Перелом в мировоззрении толстого исповедь

В «Анне Карениной» есть люди,
которые как будто служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити
понимает, что это бедность души и бедность жизни. Остается только тоненькая
ниточка – попытка Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство.
Соединить собственную жажду верить с традиционной религией.

Перелом в мировоззрении Толстого начала 80-х

Толстой отказался от всех
попыток компромисса крестьянства и дворянства. Толстой начисто отказался от
всех дворянских привилегий и дворянского образа мысли. Он перешел на сторону
крестьян. На основе этого крестьянского мироощущения он построил свою утопическую
теорию, свое учение. В последние годы жизни выступал не как писатель, а как
проповедник и учитель жизни.

После перелома Толстой отказался
от художественного творчества, стал считать искусство забавой дворян. Толстой
пишет вначале только публицистически и философские работы.

«Исповедь», где рассказывает
все, что и как с ним происходило; «В чем моя вера», «Так что же нам делать?»,
«Царство божие в нас». Одновременно Толстой пишет народные рассказы. Короткие,
простые, которые могут быть понятны неграмотному крестьянину. И в них он
излагает художественно свое учение. Более объемно «Сказка об Иване-дураке и его
братьях». Пишет и религиозные работы, работает на своим «Евангелием».

В конце 80-х появляются повести,
написанные в новой манере. Открывает новый жанр – пьесы. «Власть тьмы» –
трагедия, «Плоды просвещения» – комедия. Повести: «Смерть Ивана Ильича»,
«Крейцерова соната», «Хозяин и работник» и др. Это повести разоблачительные,
говорящие о ненормальности жизни окружающих людей.

90-ые годы целиком отданы
«Воскресению». 900-ые снова возвращается к повестям и пьесам. Толстой пишет
повести в новой манере, передающие его учение: «После бала», «За что?» (судьба
ссыльных поляков). Но одновременно пишет вещи, которые перестают укладываться в
его учение: незаконченная пьеса «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», где
предчувствуется бунинская манера.

Что такое Толстовское учение?
Что отвергает Толстой? Что он предлагает? Какими путями?

1. Корень несправедливости – это
несправедливое владение землей. Землей владеют дворяне, которые на земле не
работают, а у работающих мужиков земли нет. Как следствие этого праздная
паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне –
от скуки, в т.ч. и искусством.

Несправедливое распределение
надо удерживать силой, и весь государственный аппарат – это инструмент насилия.

Толстой отрицает целиком образ
жизни дворянства, дворянскую собственность, все виды дворянской деятельности и
весь государственный аппарат, и армию тоже, так как она нужна только для того,
чтобы удерживать в подчинении своих и чужих.

Официальная церковь (учреждение)
и официальная религия (система веры) – части государства, которые помогают
держать в угнетении, отсюда отвергается религия и церковь.

Толстой считает только одно
коренное сословие – крестьянство. Промышленная городская жизнь – все это, по
Толстому, только порча народа. Он отверг и промышленность, и город, и отверг
само понятие прогресса. По Толстому, промышленное производство – это только
гибель для народа, поэтому прогресс не нужен. Заодно отвергается и искусство,
наука. М. Горький назвал Толстого «Великим бунтовщиком». Никто из русских
деятелей не отвергал такого массива русской жизни.

2. Толстой считает, что смысл
жизни каждого человека только один – работа на земле. Отсюда каждый человек
должен получить такой кусок земли, который он в силах обработать, без
возможности продавать землю.

Жизнь каждого, таким образом,
будет заполнена трудом. И все занятия от праздности станут не нужны, как и
религия, и государство.

3. Толстой законченный противник
всяких великих революционных переворотов. Почему? Он вообще не верит в
социальные меры, он верит только в нравственные меры. Он убежден, что всякая
революция – это насилие. Насилие – это зло, а злом нельзя идти к добрым целям,
отсюда знаменитый толстовский тезис: непротивление злу насилием.

Источник

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого , страница 14

В «Анне Карениной» есть люди, которые как будто служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити понимает, что это бедность души и бедность жизни. Остается только тоненькая ниточка – попытка Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство. Соединить собственную жажду верить с традиционной религией.

Перелом в мировоззрении Толстого начала 80-х

Толстой отказался от всех попыток компромисса крестьянства и дворянства. Толстой начисто отказался от всех дворянских привилегий и дворянского образа мысли. Он перешел на сторону крестьян. На основе этого крестьянского мироощущения он построил свою утопическую теорию, свое учение. В последние годы жизни выступал не как писатель, а как проповедник и учитель жизни.

После перелома Толстой отказался от художественного творчества, стал считать искусство забавой дворян. Толстой пишет вначале только публицистически и философские работы.

Читайте также:  Проблемы пациента при открытом переломе

«Исповедь», где рассказывает все, что и как с ним происходило; «В чем моя вера», «Так что же нам делать?», «Царство божие в нас». Одновременно Толстой пишет народные рассказы. Короткие, простые, которые могут быть понятны неграмотному крестьянину. И в них он излагает художественно свое учение. Более объемно «Сказка об Иване-дураке и его братьях». Пишет и религиозные работы, работает на своим «Евангелием».

В конце 80-х появляются повести, написанные в новой манере. Открывает новый жанр – пьесы. «Власть тьмы» – трагедия, «Плоды просвещения» – комедия. Повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник» и др. Это повести разоблачительные, говорящие о ненормальности жизни окружающих людей.

90-ые годы целиком отданы «Воскресению». 900-ые снова возвращается к повестям и пьесам. Толстой пишет повести в новой манере, передающие его учение: «После бала», «За что?» (судьба ссыльных поляков). Но одновременно пишет вещи, которые перестают укладываться в его учение: незаконченная пьеса «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», где предчувствуется бунинская манера.

Что такое Толстовское учение? Что отвергает Толстой? Что он предлагает? Какими путями?

1. Корень несправедливости – это несправедливое владение землей. Землей владеют дворяне, которые на земле не работают, а у работающих мужиков земли нет. Как следствие этого праздная паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне – от скуки, в т.ч. и искусством.

Несправедливое распределение надо удерживать силой, и весь государственный аппарат – это инструмент насилия.

Толстой отрицает целиком образ жизни дворянства, дворянскую собственность, все виды дворянской деятельности и весь государственный аппарат, и армию тоже, так как она нужна только для того, чтобы удерживать в подчинении своих и чужих.

Официальная церковь (учреждение) и официальная религия (система веры) – части государства, которые помогают держать в угнетении, отсюда отвергается религия и церковь.

Толстой считает только одно коренное сословие – крестьянство. Промышленная городская жизнь – все это, по Толстому, только порча народа. Он отверг и промышленность, и город, и отверг само понятие прогресса. По Толстому, промышленное производство – это только гибель для народа, поэтому прогресс не нужен. Заодно отвергается и искусство, наука. М. Горький назвал Толстого «Великим бунтовщиком». Никто из русских деятелей не отвергал такого массива русской жизни.

2. Толстой считает, что смысл жизни каждого человека только один – работа на земле. Отсюда каждый человек должен получить такой кусок земли, который он в силах обработать, без возможности продавать землю.

Жизнь каждого, таким образом, будет заполнена трудом. И все занятия от праздности станут не нужны, как и религия, и государство.

3. Толстой законченный противник всяких великих революционных переворотов. Почему? Он вообще не верит в социальные меры, он верит только в нравственные меры. Он убежден, что всякая революция – это насилие. Насилие – это зло, а злом нельзя идти к добрым целям, отсюда знаменитый толстовский тезис: непротивление злу насилием.

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309
Читайте также:  Куплю узел перелома на каракат

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник статьи: https://vunivere.ru/work3720/page14

Перелом в мировоззрении толстого исповедь

46. Перелом в мировоззрении Л. Толстого на рубеже 1870–1880-х годов: его содержание и последствия для общественной, духовно-нравственной и эстетической позиции писателя.

Во второй половине 1860-х — в 1870-х Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.

В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет «Азбуку» (1871–72) и позже «Новую азбуку» (1874–75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Т. возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Т. традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нём скептическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е гг., связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-филосфского мировоззрения Т..

В 80-е гг. Т. заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьёт себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни близких. В его публицистических работах «Так что же нам делать?» (1882–86) и «Рабство нашего времени» (1899–1900) дана резкая критика пороков современной цивилизации, но выход из противоречий Т. видит по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя пропитывается публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884–86) Т. рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символичный «свет», возникающий в последние минуты в его сознании, должны были, по мысли Т., воплощать идею религиозного «спасения». Но эти иллюзии были побеждены трезвым психологическим реализмом повести. Повесть «Крейцерова соната» (1887–1889, опубликована 1891) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889–90, опубликована 1911) Т. посвятил теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишённой всякого своекорыстия.

В 90-е гг. Т. пытается теоретически обосновать свои взгляды на искусство. Искусство содержательное, посвящённое высоким нравственно-религиозным целям, Т. противопоставляет искусству упадочному, декадентскому. В трактате «Что такое искусство?» (1897–98) он выдвигает теорию «заражения» искусством (то есть закрепления и передачи раз испытанного чувства посредством линий, красок, звуков, образов) и в этом видит основу эмоционального переживания читателя, зрителя, слушателя. «Главное значение искусства», — по Т., — «значение объединения» (Полн. собр. соч., т. 57, 1952, с. 132). По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства — дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом.

Главной художественной работой Т. 90-х гг. явился роман «Воскресение» (1889–99). Художественно исследуя судьбы людей из народной среды — ссыльных, крестьян, революционеров, Т. подчёркивал общее для всех них положение бесправия и угнетения, сковывающее духовные силы народа. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Т. святейшим Синодом от православной церкви (1901).

В последнее десятилетие жизни Т. — признанный глава русской литературы, защитник реалистического направления от модных декадентских влияний. Он поддерживает личные отношения и сочувственно относится к таким писателям, как В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький. Продолжается и общественно-публицистическая деятельность Т. (воззвания, статьи, работа над книгой «Круг чтения»). Однако как раз в то время, когда толстовство получает широкую известность в качестве идейной доктрины, сам Т. испытывает колебания и сомнения в правоте своего учения. Ход событий в преддверии Революции 1905–07 ставит перед серьёзным испытанием его патриархальные идеалы. Всемирно известными выступлениями Т. стали его горячие протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).

Читайте также:  Травмы переломы носа и кровотечениях

Последние годы жизни Т. провёл в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С. А. Толстой — с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 Т. тайно ушёл из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово. Смерть Т. потрясла Россию.

Источник статьи: https://medium.com/@placeholdermax_60276/46-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BB-24feed49c34b

Источник

Детство, отрочество, юность    
Военная карьера    
Путешествие    
Семейная жизнь    
Перелом

        “Война и мир” имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после “Анны Карениной” произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался.

        Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.

        Он даже велел своим гостям самим выносить свои ночные горшки, хотя для этого в доме имелись слуги. Чем больше он старался жить по мирному учению Христа, тем менее мирной становилась его домашняя жизнь. В итоге вместо мира и гармонии в доме он получил хаос, разочарования и яростные споры с Софьей, отчаянно стремившейся защитить благосостояние детей. Она добилась этого, опубликовав многотомник его избранных сочинений.

        Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называвшие себя «толстовцами». Ход переворота, совершившегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).

        Последний роман Льва Толстого «Воскресение» (1889–99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.

        Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

        Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность, следила вся Россия. На станции Астапово Лев Толстой и скончался 20 ноября 1910 года (7 ноября по старому стилю) в окружении прибывших родных. В ночь на 22 ноября (9 ноября по ст. стилю) гроб с телом Льва Николаевича Толстого был отправлен в Ясную поляну.

        Похороны Льва Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Но, к сожалению многих его почитателей похороны прошли по гражданскому обряду, так как Толстой был отлучен от церкви.

Наверх

Источник