Перелом в мировоззрении толстого исповедь
В «Анне Карениной» есть люди,
которые как будто служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити
понимает, что это бедность души и бедность жизни. Остается только тоненькая
ниточка – попытка Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство.
Соединить собственную жажду верить с традиционной религией.
Перелом в мировоззрении Толстого начала 80-х
Толстой отказался от всех
попыток компромисса крестьянства и дворянства. Толстой начисто отказался от
всех дворянских привилегий и дворянского образа мысли. Он перешел на сторону
крестьян. На основе этого крестьянского мироощущения он построил свою утопическую
теорию, свое учение. В последние годы жизни выступал не как писатель, а как
проповедник и учитель жизни.
После перелома Толстой отказался
от художественного творчества, стал считать искусство забавой дворян. Толстой
пишет вначале только публицистически и философские работы.
«Исповедь», где рассказывает
все, что и как с ним происходило; «В чем моя вера», «Так что же нам делать?»,
«Царство божие в нас». Одновременно Толстой пишет народные рассказы. Короткие,
простые, которые могут быть понятны неграмотному крестьянину. И в них он
излагает художественно свое учение. Более объемно «Сказка об Иване-дураке и его
братьях». Пишет и религиозные работы, работает на своим «Евангелием».
В конце 80-х появляются повести,
написанные в новой манере. Открывает новый жанр – пьесы. «Власть тьмы» –
трагедия, «Плоды просвещения» – комедия. Повести: «Смерть Ивана Ильича»,
«Крейцерова соната», «Хозяин и работник» и др. Это повести разоблачительные,
говорящие о ненормальности жизни окружающих людей.
90-ые годы целиком отданы
«Воскресению». 900-ые снова возвращается к повестям и пьесам. Толстой пишет
повести в новой манере, передающие его учение: «После бала», «За что?» (судьба
ссыльных поляков). Но одновременно пишет вещи, которые перестают укладываться в
его учение: незаконченная пьеса «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», где
предчувствуется бунинская манера.
Что такое Толстовское учение?
Что отвергает Толстой? Что он предлагает? Какими путями?
1. Корень несправедливости – это
несправедливое владение землей. Землей владеют дворяне, которые на земле не
работают, а у работающих мужиков земли нет. Как следствие этого праздная
паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне –
от скуки, в т.ч. и искусством.
Несправедливое распределение
надо удерживать силой, и весь государственный аппарат – это инструмент насилия.
Толстой отрицает целиком образ
жизни дворянства, дворянскую собственность, все виды дворянской деятельности и
весь государственный аппарат, и армию тоже, так как она нужна только для того,
чтобы удерживать в подчинении своих и чужих.
Официальная церковь (учреждение)
и официальная религия (система веры) – части государства, которые помогают
держать в угнетении, отсюда отвергается религия и церковь.
Толстой считает только одно
коренное сословие – крестьянство. Промышленная городская жизнь – все это, по
Толстому, только порча народа. Он отверг и промышленность, и город, и отверг
само понятие прогресса. По Толстому, промышленное производство – это только
гибель для народа, поэтому прогресс не нужен. Заодно отвергается и искусство,
наука. М. Горький назвал Толстого «Великим бунтовщиком». Никто из русских
деятелей не отвергал такого массива русской жизни.
2. Толстой считает, что смысл
жизни каждого человека только один – работа на земле. Отсюда каждый человек
должен получить такой кусок земли, который он в силах обработать, без
возможности продавать землю.
Жизнь каждого, таким образом,
будет заполнена трудом. И все занятия от праздности станут не нужны, как и
религия, и государство.
3. Толстой законченный противник
всяких великих революционных переворотов. Почему? Он вообще не верит в
социальные меры, он верит только в нравственные меры. Он убежден, что всякая
революция – это насилие. Насилие – это зло, а злом нельзя идти к добрым целям,
отсюда знаменитый толстовский тезис: непротивление злу насилием.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание – внизу страницы.
Источник
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого , страница 14
В «Анне Карениной» есть люди, которые как будто служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити понимает, что это бедность души и бедность жизни. Остается только тоненькая ниточка – попытка Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство. Соединить собственную жажду верить с традиционной религией.
Перелом в мировоззрении Толстого начала 80-х
Толстой отказался от всех попыток компромисса крестьянства и дворянства. Толстой начисто отказался от всех дворянских привилегий и дворянского образа мысли. Он перешел на сторону крестьян. На основе этого крестьянского мироощущения он построил свою утопическую теорию, свое учение. В последние годы жизни выступал не как писатель, а как проповедник и учитель жизни.
После перелома Толстой отказался от художественного творчества, стал считать искусство забавой дворян. Толстой пишет вначале только публицистически и философские работы.
«Исповедь», где рассказывает все, что и как с ним происходило; «В чем моя вера», «Так что же нам делать?», «Царство божие в нас». Одновременно Толстой пишет народные рассказы. Короткие, простые, которые могут быть понятны неграмотному крестьянину. И в них он излагает художественно свое учение. Более объемно «Сказка об Иване-дураке и его братьях». Пишет и религиозные работы, работает на своим «Евангелием».
В конце 80-х появляются повести, написанные в новой манере. Открывает новый жанр – пьесы. «Власть тьмы» – трагедия, «Плоды просвещения» – комедия. Повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник» и др. Это повести разоблачительные, говорящие о ненормальности жизни окружающих людей.
90-ые годы целиком отданы «Воскресению». 900-ые снова возвращается к повестям и пьесам. Толстой пишет повести в новой манере, передающие его учение: «После бала», «За что?» (судьба ссыльных поляков). Но одновременно пишет вещи, которые перестают укладываться в его учение: незаконченная пьеса «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», где предчувствуется бунинская манера.
Что такое Толстовское учение? Что отвергает Толстой? Что он предлагает? Какими путями?
1. Корень несправедливости – это несправедливое владение землей. Землей владеют дворяне, которые на земле не работают, а у работающих мужиков земли нет. Как следствие этого праздная паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне – от скуки, в т.ч. и искусством.
Несправедливое распределение надо удерживать силой, и весь государственный аппарат – это инструмент насилия.
Толстой отрицает целиком образ жизни дворянства, дворянскую собственность, все виды дворянской деятельности и весь государственный аппарат, и армию тоже, так как она нужна только для того, чтобы удерживать в подчинении своих и чужих.
Официальная церковь (учреждение) и официальная религия (система веры) – части государства, которые помогают держать в угнетении, отсюда отвергается религия и церковь.
Толстой считает только одно коренное сословие – крестьянство. Промышленная городская жизнь – все это, по Толстому, только порча народа. Он отверг и промышленность, и город, и отверг само понятие прогресса. По Толстому, промышленное производство – это только гибель для народа, поэтому прогресс не нужен. Заодно отвергается и искусство, наука. М. Горький назвал Толстого «Великим бунтовщиком». Никто из русских деятелей не отвергал такого массива русской жизни.
2. Толстой считает, что смысл жизни каждого человека только один – работа на земле. Отсюда каждый человек должен получить такой кусок земли, который он в силах обработать, без возможности продавать землю.
Жизнь каждого, таким образом, будет заполнена трудом. И все занятия от праздности станут не нужны, как и религия, и государство.
3. Толстой законченный противник всяких великих революционных переворотов. Почему? Он вообще не верит в социальные меры, он верит только в нравственные меры. Он убежден, что всякая революция – это насилие. Насилие – это зло, а злом нельзя идти к добрым целям, отсюда знаменитый толстовский тезис: непротивление злу насилием.
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 267
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 603
- БГУ 155
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 963
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
- ВНТУ 120
- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
- ВНУ им. Даля 166
- ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1966
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 299
- ДГПУ 159
- ДальГАУ 279
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 408
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 498
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 131
- ИжГТУ 145
- КемГППК 171
- КемГУ 508
- КГМТУ 270
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им. Дегтярева 174
- КнАГТУ 2910
- КрасГАУ 345
- КрасГМУ 629
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 138
- КубГУ 109
- КузГПА 182
- КузГТУ 789
- МГТУ им. Носова 369
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 331
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 637
- МГУТУ 122
- МТУСИ 179
- ХАИ 656
- ТПУ 455
- НИУ МЭИ 640
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 213
- НУК им. Макарова 543
- НВ 1001
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
- НГМУ 665
- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1993
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 302
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 120
- РАНХиГС 190
- РОАТ МИИТ 608
- РТА 245
- РГГМУ 117
- РГПУ им. Герцена 123
- РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 123
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 131
- СПбГАСУ 315
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 146
- СПбГПУ 1599
- СПбГТИ (ТУ) 293
- СПбГТУРП 236
- СПбГУ 578
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 194
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им. Гагарина 114
- СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1654
- СибГТУ 946
- СГУПС 1473
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2424
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им. Каразина 305
- ХНУРЭ 325
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 309
Полный список ВУЗов
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Источник статьи: https://vunivere.ru/work3720/page14
Перелом в мировоззрении толстого исповедь
46. Перелом в мировоззрении Л. Толстого на рубеже 1870–1880-х годов: его содержание и последствия для общественной, духовно-нравственной и эстетической позиции писателя.
Во второй половине 1860-х — в 1870-х Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.
В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет «Азбуку» (1871–72) и позже «Новую азбуку» (1874–75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Т. возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Т. традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нём скептическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е гг., связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-филосфского мировоззрения Т..
В 80-е гг. Т. заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьёт себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни близких. В его публицистических работах «Так что же нам делать?» (1882–86) и «Рабство нашего времени» (1899–1900) дана резкая критика пороков современной цивилизации, но выход из противоречий Т. видит по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя пропитывается публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884–86) Т. рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символичный «свет», возникающий в последние минуты в его сознании, должны были, по мысли Т., воплощать идею религиозного «спасения». Но эти иллюзии были побеждены трезвым психологическим реализмом повести. Повесть «Крейцерова соната» (1887–1889, опубликована 1891) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889–90, опубликована 1911) Т. посвятил теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишённой всякого своекорыстия.
В 90-е гг. Т. пытается теоретически обосновать свои взгляды на искусство. Искусство содержательное, посвящённое высоким нравственно-религиозным целям, Т. противопоставляет искусству упадочному, декадентскому. В трактате «Что такое искусство?» (1897–98) он выдвигает теорию «заражения» искусством (то есть закрепления и передачи раз испытанного чувства посредством линий, красок, звуков, образов) и в этом видит основу эмоционального переживания читателя, зрителя, слушателя. «Главное значение искусства», — по Т., — «значение объединения» (Полн. собр. соч., т. 57, 1952, с. 132). По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства — дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом.
Главной художественной работой Т. 90-х гг. явился роман «Воскресение» (1889–99). Художественно исследуя судьбы людей из народной среды — ссыльных, крестьян, революционеров, Т. подчёркивал общее для всех них положение бесправия и угнетения, сковывающее духовные силы народа. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Т. святейшим Синодом от православной церкви (1901).
В последнее десятилетие жизни Т. — признанный глава русской литературы, защитник реалистического направления от модных декадентских влияний. Он поддерживает личные отношения и сочувственно относится к таким писателям, как В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький. Продолжается и общественно-публицистическая деятельность Т. (воззвания, статьи, работа над книгой «Круг чтения»). Однако как раз в то время, когда толстовство получает широкую известность в качестве идейной доктрины, сам Т. испытывает колебания и сомнения в правоте своего учения. Ход событий в преддверии Революции 1905–07 ставит перед серьёзным испытанием его патриархальные идеалы. Всемирно известными выступлениями Т. стали его горячие протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).
Последние годы жизни Т. провёл в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С. А. Толстой — с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 Т. тайно ушёл из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово. Смерть Т. потрясла Россию.
Источник статьи: https://medium.com/@placeholdermax_60276/46-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BB-24feed49c34b
Источник
Детство, отрочество, юность
Военная карьера
Путешествие
Семейная жизнь
Перелом
“Война и мир” имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после “Анны Карениной” произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался.
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.
Он даже велел своим гостям самим выносить свои ночные горшки, хотя для этого в доме имелись слуги. Чем больше он старался жить по мирному учению Христа, тем менее мирной становилась его домашняя жизнь. В итоге вместо мира и гармонии в доме он получил хаос, разочарования и яростные споры с Софьей, отчаянно стремившейся защитить благосостояние детей. Она добилась этого, опубликовав многотомник его избранных сочинений.
Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называвшие себя «толстовцами». Ход переворота, совершившегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).
Последний роман Льва Толстого «Воскресение» (1889–99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность, следила вся Россия. На станции Астапово Лев Толстой и скончался 20 ноября 1910 года (7 ноября по старому стилю) в окружении прибывших родных. В ночь на 22 ноября (9 ноября по ст. стилю) гроб с телом Льва Николаевича Толстого был отправлен в Ясную поляну.
Похороны Льва Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Но, к сожалению многих его почитателей похороны прошли по гражданскому обряду, так как Толстой был отлучен от церкви.
Наверх
Источник