Перелом распредвала

Перелом распредвала thumbnail

Недавно ко мне обратился один человек с проблемой – ломает ново установленный распредвал на “Классике” ВАЗ 2106. Распредвал устанавливался новый вместе с постелью, и через некоторое время он просто тупо ломается пополам. В чем причина ему непонятно… У меня было одно соображения, которое и помогло решить проблему.

Чаще всего это происходит, когда автомобиль покупается не новый и его история эксплуатации малоизвестна. Допустим, прежний владелец, о котором вы не знаете, перегревал машину неоднократно, и у него выдувало прокладку под головкой. Если вы сталкивались с такой проблемой, то рекомендую прежде всего заменить целиком головку!

Типичные методы борьбы с поломкой

Что после этого делает обычно каждый владелец? Обычно всегда снимают головку и отдают ее на проточку, то есть на планировку, выравнивают. После перегрева, возможно неоднократного, происходит деформация головки, мы отдаем на проточку и там ее шлифуют (ту сторону, которая имеет прилегание непосредственно к блоку цилиндров). Токарь ее выравнивает, делая абсолютно идеально ровной.

Но, головка-то вся уже поведена, а вот место посадки распредвала, так как распредвал садится также на головку, никто уже не может прошлифовать, и вот в этом заключается вся проблема.

Что происходит в результате ремонта

Со временем, один раз перегрели, второй раз перегрели, допустим, первая прошлифовка, вторая прошлифовка, третья – неважно сколько их было, может, даже после одной так повести посадочное место под распредвал. Основную плоскость, которая идет к блоку цилиндров, спланировали, а эту вы не трогаете…

В результате получается, что когда устанавливается постель, а она алюминиевая и она имеет определенную гибкость, вы начинаете ее натягивать. Так как на плоскость ее никто не проверяет, продолжаете натягивать.

Получается, что в центральном месте распредвал упирается, так как он не имеет гибкости, он чугунный, а постель гибкая, вы ее перетягиваете. Распредвал ложится на основные три точки – это центральная, и две крайние точки.

Настоящая причина проблемы

Идет повышенная нагрузка на излом распредвала, он нагревается – остывает.., и так происходит несколько раз, пока он не лопнет. Почему не сразу лопается? У него есть определенный запас прочности, но после того, как он несколько раз так нагревается и остывает, у него этот запас заканчивается.

Естественно, за счет термического расширения происходит более усиленная нагрузка и распредвал лопается – вот основная причина почему ломаются распредвалы.

Простой способ предотвратить поломку распредвала

Устранить эту причину можно очень просто – вынимаете распредвал, и кладете постель распредвала на головку, проверяете ее на прилегание. Если есть где-то малейшее неприлегание – это еще раз подтверждает, что головка поведена!

На автомобилях ВАЗ тех моделей, где распредвал установлен верху, это очень критический фактор. Многие об этом не знают! Делать прошлифовку головки, где распредвал находится вверху, практически бесполезно.

Если она не сильно поведена, то это еще позволит на некоторое время задержать ее замену. Однако если же она поведена сильно, то все эти прошлифовки вам ровным счетом ничего не дадут, распредвал будет постоянно ломаться.

Думаю, моя информация окажется полезной для вас. ЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ, а также ПОДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсети! И не забывайте ПОДПИСЫВАТЬСЯ. О своих подобных случаях рассказывайте в комментариях – будет интересно узнать всем.

Источник

У коллеги на ГАЗели лопнул вчера распредвал. Пытались выяснить, что послужило причиной тому, но пока все безрезультатно. Сам распредвал заменили, но все же хотелось бы понимать, из-за чего такое могло произойти? Ведь если лопнул этот, то может лопнуть и второй… А не хотелось бы, так как машины мы сами ремонтируем за свой счет.

Tima99, причинами того что Вы описали может и заводской дефект распредвала, и проблемы в целом в газораспределительном механизме двигателя. В каком месте он лопнул напишите.

Могло переломить из-за поведенной головы или же пенала. Может уже просто время пришло. Может гидрик все же клина поймал. Да всякое может быть. Я не могу точно сказать.

Buxton, лопнул прямо посередине. То есть на третьей постели. Когда ставил новый. новый вошел без проблем совершенно!

Возможно из- за перегрева двигателя, может ваш друг и не заметил этого. Может заводской брак. возможно двигатель с большой нагрузкой работал….причин много.

Читайте также:  Красницкий книга перелом

Tima99, изгиб головы может быть. Если перегрел, то такое вполне вероятно. Ну а там уже надо разбираться. Я не могу точно сказать.

Самые распространенные причины переломов распредвалов это:

1. Изгиб или люфт распредвала в пенале

2. Старение металла.

Вот скорее всего в данном случае именно второй вариант, он более всего распространен.

Buxton, по поводу заводского дефекта согласен полностью. Скорее всего именно из-за него и лопнул. Просто так они не ломаются. По нему из танка надо вжарить, чтобы он лопнул.

Вполне возможно, был установлен вал с большим прогибом. В идеале прогиб вала не должен быть более 0,005 мм. Проверьте масляную систему двигателя. Перегрев вполне может привести к поломке распредвала.

Tima99, распредвал может лопнуть даже просто так, безо всяких причин на то. То есть просто усталость металла. Все же он работает под нагрузкой и в тяжелых условиях. В таком случае его просто менять и все. А лопнет ли новый? Я сомневаюсь. Если голова не поведена, то проблем не будет.

Tima99, Может и повториться, если имеется износ какой-то из “постелей” распредвала. Надо было при установке нового распредвала убедиться в отсутствие люфтов. Если повторится обратите внимание на “постель” возле приводного шкива – здесь возникает самая большая нагрузка.

Алексей, и как правило, он лопается посередине… Да, согласен, что лопнуть распредвал может именно из-за люфта в посадочных местах, либо же от усталости металла. В любом случае перед заменой надо четко понимать причину!

Ответить

Источник

Когда выходит из строя распредвал, то причина поломки, зачастую, не плохое качество изготовления самого распредвала, а совсем иная. Поэтому четкое понимание взаимосвязей в работе распредвала, и сопряженных с ним деталей, очень важно для сборки двигателя. Здесь мы попробуем рассказать о наиболее важных особенностях, над которыми следует подумать, прежде чем ругать распредвал или толкатели.

«Заклинивание» пружины

Подобное происходит, когда монтажная длина клапанной пружины (смонтированной на свое штатное место) оказывается меньше, чем полный ход клапана. В этом случае витки пружины садятся друг на друга, превращая пружину в «твердое тело». Этот «моток» проволоки останавливает движение клапанного механизма и при этом, как правило, ломается самое слабое звено газораспределительного механизма. Обычно гнутся штанги толкателей, обрываются и падают в цилиндр клапаны или «стираются» кулачки. Схема, приведенная ниже, показывает правильную установку клапанной пружины:

В принципе, при полном ходе клапана между витками пружины должен оставаться зазор. «Запас прочности» составляет обычно около 1,5 мм, хотя в некоторых современных двигателях эта величина может колебаться от 0,40 до 3,0 мм, особенно – при двух пружинах на клапан. Но как бы там ни было: смыкание витков пружины – это очень плохо, и может привести к «уничтожению» распредвалов и другие деталей.

«Столкновение» тарелки клапанной пружины и маслосъемного колпачка

Если смыкание витков превращает пружину в твердый «кусок» металла, то «утыкание» тарелки клапанной пружины и маслосъемного колпачка может причинить такой же ущерб. Расстояние от вершины маслосъемного колпачка до нижнего края тарелки клапанной пружины должно быть больше, чем ход клапана, в противном случае колпачок и тарелка столкнутся. Если это расстояние меньше, необходимо доработать на станке направляющую втулку клапана. Это очень распространенная причина ранней поломки распредвала (см. схему 1).

Расстояние между тарелкой клапанной пружины и маслосъемным колпачком должно быть больше, чем ход клапана.

Схема 1.
Расстояние между тарелкой клапанной пружины и маслосъемным колпачком должно быть больше, чем ход клапана.

Нарушения в приводе клапанов

Ненадлежащее управление клапанным механизмом также может вызвать повреждение. Клапанный механизм – сложная система идеально настроенных движущихся деталей, работающих с большими нагрузками и на высоких оборотах. Любое слабое звено или неправильно подобранный компонент может превратить гармонично работающие детали в хлам. Причем, зачастую причиной являются неподходящие, например, «осевшие» из-за длительной эксплуатации, пружины. Проблемы только усугубляются, когда форсируют мотор, устанавливая распределительные валы с «высокими» кулачками и поднимая мощность (т. е. увеличивая давление в цилиндрах).

Читайте также:  При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах пострадавшего

Особенно это заметно на «нижневальных» моторах, со штанговым приводом клапанов. Штанги толкателя являются самым нежестким элементом в клапанном механизме и обычно первыми подвержены деформации. Если пружины слишком «слабые», то увеличенное давление в цилиндре затрудняет открытие клапана и это вызывает изгибание штанги толкателя. Поэтому штанги должны быть достаточно толстыми, чтобы выдержать сжимающую нагрузку и высокие обороты. Слишком большой зазор или заедание толкателя также могут вызывать повреждение. Определяющим является скорость перемещения подвижных деталей ГРМ до их контакта, – чем быстрее «удар» или контакт, тем сильнее его воздействие на детали.

Отключение зажигания для ограничения оборотов

Использование подобного ограничителя оборотов кажется хорошей идеей, но оно также негативно влияет на клапанный механизм.

Большинство современных «ограничителей оборотов» просто отключают зажигание в цилиндрах. Однако топливо продолжает поступать в цилиндр и, при последующем воспламенении, сгорание обогащенной смеси перегружает цилиндр. По этой причине увеличивается давление в цилиндре, «захлопывая» клапан, и передавая удар на пружину, коромысло, штангу толкателя, толкатель и кулачок. Проведенные испытания показали, что отключение подобного ограничителя оборотов – хорошая идея для продления «жизни» двигателя.

Плохая промывка роликовых толкателей

Грязь (мелкие частицы нагара или пыли, лаковые отложения) – причина № 1 неполадок роликового толкателя. Частицы грязи, попадающие с потоком масла, в «тонкие» каналы толкателя, могут привести его заклиниванию. В итоге – увеличиваются зазоры в клапанном механизме, что вызывает чрезмерный шум и мешает нормальному движению клапана.

Устанавливая толкатели, убедитесь, что блок или головка блока двигателя (и каналы в них) являются абсолютно чистыми. Осмотрите толкатели на предмет повреждений при транспортировке и промойте их чистым бензином или дизельным топливом, чтобы удалить загрязнения. После промывки погрузите толкатели в чистое моторное масло для смазки поверхностей перед установкой.

Загрязнение масла

Двигатель никогда не будет «слишком чистым» при сборке. Хорошая чистка промывка корпусных деталей (блока цилиндров или головки блока цилиндров) весьма трудоемка и обычно требует специализированного оборудования, такого как моечная машина. Но и в этом случае не обойтись без бутылочного ершика. Причиной повреждений вкладышей или толкателей часто может стать грязь, скопившаяся ВНУТРИ масляных каналов.

Грязь (мелкие частицы нагара или пыли, лаковые отложения) оседает в масляных каналах, особенно в двигателях, пострадавших от аварийных повреждений. Загрязнения эти скапливаются в уголках и закутках магистралей, и просто продуть каналы сжатым воздухом – значит спрессовать грязь еще больше. Посторонние частицы необходимо промыть и вычистить полностью, чтобы от них не осталось и следа. Для этого нужно удалить (даже с высверливанием и нарезанием резьбы для новых заглушек) все заглушки масляных магистралей, а масляные каналы – вычистить щеткой-ершиком. Также нужно прочистить все отверстия для подвода масла в коленчатом вале и промыть штанги толкателей, даже если они новые.

Кулачки, толкатели и вкладыши (и прочие подвижные детали двигателя) предохраняются от износа тонкой пленкой смазочного масла, и любые твердые частицы, оставшиеся в масле, становятся абразивом, который быстро разрушает поверхность деталей или застревает в малых зазорах. Если заблокировать эти жизненно важные пути для масла, то поломка вкладышей или толкателей – неизбежна. В итоге, если вы хотите, чтобы ваш распредвал и толкатели работали долго, они должны быть чистыми, чистыми, чистыми!

Недостаточная смазка или слишком высокая температура масла

Хорошее смазывание – ключ к продолжительной работе распредвала и толкателя.

Четыре правила хорошей смазки – это:

  • качественное масло;

  • в нужном месте;

  • в нужное время;

  • в достаточном количестве.

При нормальных рабочих условиях в двигателе масло не перегревается. Повышение его температуры обычно является результатом подклинивания деталей, например, в результате застревания толкателя в отверстии или засорения канала.

Результат отсутствия вращения толкателя

Рисунок 2.
Результат отсутствия вращения толкателя

Однако, противоизносные присадки в масле нуждаются в определенном нагреве и давлении, чтобы высвободить молекулу цинка и сформировать равномерное защитное покрытие на деталях. Из-за перегрева химическая реакция, формирующая защитную пленку, не происходит, и присадки перестают работать как следует. В этом случае масло распадается или ослабляется его способность «грунтовать» контактирующие поверхности деталей. Значит, поломка неизбежна!

Если давление масла слишком низкое, то между сопряженными деталями не образуется пленки масла достаточной толщины. Это позволяет деталям соприкасаться, при этом выделяется много тепла, что ведет к их повреждению. Масляной насос с высокой подачей – вот мудрое решение при увеличении оборотов.

Читайте также:  Увч при переломе ребер

Ошибки при приработке «плоских» толкателей

Особенности конструкции и высокое давление пружины делают «плоские» толкатели «звездами» при поломках кулачков на распредвалов. Для них нарушение правильной процедуры приработки неизбежно ведет к поломкам.

Поскольку плоская поверхность толкателя непосредственно контактирует с выступом кулачка, то применение надлежащего (содержащего нужные присадки) моторного масла является принципиальным. Кроме того, стоит соблюдать несколько несложных правил.

Никогда не используйте старые толкатели с новым распредвалом. Если же вы повторно используете и распредвал, и толкатели, то надо устанавливать толкатели на те же места, где они работали ранее.

Смажьте, после полной промывки, все контактирующие поверхности деталей надлежащей сборочной смазкой.

Заправьте систему смазки двигателя перед запуском, при этом надо вращать коленвал, чтобы быть уверенным, что масло заполнило все каналы, все коромысла и толкатели смазаны.

Правильно выставите фазы и опережение зажигания, а также – подачу топлива, чтобы двигатель завелся сразу и не перегревался. После запуска двигатель должен несколько секунд поработать на скорости 2000 – 2500 об/мин., чтобы масло надежно смазало клапанный механизм. Работа двигателя на холостом ходу не обеспечивает достаточной подачи масла. Если двигатель не запускается в течение первой минуты, прекратите пуск и выясните, почему мотор не заработал.

Затем двигатель пусть поработает 20-30 минут, при этом надо медленно менять обороты в диапазоне от 1500 до 3800 об/мин. Немедленно запустите его снова, если он остановится, чтобы масло не успело стечь в поддон. Сразу после этого замените масло и фильтр, а затем еще раз – через 800 км пробега.

Плохое масло для распредвалов с роликовыми толкателями

Посторонние загрязнения (мелкие частицы нагара или пыли, лаковые отложения) – причина № 1 повреждения подшипников в роликовых толкателях. Если повреждение «плоского» толкателя при обкатке очевидно, то в случае повреждения роликового толкателя, полученного при обкатке, последствия могут проявиться через несколько тысяч км. Но принципиальными и здесь являются правильная процедура обкатки и качество масла.

Качественное обкаточное масло должно выполнять две функции: защищать клапанный механизм и уменьшить износ колец. Если масло будет ненадлежащего качества, детали износятся слишком быстро, а продукты износа – большое количество частиц металла «убьют» подшипники в роликах.

«Правильное» масло содержит много противоизносной присадки, которая создает пленку, покрывающую микронеровности на поверхности деталей, а гладкая поверхность выдерживает большие нагрузки.

Поврежденные роликовые толкатели

Рисунок 3.
Поврежденные роликовые толкатели

Правильная кинематика газораспределительного механизма

Еще одна сфера, оставленная без внимания, – это правильная кинематика движущихся деталей. При создании форсированного двигателя, процесс «смешивания и сочетания» деталей создает много возможностей для нарушения надлежащей кинематики. Тщательно исследуйте штанги толкателей и коромысла на наличие признаков нежелательных контактов. Геометрия коромысла и длина штанги толкателя должны быть проверены на обеспечивать легкое перемещение во всем диапазоне движения.

Штанги толкателей должны соответствовать оборотам и диапазону нагрузки на двигатель, а прочие детали находятся на своих посадочных местах и их перемещению ничего не мешает.

Убедитесь, что между коромыслами, клапанной крышкой, клапанными пружинами и прочими сопутствующими деталями есть зазоры, иначе, возможно, понадобится небольшая фрезеровка. Никогда не собирайте клапанный механизм так: закрутил крепеж и ушел.

Кроме того, проверьте износ вновь используемых компонентов, убедитесь, что цилиндрические детали сохранили свою форму, а отверстия, например, для толкателя с «правильной» геометрией. Изношенное отверстие толкателя вызовет смещение толкателя, и он, скорее всего, заклинит – с катастрофическими последствиями. Убедитесь, что все бывшие в употреблении и новые детали сочетаются друг с другом и могут применяться в рамках одной спецификации.

Проверьте «люфт» распредвала, если это необходимо, а также положение и кривизну кулачков. Некоторые кулачки, из-за своей формы, могут плохо сочетаться с толкателями.

Заключение

Правильная сборка или ремонт двигателя – дело сложное и точное. Есть много моментов, когда все может пойти неверно, и двойная проверка спецификаций и следование надлежащим процедурам всегда сэкономит время впоследствии. Не спешите гонять мотор «на максимуме» сразу после сборки и не обвиняйте распредвал, когда случилась катастрофа. Неисправность распредвала обычно имеет другую причину.

ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?

Пришлите свою статью

Источник