Перелом в духовной жизни общества в период перестройки
Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:
Главная > 
Wiki-учебник > 
История > 9 класс > Перемены в духовной жизни 85-91 годов: гласность и свобода
Социально- политические изменения в обществе в период перестройки коснулись и духовной жизни советских граждан. Для народа стали доступны свобода слова, вероисповедания, совести и гласность все то, что долгие года находилось под строжайшим запретом руководства государства.
Гласность
Политика гласности была продемонстрирована самим генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым еще на начальном этапе правления. Во время визита в Ленинград, без согласования с членами Политбюро, Горбачев начал напрямую общаться с народом, поднимая темы, которые обсуждались только в тесных кругах членов правительства.
Впервые за всю историю СССР, политика высшего руководства открыто доносилась до широких масс. Уже к концу 1985 года постепенно ослабевала государственная цензура критические материалы в газетах, журналах, на радио и телевидении не поддавались запрету, а иногда и поощрялись властью.
Советский народ получил возможность открыто выражать свое недовольство работой государственных структур, в том числе и КГБ, чиновников на местах и высшего партийного руководства. С внедрением политики гласности началось крушение официальной советской идеологии.
Социализм в глазах населения, неразрывно был повязан с демократией, а не со старыми коммунистическими принципами, которые значительно потеряли свою актуальность. Некоторые должностные лица предпринимали попытки ликвидации гласности, как угрожающего для коммунизма явления.
Однако остановить раскрепощение народного сознания оказалось невозможным. Новый взгляд на историческое прошлое. Резкий переход от «застоя» привел к некоторому переосмыслению народом советской истории.
Одновременно с масштабной подготовкой к празднованию 70 годовщины Великого Октября, по государству распространяются скандальные публикации о сталинских репрессиях, и тщательно скрываемых фактах Гражданской войны.
Впервые праздник в честь прихода к власти большевиков оказался под угрозой срыва. В этот период была создана специальная комиссия при Политбюро, занимающаяся расследованиями преступлений сталинского режима.
Уже к середине 1988 года, были посмертно реабилитированы политические противники Сталина, которые стали жертвами тоталитарной машины советского вождя Н. И. Бухарин, Л.Б. Каменев, А.И, Рыков, Г. Е. Зиновьев.
Верховным Советом СССР была принята декларация, в которой насильственная депортация народов Советского союза в 40-х годах была признана как политическая репрессия. В 1990 году М. Горбачев лично огласил настоящее количество жертв большевистского террора, которое достигало несколько десятков миллионов человек.
Шокированный народ СССР воспринял такую информацию с огромной болью и возмущением – о дальнейшей авторитетности коммунистической партии не могло быть речи.
Литература, телевидение и пресса
В период перестройки, в СССР начали постепенно возвращаться деятели культуры, которые по политическим мотивам долгие годы перебывали в вынужденной эмиграции. Советские издательства массово начали публиковать произведения запрещенных ранее авторов.
Для широкой общественности стали доступными труды А. Солженицына, М. Булгакова, И. Северянина, Б. Пастернака, М. Бахтина, а также книги религиозного содержания Коран, Библия, Тора. Небывалой популярностью пользовались и печатные средства массовой информации тиражи неполитических изданий в период перестройки выросли в десятки раз.
В газетах начали печатать письма читателей, которые приходили в редакцию. Начало такой тенденции положила жительница Ленинграда, написавшая в газету «Советская Россия» статью, в которой призывала народ защитить честь Сталина и не предавать коммунистические идеи.
Ответной реакцией стали тысячи писем, в которых советский народ выражал открытую критику сталинизма. Огромную роль в развитии духовной жизни сыграло телевиденье, на котором впервые начали транслироваться зарубежные телепередачи и фильмы, открывшие советским людям западный мир, который долгое время был недоступным.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Экономические реформы в 1985-1991 годов: от плановой экономики – к рыночной
Следующая тема:   Реформа политической системы 85-91 годов: кадры и многопартийность
Все неприличные комментарии будут удаляться.
Источник
Политика “гласности”. В отличие от свободы слова, “гласность” подразумевала разрешение властей говорить то, что они сами хотят слышать. Первый опыт реализации политики гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе поездки по стране после избрания главой партии. В мае 1985 г. он прибыл в Ленинград, где без согласования с Политбюро напрямую общался с населением, впервые откровенно высказывая все то, о чем раньше речь шла лишь в высших кругах руководства. Был снят запрет на публикацию острых критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ.
Впервые достоянием общественности стала информация о тяжелых проблемах закрытых прежде для критики регионов (Москва, Ленинград, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан), лидеры которых входили в состав Политбюро; отдельных ведомств и сфер экономики (армия, КГБ, внешняя торговля, финансы, военно-промышленный комплекс). В средствах массовой информации стали обсуждаться темы экологии, партийного руководства культурой и т.п.
На волне “гласности” началось обновление скомпрометировавшей себя официальной идеологии. Оно проходило под девизом: “Больше демократии, больше социализма!”
Политика “гласности” с самого начала подвергалась критике со стороны приверженцев старых порядков. Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания людей было уже невозможно.
Переоценка исторического прошлого. Попытки отойти от “застоя” в обществе не могли не привести к переосмыслению прошлого. На волне подготовки к празднованию 70-летия Октября появилась серия публикаций о закрытых ранее для обсуждения страницах истории революции и гражданской войны, а затем – о сталинских репрессиях 30-х гг. В печати стали упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Ученые и журналисты впервые заговорили об альтернативах строительства социализма в СССР, развития ситуации в 1917 г., о засекреченных прежде страницах истории Великой Отечественной войны. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации.
Была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий, которую возглавил один из идеологов перестройки А. Н. Яковлев. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине “дела” высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные “противники” Сталина – Н. И. Бухарин, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и др.
В 1989 г. реабилитация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия “троек” и “особых совещаний” 30-х – начала 50-х гг., их внесудебные решения отменены, а осужденные – реабилитированы.
Верховный Совет СССР принял Декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны.
В 1990 г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации.
Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. стали миллионы ни в чем не повинных людей.
Противоречия в развитии художественной культуры. “Гласность” привела к снятию запрета на многие художественные произведения, созданные в прежние годы. Увидели свет романы А. Н. Рыбакова “Дети Арбата”, В. Д. Дудинцева “Белые одежды”, Д. А. Гранина “Зубр”, А. А. Века “Новое назначение”. Все они касались темных страниц и сторон сталинской эпохи, поднимали проблемы судеб отечественной интеллигенции в те суровые годы.
Был снят запрет с публикации произведений 20-30-х гг.: вышли в свет книги “Мы” Е. И. Замятина, “Повесть непогашенной луны” Б. А. Пильняка, “Котлован” А. П. Платонова, работы В. Ф. Ходасевича, И. С. Шмелева, В. В. Набокова, ставшие в свое время предупреждением о грядущем тоталитаризме.
Вернулись из вынужденной “эмиграции” труды выдающихся русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина, вслед за ними – литературные произведения И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н. Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, за которые они были лишены советского гражданства.
Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация журналом “Новый мир” многотомного труда А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” о репрессивной системе в Советском Союзе.
Интерес к истории вызвал публикацию массовыми тиражами многотомных исторических исследований Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского.
Впервые увидели свет в нашей стране известные работы зарубежных авторов – “1984” Д. Оруэлла, “Большой террор” Р. Конквеста, “Фашизм” Ж. Желева и др.
Эффект разорвавшейся бомбы произвел фильм Т. Е. Абуладзе “Покаяние”, посвященный теме сталинских репрессий. Не меньший интерес вызвали “полочные” фильмы Э. Г. Климова “Агония”, А. Г. Германа “Проверка на дорогах” и “Мой друг Иван Лапшин”. Вышли на экраны созданные в годы “перестройки” фильмы “Завтра была война” Ю. Кары, “Холодное лето пятьдесят третьего” А. А. Прошкина, “Так жить нельзя” С. С. Говорухина и др.
Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть образцы произведений многих направлений изобразительного искусства. Прошла серия выставок запрещенных прежде к широкому показу работ П. Н. Филонова, А. В. Лентулова, К. С. Малевича, В. В. Кандинского, М. В. Нестерова и др.
Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Ф. Шатрова “Диктатура совести”, “Дальше… Дальше… Дальше…”, по-новому трактовавшие события революции и гражданской войны, показывавшие драматические судьбы В. И. Ленина и других крупных деятелей большевистской партии.
В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, вышли из полуподполья рок-музыканты, зазвучали песни эмигрантских авторов.
Все многообразие форм культурной жизни эпохи “перестройки” вело к духовному пробуждению миллионов людей.
Роль средств массовой информации в “революции умов”. “Перестройка” изменила роль средств массовой информации в жизни общества. Утратила свою роль всесильная цензура (Главлит). Отдел пропаганды ЦК больше не мог приказать печатать или не печатать литературное или иное произведение. Раскрепощенная пресса вызывала растущий интерес у людей. Увеличились тиражи газет и журналов (подписка на 1987 г. показала рост числа подписчиков “Комсомольской правды” – на 3 млн. человек, “Советской России” – на 1 млн.). Наибольший интерес представляли “беспартийные” издания – еженедельник “Московские новости” и журнал “Огонек”, также увеличившие свои тиражи.
По мере развития “гласности” крепла и консервативная оппозиция этому курсу. В марте 1988 г. в газете “Советская Россия” было напечатано большое письмо преподавательницы химии из Ленинграда Н. Андреевой “Не могу поступаться принципами”. В нем открыто осуждалось “заимствование на Западе” антисоциалистической по сути политики “гласности” и “перестройки”, сводимой, по мнению автора, к фальсификации “истории социалистического строительства”, открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.
Призывы Н. Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на сходных позициях. Главный идеолог Е. К. Лигачев назвал статью “образцом большевистской принципиальности”. Она была опубликована всей партийной прессой. На местах статью расценили как установку на возврат к прежней партийной линии.
Лишь через месяц “Правда” опубликовала “ответную” редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались “противниками перестройки”. После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества.
Большую роль в развитии “гласности” сыграло телевидение. Непривычными для зрителей были прямые телеэфиры по наиболее острым вопросам политики, телемосты с зарубежными аудиториями. Страна с огромным вниманием следила за работой Съездов народных депутатов. Появились новые телепередачи (“Взгляд”, “12-й этаж”, “Пятое колесо”).
Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивающихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.
“Гласность”, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом “борьбы за истину”. Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше.
“Гласность” показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части народа впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так.
Тем не менее, именно на основе политики “гласности” в стране к началу 90-х гг. начала формироваться свобода слова, а средства массовой информации на деле стали превращаться в “четвертую власть”.
Источник
Период перестройки (1985–1991 гг.) — это время правления Горбачева М. С., занимавшего пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Осознавая, очевидно, что страна пребывает в политическом, экономическом и идеологическом кризисе, когда в построение коммунизма уже почти никто не верил, Горбачев решился на проведение реформ.
В экономике это повышение самостоятельности предприятий, хозрасчет, развитие частной инициативы и т. д. Но эти половинчатые реформы не могли предотвратить катастрофических процессов — роста бюджетного дефицита, усиления инфляции, падения курса рубля, появления безработицы. В эти годы резко падает уровень жизни населения, в обществе нарастает социальный протест. Горбачев провозгласил гласность: появилась возможность открыто обсуждать прошлое страны и пути ее дальнейшего развития. Политический плюрализм пробудил к жизни различные социальные процессы — суверенитеты, национализм, сепаратизм стали реалиями перестройки. Зачастую эти процессы только расшатывали огромное государство, его идеологию и в итоге привели к распаду СССР в 1991 г.
Советская культура была основана на определенной идеологии: построение социализма и коммунизма, человек — часть социума, смысл его жизни — труд на благо будущих поколений, все люди — единомышленники, преодолевающие сопротивление идейных врагов, наука должна обеспечить материальную основу грядущего счастья, партия — путеводная звезда в светлое будущее и т. д. Но в период перестройки старые стереотипы рушатся, а с ними и советская культура. Основной удар по ней нанесла гласность. Были развенчаны все мифы тоталитарного государства.
Бывшие герои (большевики, герои коллективизации, вожди партии) стали антигероями. Рухнул миф о построении коммунизма, о том, что страна живет в условиях «развитого социализма», что у нас все хорошо. Счастье будущих поколений оказалось под вопросом, само понятие счастья стало расплывчатым. Не только прошлое стало объектом осуждения, но и настоящее. Поток критики лился из центральных газет, журналов, телепередач (600 секунд, Взгляд). Это стало возможным вследствие ослабления цензуры (она будет окончательно отменена в 1991 г.). Итак, СМИ начинают освещать (объективно и субъективно, правдиво и не очень) события прошлого и настоящего. Советскому человеку открываются ужасы тоталитарного прошлого.
Наконец-то стало возможным ознакомиться с запрещенной литературой, отечественной и эмигрантской — издаются Гумилев, Мандельштам, Ходасевич, Ахматова, Зощенко, Пастернак, Солженицын, Бродский, В. Ерофеев, Набоков и др. В то же время творческие люди по-разному воспринимают перемены, часто оказываясь в противоположных лагерях. На этой почве раскалываются творческие союзы. Другая причина распада творческих объединений — недостаточное финансирование, ведь рыночные отношения затрагивают и культуру. В годы перестройки была упрощена процедура выезда за границу, в т. ч. на ПМЖ. Часть творческой интеллигенции предпочла выехать из все еще советской, бюрократической страны.
В это время в СССР появляются т. н. неформальные объединения (в противовес формальным, например, комсомолу) — хиппи, панки, рокеры, металлисты, люберы и др. Теперь уже вполне легально в СССР приходит западная рок-музыка. Появляются и свои сильные коллективы — Кино, ДДТ, Алиса, Наутилус, Звуки Му. Темы литературных и кинематографических произведений, а также репертуар театров значительно расширяются. С другой стороны, в печать и на экраны проникает множество низкопробных произведений, содержащих сцены насилия, порнографию, оккультные идеи. Эротические журналы и руководства по магии продаются всем желающим с открытых лотков на улицах, в подземных переходах.
Человек чувствует себя все более одиноким, потерянным, неуверенным в завтрашнем дне. Старшее поколение лишается своих идеалов или продолжает верить в них и тоскует по «твердой руке». Новых идеалов пока нет. К культурному шоку добавляется социальный — возвращается карточная система, зарплат и пенсий ни на что не хватает, да и платят не вовремя, а инфляция растет.
К социальным катаклизмам добавляются техногенные катастрофы. Оказывается, научные достижения могут приносить не только блага, но и трагедии, например, Чернобыль (о котором сначала пытались умолчать, и это привело к увеличению жертв среди местного населения). Раньше о катастрофах в «благополучной» СССР вообще замалчивали, и тем больший шок они вызывают теперь — крушение теплохода «Адмирал Нахимов», железнодорожная катастрофа под Уфой, взрывы метана в шахтах и т. д.
Культурные герои этого времени — белые офицеры (враги революции), репрессированные поэты (Гумилев, Мандельштам), диссиденты Солженицын, Сахаров, опальный политик Борис Ельцин, рок-музыканты. Горбачев героем не стал, казалось, он тормозит начатые им же реформы. Основные ритуалы все еще сохраняются — демонстрации, парады, живые цветы у Вечного огня, посещение Мавзолея. А вот обряды инициации (торжественный прием в комсомол, партию) постепенно уходят в прошлое. Люди обращаются к церковным обрядам, но для многих — это только обряды, на всякий случай (вдруг что-то такое есть?), а не настоящая вера.
Культуру в стране к 1991 г. можно охарактеризовать как уже почти не советскую, но еще и не постсоветскую. В мыслях большинства людей — разброд и шатание. Многие озабочены зарабатыванием денег, и не только мещане и обыватели, но и деятели от культуры. Но и в этот период продолжают творить те, за которых не стыдно — Сокуров, Олег Ефремов, Бодров-старший, М. Захаров, В. Фокин, П. Фоменко, Р. Виктюк, В. Гергиев и другие. Вновь начинается вечный поиск новых ориентиров и идеалов.
“ПРОСВЕТ.ПРЕСС”
_____________________________________________________________________________________
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» , это очень поможет на этапе развития. Спасибо!!!
Возможно Вам будут интересны другие каналы ПРОСВЕТ.ПРЕСС:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I Самое интересное» – Факты, события, места. Полезные советы, а так же много интересного!
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» – информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей.
Рады, что вы с нами!
Источник