе? Бил так, зря. Я тебя жалею». Но поздно! На лице у старухи не та­ет снег. «И токарь плачет… Он думает: как на этом свете все быстро делается!.. Не успел он пожить со старухой, высказать ей, пожалеть ее, как она уже умерла».

«Жить бы сызнова…» -думает токарь. Но за одной бе­дой идет другая. Сбившись с пути, потеряв сознание, то­карь приходит в себя на операционном столе. По инерции он еще переживает смерть старухи, просит заказать пани­хиду, хочет вскочить и «бухнуть перед медициною в но­ги»… Но вскочить он не может: нет у него ни рук, ни ног.

Трагичен последний порыв токаря догнать, вернуть, исправить нелепо прожитую жизнь: «Лошадь-то чужая, от­дать надо… Старуху хоронить… И как на этом свете все скоро делается! Ваше высокородие! Павел Иваныч! Портси-гарик из карельской березы наилучший! крокетик выто­чу… Доктор машет рукой и выходит из палаты. Токарю – аминь!»

Трагизм рассказа оттеняется предельно сжатой, почти протокольной манерой повествования. Автор не обнару­живает себя, сдерживает свои чувства. Но тем сильнее впечатление от краткого рассказа, вместившего в себя не только трагедию токаря, но и трагизм человеческой жиз­ни вообще.

В рассказе «Тоска» Чехов дает этой же теме новый по­ворот. Его открывает эпиграф из духовного стиха: «Кому повем печаль мою?» Зимние сумерки. «Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фона­рей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лоша­диные спины, плечи, шапки». Все в этом мире окутано хо­лодным одеялом. И когда извозчика Иону выводит из оцепенения крик подоспевших седоков, он видит их «сквозь ресницы, облепленные снегом».

У Ионы умер сын, неделя прошла с тех пор, а погово­рить не с кем. «Глаза Ионы тревожно и мученически бега­ют по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдет­ся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тос­ка громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет за­лила, но, тем не менее, ее не видно…»

Едва лишь проснулась в Ионе тоска, едва пробудился в извозчике человек, как ему не с кем стало говорить. Иона-человек никому не нужен. Люди привыкли общаться с ним только как седоки. Пробить этот лед, растопить холодную непроницаемую пелену Ионе не удается. Ему те­перь нужны не седоки, а люди, способные откликнуться на его неизбывную боль. Но седоки не желают и не могут стать людьми: «А у меня на этой неделе… тово… сын по­мер!» – «Все помрем… Ну, погоняй, погоняй!»

Поздно вечером Иона идет проведать лошадь и неожиданно изливает ей накопившуюся тоску: «Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек прика­зал долго жить… Ведь жалко?» Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рас­сказывает ей все…»

Мера человечности в мире, где охладели людские серд­ца, оказывается мерой духовного одиночества. Этот мотив незащищенности, бесприютности живых человеческих чувств звучит теперь у Чехова постоянно.

Источник

” ” . , .

– . . , . , , .

– – . : .

-. , , , , , , . , .

– ‘ – , , , . 1879 . (. 13, . 29).

, , . , , -, , .

. , . : , -, -, , . ” , – . . , . – , ” (. . . 1928, . 9).

, . 1897 . : ” , “.

– . , , . – – ( , , . . ). ‘ “”.

– – . 1881 . . , 21- . , Comedie Frangaise. , – “”, , – “”, . “” . , “”, .

, , , , , . , . , , ” ” ( ) ” ” .

, , – , . , , . 1885 . ” “. , , , , 80- , ” ” (“”), “”, ” “, “”, “”, ” “.

, , , , , . , . – , , , , . -, , , ” “, , . , , , , “”, , 80- – – .

, , . 1876 . – ” ” “, ” , ” “. , 1886 ., , : “… , , ! , , , , , …” (. 13, . 205.)

, , . , . – – – , .

, .

” “, 31 – 2 1882 .: “, , , “.

, , , , , , . , , , ” ” , , – , , – .

: , – -, , , ?

* * *

11 .

– , . , , , ” “. , .

! : ” “, ” “, “”, “” . . , “”, , , , .

, , – . , – , ” “. , , . “”. , ” ” – .

” ” – , , -, , , “”.

, , “”, , . .

” “, , ” ” .

, ” ” , . , ” “, ” “, ” ” . “”. , , , – , , .

, , , , . , , “” – , .

, “”, “” . – , “” . “”. , , “”, ” , “, “” -.

, , , , . , , ” “: “… , , – ” “…”

, , , .

, “”, .

* * *

1899 .: ” “. (. 18, . 96.)

, , , .

. , , , : ” , , , “. ” ” : ” , , ! , , “.

: ” , , “. (. 17, . 279.) ” , .” (. 18, . 130.)

, , . 1887 . , , , ” “.

– , , “” -. , , . : ” , , … “. 1 . 15, . 40.

– 1887 .: ” , , , , “. (. 13, . 303.) , 1899 . : ” , “3.3 . 18, . 275. “”. , . “” – , , .

, , , , , . ” ” ” “, “, ” , ” “.

-, ” ” : ” ? , , , , !”

, . , “” ” “. , . , , . . , , , , .

, (“”, “”, ” ” .) , – . , .

. “”.

“”, 80- , . . , . , , , . -“” – . . , .

, “” . – , .

“” . , ” ” , .

“” : , ” , , , …”, “”, “” . “” , , “, , , “. , ” “. “” : , .

. . . , ” ” , “” , ” ” , – . : ” – , – !”

* * *

– , . , . – , , , , , , . – . . , 20 1890 ., – , “” , : “, “.

, , , , .

“” . , . , . , ” “, “, , , ( , ) “. (. . . . . . . VI. 1955, . 526.)

, : ” , . , , , , , “. (. 17, . 193.) . “” : ” , , , “. . , .

, “” , . , .

– . -.

-, – . , , , , ” , , “, – . “” , , . , , , (, , , – .). , – ” ” , , – ” ” -.

, , . , – . ; , , , .

: “” , . , ” “, , , ” “, ( ).

, , , “”, .

* * *

, , “”. 1910 . ” ” ( 42 17 ) : ” 80 . ” “. . . . “” , “.

. . : ” “” – , . – ” ” ()… ” “. “” – , – 80- “. (. . . . . . ” “, 1914, .)

“” – . -, . . , ., “”, . . , , : ” : , , …”

, : , , . . . 7 -19 1887 .: ” , , …” , . “” : ” . , , , – . – . , , “.

” ” – , , , I.

, , “” . , , 1887 .

., “” .

“, ” “”. .: “… , !” – ” , “, , “, “.

, , , ” , “. .

, , ” “, , .

, . ” “, , : “”. : “, , !”

, , . , , , . .

-, , ” “, , , .

“” , , : , , , “”, . “” “” , .

“” . ., , 1887 .

. . . : ” 187… “. , , . . ” , , , , , …” ” , , , , , 7 – 8 , “. ” – , , “. ” , “. “… – 7 – 8 !”

, , : “- “. , 1879 . 1887 ., 8 , . . “” “”. , , .

” , , , . , … , , , , , …”

, : , , – .

, “” – , , . – – , ” ” , . “” – .

Читайте также:  Уплотнение после перелома пальца

Источник

1886-1889 .

, ” , , .

– 1861 1905 .; – ( .

, ” ” , : ” “, – 1861 -1905 ” (. . . . . 17, . 29). , “” , , “” .

, , 1861 . , , “” , .

, , : , ; , , , – ” , “. . . . . . 15, . 183.

, – ; – , .

. , – ” -; , … … , ” 2 , . 179..

. – ” , ” 3 ..

, , , ; , .

, . , – , “” , ” “, . , , ” , “; – , . . , , – : ” , , , ” ‘ . . . . . 16, . 295..

, , .

– . 2 , , 80- ” “. (” XIX .” (. 5. 1911, . 71). – , . ; , .

– , , . 80- . – , , , (, ). , “, , , , . ‘ , , , , , , .

80- , – .

80- . . : “” , . 1882. ” “, – ” “.

1883 . – ” “, , . ” ” – , , . . .

– (1884 1887 .); – . , 1887 ., , .

, , 1889 . II , : ” . !”

. . 80- ; 80- , , . 80- : “… , : ” “, III… , – ” 1 . . . . . 10, . 230..

, , , . 80- , , , – , .

1888 .: “, ; …” (- 14, . 183.) . . . 1944-1951 .

80- , . , , , , , , . , ” ” . , , , . ” ” , – .

, . “”, “” , – , , . . – 3 1888 . : ” ! , , , ?.. , , , , . . … 1000 . ., … , . -, ” (. 14, . 101-102).

, 1888 . . ” “, ” “, “” “. “”, ” “, , “” : ” “, – (“”. . 1914, . 216). . “” : , , , , , ” “, , .

” ” . ( “”) , -, , – ( ).

( ), , , “” ” “, . 90- , , , ” ” .

* * *

80- “” .

. , . , , , .

, , .

– -. – 80- , , . – , .

“” . . 80- “” ” “, . ” ” “” – -“”, ” “. – .

, . , 20- , : ” , , , , , ( . “. (. “. . “. . ” “, , 1928, . 28.)

– . – . .

, , , , . , – 90- , 1905 .

, , , ( .

: , , .

, . 80- , – ” , , , – – .

1886-1889 . . – , , .

– . , , , , .

, , – , ; ” , . , . “” , , “”, .

“”. . , . , . .

* * *

80- . ” “. ” ” ; , ” “, . . 80- , . , . (” “, 1884), . (” “, 1887), . . ‘ (. ” “. . 8, 1887 .), : ” . , , , , . , , “.

– 80- . ” ” . (. ” . . “. -, 1910, . 173.)

, ” . , ” (. . . . . 50, . 41-42). , . , . , – , . ” – “. . , , .

80- . ” , , “. (” “. . IX. . 1. 1956, . 54.) , .

. ” ” (1887-1891) .

, , – . . , -. 80- . .

, , . “”, . , : ” … , , , “. ” , ,, “.

, 18 1888 ., “”, , : ” , , ?, , , , ” (. 14, . 199).

4 1889 . “” ” ” , – . ” “, “”, “”, ? , 16 1899 ., “”: ” . . , , , – , , – – . “. (. 14, . 244-245.)

, ” ” , , , “”, .

– “” – . – – (” “, ” “, “” .). .

– : , . , “”, “”, , , , . , ” “, , .

, , – – , , , – .

80- (“”, “”, ” ” .) , . , , . “” , , – .

, , . 30 1891 . : ” , , , . , ! , – , , “. 1 . 15, . 238-239.

27 1894 . : ” ” (. 16, . 132.)

90- (” 6″, ” “, “” .).

, . , , – , . “”.

7 1889 . : , ,- “, “, ” “. , “”, , – ” “. ” : ” – ; , ; . . , … , – … . , , , … , , : ? , , , , ” 1 . 14, . 360.. , .

. “”, : ” , , , , , ” (. 14, . 361.)

, , : ” , . . – , (- “”-. .). , , , , , ” ( .)

, , ” ” – , . , ” “.

. . , , . , – . , , , , 1891 . ” “, .

. , XIX , . , – , , , , , , , .

, – . .

, , , , , , , , , . .

, , , ” ” .

. . : ” , , , , , “. (. . . . . 1, . 142.)

, , . , : “… , , , , , …” (. 15, . 41.) -, , , : . , . – . .

, . . “” : ” , , , , – . “.

, . , : ” . ” ” (. . . . 1928, . 183.)

( 28 1900 .): ” , (-. ), , “. – , , , .

, , -. , , : ” ” ” ” ” , ” (. 12, . 221.). , ” “!

“” , ( , , ) , , . , , , , – . , , ” “, ” “, “-“. , ” ” . , , ” “. , , , – ‘ .

, , 1884-1885 . , . . . , , : “… , , , , ” …” , , .” (. . . . . ” “. 1930, . 113).

, , , , , ., ” “, ” “, ” “, “-“, “” . ” ” , , .

, – , . – . . . , , , – , , , , , ” , .

* * *

, . “” , ” ” (. . . 1911, . 216).

, . 4 1888 .: ” , , , , . , , , … . – , , , , , , , . , , “. (. 14, . 177.)

: ” , . ! , . , , ” (. 14, . 24.).

, . , , : , – , , . ; “”. , , , 80- , ( , , , , ), , , ” ” ” ” ( . . ).

, , , , – 80- . . . , , : , , ” , “.

. : ” . , , , , , , “. (. . . . . 5. 1950, . 421.)

, , , , “”, , . .

, , , . . , , , .

, , , – . , , , , – , .

. . : ” : , , ; , , , …” (. . . . . . . VI. 1955, . 286.) . . ” ” “” : , .

– -; , . . : ” , , , !”. , – , . , . .

. . 25 1888 . – – , ” , , . . – , , , , . , – ” . 14, . 206.

* * *

14 1887 . : – ” ” (. 13, . 262).

” ” : – ; . , , . . ” “, . ; – “” ” “, , . 1888 .: “… – , , ” (. 14, . 242).

, , , , . , – .

. . 1887 . . : ” , ; …”(. 13, . 263. ) – , , : “… , , . , , , “. 2. 15, . 51.

. . : “… , – , . , . , ” ‘. 15, . 345. , , : “- , , . . , , , , , , . , . ” (. 15, . 375.)

, , . ” ” . . , . , , , “”; . ; .

Читайте также:  Правила транспортной иммобилизации при переломах и вывихах

Источник

Годы перелома

На родине

Весной 1887 года Чехов собрался на родину. Семь лет прошло с тех пор, как он покинул Таганрог.

Какие резкие, мучительные впечатления вынес он от этой поездки!

«…Впечатления Геркуланума и Помпеи: людей нет, а вместо мумий – сонные дришпаки (Дришпаки – молодые люди; драгиля (см. стр. 98) – возчики; кавалери и баришни – таганрогский жаргон) и головы дынькой. Все дома приплюснуты, давно не штукатурены, крыши не крашены, ставни затворены. С Полицейской улицы начинается засыхающая, а потому вязкая и бугристая грязь, по которой можно ехать шагом, да и то с опаской».

«…Не люблю таганрогских вкусов, не выношу и, кажется, бежал бы от них за тридевять земель».

«…Как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог! Нет ни одной грамотной вывески и есть даже «Трактир Расия»; улицы пустынны; рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто, кавалери, баришни; облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение довольствоваться грошами и неопределенным будущим».

Как не похожи эти язвительные строки на лирические описания «родины» у других писателей.

«О мое детство, о моя юность!» – это могло бы зазвучать у Чехова только иронически. С ненавистью говорит он о городе, в котором родился, и сколько желчи в тех его страницах из писем к сестре и брату, в которых он описывает пребывание у таганрогского дядюшки Митрофана Егорыча!

Откуда все это? Из ненависти к косному, застоявшемуся мещанскому быту. В детстве воспитанный «на чинопочитании, целовании поповских рук, на поклонении чужим мыслям», Чехов «ценою молодости», как выразился он в одном из позднейших писем, вырывал у жизни то, что «писатели дворяне берут у природы даром». Разночинец, выходец из мелкобуржуазной среды, сын лавочника, он чувствовал себя связанным по рукам и ногам предрассудками его среды.

По каплям выдавливал он из себя рабью кровь для того, чтобы, проснувшись однажды, почувствовать, что в его жилах течет настоящая человеческая кровь. Это был трудный процесс, потребовавший много усилий воли.

Поездка в Таганрог была одним из тех толчков, которые ускорили его духовное перерождение.

Отвращение к родному городу, которое явственно звучит в его апрельских письмах 1887 года, впоследствии сгладится. Больше того: Чехов многое сделает для Таганрога и это будет свидетельствовать о его зрелости.

Выехав из Таганрога, Чехов предпринял путешествие по Донецкой области. Проездом побывал он в Святых горах. Поездка найдет свое отражение в рассказах «Печенег», «В родном углу», «Перекати-поле», «Святой ночью», «Степь». А Таганрог – «грязный, пустой, ленивый, безграмотный и скучный» будет изображен в повествованиях о городах, в которых «нет ни одного честного человека», о тех городах, где можно наблюдать лишь «длинный ряд глухих медлительных страданий: людей, сжитых со света их близкими, замученных собак, сходивших с ума, живых воробьев, ощипанных мальчишками догола и брошенных в воду…»

Эти города, в которых живут «почтенные любители драматического искусства», но где – «на сто тысяч жителей» нет ни одного, «который не был бы похож на другого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему». Здесь только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством… И неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и искра божья гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери» (См. «Моя жизнь» и «Три сестры»).

Читайте также:  Перелом кости за ухом

Провинциальную Россию Чехов знал только по Таганрогу – и города, в которых тоскуют три сестры, жиреет доктор Ионыч, страдает Мисаил Полознев, и где как некий символ косности царит учитель Беликов, страшный «Человек в футляре», – это все тот же Таганрог – чеховского детства и юности.

Читайте также

Глава тридцать третья ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА В ЖИЗНИ ЛУНАЧАРСКОГО

Глава тридцать третья ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА В ЖИЗНИ ЛУНАЧАРСКОГО Литературно-критическое наследство Луначарского многообразно. Он поддерживал все талантливое, что служило революции и строительству нового общества. Он старался держаться на равном расстоянии от всех

Год великого перелома 1929

Год великого перелома 1929 У нас сейчас лучше чем когда нибудь такого размаха общей работищи не знала никакая история. Из письма Маяковского к Татьяне летом 1929 г. Вероника Полонская, последняя любовь Маяковского.Я огорчилась, когда Володя прочел мне «Письмо из Парижа о

Точка перелома (1943)

Точка перелома (1943) I 30 апреля 1943 года испанский рыбак Хосе Антонио Рей Мариа обнаружил в воде, недалеко от берега, мертвое тело. Местные власти установили, что покойный был английским офицером в чине майора морской пехоты, который утонул примерно 3-4 дня назад.Вскрытие,

Часть третья ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА

Часть третья ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА «Вот раз идем это мы, помнится, на самое Усекновение главы Предтечи, я с фонарем впереди, да вдруг вижу из-за церкви, горит огненный столп на небе. Я: “Ах!” и чуть не уронила фонарь. А матушка идет за мной, да: “Что ты? Что с тобой?” Как

Часть первая До перелома

Часть первая До перелома [В основу этой части легли дневниковые записи Ив. Ал. Бунина, переписанные им с «истлевших и неполных» клочков заметок того времени, выдержки из автобиографического конспекта, составленного им на основе уничтоженных записей, воспоминания Веры

В. С. Кривенко Из воспоминаний «Юнкерские годы» Первое Павловское военное училище. 1871-1873 годы[34]

В. С. Кривенко Из воспоминаний «Юнкерские годы» Первое Павловское военное училище. 1871-1873 годы[34] …После окончания курса в одной из провинциальных военных гимназий я приехал в Петербург в военное училище один, без товарищей, которые под руководством воспитателя

IV. Организация производства винтовки (1891-1897 годы). Последние годы жизни (1897-1902 годы)

IV. Организация производства винтовки (1891-1897 годы). Последние годы жизни (1897-1902 годы) Создав русскую трёхлинейную винтовку, Мосин немедленно приступил к организации её производства. Он был не только конструктором, но и широко образованным инженером-технологом, за долгие

VI. ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА

VI. ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА «Рушится и превращается в прах последняя надежда капиталистов всех стран, мечтающих о восстановлении капитализма в СССР, – «священный принцип частной собственности». Крестьяне, рассматриваемые ими как материал, унаваживающий почву для

ГЛАВА ВТОРАЯ. УЧЕБНЫЕ ГОДЫ. 1904 – 1914 ГОДЫ

ГЛАВА ВТОРАЯ. УЧЕБНЫЕ ГОДЫ. 1904 – 1914 ГОДЫ Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… А.С. Пушкин Чугунолитейный завод инженеров Марковых. Его жизнь и население. Реальное училище. Революция 1905 г. в Туле. Яков Сергеевич. Друзья и товарищи, забавы и развлечения.

Пуск «Энергии», работы по ракетам в последние годы СССР и первые годы независимой Украины

Пуск «Энергии», работы по ракетам в последние годы СССР и первые годы независимой Украины Cняв Cергеева и назначив меня исполняющим обязанности первого заместителя отсутствующего директора, начальство разъехалось. Оно посчитало, что сделало все возможное для пуска

9. 1956: Год великого перелома

9. 1956: Год великого перелома В годы первых сталинских пятилеток популярными часто становились броские призывные лозунги, поднимавшие трудящихся на новые трудовые свершения, порой наперекор и вопреки всем лишениям и трудностям. Так, когда приступили к массовой

6. 1916 год. «Брусиловский прорыв» – стратегические перспективы «коренного перелома» в войне

6. 1916 год. «Брусиловский прорыв» – стратегические перспективы «коренного перелома» в войне В дневнике Лемке приведена весьма показательная беседа, состоявшаяся у него с Алексеевым и Пустовойтенко в марте 1916 г., в период боев Нарочской и Двинской операций и разработки

2. Год перелома

2. Год перелома Эти осенние дни 1923 года были лучшими в трудной, полной испытаний, опасностей и тревог жизни Сунь Вэня. Каждый из этих дней приносил что-нибудь новое, и он все явственнее ощущал, что в развитии революции, которой он себя посвятил с юношеских лет, наступил

Ушиб мягких тканей, период восстановления функций конечности после вывиха или перелома

Ушиб мягких тканей, период восстановления функций конечности после вывиха или перелома 1. «Установочные движения».2. Чередуют контактное (наложение подушечек пальцев на больное место или ладонь в виде «краба) и бесконтактное («прессовые движения») воздействия.

Источник